Русь первобытная. ИСТОРИЯ РОССИИ. Первобытно-общинный строй на территории нашей страны
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Следы доисторической цивилизации на территории России. Русь первобытная


Русь времен разложения первобытно-общинного строя. Славянская энциклопедия

На начальной стадии разложения первобытно-общинного строя по-прежнему еще сохраняются старые большесемейные городища. Типичное городище для этой эпохи – «Монастырище», расположенное на правом берегу реки Ромны у впадения ее в Сулу (потому подобные городища и стали назвать городищами «Роменского типа»).

Городище «Монастырище» расположено на косе, омываемой с двух сторон рекой. Со стороны суши оно ограждено рвом и валом, а дальше тянется представляющее собой естественную защиту непроходимое болото. В древности это болото было единственной защитой от нападения с суши, так как вал был насыпан позже.

Жители городища построили на площади множество землянок неправильной прямоугольной формы, разных размеров, причем сами землянки расположены очень скученно.

Внутри землянок были устроены глинобитные печи в форме купола с отверстием наверху для выхода дыма и входом сбоку. Перед печами для удобства выкапывали ямы, так как небольшая высота землянок не давала возможности выпрямиться работающему у печи человеку.

Некоторые землянки не имеют пола и вообще ничего, кроме печи, в других есть подмостки перед печью и нечто вроде платформы, в третьих – платформа для печи, пол и прилавки по стенам. Возвышения для сиденья и лежанья расположены иногда по стенам, иногда у печи.

Культура городища «Монастырище» и других городищ «Роменского типа» очень архаична и характеризуется костяными изделиями (шила, ложки и др.) и сравнительно небольшим количеством грубых железных изделий (ножики, долотца и др.). Меди и бронзы не обнаружено.

На площади городища «Монастырище» располагалось 20–25 землянок, представлявших собой жилища отдельных семей, состоящих из отца, матери и детей. Всего в поселке жили 70–80 человек, включая женщин и детей.

Рядом с землянками жители выкапывали ямы для хранения пищи: проса, очевидно, основного культивируемого злака, мяса (в одной яме найдена масса костей козы), рыбы. Также люди занимались скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Об этом говорит громадное количество костей домашних животных: лошадей (сравнительно немного) и главным образом рогатого скота, свиней и собак, костей диких животных, птиц и рыб.

Интересно, что лошадь у древних славян выступала не столько как рабочий скот, а как животное, дающее мясо, молоко и шкуру.

Земледелие было очень примитивным, поэтому скотоводство, охота, рыбная ловля и лесной промысел – бортничество, собирание ягод и грибов оказывались серьезным подспорьем в жизни славян.

В славянских языках наряду с древнейшей земледельческой терминологией имеется ряд общих терминов, относящихся к скотоводству и свидетельствующих о его огромном значении. Такие названия домашних животных, как бык, вол, свинья, баран, овца, ягненок, теленок – очень древнего происхождения и общи всем славянским языкам.

Сюда же относятся термины бортничества, как-то: пчела, трутень, улей и др., а также ряд названий диких животных: тур, бобр, вепрь, олень и т. д., и терминов, относящихся к охоте и рыбной ловле («ловити», сеть, невод и др.), еще более древних, чем земледельческие.

Городища, подобные роменским, распространены в пределах Черниговской, Сумской, Полтавской, Гомельской, Курской и других областей.

К концу периода распада первобытно-общинных отношений относятся городища типа Борщевского, расположенного на среднем течении Дона у Воронежа.

Борщевское городище отличается большими размерами (до 180 м в длину и 35 в ширину). Оно стоит на правом берегу Дона, окруженное обширным селищем. Вся площадь городища покрыта землянками размером в 12–18 м2. Стены землянок обложены тонкими бревнами или досками. По углам – следы от столбов, на которых держалась двускатная крыша.

В наиболее крупной землянке, помещающейся в центре городища, на самом возвышенном месте, найдена обложенная камнями небольшая глинобитная печь.

В остальных помещениях устроены небольшие печи-каменки (в крупных домах) и очаги в виде круглого углубления в полу (в маленьких).

Некоторые землянки были соединены с помощью крытых переходов и представляют собой единый жилой и хозяйственный комплекс – поселение большой семьи, семейной общины. Такого рода жилые комплексы с ходами известны из описания жилищ славян и антов.

Около землянок расположены хозяйственные постройки: навесы для скота, навесы над кладовыми, ямы-погреба для хранения пищи: зерна, рыбы и т. п.

Жители Борщевского городища в основном кормились охотой и рыболовством, но занимались они и земледелием, и скотоводством. Быт их был очень примитивен. Металлических изделий очень мало, зато много орудий и украшений из кости. Керамика – лепленная от руки. Все это сближает Борщевское городище с городищами «Дьякова типа».

Борщевское городище – это не поселение одной большой семейной общины патриархальной семьи в 30–70 человек, какими были славянские городища VII–IX вв. Оно представляет собой место поселения группы семейных общин, причем жилищем такой патриархальной семье служил комплекс связанных крытыми ходами землянок. Само же городище было местом обитания территориальной общины, состоявшей из многих патриархальных семей. Разраставшееся у городища открытое селище также свидетельствует о территориальной общине.

Южные и юго-восточные русские племена жили в землянках. Землянки встречаются на всем огромном пространстве Левобережья Днепра, по Оке и Дону.

Северные и западные русские племена жили в деревянных наземных домах, известных по раскопкам в Белоруссии, в верховьях Волги и Днепра, на Волхове, у Новгорода и в других местах лесной полосы Восточной Европы.

В этот период времени ремесло, дошедшее до нас в виде примитивных и однообразных орудий труда и изделий, среди которых немало встречается еще поделок из кости, не отделилось от сельского хозяйства и носило домашний характер.

Каждое городище представляло собой замкнутый хозяйственный мирок. Население его занималось всеми необходимыми видами производства. Почти в каждом городище производится лепленная от руки посуда, выделываются костяные орудия и украшения, производятся предметы обихода, одежды, обуви и т. д. Во многих городищах найдены сыродутные печи для выделки железа, льячки и тигли для выплавки меди и бронзы и т. п.

Обмен у древних славян был развит слабо. Бедность, однообразие погребений свидетельствуют о слабом имущественном расслоении и относительном равенстве всех членов патриархальной семьи рода или племени.

Во времена летописца род в громадном большинстве восточнославянских земель исчезает, и сам термин «род» употребляется в самом различном смысле (княжеская династия, народ, родственники, соотечественники и т. п.).

Но пережитки патриархально-родового строя еще очень сильны. Об этом свидетельствует первая статья «Русской Правды» Ярослава (XI в.), говорящая о кровной мести. Постепенное ее исчезновение, прослеживаемое по «Русской Правде», свидетельствует о падении пережитков родовых отношений. Сравнительно узкий круг родственников, имевших право кровной мести (отец за сына, сын за отца, брат за брата; за дядю, брата отца, и за дядю, брата матери, мстят племянники и наоборот), тоже говорит о распаде древних родовых отношений.

Между тем, термины родства, сохранившиеся в восточнославянских языках и говорящие о патриархальном строе семьи, очень многочисленны (отец, тата, тятя, матерь, мати, сын, дочь, брат, сестра, стрый, свекор, свекровь, деверь, золовка, ятровь, невестка, сноха, жена).

Интересно отметить, что терминов, обозначающих родственников по женской линии, мало.

В старинных обычаях, связанных с семейным бытом, в похоронных и свадебных обрядах, в песнях и сказках, в фольклоре, в обычном семейном праве, сохранившихся как реликт седой древности в глухих уголках России, Украины и Белоруссии и записанных в XIX и XX вв., можно проследить остатки матриархальных родовых отношений. Гражданский развод по инициативе жены, свадебные обычаи, в которых главную роль играют женщины, былины о богатыршах-«поляницах» говорят о пережитках давно исчезнувшего, еще до времен летописи, материнского рода.

Патриархальные же отношения еще долгое время продолжают сохраняться.

Об этом говорят обычаи убийства и самоубийства жен на могиле мужа, сопроводительные погребения женщин (в этих случаях речь идет о женах-наложницах, рабынях), многоженство, подчиненное положение женщины в семье и т. д.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Trojden | Первобытная эпоха: Пчелов Е. В.

Дорогие ребята!

Вам предстоит пройти немалый путь, изучая древнюю историю нашей страны. В этом вам поможет учебник, который мы постарались сделать интересным, полезным и удобным. Его текст делится на разделы и параграфы. Каждый параграф тоже делится на части — пункты.

В начале каждого раздела помещены ключевые вопросы. Ответить на них вы сможете, применяя знания, полученные в ходе изучения тем раздела. Проверить, насколько хорошо вы справились с изучением той или иной темы, вы сможете, отвечая на вопросы после каждого пункта и выполняя задания в конце параграфов и разделов.

Лучше представить изучаемую эпоху вам помогут отрывки из подлинных документов, данных в рубрике «Документ». Для самых любознательных предназначена рубрика «Это интересно», где приводятся любопытные факты и подробности, которыми так богата история России.

Ориентироваться во времени и пространстве при изучении истории вам помогут основные даты, данные в конце учебника, и карты. Все новые слова и понятия в тексте параграфа выделены курсивом и объясняются в словаре основных понятий в конце учебника.

Пусть ваша работа будет увлекательной и успешной!

ДРЕВНЯЯ РУСЬ В IX—XIII ВЕКАХ

Какой вклад Россия внесла в историю и культуру человечества?

В чём заключается самобытность истории России? Что сближает её с историей других стран мира в эпоху Средневековья?

История России

Вы начинаете изучать историю нашей Родины — России. Для чего нам нужно знать её? В древности говорили: «История — наставница жизни». И действительно, только зная о прошлом, мы можем понять настоящее. Ведь каждый из нас является частичкой нашей великой Родины, которую всем нам нужно любить и беречь. А история России — часть всемирной истории человечества. Из века в век Россия развивалась бок о бок с другими государствами и народами мира.

Как вы знаете из курса истории Древнего мира, наша страна возникла значительно позже многих древних государств. Но, несмотря на свою относительную молодость, Россия внесла огромный вклад в историю и культуру всей человеческой цивилизации.

За свою более чем тысячелетнюю историю наша страна приобрела ряд неповторимых, самобытных черт.

Огромное влияние на развитие России оказали её географическое положение и природа. Обширные территории, непроходимые леса, суровый климат — всё это заставляло наших предков объединяться, чтобы вместе преодолевать трудности. Объединению помогала крепкая государственная власть. Поэтому роль государства в истории нашей страны особенно велика.

Вместе с тем, из-за того что люди расселялись по огромным территориям, число жителей в городах и деревнях было небольшим, а связь между ними была затруднена дальними расстояниями, непроходимыми лесами и болотами. Долгое время лишь речные пути связывали между собой различные области России.

В древности Россия занимала земли Восточно-Европейской равнины. Эта равнина слабо защищена естественными преградами (горы, моря, пустыни). Через степи, раскинувшиеся от Урала до Карпат, столетиями проходили пути кочевых племён. Поэтому веками нашим предкам приходилось отражать нашествия завоевателей как с Запада, так и с Востока. Это воспитало в них стойкость и упорство, готовность мужественно защищать свою страну от врага.

Со временем Россия объединила в своём составе множество самых разных народов, от Балтики до Тихого океана. Не в каждой стране мира сыщется такое разнообразие языков, религий, обычаев и традиций. В рамках единого государства народы России не только сохраняли свою культуру, но получали возможность взаимно обогащать её. Сохранение единства многонационального Российского государства стало возможным только при терпимом и уважительном отношении государственной власти к вере, обычаям и традициям народов России. На протяжении веков это единство не раз выдержало испытание на прочность в дни грозных потрясений для нашего Отечества, когда все его жители, без различия веры и языка, вставали на защиту страны.

1. Перечислите особенности территории, на которой в течение многих веков складывалось Российское государство.

2. Определите временные (хронологические) границы нового курса.

3. Просмотрите оглавление учебника. На какие части в учебнике делится история России IX-XVI веков?

4. Просмотрите иллюстрации и документы учебника, определите, какие типы источников помогут вам в изучении этого периода истории нашей страны.

Какие народы проживали на территории нашей страны в глубокой древности? Какой след они оставили в истории и культуре России?

Как во второй половине I тысячелетия у восточных славян совершался переход от родового строя к государству?

Вспомните, какие черты характерны для первобытной эпохи. Когда она началась и когда закончилась? Какие «века» в ней выделяют учёные?

Каменные рубила и каменный топор

1. Каменный век на территории нашей страны. Первые люди на землях нашей Родины появились около 40 тысяч лет назад. Пришли они сюда из южных областей. Значительную часть Европы и Азии покрывал ледник. Людям пришлось приспосабливаться к тяжёлым природным условиям. Их главными занятиями были охота и собирательство. Для добывания пищи они использовали очень простые орудия. Их делали из дерева, камня и кости. Учёные и сейчас находят в земле каменные рубила, скребки, костяные шилья.

Охота давала древним людям не только пищу. Из шкур убитых зверей делали одежду. Суровый климат заставлял использовать и беречь огонь. В горных районах первыми жилищами человека были пещеры. Но в одиночку людям было трудно справиться с силами природы и выжить. Поэтому они жили первобытными стадами, собираясь в группы для совместной охоты. Около 10 тысяч лет назад ледниковый период закончился. На территории нашей страны установился климат, близкий к современному. Возникли разные природные зоны: на севере — тундра, южнее простирались огромные лесные массивы, а ещё южнее — бескрайние степи. Люди постепенно освоили эти пространства. Они дошли до Балтийского моря на западе и до Тихого океана на востоке. Пересекли полярный круг, а через Берингов пролив начали заселять Америку.

1. Изображения мамонтов, лошадей и носорога в Каповой пещере.

2. Костяные наконечники.

3. Голова лосихи, выполненная из рога. II тыс. до н.э.

Археологи обнаружили немало стоянок и погребений людей каменного века на территории нашей Родины. На стоянке Сунгирь под Владимиром были найдены остатки очагов, многочисленные орудия и украшения. Орудия сделаны в основном из кремня, а оружие, кинжалы и копья — из бивней мамонта. Бивни служили материалом и для украшений — ожерелий, булавок, перстней. Особенно интересны вырезанные из кости фигурки лошадей. К каменному веку относятся наскальные рисунки в Каповой пещере на Южном Урале — изображения мамонтов, лошадей, носорога.

У деревни Льялово близ Зеленограда, который сейчас находится в черте Москвы, археологи нашли наконечники стрел и копий, а также глиняную посуду.

1. Когда на землях нашей Родины появились первые люди? Чем они занимались?

2. Где на территории нашей страны археологи обнаружили первые стоянки и погребения древних людей?

2. Жизнь людей в бронзовом и железном веках. Постепенно хозяйство людей становилось производящим. Человек научился разводить скот, обрабатывать землю, выращивать урожай, то есть мог прокормить себя собственным трудом. Этому способствовало и то, что началось производство металла. Сначала люди делали изделия из меди, наиболее мягкого и удобного для обработки металла. Потом её сменила бронза — сплав меди с оловом или другими добавками. Появление бронзовых изделий означало наступление бронзового века. Наконец, люди научились создавать предметы и из железа.

Возникали более крупные сообщества людей. Несколько родственных семей составляли родовую общину. Родовые общины объединялись в племена. Поскольку природные условия в разных районах были неодинаковы, то и занятия племён разнились между собой.

На юге нашей страны, в степной зоне, жили племена, которые занимались скотоводством. Они разводили лошадей, коров, овец, от которых получали мясо и молоко. Для выгона скота использовались пастбища — большие участки земли с сочной травой. Стада перегонялись с одного пастбища на другое, вместе с ними передвигались и скотоводы.

Другой образ жизни вели жители лесостепной полосы. Здесь развивалось земледелие. Люди обрабатывали почву, выращивали ячмень, просо, пшеницу.

Каменный век. Фрагмент панно. Художник В.М. Васнецов. 1883 г.

Рассмотрите орудия труда и оружие охотников каменного века. Какие неточности допустил художник в их изображении?

Жилище древнего человека. Иркутская область

Разводили и домашний скот — свиней, коров, овец. Поселения состояли из землянок — углублённых в землю хижин с каменными очагами. Позже появились дома, строившиеся из брёвен, — срубы. Важным источником пропитания оставались охота и рыболовство.

Образовалась новая отрасль человеческой деятельности — ремесло. Ремесленники производили изделия не только для нужд своего племени, но и для других племён в качестве товара. Так появился товарный обмен, когда племена с разным хозяйственным укладом начали обмениваться имевшимися у них продуктами или изделиями. А в самих племенах стала формироваться верхушка, владевшая большим имуществом, чем остальные соплеменники.

Просторы нашей Родины населяли племена, которые вели разный образ жизни. Лесная полоса была местом обитания земледельцев. В степях кочевали скотоводческие племена. В районах Сибири и Дальнего Востока, на Крайнем Севере развитие хозяйства шло медленнее, их жители ещё долго промышляли только охотой и рыбной ловлей. Археологи находят следы многих поселений людей бронзового и железного веков.

Скотоводы расселились в Поволжье, Причерноморье, Прикаспии, на юге Сибири. В одном из погребений в Ростовской области обнаружена большая четырёхколёсная повозка. На таких повозках можно было кочевать на большие расстояния. Разнообразны глиняная посуда и сделанные из металла топоры, копья, кинжалы.

В лесной полосе учёные находят поселения и могильники земледельцев, охотников, рыболовов.

1. Человек эпохи бронзы. Реконструкция М.М. Герасимова.

2. Всадник. Фрагмент ковра из кургана Пазырык. Алтай. V-IV вв. до н.э.

Один из могильников располагался у села Фатьяново близ Ярославля. Вместе с погребёнными в нём лежали топоры и глиняные сосуды.

Посёлок железного века открыт у села Дьяково, которое сейчас находится в городской черте Москвы. Здесь найдены предметы из кости, например наконечники.

1. Какие изменения происходили в общественных отношениях и хозяйстве древних людей в течение бронзового и железного веков?

2. Сравните образ жизни племён скотоводов и земледельцев, проживавших на территории нашей страны.

3. Образование языковых семей. Параллельно с хозяйством и обществом развивалось важнейшее средство общения людей — язык. Из общего корня образовывались разные языки, которые потом распадались на всё новые и новые. Объединение нескольких языков, имеющих общее происхождение, называют языковой семьёй.

В III-II тысячелетиях до н. э. сформировались те языковые семьи, на языках которых говорят нынешние жители нашей страны.

Индоевропейская семья языков объединяет несколько групп языков, в том числе и славянскую, к которой принадлежат современные русский, украинский и белорусский языки.

К финно-угорским языкам относятся такие языки народов нашей страны, как удмуртский, карельский, мордовский, марийский и некоторые другие.

Татары, чуваши, башкиры и другие народы лесостепной и степной полосы говорят на тюркских языках. Языки жителей Кавказа составляют кавказскую семью. Языки бурят и калмыков относятся к монгольской семье, а языки чукчей и эскимосов — к палеоазиатским (древнеазиатским) языкам.

Появление различных семей и групп языков свидетельствует и о возникновении древних народов — предков нынешних жителей нашей Родины.

К началу нашей эры сформировались те языковые группы, которые стали основой для нынешнего сообщества народов России.

trojden.com

Краткая история Руси. Как создавалась Русь

Я понимаю, что такая статья способна сломать вентилятор, поэтому постараюсь обходить острые углы. Пишу больше ради собственного удовольствия, большинство фактов будет из разряда преподаваемых в школе, но тем не менее с радостью приму критику и исправления, при наличии фактов. Итак:

История Руси

Древняя Русь.

Предполагается, что Русь появилась как результат слияния ряда восточнославянских, финно-угорских и балтийских племен. Первые упоминания о нас встречаются в 830-е годы. Во-первых, в районе 813г. (очень спорная датировка) некие Росы успешно набежали на город Амастриду (современная Амасра, Турция) в византийской Палфагонии. Во-вторых, послы "кагана Росов" в составе византийского посольства пришли к последнему императору государства франков Людовику I Благочестивому (хороший, правда, вопрос, кто это на самом деле были такие). В-третьих, те же Росы набежали в 860г, уже на Константинополь, не поимев особенного успеха (есть предположение, что командовали парадом известные Аскольд и Дир).

История серьезной русской государственности берет начало, по самой официальной версии, в 862г., когда на сцене появляется некто Рюрик.

Рюрик.

На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, кто это был такой и был ли он вообще. Официальная версия основывается на "Повести Временных лет" Нестора, а тот, в свою очередь, использовал доступные ему источники. Есть теория (вполне похожая на правду), что Рюрика знали как Рёрика Ютландского, из династии Скьёлдунгов (потомок Скьёлда, короля Данов, упомянутого аж в "Беовульфе"). Повторюсь, что теория, не единственная.

Откуда этот персонаж взялся на Руси (конкретно - в Новгороде), тоже интересный вопрос, мне лично ближе всего теория о том, что изначально он был наемным военным администратором, причем в Ладоге, а идею о наследственной передаче власти притащил с собой из Скандинавии, где это как раз входило в моду. И к власти он пришел вполне себе путем её захвата в ходе конфликта с другим таким же военным вождем.

Однако, в ПВЛ написано, что варягов таки призвали три племени славян, не в силах самим разрешить спорные вопросы. Откуда там это взялось?

Вариант первый - из того источника, который читал Нестор (ну и сами понимаете, хватило бы желающих из числа Рюриковичей заняться на досуге увлекательной редактурой. Еще это могла сделать княгиня Ольга, в разгар конфликта с древлянами, которые почему-то еще не поняли, что порвать князя пополам и предложить замену, как всегда на их памяти и делалось в подобных случаях - плохая идея).

Вариант второй - написать это Нестора мог попросить Владимир Мономах, которого как раз-таки призвали киевляне, и которому очень не хотелось на пальцах доказывать правомерность своего княжения всем, кто был старше его в роду. В любом случае, где-то с Рюрика появляется достоверно известная идея славянского государства. "Где-то" потому, что реальные шаги в построении такого государства принял не Рюрик, а его преемник, Олег.

Олег.

Названый "вещим", Олег принял бразды правления Новгородской Русью в 879г. Вероятно (по ПВЛ), он был родичем Рюрика (возможно, шурин). Некоторые отождествляют Олега с Оддом Орваром (Стрелой), героем нескольких скандинавских саг.

Всё та же ПВЛ утверждает, что Олег был опекуном настоящего наследника, сына Рюрика Игоря, чем-то типа регента. Вообще, по-хорошему, власть у Рюриковичей очень долгое время передавалась "старшему в роду", так что Олег мог быть полноценным правителем не только на практике, но и формально.

Собственно, что сделал Олег за время княжения - он сделал Русь. В 882г. он собрал рать и по очереди подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. По истории взятия Киева мы, как правило, помним Аскольда и Дира (за Дира не скажу, но имя "Аскольд" мне кажется весьма скандинавским. Врать не буду). ПВЛ считает, что они были варягами, но не имели отношения к Рюрику (я считаю, потому что где-то услышал, что мало того, что имели - Рюрик их в свое время и отправил по Днепру с заданием "захватите все, что плохо стоит"). В летописях описано и то, как Олег победил соотечественников - он попрятал военную атрибутику с ладей, так, что те стали похожими на торговые, и как-то заманил туда обоих воевод (по официальной версии из Никоновской летописи - дал им знать, что он там. но сказался больным, а на кораблях показал им малолетнего Игоря и убил их. Но, возможно, они просто инспектировали входящих купцов, не подозревая, что на борту их ждет засада).

Захватив власть в Киеве, Олег оценил удобство его расположения по отношению к восточным и южным (насколько я понимаю) землям по сравнению с Новгородом и Ладогой, и сказал, что его столица будет здесь. Следующие 25 лет он потратил на то, чтобы "привести к присяге" окружающие славянские племена, некоторые из них (северян и радимичей) отбив у хазар.

В 907г. Олег предпринимает военный поход в Византию. Когда 200 (по ПВЛ) ладей с 40 воинами на борту каждая, появились в виду Константинополя, император Лев IV Философ приказал перекрыть гавань города натянутыми цепями - возможно, в расчете, что дикари удовлетворятся грабежем пригородов и уберутся восвояси. "Дикарь" Олег проявил смекалку и поставил корабли на колеса. Пехота под прикрытием парусных танков произвела в стенах города смятение, и Лев IV поспешно откупиться. По легенте, попутно была сделана попытка подсунуть князю на переговорах винца с цикутой, но Олег каким-то образом прочувствовал момент и прикинулся трезвенником (за что, собственно, его по возвращении и нарекли "Вещим"). Откупом послужила куча денег, дань и договор, по которому наши купцы освобождались от налогов и имели право до года жить в Константинополе за счет короны. В 911 году, правда, договор перезаключили уже без освобождения купцов от пошлин.

Некоторые историки, не найдя описания похода в византийских источниках, считают его легендой, но признают существование договора 911 года (возможно, поход-то был, иначе с чего бы восточным римлянам так прогибаться, но без эпизода с "танками" и Константинополем).

Олег сходит со сцены в связи со смертью в 912г. Почему и где именно - очень хороший вопрос, легенда рассказывает о черепе коня и ядовитой змее (что интересно, то же произошло с легендарным Оддом Орваром). Ковши круговые, запенясь, прошипели, Олег ушел, а Русь осталась.

Вообще говоря, эта статья должна быть краткой, поэтому дальше постараюсь кратко изложить свои мысли.

Игорь (годы правления 912-945). Сын Рюрика, принял правления уже Киевом после Олега (Игорь же наместничал в Киеве во время войны с Византией 907 года). Завоевал древлян, попробовал воевать с Византией (впрочем, хватило памяти об Олеге, войны не получилось), заключил с ней в 943 или 944 году договор вроде того, что заключил Олег (но менее выгодный), и в 945 году неудачно съездил по второму разу брать дань все с тех же древлян (есть мнение, что Игорь прекрасно понимал, чем все это может закончиться, но не справился с собственной дружиной, что по тем временам не было особенно удивительно). Муж княгини Ольги, отец будущего князя Святослава.

Ольга (годы правления 945-964) - вдова Игоря. Сожгла древлянский Искоростень, продемонстрировав тем самым сакрализацию фигуры князя (древляне предлагали ей выйти замуж за собственного князя Мала, и лет за 50 до того это всерьез могло бы сработать). Провела первую в истории Руси позитивную реформу налогообложения, установив конкретные сроки сбора дани (уроки) и создав укрепленные дворы для её приема и постоя сборщиков (погосты). Положила начало каменному строительству на Руси.

Что интересно - с точки зрения наших летописей Ольга никогда официально не правила, с момента гибели Игоря правил его сын, Святослав.

Византийцев такие тонкости не спуcтили, и в их источниках Ольга упомянута как архонтисса (правительница) Руси.

Святослав (964 - 972) Игоревич. Вообще говоря, 964 год это скорее год начала его самостоятельного правления, поскольку формально он считался князем Киевским с 945. А на практике до 969 г. за него правила мать, княгиня Ольга, пока князь не вылезал из седла. Из ПВЛ "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мясо, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и жарил на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все остальные его воины. И посылал в иные земли (посланников) со словами: ... Иду на Вы!" Фактически уничтожил Хазарский каганат (на радость Визании), обложил данью вятичей (на радость себе), покорил Первое Болгарское Царство на Дунае, построил на Дунае же Переяславец (куда хотел перенести столицу), пугал печенегов и на почве болгаров поссорился с Византией болгары воевали против нее на стороне Руси - превратности войнов превраты). Против Византии выставил весной 970 года свободное войско из своих, болгар, печенегов и венгров в 30000 человек, однако проиграл (возможно) битву при Аркадиополе, и, взяв отступное, ушел с территории Византии. В 971 году уже византийцы взяли в осаду Доростол, где Святослав организовал штаб-квартиру, и после трехмесячной осады и еще одного сражения убедили Святослава взять еще отступного и проваливать восвояси. Восвояси Святослав не дошел - сначала застряв зимой в устье Днепра, а потом нарвавшись на печенежского князя Курю, в битве с которым и погиб. Византия на выходе получила Болгарию в качестве провинции и минус одного опасного соперника, так что мне кажется, Куря неспроста торчал на порогах всю зиму. Однако доказательств тому нет.

Кстати. Святослав так никогда и не крестился, несмотря на неоднократные предложения и возможный разлад помолвки с византийской царевной - сам он объяснил это тем, что дружина конкретно не поняла бы такого маневра, чего допустить он никак не мог.

Первый князь, раздавший княжения больше чем одному сыну. Возможно, это привело к первой на Руси усобице, когда после гибели отца сыновья передрались за Киевский престол.

Ярополк (972-978) и Олег (князь древлян 970-977) Святославичи - двое из троих сыновей Святослава. Законные сыновья, в отличие от Владимира, сына Святослава и ключницы Малуши (правда, это еще хороший вопрос, насколько такая мелочь играла роль на Руси середини X века. Также есть мнение, что Малуша - дочь того самого древлянского князя Мала, который казнил Игоря).

Ярополк имел дипломатические сношения со Священной Римской Империей Германской нации. В 977 году, в ходе усобицы, выступая против братьев, напал на владения Олега в земле древлян. Олег погиб при отступлении (если верить летописи - Ярополк сокрушался). По факту после гибели Олега и бегства Владимира куда-то "за море" стал единоличным правителем Руси. В 980г. Владимир вернулся с дружиной варягов, начал брать города, Ярополк ушел из Киева с лучше укрепленный Родень, Владимир осадил его, в городе начался голод и Ярополк был вынужден выйти на переговоры. На месте вместо или помимо Владимира оказались два варяга, которые сделали свое дело.

Олег - князь древлян, первый преемник Мала. Возможно случайно начал усобицу, убив сына воеводы Ярополка, Свенельда, который браконьерствовал на его земле. Версия из летописи. Лично мне (вместе с Википедией) кажется, что братьям хватило бы мотивов и без горящих жаждой мести папаш-воевод. Также, возможно, положил начало одному из знатных родов Маравии - докозательства тому есть только у чехов и только XVI-XVIIвв., так что верить или нет - на совесть читателя.

автор: DouViction (Пикабу)

Краткая история Руси. Как создавалась Русь

12 оценок, Средняя оценка: 4.6 из 5

mindwork.su

Славяне в доисторические времена

Славяне в доисторические времена

Славяне   Русский народ ведёт своё начало с глубокой древности, с тех времён, когда о русском народе как особой этнографической группе на европейском материке не было ещё и речи. Не было тогда речи и ни об одном из ближайших соседей русского народа: ни о литовцах и латышах - на западе, ни о финнах - на севере и северо-востоке, ни о турко-татарах - на востоке. Это время восходит к ледниковому или послеледниковому периоду нашей территории, к которому относятся наиболее ранние следы пребывания здесь человека. Следы эти представлены огромным материалом археологических раскопок на территории Восточно-Европейской равнины и свидетельствуют о наличии здесь с доисторических времён - с так называемого четвертичного периода - какого-то осёдлого, в основном, заселения в тех именно районах, которые в исторические времена занимает русский народ.

  Время, когда впервые выступает человек ледникового периода с его древнекаменной культурой эпохи так называемого верхнего палеолита, исчисляется десятками тысяч лет до нашей эры; оно характеризуется своеобразным комплексом примитивных каменных и костяных орудий в обстановке весьма своеобразного мира флоры и фауны, окружавшего тогда человека. Та же культура, начиная со среднего Приднепровья в прилегающих к нему с востока районов 3аднепровья вплоть до рек Донца и Дона, распространяется на западе в районы Прикарпатья, т.е. Подолии и Галиции, верхнее Повисленье с Краковом и ещё далее на запад - в Моравию. Генетически культура названного района не увязывается с палеолитической культурой так называемого неандертальского типа, открытой на Пиренейском полуострове, а также во Франции и затем в некоторых других места 3ападной Европы. Палеолитическая культура данного района по археологическим данным представляет собою своеобразный местный тип, увязываемый с культурою Эгейского моря.

  Таким образом часть европейской территории - нынешняя Моравия, Прикарпатье, Галиция, Волынь, среднее Поднепровье и Заднепровье вплоть до верховьев Донца и Дона - уже в древнейшее время была местом обитания первобытного человека, стоявшего на сравнительно высокой стадии общественного и культурного развития. В эту эпоху человек уже не только использовал в качестве орудий труда естественный материал, но и научился изготовлять орудия из кремня и костей животных, а от охоты на мелкую дичь уже перешёл к крупной охоте. Это естественно было связано с коллективной организацией труда и общественностью, в обстановке которых быстро совершенствовалась техника, развивались мышление и звуковая речь и шёл общий подъём культуры и общественной жизни. К периодам верхнего палеолита относится начало скотоводства и мотыжного земледелия.

  Судя по данным раскопок, жизнь насельника палеолитических стоянок в местах, населённых позднее русским народом, а также в примыкающих районах западного славянства, представляет довольно яркую картину начального периода так называемой средней ступени дикости, характеризуемого в области общественных отношений формированием кровнородственной семьи и возникновением материнского рода (матриархат).

  Одно из основных положений нашей науки говорит, что никакой народ не исчезает бесследно со своих мест поселения, но и после того как он сходит так или иначе со сцены, продолжает преемственно жить в культурном наследии последующих насельников той же территории. Это положение подтверждается обширным материалом многочисленных раскопок и результатами палеолингвистических изучений. Поэтому есть все основания рассматривать нашего диллювиального человека и его культуру на территории, начиная на западе от Моравии и кончая на востоке средним Приднепровьем и далее - поречьем р. Десны и р. Доном, как древнейшего предка позднейшего славянского населения той же территории, культурно смыкавшейся со Средиземноморьем и составлявшей северо-восточную часть средиземноморской культурной области. Это заключение подтверждается материалами археологических раскопок, доказывающими непрерывность населения на данной территории, начиная с эпохи верхнего палеолита и вплоть до эпохи железа, когда на исторической сцене, по данным письменных источников, здесь впервые выступают славяне.

  Начиная со средней ступени дикости (верхний палеолит), это население переживает затем период высшей ступени дикости (неолит), представляющий собою переходную стадию к низшей ступени варварства и характеризуемый в частности зачатками коллективного деревенского поселения.

  Более поздний период в истории населения нашего юго-запада представляет собой так называемая «Трипольская культура», приблизительно датируемая тремя тысячелетиями до нашей эры. Эта культура замечательна не только своими памятниками, характеризующими сравнительно высокий уровень развития местного населения. Она замечательна также тем, что общностью типа своих вещевых памятников и вскрываемого на их основе социального строя теснейшим образом связывает наш Дунайско-Днестро-Бугско-Днепровский район не только с территорией нынешней Румынии и Венгрии, но и далее - с Балканским полуостровом, с Фессалией и древнейшими культурными центрами Средиземноморья - с Микенами и Критом, а на востоке - с Малой Азией. Это даёт основание нашим археологам характеризовать «Трипольскую культуру» как Домикенскую.

  Киевский археолог В.В. Хвойка, которому принадлежит заслуга открытия в конце XIX в. на Поднепровье памятников «Триполья», тогда же пришёл к заключению, что носителем этой культуры был осёдлый земледельческий народ и что именно в нём «можно видеть только наших предков праславян (или протославян), предшествовавших и переживших в нашей местности все известные доселе передвижения и нашествия других иноземных племён, потомки которых удержали в своём владении край предков до настоящего времени».

  В своих археологических работах В.В. Хвойка вообще неизменно подчёркивал, что народ - носитель и строитель «Трипольской культуры», занимавший громадное пространство и оставивший на всём его протяжении бесчисленные памятники своего постоянного пребывания от неолитических времён до IV веке н.э. и далее, очевидно, не мог исчезнуть бесследно или быть заменён каким-либо другим и что, следовательно, в течение своей долгой исторической жизни он был постоянным насельником данной территории.

  «Трипольское общество» представляло собой родовое общество, которое развивалось по линии разложения материнского рода к патриархату. Семейно-родовая община у «трипольцев» вскрывается археологическими данными, характеризующими жилище «трипольца». Тип его посёлка, открытый, например, вблизи с. Халепье в 1934-67 гг., также вскрывает наличие у трипольцев родовой общины.

  По наблюдениям археологов во все периоды неолитической эпохи наблюдаются одинаковый образ жизни древних поселенцев среднего Приднепровья и постепенность их культурного роста, которую легко проследить по древним памятникам этой эпохи, отличающимся цельностью и неизменностью своего основного типа.

  Основываясь на телосложении и строении черепов (длинноголовые) насельников интересующего нас района в эпоху неолита, принимая также во внимание характер некоторых оставленных ими предметов и, главным образом, многочисленность роговых и костяных изделий, связывающих культуру неолита с предшествующей ей культурой палеолита, В.В. Хвойка признаёт неолитических обитателей среднего Приднепровья прямыми потомками их палеолитических предшественников, следы существования которых открыты как в Среднеприднепровской области, так и в Прикарпатье.

  Нет нужды, конечно, ещё раз подчёркивать, что в истории развития человека культурные типы сменяются не вдруг, а постепенно и разновременно в разных районах, даже и объединённых типовой общностью предшествовавшей стадии культурного развития. Эпохи истории общества, подобно эпохам истории земли, не отделяются одна от другой строгими разграничительными линиями.

  Эпоху неолита, характерную для высшей ступени дикости и последующей за нею низшей ступени варварства, сменяет на данной территории эпоха меди и бронзы - средняя ступень варварства, приурочиваемая на данной территории к третьему и вплоть до начала I-го тысячелетия до н.э. Социальный строй этой эпохи характеризуется развитием патриархально-родовых отношений.

  Таким образом на основании материалов, выявленных археологическими раскопками в юго-западной части территории бывшей Руси, мы можем заключить, что, начиная с эпохи палеолита и вплоть до наступления железного века, подводящего нас уже вплотную к новой эре, здесь жил один и тот же в основном ядре народ, прошедший на протяжении ряда веков длинный путь материального и культурного развития и в процессе своей жизни и своего этнографического становления вырабатывавший тот комплекс характерных соматических, материальных и социально-бытовых особенностей, который в целом даёт определённый этнографический тип. Мы не имеем никаких оснований не видеть в этом типе субстрат позднейшего славянского населения интересующего нас района, испокон веков занимавшего ту самую территорию, которую сейчас занимают в этом районе восточные славяне.

  С наступлением железного века кончается доисторический период в жизни наших предков. Начиная с этого момента, мы вступаем в историю и располагаем уже значительно большими данными для изучения древнейших исторических судеб и быта славянского народа. Наряду с материалами археологических раскопок мы получаем в своё распоряжение показания историков и географов древности. Эти документы начинают воспроизводить перед нами все более и более широкую картину международных связей, культурных влияний и быта того народа, из недр которого впоследствии возникает русский народ.

  По материалам раскопок нам известно, что в древнейшую эпоху так называемого верхнего или более позднего палеолита (Мадленское время), характеризуемого как эпоха средней ступени дикости, наши предки жили тотемическими матриархальными родовыми и хозяйственными общинами, каждая из которых считала себя про исходящей от того или иного животного или растения - тотема, т.е. божества - покровителя данной родовой группы, причём имя бога-тотема служило и названием рода.

  Этот же социальный строй в более полном развития продолжает в основном оставаться характерным и на последующей ступени культуры, на так называемой высшей ступени дикости, соответствующей эпохе неолита (приблизительно от 5 до 3,5 тысяч лет до н.э.). Однако между начальным периодом неолита и его концом в области социальных отношений наблюдается весьма существенная разница: родовые общины (союз родов) перерастают в племена; матриархат доживает свои последние дни. Об этом ясно говорят памятники «Трипольской культуры», культуры нашего юго-запада (3500-2100 лет до н.э.), показывающие начало разложения здесь материнского рода и предпосылки к образованию отцовского рода.

  С другой стороны, те же вещевые памятники эпохи неолита вскрывают наличие уже в это время разделение труда. Это обусловлено окружающей человека природой: в лесной и степной полосах сидят охотники и рыболовческие племена; на территории «Триполья» - землеро6ы-мотыжники с первобытным земледелием «огородного» типа.

  Эпоха меди и бронзы (2100-1000 лет до н.э.), средняя ступень варварства, представляет собою дальнейший и знаменательный этап в развития народного хозяйства, быта, мировоззрения и социальных отношений наших далёких предков - доисторических насельников. Мотыжное «огородного» типа земледелие в это время в связи с изобретением металлических орудий постепенно уступает место технически более совершенным формам полевого хозяйства; значительно развивается скотоводство, что ведёт к выделению пастушеских племён из остальной массы варваров, с одной стороны, и к созданию, всех условий для обмена между членами различных племён, для его развития и упрочения как постоянного учреждения. Главный предмет, которым обменивались пастушеские племена со своими соседями был скот; скот сделался товаром, посредством которого оценивались все товары и который повсюду охотно принимался в обмен - одним словом, скот стал выполнять функцию денег и уже на этой ступени играл роль денег, что в частности прекрасно иллюстрируется латинскими словами pecus - скот и pecunia - деньги.

  На этом, однако, общественное разделение труда не остановилось. Изобретение металлических орудий труда вызвало развитие горного промысла и металлургии, что в свою очередь привело к появлению горнопромышленных районов или центров, т.е. к выделению племён новой производственной спецификации. Огромные производственные сдвиги в эпоху меди и бронзы, тесно связанные с изобретением металла, привели к полному разложению матриархальной родовой семьи и к развитию патриархально-семейных и патриархально-родовых отношений.

        

www.othist.ru

Следы доисторической цивилизации на территории России | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 22 сентября 2013

Следы доисторической цивилизации на территории России

Карта Гипербореи Герарда Меркатора.

На Земле находят следы катастрофических событий в древней истории планеты. У многих народов сохранились различные мифы и легенды, упоминающие о гигантской катастрофе. Некоторые российские исследователи Арктики наравне с исследовательской миссией имели задачу поиск следов древней цивилизации в этом регионе, погибшей якобы в результате мировой катастрофы. Задача так и не была выполнена. И не мудрено – гигантский катаклизм смёл следы этой цивилизации, а вот следы самого катаклизма должны остаться.

Многие исследователи утверждают, что на территории Арктики около 12,9 тыс.лет назад упало космическое тело(массивный метеорит либо астероид), которое развалилось на части.  Кроме собственного взрыва, тело вызвало своим падением нарушение монолитности Балтийского щита, что привело в итоге и к катастрофическому извержению земных недр. Масштабы произошедшей катастрофы были столь грандиозны, что привели не только к глобальному изменению климата на нашей планете, но и изменению геологического строения территории северо-запада России.

Взрыв самого крупного обломка образовал кратер диаметром 80 км. Этот кратер составляет глубоководную часть ложа Ладожского озера.Остальные обломки,поменьше,стали причинами возникновения многочисленных озер Карелии.

Согласно другой, неофициальной версии,  считается причина мировой катастрофы заключается в искусственно созданном гигантском взрыве, направленном на острова архипелага Северная Земля, представляющего собой митрополию гипербореев.

 Гигантский взрыв и последующий за ним водяной вал уничтожили цивилизацию  гипербореев. Остались только на территории материковой части России случайно обнаруженные древние следы гиперборейской цивилизации. Найденные древние разрушенные сооружения или каменные блоки и плиты искусственного происхождения сразу же попали  в разряд запретной археологии. Вероятно, найти следы древней цивилизации на островах Северной Земли сегодня практически невозможно. Сильные землетрясения и морской вал уничтожили строения, сооружения и механизмы. Возможно, отдельные следы в виде блоков, остатков фундаментов или сооружений сохранились под толщей многовековых льдов. Но добраться до них сегодня невозможно. Бурное таяние ледников на арктических островах дарит нам надежду, что скоро эти следы откроются.

При произошедшем гигантском взрыве, в воздух было выброшено несколько десятков миллиардов тонн горной породы и водяного пара. На месте взрыва образовалась воронка глубиной около двух километров. Эти взрывы спровоцировали на планете серию мощных землетрясений, цунами и извержений вулканов. В воздух атмосферы были выброшены в большом количестве пыль, вулканический пепел и водяной пар. Наступило похолодание и изменение климата во многих регионах Земли. Особенно, сильные климатические изменения произошли в пределах Полярного круга. Регион был заморожен в течение 2 суток. Начался новый ледниковый период с возникновением вечной мерзлоты. Затем ледники начали отступать, нанося ещё более существенные изменения на поверхности высвобождаемых территорий, в купе с непрекращающейся тектонической деятельностью разрушения произошли колоссальные.

Пылевые следы и следы вулканического пепла обнаруживаются в некоторых слоях вечных ледников, например, в Гренландии, датируемые 10-12 тысячелетием до н.э.

Представьте только силу в один миг искорёжившую и поднявшую осадочные породы, которые формировались столетиями в горизонтальной плоскости.

При взрыве образовавшиеся мелкие и средние камни, а также крупные валуны, разлетались вокруг на десятки и сотни километров. Часть этих осколков падали на соседние острова и побережье материка. Чудовищным последствием взрыва стало возникновение водяного вала высотой в несколько десятков метров. Вал распространялся в разные стороны с огромной скоростью, смывая с поверхности островов и материка всё живое, даже растительность. Постепенно сила морского потока слабела, скорость перемещения и высота вала снижались. Натыкаясь на скалистые острова, материковые горы, возвышенности, нагорья и горные плато, вал обтекал их, устремляясь в долины сибирских рек, низменности и океанские просторы. Всё, что было смыто с поверхности островов и материковой суши, переносилось на большие расстояния и постепенно оседало на суше.

Водяной вал распространялся особенно далеко по широким низменностям, постепенно слабея и сбрасывая весь смытый материал. Достигнув определённого предела на суше и исчерпав свою силу, морской поток стал скатываться в сторону арктических морей, оставляя после себя большое количество озёр с солёной морской водой.

Направление распространения морского вала на территории нынешней России

Если посмотреть на географическую карту России, то легко понять, что главный удар стихии приняла на себя территория, относящаяся сегодня именно к ней. Наиболее уязвимыми были соседние острова с архипелагом, а также северное побережье Сибири. Низменные территории Сибири стали главными театрами, где разыгрался грандиозный спектакль стихии.

Мамонтёнок Дима, 1977 г., Магаданская обл.

Тела многих животных или их отдельные части неплохо сохранились в вечной мерзлоте вместе с остатками древесных растений. Среди них встречаются туши мамонтов, носорогов, саблезубых тигров, лошадей, медведей и других крупных животных. В отдельных регионах тундры кости скелетов образуют на поверхности целые залежи. Гигантские кладбища находятся повсеместно в районах крайнего Севера, Сибири, Аляски, островной части северной Канады. Кладбища и захоронения туш животных образуют на севере своеобразную полосу, названную исследователями «полосой смерти», которая простирается вдоль всего полярного круга. Наиболее крупные и самые многочисленные захоронения находят на территории России. Это и понятно. Источник водяного вала находился в прибрежной территории севера России. Кости животных находят и на островах Северного Ледовитого океана и на дне арктических морей.

Повсюду следы великой катастрофы, просто нужно уметь их видеть.  Гигантские водяные валы сминали скалы и мгновенно замерзли.  Ученым опять таки трудно объяснить, как образовался этот лед.

Важным моментом является факт, что смерть этих животных произошла мгновенно и одновременно во всех регионах севера планеты. Замороженные туши мамонтов содержали в пищеводе и желудках не переваренные растения, по которым учёные установили, какими растениями питались мамонты. Различными методами было установлено, что катаклизм, унёсший жизнь многих животных, произошёл 10-12 тысяч лет тому назад. Вывод некоторых учёных однозначен. Был грандиозный катаклизм, вызвавший неимоверной мощности приливную волну, смывшую гигантские стада животных. Одновременно в этот период исчезают десятки и сотни различных видов животных.

Теперь представьте что произошло с сооружениями, которые находились на территории, подвергшейся подобному катаклизму. Если бы подобной "атаке" подверглась Москва, то от неё даже пыли не осталось бы. Но мегалитические строения это самое совершенное, что было создано на нашей планете, в особенности устойчивы к воздействиям подобного рода, строения выполненные, в технике полигональной кладки.

Рассмотрим подробнее что же сейчас осталось от древнейшей цивилизации на территории России.

Мегалиты Колымы

Журналист из Магадана Игорь Алексеевич Безнутров сообщил о том, что им в окрестностях города были обнаружены странные каменные образования, изучение которых наводит на мысль об их искусственном происхождении.

Остатки того, что когда-то было стеной какого-то сооружения

Конечно, в сооружениях Мачу-Пикчу или Тиауанако мы не видим такой эрозии, таких разрушений, там между блоками и лезвие от бритвы не проходит. Так ведь там не было ледника!

Что это были за сооружения нам уже не узнать никогда

Игра сил природы?

Классический образец полигональной кладки мезоамериканской культуры, но только это на Колыме

Мегалиты Таймыра

Каньон Котуйкан

Все эти фото, взятые из интернета, любительские, сделанные в различных местах полуострова Таймыр.

Обратите внимание на "кирпичную" структуру дальней стенки водопада и на камень на переднем плане. На Таймыре достаточно таких объектов, содержащих ровные грани, рёбра, углы,  но в силу того, что они не такие явные, туристы их просто не замечают.

Очень похоже на набережную, вернее на то что от неё осталось

Здесь остатки какого-то древнего фундамента, а слева можно даже разглядеть ступени лестницы

Могла ли это всё создать природа?

Словно руины какого-то древнего бастиона.

Скала "Витязь". Если присмотреться к этому причудливо выветренному останцу, то можно без труда заметить прямоугольные блоки из которых он сложен.

Развалины пирамиды?

Эти удивительные пирамиды  высотой 16-18 метров были обнаружены на берегу р. Большая Логата участниками международного проекта CryoCARB во время экспедиции 2011 года на Таймыре. Пирамиды образовались после того, как лед, заполнявший трещины полигональной тундры, растаял. Никто из этих ученых такого раньше не видел.

Саянские мегалиты - Ергаки

Ергаки по праву считаются одним из красивейших мест Сибири. Можно даже сказать – жемчужиной. Ергаки – переводится как «пальцы», «пальцы устремленные к небу». У местных жителей есть много легенд об этих местах.

Ергаки - название природного парка, расположенного на юге Красноярского края. Название парку дано по одноимённому хребту, ставшему к 1990-м годам очень популярным среди туристов, художников, местного населения.

Знаменитый сорокатонный висячий камень в Ергаках:

И это всё, как утверждают учёные, создала матушка-природа. Смотрим и удивляемся.

Водопад, а над ним словно груда обломков гигантских гранитных плит почти идеальной формы:

Особенно фото ниже, ну очень похоже на природное сооружение)

Там же, рядом находится урочище Бурудат или "Каменный город". Думаю что комментарии здесь излишни.

Стена, а под ней разбросанные неведомой силой обломки. Цунами? Взрыв?

Красноярские столбы: кто их творец?

Комплекс каменных останцев под Красноярском ежегодно притягивает в суровые сибирские края тысячи паломников. Еще бы, где еще можно увидеть более сотни скал самых причудливых форм. Глыбы высотой от нескольких метров до полукилометра своими очертаниями напоминают то зверей, то людей, то архитектурные сооружения, то предметы быта. Кто же сотворил это чудо? Сказать спасибо следует ее величеству природе? А может быть бесформенны некогда каменные глыбы обтесали и отшлифовали древние люди? Или руку приложило неизвестное Нечто?

Геологи уверяют что столбы — результат магматических извержений, частенько случавшихся в этих местах 500-600 миллионов лет назад. Но расплавленная магма тогда не смогла вырваться наружу, так и застыла в недрах матушки-земли, точнее, в ее трещинах и пустотах. Но поверхностные породы, окружавшие застывшую магму, были слабы перед стихией. Солнце, ветер, вода и мороз постепенно разрушала известковые и глинистые оковы будущих великанов. Параллельно истуканы приподнимались, благодаря активности Восточных Саян.

Есть альтернативная гипотеза происхождения столбов и мне она намного ближе.  Её сторонники полагают, что если каменные останцы и не были созданы древними людьми, то были ими, как минимум, облагорожены. Якобы в восьмом тысячелетии до нашей эры здесь был древний «город мертвых» с усыпальницами, увенчанными каменными сфинксами и птицами, тоннелями. Но город был разрушен.

Есть две версии «конца света» в отдельно взятом крае. Согласно одной из гипотез, всему виной землетрясение. Другая легенда по-настоящему фантастична: город рухнул во время великой мировой войны, о которой рассказывается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата»

Со временем эти мифы породили и альтернативную теорию расселения древних народов на планете.

"Перья", высота 30 метров

Аргументы теории рукотворного происхождения столбов просты: разве могла природа вырезать вода и ветер столь четкие формы многих столбов?. Взгляните на вертикальные столбы скалы «Перья», какой раствор их скрепляет?

Мегалиты Алтая

Это фото сделано на горе Бобырган на Алтае. Гора удивляет своим видом, словно в кучу свалили многотонные гранитные блоги, многие из них имеют кубическую форму.

Дальше несколько фото, сделанные в разных местах Алтая, таких чудных природных объектов или всё же рукотворных?

Cкала "Иконостас". Боюсь что здесь рукотворно всё, а не только недавнее изображение Ленина.

Менгиры и останцы, т.е. то что осталось от каких-то древних сооружений

Ещё один пример древних строений на Алтае

 Мегалиты озера Иткуль:

Мегалиты Приморья

Ливадийская гора — одна из главенствующих высот южного Приморья, входит в состав Ливадийского хребта горной системы Сихотэ-Алинь. Неофициальным, но самым распространённым названием горы является старое название — Пидан, предположительно китайского происхождения, образовано компонентами: пи — великий, большой; дан — скалы, то есть «Большие скалы».

Существует миф, что в переводе с языка чжурчженей название означает «Камни, насыпанные Богом», это название гора получила благодаря курумам (каменным осыпям), покрывающим значительную площадь склонов, а также непосредственно вершину.

Это находится у подножья, на самом берегу залива Петра Великого. Можно только предполагать размеры разрушенного города

Мало того, что город был разрушен до основания, но подвергся многовековому воздействию эрозии, но то, что скрыто под слоем грунта, несомненно сохранилось лучше.

Некоторые блоки доходят до десятков тонн весом.

Несмотря на колоссальные разрушения, многие фрагменты сохранились достаточно хорошо.

Даже сохранились хорошо множество фрагментов строений

 

В 18 километрах от села Нижнетамбовского Комсомольского района Хабаровского края стоит гора Шаман на которой также обнаружены довольно таки впечатляющие сооружения.

Несколько примеров подобных объектов на Урале

Здесь можно найти все типы мегалитических построек, известных науке. Это и менгиры или стоячие камни, дольмены – каменные столы и гробницы, кромлехи – дугообразные каменные сооружения и геоглифы, и остатки каменных городов, скрытых землёй и растительностью, и гигантские стены.

"Волчий камень" на юге Урала, в Башкирии. Камень полностью диссонирует с окружающим пейзажем и выглядит словно остаток стены. Среди местного населения это место считается проклятым.

Это Чёртово Городище под Екатеринбургом, популярнейшее место среди туристов

А это ещё один популярнейший объект паломничества туристов на Урале, скала "Семь братьев",  в 6 км. от п. Верх-Нейвинского, что в Екатеринбургской губернии. Напоминают по форме Чертово Городище, но выше и зрелищнее его.  Так же почему то считается детищем природы.

Вид сверху

А это уже Аракульский Шихан в Челябинской области. Этот массив также напоминает Чёртово Городище и "Семь братьев"

Это скальная цепь, протянувшаяся с востока на запад более чем на 2 км. Максимальная ширина цепи 40-50 м. Максимальная высота 80 м.

Самой распространённой версией происхождения Аракульского Шихана явяляется его природное происхождение. Мол, дождь, ветер и солнце за миллионы лет превратили камни в гранитные блоки, равномерно уложенные друг на друга. Поверить, что это создала природа, а не человек, очень трудно. Шихан производит устойчивое впечатление, что кто-то старательно сложил стену-заграждение, эдакую старшую сестру Великой Китайской Стены, из гигантских гранитных блоков. Оно усиливается особенностями этого места, которое представляет собой перевал с великолепным обзором.

Основной загадкой Аракульского Шихана являются идеально круглые каменные чаши, разного диаметра и глубины, выдолбленные в граните на всём протяжении хребта.

Тайны карельской горы Воттоваара

До сих пор пытливый исследователь может найти в глухих таежных уголках Карелии памятники, которые часто не укладываются в систему логических представлений современного человека. Комплекс на горе Воттоваара (Муезерский район Республики Карелии), привлекающий из года в год все большее число туристов, – один из таких памятников.

Гора Воттоваара является самой высокой точкой Западно-Карельской возвышенности – 417,3 метра над уровнем моря. Около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Так в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный маленькими озерками и скалами. Карельские ученые считают, что Воттоваара – это уникальный геологический памятник. Оказывается, не только геологический, но и историко-культурный.

На горе Воттовааре, наивысшей точке Западно- Карельской возвышенности, археологическая экспедиция Карельского государственного краеведческого музея 1992–1993 гг. обнаружила целый комплекс, занимающий всю поверхность горы и состоящий из 1286 камней (сейдов). Можно предположить, что в глубокой древности здесь был город. Об этом свидетельствуют и расположение огромных валунов, и следы от древних капищ. Здесь есть и каменные ступени, ведущие в небо, заканчивающиеся отвесным обрывом и облаками и остатки гигантских сооружений из многотонных плит.

Общепринятое мнение о культовом назначении подобных сооружений ограничило дальнейшее научное исследование комплекса. Было решено, что расположение камней не имеет системы, хотя никто и не думал сравнить этот доисторический мегалитический комплекс с другими подобными сооружениями планеты, например с английским Стоунхенджем, и археологические поиски, к сожалению, в этом районе были остановлены.

Да, и это не Египет!

Как и на Таймыре разрушения просто катастрофические. Чудо, что вообще что-то сохранилось. Следы  цивилизации были бы стёрты безвозвратно. А эти камни переживут и ещё одну катастрофу.

www.spletnik.ru

ИСТОРИЯ РОССИИ. Первобытно-общинный строй на территории нашей страны

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ИСТОРИЯ

Подробнее

1. Целью изучения дисциплины является

1. Целью изучения дисциплины является 1. Целью изучения дисциплины является формирование у студентов историческое мышление, целостное представление о закономерностях мирового исторического процесса. 2. Задачи, решаемые в ходе освоения программы

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» ИСТОРИЯ

Подробнее

История России 10 класс

История России 10 класс История России 0 класс Планируемы результаты освоения учебного предмета «История России» к концу 0 класса: знать, понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории; периодизацию

Подробнее

(профильный уровень) В учебном году.

(профильный уровень) В учебном году. Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В соответствии с учебным планом студенты 1 курса з\о по предмету «история» выполняют домашнюю работу. К выполнению контрольной работы студенты преступают в соответствии с графиком

Подробнее

по Истории России на учебный год 10 класс

по Истории России на учебный год 10 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Навашино» «Утверждаю» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Агафонова Е.А. сентября 206 г. Календарно- тематическое

Подробнее

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Подробнее

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Т.М. Тимошина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Подробнее

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ») Костанайский филиал

Подробнее

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ кафедра общеправовых дисциплин

Подробнее

docplayer.ru

Правая история: Непридуманная Русь

История

31 октября 09:30

 

Ярослав Бутаков кандидат исторических наук

Часто трудно различить – где научная работа, а где псевдонаучная спекуляция. Этим пользуются авторы многочисленных книжек, в которых «реконструируется» история древней Руси, весьма далёкая от известной науке.

Правая история: Непридуманная Русь -

История древней Руси принадлежит к числу историографических тем, тесно граничащих с областью непознанного, а местами и прямо переходящих в неё. В ней немало «белых пятен» и моментов, допускающих альтернативные научные толкования. Это обстоятельство всегда стимулировало не только научные поиски, но и псевдоисторические спекуляции, когда недостаток положительных сведений пытаются восполнить домыслами и фантазиями.

Аркаим.

Сама же тема всегда привлекала внимание читающей публики. Основные причины таковы: стремление разгадать тайны истории и патриотическое чувство. Вообще, истоки народа и государства всегда будут относиться к таким предметам, в которых позитивная история тесно переплетается с мифом. Интерес к этой теме неизменно носит в себе пережитки мифологического сознания. Поэтому авторы, рисующие великое и героическое прошлое доисторической Руси, надёжно могут рассчитывать на читательский спрос.

В последние 20 лет впечатляющий путь по направлению к мифологизации своей истории пройден на Украине, где достижения русской и советской историографии древней Руси почти полностью вытеснены националистическими спекуляциями на темы «древних укров». Об уровне научных исследований говорить там теперь не приходится.

Печально, но и у нас на фоне вала псевдонаучной литературы подлинные достижения отечественной исторической науки о древней Руси стали «незнаменитыми». Классические труды наших историков об этом времени проходят малозамеченными и прекращают переиздаваться.

Полки книжных магазинов уставлены книгами современных авторов, трактующих древнерусскую историю так, чтобы получалась сенсационная концепция, способная перевернуть привычную картину и «доказать», что русские – один из самых древних цивилизованных народов на Земле. Эти книги повествуют либо о десятках тысяч лет русской истории, либо о русах (или славянах) как создателях всех известных древних цивилизаций, либо о том, что некогда русским принадлежал весь обитаемый мир или хотя бы большая его часть. По этим признакам читатель легко может составить представление, о каких книгах идёт речь, мы же не станем здесь перечислять их конкретно и разбирать все встречающиеся в них несуразности. Укажем лишь общие «родовые черты», по которым их легко отличить от действительно научных трудов.

1. Модернизаторство и незнание сравнительно-исторического анализа. Явления прошлого трактуются весьма вольно, в отрыве от фактов, свидетельствующих об уровне материальной культуры.

Так, например, говоря о «царствах скифов» (о них сообщал Геродот), авторы такого рода уподобляют их античным государствам типа Персидской или Римской империй. Но они не могут показать, где в них встречаются города, как собирались налоги и т. д. Словом, традиционное научное представление о «царствах скифов» как о племенных образованиях архаичного времени остаётся не поколебленным, как бы авторы ни хотели представить их великими державами древнего мира. В то же время теорию, относящую скифов к славянам, нельзя априори записать в антинаучную только на этом основании. Возможную принадлежность к славянам части народов, известных древним грекам под именем скифов, убедительно показывал, в частности, наш академик Б. А. Рыбаков.

Аркаим. Раскопки.

2. Идеализация явлений прошлого. Воображаемые доисторические государства древних русов (древних славян, ариев и т. д.) нередко рисуются как воплощение эпического «золотого века», как правление мудрых людей, торжество мудрых порядков. Нетрудно увидеть, что в этой картине нет ни капли конкретно исторического, что вся она насквозь мифологична.

3. Банальная путаница понятий. Так, нередко можно встретить отождествление четырёх видов миграций: людей, культуры, языка и расы. Авторы разбираемого пошиба считают, что смена материальной культуры в прошлом всегда означает смену её носителей, что это всегда связано со сменой языка (этноса), а одному этносу в древности был присущ и один-единственный физический тип.

Между тем, все четыре вида миграций, как правило, совершенно не связаны между собой и лишь случайно могут иногда совпадать. Один и тот же народ в одну и ту же эпоху может принадлежать к разным археологическим культурам и даже стадиям развития. Так было, например, ещё в начале ХХ века у многих народов нашего Севера: одно племя жило ещё чисто первобытным охотничье-рыболовным бытом, другое племя того же этноса (например, у эвенков, манси) уже переходило к производящему хозяйству (оленеводству). С другой стороны, одна и та же археологическая культура часто объединяла разные народы. Явления материальной культуры в древности заимствовались, как и сейчас, нередко без массовых миграций.

Точно так же язык всегда меняется на любой территории с течением времени. Иногда смена языка происходит под влиянием внешнего завоевания без большого притока мигрантов извне, как это было уже в Средние века со славянским населением Паннонии, завоёванной венграми, или с греками Малой Азии, подпавшими под власть турок. При этом антропологические характеристики большинства населения данных стран остались без изменений.

4. Налёт языческого мистицизма. Есть стремление представить религию древних славян значительно более развитой системой, чем это позволяет сделать научный метод сравнительной мифологии. В самых крайних выражениях, древняя арийско-славянская цивилизация выводится непосредственно от богов как персонификаций некоей космической мудрости, внеземного разума. Понятно, что здесь мы имеем дело не с наукой, а с оккультной теорией.

Большой импульс этому направлению был придан замечательным открытием в 1987 году на Южном Урале, в районе бывшего башкирского села Аркаим, древнего городища. Вокруг этой находки спустя короткое время расцвело множество спекуляций, к которым учёные, сделавшие или популяризировавшие это открытие, уже не имели никакого отношения. Появились всевозможные общества неоязыческих мистиков, «повёрнутые» на Аркаиме. Вокруг Аркаима сложился квази-религиозный культ, не имеющий ничего общего с наукой.

На самом деле, это одно из поселений открытой ещё в 60-е гг. прошлого века синташтинской культуры бронзового века, только отличающееся большей сохранностью. Достоверно неизвестно, какой народ его создал. Принадлежность Аркаима ариям до их разделения на иранцев и индийцев – только гипотеза, впрочем, весьма вероятная. Но доказать, например, что Аркаим был основан ариями до их движения на юг, а не оставшейся на Урале их частью после ухода большинства из них, на современном уровне знаний не представляется возможным. Тем самым, отпадают утверждения относительно «цивилизационного первородства» Аркаима, не говоря уже о том, что время его создания – рубеж 3-го и 2-го тысячелетий до н. э. – почти на тысячу лет позже строительства египетских пирамид.

Борис Ольшанский. Русь древнейшая.

Не вызывает сомнения, что подчёркнутый интерес публики к теориям, искусственно возвеличивающим доисторическое прошлое нашей Родины, вызван слабой популяризацией подлинно научных исследований. Конечно, там изначальная Русь не предстаёт матерью всех цивилизаций Земли. Но всё же древнейшая история Руси достаточно интересна, чтобы её не додумывать всякими фантастическими построениями.

В связи с этим следует обратить внимание на определённый разрыв, сложившийся между академической наукой и популярной литературой. В этот разрыв и вклиниваются досужие спекулянты от истории. Пожалуй, из отечественных авторов последних десятилетий только А. Г. Кузьмин успешно пытался перевести эту научную тему в популярное русло. Но уже давно не переиздаётся его книга «Падение Перуна». Кроме того, этот крупный учёный не всегда давал объяснение всем накопленным им фактам.

Специфически лингвистическая терминология и соответствующая подача материала затрудняет для неспециалиста знакомство с работами академика О. Г. Трубачёва, прослеживающего историю славян, основываясь на данных их языка, вплоть до 3-го тысячелетия до н. э., когда они начали отделяться от индоевропейской общности. Древнейшая прародина славян, по его гипотезе, находилась на Среднем Дунае. Праславяне были непосредственными соседями таких исторических народов древности, как италийцы и кельты. Трубачёв приводит интересные языковые параллели между языками античных народов и славянским, свидетельствующие о возможных контактах славян с Элладой и Италией ещё во 2-м тысячелетии до н. э. Любопытна и его концепция, объясняющая термины «Белая, Чёрная, Червонная Русь» ориентацией по сторонам света.

Я назвал лишь наиболее крупных историков «былых времён». В наше время их дело продолжают десятки учёных, чьи имена хорошо известны в кругах специалистов, но мало что говорят широкой публике, интересующейся историей. Есть, конечно, и отрадные исключения[1], но они только подтверждают общее правило. Здесь сказывается недостаток как популяризаторов исторической науки, так и самих средств такой популяризации.

Археология находится у нас ныне в самом бедственном материальном положении среди всех исторических дисциплин. Между тем, ей принадлежит важнейшая роль в изучении древней истории Руси. А на просторах нашей Родины, возможно, сокрыт ещё не один Аркаим. Отечественная археология нуждается в эффективной поддержке. И если она совершит открытия, способные действительно перевернуть устоявшиеся представления о нашем прошлом – что же, тем лучше.

[1] См., напр.: Е. С. Галкина. Тайны Русского каганата. – М., 2002.

file-rf.ru


Смотрите также