Индуистские обряды и праздники

Раймонд Хаммер

Во времена арийского нашествия религиозные обряды проходили на свежем воздухе, и часто объектом поклонения служил огонь. Возникновение храмовых обрядов как таковых относится, видимо, к эпохе ранней религии долины Инда. Ранние храмы строили из дерева, и поэтому они не сохранились. Позднее храмы стали строить по образцу царских дворцов. Так как считалось, что боги живут в горах, многие храмы были построены в стиле горной крепости: с башней и стенами, с символом божества в центре, в окружении многочисленных символов духовного мира.

В храме

Нужды богов удовлетворялись верующими, которым, перед тем как вступить в общение с Богом, необходимо было пройти через подготовительные очистительные обряды. Например, вишнуиты, перед тем как приступить к утренней службе, должны совершить шестнадцать процедур, включающих омовение ног, очищение рта, купание, одевание, умащивание благовониями и принятие пищи. Все это сопровождалось распеванием гимнов, звоном колоколов, курением благовоний и ритуальной музыкой.

После этого начиналась пуджа, первые восхваления бога и просьбы к нему с последующим разделением божественной трапезы - воды и прасады (название блюла, сначала предлагаемого богу, а потом съедаемого участниками службы). Обычно главной статуе храма еда и напитки предлагались в течение всего дня, а на ночь ее укладывали спать!

Статуя является символом присутствия божества и его вместилищем. Рамакришна сказал по этому поводу: "Мы должны верить в Божественное Присутствие, наполняющее Образцы Божества". Для служителей более высокого уровня каждая часть храма имеет свое символическое значение. Главное святилище является сердцем культа: башня обозначает стремление духа к небесам. Каждый из почитаемых богов выполняет определенные функции или соответствует определенной части Верховного Божества.

Жрецы могут усиливать торжественность ритуала, читая перед верующими отрывки из Вед. Такие же чтения проводятся перед верующими после ритуального купания в водах священного Ганга в Варанаси. Но любой "дважды рожденный" индус (из первых трех классов) может самостоятельно проводить чтение молитв и мантр. В храме верующие совершают подношения в виде цветов и денег, после чего обходят вокруг святилища, все время оставляя его с правой стороны. Служба в храме никогда не бывает общей. По сути своей она всегда индивидуальна. Вот почему домашние обряды имеют не меньшее значение, чем храмовые.

Во время омовения в Ганге у Варанаси женщина предлагает священную воду восходящему солнцу.

Семья индусов в Лондоне отмечает праздник Дивали перед домашним святилищем.

Дома

Домашние обряды различаются в соответствии с классовой принадлежностью семьи, самые сложные проводятся в семьях касты браминов. Для проведения пуджи во многих домах выделяется отдельная комната со святилищем, в котором хранится образ любимого божества (в бедных семьях) или нескольких богов. У некоторых есть мандала, символическое изображение (обычно картина) Вселенной. Для очищения используются вода и огонь, богам предлагается пища, курятся благовония, делаются приношения из цветов и цветных порошков (для украшения).

"Дважды осужденные" индусы совершают обряды три раза в день. Они носят священную нить (через левое плечо свисающую на правое бедро), хлопковую у браминов (жрецов), конопляную у кшатриев (правителей) и шерстяную у вайшья (землевладельцев и купцов). Кроме этого, каждый из них носит кастовую метку на лбу, а некоторые еще и на руках или других частях тела.

Рано утром служба начинается с мантры "Ом", которая произносится с закрытым ртом. Затем верующие повторяют имя своего бога, вспоминают саги (риши) и отождествляют себя с Брахманом. Они завязывают в пучок волосы на голове и читают мантру Гайятри из Ригведы:

"Мы размышляем о восхитительном величии лучезарного солнца: да вдохновит оно наш рассудок".

Ритуал проводится в полуобнаженном виде, босиком, сидя со скрещенными ногами, глаза сводятся к кончику носа, лицо повернуто в сторону восходящего солнца. Затем они набирают в рот воды, произносят имя бога и прыскают водой вокруг себя. Они дотрагиваются до шести частей тела - что указывает на присутствие бога внутри, повторяют молитвы, медитируют и повторяют слова Гайятри. Образам предлагается вода, повторяется чтение отрывков из Вед, и служба заканчивается последним предложением воды и поклоном. Вечерние службы проводятся по тому же принципу, но короче. Дневная служба может сопровождаться обращением за советом к учителю (гуру). Во время совершения пуджи жрецы, домовладельцы и аскеты (садхи) пользуются особыми позами, жестами и выражениями.

Праздники

Праздники часто связаны со сменой времен года. Но при этом они посвящаются событиям, описанным в мифах о деяниях Рамы и Кришны.

Самым популярным праздником является Холи. Это весенний праздник, связанный с Кришной, во время него не действуют табу и кастовые ограничения. Особенное внимание во время праздника уделяется получению удовольствия.

Дивали (праздник огней) проводится осенью и посвящается Кали (супруге Шивы) и Лакшми (жене Вишну). Циклам мирового развития посвящаются массовые паломничества, когда в такие религиозные центры, как Вриндабад (культовая столица Кришны) и Варанаси, стекаются сотни тысяч человек.

Разделы

  • Некоторые индуистские праздники
  • Освобождение от жизни?