Лекция первобытный мир и зарождение цивилизации. Лекция №2 Тема: Первобытный мир и зарождение цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Лекция первобытный мир и зарождение цивилизации


Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Лекция №2 Тема: Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

План

  1. Периодизация древнейшей истории.
  2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
  3. Причины разложения первобытно – общинного строя.
1.

Существует периодизация истории, основанная на различия в материале, из которого производили орудия труда:

  1. Каменный век (от возникновения человека 5 млн. лет назад до III тыс. до н.э.)
  2. Бронзовый век (сIII тыс. до н.э.- до I тыс.до н.э.)
  3. Железный век (сI тыс. до н.э.- наши дни.)
Каменный век

Каменный век делится на следующие периоды:

  • Древнекаменный (палеолит) – появление первых людей в восточной Африке.
  • Среднекаменный (мезолит) - доминировало присваивающее хозяйство.
  • Новый каменный (неолит) – зарождается присваивающее хозяйство.
  • Меднокаменный (энеолит) - производящее хозяйств начинает доминировать, появляется неравенство.

Развитие первобытных стад обезьянолюдей привело к появлению культуры неандертальского общества. От питекантропов и синантропов неандертальцы отличались не только физическим типом, но и материальной культурой. Прошли тысячелетия. Совершенствовалось физическое строение и интеллект людей. Потомки антропоидных обезьян, или «обезьян, берущих палки», потому и выделились из животного мира, возвысились над остальным органическим миром, что стали обрабатывать орудия труда и охоты сознательно. Они превратились в древнейших людей. Древнейшие каменные орудия (примитивные кварцитовые), найденные рядом с костями питекантропов на юге Явы, очень просты, их трудно отличить от эолитов — камней с естественными сколами. Аналогичные, грубо обработанные с одной стороны рубила с мощными сколами найдены при раскопках стоянок другого вида представителей древнейших гоминид — синантропов на юге Китая. В Южной Азии также происходил процесс развития антропоидных обезьян, появились первые орудия труда. Рука, которая колола кварцитовые гальки, глаз, который подмечал удобные и неудобные в работе «инструменты», мозг, запоминающий формы наиболее подходящих для работы камней, совершенствовались. Исследования антропологов показали, что рука синантропа изменялась в своем строении, по форме все более и более напоминала человеческую руку. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга. У синантропа особенно интенсивно увеличивались нижнетеменные доли. С ними связывают развитие высших познавательных функций. Да и по величине мозг стал больше отличаться от мозга антропоидов, причем количественное накопление мозговой массы сказалось на качественной ее перестройке.

В каменном веке все люди были равны между собой, отсутствовали частная собственность и эксплуатация человека человеком. Первобытная эпоха характеризовалась низким уровнем развития производительности труда и медленным совершенствованием орудий труда.

Каменные скребни и ножи.

2.

В период неолита произошел важнейший технический переворот: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Это явление получило название « неолитическая революция». Люди всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов, и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков — пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии произрастали на больших площадях. Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно — ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить гораздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода. Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами. Одновременно люди стали приручать диких животных. Произошло первое общественное разделение труда на земледелие и скотоводство.

Во время второго общественного разделения труда из земледелия выделилось ремесло.

В период неолита люди научились делать ткацкие станки ,стали использовать гончарный круг, научились строить лодки. В четвертом тысячелетии до нашей эры было изобретено колесо. Наиболее развитыми земледельческими районами были: Египет, Междуречье, Палестина, Индия, Китай.

3.

В 5-4 тысячелетии до нашей эры начинается разложение первобытно – общинного строя. Главная причина этого крылась в изменениях, которые произошли в обществе. Общество стало неоднородным, появляется неравенство.

неравенство

Имущественное (богатые и бедные) Общественное неравенство (старейшины, вожди, и жрецы стали иметь большие прав, чем все остальные)

Появляется частная собственность на землю. На смену родовой общины приходит соседская община. Соседская община - каждая семья самостоятельно обрабатывала свой участок земли, причем эта земля была у них в собственности. За счет более совершенных орудий труда удалось увеличить производительность труда, появились излишки, развивалась торговля. В третьем тысячелетии до нашей эры появляются первые государства. Причины их появления - неравенство в обществе и появление частной собственности.

cat.convdocs.org

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Лекция №2 Тема: Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

План

  1. Периодизация древнейшей истории.
  2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему.
  3. Причины разложения первобытно – общинного строя.
1.

Существует периодизация истории, основанная на различия в материале, из которого производили орудия труда:

  1. Каменный век (от возникновения человека 5 млн. лет назад до III тыс. до н.э.)
  2. Бронзовый век (сIII тыс. до н.э.- до I тыс.до н.э.)
  3. Железный век (сI тыс. до н.э.- наши дни.)
Каменный век

Каменный век делится на следующие периоды:

  • Древнекаменный (палеолит) – появление первых людей в восточной Африке.
  • Среднекаменный (мезолит) - доминировало присваивающее хозяйство.
  • Новый каменный (неолит) – зарождается присваивающее хозяйство.
  • Меднокаменный (энеолит) - производящее хозяйств начинает доминировать, появляется неравенство.

Развитие первобытных стад обезьянолюдей привело к появлению культуры неандертальского общества. От питекантропов и синантропов неандертальцы отличались не только физическим типом, но и материальной культурой. Прошли тысячелетия. Совершенствовалось физическое строение и интеллект людей. Потомки антропоидных обезьян, или «обезьян, берущих палки», потому и выделились из животного мира, возвысились над остальным органическим миром, что стали обрабатывать орудия труда и охоты сознательно. Они превратились в древнейших людей. Древнейшие каменные орудия (примитивные кварцитовые), найденные рядом с костями питекантропов на юге Явы, очень просты, их трудно отличить от эолитов — камней с естественными сколами. Аналогичные, грубо обработанные с одной стороны рубила с мощными сколами найдены при раскопках стоянок другого вида представителей древнейших гоминид — синантропов на юге Китая. В Южной Азии также происходил процесс развития антропоидных обезьян, появились первые орудия труда. Рука, которая колола кварцитовые гальки, глаз, который подмечал удобные и неудобные в работе «инструменты», мозг, запоминающий формы наиболее подходящих для работы камней, совершенствовались. Исследования антропологов показали, что рука синантропа изменялась в своем строении, по форме все более и более напоминала человеческую руку. Трудовая деятельность способствовала развитию мозга. У синантропа особенно интенсивно увеличивались нижнетеменные доли. С ними связывают развитие высших познавательных функций. Да и по величине мозг стал больше отличаться от мозга антропоидов, причем количественное накопление мозговой массы сказалось на качественной ее перестройке.

В каменном веке все люди были равны между собой, отсутствовали частная собственность и эксплуатация человека человеком. Первобытная эпоха характеризовалась низким уровнем развития производительности труда и медленным совершенствованием орудий труда.

Каменные скребни и ножи.

2.

В период неолита произошел важнейший технический переворот: переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. Это явление получило название « неолитическая революция». Люди всё больше внимания уделяли сбору съедобных растений, причём не всех подряд, а тех, которые давали больше плодов, и которые было легче собирать. Среди них были прародители современных злаков — пшеницы, ячменя, риса, которые в некоторых районах Азии произрастали на больших площадях. Очень полезными оказались злаки. Их зёрна содержали питательные вещества и хорошо насыщали. Такие зёрна можно было дробить, при добавлении воды они размягчались и становились похожими на кашу. Их также растирали между двумя камнями и получали муку, которую смешивали с водой, а из полученной массы на раскалённом камне выпекали самую простую лепёшку. Зёрна можно было запасать впрок, что очень важно — ведь не всегда охота оказывалась удачной, а дикие плоды растений можно собирать только в определённое время года. И мясо, и такие плоды сохранить гораздо труднее, чем хорошо просушенное зерно. Накопив его запас, можно спасти себя от голода. Постепенно люди поняли, что можно не ходить далеко к полям дикой пшеницы или ячменя. Их зёрна прорастали и в земле около селения. Слегка разрыхлив её, можно самим их выращивать, защищать посевы от диких зверей и птиц. Эта работа не была особенно тяжёлой, её могли делать женщины, старики и даже дети. Для разрыхления почвы использовали орудия, которыми выкапывали съедобные корни, рыли ямы. Так люди постепенно становились земледельцами. Одновременно люди стали приручать диких животных. Произошло первое общественное разделение труда на земледелие и скотоводство.

Во время второго общественного разделения труда из земледелия выделилось ремесло.

В период неолита люди научились делать ткацкие станки ,стали использовать гончарный круг, научились строить лодки. В четвертом тысячелетии до нашей эры было изобретено колесо. Наиболее развитыми земледельческими районами были: Египет, Междуречье, Палестина, Индия, Китай.

^

В 5-4 тысячелетии до нашей эры начинается разложение первобытно – общинного строя. Главная причина этого крылась в изменениях, которые произошли в обществе. Общество стало неоднородным, появляется неравенство.

неравенство

Имущественное (богатые и бедные) Общественное неравенство (старейшины, вожди, и жрецы стали иметь большие прав, чем все остальные)

Появляется частная собственность на землю. На смену родовой общины приходит соседская община. Соседская община - каждая семья самостоятельно обрабатывала свой участок земли, причем эта земля была у них в собственности. За счет более совершенных орудий труда удалось увеличить производительность труда, появились излишки, развивалась торговля. В третьем тысячелетии до нашей эры появляются первые государства. Причины их появления - неравенство в обществе и появление частной собственности.

pochit.ru

Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации.

История Тема2. Первобытный мир и зарождение цивилизации.

просмотров - 185

Образец семейного древа.

2. Как Вы думаете, почему для каждого человека важно изучать и знать историю своей семьи?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее количество набранных баллов за задания темы 1:__________

Преподаватель:_____________

Опережающее задание - подготовить проекты на следующие темы:

1. Многообразие версий происхождения человека.

2. Прародина человечества: мифы и научные открытия.

3. Открытие Луиса Лики в Олдовайском ущелье в Восточной Африке.

4. От палки-копалки до компьютера.

5. Капова пещера и палеолитическая живопись на Южном Урале.

6. Загадки Стоунхенджа.

7. Возникновение религии в первобытном обществе.

Краткую информацию о проектной деятельности на занятиях истории и рекомендации по подготовке и защите учебных проектов смотрите в приложении 2 (с. 38).

Задание 1.Дайте определœение следующим понятиям:

Антропогенез - _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Родовая община(род) -________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«Первобытный коммунизм» - ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Промискуитет - _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Экзогамия - __________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Дуально-родовой групповой брак - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Племя - _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2.Прочитайте отрывок из книги американского антрополога РианыАйслер «Чаша и клинок» и ответьте на вопросы.

"В случае если это не патриархат, значит, - матриархат"

Применяя данный принцип к накапливающимся свидетельствам того, что напротяжении тысячелœетия человеческой истории высшее божество было женскогорода, многие ученые XIX и XX веков пришли к, казалось бы, потрясающемузаключению. В случае если доисторические времена не были патриархальными, они должныбыть матриархальными. Другими словами, если мужчины не господствовали надженщинами, женщины должны были господствовать над мужчинами.

Затем, когда свидетельства, как показалось, не подтвердили этозаключение, многие ученые вернулись к более традиционному взгляду. Разникогда не было матриархата͵ решили они, значит, мужское господство всœегдадолжно было быть человеческой нормой.

Свидетельства, однако, не подтверждают ни то, ни другое. Прежде всœего,имеющиеся у нас археологические данные показывают, что допатриархальноеобщество было по всœем современным меркам обществом равенства. Затем, хотя в этих обществах родство определялось по материнской линии, и женщины какжрицы и предводительницы клана играли ведущую роль во всœех аспектах жизни,почти нет указаний на то, что положение мужчины в этой общественной системебыло сколько-нибудь сопоставлено с угнетенным и подчинœенным положением женщины в системе с мужским господством, котораяпришла на сменуматриархату…

Что касается отношений мужчин и женщин, то действительно, как отмечаетМеллаарт, святое семейство в Чатал-Хююке представлено "в порядке важности:мать, дочь, сын и отец" и оно, возможно, отражало порядок в семьях горожан,которые, очевидно, были матрилинœейными и матрилокальными. Верно и то, что вЧатал-Хююке и других неолитических обществах антропоморфные изображенияБогини и юной Девы, зрелой Матери и старой Бабушки или Прародительницы,восходящие к изначальной Создательнице, являются, как позднее отметилгреческий философ Пифагор, проекциями различных стадий жизни женщины. Наматрилинœейную и матрилокальную социальную организацию указывает и то, что вЧатал-Хююке женское ложе всœегда располагалось одинаково - в восточной частижилища. Кровать мужчины не имеет постоянного места͵ к тому же она меньше.

Все это свидетельствует о превосходстве женщины в религии и жизни,однако нет никаких указаний на вопиющее неравенство между женщинами имужчинами. Нет и признаков угнетения, подавления мужчин.

В отличие от "мужских" религий нашего времени, когда за небольшим исключением только мужчины могли войти в религиозную иерархию, у древнихбыли и жрицы, и жрецы. К примеру, Меллаарт отмечает, что в Чатал-Хююке обрядыпоклонения Богинœе совершали в основном жрицы, но участвовали и жрецы. Онсообщает, что в захоронениях в святилищах были найдены обсидиановыезеркальца и прекрасные костяные застежки-пряжки. Первые попадались толькорядом с останками женщин, вторые - только рядом с мужчинами. Меллаартзаключил, что это были "атрибуты жриц и жрецов, чем можно было бы объяснитьнемногочисленность этих предметов и то, что они встречаются только всвятилищах".

На то, что пожилые мужчины - наравне с пожилыми женщинами - пользовались в обществе почетом и уважением, указывают скульптуры,изображающие почтенных старцев... О том же свидетельствуют использование символовбыка, бычьей головы или рогов в святилищах Анатолии, Малой Азии, ДревнейЕвропы, позднее в минойско-микенской культуре- символов мужского начала… Более того, некоторые ранние фигурки Богини не толькосоединяют в себе черты человека и животного, но часто имеют элементывнешности, к примеру, преувеличенно длинные шеи, которые бываютистолкованы как признаки андрогинии. И, конечно, молодой бог, сын-супругБогини, без которого немыслимо главное чудо допатриархальной религии,таинство возрождения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ясно, что тогда как женское начало, основной символ чудажизни, господствовало в искусстве и идеологии неолита͵ мужское начало такжеиграло важную роль.

Вопросы и задания к тексту:

1. На какие доказательства ссылались ученые, утверждая, что в доисторические времена господствовал матриархат?________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Тезисно выделите основные идеи учения Р.Айслероб общественномстатусе женщины и мужчины в эпоху неолита.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую роль в теории Р.Айслер сыграли раскопки в Чатал - Хююке?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, почему женщина в эпоху неолита занимала такое важное место в социальной иерархии?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Подпишите названия орудий труда и охоты,используемых первобытным человеком.

______________ ___________ _____________ _______________ ____________ __________

Задание 4.Прочитайте отрывок из статьи Ю.Латова «Неолитическая революция» и ответьте на вопросы.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ(neoliticrevolution) – произошедший в позднепервобытном обществе революционный переворот в производстве, связанный, как правило, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству и создавший предпосылки для формирования раннеклассового общества.

Термин «неолитическая революция» ввел в 1949 английский археологГордон Чайлд, близкий по своим концептуальным предпочтениям к марксизму и предложивший термин по аналогии с марксистским понятием «промышленная революция». Эта революция, по Чайлду, «трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом продовольствия», создав тем самым условия возникновения цивилизации. Поскольку понятие «промышленная революция» к серединœе 20 в. уже стало общепринятым, то и термин «неолитическая революция» быстро завоевал популярность. Другие варианты названий этого исторического события (к примеру, «революция в производстве пищи», «земледельческая революция») не получили поддержки специалистов.

Сегодня неолитическая революция считается одним из трех главных революционных изменений в экономике – наряду с промышленной и научно-технической революциями.

В терминах «промышленная революция» и «научно-техническая революция» заложено указание на основные черты произошедших изменений (соответственно – превращение промышленности в главную сферу экономики и повышение наукоемкости применяемых технологий). В отличие от них термин «неолитическая революция» указывает лишь на археологическую эпоху, когда произошли революционные изменения, но не уточняет, а каковы же собственно эти изменения.Это не случайно – дело в том, что о главном содержании неолитической революции продолжаются дискуссии и в наши дни.

Неолитическая революция как изменение технологий производства материальных блаᴦ.

Сам Г.Чайлд считал главным содержанием неолитической революциипереход от присваивающего хозяйства (охота͵ собирательство, рыболовство) к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство). Ранее люди забирали у природы ее дары (дикорастущие съедобные растения, зверей, рыбу), теперь же они начали производить то, чего в природе до них не было (производить селœекцию культурных растений, выводить новые породы скота). Именно эта смена базовых видов производственной деятельности привела, по мнению Г.Чайлда, к развитию социальной дифференциации, археологическими показателями которой являются монументальная архитектура, иерархия посœелœений и развитое искусство.

Изучение археологических материалов (особенно, по Америке) и быта сохранившихся отсталых народов показало, однако, что жесткая связь между социальной стратификацией и переходом к производящему хозяйству встречается отнюдь не везде. Известны народы, которые продолжали заниматься присваивающим хозяйством, но уже далеко ушли от первобытного равенства. К примеру, индейцы Аляски 18–19 вв. занимались в основном рыболовством и охотой, однако ко времени прихода европейцев у них уже существовали такие институты как вождества, войны между племенами, патриархальное рабство.

Для объяснения этого противоречия следует обратить внимание на самые общие признаки производящего хозяйства, выделœенные советским историком В.М.Бахтой:

осœедлость;

создание и хранение запаса;

интервал в последовательность работ;

цикличность труда;

расширение спектра деятельности.

Из этих пяти признаков для развития социальной стратификации достаточно лишь трех – 1-ого, 2-ого и 5-ого. Наиболее важным является признак (2): именно накопление редких материальных благ (прежде всœего, пищи) дает начало делœению на богатых и бедных. По этой причине советский историк В.А.Башилов еще в 1980-е предложил понимать под неолитической революцией переход от производства прожиточного минимума к стабильному производству прибавочного продуктанезависимо от того, при каких именно формах хозяйства происходит данный переход.

Логика концепции В.А.Башилова такова. До неолитической революции производство избыточного продукта происходило случайно и неустойчиво, поскольку не было технологий длительного сохранения дефицитной пищи. Когда же открывают способы длительного хранения запасов пищи (копчение, соление и т.д.), то сразу возникает мощный стимул не поедать немедленно всю добычу, как это происходило в раннепервобытном обществе, а накапливать ее на «черный день». Владельцы большего запаса могут гарантировать стабильный уровень жизни не только самим себе, но и своим близким. По этой причине они приобретают более высокий социальный статус. Накопление богатства стимулирует грабительские набеги на сосœедние племена, чтобы отнять их накопления. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для формирования социального расслоения могут возникнуть достаточные условия даже при сохранении присваивающего хозяйства.

Концепция Башилова не опровергает, а дополняет концепцию Г.Чайлда – она рассматривает переход к производящему хозяйству (неолитическую революцию в узком смысле слова) как частный случай возникновения технологий производства прибавочного продукта. В случае если неолитическая революция в узком смысле слова, по Чайлду, включает всœе пять признаков производящего хозяйства, то неолитическая революция в широком смысле, по Башилову, – только три (1-й, 2-й и 5-й)…

Вопросы и задания к тексту.

1. Кем впервые был употреблен термин «неолитическая революция»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему термин «неолитическая революция» стал общепринятым?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Чем отличаются определœения понятия «неолитическая революция», данные Г.Чайлдом и В.А.Башиловым? В чем сходство их учений?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.Найдите и вычеркните лишниепо смыслу текста слова.

В период неолитической революции были изобретены лук со стрелами, капканы, бумеранг, палка-копалка.

В данный период появились такие виды человеческой деятельности, как: земледелие, охота͵ скотоводство.

Первыми животными, которых одомашнил человек, были: собака, овца, корова, гепард, кошка.

Из растений первыми научились выращивать просо, кукурузу, пшеницу, ячмень.

Задание 6.Заполните таблицу «Достижения человека в эпоху первобытного общества».

Периоды Хронологические рамки Достижения
Каменный век    
Медный век      
Бронзовый век      
Ранний Желœезный век      

Общее количество набранных баллов по теме 2: _______________

Преподаватель:__________________

oplib.ru


Смотрите также