Джон Хиннеллс
"Парсами" в Индии называют людей, которые покинули Персию (Иран) в начале девятого века н.э. в поисках земли религиозной свободы. Они были последователями древней веры зороастрийцев, и чтобы сохранить свою религию, подвергавшуюся суровым притеснениям со стороны мусульман, предпочли уйти с родных земель. История их путешествия в Индию изложена в Сказании о Санджане, Куисса-и Санджан, написанной в 1600 г.
Руководствуясь предсказанием жреца-астролога, зороастрийцы оставили родные места на севере Персии, пересекли страну и морем переправились в Див, на берегу современного Пакистана. Там они прожили двадцать лет, прежде чем снова снялись с места по совету астролога. В открытом море их настигла ужасная буря, грозившая затопить все корабли. Они молили Бога о спасении и обещали, что если останутся живы, в знак благодарности воздвигнут великий Храм Огня.
Их молитвы были услышаны, и корабли прибило к северо-восточному побережью Индии в районе Санджана. Они обратились к местному князю за разрешением поселиться в этих местах. Разрешение было получено на следующих условиях - они должны были говорить на местном языке (гуджарати), соблюдать местные брачные обычаи и не носить оружия. Чтобы уверить его в своих мирных намерениях, парсы представили документ из шестнадцати пунктов (шлоков), в которых излагались основные постулаты их веры. В нем они сделали особое ударение на том, что зороастризм имел сходные черты с индуизмом и что их обычаи не повредят никому. Щедрый правитель выделил им даже землю для постройки храма.
Парсы считают свое путешествие в Индию доказательством божественного предзнаменования, открытого ими по звездам. В ответ на их молитвы им удалось благополучно высадиться: для поселения в Индии им были выставлены минимальные условия адаптации, и их религия могла сосуществовать в полной гармонии с верой хозяев их новой родины. Весь ход истории с тех времен только подтверждает их убеждение.
Во времена правления индусов парсы вели спокойную, безопасную, оседлую жизнь. В 1297 г. н.э. Гуджарат наводнили полчища мусульман. В 1465 г. мусульмане, чтобы окончательно установить свою власть в регионе, повторили нашествие. Парсы боялись возобновления преследований и с оружием в руках встали на сторону индусов, но те все равно потерпели поражение. К счастью, мусульманское давление на парсов (и другие веры) в Индии было ничто по сравнению с тем, что им пришлось пережить в Персии.
Появление в семнадцатом веке европейских и в особенности британских купцов стало событием, которое коренным образом повлияло на судьбу парсов. Британцы построили на островах Бомбея мощную торговую базу. далее
В двадцатом веке, по мере роста влияния других общин, богатство и могущество парсов пришло в относительный упадок. Но все равно парсы остаются уважаемой высокообразованной общиной представителей верхней части среднего класса. далее
Подобные экстремистские настроения не могли не внести в стан ортодоксов раскол, который, однако, принял неожиданную форму в силу того, что к этому вопросу была привлечена теософия, возникшее на Западе религиозное течение, призывавшее индийцев к отказу от западного материализма и отстаиванию древних традиций. Этот призыв нашел отклик у многих парсов, которые, не вступая формально в "Теософское общество" восприняли часть его постулатов. далее
Обряд посвящения (науджоте) по традиции проводится в возрасте наступления половой зрелости, хотя в наши дни существует тенденция проведения его примерно в возрасте девяти лет. С младенцами обряд не проводится никогда, так как вся его суть заключается в том, что посвящаемый, по его или ее собственной воле, вступает в армию Бога. Зороастрийцы не верят, что ребенок может согрешить прежде, чем познает разницу между хорошим и плохим.
Науджоте - это не сакраментальное присвоение звания, но скорее посвящение в мир религиозных обязанностей. Видимая сторона ритуала заключается в первом публичном облачении в священную рубаху и подвязывании нити. Рубаха белого цвета символизирует чистоту веры и сделана из хлопка. Между ней и телом нет ничего. Нить изготавливается из шерсти ягненка; она развязывается и завязывается снова по меньшей мере пять раз в день, под аккомпанемент традиционных молитв. Отогнать дьявола можно с помощью презрительного помахивания концами нити: при упоминании имени Господа следует наклонить голову в знак почтения; завязывание нити означает обещание быть добрым в мыслях, словах и поступках. Эти нехитрые ритуалы и молитвы можно проводить где угодно, и следует повторять пять раз в день.
Из всех ритуалов в большинстве религий меньше всего подвержены изменениям с течением времени похоронные обряды. Так как для зороастрийцев смерть означает временную победу зла, то в месте смерти всегда присутствуют темные силы. Целью похоронной церемонии является ограничение возможности распространения этого зла. Тело должно быть убрано из дома как можно скорее. Его обмывают и одевают в чистую, но старую одежду - старую, потому что расточительность считается грехом. По возможности похороны должны пройти в день смерти. далее
Центром зороастрийских ритуалов и поклонения с незапамятных времен является огонь. Древние кочевники брали для проведения обрядов огонь из домашнего очага, куполом их нерукотворного храма служило небо. Храмы были впервые введены в религию зороастрийцев царем Артаксерксом II (404-359 гг. до н.э.) из династии Ахеменидов, возможно, в подражание обычаям Вавилона. Он также пытался учредить культ статуй, но это было слишком радикальным изменением традиций и не получило развития. Вместо изготовленных человеком статуй зороастрийцы поместили в центре святилища созданную божественным образом "икону" огня. далее
Только сочетание простоты требований и красоты идеалов, подкрепленное мужеством приверженцев, позволило древнейшему из пророческих учений в мире просуществовать более трех тысяч лет. Они поддерживали его не только перед лицом гонителей-мусульман, но и в иных землях. Торговые дела рассеяли парсов по самым разным частям света.
В настоящее время общины парсов существуют в Пакистане (Карачи), Великобритании (в основном в Лондоне), в Канаде (Торонто, Монреаль и Британская Колумбия), в США (в основном Нью-Йорк, Чикаго и Калифорния), а также в Австралии. В современном Иране проживает примерно 30000 зороастрийцев, переживших тысячелетний период гонений и ставших, наконец разрешенной религиозной группой. Таким образом, несмотря на то, что число верующих продолжает оставаться небольшим - всего около 200000,- зороастризм все еще живая религия.