Миртл Лэнгли
Для религии, имеющей всего три миллиона верующих, из которых почти все проживают в Индии, джайнизм обладает влиянием, превосходящим всякие понятия о пропорциональности. Наиболее ярким примером в этом смысле в наше время стал Махатма Ганди. Не являясь сам джайном, он вырос среди джайнов и впитал в себя их самое характерное правило - не причинять вреда живому (ахимса). С другой стороны влияние джайнизма исключительно сильно ощущается в банковской и коммерческой жизни Индии.
Джайны считают себя последователями Джины (покорителя). Этого титула удостоился Вардхамана, последний из великих учителей джайнизма: так называют и людей, которые, покорив свои страсти и эмоции, достигли освобождения и совершенства. Таким образом, само название "джайнизм" указывает на преимущественно этический характер этой религии.
Период с седьмого по пятый век до н.э. был переломным пунктом для интеллектуального и духовного развития во всем мире: среди других достаточно назвать хотя бы философов в Древней Греции, великих пророков в Хевроне, Конфуция в Китае и Зороастра в Персии. Для северной части Индии шестого века до н.э. было особенно характерно социальное, политическое и интеллектуальное брожение. Древние, отжившие племенные структуры разрушались. Их сменили несколько крупных региональных царств и более мелких племенных союзов, известных, за неимением лучшего термина, как республики. Они сохраняли некоторые черты племенной структуры, но были слабыми в политическом отношении, так как зависели от наиболее крупных царств. далее
Вардхамана, прозванный своими последователями Махавира (Великий Герой), был старшим современником Будды. Окутавшие его жизнь легенды не столь привлекательны, как легенды о Будде, но тем не менее это был несомненно реальный исторический персонаж. Он часто упоминается в буддийских текстах под именем Нигантха Натапутта и характеризуется как один из главных оппонентов Будды. далее
Махавира выбирал себе учеников преимущественно из кшатрийской аристократии и организовал из них постоянную общину, состоявшую из мирян и монахов обоих полов. Не лишено оснований предположение, что прежде чем присоединиться к Джине, некоторые из его последователей отказывались от всего имущества, включая одежду, что способствовало обретению бесстрастия и отрешенности, в то время как других останавливало требование соблюдения наготы. далее
Махавира и другие учителя-гетеродоксы его эпохи интересовались главным образом поисками освобождения от круга перерождений. далее
По случаю рождения, вступления в брак или смерти джайны проводят особые церемонии, так же как в большинстве других религий. Однако тут есть один нюанс. Обряды эти скорее индуистские, чем джайнистские. И очень часто проводят их индуистские жрецы. далее
Отрицание джайнами Бога не влечет за собой отказа от молитв и поклонения, которое более точно можно было бы назвать созерцанием. Из всех существ, включая богов и святых, поклоняются только освобожденным душам или тиртханкарам. Но даже к ним не обращаются за помощью или милостью: они служат больше для вдохновения тех, кто продолжает бороться за освобождение и совершенство. далее