Что такое синкретизм в первобытном искусстве. Open Library - открытая библиотека учебной информации
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Синкретизм (искусство). Что такое синкретизм в первобытном искусстве


Синкретизм (искусство), синкретизм в искусстве

Синкретизм

декабрь 2006

Синкрети́зм (syncretismus — соединение обществ) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов. образующее условное единство.

Синкретизм в искусстве

Чаще всего термин Синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Само понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории синкретизм одинаково ошибочны как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос — лирика — драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой несомненно тесно связано с успехами эволюционизма. Уже Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Соответствующие положения высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии. Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, в трудах которого (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») теория синкретизма получила наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) разработку, обоснованную огромным фактическим материалом.

В построении А. Н. Веселовского теория синкретизма, в основном, сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была дифференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: ведущую роль в этом синкретическом искусстве играла пляска — «ритмованные орхестические движения в сопровождении песни-музыки». Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму. Лишь позднее, на основе усложнения духовных и материальных интересов и соответствующего развития языка «восклицание и незначущая фраза, повторяющиеся без разбора и понимания, как опора напева, обратятся в нечто более цельное, в действительный текст, эмбрион поэтического». Первоначально это развитие текста шло за счёт импровизации запевалы, роль которого всё больше возрастала. Запевала становится певцом, на долю хора остаётся лишь припев. Импровизация уступала место практике, которую мы можем назвать уже художественной. Но и при развитии текста этих синкретических произведений, пляска продолжает играть существенную роль. Хорическая песня-игра вовлекается в обряд, затем соединяется с определёнными религиозными культами, на характере песенно-поэтического текста отражается развитие мифа. Впрочем, Веселовский отмечает наличие внеобрядовых песен — маршевых песен, рабочих песен. Во всех этих явлениях — зачатки различных видов искусств: музыки, танца, поэзии. Художественная лирика обособилась позднее художественной эпики. Что касается драмы, то в этом вопросе А. Н. Веселовский решительно (и справедливонейтральность фразы под сомнением) отвергает старые представления о драме как синтезе эпоса и лирики. Драма идёт непосредственно от синкретического действа. Дальнейшая эволюция поэтического искусства привела к отделению поэта от певца и дифференциации языка поэзии и языка прозы (при наличии их взаимовлияний).

В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования. Справедливо и убедительно опровергая положения Бюхера о том, что игра старше труда и искусство старше производства полезных предметов, Г. В. Плеханов раскрывает тесную связь первобытного искусства-игры с трудовой деятельностью доклассового человека и с его верованиями, обусловленными этой деятельностью. В этом — несомненная ценность работы Г. В. Плеханова в данном направлении (см. преимущественно его «Письма без адреса»). Однако при всей ценности работы Г. В. Плеханова, при наличии в ней материалистического ядра она страдает пороками, свойственными методологии Плеханова. В ней проявляется не до конца преодолённый биологизм (напр. подражание в плясках движениям животных объясняется «удовольствием», испытываемым первобытным человеком от разрядки энергии при воспроизведении своих охотничьих движений). Здесь же — корень плехановской теории искусства-игры, опирающейся на ошибочное истолкование явлений синкретической связи искусства и игры в культуре «первобытного» человека (частично остающейся и в играх высококультурных народностей). Конечно синкретизм искусства и игры имеет место на определённых стадиях развития культуры, но это — именно связь, но не тождество: то и другое представляет собой различные формы показа действительности, — игра — подражательное воспроизведение, искусство — идейно-образное отражение. Иное освещение явление синкретизма получает в трудах основоположника яфетической теории — академик Н. Я. Марра. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), акад. Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс («Яфетическая теория», стр. 98 и др.). Таким образом синкретизм, согласно указаниям акад. Марра, включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.» («К происхождению языка»). Так в концепции академика Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, связываясь с определённым периодом в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

Буква (е) в первом слове, т.е. слово(Самое), неуместна, так как она нарушает построение предложения, а также не влезает ни в какие рамки грамотного русского языка. Поэтому советую или убрать букву(е) или добавьте слово (первое),между словами (самое и (понятие).Само понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении.

www.cultin.ru

Синкретизм (искусство) - это... Что такое Синкретизм (искусство)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Синкретизм.

Синкрети́зм (лат. syncretismus — соединение обществ) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов. образующее условное единство.

Синкретизм в искусстве

Чаще всего термин Синкретизм применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии. В определении А. Н. Веселовского синкретизм — «сочетание ритмованных, орхестических движений с песней-музыкой и элементами слова».

Изучение явлений синкретизма чрезвычайно важно для разрешения вопросов происхождения и исторического развития искусств. Самое понятие «синкретизм» было выдвинуто в науке в противовес абстрактно-теоретическим решениям проблемы происхождения поэтических родов (лирики, эпоса и драмы) в их якобы последовательном возникновении. С точки зрения теории синкретизм одинаково ошибочны как построение Гегеля, утверждавшего последовательность: эпос — лирика — драма, так и построения Ж. П. Рихтера, Бенара и др., считавших изначальной формой лирику. С середины XIX в. эти построения всё больше уступают место теории синкретизма, развитие которой несомненно тесно связано с успехами эволюционизма. Уже Каррьер, в основном придерживавшийся схемы Гегеля, склонялся к мысли о первоначальной нерасчлененности поэтических родов. Соответствующие положения высказывал и Г. Спенсер. Идея синкретизма затрагивается целым рядом авторов и, наконец, с полной определённостью формулируется Шерером, который однако не развивает её сколько-нибудь широко в отношении к поэзии. Задачу исчерпывающего изучения явлений синкретизма и уяснения путей дифференциации поэтических родов поставил перед собой А. Н. Веселовский, в трудах которого (преимущественно в «Трёх главах из исторической поэтики») теория синкретизма получила наиболее яркую и развитую (для домарксистского литературоведения) разработку, обоснованную огромным фактическим материалом.

В построении А. Н. Веселовского теория синкретизма, в основном, сводится к следующему: в период своего зарождения поэзия не только не была дифференцирована по родам (лирика, эпос, драма), но и сама вообще представляла далеко не основной элемент более сложного синкретического целого: ведущую роль в этом синкретическом искусстве играла пляска — «ритмованные орхестические движения в сопровождении песни-музыки». Текст песен первоначально импровизировался. Эти синкретические действия значимы были не столько смыслом, сколько ритмом: порой пели и без слов, а ритм отбивался на барабане, нередко слова коверкались и искажались в угоду ритму. Лишь позднее, на основе усложнения духовных и материальных интересов и соответствующего развития языка «восклицание и незначущая фраза, повторяющиеся без разбора и понимания, как опора напева, обратятся в нечто более цельное, в действительный текст, эмбрион поэтического». Первоначально это развитие текста шло за счёт импровизации запевалы, роль которого всё больше возрастала. Запевала становится певцом, на долю хора остаётся лишь припев. Импровизация уступала место практике, которую мы можем назвать уже художественной. Но и при развитии текста этих синкретических произведений, пляска продолжает играть существенную роль. Хорическая песня-игра вовлекается в обряд, затем соединяется с определёнными религиозными культами, на характере песенно-поэтического текста отражается развитие мифа. Впрочем, Веселовский отмечает наличие внеобрядовых песен — маршевых песен, рабочих песен. Во всех этих явлениях — зачатки различных видов искусств: музыки, танца, поэзии. Художественная лирика обособилась позднее художественной эпики. Что касается драмы, то в этом вопросе А. Н. Веселовский решительно (и справедливо[нейтральность?]) отвергает старые представления о драме как синтезе эпоса и лирики. Драма идёт непосредственно от синкретического действа. Дальнейшая эволюция поэтического искусства привела к отделению поэта от певца и дифференциации языка поэзии и языка прозы (при наличии их взаимовлияний).

В этом направлении пошёл в объяснении явлений первобытного синкретического искусства Г. В. Плеханов, широко использовавший труд Бюхера «Работа и ритм», но в то же время и полемизировавший с автором этого исследования. Справедливо и убедительно опровергая положения Бюхера о том, что игра старше труда и искусство старше производства полезных предметов, Г. В. Плеханов раскрывает тесную связь первобытного искусства-игры с трудовой деятельностью доклассового человека и с его верованиями, обусловленными этой деятельностью. В этом — несомненная ценность работы Г. В. Плеханова в данном направлении (см. преимущественно его «Письма без адреса»). Однако при всей ценности работы Г. В. Плеханова, при наличии в ней материалистического ядра она страдает пороками, свойственными методологии Плеханова. В ней проявляется не до конца преодолённый биологизм (напр. подражание в плясках движениям животных объясняется «удовольствием», испытываемым первобытным человеком от разрядки энергии при воспроизведении своих охотничьих движений). Здесь же — корень плехановской теории искусства-игры, опирающейся на ошибочное истолкование явлений синкретической связи искусства и игры в культуре «первобытного» человека (частично остающейся и в играх высококультурных народностей). Конечно синкретизм искусства и игры имеет место на определённых стадиях развития культуры, но это — именно связь, но не тождество: то и другое представляет собой различные формы показа действительности, — игра — подражательное воспроизведение, искусство — идейно-образное отражение. Иное освещение явление синкретизма получает в трудах основоположника яфетической теории — академик Н. Я. Марра. Признавая древнейшей формой человеческой речи язык движений и жестов («ручной или линейный язык»), акад. Марр связывает происхождение речи звуковой, наряду с происхождением трёх искусств — пляски, пения и музыки, — с магическими действиями, почитавшимися необходимыми для успеха производства и сопровождавшими тот или иной коллективный трудовой процесс («Яфетическая теория», стр. 98 и др.). Таким образом синкретизм, согласно указаниям акад. Марра, включал и слово («эпос»), «дальнейшее же оформление зачаточного звукового языка и развитие в смысле форм зависело от форм общественности, а в смысле значений от общественного мировоззрения, сначала космического, потом племенного, сословного, классового и т. п.» («К происхождению языка»). Так в концепции академика Марра синкретизм теряет узко эстетический характер, связываясь с определённым периодом в развитии человеческого общества, форм производства и первобытного мышления.

См. также

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

muller.academic.ru

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Архитектура Синкретизм – важнейшая характеристика первобытной культуры. Возникновение первобытного искусства.

просмотров - 178

Синкретизм является ключевым понятием для понимания первобытной культуры.

На раннем этапе развития человеческой культуры ярко выражена нерасчленённость, слитность человека и природы. HOMO SAPIENS, как будто, представляет весь окружающий его мир из родственных частей, так же как он наделённых чувствами, возможностью думать, действовать, говорить и т.д. Такое нерасчленённое видение мира формирует мифологическое сознание первобытного человека, определившее в свою очередь нерасчленённость материальной, духовной и художественной сфер творчества человека. Заметим попутно, что древний человек обладал и стихийно-материалистическим, реалистическим сознанием, к примеру, он мог различать свойства различных природных материалов, знал полезные и ядовитые растения, выбирал место стоянки с учётом ландшафта и т.д. В целом следует отметить, что первобытный человек достаточно быстро осваивал практические , порой очень сложные знания, которые облегчали ему жизнь, в то время как теоретические, не нужные в повсœедневном быту знания развивались медленно (к примеру, большой счет появляется только на этапе так называемой престижной экономики).

При этом, несмотря на такой гносœеологический дуализм, всё-таки именно мифологическое сознание доминировало в творческой, созидательной деятельности человека.

Синкретизм на базе мифологического сознания определил роль и место искусства в жизни первобытного человека.

Сегодня исследователи первобытного общества располагают колоссальным количеством примеров, артефактов древнейшего художественного творчества человека. Одним из самых ярких открытий первобытного искусства периода палеолита явилось открытие живописи в пещере Альтамира на севере Испании в 1878 году. На потолке пещерного зала были обнаружены прекрасно сохранившиеся и исполненные в цвете около двух десятков изображений бизонов, кабанов и лошадей. Благодаря достижениям в физике и химии, живопись Альтамиры была датирована, что сразу же определило её достоверность и крайне важность научного изучения.

Фрагмент живописи в пещере Альтамира.

Археологические находки в настоящее время представляют массу материала, который позволяет обсудить вопрос о причинах возникновения искусства в первобытном обществе.

Очевидно, что первобытный человек знал практически всœе традиционные виды искусства известные нам. Исследователями обнаружены примеры живописного и скульптурного творчества; многообразие декоративно-прикладных произведений, таких как орнаменты, украшавшие посуду или орудия труда. Сооружение построек из огромных камней – мегалитов свидетельствует о зарождении архитектуры (в этом случае употребляют термин протоархитектура). Наконец, сегодня в распоряжении науки есть находки даже древнейших музыкальных инструментов.

Флейта из кости птицы 28-22 тыс. л. Ложка в форме утки.

сосуд украшенный орнаментом Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия)

Первобытная живопись в пещере Ласко (Франция).

Реконструкция жилища из кос- Стоунхендж. Англия.

тей мамонта. 23 тыс л.

Причин возникновения искусства в первобытном обществе может быть одновременно несколько. Общее впечатление от анализа художественных произведений первобытности – человек естественным образом вплетает художественное творчество в свою повсœедневную жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, искусство первобытного времени наглядно иллюстрирует синкретизм этой культуры.

Мы можем предположить, что искусство могло возникнуть:

1.Как своеобразная форма освоения мира, проявление любопытства и любознательности человека. Действительно, когда мы рассматриваем бизонов Альтамиры, нас удивляет и восторгает стремление древнего мастера тщательно изобразить и вздыбившуюся шерсть животного, и его настороженный взгляд, и фантастическое умение передать динамическое напряжение этого опасного животного.

2. Познавая и осваивая мир, человек в своей любознательности мог совершать необыкновенные открытия, воплотившиеся с одной стороны в чисто утилитарные вещи, а с другой – в художественный образ. К примеру, посмотрите на ложку в виде утки. Возможно, кусок корня дерева, попавшего в руки первобытного художника, сразу же напомнил ему хорошо известный образ птицы, и он начал работу по доведению природного материала до похожести.При этом следует заметить, что получилась прекрасная, утилитарная форма, не позволяющая ложке (а может быть и ковшику) утонуть в воде.

3.Обживая местность, осмысливая роль своего общинно-родового коллектива, первобытный человек мог ощущать потребность в обозначении своей территории или принадлежности к общинœе. Так, к примеру, могла родиться традиция делать татуировки, ставить мегалиты, разрабатывать собственные орнаменты.

4.Мы уже заметили, что в распоряжении науки большое количество художественных произведений первобытной истории. Существует одна доминирующая особенность всœех этих произведений – они ярко демонстрируют свою связь с религиозным обрядом. Действительно, на первобытной живописи мы видим следы дротиков, которые, вероятно, метались в нарисованное животное. Многие из найденных предметов служили амулетами. Знаки орнаментов носили магический смысл и т.д. В пещере Монтеспан (Франция) открыли «израненную» глиняную скульптуру медведя без головы, а череп настоящего медведя лежал на глиняной площадке со следами ног у подножия этого произведения. Вероятно, к глиняному медведю когда-то была приставлена голова настоящего убитого зверя, и был совершен обряд с ритуальным танцем в знак удачной охоты. Этот пример наиболее ярко демонстрирует, как весь комплекс художественной культуры первобытности был неразрывно связан с хозяйственно – производственной деятельностью людей, обладающих мифологическим сознанием. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, искусство в первобытном обществе могло возникнуть как побочный продукт религиозной деятельности, что стало важнейшей из других перечисленных причин.

Первобытное искусство может рассматриваться как яркая иллюстрация проблем антропосоциогенеза. Замечено, в ранних художественных произведениях периода палеолита доминируют реалистические изображения. В живописи часто данный реализм даже подчеркивается черной обводной, посмотрите, к примеру, на изображения животных в пещерах Ласко или Альтамира. В искусстве палеолита отсутствует композиционное единство(см. илл.1), чрезвычайно редки изображения человека, тем более включенные в единое композиционное пространство. Далее в развитии от палеолита к неолиту изображения начинают приобретать всё более схематический, условный характер(илл.2,3), составной частью изображений становится человек, представленный в различных проявлениях своей хозяйственной деятельности. Современные исследователи первобытного искусства объясняют эти тенденции новым уровнем развития человеческого мозга уже способного не только к конкретному, но и абстрактному мышлению поднимающегося до эмоционально-художественных обобщений. Возможно и переход от охотничье-рыболовного хозяйства к земледелию и скотоводству пробуждал у первобытного художника больший интерес к человеку ,а не зверю. Существует предположение, что, передавая информацию в схематических, наполненных смыслом композициях, первобытный человек продвигался по пути изобретения письменности.

1 2

3

Сравните реалистические изображения Альтамиры (1) и неолитическую живопись обнаруженную тоже в Испании(2,3)

oplib.ru


Смотрите также