Наскальные рисунки в пещере Башкирии древнее как минимум на 2,5 тыс. лет. Пещеры с первобытными рисунками в россии
Мраморная, Игнатьевская и Капова пещера
С каждым годом растет интерес к активному туризму. Отдыхающие ездят на экскурсии, изучают исторические места, посещают родные пенаты выдающихся писателей и художников. Среди разновидностей активного туризма уверенно занимает лидирующее место – спелеотуризм.
Все большее количество людей посещает пещеры с познавательными целями. А в пещерах, оборудованных специальным снаряжением, можно попробовать себя и в преодолении различных препятствий – гротов, колодцев.
Пещера Мраморная
Это одна из самых «молодых» пещер Горного Крыма, открытая лишь в 1987 году, изначально оборудована для туристических экскурсий. После научных исследований в пещере проложили бетонные дорожки, провели фонари, установили поручни – и открыли в апреле 1989 года для туристов.
Симферопольский клуб спелеологов взял пещеру под охрану, чтобы уберечь великолепные натёчные образования от вандалов.
Длина первого маршрута двадцать четыре года назад была всего 180 метров, сейчас же суммарная протяженность пещерных ходов составляет более двух километров.
По протяженности и площади Мраморная пещера среди крымских пещер занимает первое место. Название ее связано с мраморовидными известняковыми породами, в которых пещера и расположена.
Мармурова печера (так ее называние звучит по-украински) состоит из трёх основных частей: Главной галереи (ее длина 725 метров), Нижней галереи (ее протяженность 960 м и именно по ней в будущем планируются экскурсии со спелеоснаряжением) и Тигрового хода (бокового ответвления пещеры длиной 390 м).
Дельталет многие называют дельтаплан с мотором. О разновидностях этого летательного аппарата читайте в нашей статье.
Как работает компас и что такое азимут? Ответы на все вопросы вы найдете в этой статье.
Через десятиметровый вход туристы попадают в Галерею сказок. По экскурсионным дорожкам они огибают причудливые сталактиты, натечные драпировки и сталагмиты, напоминающие своим видом сказочных героев. Первым туристов встретит Хозяин пещеры – массивное белое изваяние, сталагмит причудливой формы. Спелеологи считают, что Хозяина пещеры можно обидеть некрасивым поведением, поэтому советуют вести себя почтительно.
При продвижении вглубь пещеры свод опускается, и туристы могут любоваться сотнями сталактитов, каменными водопадами, гелактитовыми «цветами».
Боковое ответвление пещеры назвали Тигровым ходом из-за найденных в нем останков хищника. Изначально предположили, что это скелет саблезубого тигра, но позже выяснилось — это пещерный лев. Так как название галереи было отражено в каталогах, то его оставили без изменений.
C 2006 года Нижняя галерея пещеры также оборудована для экскурсионных маршрутов.
Начинается маршрут Нижней галереи с Обвального зала. Это самый большой зал в пещерах Крыма – высота зала 28 метра, длина более 100. Покрытые корралитовыми «цветами» стены, изящные натечные колонны, гигантские глыбы — все это поражает воображение.
Мраморная пещера входит в пятерку самых красивых пещер планеты, в 1992 году она была принята в Международную ассоциацию оборудованных пещер. Более 100 тысяч человек в год – средняя посещаемость пещеры, и цифра эта постоянно растет.
Игнатьевская пещера
Если Мраморная пещера – одна из самых «молодых» пещер мира, тот Игнатьевскую можно считать самой «возрастной». Первые упоминания о пещере были в книге второй половины 18 века. Наверное, в связи с таким почтенным возрастом, в литературных источниках встречается не одно название пещеры — Дальняя, Ямазы-Таш, Серпиевская, пещера Игната.
Игнатьевская пещера славится не только самым большим количеством названий, она – самая академическая пещера. За две сотни лет ее изучали и описывали в своих научных трудах академики и доктора наук всего мира. О пещере написаны песни, стихи, поэмы, сняты фильмы. Количество научных работ, журнальных статей, книг перевалило за сотню.
Находится этот уникальный туристический объект в южной части Уральских гор, на берегу реки Сим.
Современное название пещера получила по имени отшельника Игнатия, жившего в ней в 19 веке.
Много легенд ходит об этом старце. По одной легенде, отшельник – это император Александр I, по другой — брат царей Александра I и Николая I — князь Константин Павлович. Третья легенда рассказывает о чудесной, но трагической любви молодого художника.
Самая известная пещера знаменита не только легендами, но и своей картинной галереей. В 1980 году в самой дальней части пещеры археологи на стенах и сводах обнаружили древние рисунки первобытных людей. Это очень древние изображения, возраст которых 14 тысяч лет. На пещерных стенах проступают изображения животных и различных символов.
На горнолыжном курорте Шерегеш веб-камеры онлайн транслируют круглосуточно все что там происходит. Вы можете в любой момент посмотреть погоду и состояние склонов.
Правильно выбрать спальный мешок для походов или для экстремального туризма поможет вам материал на наших страницах.
Страх высоты и акрофобия — какая между ними разница и где пролегает граница читайте здесь: pro-extrim.com/moutains/alpinizm/akrofobiya.html
Игнатьевская пещера состоит из четырех отделов — Входной грот, Основной коридор, Большой зал, Дальний зал.
Келья Старца Игнатия – самый дальний грот от входа. Туда также можно пройти только по узкому лазу. В этой части пещеры есть натек, напоминающий женскую фигуру, который называют иконой Богоматери.
Самым красивым считается Большой зал, высота потолка которого достигает восьми метров. В отличие от экскурсионных дорожек Мраморной пещеры, в Игнатьевской пещере из Входного грота в Основной коридор туристам придется идти на корточках, а если вы хотите попасть в Дальний зал, то вам на выбор придется или ползти по Низкому переходу или по лестнице преодолевать узкий лаз на высоте 4,5 метров.
545 метров — общая протяженность ходов пещеры.
К Игнатьевской пещере не ослабевает ни туристический, ни археологический интерес. В 2010 году президент В. Путин пообещал поднять вопрос о придании Игнатьевской пещере статуса государственного заповедника.
Шульган-Таш или Капова пещера
Богата первобытными рисунками и другая не менее известная пещера на Урале — Капова или Шульганташ. Это карстовая пещера в заповеднике «Шульган-Таш» на территории Башкортостана.
Есть несколько версий по поводу названия пещеры. Первая – название произошло от характерного звука капели. Вторая — от слова «капище». При исследовании пещеры, археологами были найдены черепа людей. Ученые предположили, что так хоронили вождей и шаманов и Капова пещера – святилище, в котором проводились ритуалы.
Второе название пещеры – башкирское — Шульган-Таш. «Таш» в переводе с башкирского означает «камень», Шульган – «исчезла». Шульган – название реки, вытекающей из пещеры. Есть связь названия пещеры и с башкирским эпосом, в котором Шульган — повелитель подземного мира.
Вход в пещеру всегда поражает туристов своим размером – это огромная арка высотой под 20 метров и шириной – 40.
Длина пещеры почти три километра и состоит она из трех этажей. В пещере огромные залы, подземные озера, река Подземный Шульган, (которая и образовала пещеру), галереи и коридоры. Здесь можно увидеть уникальный сталагмит, основание которого почти 8 метров, а высота – три.
На второй этаж можно попасть только через высокий вертикальный колодец. Именно на верхних этажах пещеры и находятся первобытные рисунки.
В 1954 году зоолог Рюмин обнаружил древние рисунки, размер которых поражает — от 44 до 112 сантиметров. Всего обнаружено примерно 200 рисунков, но хорошо сохранились только около тридцати.
Возраст наскальных рисунков, выполненных охрой и углем, около 14 тысяч лет. Как и в Игнатьевской пещере, на сводах Каповой изображены животные — мамонты, лошади, есть изображения хижин, лестниц. К сожалению, часть рисунков скрывается под натеками кальцита, а часть под автографами туристов. Некоторые рисунки безвозвратно смыты влагой, текущей по стенам пещеры. По этой причине, вглубь пещеры экскурсантов не пускают и демонстрируют копии рисунков у входа. В феврале 2012 года свободное посещение Каповой пещеры было закрыто. Сотрудники заповедника разработали виртуальный фото тур по пещере и с июля 2012 года в музее установлен интерактивный киоск.
Капова пещера – самая известная туристическая достопримечательность Башкирии. Но рядом с ней есть еще несколько пещер, которые будут интересны как простым туристам, так и спелеологам – профессионалам.
Московские скалодромы приглашают всех желающих попробовать себя в скалолазаньи. Для юных альпинистов работают детские скалодромы.
Лучшие фильмы про авиацию мы собрали для вас на этой странице.
Список других пещер Башкортостана
Сумган
Победа
Октябрьская
Мурадымовские пещеры
Вертолетная
Аскинская
Ищеевская
Идрисовская
Большая Курманаевская
Кызылъяровская им. Г.А. Максимовича
Пропащая яма
Убежище Салавата Юлаева
Якшингуловская
pro-extrim.com
Презентация «Древние наскальные рисунки на территории России
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Истоки искусстваДревние наскальные рисунки на территории РоссииУчитель МОБУ СОШ №2 Овчарова Н.В.Тында, 2015
Слайд 2
Ленские столбы Якутии
10 000 лет назад кто-то рисовал красной краской по серому камню. Петроглифы, или писаницы – это рисунки, сделанные на камне.
Слайд 3
На скалах по берегам рек Лены и Синей обнаружены многочисленные петроглифы («писаницы») – наскальные рисунки, выполненные желтой минеральной краской древними жителями этих мест. Это в сохранившиеся стилизованные изображения животных, фрагменты надписей древнетюркского рунического письма, наскальные композиции с изображением человека.
Слайд 4
Шишкинские писаницы
Слайд 5
КЕМЕРОВО, ТОМСКАЯ ПИСАНИЦА. ПЕТРОГЛИФЫ
Слайд 6
Специалисты выделяют на берегах Томи три стилистические группы: изображения нанесенные краской, рисунки, выбитые сплошь или контуром на
скале, фигуры глубоко прорезанные на каменной поверхности.
Слайд 7
Наскальные рисунки под КисловодскомНаскальные рисунки, относящиеся к третьему тысячелетию до нашей эры, обнаружили археологи в ущелье Хасаут недалеко от Кисловодска (Ставропольский край)
Слайд 8
Северный Кавказ
Харитани
Капчугай (Дагестан)
Слайд 9
Древняя письменность из Сочи В одном из ущелий Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесии археологи сделали громкое открытие. Ученые обнаружили таинственные наскальные надписи, датируемые еще первым тысячелетием нашей эры.
Слайд 10
Утес Саган-Заба. Байкал. Рисунки выполнены в разные эпохи и относятся к бронзовому - позднему железному векам (II тыс. лет до н.э. - I тыс. лет н.э.), т.е. самому древнему рисунку около 4000 лет.
Слайд 11
...Недавно, недалеко от поселка Ерофей Павлович нашли наскальный рисунок, изображающий кого-то очень похожего на носорога. Это очередной петроглиф из ранее обнаруженных в семи районах Приамурья. Возраст рисунков предварительно совпадает с датировкой всемирно известных изображений бизонов в пещерах Альтамиры. Петроглифы Приамурья
Слайд 12
В настоящее время петроглифы известны в семи районах Приамурья, всего чуть меньше 20 памятников древнего наскального искусства. Возраст рисунков равен примерно 10-12 тысячам лет, изображения являются одними из древнейших в России и в мире. Это – свидетельство того, что на территориях современных Приамурья и Франции древние культуры появились примерно одновременно.
Слайд 13
Кольский полуостров
Слайд 14
Онежское озеро
Слайд 15
Средняя ЛенаУлахан-АнПисаницы бассейна средней Лены достаточно своеобразны. Широкое распространение здесь получили росписи, выполненные минеральной краской – охрой, где представлены строки знаков, нанесенных обычно горизонтальными, в отдельных случаях вертикальными рядами.
Слайд 16
Ат Дабан
Слайд 17
Верхняя ЛенаНаскальные рисунки бассейна верхней Лены едва ли не самые древние из известных в настоящее время в Сибири. Образы диких обитателей региона воспроизводились на скалах реалистически, нередко даже размеры животных передавали в соответствии с их действительной величиной.Шишкинская писаница
Слайд 18
Большие ГолыКуленга
Слайд 19
АНГАРА
Второй каменный островВ общем массиве писаниц азиатской тайги особое место занимают наскальные изображения долины Ангары.Верхняя Буреть
Слайд 20
Река АЛДАНВнутри огромного массива таежного наскального искусства выявляется локальная провинция выполненных охрой писаниц в бассейне р. Алдан
Мая
Слайд 21
Верхнее и Нижнее Приамурье, река Олёкма
Быркинская писаницаБасынайская писаница
Слайд 22
Нижний Амур и бассейн реки УссуриСакачи-Алян
Слайд 23
Степное Забайкалье
Баин-Тогод
Слайд 24
Средний ЕнисейОглахты
Слайд 25
АлтайОхоты на птиц. Петроглиф из окрестностей устья реки Карагем Кош-Агачского района
Слайд 26
Чита.Титовская сопка
Слайд 27
ХакасияСулекская писаницаБоярская писаница
Слайд 28
Капова пещера (Шульган-Таш)Капова пещера — уникальный природный и культурный памятник мирового значения. Наскальная живопись представлена огромными изображениями (45-110см) мамонтов, носорогов, лошадей, оскалившейся кошки.
Слайд 29
Петроглифы Сикачи-Аляна Около села Сикачи-Аляна, на правом берегу Амура, практически около кромки воды лежат огромные базальтовые валуны, на которых древние мастера выдолбили самые разные изображения и символы.
Пещеры с палеолитическими рисунками - Сбитнев Сергей
Альтами́ра (La cueva de Altamira) — пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (Мадленская культура, 15-8 тыс. лет до н. э.)
Ласко. Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII—XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.
Комбаре́ль (фр. Grotte des Combarelles) — пещера на территории французской коммуны Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь. Длина пещеры 237 м. На стенах пещеры в 1901 году обнаружено более 400 зооморфных (олени, львы, мамонты, лошади и др.) и антропоморфных изображений, выполненных в основном гравировкой. В пещере изучена также стоянка эпохи верхнего палеолита.
Кро-Мань́он (фр. Cro-Magnon) — пещера в городе Лез-Эзи-де-Тайак-Сирёй департамента Дордонь на юго-западе Франции, известная благодаря останкам доисторического человека, найденным здесь в 1868 году французским палеонтологом Луи Ларте. Пещера дала название всем людям эпохи верхнего палеолита — кроманьонцы. Помимо человеческого погребения здесь были найдены кремнёвые орудия, а также украшения, которые относятся к Ориньякской и Граветтской культурам, датируемым примерно 30 тыс. лет до нашей эры.
Фон-де-Гом (фр. Font-de-Gaume) — пещера во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй, департамент Дордонь) с настенными изображениями животных эпохи позднего палеолита. Живопись грота Фон-де-Гом принадлежит к лучшим образцам пещерного искусства. Многочисленные изображения бизонов, диких лошадей, мамонтов, северных оленей и других животных выполнены в различной манере от древнейших линейных рисунков чёрной и красной краской до великолепнейших полихромных композиций, относящихся к мадленской эпохе (15 000 — 11 000 лет до н. э.).
Пещера Шове́ (фр. grotte Chauvet) — пещера с наскальными доисторическими рисунками на юге Франции вблизи небольшого города Вальон-Пон-д’Арк в долине реки Ардеш. По размерам пещера больше чем Ласко, включает залы и галереи общей длиной 800 метров и высотой до 18 метров. Люди населяли пещеру в период от ок. 37000 до 33500 лет назад, а затем снова в период от 31000 до 28000 лет назад. В пещере обнаружено 435 рисунков с изображениями животных. Наскальная живопись представляет собой один из древнейших образцов пещерного искусства в мире. Возраст старейших рисунков оценивается в 36 тыс. лет (ориньякская культура) однако точная датировка вызывает споры.
Пещера Коске — пещера, известная своей наскальной живописью, находящаяся на побережье Средиземного моря, в каланке Моржю, вблизи Марселя, Франция, недалеко от мыса Моржю. Вход в пещеру расположен под водой на 37-метровой глубине, что объясняется значительным повышением уровня Средиземного моря в эпоху палеолита. Старейшие рисунки представлены 65 отпечатками ладоней и другими очертаниями, датированными около 27 000 гг. до н. э. (граветтская культура).Более поздние знаковые рисунки и 177 изображений животных датируются 19 000 гг. до н. э. (солютрейская культура).
Пеш-Мерль, фр. Pech Merle — пещера на склоне холма в коммуне Кабрере, департамент Ло/ На протяжении более 1,5 км тянется коридор со впадинами, на стенах некоторых из них обнаружены настенные изображения периода граветтской культуры, хотя некоторые рисунки, возможно, относятся к более поздней мадленской культуре (около 16 тыс. лет назад). В радиусе 10 км от пещеры находятся 10 других пещер с образцами искусства времён верхнего палеолита, однако, в отличие от Пеш-Мерль, все они закрыты для публики.
Пещера Руффиньяк, фр. Rouffignac, известная также как «Пещера тысячи мамонтов» в историческом регионе Франции Перигор. В пещере обнаружено свыше 250 настенных рисунков. Общая длина ходов пещеры составляет свыше 8 км. Настенные рисунки и гравюры относятся ко времени мадленской культуры, то есть 11-12 тыс. до н. э. В основном на рисунках изображены мамонты, буйволы, шерстистые носороги и альпийские козлы. К более раннему периоду относятся следы когтей пещерных медведей на стенах.
Пещера Труа-Фрер, фр. Trois-Frères, букв. «Три брата» — пещера на юго-западе Франции, известная образцами доисторического искусства (см. пещерная живопись). Расположена в Монтескьё-Аванте, департамент Арьеж, Франция. Пещерные рисунки выполнены около 13000 лет до н. э.
Капова пещера. карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан, Россия. Находится на реке Белой в одноимённом заповеднике «Шульган-Таш». Капова пещера известна благодаря наскальным рисункам первобытного человека периода палеолита, датируемых периодом от позднего солютре до среднего мадлена.
Шульган-таш, или Капова пещера, расположена на правом берегу реки Белой на территории федерального природного заповедника. Это трёхэтажная спелеосистема — с большими залами, галереями, подземными озёрами. Внутри протекает река Шульган. Пещера протянулась более чем на два километра. Учёные полагают, что её возраст — около миллиона лет.
Если Ирбитский Писаный камень оказался в центре внимания учёных ещё три столетия назад, то одна из крупнейших карстовых пещер на Южном Урале до середины прошлого века таила свои главные сокровища от посторонних глаз.
Шульган-таш, или Капова пещера. Открытые здесь в 1959 году наскальные рисунки стали настоящей сенсацией. На стенах пещеры зоологом А.В. Рюминым были обнаружены изображения древних животных — мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов. Это были хорошо сохранившиеся рисунки эпохи палеолита!
(Сегодня пещер с палеолитическими рисунками древних людей в России известно три: Капова в Башкирии, а также Игнатьевская и Колокольная пещеры у деревни Серпиевка в Челябинской области. Самые многочисленные, красивые и выразительные рисунки расположены именно на стенах Каповой пещеры: они относятся к лучшим образцам пещерной живописи Европы.)
Когда об открытии подобных рисунков в пещере Альтамира впервые объявил испанец Марселино де Саутуола (это случилось в далёком 1879 году), ему долго не верили. Саутуолу даже обвиняли в сговоре с целью мистификации, заподозрив его друга, профессионального французского художника, в том, что он мог собственноручно выполнить эти рисунки.
Тогда не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского. И поверить в то, что в Европе, за много веков до постройки Египетских пирамид, существовало искусство, достойное восхищения, было трудно.
Открытие Рюмина было совершено через шестьдесят лет после споров, вызванных рисунками из Альтамиры. К тому времени наскальные изображения были обнаружены во многих пещерах на территории Западной Европы, и в подлинности подобных открытий уже никто не сомневался. Зато к середине ХХ века почти никто не сомневался и в том, что что изображения вымерших палеолитических животных встречаются только во Франции и Испании!
А вот московский учёный Александр Владимирович Рюмин сомневался.
Анализируя древнейшую историю человечества, он пришёл к выводу, что палеолитическая культура должна была развиваться не только в Западной Европе, но и в нескольких других регионах. Наиболее перспективным для поисков вещественных доказательств этой теории он считал Южный Урал.
Рюмин поступил на работу в Башкирский заповедник (где и находится пещера Шульган-таш), и после длительных изысканий всё-таки нашёл палеолитические рисунки! Теория существования Южно-Уральского очага развития первобытной культуры получила неопровержимые доказательства.
Вот и получается, что «человек рисующий» проживал в эпоху палеолита не только в Западной части Европы, но и на Урале. В таком случае, история уральской художественной культуры насчитывает как минимум 14 с половиной тысяч лет!
Всего в Каповой пещере обнаружено около двух сотен изображений, из них относительно хорошо сохранилось около трёх десятков. Рисунки располагаются довольно низко над полом пещеры. Изображения крупные — от полуметра до метра и более величиной. В основном это животные, и все они двигаются в одну сторону.
Вот, скорее всего, бизон — нарисованный просто, без затей, и похожий отчасти на крупную отборную фасолину с четырьмя ногами: низко посаженная голова словно составляет с горбатым туловищем одно целое. Набычившись, он выставил вперёд короткие, изогнутые рога.
А вот носорог — с длинным, похожим на кривой клинок, рогом, вздёрнутым кверху. Спина его выгнута вниз, словно под тяжестью огромного брюха. Он тоже упрямо двигается влево. Перед тобой древний, уже не существующий в природе, носорог — шерстистый. Вертикальными линиями первобытный художник обозначил свисающие по бокам животного длинные шерстяные пряди.
Есть здесь и дикие лошади, вот одна из них — крепкая, с высокой холкой, со спутанной гривой и длинной задумчивой мордой. Но больше всего изображений мамонтов. Мохнатые, большие, они бредут, горбатя свои покрытые свалявшейся шерстью спины, до времени смирно опустив хоботы и длинные, загибающимися кверху бивни. Среди взрослых гигантов бодро ковыляет и трогательный малыш мамонтёнок.
Изображения этих животных выполнены в виде контурных рисунков на очень плотных известняках. (Может быть, потому, что поверхность стен очень плотная, в Каповой пещере и нет так называемых петроглифов — не нарисованных, а выгравированных на камне рисунков, нередко встречающихся в западноевропейских пещерах.)
Рисунки — почти все — сделаны красной охрой. Эта краска готовится из красящего вещества (пигмента), содержащегося в глинах, богатых железом. Любопытно, что при исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска! Охра, кстати, бывает не только красного, но также жёлтого и коричневого оттенков: этот натуральный пигмент и теперь используют при изготовлении красок.
Есть в Каповой пещере и более редкие изображения, выполненные в два цвета — красной охрой и чёрной краской на основе угля, или, возможно, окиси марганца.
Может, я тебя разочарую, но всё же вынуждена сообщить — сегодня для туристов, приехавших в заповедник, частью которого является пещера, доступ к подлинным первобытным рисункам закрыт. Это сделано для того, чтоб микроклимат Шульган-таш существенно не менялся, а древние изображения не портились.
В ближней ко входу части пещеры экскурсантам — наверное, в утешение — демонстрируют довольно искусно выполненные копии рисунков в натуральную величину. А недавно сотрудники заповедника сделали интерактивный фото тур по всей пещере, благодаря которому совершить виртуальное путешествие по Шульган-таш теперь может любой желающий.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
design.wikireading.ru
Общая тетрадь. Искусство: Капова пещера
Капова пещера, или
«Шульган-Таш», что переводится как «исчезнувшая гора». Она расположена на Южном Урале в долине реки Белой на территории федерального природного заповедника «Капова пещера».
Исследователи не могут назвать точной даты, когда началось формирование пещеры, но они с уверенностью заявляют, что это было не менее 3–5 миллионов лет назад.
Это разветвленная трёхэтажная спелеосистема с крупными залами, галереями, подземными озёрами и рекой. Пещера образована в карбоновых известняках в карстовом массиве высотой около 140 м.
В непосредственной близости от пещеры, приблизительно вдоль неё, проходит глубокий карстовый каньон Шульгана длиной около трех километров, переходящий в суходол с крупными карстовыми воронками и озерами. Внутри нее протекает река Шульган.
Знаменитая пещера протянулась более чем на два километра. Ученые считают, что ее возраст — около миллиона лет.
Всемирную известность ей принесло открытие в 1959 году наскальных рисунков первобытного человека эпохи палеолита. На стенах пещеры ученые обнаружили более 50 различных изображений древних животных: мамонтов, лошадей, шерстистых носорогов и бизонов. Все животные переданы в реалистичной манере и в движении — идут влево.
Древние художники рисовали красной охрой на основе животного клея. При исследовании культурных отложений возле рисунков обнаружены осколки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска.
Живопись Каповой пещеры (ее верхнего этажа) относится к раннему палеолиту, т.е. древнему каменному веку, и принадлежит предку современного человека- кроманьонцу. Рисунки нижнего этажа более поздние, вероятно он был доступен человеку в конце ледникового периода (то есть не менее 12000 лет назад).
Наскальные рисунки первобытного человека периода палеолита датируются периодом от позднего солютре до среднего мадлена. Рисунки находятся на гладкой стене в дальнем конце зала Хаоса на первом этаже.
Но в пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусе ученые обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий. Самые древние рисунки находятся в верхнем ярусе. Они были нарисованы в эпоху раннего палеолита, когда на планете жили кроманьонцы.
На нижнем ярусе Каповой пещеры находятся более поздние изображения конца ледникового периода. Их размер варьируется между 44 и 112 сантиметрами. Лишь недавно исследователи смогли ответить на вопрос, долгое время остававшийся загадкой. Почему на стенах и потолка пещеры мало копоти? Чтобы нанести рисунок на поверхность, нужно подсвечивать ее, но в те времена был только один искусственный источник света – факел. Но ответ на этот вопрос был дан тогда, когда ученые нашли жировую лампу, использовавшуюся в качестве дополнительного источника освещения.
В пещере обнаружены черепа. Четыре черепа в зале пещеры с наскальными рисунками — уникальная находка. По предварительным анализам, один из них принадлежит девушке. По словам ученых, захоронение внутри пещеры — это подтверждение гипотезы о том, что пещера «Шульган-Таш» в древности была святилищем, где совершались разнообразные ритуальные обряды. Здесь посвящали юношей в воины или охотники, хоронили умерших шаманов, героев или вождей. О древнем захоронении до сих пор было неизвестно, хотя сама пещера «Шульган-Таш» изучается учеными около 200 лет. Предположений множество, но точно можно сказать, что это череп человека разумного. Древние люди хоронили головы особо почитаемых людей отдельно от их тел — в знак благодарности и преклонения.
Здесь также обнаружен самый большой в Европе (400 метров в диаметре), так называемый “сильфон” – полость заполненная водой без воздуха.
Вход в пещеру со стороны речки Шульган. При подходе к Каповой пещере можно увидеть «Грот мамонта», расположенный в отдельной скале. Свое название грот получил, благодаря тому, что тени грота на закате солнца ложатся таким образом, что напоминают мамонта с опущенным хоботом.
Вход в пещеру представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро – Голубое озеро- , из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 35 м (фактически, это не озеро, а вертикальный участок русла реки). Вода в озере непригодна для питья из-за примесей, но, используется для лечебных ванн.
Чтобы подняться на второй этаж, надо преодолеть 14 метровый вертикальный колодец. Непонятно, как древний человек пробирался туда. Возможно, у пещеры был второй вход. В этой двухэтажной пещере, состоящей из множества подземных ходов, галерей и гротов, за 200 лет, прошедших со времени ее первого описания П.И. Рычковым в 1760 году, побывало множество людей. Пещера «Шульган-Таш» в 1965 году получила статус памятника природы.
Название «Шульганташ» происходит из башкирского языка. «Таш» в переводе — камень, а Шульган — это река, впадающая в Белую рядом со входом в пещеру. Кроме того, Шульган — персонаж башкирского эпоса «Урал-батыр», младший брат главного героя — повелитель подземного мира.
О происхождении названия «Капова» существует две версии. Первая — от звука капели, постоянно происходящей внутри, и вторая — от слова «капище» (храм), поскольку есть свидетельства, что в доисторические времена пещера использовалась как храм (для этой же цели были сделаны наскальные рисунки). В исторические времена (средневековье) использовалось в качестве языческого капища, о чём свидетельствуют башкирские легенды и археологические раскопки.
Рисунки были открыты в 1954 году зоологом заповедника А. В. Рюминым. В исследованиях древней живописи большую роль сыграли О. Н. Бадер и В. Е. Щелинский, которые выявили более 50 рисунков.
В последние десятилетия благодаря работам Ю. С. Ляхницкого (Русское географическое общество) описано 173 рисунка или их реликтов — красочных пятен. Рисунки выполнены в основном охрой — природным пигментом на основе животного жира, возраст их — 14-14,5 тыс. лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, сложные знаки, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. Рисунки в разной степени сохранности — часть их скрывается под натёками кальцита, часть оказалась под автографами туристов-вандалов, часть смывается влагой, текущей по стенам. Проблема поиска надежных методов консервации рисунков еще не решена. В целях безопасности оригиналов живописи экскурсантам демонстрируются копии
Находки, тем более антропологические, для науки представляют большой интерес.
Немного легенд…С этим местом связано огромное количество преданий и легенд, пещера была своего рода мифологическим центром. Считалось, что в пещере Шульган-Таш обитает дух Урал – батыра в облике огромного всадника на крылатом коне Акбузате. Тому кто его увидит – повезет.
Есть поверье, что здесь обитал подземный народ во главе с дивом (духом). Эти существа, большие искусники, хранили золото, у них имелись мельницы, приводимые в движение подземными реками, они хорошо делали оружие. По преданию, те, кто окажет какую-либо услугу Хозяину пещеры, получат от него удачу в жизни.
Самым интересным залом в пещере является Танцевальный. Считается, что он излечивает людей от стрессов и усталости.
Задания:1. Назовите пещеры - памятники наскальной живописи. Подберите иллюстрации.2. Составьте веб-альбом, используя сервис Google Picassa. Включите в альбом Иллюстрации о Каповой пещере.
Археологическая сенсация - Костенки Воронежской области
Археологи из различных стран мира признали наиболее древней стоянкой человека современного типа, а именно европеоида, поселение Костенки, которое расположено на территории Воронежской области в России. Археологи считают что этой стоянке 50 тыс. лет а к 40-30 тыс. до нашей эры европеоидный человек заселил абсолютно всю Русскую равнину. Этот вид человека называется проторус и свое название он получил из-за того, что зарождение этого вида произошло на просторах Русской равнины.Задания:
1. Посмотрите видео по ссылке:http://youtu.be/SKCH-Wwy4vw 2. Дайте комментарий к просмотренному
obsaatetradiskusstvo.blogspot.com
Наскальные рисунки в пещере Башкирии древнее как минимум на 2,5 тыс. лет - Наука
УФА, 14 апреля. /Корр. ТАСС Наиль Шахвалиев/. Рисунки первобытного человека в Каповой пещере в Башкирии оказались древнее как минимум на 2,5 тыс. лет. Ученые не исключают, что они могут "состариться" еще на несколько тысяч лет, сообщил корреспонденту ТАСС директор Научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Башкирии Данир Гайнуллин.
"Раньше датировка шла только косвенная - карбоновым методом, через уголь, который лежит в культурном слое. Сами рисунки никто не обследовал. А сейчас специалисты взяли пробы из 21 места самих рисунков и по слоям натека определили, что рисунки были нанесены в отрезке от 14 до 36 тыс. лет назад. После калибровки результатов установили, что 19,5 лет - тот возраст, о котором можно говорить точно", - сказал собеседник агентства.
Ранее радиоуглеродный анализ показал, что самые старые наскальные рисунки имеют возраст 17 тыс. лет.
По словам Гайнуллина, исследования проводились специалистами Института геологии Инсбрукского университета (Австрия) и Университета Миннесоты (США). Он добавил, что изучение рисунков эпохи палеолита продолжится, и не исключено, что они могут еще "состариться".
Одна из самых крупных карстовых пещер в России - Капова - расположена в заповеднике Шульган-таш в 350 км от Уфы. Ее протяженность около 3 км, она состоит из трех этажей. В пещере есть огромные залы, коридоры, галереи, подземные озера, подземная река Шульган, сохранился уникальный сталагмит высотой 3 м и шириной у основания около 8 м.
Широкую известность пещере придали открытые в 1954 году наскальные рисунки. Почти все они выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.
Капова пещера номинирована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из основных требований для включения в список является создание музея-заповедника с точной копией фрагментов стен с наскальными рисунками, а вход в саму пещеру будет ограничен, чтобы не вредить рисункам. Конкурс на создание макета музея, который расположится рядом с Каповой пещерой, был объявлен в декабре прошлого года.