Гарольд Тернер
Когда нам говорят о первобытных предрассудках, колдовстве и заклинаниях, фетишизме и мумбо-юмбо, сразу приходят на ум первобытные племена, вовсе не имеющие религии как таковой. В действительности же многие первобытные племена более религиозны, чем народы развитого Запада. Они живут в тесном контакте с природой и ощущают ее таинственные силы. Они зависят от природных катаклизмов, штормов и наводнений, пожаров и землетрясений, которые в их глазах представляют собой силы зла. Им приходится иметь дело с соседними враждебными племенами или со злыми людьми в своей общине. Смерть всегда находится рядом и часто приходит слишком рано.
Именно поэтому первобытные племена чувствуют себя беззащитными, слабыми, окруженными злыми силами, не способными справиться с трудностями жизни и достичь долгожданного счастья. Они с легкостью убеждают себя в существовании вокруг них невидимой сверхъестественной силы и разрабатывают собственные религиозные системы, чтобы попытаться наладить с ней контакт.
Таким образом, религии первобытных племен связываются с реальными потребностями людей и приобретают все признаки настоящей религии. Для них характерны реальный взгляд на жизнь, скромная оценка человеческих возможностей и чувство зависимости от мира духов. Как говорят в племени нуэров в Судане: "Мы все муравьи перед богом". далее
Сохранившиеся первобытные религии на карте мира.
Большинство общепринятых терминов, используемых для описания этих религий, либо оскорбительны, либо неточны. Людям не нравится, когда их религию называют языческой, дикарской, примитивной или основанной на предрассудках, а такие определения, как анимистская, дописьменная, традиционная или этническая, не могут считаться адекватными. Слово "предрассудок" применимо к некоторым традициям и верованиям, которые не успели окончательно отмереть после распада религиозной системы или ее замены другой религией. Религию следует четко отличать от магии, которая является попыткой людей использовать потусторонние силы в своих корыстных целях. Магия - это своего рода религия наоборот. Могут возникнуть проблемы даже с использованием термина "племенные религии", так как слово "племенной" в некоторых частях света считается неприличным. далее
Основой первобытных религий является вера в мир духов, полный сил и существ, намного превосходящих силы человека. В мире мы не одни. За рядовыми вещами и повседневными событиями стоит невидимая сила. Иногда она проявляется в виде силы, проникающей во все на свете, но особенно сконцентрированной в необычных явлениях или необычных способностях человека. Такая сила называется "мана". далее
Во многих первобытных религиях над всеми остальными силами царит один верховный бог. Иногда этот бог может считаться универсальным Богом для всех народов. Например, для североамериканских индейцев таким богом является Великий Дух, а для новозеландского народа маори - бог Ио. Такой бог обычно считается создателем мира. далее
Большинство первобытных племен верит, что души умерших продолжают жить. Эти "живые мертвые" общаются с теми, кто продолжает жить в этом мире. Живым следует почитать духов предков, полагаться на их защиту и указания, а также возносить молитвы верховным духам-покровителям. Иногда культы такого типа называются "культами предков": в самом деле, выдающихся предков возводят в ранг богов. далее
Понятия первобытных религий о потусторонних силах основаны не на священных писаниях и символах веры, а на мифах. Это мифы о великих деяниях духовных сил в процессе сотворения мира и передачи людям различных природных ресурсов и навыков, необходимых для поддержания жизни - охоты, рыболовства, возделывания земли, добывания огня, изготовления посуды и постройки жилищ. Мифы отличаются от обычных сказок прежде всего длиной и сложностью, а также наличием в них информации о религиозных воззрениях и жизненной философии. В них можно найти глубокое понимание человеческой природы и основных жизненных проблем человечества. далее
Еще одним способом общения двух миров являются ритуалы. Иногда их описания встречаются в древних мифах; сочетание ритуала с мифом может применяться в сложных церемониях поклонения или на больших праздниках. В этих случаях мифы разыгрываются в лицах так, чтобы зрители могли еще раз почувствовать свою причастность к могуществу богов и приобщиться к священному процессу обновления жизни. далее
Молитвы и жертвоприношения богам совершаются главным образом во время ритуальных обрядов. Некоторые из молитв настолько красивы и духовно глубоки, что их можно было бы использовать в мировых религиях. Остальные молитвы имеют эгоцентрическую направленность и включают просьбы о богатстве и успехах в повседневных делах. Жертвы богам приносятся не всеми племенами, но многие первобытные религии имеют тщательно разработанные системы жертвенных ритуалов, определяющие перечень жертв, приносимых путем убийства, сжигания, возлияния или другими способами, а также яств, съедаемых в ходе разделения с богом торжественной трапезы.
Для соблюдения многочисленных религиозных обрядов многие первобытные племена пользуются услугами своего рода специалиста, роль которого лучше всего отражает термин "знахарь". Он может исполнять обязанности жреца, медиума, предсказателя, лекаря и травника, шамана; но не колдуна, чародея или волшебника. далее