Первобытное искусство на территории марийского края. Контрольная тестовая работа по истории и культуре народов Марий Эл с первобытных времен до XIII века.
Первобытное искусство Нижнего Приамурья. Первобытное искусство на территории марийского края
Искусство каменного века — ABOUTMARI.COM
Археологическое изучение Марийского края начато сравнительно недавно, с 50-х годов XX века. Пока мы не можем представить шедевры художественного творчества эпохи древнекаменного века с территории региона. Можно лишь отметить, что процесс развития искусства проходил по всей лесной полосе Евразии примерно одинаково, отражая свою эпоху в пещерной или наскальной живописи, гравировке на камнях, резьбе по кости и дереву. У нас нет ни Каповой пещеры, ни наскальных гравировок типа Бесов Нос, ни живописно разукрашенных на скальных сюжетов Урала, Сибири или Дальнего Востока. Тем не менее очевидно, что смысл творческого воплощения в изделиях эпохи каменного века своими корнями связан с пещерным искусством и носит сакральный характер: в нем нашли отражение определенные ритуальные действия с конкретным набором элементов почитания и поклонения, в которых определяющее значение приобретают животный и растительный мир. Существующие ритуалы были связаны с культом отдельных видов животных, птиц, пресмыкающихся и деревьев, впоследствии переросшим в культ тотемических и анимических предков. Тотемические предки представляются конкретными видами животных, особыми «зооантропоморфными» существами. Передавая в кремнeвой скульптуре силу зверя, его величие, самую душу его, красоту зверя в беге, порыве или покое, власть зверя,первобытный ваятель подчеркивал свою зависимость от его вечного и грозного присутствия, сознавая, что его благополучие и безопасность прямо связаны с благополучием окружающей среды.
Первые свидетельства художественного творчества на территории Марийского Поволжья относятся ко времени среднекаменного века (мезолит), при мерно к X тыс. до н.э. Случайно найденный в пойменных болотах Оршанского района костяной наконечник стрелы украшен с двух сторон резным орнаментом, отражающим мировосприятие древнего человека, выраженное системой знаков (вертикальный и горизонтальные зигзаги, овалы, сгруппированные треугольники и насечки, пересекающиеся линии) и является довольно обычным изделием для эпохи верхнего палеолита и раннего мезолита зоны широколиственных лесов и лесотундры.
В новокаменном веке (VI—III тыс. до н.э.) значительно увеличивается круг источников по древнему искусству. В этот же период люди нашли новый материал, позволяющий использовать разнообразные технологические приемы при работе с ним. Научившись обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество, человек создал новый, не существующий в природе материал, раскрывший перед мастерами неисчерпаемые возможности воплощения своих творческих и эстетических замыслов в различных формах и декоре, используя лепную технику и новые технологии орнаментации (рельефный прорезной и штампованный орнамент, роспись и т.п.).
Сформировавшиеся в Волго-Окском междуречье племена так называемой льяловской культуры продвинулись по Волжской гидросистеме на запад и в IV тыс, до н.э. принесли в Среднее Поволжье традицию украшения посуды в ямочно-гребенчатой манере .
К развитому периоду неолита носители этой традиции выработали сложную систему орнаментации,где в качестве орнаментального инструмента использовали аммониты и белемниты специально изготовленные штампы из кости, камня и раковины, оставляющие зубчатые оттиски различной ширины и длины. Кроме того для украшения по суды применяли кости мелких животных и птиц. Разнообразие технических приемов нанесения орнамента создало широкий спектр вариаций отпечатков, прочерков и вдавлений, а зонное, чередующееся ил размещение по всему полю сосуда создавало четкую геометризированную систему узора. В это время среди орнаментальных знаков можно увидеть практически все известные геометрические фигуры зачастую на одном сосуде наблюдаются сложные комбинации всевозможных знаков, расположенных в определенном порядке и собранных в стройную систему.
Развертки таких систем дают представление о художественных особенностях и эстетических вкусах древних гончаров. Днища многих сосудов этой культуры украшены солярным знаком в виде многолучевого солнца. В неолитическое время в культуре охотников и рыболовов впервые встречаются иллюстрированные мифологические сюжеты на посуде.
В финно-угорской мифологии широко известна роль утки в процессе со творения мира, которая ныряет в воды Праокеана и поднимает на поверхность комочек ила, из которого была создана суша. Иллюстрация этого мифа запечатлена гончаром в IV тыс. до н.э на со суде, обнаруженном археологами на стоянке Коломды в Новгородской области. В дальнейшем, в эпоху развитого неолита и бронзы, этот сюжет в упрощенном виде (утки, плывущие в ряд) распространяется на всю лесную и таежную зоны» заселенные племенами охотников и рыболовов.
Данный сюжет найден на сосудах из Майданской стоянки в пойме левого берега р. Волги в Юриниском районе Республики Марий Эл, отнесенной к племенам волосовской культуры, прямым потомкам носителей ямочно-гребенчатых традиций в украшении посуды. Здесь на одном сосуде изображены плывущие в ряд утки, на другом - утки в момент взлета над водой. Фрагмент сюжета плывущих уток отражен . Плывущие в ряд утки запечатлены древним мастером на тонкой сланцевой плитке из Сутырского поселения, оставленного неолитическим льяловским населением на берегу древнего устья р. Ветлути. В каменном исполнении утка найдена на Полянской стоянке у п. Юрино на левом берегу р. Волги.
На Майданской стоянке в жилище обнаружен обломок сосуда с изображением головы оленя (или лося), увенчанной характерными для этого животного рогами. С культом лося (оленя), известного еще с эпохи мезолита (на Оленеостровском могильнике - подвески из резцов лося и великолепный жезлнавершие в форме лося от убора шамана и на могильниках Веретье и Попово -прекрасно выполненные головки лосей), связано много легенд и преданий у любого народа зоны широколиственных и таежных лесов. Лосиная головка выгравирована на сланцевой пластине, обнаруженной на поселении III тыс. до н.э. Волоконное в Юринском районе, и подобная изображена на сосуде из поселения Мольбище II тыс; до н.э. в Горномарийском районе Марий Эл.
Интересный мифологический сюжет отражен на сосуде из Отарского XVII поселения волосовской культуры, расположенного в Килемарском районе Республики Марий Эл. Здесь начертано изображение змеи (ужа), опоясавшей сосуд. Под венчиком сосуда, выше рисунка изображения змеи, обозначен разделенный на две половины треугольник вершиной вниз. В разделенных частях треугольника - по точке. Сосуд явно ритуального назначения. Правильное про чтение любого изображенного сюжета будет зависеть от того, насколько полно выявлены глубинные связи между различными символическими элементами,последовательность этих связей в контексте графемы, соответствие символов определенным мифологическим и космологическим представлениям населения, оставившего памятник. Роль змеи как хранительницы женского начала и рода человеческого в народном творчестве хорошо известна. Сюжет достаточно распространен в земледельческих культурах неолита. На нашем сосуде читается и символ треугольника, разделенного пополам вертикальной чертой с точками в каждой половине. Смысл этой графемы - оплодотворенное женское начало или материнство. Видимо, сосуд предназначался для содержания специальных снадобий, необходимых при беременности или родах. В сочетании сосуда и змеи усматривается наиболее древнее выражение медицинской символики.
Достаточно часто на посуде эпохи неолита можно увидеть очертания рыб, птичек, птичьих следов.
В древности сосуду придавалось большое значение, к нему относились бережно и нередко сосуды реставрировали (склеивали трещины каким-то клеящим веществом типа смолы или же по краю трещин сверлили парные отверстия и стягивали их сырой жилой).
Еще одна волна охотников на мигрирующего зверя. Племена камской культуры, в IV тыс. до н.э. осваивает Марийскую низину с востока, с Прикамья. Это население украшало свою посуду оттисками зубчатых штампов, комбинации которых создавали широкие возможности для выражения творческой идеи в узоре сосуда. На их сосудах, как и у их западных соседей, использованы практически все известные геометрические фигуры, а их комбинации с применением различных штампов создают удивительно стройные по композиции и завершенные по форме орнаментальные узоры.
Контакты населения камской культуры с льяловскими племенами привели к взаимопроникновению культур с последующим взаимным заимствованием традиционных обрядов и обычаев, тем более, что хозяйственно-экономический уклад жизни этих племен был практически на одном уровне.
В VI тыс. до н.э. в левобережье Волги, на ее обширные пойменные пространства, с юга проникает население с новыми для лесной полосы хозяйственными традициями. Лесостепное население пришло в Поволжье уже с домашним стадом. На поселениях левого берега Волги (Дубовские III и VIII. Отарское VI в Килемарском районе Республики Марий Эл) найдены кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Лесостепное население украшало свою посуду накольчатыми вдавлениями, для чего использовали различного рода створки мелких моллюсков, кости и зубы животных и птиц, специально приостренные предметы. Среди простых по исполнению узоров в виде горизонтальных, пересекающихся и диагональных линий и поясов, выделяются сюжетные композиции явно закодированного смысла, отражающие сложные мировоззренческие понятия южных племен с производящими формами хозяйства. Видимо, вместе с этим населением в среду лесных племен внедряются и новые понятия о небе и его обитателях, о новых покровителях врагах и т.д. Население с накольчатой орнаментацией посуды привносит и нераспространенные ранее сюжеты в изобразительное искусство местных племен. Широко применяются на посуде солярные и астральные знаки (круг крест косой и обычный), заштрихованные ромбы и треугольники, и более сложные композиции, требующие своего прочтения. В некоторых из них можно увидеть схематический план местности,фрагменты других несут следы каких-то ритуалов (пляшущие человечки) широко распространенный сюжет в наскальной живописи Сибири Дальнего Востока).
Встречается и лепная скульптура. Tак, на Отарском VI поселении найдены антропоморфная фигурка, похожая на человека с четко проработанными чертами лица и схематически выполненная фигурка птицы.
В новокаменном веке были окончательно освоены техника пиления, cверления и шлифования камня, что значительно обогатило возможности эстетического воплощения образа.
В среде камских племен появляется кремневая скульптура. Головка лося, в виде небольшого навершия, найдена на Старомазикоаской стоянке в бассейне р. Илети (IV тыс. до н.э.). У камского населения в более древние времена Фигурный кремень не был известен, хотя традиция, возможно, была им заимствована у льяловцеа. Серия кремневой скульптуры собрана археологами при исследовании волосовских поселений в Юринском районе Республики Марий Эл. Антропоморфные фигурки найдены на жилищах на Майданской стоянке и Майданских II, III и IV поселениях, в жилище Удельно-Щумецкого VI поселения, Контуры фигурок лишь частично подработаны ретушью, подчеркивающей голову и конечности. В них можно увидеть человека или медведя, вставшего на задние лапы. Здесь же найдены фигурки зубров в порыве бега с характерным для этого животного горбом. Неподалеку от с. Коротни напротив г. Козьмодемьянска в одном из жилищ найдена фигурка кабана. Среди кремневых фигур в коллекции неолитических поселений Марийского Поволжья есть разного рода птички (узнаваемые и схематичные), головки неопределенных зверей, медведь в сидячей позе, плоские диски (солнце) и подвески -лунницы.
Над создаваемыми образами древний художник работал тщательно со знанием дела, используя естественные выступы камня или кости для усиления не только живописного, но и пластического эффекта. Иногда фигурные кремни трактуются (могли использоваться) как наконечники обрядовых стрел, служивших в культовых ритуалах умерщвлении жертвы и являвшихся в то же время персонификацией божества, которому эта жертва приносилась.
В неолитическое время широкое применение получает новая технология художественного воплощения образа мелкая глиняная пластика, постепенно вытеснившая кремневую скульптуру.
Первые глиняные зооморфные и антропоморфные изделия найдены марийскими археологами на Отарском поселении VI тыс. до н.э. Починковском VII того же времени, дальнейшее распространение они получают в волосовской культуре III тыс. до н.э.
Так, на поселении Барские Kyжеры, существовавшем в конце III тыс. до н.э., обнаружена головка лося (лосенка) чудом сохранившаяся ввиду случайного попадания в очаг, где она в результате длительного обжига приобрела прочность камня. Глиняная скульптура характерна и для последующих эпох. В эпоху раннего металла(II тыс. до н.э.) глиняные фигурки обнаружены на поселениях Мольбище, Галанкина гора, Юринское. Сюжет навершения в виде лосиной головки из кремня продолжает существовать в среде волосовских племен. Такие изделия найдены на Ахмыловском II и Удельно-Шушецком VI поселениях.
У носителей посуды с ямочно-гребенчатым орнаментом в последующее время у них волосовских потомков на стоянках Пир Гора, Рутинский, Баркужерской, Мазарской, Мариерской и др. широко распространены ромбические, овальные и округлые подвески из раковин и сланца. Кроме раковинных и сланцевых подвесок в эпоху неолита встречаются костяные, круглые и овальные или цилиндрические янтарные подвески (Майданская, Сутырская V, Выжумская II. Шумецкая стоянки). Несомненно, эти изображения носили определенный культовый характер, отражая мировоззрение людей на том этапе развития, когда у них возникали свои космогонические представления, слагались пантеоны божеств, олицетворявших отдельные стихии, объекты и явления природы.
Мифологические образы, имевшие в древности магическое, ритуальное значение со временем трансформируются, но сохраняют свой эстетически смысл и бережно передаются мастера из поколения в поколение, обогащая композицию сюжета новым видением мира своими орнаментальными мотивами и художественными принципам.
Завершая этот краткий обзор предыстории искусства Марийского края в эпоху камня, можно отметить,что многие сюжеты, отмеченные в культуре населения - эпохи бронзы.
aboutmari.com
История и культура народов Марий Эл страница 6
Традиции новоселья — портсий. Взаимопомощь при строительстве. «Напомочь» (вума; вима) — образец взаимовыручки и коллективной неоплачиваемой трудовой помощи при возведении нового дома у марийцев; «толока» как наидревнейшая форма добровольного коллективного труда, плодотворного, дающего радость.
Деревянное зодчество в Марийском крае. Основные памятники деревянного зодчества. Атышор.
Церковь в селе Актаюжи (Килемарский район) — уникальный памятник деревянного зодчества.
Купеческие дома в Марийском крае. Мастера и плотники, резчики по дереву.
Тема 7. Из истории театра (2 часа)
Марийский национальный театр драмы имени М. Шкетана. Репертуар театра, ведущие артисты. Ознакомление с архитектурой здания, интерьером постановочных и зрительских помещений. Культура поведения в театре.
Тема 8. Из истории изобразительного искусства (3 часа)
Первые профессиональные живописцы в Марийском крае: Г. Медведев. П. Тимофеев, Н. Фешин, П. Радимов.
А. В. Григорьев — один из первых профессиональных художников из народа мари, общественный и политический деятель, организатор художественного образования в Марийском крае (1920— 1930 гг.), создатель историко-краеведческого музея в г. Козьмодемьянске, председатель Ассоциации художников революционной России — АХРР. Творчество А. В. Григорьева.
Экскурсия (очная, заочная). Историко-художественный музей-комплекс имени А. В. Григорьева в г. Козьмодемьянске.
Тема 9. Устное народное творчество и народные игры (5 часов)
Легенды, предания, былины. Марий модыш.
Народные представления о героизме, патриотизме в произведениях устного народного творчества. Образ богатыря в устном народном творчестве русского, марийского, удмуртского, татарского, чувашского народов. Йомакым лудына, модына.
Исследовательские навыки. Сбор легенд, преданий о родной стороне.
Тема 10. Народное искусство (1 час)
Традиционная вышивка мари. Основная характеристика по этническим группам — горных, восточных, луговых мари (ткани, техника исполнения, композиционные особенности расположения узоров на одежде, цветовая гамма).
Тема 11. Знание — наше богатство (4 часа)
Книга хранит знания и опыт людей. Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна — главное хранилище книг в республике.
Исследовательские навыки. Знакомство с уникальными изданиями.
Тема 12. Итоговый урок (1 час)
Творческий урок. «Как много мы узнали о нашей малой родине».
6 класс (34 часа)
Тема 1. Древнейший период истории Марийского края (4 часа)
Природно-климатические факторы освоения территории Среднего Поволжья. Стоянки каменного века в Марийском крае. Племена волосовской культуры: истоки финно-угорской общности. Начало обработки металла в Марийском крае.
Первобытное искусство на территории Марийского края.
Исследовательские навыки. Знакомство с исследованиями ученых-археологов.
Тема 2. Происхождение марийского народа(4 часа)
Прародина марийцев. Материальная и духовная культура древне-марийских племен. Финнугор калык.
Первые письменные источники о «черемисах». Этимология слов черемис и мари.
infourok.ru
Происхождение марийского народа
Формирование древнемарийских племен
Материальная культура древних марийцев
Хозяйство древних мари.
Лит-ра: Архипов Г.А. Марийцы IX-XI вв. Йошкар-Ола. 1973; Никитина Т.Б. Марийцы в эпоху средневековья. Йошкар-Ола. 2002; Патрушев В.С. Финно-угры России. Йошкар-Ола. 1992.
1. Формирование древнемарийских племен
Мы видели, что в эпоху раннего железа в Волго-Уральской зоне сложились три родственные историко-культурные общности: ананьинская в Волго-Камье, на базе которой развилась сначала пьяноборская, затем азелинская, городецко-дьяковская на Суре, Верхней Волге и Оке и культура текстильной керамики от устья Камы до Скандинавии. Марийское Поволжье оказалось в контактной зоне между этими археологическими историко-культурными областями.
О формировании мари высказывались различные мнения:
1) А.П. Смирнов основой марийского этноса называли городецкое население; 2) О.Н. Бадер – дьяковскую культуру; 3) А.X. Халиков формирование марийцев связывает с позднегородецким этносом при участии азелинского населения. Впоследствии он пишет, что основу горных марийцев составили городецко-дьяковские племена, а луговых—азелинские. Точку зрения А.X. Халикова о происхождении марийцев на основе позднегородецких и азелинских племен поддержал Г.А. Архипов. Однако Азелинские черты весьма слабо прослеживаются в материалах памятника V - VII вв. - Младшего Ахмыловского могильника. Младший Ахмыловский могильник Г.А. Архипов называет самым ранним марийским могильником. Слои VI в. открыты на Чертовом городище па Ветлуге, Васильсурском II городище в устье Суры, Сомовском II городище; 4) Т.Б. Никитина базой древних мари называет население Волго-Очья; 5) В.С. Патрушев считает, что формирование этнических основ и этнографических особенностей мари, а также мери и муромы происходило на базе финноязычного населения ахмыловского облика; этническое единство этих групп населения (прамарийско-мерянской общности) сохраняется почти до середины I тысячелетия н.э. и лишь в V в. н.э. предки мари выделились как самостоятельный народ.
Регион формирования и первоначального обитания древнемарийских племен на западе и юго-западе выходил далеко за пределы современной Республики Марий Эл. Эти племена занимали все Поветлужье, центральные районы Ветлужско-Вятского междуречья, земли к западу от Ветлуги, гранича с мерянскими племенами в районе реки Унжи; по обоим берегам Волги район их обитания простирался от устья Казанки до устья Оки. На юге древние марийцы занимали земли современного Горномарийского района и северной Чувашии. На севере граница их расселения проходила в районе города Котельнича.
На рубеже I и II тысячелетий, когда древнемарийская народность в основном уже сложилась, установились довольно близкие контакты с вторгшимися на Волгу ранними тюрками. С этого времени (середина I тысячелетия) марийский язык стал испытывать сильное тюркское влияние. Более монголоидным стал и антропологический тип народности.
На южных окраинах марийской территории население ассимилировалось с булгарами и частично вытеснялось к северу.
Разложение первобытнообщинного строя у древних мари шло замедленными темпами и не смогло завершиться оформлением собственного государства. Нелегкая судьба с самого начала выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Уже на стадии завершения своего формирования, выхода из первобытнообщинного строя древние марийцы оказались объектом внимания со стороны более сильных, в военном отношении лучше организованных соседей. Их покоряли хазары, волго-камские булгары, татаро-монголы, а с запада надвигались и теснили славяне. Ранее весьма многочисленные, занимавшие значительную территорию древние марийцы были вытеснены с востока тюрками, с запада славянами.
Ко времени формирования относятся первые упоминания о древних марийцах.Сформировавшиеся народы, кроме самоназвания, обычно имеют и названия, полученные от других народов. Достоверно известное первое упоминание о марийцах относится к середине X в.: в письме хазарского кагана Иосифа в числе народов, плативших ему дань, упоминается "'цармис" (впоследствии подобное название марийцев сохранилось в языках соседей: чувашском - сярмыс, татарском - чирмыш, русском - черемис).
В русских летописях "черемисы" впервые упоминаются в начале XII в. ''Повесть временных лет", рассказывая о событиях середины IX в. и соседях восточных славян, сообщала: "На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, мордва свой язык".
Попытки объяснения слова «черемис» имеют длительную историю и продолжаются до сих пор. Можно признать установленным, что вторая часть слова - мис означает "человек" (в финском и эстонском языках - mies). Следовательно, первая часть должна отвечать на вопрос: какой? Ответы исследователи дают разные: воинственный, восточный, лесной, болотный, "из племени Сар (Чер)" и т.д.
Таким образом, этимология слова, которым называли марийцев соседи, до конца не выяснена. Но при любом варианте объяснения ясно одно: оно изначально было нейтральным, не содержало ничего оскорбительного, уничижительного. Из приведенных многочисленных объяснений наиболее достоверным, приемлемым представляется значение «лесной человек».
При этом самоназвание народа было всегда - мари, мары, марэ, что восходит к значению "муж", "мужчина", "человек", генетически связанному с иранским словом ""мортйо" (человек) и находится в одном ряду с такими этнонимами родственных народов, как мордва, мадьяр, удмурт, мурома, меря, мещера.
studfiles.net
Контрольная тестовая работа по истории и культуре народов Марий Эл с первобытных времен до XIII века.
Контрольная работа по истории и культуре народов МЭ.
А1. Когда появились первые люди в нашем крае?
1. 40 тыс. л. н. 3. 12-10 тыс. л. н.
2. 25 тыс. л. н. 4. 7-5 тыс. л. н.
А2. Какой стоянки первобытных людей не существует на нашей территории?
1. Юнга-Кушергинской 3. Ахмыловской
2. Юльяльской 4. Русско-Луговской
А3. Солярный знак - это символ ...
1. Неба 3. Воды
2. Леса 4. Солнца
А4. Кто такие пор и одо?
1. Мордва и чуваши 3. Мари и удмурты
2. Мари и татары 4. Меря и мурома
А5. Когда было первое письменное упоминание о древних марийцах?
1. VI век 3. XII век
2. X век 4. XVI век
А6. Какая наука занимается изучением географических названий?
1. Нумизматика 3. Геоморфология
2. Топонимика 4. Этнография
А7. На территории какой области или республики нет географических названий марийского происхождения?
1. Кировская область 3. Костромская область
2. Чувашская Республика 4. Чеченская Республика
А8. Как называется добывание меда диких пчел:
1. Бортничество 3. Пчеловодство
2. Собирательство 4. Медоводство
А9. Какие финно-угорские племена исчезли в X-XI веках?
В1. Установите соответствие между финно-угорской группой и ее представителями:
В2. Вставьте пропущенные слова:
Родовую общину сменила ___________ община. Во главе общины стояли выбранные ее членами _____________. Большим влиянием пользовались руководители молений - ____________.
С1. Как зародилось первобытное искусство на территории Марийского края?
С2. Что вы знаете о Вятской земле?
infourok.ru
История заселения марийского края — ABOUTMARI.COM
Процесс заселения лесной части Среднего Поволжья начался в эпоху верхнего палеолита в пребориальный период (20 тыс. лет назад). Отдельные находки орудий палеолитического периода разбросаны на обширной территории и не связаны с длительным проживанием коллективов на конкретном месте. Обращает на себя внимание приуроченность таких местонахождений к лессовым слоям пермских отложений береговых террас.
Более или менее связаны со слоем Юнга-Кушергинская и Юльяльская стоянки в правобережье Волги [1]. Немногочисленные позднепалеолитические материалы по своему облику типологически близки коллекциям Среднего и Нижнего Поволжья и Русской равнины. В дальнейшем заселении края наблюдается лакуна в несколько тысяч лет, вплоть до развитого мезолита.
В период мезолита (Х-VII тысячелетия до нашей эры) были кратковременные стоянки и долговременные поселки с жилыми сооружениями (от 1 до 10). Материальная культура населения мезолитического периода свидетельствует о неоднородности представленных здесь комплексов. При некоторой близости кремневого инвентаря, по набору орудий и технике их обработки отдельные памятники имеют свои специфические черты (наличие или отсутствие геометрических орудий, древних форм наконечников, микрорезцовой техники, преобладание отдельных категорий в орудийном наборе и др.), предполагающие хронологические различия, функциональные особенности или же неоднородность их носителей. Наблюдается сложный процесс культурообразования мезолитической общности, где принимают участие носители восточной (камско-уральской) и западной (волго-окской) традиций в кремневой индустрии.
В неолитическую эпоху на территории края фиксируется три культурных образования, определяемых по разным типам посуды, набору кремневого инвентаря, домостроительных традиций и топографии расселения.
Для камской культуры характерна посуда прикрытых полуяйцевидных форм с гребенчатым орнаментом. Территория расселения - река Илеть и редкие кратковременные стоянки в прибрежных участках левобережья реки Волга. Характер каменного инвентаря, незначительность культурных слоев, малочисленность долговременных поселков свидетельствуют об активной подвижности населения с доминирующим охотничьим промыслом. Основная территория носителей данного вида посуды - Прикамье.
Культура гребенчато-ямочной керамики занимает обширную территорию поймы р. Волги и ее притоков. В отличие от камских стоянок, она представлена многочисленными поселениями с жилищами (от 2 до 20), расположенными на дюнных всхолмлениях поймы рек, озер или старицах. Наличие системы долговременных жилищ указывает на значительную оседлость населения, а набор орудий - на доминирующую роль рыболовства при наличии других видов промысловой деятельности. Весь облик культуры, в известной степени, сближает ее с волго-окскими племенами балахнинской (точнее, льяловской) культуры, продвинувшихся в Среднее Поволжье в начале IV тысячелетия до нашей эры.
Топографически поселки с гребенчато-ямочной посудой расположены на рыхлых песчаных отложениях (как и в мезолите). С местным мезолитом их сближает традиция домостроения, планировка поселений, некоторые типы кремневых орудий и ряд технико-типологических признаков в первичной и вторичной обработке кремня.
Комплексы с посудой, украшенной накольчатым орнаментом, приурочены к береговым участкам вблизи широких пойм. По своему облику культура близка донским и верхневолжским образованиям с накольчатой и гребенчато-накольчатой посудой, появляется она на средней Волге в середине VI тысячелетия до нашей эры. Для населения этой культуры характерны наземные жилища (южная традиция) и с углубленным полом (местная традиция).
Кремневая индустрия очень развита, набор орудий богат и разнообразен. Населению были известны домашние животные: лошадь, крупный и мелкий рогатый скот. Кости домашних животных были собраны при исследовании Дубовского III, Дубовского VIII и Отарского VI поселений. Поселки довольно крупные, по несколько десятков построек. Расположение поселков вблизи широких пойм предполагает занятие домашним скотоводством, хотя набор каменных орудий указывает на занятие охотой и рыболовством.
Развитие любой из отмеченных выше неолитических культур непосредственно на базе местных мезолитических комплексов в настоящее время проблематично. Скорее всего носители керамики проникли в лесную зону Средней Волги в среду бескерамических племен и довольно быстро освоили ее в силу схожести экологической ниши, хозяйственно-экономического уклада и родственным корням по мезолитическому периоду местного и пришлого населения.
В развитом, особенно позднем, неолите происходит консолидация населения с камскими и волго-окскими традициями. Усиливающиеся всесторонние, в том числе и брачные, связи приводят к образованию нового культурного явления, развившегося от протоволосовских древностей до своеобразного варианта волосовской общности. Новое культурное образование с чертами восточного (камского) и западного (волго-окского) неолита, зародившись в неолите, завершает свое существование уже в эпоху раннего металла [2].
В начале II тысячелетия до нашей эры в среду местных волосовских племен продвигаются лесостепные балановско-атликасинские племена, постоянные взаимоконтакты приводят к формированию нового культурного образования - чирковской культуры.
Доминирующим становится более развитый в культурно-этническом отношении пришлый скотоводческий баланово-атликасинский субстрат. В это же время в среду волосовско-балановско-атликасинского населения вливается еще одна волна мигрантов с Зауралья с гребенчато-валиковой керамикой, что наложило яркий отпечаток на облик чирковской культуры, и, в конечном итоге, определило ее самобытность [Соловьев, 2000. С. 98-99]. С балановской и чирковской культурами связано становление придомного скотоводства.
Во второй половине II тыс. до н.э. непростая культурно-историческая ситуация в регионе еще более усложняется появлением новой волны мигрантов - абашевских скотоводческих племен, стремившихся занять часть балановских территорий в возвышенных районах Ветлужско-Вятского междуречья и правобережья Волги [3].
Видимо, абашевское население просуществовало здесь недолго, так как до сих пор не обнаружены их поселения. Несмотря на абашевские проявления в чирковских и балановских материалах носители абашевской культуры не оста¬вили заметного следа в культурогене-тических процессах, происходивших в эпоху ранней бронзы лесной полосы Средней Волги [4].
Определенное влияние на этнокультурную ситуацию оказало сейминско-турбинское население. Прямым свидетельством пребывания здесь носителей этой культуры является Юринский могильник [5].
В начале второй половины II тысячелетия до нашей эры происходит резкая смена этнокультурной картины региона. Не прослеживается развитие прежних культур, им на смену приходят культуры поздней бронзы: приказанская, поздняковская текстильной керамики, связывающиеся исследователями с лесостепными андроновскосрубным и лесным протофинским миром.
Исследования двух последних десятилетий показывают, что Марийское Поволжье не входило в ареал формирования культур эпохи бронзы. Приказанское население формируется в более восточных районах, поздняковское в юго-западных лесостепных и отчасти лесных районах, носители текстильной керамики проникают на Среднюю Волгу из верхневолжского бассейна. Контакты при казанского и верхневолжского населения продолжаются до начала раннего железного века.
Восточные (приказанские) и западные (текстильной керамики) племена при очевидности тесного сближения устойчиво сохраняют свои культурные традиции. Образовав своеобразную общность, они не создали оригинальной археологической культуры. Констатируется лишь их симбиозное сосуществование на единой территории в течение значительного времени. В VII веке до нашей эры складывается ананьинская культурно-историческая общность, знаменующая начало эпохи железа [6].
В раннем железном веке активизируется население с текстильной (сетчатой) керамикой, сумевшее в результате длительных, разнообразных контактов создать субэтническую систему финно-язычных народов, в том числе и волжских финнов: мордвы, муромы, мери и Мари [Патрушеву 1992; Халиков, 1992].
В первой половине I тысячелетии нашей эры в правобережье Средней Волги появляется группа населения оставившая некрополи типа Писеральских и Климкинских курганов пьяноборской культуры [7]. В последнее время их пьяноборская принадлежность подвергнута сомнению и высказано мнение о сильном савромато-сарматском компоненте в погребальном обряде [8].
С III века нашей эры Среднее Поволжье осваивается племенами азелинской культуры, продвинувшимися с Прикамья и просуществовавшими на данной территории до VII века [9].
Первобытное искусство Нижнего Приамурья — искусство коренных народов, проживавших в нижнем течении реки Амур, сохранившееся с XII тысячелетия до н. э.
Территория нижнего течения реки Амур (от Хабаровска до города Николаевск-на-Амуре) в новом каменном веке (от 13 до 4 тысяч лет назад) была охвачена активными историческими процессами.
Здесь достаточно рано, по сравнению с соседями Среднего Амура и Приморья, племена перешли от бродячего к оседлому образу жизни. Они охотились на мамонтовую фауну. Самые поздние мамонты возрастом 13 тыс. лет обнаружены в низовьях Амура. В городе Комсомольске-на-Амуре известно три местонахождения с останками мамонта, по одному из них, обнаруженному на глубине 15 м в песчаной дюне Аварийной сопки возле Амурского судостроительного завода, получена дата — 13 тыс. лет назад[1]. Исчезновение мамонтов в конце плейстоцена — начале раннего голоцена вызвано сложными космическими катаклизмами (потеплением, таянием ледника, тектоническими процессами). Той же причиной вызвана и миграция лососей в реки бассейна Тихого океана, в том числе, в Амур. Таким образом, обитатели Амура, утратив мамонта, получили не менее ценный и обильный пищевой ресурс. Лосось шел на нерест в большом количестве и он был достойной заменой мясной пище. Таким образом, географический фактор и природные события дали начало иному образу жизни древних обитателей. Они переходят к промыслу лосося как основному занятию.
На Амуре рано складывается культура оседлых рыболовов. Остатки котлована самого раннего постоянного жилища в культурном слое возраста 13-11 тыс. лет назад раскопаны в поселении Хумми возле города Комсомольска-на-Амуре[2]. Они научились разными способами сохранять рыбные запасы: сушить и вялить лосося. Но наиболее выгодным и доступным стал способ консервации в рыбьем жире, получаемом из внутренностей лосося. Эта нужда привела к созданию небывалого в природе материала для изготовления посуды — керамики (обожжённой глины). Люди Амура рано стали изготавливать глиняную посуду, обожженную на костре[3]. Она крайне нужна для вытапливания рыбьего жира. Эти прогрессивные достижения сделаны в рамках одной археологической культуры — осиповской — существовавшей 13 — 10 тыс. лет назад.
Благоприятные хозяйственные условия вызвали к жизни социальные перемены: количественное увеличение сообществ рыболовов, усложнение их социальной структуры, формирование новых представлений о мире. Обыденная жизнь оседлого рыболова значительно отличается от хозяйственного ритма бродячего охотника. Последний регламентирует жизнь природными циклами промыслового зверя. Оседлый рыболов Амура строит свою жизнь иначе: главное событие в году — путина, она проходит летом и в начале осени. Это поворотные моменты в его хозяйственном году, им подчинены все остальные занятия. Все другое — ловля белорыбицы, охота в тайге и морской промысел, собирательство таёжное, прибрежное речное и морское — отступают на второй план. В соответствии с новым экономическим механизмом выстраивается иная картина мира, либо к прежним представлениям добавляются новые.
Эту самую сложную часть жизнедеятельности древнего коллектива высвечивают образы художественного творчества. Древний человек творил не для самовыражения, а для отправления необходимых ритуалов. Они были разнообразными. Сведения о них дает этнография, но и древние предметы искусства служат источником выявления основ мировидения древних дальневосточников. Искусство первобытной культуры Нижнего Приамурья разнообразно и оригинально. Здесь ещё в каменном веке выбивали рисунки на поверхности каменных глыб (Сикачи-Алян в Хабаровском районе), на скалах (возле села Шереметьево Вяземского района Хабаровского края, на реке Кия) водораздела Уссури и Амура[4]. В этот период керамическая посуда покрывалась разнообразными орнаментами, в которых скрываются знаки-символы, отражающие коллективные представления о мире. Центральный знак орнамента — спираль. На сосудах прочерчивали спираль как символ змеи. На петроглифах есть изображения фантастического Зме́я-Дракона[5]. И спираль на посуде и образ Дракона (летающего Змея) появились в новом каменном веке. В мифологии коренных жителей Амура, а также айнов есть образ Солнечного Дракона. Он явился на землю посланником Солнца, да не один, а со своей подругой, символизировавшей огонь (возможно, и солнечные лучи)[6]. Они выступают демиургами (созидателями) Земли во время всемирного потопа. Образ Змея-Дракона до сего дня не исчез из декоративно-прикладного творчества коренных жителей Амура. Его изображают на предметах, связанных с семьёй и рождением детей. Халат нанайской невесты покрыт чешуей Дракона, в каждой чешуйке вышит его образ[5]. Дракон покрывает её в день свадьбы. Он — оберег сферы семьи и рождения потомства. Изложенное выше доказывает автохтонность культа Змея-Дракона. Это доказывал академик А. П. Окладников и новые данные только подтверждают его доводы.
Не менее удивительна в первобытном искусстве группа мелкой пластики. Её можно разделить на три части: антропоморфные, зооморфные и антропозооморфные объёмные скульптуры или плоские фигурки. Среди антропоморфных наиболее удивительны керамические женские скульптурки. Первую из них нашли при раскопках древнего поселения Кондон, она остаётся до сих «primus inter pares» (первой среди равных), хотя женские «личины», как их называют в научной литературе, известны практически на всех раскопанных поселениях неолита территории низовьев Амура[7]. У всех личин прослежено морфологическое единство: изображается голова и торс, на нём чуть обозначены груди. Голова всегда изображается уплощённой в верхней части. Что это: головной убор или ритуальная трансформация черепа, неизвестно. Но эта особенность исключительно региональная. Одну скульптурку подобной формы нашли на севере Приморья в культуре эпохи бронзы. И это явно культурное влияние с Амура. Среди зооморфных фигурок немало из керамики и камня. Наиболее популярен оказался медведь, он держит первенство по частоте встречаемости в культурном слое поселений неолита. Реже встречаются изображения лосей, кабанов и других животных. Птицы на втором месте по количеству находок после медведя. В основном фигурки из камня, хотя есть и керамические. В преобладающем большинстве эти фигурки были в составе реквизита обрядов, поэтому их часто изготавливали. Представляют интерес антропозооморфные скульптурки, соединяющие мужской знак, женский образ и звериный. Возможно, эти предметы при отправлении ритуала отражали облик звериного первопредка. До настоящего времени в этнографической культуре живут легенды о супружестве женщины племени и медведя либо тигра. Потомки такой семьи дают своему роду неиссякаемую удачливость и в охоте и в рыболовстве. Представляет интерес группа украшений из поселений каменного века. Они также имеют свою региональную специфику. Самые ранние украшения относятся к осиповской культуре, найдены в поселении Хумми: это удлинённо-бочонковидные и удлиненно-цилиндрические крупные бусины из мягкого камня алевролита зеленовато-голубого и голубовато-белого оттенков, а также кольцо и дисковидная подвеска из камня нефритоидной породы[8]. В последующие эпохи наиболее востребованными как тип украшений оказались кольца. В период неолита и в малышевской, и в кондонской, и в вознесеновской культурах в значительном количестве находят нефритовые кольца зеленоватого и белого цвета. В эпоху палеометалла и далее вплоть до этнографической культуры именно эти украшения сохраняют наибольшую значимость[9]. Кольцо или диск символизируют Солнце. Нефрит на востоке считают камнем жизни, это общеизвестная истина. Но данные археологии показывают, что кольцо и диск из нефрита на Амуре появились 13 тыс. лет назад. Это даёт основание обозначить начало традиции.
В краткой характеристике первобытной культуры Нижнего Приамурья отмечены региональные особенности развития экономики, культуры первобытного оседлого рыболова каменного века, начало формирования его мировоззрения, которое проявляется в образцах искусства.