Дуглас Дэвис
Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб, так называемой "земле пяти рек", в конце пятнадцатого века. В это время на этой территории одновременно были распространены индуизм и ислам, и многие люди задавались вопросом о том, какой из образов жизни, формальный или ритуальный, приведет их ближе к Богу. Сикхская религия предложила другой путь.
Движение зародилось в небольшой группе учеников, объединившихся вокруг Гуру Нанака (1469-1539) с целью поисков присутствия Бога. Со временем под руководством девяти последователей Нанака группа разрослась. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов многократно увеличилось. Они также смогли создать сильную военную организацию, что позволило им получить статус признанной религиозной общины.
Так как рост самосознания пенджабцев был тесно связан с распространением сикхской концепции жизни, религию сикхов можно назвать этнической. Как в иудаизме, так и в большей части индуистских течений принадлежность к общине и религии идут рука об руку. Для сикхов, проживающих вдали от Пенджаба, религия имеет огромное значение, так как она позволяет им сохранить индивидуальность.
В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя).
Одной из отличительных черт сикхизма как религии гуру является то, что Нанак и девять его последователей рассматриваются как создатели конкретной исторической эпохи живых гуру. Считается, что у них было единое понятие истины, одинаковая способность проникновения в Бога и даже общая индивидуальность. Сикхи говорит, что десять гуру подобны десяти свечам, зажженным одна от другой. далее
В 1606 г. гуру Арджан был убит в мусульманских застенках. Существуют разные мнения по поводу того, как это произошло, но сикхи считают его смерть мученической. Под предводительством Арджана сикхи поднялись на борьбу с мусульманскими завоевателями. Вокруг гуру стали объединяться другие жители Пенджаба, и вскоре к нему присоединилась большая часть членов касты земледельцев джат. Переключение акцента сикхской религии с мирного распространения веры на утверждение права эту веру защищать привело к быстрому росту численности и мощи общины. далее
Классическое сикхское толкование событий, происходивших в самом конце семнадцатого века, таково: в 1699 г. живой гуру передал свои полномочия, с одной стороны, самой общине, а с другой (в 1708 г.), Собранию Священных Книг. Изменилась сама концепция гуру. В центре культа место живого человека, направляющего духовный поиск людей и ведущего их за собой в мирских делах, заняла община (Гуру Пантх) и Священная Книга (Гуру Грантх). Предание рассказывает, каким образом Говинд Сингх создал Пантх (путь, по которому следуют верующие; термин, используемый для обозначения самой общины). Он собрал вокруг себя своих последователей и предложил выйти вперед тем, кто готов был принести себя в качестве человеческой жертвы. Так он испытывал их преданность. далее
В центре этого ритуала, как и всех сикхских обрядов, находится Священная Книга. Церемония начинается чтением отрывков из нее, и ей же посвящены многие молитвы и песни. Гуру Грантх содержит духовные стихотворные произведения исторических гуру. Большая ее часть создана гуру Арджаном, хотя в последнее издание, подготовленное гуру Говин-дом Сингхом, включены также работы преемников Арджана. Этот сборник носит название Ади Грантх, или Подлинная Первая Священная Книга. Гимны и стихи, созданные гуру Говиндом Сингхом, не вошли в этот сборник. Но после смерти гуру один из его учеников составил сборник Дасам Грантх - сочинения десятого гуру. далее
Как только люди убеждаются в присутствии Бога, они начинают рассматривать свою жизнь в ином свете. Каждый верующий осознает, что связан путами своекорыстия, невежества и себялюбия, помноженными на всепоглощающую страсть к мирским удовольствиям. Словно гипнотические чары материального заслоняют истинную суть жизни от человека, которому мир начинает казаться морем, тянущим его ко дну, почти без надежды на спасение. Иногда даже святые люди могут, при исполнении ими обрядов, испытывать подобное ощущение собственного невежества. далее
Двадцатый век стал свидетелем быстрого расселения сикхов за пределы Пенджаба. В начале века и в короткий период после второй мировой войны много холостяков и семейных мужчин, оставивших дома своих жен, отправились в Америку, Великобританию, Канаду, а также в южную и восточную части Африки. Многим из этих сикхов пришлось в поисках работы в новом для них мире отказаться от тюрбанов и нестриженых волос. В то время сикхских храмов в этих странах почти не было, но невозможность проведения сикхских ритуалов не означала, что люди забыли свою веру. далее