Место первобытной истории в системе наук. Модуль I. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук. Место первобытной истории в системе наук


Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой всеобщей истории   ____________________С.А. Черепко Декан исторического факультета   ______________Н.Н. Мезга
__ ______________ 2015 г. __ ____________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

“ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА”

для специальностей

1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

(по направлениям)»

1-21 03 01 01 «История (отечественная и всеобщая)»

Составитель:

доцент кафедры всеобщей истории,

к. и. н., доцент

А.М. Кротов

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры всеобщей истории

___________2015 г., протокол №___

Рассмотрено и утверждено

на заседании научно-методического совета университета

__ __________ 2015 г., протокол №___

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………….…...3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ) …......4

Тема: Предмет, содержание и значение истории первобытного общества……...5

Тема: Источники по изучению истории первобытного общества…………...…..9

Тема:История изучения первобытного общества………………………....20

Тема: Происхождение человека и ранние этапы антропогенеза………….30

Тема: Эпоха архантропов………………………………………………………..38

Тема: Эпоха палеоантропов…………………………………………………48

Тема: Возникновение человека современного вида и начальный этап

развития первобытного общества……………………………………56

Тема: Первобытно-присваивающий этап первобытной эпохи……………65

ТЕМА: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи……………78

Тема: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи…………….89

ТЕМА: Разложение первобытного общества……………………………….104

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК …………………………………………….113

Темы семинарских занятий……………………………………………113

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УМК ……………………………………...120

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»………………………………………………………………............120

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ……………………...…………………………………….135

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества занимает важное место в изучении всеобщей истории, ибо является фундаментом всего дальнейшего знания о человеческом обществе, его социальной и культурной эволюции, материальном прогрессе. Изучаемые в рамках данной дисциплины археологические и этнологические свидетельства о происхождении человека, путях антропогенеза, складывании и развитии человеческого общества формируют понимание физических, моральных и духовных свойств и возможностей человека. Знания о первобытном обществе позволяют понять многие явления древней истории, реалии жизни архаических обществ, существовавших недавно и ныне существующих, а также соответствующим образом оценивать эти явления.

Учебно-методический комплекс (УМК) курса «История первобытного общества» ориентирован не только на формирование представлений об основах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, но и на формирование системы знаний о закономерностях всемирно-исторического процесса, причинно-следственных связях исторических явлений, обстоятельствах возникновения и факторах развития ранних социальных институтов, институтов власти, хозяйственно-культурных типов, религиозных верований, искусства, начатков знаний.

Начинается УМК с теоретического раздела. В нём представлены тексты лекций, тематика которых соответствует учебной программе дисциплины. В них раскрыты основные теоретические проблемы истории первобытного общества, показана её связь с другими дисциплинами (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла), приводится необходимый для усвоения фактический материал, в том числе и новейший, с которым связаны современные прорывы в изучении истории первобытного общества.

Практический раздел УМК содержит темы семинарских занятий с перечнем вопросов к ним, а также рекомендованную к каждому занятию литературу, названия и адреса интернет-ресурсов, предоставляющих полезную для усвоения учебного материала информацию. Тематика семинарских занятий составлена в соответствии с учебной программой дисциплины.

Вспомогательный раздел УМК включает программу дисциплины и вопросы к зачёту по ней. В программе определяется круг вопросов и проблем, которые входят в компетенцию дисциплины и в которых студенты должны разобраться в процессе её изучения. Программа содержит также список литературы, которая необходима студентам для основательного изучения учебного материала. Список вопросов к зачёту охватывает весь спектр рассмотренных в ходе изучения истории первобытного общества проблем. Каждый из них рассматривался на лекциях, а наиболее важные прорабатывалсь также и на семинарских занятиях.

УМК предназначен для студентов 1-го курса специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)», а также студентов 1-го курса специальности 1-21 03 01 01«История (отечественная и всеобщая)».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (ЛЕКЦИи)

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ

ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

То, что жизнь человеческого общества развивается, ни у кого сомнений не вызывает. Существует несколько теорий прогресса в развитии человечества (гегель­янцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.), сторонники которых выде­ляют ряд восходящих ступеней этого развития. И ни у кого из сторонников этих теорий, несмотря на различия во взглядах, нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобыт­ное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий огромный период времени – от появления на Земле человека до возникновения первых цивилизаций и государств.

Этот период, являющийся начальным этапом существования человечества и является предметомпервобытной истории, которая рассматривается как один из разделов всеобщей истории, имеющий свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что почти не имеет в своём распоряжении письменных источников, в то время как другие исторические дисциплины на их изучении, прежде всего и основываются. Её реконструкции– ре­зультат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.

studlib.info

Модуль I. ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК.

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Кафедра

Подробнее

Б.3.Б.5. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО

Б.3.Б.5. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ГОУ ВПО МГГУ) Рабочая программа

Подробнее

«Первобытное общество»

«Первобытное общество» I Г о с у д а р с т в е н н о е о б р а зо в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Приднестровский государственный университет им. Т.П. Шевченко» Факультет общественных

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

1. Цели освоения дисциплины 2 1. Цели освоения дисциплины Цель дисциплины: формирование ясных представлений об основных этапах становления человека и человеческого общества, истории хозяйственной деятельности, эволюции семейных и

Подробнее

Первобытное общество

Первобытное общество Первобытное общество АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Учебная дисциплина «Первобытное общество» занимает ключевое место в курсе всеобщей истории. Она служит «введением» в изучение прошлого человеческой цивилизации

Подробнее

1. Цели освоения дисциплины

1. Цели освоения дисциплины

1 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История первобытного общества» являются: формирование у студентов целостного представление об основных тенденциях становления человека как биологического

Подробнее

Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет» Гуманитарный факультет Программа рассмотрена

Подробнее

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ

Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Раздел 2. ДРЕВНЕЙШАЯ И ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации Лекция 2.1.1. Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. Неолитическая революция и ее последствия. План: 1.

Подробнее

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ МИНОБРНАУКИ РОССИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА) Исторический факультет Кафедра всеобщей

Подробнее

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ. от

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ. от ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 13.02.2015 Содержание: УМК по дисциплине «Первобытное общество» для студентов направления 46.03.01 «История» профиля «историко-культурный туризм» очной формы обучения Автор: Матвеева

Подробнее

Программа дисциплины

Программа дисциплины Программа дисциплины "История первобытного общества"; 36.6 История; доцент, к.н. Григер М.В., профессор, д.н. (доцент) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное

Подробнее

КАМЕННЫЙ ВЕК АНТРОПОГЕНЕЗ.

КАМЕННЫЙ ВЕК АНТРОПОГЕНЕЗ.

Оглавление Каменный век... 1 Антропогенез... 1 Палеолит... 1 Нижний (ранний) палеолит... 1 Мустье... 2 Поздний (верхний) палеолит... 2 Мезолит... 2 Неолит... 2 Энеолит... 3 Эпоха бронзы... 3 Ранний железный

Подробнее

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ

ТЕРМИНОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ря, и самое указание А. И. Першица на то, что проблема использования в справочнике иноязычной по происхождению терминологии решается «исходя из возможностей языка и удобства пользования терминами» (с.

Подробнее

Первобытное общество

Первобытное общество Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д.Алиева» Кафедра всеобщей истории УТВЕРЖДЕН

Подробнее

IV. ТЕМИ СЕМІНАРСЬКИХ ЗАНЯТЬ

IV. ТЕМИ СЕМІНАРСЬКИХ ЗАНЯТЬ IV. ТЕМИ СЕМІНАРСЬКИХ ЗАНЯТЬ Заняття 1. Тема. Світоглядні та методологічні проблеми осмислення процесу антропогенезу. 1. Існуючі підходи до осмислення процесу антропогенезу. 2. Антиномії та альтернативи

Подробнее

3. Содержание дисциплины

3. Содержание дисциплины Пояснительная записка Цель курса формирование у аспирантов стройной научной системы необходимых знаний в области этнологической науки и смежных с ней дисциплин - этнографии и культурной антропологии. Задачи

Подробнее

Программа дисциплины

Программа дисциплины Программа дисциплины "История первобытного общества"; 36.6 История; доцент, к.н. Григер М.В., профессор, д.н. (доцент) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное

Подробнее

ÏÐÈÌÈÒÈÂÍÀß ÊÎÌÀÍÄÍÀß ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ 1

ÏÐÈÌÈÒÈÂÍÀß ÊÎÌÀÍÄÍÀß ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ 1 104 ОТКРЫТАЯ АУДИТОРИЯ ÏÐÈÌÈÒÈÂÍÀß ÊÎÌÀÍÄÍÀß ÝÊÎÍÎÌÈÊÀ 1 Ãëàâà 5. Р.М. НУРЕЕВ, доктор экономических наук, профессор, Государственный университет Высшая школа экономики, e-mail: [email protected] ÀÑÒÜ 1. Äîèíäóñòðèàëüíûå

Подробнее

Тема 2 Возникновение государства и права

Тема 2 Возникновение государства и права Тема 2 Возникновение государства и права 1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе 2. Предпосылки происхождения государства 3. Теории происхождения государства 4. Теории

Подробнее

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Министерство образования Республики Беларусь Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова» Кафедра истории Беларуси ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Методические рекомендации

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Т.М. Тимошина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Подробнее

Учебно-методический комплект:

Учебно-методический комплект: Пояснительная записка Учебная программа предмета «История» (базовый уровень) на уровне среднего общего образования для обучающихся 11 «А»,11 «Б» классов разработана в соответствии с требованиями: федерального

Подробнее

Мир в индустриальную эпоху(15 ч)

Мир в индустриальную эпоху(15 ч) ур ок а урок а по теме Дата урока Название тем Содержание урока ТСО, наглядность Виды контроля знаний Домашн ее задание Мир в индустриальную эпоху(15 ч) 1.Основные направления научно-технического прогресса

Подробнее

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Г. А. Порхунов ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров Омск Издательство ОмГПУ 2014 1 УДК 94(470+571) ББК 63.3(2)я73 П60 Печатается по решению редакционноиздательского

Подробнее

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. Дисциплина «История экономики» имеет своей целью изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей возникновения и особенностей

Подробнее

Рабочая программа дисциплины. История

Рабочая программа дисциплины. История МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

Подробнее

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М. КИРОВА В.А. Дмитриев ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ 12 О 44 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ Пол релакиией профессора В.И. Голубовича 4-е издание,стереотипное Допущено Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебного пособия для студентов

Подробнее

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени

Подробнее

Всеобщая история (10-11 класс)

Всеобщая история (10-11 класс) Всеобщая история (10-11 класс) Программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М. «Просвещение» 2008 г. Пояснительная записка Цели: - воспитание гражданственности,

Подробнее

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ 1.Какой термин для наименования начального этапа развития человечества наиболее точен? 1.Доистория; 2.Предыстория; 3.Преистория; 4.Бесписьменная история; 5.История первобытного

Подробнее

docplayer.ru

Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой всеобщей истории   ____________________С.А. Черепко Декан исторического факультета   ______________Н.Н. Мезга
__ ______________ 2015 г. __ ____________ 2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО

ДИСЦИПЛИНЕ

“ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА”

для специальностей

1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия

(по направлениям)»

1-21 03 01 01 «История (отечественная и всеобщая)»

Составитель:

доцент кафедры всеобщей истории,

к. и. н., доцент

А.М. Кротов

Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры всеобщей истории

___________2015 г., протокол №___

Рассмотрено и утверждено

на заседании научно-методического совета университета

__ __________ 2015 г., протокол №___

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………….…...3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ)…......4

Тема: Предмет, содержание и значение истории первобытного общества……...5

Тема: Источники по изучению истории первобытного общества…………...…..9

Тема:История изучения первобытного общества………………………....20

Тема: Происхождение человека и ранние этапы антропогенеза………….30

Тема: Эпоха архантропов………………………………………………………..38

Тема: Эпоха палеоантропов…………………………………………………48

Тема: Возникновение человека современного вида и начальный этап

развития первобытного общества……………………………………56

Тема: Первобытно-присваивающий этап первобытной эпохи……………65

ТЕМА: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи……………78

Тема: Патриархально-пастушеский этап первобытной эпохи…………….89

ТЕМА: Разложение первобытного общества……………………………….104

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ УМК…………………………………………….113

Темы семинарских занятий……………………………………………113

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ УМК……………………………………...120

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА»………………………………………………………………............120

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ……………………...…………………………………….135

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История первобытного общества занимает важное место в изучении всеобщей истории, ибо является фундаментом всего дальнейшего знания о человеческом обществе, его социальной и культурной эволюции, материальном прогрессе. Изучаемые в рамках данной дисциплины археологические и этнологические свидетельства о происхождении человека, путях антропогенеза, складывании и развитии человеческого общества формируют понимание физических, моральных и духовных свойств и возможностей человека. Знания о первобытном обществе позволяют понять многие явления древней истории, реалии жизни архаических обществ, существовавших недавно и ныне существующих, а также соответствующим образом оценивать эти явления.

Учебно-методический комплекс (УМК) курса «История первобытного общества» ориентирован не только на формирование представлений об основах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, но и на формирование системы знаний о закономерностях всемирно-исторического процесса, причинно-следственных связях исторических явлений, обстоятельствах возникновения и факторах развития ранних социальных институтов, институтов власти, хозяйственно-культурных типов, религиозных верований, искусства, начатков знаний.

Начинается УМК с теоретического раздела. В нём представлены тексты лекций, тематика которых соответствует учебной программе дисциплины. В них раскрыты основные теоретические проблемы истории первобытного общества, показана её связь с другими дисциплинами (как гуманитарного, так и естественнонаучного цикла), приводится необходимый для усвоения фактический материал, в том числе и новейший, с которым связаны современные прорывы в изучении истории первобытного общества.

Практический раздел УМК содержит темы семинарских занятий с перечнем вопросов к ним, а также рекомендованную к каждому занятию литературу, названия и адреса интернет-ресурсов, предоставляющих полезную для усвоения учебного материала информацию. Тематика семинарских занятий составлена в соответствии с учебной программой дисциплины.

Вспомогательный раздел УМК включает программу дисциплины и вопросы к зачёту по ней. В программе определяется круг вопросов и проблем, которые входят в компетенцию дисциплины и в которых студенты должны разобраться в процессе её изучения. Программа содержит также список литературы, которая необходима студентам для основательного изучения учебного материала. Список вопросов к зачёту охватывает весь спектр рассмотренных в ходе изучения истории первобытного общества проблем. Каждый из них рассматривался на лекциях, а наиболее важные прорабатывалсь также и на семинарских занятиях.

УМК предназначен для студентов 1-го курса специальности 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (по направлениям)», а также студентов 1-го курса специальности 1-21 03 01 01«История (отечественная и всеобщая)».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭВМК (ЛЕКЦИи)

ТЕМА: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ

ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1. Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук.

2. Задачи истории первобытного общества. Проблема исследования.

3. Хронология и периодизация истории первобытного общества.

Литература

1. Алексеев, В.П. История первобытного общества. Учебник для студентов вузов. Изд. 6-е / В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – 350 с.

2. Марков, Г.Е. Первобытное общество. Учебное пособие / Г.Е. Марков. – М.: Издательство сторического факультета Московского университета, 2009. – 210 с.

3. Першиц, А.И. История первобытного общества. Учебник / А.И. Першиц, А.Л. Монгайт, В.П. Алексеев. – М.: Высшая школа, 1974. – 223 с.

4. История человечества: в 8 т. Т.1. Доисторические времена и начала цивилизации / Под ред. З.Я. Де Лаата. – ЮНЕСКО - ООО «Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2003

5. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.1. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропогенеза. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1983. – 432 с.

6. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.2. Эпоха первобытной родовой общины. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1986. – 574 с.

7. История первобытного общества: в 3-х томах. Т.3. Эпоха классообразования. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая / Ред. колл. Ю.В. Бромлей, А.И. Першиц, Ю.И. Семенов, Л.Е. Куббель, В.А. Шнирельман. – М.: Наука, 1988. – 566 с.

Предмет истории первобытного общества, её место в системе наук

То, что жизнь человеческого общества развивается, ни у кого сомнений не вызывает. Существует несколько теорий прогресса в развитии человечества (гегель­янцы, эволюционисты, марксисты, неоэволюционисты и др.), сторонники которых выде­ляют ряд восходящих ступеней этого развития. И ни у кого из сторонников этих теорий, несмотря на различия во взглядах, нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй (первобыт­ное общество, древнейшее общество, догосударственное общество), охватывающий огромный период времени – от появления на Земле человека до возникновения первых цивилизаций и государств.

Этот период, являющийся начальным этапом существования человечества и является предметом первобытной истории, которая рассматривается как один из разделов всеобщей истории, имеющий свою специфику. Заключается она, прежде всего, в том, что почти не имеет в своём распоряжении письменных источников, в то время как другие исторические дисциплины на их изучении, прежде всего и основываются. Её реконструкции – ре­зультат синтеза данных ряда других наук, и в первую очередь этнологии, археологии и палеоантропологии.

student2.ru


Смотрите также