Дуглас Дэвис
Что такое религия? Имеется немало определений. Некоторые авторы описывают ее как "веру в духовные существа". Другие предприняли попытку дать более основательные определения в плане представлений верующих либо исполняемых ими действий.
Вот некоторые из различных подходов к религии:
Различие в подходах определяется их разным назначением, и каждый из них по-своему ограничен. В качестве фундаментального выступает различие в позициях: с одной стороны, существует подход верующего, с другой - подход исследователя.
Термин "теология" обычно служит для обозначения исследования той религии, которую исповедуют. Теологию интересует содержание религиозных доктрин, которые сформировались на протяжении многих лет. Это зачастую приводит к образованию различных традиционных школ и разделению на секты внутри ведущих религий.
Данный подход далее связан с применением этих знаний в повседневном поведении, что составляет предмет этики, а также в специальных актах богослужения, составляющих литургию.
Данные названия используются в христианской теологии, однако аналогичные области можно найти и в других мировых религиях.
Теология, таким образом, является изучением религии изнутри. Она исходит из предположения об истинности данной веры. Далее вера подлежит более полному исследованию, и нередко делаются попытки соотнести эту веру с изменяющейся ситуацией в мире. Теология всегда покоится на религиозной традиции.
Исследовательский подход к религии означает нейтральную, непредвзятую форму изучения. При этом рассматривается сама форма религии, а вопрос о ее истинности не ставится. Выражение "исследовательский подход" может вводить в заблуждение, если под этим понимается, что верующие люди не способны разумно рассматривать явления, относящиеся к области религии. Очень часто оказывается, что они вполне это могут делать. Но в исследовательской, объективной или научной перспективе основное внимание обращено на внешние, видимые аспекты религии даже в тех случаях, когда это означает необходимость скорее описывать природу религиозного опыта людей, нежели пытаться дать более точное определение великим вопросам истины и сознания присутствия Бога, как это ощущают сами верующие. С одной стороны, выступая в качестве верующих, религиозные люди могут говорить об интимных сторонах религиозной жизни, а с другой стороны, они как исследователи могут оценивать мировосприятие других верующих.
Какие же различные методы используются учеными при изучении предмета религии и каковы те основные идеи, которые помогут нам разобраться в сущности "исследовательского подхода"?
Эти различные подходы, конечно же, не являются взаимоисключающими. В действительности каждый метод исследования может дополнить общую картину.
Подобный взгляд противостоит "редукционизму" некоторых подходов, пытающихся объяснить все в терминах одной теории. Согласно им религия представляется сугубо как результат действия экономических, сексуальных или эволюционных движущих сил.
Например, Маркс объяснял религию в экономических терминах. Фрейд использовал термины сексуальной теории.
Невозможно понять человечество, не поняв его религиозных верований. Иногда наивная, иногда проникновенно-благородная, иногда утонченная, иногда жестокая, иногда наполненная всепоглощающей нежностью и любовью, иногда мироутвер-ждающая, иногда отрицающая мир, иногда обращенная внутрь, иногда имеющая характер вселенской миссии, иногда поверхностная, а часто глубокая по своему содержанию - религия пронизывает жизнь человека с давних незапамятных времен.
Антропология является наукой, изучающей человеческое поведение. Рассматриваемая в качестве определенным образом организованного поведения, религия доступна наблюдению, как и любая другая человеческая деятельность. далее
В то время как в XIX веке ученые довольствовались тем, что рассматривали идеи антропологии в комплексе с вопросами, касающимися человеческого мышления, в XX веке психика человека стала предметом особого внимания психологов. Зигмунд Фрейд в своих работах во многом исходит из идей эволюционной антропологии, в особенности тех, что содержатся в знаменитых "Лекциях по религии семитов" Уильяма Робертсона Смита (1889). далее
В начале XX века быстро развивается новая научная дисциплина - социология. Идея проекции здесь также обладает большой значимостью, особенно для Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Своей знаменитой работой "Элементарные формы религиозной жизни" он во многом обязан все тем же лекциям Робертсона Смита. далее
Феноменология отличается от более ранних подходов к изучению религии тем, что она не интересуется ни историческим происхождением религии, ни ее функцией в современных условиях. Она занимается классификацией феноменов, которые ассоциируются с религиозными традициями: объекты поклонения, ритуалы, доктрины или чувства.далее
Мирча Элиаде родился в Бухаресте в 1907 году, работал, в том числе занимался преподавательской деятельностью, во многих частях земного шара. Он является самым известным и наиболее влиятельным представителем науки, занимающейся изучением истории религий. Трудно провести различительную черту между историками религии и последователями феноменологии религии, так как их взгляды относительно близки. Так, например, Элиаде, исследуя исторические фазы развития религий, изучает и идею "святого". Каковы различные пути, приводящие человечество к осознанию идеи "святого"? Решая эту задачу, Элиаде обсуждает пути, в которых проявляется священное, включая и священные места, и святых людей. Пути эти называются иерофаниями.далее
В 1888 году, том самом, когда Смит читал бернеттовские лекции "Религии семитов", Фридрих Макс Мюллер прочитал гиффордские лекции, озаглавленные "Естественная религия". Мюллер рассказал, как он, будучи еще молодым человеком, загорелся идеей перевода священных текстов Индии и как его ранняя работа по языкознанию привела его к изучению мифологии и, в конечном счете, к "науке религии", религиоведению. Религия - это то умственное состояние, которое "делает человека способным понять Бесконечное под различными именами, а наука религии - это попытка проследить развитие имен, которые давались богам.далее