Раймонд Хаммер
Корни индуизма (в современном понимании) уходят в глубь тысячелетий. Что же известно о древнейших формах этой религии индийского субконтинента?
Самые древние из имеющихся свидетельств получены в результате раскопок, начатых в 1922 г. в штате Пенджаб и долине реки Инд.Однородная урбанистическая культура зародилась в третьем тысячелетии до н.э., к ней относятся два города, в которых производились раскопки: Хараппа, древняя столица Пенджаба на берегу реки Рави, и Мохенджо-даро, расположенный в 645 километрах от него на берегу Инда, в штате Синдх.далее
В середине второго тысячелетия до н.э. арийские (буквально "благородные") племена наводнили Индию, принеся с собой свой язык и традиции, которые в огромной мере повлияли на древние религии, верования и обряды, хотя и никоим образом не вытеснили их. В Индии их язык развился в то, что сейчас называется санскритом,- родственным греческому, латинскому и другим языкам индоевропейской семьи. Их религия тоже, похоже, имела тесные связи с Грецией времен Гомера. Во всяком случае, в пантеон арийских богов входят боги "Илиады" и "Одиссеи" - олицетворение основополагающих сил природы. далее
Ригведа ("песни знания") является самым древним из подобных свидетельств. Многие из религиозных гимнов этого сборника могли быть созданы, когда ведические племена обосновались в центральной Азии. Но большинство, вероятно, все-таки датируется периодом после заселения Индии. В более поздние времена их стали считать откровениями Брахмы (всеобъемлющего источника всего живого), полученными в форме словесного откровения вдохновенными мудрецами (риши). Считалось, что мудрецам дарована возможность постижения знания, которое считалось бессмертным (отсюда термин санатана - "вечная" - дхарма) и божественным. Позднее было проведено различие между тем, что было получено в результате откровения (шрути), и тем, что лишь сохранялось в памяти (смрити) и, следовательно, несло в себе не прямое, а опосредованное вдохновение.
Ригведа состоит из более чем тысячи гимнов. Они обычно адресованы одному конкретному богу, и все вместе охватывают несколько десятков различных богов. Самым популярным является Индра, который изображен в виде воина, победившего силы зла и положившего начало миру. Бог Агни персонифицирует священный огонь (от латинского ignis) и таким образом связывает небо и землю, передавая брошенные жрецами в огонь приношения небесным богам.далее
Приоритет класса жрецов связан с решающим значением, которое придавалось жертвоприношениям и магическому применению религиозных песнопений. Только жрецы могли организовать общение людей с космическими силами и обеспечить продолжение жизни. Доминирующее влияние жрецов не могло быть достигнуто без борьбы, так как правящий класс не мог просто уступить свою власть. Только по мере усложнения обрядов и церемоний жрецы получили возможность укрепиться в верхних эшелонах власти.
Но наряду с этим Веды отражают усиление тенденции, которая должна была привести к появлению Упанишад (Веданты, конца Вед), с которыми придет конец существующему миру. В древнем мифе о сотворении мира бог Индра играет роль конкретного создателя сущего из небытия. В более поздних версиях Единый Бог, описанный в виде конкретного лица, уступает место Тому - безличному выражению созидательной силы.
Может возникнуть вопрос: "Кто может знать точно, кто может однозначно объяснить: откуда это взялось и из чего возникло творение... сделал это он или он не делал этого?... только он знает, а может быть, даже он не знает".
Из предыдущего абзаца можно понять, почему философские рассуждения о конкретном и абстрактном легче вести в негативном, чем в позитивном ключе, и почему релятивизм был взят за основу во всех попытках описания абсолютной истины.
Из четырех классовых групп, описанных в мифе о сотворении мира, развилась идея о том, что иерархическая структура общества является частью божественного замысла природного порядка. Классы (варны - цвета) послужили основанием возникновения большого количества родовых групп (джати), которые разделяли семьи на группы в зависимости от выполняемых функций в жизни общины. Хотя в последнее время кастовые системы были объявлены правительством вне закона, система продолжает оставаться неотъемлемой частью индийского общественного строя. Вопросы брака и питания полностью зависят от классовых и кастовых порядков. Первые три класса отрезаны от четвертого фактом своего "двойного рождения", или "посвященности". Они носят священную нить как знак превосходства. Более того, родовые группы подразделяются на "чистых и "нечистых", подчеркивая тем самым значение ритуальной чистоты или нечистоты, которые зависят от смешения с другой группой.
Скорее всего, презрение к шудра возникло во время нашествия арийцев, которые считали их цветными (варна), так как их темная кожа отличалась от светлого цвета самих арийцев. Возникшая позднее концепция цикла перерождений включала понятие о том, что для шудра спасение возможно лишь в будущей жизни, так как они пока не вошли в число "посвященных".
Эпическая поэма Рамаяна рассказывает историю Рамы, шестой инкарнации Вишну. Рама был великим героем, посвятившим жизнь освобождению Земли от злодеев.
К 600 г. до н. э. доминирующее влияние жрецов в обществе воспринималось на севере Индии как должное. Жреческий ритуал жертвоприношения и соответствующая мантра (словесное выражение), совершаемые по правилам, записанным в жреческих учебниках, преобладали во всей жертвенной системе.далее
В период с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. проходил процесс создания того, что сейчас называют классическим индуизмом. Хотя на это же время приходится период наиболее широкого распространения в Индии буддизма и джайнизма, именно тогда происходило развитие ортодоксальных ведических традиций. В это время были написаны сутры. Они представляют собой сборники афоризмов, применяемых в качестве комментариев к Beдам и Упанишадам. далее