Раймонд Хаммер
Согласно Ведам, единственной реальностью, или абсолютом, является брахман, не поддающийся никаким определениям.
АбсолютБрахман нейтрален и безличен - источник, причина и основа всего сущего. В нем можно найти:
Брахман непознаваем. Думать о нем можно лишь как о персональном божестве. Поэтому индусам свойственно восприятие множества форм выражения различных божественных черт или свойств. В ведических гимнах человеческие определения не в силах полностью охарактеризовать бога. Боги являются олицетворением природы или космических сил. Но как бы многочисленны ни были их ряды, все они являются выражениями единого брахмана, потому что, хотя число его воплощений неограниченно, он все равно остается единым по своей сути.
Вот почему индуизм не обращает внимания на то, что каждая деревня поклоняется собственному богу или богам. Их многочисленность не может рассматриваться как политеизм, потому что брахман Един. Боги всего лишь ступеньки на пути к единой реальности.
Фаллическая колонна лингам является символом созидающего бога Шивы.
Индра, бог, который чаще всего упоминается в Ведах: его доблестным подвигам посвящено множество легенд. С помощью молнии он одержал победу над драконом, пытавшимся задержать течение вод. Он победил солнце и освободил из его плена рассветы. Его изображают украшенным драгоценностями, увенчанным тюрбаном или тиарой, верхом на слоне и с молнией в руке. Как и у других богов, у него есть супруга, Индрани, или Саси.
Агни, бог огня и жертвоприношений - тот, кто соединяет землю, небо и воздух между ними. Его считают жизненной силой внутри природы. Ригведа воспевает его, как "возвращающего жизнь всем существам".
Главой ведических богов является Варуна, хранитель космического порядка. Его представляют облаченным в золотую мантию и часто отождествляют с Митрой (персидский бог- Верховное Божество митраизма).
Существует еще много богов и богинь - символизирующих солнце, луну и звезды - и вместе с ними Дьяус Питар, "небесный отец" (в древнем Риме Юпитер, а в Греции Зевс), Вайю, бог ветра, и Праждапати, отец богов (дэвов) и демонов (ашуров), и повелитель животных.
Ведический пантеон, однако, уступил место другой иерархии богов неарийского происхождения. Во главе другого божественного воинства, помогающего Ишраве, единому Верховному Богу, символу брахмана, выступает триада (тримурти):
Действия этой троицы совпадают с трехтактным ритмом мировых циклов. Сначала они возникают из брахмана: затем достигают полного своего воплощения; потом поглощаются либо брахманом, либо эпохой, за которой следует очередной век. Сотворение мира, так же как история, разбивается на циклы. Нет ни истинного начала, ни конца. Начало является концом, а конец новым началом.
Несмотря на конкретность своих обязанностей создателя, Брахма остается в достаточной степени абстрактным. Его задача внести разнообразие в первоначальное единство. Его жена Сарасвати, воплощение исходящей из него энергии. С одной стороны, она богиня рек, отождествляемая со Словом, с другой, символ знания и "потока правды".
Брахму часто изображают с четырьмя лицами, обращенными в четыре стороны света, и с четырьмя руками, в которых он держит четыре сборника Вед. Иногда его изображают верхом на лебеде; иногда он восседает на цветке лотоса - в знак его нерожденности и происхождения из самого себя.
Вишну, великий сохранитель, считается ответственным за человеческие судьбы. Обычно его изображают в символических позах. Он может восседать или возлежать на плывущем по водам океана тысячеглавом драконе, символизирующем хаос. Он может стоять в окружении небесных придворных. Или, символизируя солнце, он может восседать на небесном орле (Га-руде), рассекающем небесные просторы. Культ Вишну пользуется огромной популярностью. Его воспринимают как олицетворение божественной любви - иногда в обществе своей жены, Лакшми, символа красоты и удачи - но чаще рядом с людьми в образе одного из своих десяти милостивых "наследников", или воплощений. Большинство из этих воплощений считаются частичными. Значимость Кришны (наиболее популярной инкарнации Вишну) объясняется тем, что в этом облике Вишну выражается полностью. Подобный подход практикуют и почитатели Рамы. Они считают, что в нем Вишну выразился с такой же полнотой.
Третьим членом тримурти является Шива. В этом божестве сосредоточились и слились в еди ное целое все возможные противоположности. Хотя его символом считается фаллос (лингам) и его повсеместно отождествляют с мужской ролью в вопросах плодородия и произведения потомства, все же часто его изображают вечным девственником. (В большинстве храмов Шивы видное место занимает статуя бычка, символа половой зрелости.) далее
У Шивы, как и у других богов, есть жена, которой передаются его силы. Однако различия в культах "Великой Матери", почитаемой в Индии с древнейших времен, привели к тому, что она известна под разными именами, наиболее популярными из которых считаются Дурга или Кали. Сила и влияние этой богини берут начало в период доарийской культуры матриархата. далее
Бхакти, приверженность конкретному богу, ставшая важным элементом народной религии, возникла как реакция на строгость и суровость требований йоги. Цель йоги заключается в подавлении желаний, любви и чувств как таковых. Что же в этом случае могло служить делу удовлетворения эмоциональных потребностей верующих? Сводя вместе понятия бхакти, знания (джнаны) и кармы, Бхагаватгита показывает, что они не являются простым выражением эмоциональности: они всегда связаны с интеллектуальной и практической сторонами человеческой жизни. далее
Концепция мокши не всегда присутствовала в индийской религии. Вероятно, стремление к освобождению возникло в то время, когда понятие цикла перерождений (самсара) стало основополагающим постулатом индуизма (примерно в седьмом веке до н.э.), означающим бесконечный круг существований, зависящих от индивидуальных поступков (кармы) каждого. далее