Первобытные захоронения. Частью похорон первобытных бразильцев оказались расчленение и каннибализм
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Самые таинственные древние детские захоронения. Первобытные захоронения


Необычные древние захоронения

У разных народов, населявших нашу планету в давние времена, были разные традиции погребения умерших, зачастую весьма необычные. Как же хоронили в древности? Предлагаем вашему вниманию интересные факты о некоторых весьма необычных захоронениях.

Гробы на скалеГробы на скале

У некоторых народов Древнего Китая (например, у народа Бо) было принято подвешивать гроб с телом покойного на высокой скале, причем на стороне, обращенной к жилищам людей. Считалось, что горы – это своеобразный мост между земной жизнью и загробной, а покойники в гробах защитят живущих и принесут им удачу. Висячие гробы делались из прочного цельного куска дерева и ставились на специальные подставки, вбитые в скалу. Самому старому найденному захоронению почти 3000 лет, а самому молодому - 400.

Башня молчанияБашня молчания

В Древней Персии основной религией был зороастризм (позже его вытеснил ислам), согласно которому покойники не должны были осквернять землю и воздух, поэтому трупы нельзя было сжигать или хоронить в земле. На высокой скале сооружалась башня с глубоким колодцем в центре (Башня молчания). Внутри башни были три уровня: один для мужчин, второй – для женщин, а третий – для детей. Умерших раздевали полностью и клали в башню, где их тела склевывали птицы. Затем родственники поднимались на Башню молчания и сбрасывали оставшиеся кости в колодец. В современном Иране так хоронить запрещено законом, поэтому немногочисленные сторонники зороастризма, чтобы не осквернять землю, хоронят усопших в цементе.

Воздушное захоронение
Воздушное захоронение

В древности некоторые народы Сибири и Дальнего Востока хоронили покойников на деревьях. Объясняется это просто: земля в тех местах мерзлая – могилу не выкопать, сжечь тоже не получится – леса густые. Зажиточные люди сначала клали взрослых усопших в гробы, а детей – в люльки, а уж потом подвешивали на высокое дерево. Бедняки же просто привязывали тело к стволу или просто сажали на ветки. Понятно, что рано или поздно тела падали и становились добычей хищников.

Сожжение викинга на ладьеСожжение викинга на ладье

Викинги приносили умершего на специально построенное судно, полностью оснащали его, клали провизию, тела убитых собак и коней. Затем корабль поджигали и спускали на воду.

Мумия из сфангового болота
Мумия из сфангового болота

Многие народы Северной Европы хоронили покойных в сфанговых болотах. Условия в них таковы, что тела многие тысячи лет не разлагаются и иной раз даже всплывают на поверхность. Такие болота получили название «болота из людей» или «болота человеческих органов». Интересно то, что у «болотных людей» сохраняются все кожные покровы и внутренние органы, а вот кости под воздействием кислой среды полностью пропадают.

КурганКурган

В дохристианские времена славяне хоронили умерших в земле, а сверху насыпали курган. Позднее эти традиции переняли скифы. Особенно впечатляют скифские гробницы правителей. Тела в них опускались на 12-метровую глубину, а курган был до 20 метров в высоту. Из гробницы, где лежал царь, шли многочисленные коридоры в усыпальницы слуг, поваров и коней - их всех убивали, чтобы они служили хозяину в загробном мире.

Аборигены Ново-Гебридских островов хоронят тела без голов, а черепа хранятся в специальной комнате. В случае необходимости из них делают тотемы.

На территории Колумбии в древности жили муиски, которые бальзамировали тела выдающихся людей и храбрых воинов, считая их святыми. Мумии «принимали» активное участие в жизни племени: при сборе племени на совет их тела выносились из склепов, чтобы те передали свою мудрость живущим; а если начиналась война – в самую горячую точку сражения, чтобы придать мужества воинам.

На Тибете умерших малолетних детей правящей династии засовывали в глиняный сосуд, который подвешивался в доме к потолку. Через 9 месяцев останки кремировали и делали обереги.

Читайте также "Бисер из праха умершего - необычные ритуальные услуги"

morefactov.ru

Самые таинственные древние детские захоронения

Самые таинственные древние детские захороненияНевероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи – это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

Интересные археологические находки

10. Возрождение Ориенса

10.jpg

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка. Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

10-1.jpg

10-2.jpg

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка.

10-4.jpg

Браслеты с руки девочки

10-6.jpg

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

10-5.jpg

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

10-7.jpg

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

10-3.jpg

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

9.jpg

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

9-1.jpg

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

9-2.jpg

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

8.jpg

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

8-1.jpeg

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

8-3.jpg

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

8-2.jpg

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Читайте также: Археологические открытия, сделанные в самых неожиданных местах

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

7.jpg

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

7-1.jpg

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

6.jpg

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

6-1.jpg

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

6-2.jpg

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

5.jpg

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

5-1.jpg

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Читайте также: 10 археологических открытий, которые изменили представления о прошлом

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

5-2.jpg

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

4.jpg

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

4-1.jpg

4-2.jpeg

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

4-3.jpg

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

4-4.jpg

4-5.jpg

4-6.jpg

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

4-7.jpg

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

3.jpg

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

3-1.jpg

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

3-2.jpg

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

2.jpg

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Читайте также: Археологи обнаружили первые "спички"

Однако, впоследствии люди адаптировали озерные берега к угрозам затопления. Во-первых, они стали строить свои дома на сваях или на крепких деревянных основах. Во-вторых, они стали окружать свои жилища деревянными заборами. В-третьих, они окружили свои деревни заборами, на вершине которых красовались детские черепа и скелеты.

2-1.jpg

Кладбище

По мнению археологов, эти черепа, возможно, были подарками для богов озера, чтобы они не допустили наводнений. Анализ некоторых черепов показал наличие травм головы от палок или осей. Но исследователи не думают, что дети приносились в жертву, будучи живыми.

Они отмечают, что дети погибли раньше, вероятно, на войне, а затем уже их тела предлагали богам. В одном из мест, максимально подверженном затоплениям, обнаружились захоронения детей младше 10 лет.

Но эксперты не сумели найти могилы других жителей этого прибрежного региона, поэтому они так и не узнали, как выглядело захоронение обычного жителя этой области.

1. Младенец, застывший в вечности

1.jpg

Более 40 лет два брата охотились в Гренландии и обнаружили странные захоронения 500-летних мумий, которые отлично сохранились благодаря окружающей среде.

Они принадлежали жителям старого инуитного поселения Qilakitsoq. В двух найденных могилах находились останки шести женщин и двух маленьких детей. Все они были одеты, будто собирались на охоту.

Инуиты верили, что людям даже после смерти необходимо быть готовыми к тому, чтобы в любой момент пойти на охоту.

1-1.jpg

Эти мумии открыли завесы тайны над многими вопросами о жизни людей, но не меньше вопросов остались неразгаданными. Археологи установили наличие родственных связей между некоторыми мумиями, однако, они не были похоронены по "семейным традициям". Это оказалось первой загадкой.

Они также не были похоронены с мужчинами, что является ещё одной загадкой, потому что это противоречило законам инуитов.

1-2.jpg

Вот так выглядели две найденные могилы

У всех женщин, кроме одной, были татуировки на телах. Это считалось очень модным тогда. Перед смертью они хорошо поели, благо морепродукты всегда были под боком. Анализ их тел показал, что женщины имели дело с кожей животных.

Причиной смерти оказалась болезнь старшего ребёнка и двух женщин. Однако, неясно как погибли другие, и умерли ли в один и тот же период.

Однако, история младшего малыша, ужасает. Судя по всему, он был похоронен заживо, потому что его лицо было перевёрнутым, будто находясь в ожидании матери, которая никогда больше к нему не придёт.

1-3.jpg

Согласно обычаям интуитов, они хоронили ребёнка заживо или душили его, если другая женщина в случае смерти его матери не могла о нём заботиться. Похоронив малыша вместе с матерью, полагалось, что они вместе продолжат свою жизнь в загробном мире.

Перевод: Баландина Е. А.

www.infoniac.ru

Первобытная война. Памятники геноцида | Warspot.ru

Наскальные изображения, находки предметов вооружения, следы ран и повреждений на костных останках людей неумолимо свидетельствуют о том, что в первобытную эпоху люди активно убивали друг друга. С ходом времени численность населения увеличивалась, люди переходили от охоты и собирательства к производящему хозяйству. В распоряжении исследователей все чаще попадают свидетельства происходивших в этот период масштабных столкновений между людьми, сопровождавшихся массовыми насильственными акциями.

Археологические памятники неолитической культуры линейно-ленточной керамики, существовавшей на протяжении 5500 – 4000 гг. до н.э, встречаются на обширном пространстве в Центральной и Западной Европе. Ее носители принесли с юго-востока семена культурных растений, одомашнили скот, начали строить долговременные жилища и обрабатывать землю. Совсем недавно археологи обратили внимание на побочную составляю этого процесса, до поры до времени не попадавшуюся им на глаза.

Талхайм

Захоронение в Талхайме, неподалеку от Хайльбронна в Баден-Вюртемберге (Германия), было обнаружено в 1983 году. Оно датируется примерно 5100 г. до н.э. Находка археологов представляет собой яму площадью 3 квадратных метра, в которую были грубо свалены тела тридцати четырех человек – девяти взрослых мужчин и семи женщин возрастом от 20 до 60 лет, шестнадцати детей от 2 до 20 лет, и еще двух взрослых неопределенного пола – с многочисленными следами смертельных повреждений. По-видимому, тела принадлежали жителям небольшого поселения, уничтоженного во время военного набега.

​Яма с костями в Талхайме - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruЯма с костями в Талхайме

Изученные исследователями раны на костях можно разделить на три категории: 18 черепов несут на себе следы тяжелого удара лезвием каменного топора или мотыги, 14 были проломлены каким-то тупым оружием наподобие дубинки, на 2 или 3 костях были обнаружены сколы, оставленные, по-видимому, стрелами. На костях исследователи нашли следы ранее полученных и залеченных ран, свидетельствующих о том, что война являлась повседневной составляющей жизни захороненных. Большинство смертельных ран было нанесено в затылочную часть черепа. Отсутствие других повреждений, характерных для рукопашной схватки, или полученных при попытках жертвы защитить себя, скорее всего, означает, что сопротивления нападающим оказано не было. Жители деревни погибли или будучи застигнутыми врасплох, например, во сне, или будучи взятыми в плен и впоследствии убитыми нападавшими.

Аспарн-Шлётц

Еще одно свидетельство массовой бойни было найдено на территории Австрии в Аспарне-Шлётце, в 33 км от Вены, при раскопках укрепленного поселения, также относившегося к культуре линейно-ленточной керамики и датируемого приблизительно 5500 годом до н.э. На дне рва, окружавшего поселение, на глубине примерно двух метров, были найдены сваленные в беспорядке останки 67 человек, отмеченные характерными признаками насильственной гибели. 26 черепов принадлежали мужчинам (16 юным, 10 пожилым), 13 черепов женщинам (4 юным, 9 пожилым), 27 – детям и 1 – взрослому неопределенного пола. Все черепа, кроме одного, были проломлены топорами или мотыгами. 1 человек, вероятно, был убит стрелой.

​Массовое захоронение в Аспарне-Шлётце - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruМассовое захоронение в Аспарне-Шлётце

Кости скелетов фрагментированы, на некоторых выявлены следы зубов падальщиков. По-видимому, прежде чем они были захоронены в земле, тела провели достаточно длительное время под открытым небом. Поскольку ров так и не был раскопан полностью, точное число захороненных в нем жертв остается неизвестным. Вероятно, речь идет о двух или трех сотнях тел.

Как и в предыдущем случае, речь идет о населении небольшого поселка, уничтоженного неизвестными захватчиками. Обращает на себя внимание выраженная диспропорция между мужскими и женскими костями, а также большое число детских черепов. Число пожилых женщин в погребении более чем вдвое превосходит число молодых. По-видимому, объясняется это тем, что женщины фертильного возраста пережили нападение и были уведены победителями в качестве пленных.

Шёнеке-Килианштедтен

В 2006 году в дополнение к первым двум захоронениям в Германии было обнаружено третье свидетельство неолитического геноцида в Шёнеке-Килианштедтене. Захоронение представляет собой V-образный ров длиной 7,5 м и шириной 1 м, в который были сброшены тела убитых людей. Найденные останки принадлежали тринадцати взрослым и тринадцати детям, десять из которых были моложе 6 лет, причем самому младшему было не более полугода. Среди взрослых преобладали молодые люди, лишь двум женщинам было больше 40 лет. Останков молодых женщин в захоронении вообще не было. Очевидно, как и в предыдущем случае, нападавшие увели их с собой. Не обнаружили в могиле и подростков от 9 до 15 лет. Возможно, они смогли убежать, однако не исключено, что их, как и женщин, захватили победители.

​Массовое захоронение в Шёнеке-Килианштедтене - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruМассовое захоронение в Шёнеке-Килианштедтене

Кости несут отпечатки травм и болезней, обычных для того времени: сросшиеся переломы ребер и длинных костей, хорошо залеченная черепная травма, остеомиелит, дефицит витамина С. Умерли все эти люди от того, что им проломили черепа, причем удар пришелся на левую половину головы, как если бы убийца и его жертвы стояли лицом к лицу. Рядом с костями в земле были найдены два костяных наконечника. Возможно, они вонзились в тела и оказались там, где их нашли, когда плоть полностью разложилась.

В сравнении с двумя предыдущими захоронениями, находка в Килианштедтене имеет одну особенность: у всех погибших незадолго перед смертью были перебиты голени, а у некоторых и кости рук. Возможно, это было сделано, чтобы люди не могли бежать. Не исключено также, что их пытали перед смертью. По черепкам, кусочкам обожженной обмазки и другому мусору, обнаруженному на дне рва, находку можно датировать временем между 5207 и 4849 гг. до н.э.

Вайхинген

В Вайхингене под Штутгартом, недалеко от поселения, относившегося к эпохе линейно-ленточной керамики, были обнаружены две ямы со сброшенными в них останками двенадцати человек. Захоронение было произведено с нарушением норм обычного ритуала, что резко контрастирует с обнаруженными неподалеку типичными погребениями той эпохи. Некоторые из останков имеют следы ран и повреждений, или залеченных со временем, или ставших причиной смерти. В одном случае археологи обнаружили череп мужчины, проломленный ударом каменного топора, в другом – залеченный перелом руки. Анализ изотопов стронция сваленных в ямы останков показал, что 7 из них были местными уроженцами, а 5 – чужеземцами, родившимися где-то в другом месте.

Бергхайм

В 2012 г. у французской деревни Бергхайм в Эльзасе археологи обнаружили десятки захоронений эпохи линейно-ленточной керамики, датировавшихся временем около 5 300 г. до н.э. Среди захоронений выделялась одна яма, на дне которой были обнаружены фрагментированные кости рук, плеч и пальцев, отделенные от тела ударами топора. Многие фрагменты костей были намеренно раздроблены.

​Захоронение в Бергхайме - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruЗахоронение в Бергхайме

Кроме них, в могиле были найдены еще семь человеческих тел, каждое из которых имело следы насильственной гибели. Четверо из убитых были детьми, одному из которых не было и года. По мнению обнаруживших захоронение археологов, оно является результатом войны или междоусобного конфликта.

Каннибалы в Херцхайме

Наиболее загадочная находка была обнаружена при раскопках большого поселения эпохи линейно-ленточной керамики в Херцхайме в Пфальце (Германия) в 1996 − 1999 и 2005 – 2006 гг. Поселение существовало между 5300 и 5150 до н.э. и включало от 10 до 12 длинных домов, в которых проживала одна или две сотни человек. На территории самого поселения было найдено 9 погребений, выполненных в соответствии с существовавшей традицией.

Главный сюрприз ожидал археологов южнее, на окраине поселения, где они обнаружили множество погребальных ям, примыкавших настолько плотно друг к другу, что поначалу их приняли за оборонительный ров. На дне ям было найдено большое количество человеческих остатков, включая минимум 450 черепов и большое число костей скелета, как правило, фрагментированных и неполных. Кости находились в полном беспорядке. С ними были перемешаны осколки керамики, кремневые отщепы, разбитые зернотерки.

Количество останков, явно значительно превышавшее число жителей деревни, навело археологов на размышления об их происхождении. Хотя почти все кости несли на себе следы ударов топоров и других смертельных повреждений, когда выяснилось общее число находок, гипотезу о вражеском набеге пришлось отбросить. Со временем пришлось отклонить также гипотезу о находившемся здесь погребальном центре, где были перезахоронены останки людей, умерших вдалеке от Херцхайма.

​Массовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruМассовые захоронения, относящиеся к эпохе линейно-ленточной керамики

Наконец, археологи обратили внимание на многочисленные следы царапин и порезов на костях черепов и других частях скелетов. Судя по отсутствию малейших признаков заживления, эти повреждения были нанесены уже после смерти жертв. Одни и те же следы встречаются на множестве находок. На черепах большая часть порезов начинались около носа и затем шли вниз к шее, такие же следы находились на висках. По-видимому, их наличие означало, что с черепа счищалась кожа. Некоторые черепа после этого шли на изготовление характерных чаш, которые также были обнаружены на дне ям.

Тонкие параллельные разрезы, сделанные острыми кремниевыми орудиями, заметны на крупных костях скелета, с которых также срезалось мясо. Когда исследователи сравнили эти следы с повреждениями на костях животных, разделываемых на бойне, их последние сомнения отпали. Тела захороненных в Херцхайме жертв подверглись расчленению: от тела отделялись голова и конечности, затем разрубался позвоночник, чтобы удалить ребра, так же, как это делают сегодня мясники. Мясо срезали с костей, сами кости раскалывали, чтобы достать из них мозг. Наконец, кости вываривались, на что указывает происходившее вследствие нагревания разрушение коллагена в их наружном слое. Следы термической обработки заметны также на костях лицевой части некоторых черепов.

Сегодня мало кто сомневается в том, что в Херцхайме археологами были обнаружены следы каннибальских трапез, хотя понимание и интерпретация этого феномена по-прежнему варьируется. Вряд ли речь идет о разовой акции жертвоприношения захваченных на войне пленников, подобия которой известны в истории. Количество найденных жертв для этого слишком велико, в несколько раз превосходя численность всего населения поселка.

Судя по анализу керамики, найденной вместе с костями на дне ям, она туда попадала по крайней мере на протяжении нескольких десятилетий. В течении этого времени человеческое мясо должно было составлять заметную часть пищевого рациона местных жителей. Между тем, некоторых исследователей настораживает отсутствие прямых признаков употребления человеческого мясо в пищу местными обитателями, а именно – отсутствие человеческого миоглобина в их фекалиях.

По мнению антропологов, для нарушения табу на поедание себе подобных, которое мы наблюдаем в Херцхайме, должно было пройти нечто из ряда вон выходящее, что-то, что разрушило привычное положение вещей и заставило людей подвергнуть сомнению базовые основания их мировоззрения. Этим потрясением могла быть длительная засуха, погубившая урожай, или обрушившаяся на них эпидемия. Археологи обращают внимание, что в это время культура линейно-ленточной керамики переживала кризис, в результате которого она в конце концов и исчезла. Возможно, люди надеялись предотвратить конец их мира, для чего им потребовалось множество керамики. А каннибализм был лишь частью практиковавшихся с этой целью ритуальных обрядов.

​Реконструкция облика обитателя Европы эпохи неолита. Обратите внимание на его топор с полированным навершием из кремня. Именно таким оружием нанесены смертельные раны жертв, обнаруженных археологами в рассматриваемых здесь массовых захоронениях - Первобытная война. Памятники геноцида | Военно-исторический портал Warspot.ruРеконструкция облика обитателя Европы эпохи неолита. Обратите внимание на его топор с полированным навершием из кремня. Именно таким оружием нанесены смертельные раны жертв, обнаруженных археологами в рассматриваемых здесь массовых захоронениях

Чтобы поддерживать свои варварские обряды на протяжении длительного времени, обитатели Херцхайма, очевидно, должны были совершать систематические военные набеги на соседей и захватывать в них большое количество пленных. Поскольку жители поселения, как можно заключить исходя из его предполагаемых размеров, не были особенно многочисленны, возможно, Херцхайм был каким-то ритуальным центром, куда доставлялись пленники, захваченные другими соседскими и родственными группами.

О том, кем были люди, захваченные в плен, убитые и погребенные в ямах на окраине Херцхайма, исследователям поведали результаты анализа изотопов стронция 87 и стронция 86 из проб зубной эмали черепов, принадлежавших 54 индивидам. Все они оказались чужаками, родом из других мест. Большинство происходило из горного района, простиравшегося примерно в 50 км южнее данной местности. Примечательно, что в этих местах не было выявлено следов распространения культуры линейно-ленточной керамики, а продолжали существовать археологические культуры, принадлежавшие охотникам и собирателям из числа первоначального населения Европы.

Выводы

Все перечисленные памятники соответствуют определениям войны, предлагаемыми современными антропологами. Речь идет о коллективных действиях, предпринятых членами одной группы против представителей другой. При этом находки не могут быть объяснены в концепциях личной вражды и индивидуальных действий. Судя по числу и половозрастному распределению останков, все погибшие в Талхайме, Аспарне-Шлётце и Шёнеке-Килианштедтене являлись жителями одного поселения, уничтоженного в результате военного набега. Это предположение также получило подтверждение в результате анализа образцов изотопа стронция, взятых из зубной эмали черепов погибших.

Характер повреждений, нанесенных оружием нападавших, свидетельствует о том, что в большинстве случаев те принадлежали к той же археологической культуре, что и их жертвы. Иначе говоря, речь в данном случае идет о конфликтах соседей, занимавших общую экологическую нишу. Поражает жестокость нападавших, не делавших различия между мужчинами, женщинами, детьми и стариками.

В Херцхайме мы видим другую картину. Обнаруженные здесь следы насилия являлись результатом не единственной целенаправленной акции агрессии, а целой череды подобных акций. И осуществлялись они на протяжении, по крайней мере, нескольких десятилетий. Погибшие здесь люди были представителями другой культуры и, соответственно, придерживались другого образа жизни. Возможно, с этой особенностью их происхождения следует связать практиковавшиеся в их отношении ритуалы, связанные не только с убийствами пленных, но и с предполагаемым поеданием их останков.

Литература:
  • Наталья Резник, «Пастораль». «Троицкий вариант» №22(191), 3 ноября 2015 года. elementy.ru
  • Christensen J. Warfare in the European Neolithic. // Acta Archaeologica 2004, vol. 75 p. 129–156.
  • Keeley L., Golitko M. Beating ploughshares back into swords: warfare in the Linearbandkeramik. // Antiquity 2007, vol. 81, p. 332–342.
  • Thorpe I. J. N. Anthropology, Archaeology, and the Origin of Warfare. // World Archaeology 2003, vol. 35, p. 145–165.
  • Wild E. M. Neolithic massacres: Local skirmishes or general warfare in Europe? // International Radiocarbon Conference, 01.09.2003, Wellington, New Zealand, 2004. P. 377–385.

warspot.ru

История развития ритуала

Погребения (похороны) - обычаи, связанные с различными способами захоронения умерших и выражающие отношение людей к покойникам и к смерти.Большое разнообразие погребальных обычаев у разных народов определяется условиями быта, традициями, религиозными представлениями людей о смерти.

История похоронной культуры довольно разнообразна. Она включает в себя оставление или выбрасывание; водяное погребение; воздушное погребение; кремацию; мумификацию; рассечение; каннибализм, а также зарывание с двумя разновидностями - пещерное и в землю. Однако, даже одно это перечисление не полностью передает всей множественности похоронных обычаев нашей цивилизации на всем протяжении ее развития.

Археологическими исследованиями установлено, что люди хоронили мертвецов в ямах и в пещерах уже в каменном веке, в среднем и позднем палеолите. Погребения на стоянках обнаружены на территории всего земного шара. Эти погребения выражали уже известную форму заботы об умершем, проистекавшей из объяснения первобытным человеком явления смерти, как сна, и из начавших зарождаться религиозных верований.

Первобытные люди в самом начале оставляли умерших в своем жилище, а уже потом умерших просто оставляли вдали от места обитания, отдавая их по сути на съедение животным. В это же время в иных племенах первобытные люди съедали своих умерших сородичей. И такой каннибализм, как обычай, существовал довольно долго... Но здесь важно учесть, что вне зависимости от способа избавления от тела умершего сама эта изоляция возникла как насущная необходимость под знаком санитарно-гигиенического очищения.

Много позже стали формироваться обычаи захоронения умерших, когда люди уже намеренно пытались сохранять тела умерших родственников от пожирания животными и от людоедства. Такие погребения могут быть объяснены, как проявление инстинкта сохранения здоровья у живых и стремлением избежать опасных заболеваний. Однако, всё это еще носит случайный характер. И лишь когда у людей возникают представления о душе и загробной жизни, отношение к покойникам меняется. Страх перед умершим становится общераспространенным явлением, и тела усопших удаляются из мест обитания.

И вот из этого обычая сохранять тела умерших и возникает религиозный обряд погребения. И тогда телу умершего стали придавать особую позу: либо клали на спину и скрещивали руки, либо придавали скорченное положение, что по сути своей и является важнейшим ритуальным знаком любого религиозного обряда захоронения.Помимо этого довольно широко было распространено и огненное погребение. Этому способствовало изобилие лесов, которые давали дешевый горючий материал для погребального костра. При этом немаловажную роль играла и торжественная обстановка самого церемониала сожжения. Весьма широкое распространение получила кремация у древних греков, римлян, славян, германцев, индусов, японцев и ряда других народов. У некоторых народов погребение в землю и кремация существовали одновременно.

Часто мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, а пепел поливали вином. Урны, которые состояли из полукруглых, закрытых крышкой жестяных капсул или круглых закрытых свинцовых сундучков, опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы различных размеров.К примеру, этрусские хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. В гористой местности гробницы устраивали в скалах. А с начала V в. н. э. для погребений уже используются естественные холмы, часто увенчанные отдельно стоящими памятниками.

Несколькими столетиями позже, по сообщению Плутарха (45-120 гг. н. э.) афинский государственный деятель Солон, друг Сократа Алкивид, Коринфский демократ Тимолеон, правитель Сиракуз Дионис после смерти были преданы кремации.

Предполагается, что в основе обычая кремации в Древней Греции была вера в возможное возвращение умерших к жизни. Греки испытывали перед таинственными, уничтожающими жизнь силами страх. Умершим недоставало души, которая отлетала от земной оболочки вместе с дыханием. Греки опасались мертвых и старались оградить себя от их возвращения. Пытаясь задобрить мертвых, им пели дружественные песни, приносили жертвы.

Кремация, по сравнению с захоронением в земле, была в то время более дорогой формой погребения и являлась преимуществом состоятельных людей. Соответственно этому обряд проходил с большой роскошью.

К середине IV в. до н. э. относится сооружение знаменитого мавзолея Мавсола царя Карий в Галикарнасе, сочетавшего в себе черты древнегреческой и малоазийской архитектур. Мавзолей, разрушенный в XV-XVI вв. и известный по описанию Плиния Старшего и раскопкам английского археолога Ч. Ньютона в 1857 г., имел 50 м в высоту и был увенчан статуями Мавсола и его жены Артемиссии.

У древних римлян также существовали одновременно кремация и погребение в землю, но со временем погребение в землю становилось все менее популярным. В конце республиканского периода кремация осуществлялась повсеместно и долго сохраняла свои преимущества.

До III в. н. э. кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах: около фамильного мавзолея устраивался собственный крематорий или второе место погребения с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком, около 60 см длиной саркофаге. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима - Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпей, Август, Тиберий, Веспасиан, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами. Курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, пепел собирался в урны.

Римское среднее сословие хоронило своих умерших значительно проще: остатки костей хоронили в помещениях для урн или шахтовых могилах. Для освобожденных рабов сооружались большие, заглубленные в землю колумбарии. Они имели полукруглые ниши для установки урн с прахом. Поверхности стен покрывали изящными росписями на мифологические темы.

Вся античная эпоха характеризуется распространением кремации, что продолжалось вплоть до средних веков. И все же огненное погребение вышло из обихода в суровой борьбе монотеистических религий средневековья с язычеством.

Так начиналось похоронное дело в России

Еще с незапамятных времен могилы предков были для русских людей настоящей святыней. Даже договоры между князьями на Руси изначально заключались на могилах их отцов. Перед каждым походом или перед значимой битвой воины приходили поклоняться праху своих предков.

На Руси усопших было принято хоронить на погостах, недалеко от монастырей и территории церквей. Исследователи отмечают, что в 17 веке ритуальные услуги в Москве активно развивались, уже было более трехсот кладбищ, тогда как сама история захоронения в столице и ритуальные услуги в Москве начались в 12 веке с Кремля, рядом с которым и находились самые первые старинные кладбища. В первой половине 15 века Иван Калита начал строительство каменных храмов (Успенский собор, церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор и др.), рядом с которыми и хоронили князей. Чуть позже прямо на территории Кремля была основана усыпальница государей. К самым древним захоронениям на московской земле можно отнести кладбища Даниловского монастыря.

В 1657 году отец Петра I царь Алексей Михайлович своим указом запретил захоронение у церквей и монастырей на территории Кремля, а кладбища начали организовывать уже на городских окраинах. Виной тому послужила большая моровая язва. Началась новая страница в истории ритуальных услуг в Москве. В 1658 году недалеко от Марьиной рощи было открыто самое первое городское Лазаревское кладбище. Для иностранцев существовало особое "немецкое" кладбище.

В 1710 году в Петербурге было учреждено первое в России городское кладбище за Выборгской стороной, за пределами города. В связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях в октябре 1723 года Пётр I издал указ, запрещавший захоронения внутри города всех лиц, кроме знатных персон.

В связи с эпидемией чумы в Москве Сенат указом от 1 ноября 1771 года запретил всем городам захоронения при церквах и монастырях и потребовал создавать кладбища за городской чертой. Постепенно городские кладбища стали получать архитектурно-планировочную организацию. Были организованы 20 специальных захоронений, среди которых и Ваганьковское, Даниловское, Армянское, Рогожское, Преображенское, Семеновское, Дорогомиловское кладбища. Уже позже были открыты Караимское, Татарское и Еврейское кладбища.

По русскому законодательству кладбища должны были устраиваться в городах на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, а в селениях - на расстоянии полуверсты (250 саженей). Но на практике, при росте городов, приходилось часто отступать от этого требования, и поэтому законом 1889 года министру внутренних дел было дано право разрешать такие отступления.

По русскому законодательству опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакого строения возводить на них не дозволялось. Кроме того, не разрешалось, без особого распоряжения переносить с закрытого кладбища гробы и мертвые тела. Захоронения не могли состоять в частной собственности, но те из них, которые устраивались на общественной земле, не переставали быть собственностью общества, городского или сельского. В административном отношении они подлежали ведению духовного начальства: общество не могло претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища. Впрочем, и духовное начальство могло пользоваться им лишь согласно его назначению. Лицо, откупившее место на кладбище, не приобретало его на правах собственности, а получало лишь исключительное право пользоваться местом для погребения.

В XVIII-XIX веках появляются кладбища военные, морские, тюремные, инфекционные и другие.

В дореволюционной России существовало семь разрядов похорон и соответственно мест захоронений. Связь государства с Церковью, существование официально господствующей религии - Православия определяло устройство кладбищ по религиозно-национальному признаку: православные, армянские, еврейские, иноверческие, лютеранские, мусульманские, римско-католические.

Управление кладбищами было сосредоточено в руках епархиального ведомства и попечительства о бедных духовного звания.

К концу 19 века, когда жителей в Столице насчитывалось уже более 1 миллиона человек, ритуальные услуги начали развиваться еще активнее. В 1898 году открыли престижное Новодевичье кладбище.

В XIX - начале XX веков в России в связи с ростом населения и территории городов увеличилось число кладбищ, многие из которых, образованные в конце XVIII - начале XIX века за городом, оказались в городской черте. Некоторые закрывались или переносились на другое место, а в крупнейших российских городах некоторые старые кладбища превращались в своеобразные национально-исторические памятники - некрополи. В создании надгробий и памятников на кладбищах участвовали виднейшие скульпторы - Ж.А.Гудон, Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, И.П.Мартос, П.П.Трубецкой и другие.

Вопрос о введении кремации в дореволюционной России поднимался с конца 1880-х гг. Этому вопросу посвящались доклады, статьи в периодической печати и журналах, он неоднократно ставился многими санитарными и общественными деятелями, в особенности в Петербурге, в связи с тяжёлыми условиями минерализации на кладбищах. Первый доклад о преимуществах кремации сделал в 1889 году инженер Б.К. Паравдзик в Петербурге на собрании Российского общества архитекторов.

Законопроекты о введении кремации в России, подготовленные по инициативе Министерства внутренних дел в конце XIX и начале ХХ века, обсуждались в Государственной Думе, но, наталкиваясь на непреодолимое сопротивление Синода, так и не обрели силы закона.

Декретом Совнаркома РСФСР "О кладбищах и похоронах" от 7 декабря 1918 года в нашей стране впервые была разрешена кремация умерших. В декрете говорилось: "Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды, как мест погребения, так и похороны, уничтожаются". Таким образом было покончено с сословными привилегиями и в погребении; была отменена оплата мест на кладбищах.

Декреты советской власти об отделении Церкви от государства, о свободе вероисповедения превратили кладбище из религиозного учреждения в гражданское.

Идея равенства в большевистском исполнении приносила всегда одинаковый результат.В течение более 70 лет (да и поныне) именно как гражданская развивалась отрасль похоронного обслуживания в нашей стране, приобретя, как одно из свойств, кастовое разделение на тех, кто имел право быть похороненным на почётном кладбище или передних, ближайших ко входу участках, и всех остальных советских людей. Пределом нелепости является разделение покойных по признаку прописки...

Конечно, самые большие перемены в истории московских захоронений и ритуальных услугах в Москве произошли в 20 веке: в центре Москвы убрали многие старые кладбища, а в 80-х годах открыли Митинское и Домодедовское кладбища.

В настоящее время ритуальные услуги имеют огромную инфраструктуру. Ритуальные услуги включают в себя захоронение на кладбище, производство различной ритуальной продукции и т. д.

Если затрагивать ритуальные услуги в Москве вообще, то по сравнению с другими регионами России ритуальные услуги в Москве очень развиты. Специалисты отмечают, что ритуальные услуги в Москве и доходы от этого бизнеса превышают сто миллионов рублей в год.

Но, несмотря на все это, многие компании оказывают ритуальные услуги в Москве нелегально. Сегодня в столице лишь несколько десятков похоронных служб реально оказывают качественные и, главное, законные ритуальные услуги в Москве.

m-ritual.ru

Частью похорон первобытных бразильцев оказались расчленение и каннибализм

Фрагметы костей, погребенные в черепе

LEEH-USP

Захоронения каменного века, обнаруженные в Бразилии и изученные международной группой ученых, показали, что древнее население Южной Америки практиковало сложные погребальные ритуалы, которые сопровождались различными способами расчленения тел и, возможно, каннибализмом. При этом ритуалы радикально менялись как минимум дважды за период в две тысячи лет. Результаты работы опубликованы в журнале Antiquity.

Человеческие останки и обращение с ними играют значительную роль в большинстве культур и сообществ на протяжении всей истории. Поэтому захоронения зачастую дают ценные сведения о символическом и ритуальном поведении, а следовательно, о сложности культурного устройства и системе верований конкретных сообществ.

Сотрудники Института эволюционной антропологии Общества имени Макса Планка с коллегами из Бразилии, ЮАР, Испании, США, Чили и Мексики провели анализ 26 захоронений в пещере Лапа-ду-Шанту на востоке центральной Бразилии и сопоставили их с другими находками в этом регионе, сделанными ранее. Все они относятся к раннему голоцену (около 10–8 тысяч лет назад). При этом типы погребения сильно различались.

Наиболее древние захоронения с целыми скелетами

André Strauss et al., Antiquity, 2016

В наиболее древних захоронениях, сделанных от 10,6 до 9,7 тысячи лет назад, находились одиночные целые скелеты, погребенные в эмбриональной позе. Около 9,6 тысячи лет назад обращение с останками стало значительно более сложным — перед погребением останки подвергали различным манипуляциям.

Так, например, одно из захоронений этого времени содержало только череп и две ладони, прижатые к его лицевому отделу. В других находились более или менее целые скелеты с удаленными частями костей (в основном конечностей). Такие части от разных скелетов были погребены отдельно, причем следы на них свидетельствуют о том, что с них снимали плоть и обрабатывали их огнем, возможно для приготовления и употребления мяса умерших. В одном из захоронений обработанные фрагменты костей были помещены в полость черепа. Также у многих трупов были посмертно удалены зубы. Одна из находок представляла собой нижнечелюстную кость с просверленными по краям отверстиями, скорее всего, для ношения на шнурке (в этом случае она может оказаться древнейшим известным украшением из человеческих костей). Многие захоронения содержали различные останки нескольких людей.

Расчлененные останки из захоронений второго периода

André Strauss et al., Antiquity, 2016

Примерно через тысячу лет погребальные ритуалы снова изменились. Захоронения снова стали индивидуальными, однако представляли собой могилы примерно 50 сантиметров в диаметре. Кости в них были перемешаны случайным образом, но не имели следов инструментальной обработки. По мнению ученых, это свидетельствует о том, что трупам давали разложиться, после чего хоронили оставшиеся кости, просто ссыпая их в могилу.

Наиболее поздние захоронения, видны посмертные переломы

André Strauss et al., Antiquity, 2016

Полученные результаты свидетельствуют о том, что изучаемый регион в раннем голоцене населяли динамические группы древних людей, которые подвергались трансформациям на протяжении веков, пишут авторы работы. По их словам, наряду с изменениями типов захоронений менялись материалы для каменных орудий и значительно возросло количество артефактов, что может свидетельствовать о резком росте числа населения около 9600 лет назад. Его мог вызвать приход иммигрантов из других регионов, которые, возможно, и принесли новые обычаи.

Ранее ученые обнаружили, что сложные ритуалы погребения, включающие расчленение, были в ходу еще у неандертальцев. Также выяснилось, что эти древние родственники сапиенсов ели умерших соплеменников и использовали их кости как орудия труда.

Олег Лищук

nplus1.ru


Смотрите также