Возникновение частной собственности в первобытном обществе. Тема 5. Предпосылки разложения первобытного общества и возникновение частной собственности, классов и государства.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя. Возникновение частной собственности в первобытном обществе


Тема 5. Предпосылки разложения первобытного общества и возникновение частной собственности, классов и государства.

  1. Предпосылки и ход разложения первобытно - общинных отношений.

  2. Производящее хозяйство и новые производственные отношения.

  3. Брак и семья. Критика концепции т.н. матриархата (гинекократии). Экзогамия, эндогамия и причины их возникновения.

  4. Социальные отношения. Истоки возникновения социального неравенства.

  5. Общественная организация. Формы общественных связей.

  6. Возникновение государства. Проблема классов.

  7. Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации.

Доклады:

1. Формы и типы догосударственных образований.

2. Социальные предпосылки формирования государства.

3. Обычное право в первобытном обществе.

4. Зарождение нравственности.

Литература:

  1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.,1988.

  2. Марков Г.Е. Новейшие достижения советской науки в области истории первобытного общества //Новое в советской исторической науке. М., 1988.

  3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.,2001.

  4. Андриянов Б.В. Марков Г.Е. Хозяйственно-культурные типы и способы производства // Вопросы истории.1990.№8.

  5. Исследования по первобытной истории. М.,1992.

  6. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1974.

  7. Семенов Ю.И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М., 1993.

  8. Тейлор Э. Первобытная культура. М.,1980.

  9. Тих Н.А. Предыстория общества. ЛГУ, 1970.

  10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М.,1980.

  11. Францев Ю.П. У истоков религии и свободолюбия. М-Л., 1959.

  12. Альтернативные пути к цивилизации: Кол. Монография /Под ред. Н.Н. Крадина, А.В. Коротаева, Д.М. Бондаренко, В.А. Лынши. М., Логос, 2000.

  13. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Изд-во Саратовского университета,1981.

IV. Тест по дисциплине «Первобытное общество» для направления подготовки 030600 (62) - «История» юф сиБашГу

  1. Эпоха становления человека и общества получило в исторической науке название:

а) праобщество

б) антропогенез

в) антропосоциогенез?

  1. Кто из теоретиков прошлых времен считал период становления человеческого общества- эпохой обуздания зоологического индивидуализма?

а) Ф. Энгельс

б) В. Ленин

в) Л. Морган

  1. Самая первая находка архантропа (древнейшего человека) принадлежит:

а) Дюбуа

б) семейству Лики

в) Мовиусу?

  1. Основными признаками первобытного человеческого стада по мнению исследователя Равдоникаса, является:

а) моногамия

б) сорорат

в) промискуитет?

  1. Первобытное общество, еще не затронутое процессами социального и имущественного разложения:

а) ранжированное

б) стратифицированное

в) эгалитарное?

  1. Гетерозис-это:

а) резкое возрастание мощности, крепости, плодовитости потомства

б) люди современного физического типа

в) период возникновения первобытной общины?

  1. Создателем теории моноцентризма является ученый:

а) Семенов

б) Рогинский

в) Першиц?

  1. Одним из важнейших признаков рода является обычай:

а) эндогамии

б) экзогамии

в) левирата?

  1. Начало и окончание верхнего палеолита датируется:

а) 45-20 т.л.т.н.

б) 45-40-12-10 т.л.т.н.

в)40-18 т.л.т.н.?

  1. Термин «неолитическая революция» была предложена и введена в историческую науку ученым:

а) Семеновым

б) Смирновым

в) Чайлдом?

  1. Первыми центрами селекции культурных растений были районы:

а) Ближнего Востока

б) р.Хуанхе и Янцзы

в) Средней Азии?

  1. Перераспределение продукта между различными членами группы или слоями общества называют:

а) реципрокальность

б) редистрибуция

в) линидж?

  1. Как называется раздел языкознания, изучающий собственные имена?

а) топонимика;

б) ойконимия;

в) ономастика?

  1. Родовой священный символ-

а) тотем;

б) фетиш;

в) нет верного ответа?

  1. Наука о биологических особенностях человека и его предков называется-

а) палеоантропология;

б) физиология;

в) антропология?

16) Фамилия французского монаха-иезуита, занимавшегося миссионерской деятельностью среди американских индейцев, автора книги «Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времен»

а) Д. Толанд;

б) Ж.Ф. Лафито;

в) Р. Шарлевуа?

  1. Вопрос о месте человека в живой природе был впервые поставлен на научную основу в

а) XVII в.;

б) XVIII в.;

в) XIX в.?

18) Кем из исследователей был введен в науку термин «экзогамия»?

а) Мак-Леннаном;

б) П.П. Ефименко;

в) Э.Тайлором?

  1. Какой народ до сих пор использует идеографическое письмо?

а) японцы;

б) шотландцы;

в) китайцы?

  1. Особый вид лидеров, известных у ряда племен Меланезии, Юго-восточной Азии, называется-

а) бигмен;

б) старейшина;

в) потлач?

studfiles.net

Зарождение эксплуатации и общественных классов

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Неизбежным следствием появления регулярного прибавочного продукта и частной собственности было возникновение социально-экономической дифференциации. В то время как у родоплеменных старейшин, жрецов и особенно военных предводителей с их дружинниками скапливались богатства, другие общинники обладали лишь незначительными излишками или не обладали ими совсем. Да и рядовые общинники по разным причинам (условия хозяйственной деятельности, численность и половозрастной состав семей) оказывались в неравных условиях. Это неравенство углублялось тем, что престижные экономические отношения, в прошлом в основном межобщинные, стали все шире проникать в общину. Тем самым сюда стал проникать и принцип эквивалентности дачи и отдачи, вытеснявший прежний принцип безвозмездного, уравнительного распределения. За материальную помощь, полученную сородичем или однообщинником, ему теперь приходилось расплачиваться — сперва в том же, а затем и в большем размере.

[adsense]

Фактором, который в значительной степени усилил и ускорил начавшееся имущественное расслоение, стало рабство. В ненарушенной родовой общине, не располагавшей регулярным избыточным продуктом, рабство было невозможно. Поэтому пленные мужчины здесь обычно умерщвлялись, а женщины и дети усыновлялись, становились полноправными членами племени победителя. Иногда, особенно в тех случаях, когда нужно было возместить потерю убитых в бою, усыновляли и мужчин. Так, по одному из сообщений XVII в., у некоторых племен североамериканских индейцев военнопленных передавали тем семьям, которые потеряли близких родственников. «Если пленников принимали, наступал конец их бедам: их одевали наилучшим образом, они были совершенно свободны, хотя и не могли вернуться в свою страну, и пользовались всеми правами того, на чье место были приняты. Но чаще их отвергали, и они погибали в пытках».

Сосуд, изображающий военнопленного или раба. Древние Анды

Сосуд, изображающий военнопленного или раба. Древние Анды

Появление регулярного прибавочного продукта сразу же сделало возможным использование труда военнопленных, которых теперь стали обращать в рабство. Существует мнение, что первоначально рабы становились собственностью всей общины (так называемое общинное, или коллективное, рабство). Но этнографически такая форма нигде четко не зафиксирована; следовательно, если общинное рабство и существовало, то оно очень быстро вытеснялось частным рабовладением. На первых порах рабы использовались преимущественно в домашнем хозяйстве. У юкагиров первые рабы выполняли все женские работы, у нивхов — носили воду, заготовляли дрова, готовили пищу, кормили собак. Рабы жили вместе с хозяевами, спали с ними под одной крышей, ели за одним столом. В других случаях они могли поселяться в отдельных хижинах и иметь свое небольшое хозяйство, продолжая помогать своим владельцам. Обращение с ними было сравнительно мягким, и в большинстве случаев раб пользовался известными имущественными и личными правами. Обычаи, существовавшие у разных народов, разрешали рабу наследовать своему хозяину, вступать в брак со свободными, участвовать в общественной и религиозной жизни, частозапрещали продажу, убийство и даже жестокое обращение с рабом, который в случае недовольства хозяином мог жаловаться старейшинам, уйти к другому владельцу и т. д. Особого присмотра за рабами не было, так как, находясь в сносных условиях, рабы обычно не стремились к побегам. Рабство вначале не было пожизненным: у многих народов раб, проработав несколько лет, становился полноправным членом племени. Так, у ассамских пушеев раб вождя работал на него от трех до шести лет, после чего получал свободу, у алеутов освобождение раба считалось достойным поступком. Став пожизненным, рабство вначале не было наследственным: в зависимости от степени развития рабовладения дети, внуки или правнуки раба считались свободными. Эта примитивная форма рабства, при которой рабы еще не занимают особого места в производстве и выступают как бы в качестве младших домочадцев, младших членов семьи, получила название домашнего, или патриархального, рабства. Термин «патриархальное» здесь следует понимать условно, в смысле «примитивное», так как домашнее рабство в одинаковой степени существовало как в патриархальных, так и в позднематриархальных обществах.

Постепенно количество рабов увеличивалось, их труд начинал выходить за пределы домашнего хозяйства и приобретать большее значение. У северо-западных индейцев рабы использовались уже не только для домашней работы, но и при устройстве рыболовных запруд, постройке домов и лодок, изготовлении различной утвари, ловле и заготовке впрок рыбы, сборе полезных растений, в качестве гребцов и т. д. Сравнительно мало применялся рабский труд лишь в работах, считавшихся почетными, например в охоте и китобойном промысле. В соответствии с таким широким применением рабов количество их у северо-западных индейцев достигало 15—20, а в некоторых племенах — даже 30% населения. К первоначальному источнику рабства — захвату военнопленных — здесь уже добавились новые источники — работорговля и рождение от родителей-рабов. Рабское состояние стало наследственным. Положение рабов резко ухудшилось. Рабы не владели никакой собственностью и не могли жениться по своему усмотрению. Брак их не имел общественного значения и считался простым сожительством.

В знак отличия от свободных они должны были коротко стричь волосы. С рабами обращались жестоко; как и в древней Спарте, периодически практиковались массовые нападения на их хижины, чтобы посеять среди них ужас и предотвратить восстания. Широко практиковалось ритуальное умерщвление рабов — при постройке новых домов и лодок, во время инициаций и похорон. Это был пережиток более архаического обычая убивать пленников, но и он приобретал новое содержание — помогал терроризировать рабов. Таким образом, домашнее рабство постепенно преобразовывалось в рабство производственное. Из младших домочадцев рабы превращались в лишенную средств производства бесправную группу населения, начинавшую занимать особое место в общественном производстве.

[adsense]

Однако возникновение рабства имело и другие последствия: уже патриархальное рабовладение ускорило расслоение среди свободных общинников. Рабы, как и другие виды военной добычи, становились собственностью прежде всего племенной верхушки — главарей, вождей, дружинников, их ближайших сородичей. Эксплуатируя рабов, те умножали свои богатства и увеличивали свой общественный престиж. В условиях развития института частной собственности и обмена это приводило к тому, что в руках родоплеменной верхушки оказывались большие и лучшие табуны скота, пашни, промысловые угодья, запасы ремесленной продукции. Естественно, что одновременно происходило обеднение другой части общинников, часто полностью нищавших и утрачивавших возможность вести самостоятельное хозяйство. Прибегая к займам, некоторые из них поредели в долговую кабалу, кончавшуюся продажей или самопродажей в рабство. У многих народов положение долговых рабов-соплеменников поначалу отличалось от положения других рабов; их рабское состояние было ограничено во времени, обращение с ними было более мягким, их личные права — более широкими. Но так или иначе, прежние источники рабства — захват на войне, рождение в неволе, работорговля — пополнились принципиально новым источником — долговым, или кабальным, рабством соплеменников.

Другая часть обедневших общинников сохраняла свое маленькое хозяйство и личную свободу, но должна была время от времени прибегать к натуральным или денежным займам у богатых соплеменников. На этой основе возникли такие формы эксплуатации, как отработка в хозяйстве заимодавца, ростовщичество и в особенности издольная аренда средств и орудий производства, при которой малоимущий общинник, позаимствовав у богача, например, зерно для посева, тягловую упряжку или несколько голов молочного скота, расплачивался с ним частью произведенного продукта. Такая издольщина в одних случаях также в конце концов приводила к долговому рабству, в других, напротив, надолго консервировалась и прикрывалась архаическими традициями, позволявшими придать эксплуатации видимость родовой или соседской взаимопомощи. Подобный порядок получил, в частности, универсальное распространение в пастушеских и кочевых скотоводческих обществах, где крупные собственники, наделяя бедноту скотом «на подой», «в настриг», «под съезд» и т. д., одновременно обеспечивали себе и получение прибавочного продукта, и зависимость «облагодетельствованных» родичей или соседей. Некоторые советские историки называют эту форму эксплуатации кабальничеством и считают ее особым способом производства, характеризуемым слиянием экономической и личной зависимости в положении человека, фактически работающего не в собственном хозяйстве, а в хозяйстве эксплуататора. Однако это положение очень спорно: соединяя в нерасчлененном виде различные зародышевые формы эксплуатации, кабальничество вряд ли может считаться самостоятельным способом производства.

Объектом эксплуатации постепенно становились и вполне самостоятельные в экономическом отношении общинники. Выше говорилось, что еще до того, как главари и вожди стали присваивать себе богатства общины, распоряжение последними давало им возможность приумножать свое имущество и влияние. С усилением старейшин, военных предводителей, жрецов усиливался их контроль над хозяйственной жизнью коллектива, а вместе с тем и их возможности получения относительно большей доли в совокупном продукте общины, племени, союза племен. Расходы, которые несло общество на содержание лиц, занимавшихся организаторско- управленческой деятельностью, все больше превышали их непосредственные потребности и из формы, выражающей разделение труда между работниками и организаторами-управителями, становились рычагом эксплуатации первых вторыми. Зарубежные и некоторые советские исследователи применяют для этого перераспределения продукта по вертикали термин «редистрибуция» Подобная эксплуатация могла быть более или менее завуалированной — от традиционных отчислений на нужды общины или племени до приношений и даров непосредственно главарям, вождям и т. п. Но во всех случаях отчуждение прибавочного продукта у экономически самостоятельных, располагавших всеми средствами производства общинников их руководящей и главенствующей верхушкой, олицетворявшей в себе власть общины над землей и людьми, по сути дела было уже прафеодальной, или примитивно-феодальной, эксплуатацией. Отсюда начиналось развитие к собственно феодальным формам, связанное с присвоением вождями непосредственных прав на землю и сидящих на ней людей. Весь этот процесс сравнительно хорошо виден, например, на океанийском этнографическом материале, отражающем последовательные этапы вызревания прафеодальных отношений и феодализации. У меланезийцев главари, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общины, широко использовали их для собственного обогащения. У маори Новой Зеландии вожди получали от рядовых общинников посильные дары, их земельные наделы были больше наделов других общинников, однако они еще не посягали на общинные земли. На Фиджи вожди уже пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простые общинники под угрозой смерти не должны были менять своих вождей-землевладельцев и несли в их пользу обязательные, хотя и не зафиксированные точно, повинности. На Таити процесс продвинулся еще дальше: подати были зафиксированы.

Еще один вид эксплуатации порождали грабительские войны. Чтобы избежать грабежей, слабые общины и племена нередко соглашались платить своим более сильным соседям, фактически их вождям, сначала единовременную контрибуцию, а затем и более или менее постоянную дань. Так возникло данничество — форма эксплуатации, состоящая в регулярном отчуждении прибавочного продукта победителями у побежденных, но в основном не утративших прежней экономической и социально-потестарной структуры коллективов. Данники располагали собственными, не принадлежавшими получателям дани средствами производства и эксплуатировались посредством внеэкономического принуждения, которое распространялось не на отдельные личности, а на весь коллектив. Как и грабительские войны или контрибуции, данничество было особым примитивным способом эксплуатации. В то же время по своей сути (производство прибавочного продукта в собственном хозяйстве работников, внеэкономическое принуждение) оно ближе всего к феодализму, в который по большей части и перерастало в своем дальнейшем развитии. Так обстояло дело, например, у раннесредневековых славян, кельтов, германцев, норманнов, арабов, японцев, у которых одним из источников феодализации было данничество. В других случаях данничество было одним из источников складывания рабовладельческих отношений, однако в таких их своеобразных полурабовладельческих-полукрепостнических формах, которые лучше всего известны на примере спартанской илотии.

Многое в понимании начальных форм эксплуатации и механизмов их развития ждет еще дальнейших исследований. Это относится и к классификации самих этих форм и прежде всего к различению понятий внутренней и внешней эксплуатации (эндо- и экзоэксплуатации). Их не всегда легко дифференцировать, так как в процессе возникновения межобщинных структур границы собственно общин постепенно стирались. С этой точки зрения трудно определить даже место домашнего рабства: ведь хотя его основным источником был внешний захват, по характеру использования оно было эндоэксппуатацией. Все же с известной долей упрощения следует различать прежде всего внутреннюю и внешнюю эксплуатацию, а домашнее рабство отнести скорее к первой, чем ко второй из них. К внутренней эксплуатации помимо домашнего рабства относятся различные типы эксплуатации экономически неполноценных общинников и эксплуатация основной массы общинников организаторско-управленческой верхушкой общины, а к внешней эксплуатации — военный грабеж, контрибуции и данничество.

Еще сложнее вопрос о историческом соотношении этих форм, так как все они возникли очень рано. Этнография застала их не всегда в одних и тех же, но приблизительно в одинаковых по уровню своего социально- экономического развития обществах Меланезии, Тропической Африки, Южной и Северной Америки, стоявших на начальных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Поэтому вопрос о историческом приоритете различных форм эксплуатации остается дискуссионным: одни исследователи считают начальной формой рабство (С. П. Толстов, Ю. И. Семенов), другие — эксплуатацию рядовых общинников (И. М. Дьяконов, В. Р. Кабо), некоторые — данничество (С. А. Токарев), хотя ни одна из этих точек зрения не подкреплена сколько-нибудь широким историко-этнографическим материалом. Решить этот вопрос с уверенностью пока еще невозможно. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у племен с развитым присваивающим хозяйством постоянно встречаются домашнее рабство, эксплуатация экономически неполноценных общинников и внешняя эксплуатация, а у племен с производящим хозяйством наряду с этими формами — также и эксплуатация основной массы общинников организаторско-управленческой верхушкой общины. Первая группа форм вообще проще, так как не требовала общественной организации труда и упорядоченной сети перераспределения продукта по вертикали. Это косвенно указывает на сравнительно большую элементарность, а тем самым и легкость возникновения форм первой группы. Можно думать, что во многих случаях именно они подготовили почву для сложения более развитых форм второй группы, хотя пока нет достаточных оснований считать такой путь универсальным.

[adsense]

Но важнее всего другое. Различные формы эксплуатации обладали разными потенциальными возможностями. Примитивные данничество и кабальничество, какое бы широкое развитие они ни получали в распаде первобытного общества, не составляли исторически самостоятельных способов производства и в дальнейшем всегда превращались в побочные и второстепенные методы отчуждения прибавочного продукта. Напротив, зачатки рабовладения и феодализма в своем развитии перерастали в классические рабовладельческий и феодальный способы производства антагонистического классового общества. Не случайно их историческое значение было отмечено Энгельсом, рассмотревшим в «Анти-Дюринге» два сопутствующих друг другу основных процесса классообразования, из которых один связан с обособлением в господствующий класс лиц, занятых организаторско-управленческой деятельностью, а второй — с развитием рабовладельческих отношений.

С ростом социально-экономического неравенства и развитием форм эксплуатации в обществе началась поляризация групп, различавшихся по своему месту в системе производства и отношению к средствам производства, т. е. общественных классов. Появление классов было тем рубежом, который отделял первобытнообщинную формацию от рабовладельческой или феодальной, но их зарождение происходило еще в процессе распада первобытного общества, когда общество постепенно раскалывалось на рабовладельцев и рабов или феодалов и феодально зависимых крестьян. Параллельно этому классовая дифференциация постепенно получала общественное и идеологическое оформление, входила в традицию, институциализировалась. На исходе эпохи разложения первобытного общества свобода и рабство часто уже настолько противополагались друг другу, что в принципе несопоставимыми считались статусы не только свободного и раба, но и свободнорожденного и несвободнорожденного. Подобная же противоположность складывалась и в среде свободных. Богатая и влиятельная верхушка обособлялась в наследственную знать, претендовавшую на неизменное главенство, благородство происхождения, особое почетное положение, специфические знаки отличия и другие привилегии. Беднота, рядовые общинники противопоставлялись им как безродные, простолюдины, чернь. Возникали и более сложные системы, генетически связанные с соподчинением старших и младших линий родства, родов, племен, замкнутых профессиональных групп — каст, но в конечном итоге все они сводились к противоположности между богатой наследственной знатью и более или менее зависимой от нее беднотой.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В этот день:
  • Дни рождения
  • 1866 Родился Джордж Карнарвон — граф, английский лорд, египтолог и собиратель древностей. Вместе с Говардом Картером исследовал гробницы фараонов XII и XVIII династий, в том числе гробницу Тутанхамона. Неожиданная смерть лорда Карнарвона от воспаления легких вскоре после вскрытия гробницы Тутанхамона послужили запуску в медиапространство легенды о проклятии фараонов.
  • Дни смерти
  • 1842 Умер Петер Олуф Брэндштед — датский археолог и путешественник, специалист по археологии античной Греции.
  • 1932 Умер Василий Лаврентьевич Вяткин — русский археолог и историк-востоковед, исследователь Афрасиаба (Самарканда), в частности обсерватории Улугбека.
  • 1968 Умер Гарун Валеевич Юсупов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН СССР, специалист по археологии, этнографии и эпиграфики народов Поволжья и Прлуралья, в первую очередь поволжских татар и башкир.
Свежие записи

arheologija.ru

Разложение первобытного общества, возникновение частной собственности и государства

Поиск Лекций

 

1. Предпосылки разложения родового строя

2. Изменения в социальной структуре и брачно-семейных отношениях

3. Возникновение частной собственности и эксплуатации

4. Становление государства

5. Первобытное общество и цивилизация

На протяжении позднего неолита, а также на разных стадиях эпохи раннего металла в первобытных обществах начинают проявляться симптомы разложения. Это были не единичные быстротечные явления, а сложные длительные процессы, затрагивающие все аспекты действительности.

Получают развитие интенсивные формы земледелия, в частности ирригационное и пашенное. Выводятся новые сорта съедобных растений, развивается садоводство. В связи с усложнение земледельческой техники увеличивается доля мужского труда, появляется необходимость в организации достаточно масштабных общественных работ, повышается урожайность.

С дальнейшим развитием скотоводства связано появление молочного хозяйства и шерстоткачества. Одомашнивание таких животных, как осел, верблюд и лошадь, а также появление колесных повозок способствует эффективному решению транспортных проблем. В некоторых областях создаются предпосылки для возникновения кочевнического хозяйства.

Значительный подъем производства был связан с развитием обработки металлов. Использование самородных металлов, известное еще в каменном веке, сменяется плавкой рудной меди, затем появлением бронзы. Хотя эти металлы и уступали кремнию в твердости, зато обладали большей пластичностью. Дальнейшее развитие металлургии связано с обработкой железа. По сравнению с цветными металлами он обладало большей твердостью, было значительно шире распространено, хорошо поддавалось ковке. Правда, отличалось более высокой температурой плавления – 1530o (бронза – 750-900о), что требовало изобретения доменных печей.

Появление металлургии способствовало выделению ремесла в отдельную отрасль хозяйства. Вслед за кузнецами, от сельского хозяйства начинают отделяться гончарство, ткачество и др. Как правило, ремесленники играли в обществе более значимую роль, чем земледельцы. Развитие ремесел способствовало развитию обмена и, хотя натуральный характер преобладал, «первобытные деньги» получали все более широкое распространение. Развитие обмена, в свою очередь, нередко вело к появлению неравенства и скоплению в руках верхушки племени наиболее престижных предметов.

Процесс разложения первобытного общества чаще всего происходил в форме перехода к патриархату. Больше всего данные изменения коснулись брачно-семейных отношений. Кросскузенный брак сменяется ортокузенным, экзогамия постепенно уступает место эндогамии. Парный брак постепенно трансформируется в моногамный, роль женщины в семейной и общественной жизни понижается. Смена материнского рода отцовским характеризовался таким явлениями, как авункулат, кувада, компромиссные формы счета родства и т.д.

Основной хозяйственной ячейкой становится большая семья, объединение родственных больших семей получило название патронимия. Род по-прежнему остается верховным собственником земли, хотя фактически она поделена между семьями. Еще одной формой, характеризующей переход к патриархату, становятся мужские тайные союзы, фактически контролировавшие жизнь общества.

Другой формой разложения родоплеменных отношений был поздний матриархат. В области семейных отношений он выразился в большем ослаблении связей между супругами и укреплении большесемейных материнских коллективов. Статус женщин здесь оставалось достаточно высоким.

Родовая община постепенно сменяется первобытной соседской общиной, состоящей из объединенных общей территорией и ведущих самостоятельное хозяйство больших семей.

Экономика данного периода характеризовалась возрастанием роли распределительных процессов. Редистрибуция создавала условия для имущественного неравенства, а в дальнейшем – отношений зависимости и эксплуатации. Несмотря на различные способы решения проблем нарушения первобытного коллективизма, постепенно происходит обособление родо-племенной верхушки, превращения ее в нетрудовую часть населения. Одним из главных препятствий окончательного закрепления частной собственности была коллективная собственность на землю.

Среди форм ранней эксплуатации можно назвать рабство, внутриобщинную эксплуатацию (расходы на содержание вождей, аренда и т. д.) и данничество. Как правило, на ранних ступенях становления государства параллельно развиваются все три формы, а впоследствии одна из них становится ведущей.

Еще более возрастает роль военных конфликтов, что приводит к появлению союзов племен и такому явлению, как вождество. Согласно этнографическим данным, можно говорить о трех путях политогенеза: военный (наиболее распространенный), аристократический и плутократический (самый ранний). Обоснование происходящих в обществе перемен нередко происходило с помощью сакрализации власти. Окончательное становление государства характеризовалось появлением аппарата управления, налогообложения, законодательства, административного деления и рядом других признаков.

Неравномерное развитие всемирно-исторического процесса вело к тому, что первые государства фактически были маленькими островками в океане множества обществ, находящихся на разных ступенях разложения родоплеменных отношений. Контакты первобытной периферии и классовых обществ могли носить хозяйственный, политический, социальный и духовно-идеологический характер. Пережитки первобытности, сохранялись на протяжении долгого времени, некоторые из них сохранились до сих пор. Сюда можно отнести такие остаточные структуры и представления, как племя, соседская община, семейная община, тайные союзы, искусственное родство, кровная месть, семейно-брачные отношения, суеверия и традиции.

Термины:

Авункулат, агнатное родство, аталычество, бигмен, билинейность, билокальность, военная демократия, данничество, дислокальность, избыточный продукт, когнатное родство, кувада, моногамный брак, матронимия, ортокузенный брак, патриархат, патронимия, плутократия, политогенез, потлач, редистрибуция, соседская община, тайные союзы, филиация, эндогамия.

 

Литература:

1. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

2. Первобытная периферия классовых обществ до начала великих географических открытий. М., 1978

3. Першиц А.И., Семенов Ю.И., Шнирельман В.А. Война и мир в ранней истории человечества. М., 1974.

4. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М., 1995

5. Черных Е.Н. Металл – человек – время. М., 1972.

6. Черных Е.Н., Авилова Л.И., Орловская Л.Б. Металлургические провинции и радиоуглеродная хронология. М., 2000.

 

 

poisk-ru.ru

Возникновение частной собственности и классов. Разложение первобытно-общинного строя : Политическая экономия : Юридическая библиотека

Первобытно-общинный строй достиг своего расцвета при матриархате. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя.

Производственные отношения первобытно-общинного строя до известного периода находились в соответствии с уровнем развития производительных сил. На последней ступени патриархата, с появлением новых, более совершенных орудий производства (железный век), производственные отношения первобытного общества перестали соответствовать новым производительным силам. Узкие рамки общинной собственности, уравнительное распределение продуктов труда стали тормозить развитие новых производительных сил.

Раньше обработать поле можно было лишь совместным трудом десятков людей. В таких условиях общий труд являлся необходимостью. С развитием орудий производства и ростом производительности труда уже одна семья оказывалась в состоянии обработать участок земли и обеспечить себе необходимые средства существования. Таким образом, совершенствование орудий производства создавало возможность перехода к индивидуальному хозяйству, как более производительному в тех исторических условиях. Необходимость совместного труда, общинного хозяйства всё более отпадала. Если общий труд требовал общей собственности на средства производства, то индивидуальный труд требовал частной собственности.

Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен производился главами родовых общин — старейшинами, патриархами. Они выступали в меновых сделках в качестве представителей общин. То, что они обменивали, являлось достоянием общины. Но по мере дальнейшего развития общественного разделения труда и расширения обмена родовые вожди постепенно начинали относиться к общинному достоянию, как к своей собственности.

Вначале главным предметом обмена был скот. Пастушеские общины имели большие стада овец, коз, крупного рогатого скота. Старейшины и патриархи, уже обладая большой властью в обществе, привыкали распоряжаться этими стадами, как своими собственными. Их фактическое право распоряжаться стадами признавалось и остальными членами общины. Таким образом, раньше всего частной собственностью становился скот, затем постепенно все орудия производства. Дольше всего сохранялась общая собственность на землю.

Появление частной собственности вело к разложению рода. Род распадался на большие патриархальные семьи. Затем внутри большой патриархальной семьи стали выделяться отдельные семейные ячейки, превратившие орудия производства, утварь и скот в свою частную собственность. С ростом частной собственности родовые связи ослабевали. Место родовой общины стала занимать сельская община. Сельская, или соседская, община в отличие от рода состояла из людей, не связанных обязательно родственными отношениями. Дом, домашнее хозяйство, скот — всё это находилось в частной собственности отдельных семей. Лес, луг, вода и прочие угодья, а в течение определённого периода и пашня составляли общинную собственность. Первоначально пашня периодически переделялась между общинниками, а позднее перешла в частную собственность.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всём строе первобытного общества. Развитие частной собственности и имущественных различий привело к тому, что внутри общин у различных групп общинников возникли разные интересы. В этих условиях лица, занимавшие в общине должности старейшин, военных руководителей, жрецов, использовали своё положение в целях обогащения. Они завладевали значительной долей общинной собственности. Носители этих общественных должностей всё более отделялись от массы общинников, образуя родовую знать и всё чаще передавая свою власть по наследству. Знатные семьи становились вместе с тем наиболее богатыми семьями. Масса общинников постепенно попадала в ту или иную экономическую зависимость от богатой и знатной верхушки.

С ростом производительных сил труд человека, применённый п скотоводстве и земледелии, стал давать больше средств существования, чем было необходимо для поддержания жизни человека. Появилась возможность присвоения прибавочного труда и прибавочного продукта, то есть излишка труда и продукта сверх того, что требуется для прокормления самого работника. В этих условиях оказалось выгодным не убивать взятых в плен людей, как это делалось раньше, а заставлять их работать, превращая в рабов. Рабов захватывали более знатные и богатые семьи. В свою очередь рабский труд вёл к дальнейшему росту неравенства, так как хозяйства, использовавшие рабов, быстро богатели. В условиях роста имущественного неравенства богачи стали превращать в рабов не только пленных, но и своих обедневших и задолжавших соплеменников. Так возникло первое классовое деление общества — деление на рабовладельцев и рабов. Появилась эксплуатация человека человеком, то есть безвозмездное присвоение одними людьми продуктов труда других людей.

Производственные отношения первобытно-общинного строя разлагались, гибли и уступали место новым производственным отношениям, отвечавшим характеру новых производительных сил.

Общий труд уступил место индивидуальному труду, общественная собственность — частной собственности, родовой строй — классовому обществу. Начиная с этого периода вся история человечества вплоть до построения социалистического общества стала историей борьбы классов.

Буржуазные идеологи изображают дело так, будто бы частная собственность существовала извечно. История опровергает эти измышления и убедительно свидетельствует о том, что через стадию первобытно-общинного строя, основанного на общей собственности и не знавшего частной собственности, прошли все народы.

bookzie.com

Появление - частная собственность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Появление - частная собственность

Cтраница 1

Появление частной собственности вело к разложению родового строя.  [1]

Возникает в результате появления частной собственности, раскола общества на антагонистические классы ( эксплуататоров и эксплуатируемых) и приходит на смену первобытнообщинному ( ро-до-племенному) самоуправлению.  [2]

В дальнейшем, после появления частной собственности и раскола общества на враждебные классы, возникла иллюзия изначальной духовной свободы человека, оформившаяся в различные индивидуалистические и религиозно-мистические теории. История человечества знает о многих попытках не только философски обосновать индивидуализм, но и реально устранить себя из участия в общественной деятельности больших и малых социальных групп. Однако во всех случаях обнаруживалось, что существование человека вне какой-либо совместной групповой деятельности является исключительным и противоречащим его общественной природе состоянием.  [3]

Возникает в связи с появлением частной собственности на средства производства, ведущей к делению общества на антагонистические классы.  [4]

Возникновение государства связано с появлением частной собственности и расколом общества на классы.  [5]

Его формирование и развитие связано с появлением частной собственности на средства производства и превращением непосредственного производителя в раба или крепостного, то есть элемент объективного условия производства.  [6]

Если бы институт праздного класса не возник сразу же с появлением частной собственности, уже в силу бесславия, приписываемого занятости в производительно труде, он появился бы в любом случае в качестве одного из первых последствий обладания собственностью. И нужно заметить, что, хотя праздный класс существовал в принципе со времен зарождения хищнической культуры, с переходом от хищнической к следующей за ней денежной стадии культуры институт праздного класса наполняется новым смыслом. Именно с этого времени и впредь он и является праздным классом как на деле, так и в теории. К этому моменту институт праздного класса восходит в своем законченном виде.  [7]

Возникло в период разложения первобытнообщинного строя в результате обществ, разделения труда и появления частной собственности. Стихийное действие закона стоимости, колебания цен и конкуренция приводят к расслоению товаропроизводителей ( обогащению меньшинства и разорению большинства), а на известной ступени историч. При социализме осуществляется перевод мелкого товарного х-ва на рельсы крупного социалистич.  [8]

Энгельс указывал, что эти мотивы и интересы были обусловлены объективной необходимостью замены устаревшей формы собственности ( общинной) и объективной возможностью появления частной собственности в результате разделения труда и роста его производительности, что позволило обществу создавать прибавочный продукт. Веблен прослеживает, как с развитием общества обладатели собственности оказываются привилегированной группой, которая становится во главе общественной иерархии.  [9]

Основоположники научного коммунизма последовательно развивали и отстаивали положение о том, что государство - продукт исторического развития общества, возникновение которого связано с появлением частной собственности и расколом общества на антагонистические классы. Поэтому в бесклассовом коммунистическом обществе оно неизбежно должно отмереть.  [10]

Накопление при социализме не является, таким образом, самоцелью, а представляет собой средство, материальную предпосылку роста народного благосостояния. Социалистическое накопление исключает появление частной собственности, укрепляет отношения коллективизма, товарищеского сотрудничества и взаимопомощи в интересах всего общества, создает материальную базу стирания существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом.  [11]

Вся история общества, начиная с появления частной собственности на средства производства и возникновения классов, представляет собой историю непрерывной К.  [12]

Государство возникает в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и раскола общества на классы.  [13]

Необходимость в ней возникла с развитием меновой торговли и появлением частной собственности на землю.  [14]

В социализме, как и религии, - утверждал Бердяев, - проявляется что-то сверхчеловеческое, религиозно-тревожное и в социалистически-религиозном пафосе чувствуется уже сверхисторическое начало. Социализму как особой лже-религии, согласно Бердяеву, присущи свои святыни ( народ, пролетариат), свое учение о грехопадении ( появление частной собственности), культ жертвенности ( счастье будущих поколений как смысл существования людей), экстремально-эсхатологическое переживание истории, которая должна завершиться установлением рая на земле.  [15]

Страницы:      1    2

www.ngpedia.ru


Смотрите также