Первобытные маски. История и предназначение венецианских масок.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Африканская маска и ее магическое значение. Первобытные маски


Экзотические Маски Мира

Сегодня мы продолжаем говорить об искусстве народа игбо (ибо) из Нигерии. А точнее, поговорим о масках тайного общества ммво народа игбо, ибо (шутка юмора сейчас) они многообразны и обладают характерными особенностями. Но сначала стоит узнать, кто же такие сами игбо.

DSC_7192%20copy

ИГБО (самоназвание — «лесные жители»), ибо, народ в Восточной Нигерии (в штатах Анамбра, Имо, частично Риверс, Кросс-Ривер и Бендел). Численность в Нигерии 21,6 млн. человек, ещё 50 тыс. живут в Камеруне. Существуют многочисленные подразделения и этнографические группы (некоторые учёные насчитывают от 40 до 220): северные, или онича (абаджа, элугу, нри аука), южные, или оверри (икверри, исома, оратта), западные (ика, огба, экпейе, эгбема), восточные (аро, ада, афикпо) и северо-восточные (огу уку, изи, икво-мгбо). Говорят на языке игбо группы ква нигеро-кордофанской семьи.

 ikwerri14

Игбо являются одной из крупнейших и наиболее влиятельных этнических групп в Нигерии.

abiriba9

Этногенез игбо не изучен. Существуют различные гипотезы об их происхождении (некоторые авторы утверждают, что предки игбо пришли из Египта). Этногенетические легенды свидетельствуют о давних хозяйственно-культурных связях игбо с йоруба, ибибио, бини, игала и др.

awka20

До британской колонизации, игбо были политически фрагментированными группами.Эта политическая система значительно изменилась после прихода британских колонизаторов в 19 веке, народность начала консолидироваться.  К середине 20-го века у игбо развилось сильное чувство национальной идентичности. Некоторые конфликты с другими нигерийскими национальностями привели к тому, что игбо стало доминирующей этнической группой в Восточной Нигерии.

abiriba6

Многие игбо до сих пор придерживаются традиционных верований и культов. Главным духом считается Чуку («Великий дух»), его дети — Аньяху (дух солнца), Ива (дух неба), Але (дух земли). Широко распространены культы предков (ндичие), воды, духа плодородия (Аджоку), а также магия, колдовство и ведовство, знахарство.

ikwerri7

У игбо сохраняются многие фольклорные праздники и практически все жанры устного народного творчества. Прикладное искусство представлено разнообразными масками (абстрактными, антропоморфными, янусовидными масками-шлемами), тотемными столбами икенга, глиняной и деревянной скульптурой.

ikwerri8

http://www.nairaland.com/782659/art-architecture-igbo-people/3

Маски женского духа общества ммво, которые представляют обособленный пласт искусства игбо, могут быть зооантропоморфными и крайне стилизованными, антропоморфными и натуралистичными, зооантропоморфными и натуралистичными. Известный исследователь африканского искусства В. Б. Мириманов в своей книге «Искусство тропической Африки» (1986) приводит, как минимум, две группы масок тайного общества ммво:

«Располагая эти группы по признаку возрастания условности, мы получаем следующую схему:

1. Антропоморфные маски женских духов общества ммво. Особенности: натурализм с тенденцией к гротескной экспрессии; пропорции лица близки к естественным. Нос продолжает линию высокого, открытого лба, подбородок срезан, рот оскален. Уши и волосы стилизованы. Личина увенчана более или менее сложным головным убором с высоким гребнем. Маски окрашены в белый (символизирующий смерть) и черный цвета.

000693

Маска тайного общества ммво. Дерево, игбо, Нигерия

Sothebys_Igbo_mmwo_mask

Sothebys_Igbo_mmwo_mask_2

igbocopyface

art98_1914_83534408

art98_1914_83664863

art98_1914_83304275

art98_1914_83777884

art98_1914_84026376

Ibo1228

Ibo1229

Ibo1230

Ibo1233а

Ibo1231а

Ibo1232а

Ibo1253

Ibo1251

Ibo1254

tumblr_m2mru6sas21qjh47to1_500

awka1

awka4

2. Зооантропоморфные маски общества ммво (район Оничи). Особенности: экспрессивно трактованные антропоморфные (глаза, нос) и зооморфные (пасть, уши, рога) элементы. Дважды повторенная сердцевидная форма (абрис личины, изгиб рогов) иногда подчеркнута рельефным контуром.

Зооантропоморфная маска общества ммво. Дерево, игбо, Нигерия

Зооантропоморфная маска общества ммво, дерево, игбо, Нигерия

awka19

Помимо этих двух наиболее распространенных типов существуют различные виды масок, более или менее близкие к ним по стилю».

В. Б. Мириманов в своей книге относительно масок общества ммво склоняется к следующему итогу:"Таким образом, в искусстве игбо не существует ни выраженной стилистической константы, ни того, что называют "ядерным" стилем. Все же один из перечисленных стилей, а именно стиль натуралистических антропоморфных масок ммво (первая группа), можно считать в какой-то мере ключевым, поскольку некоторые его особенности (узкие, миндалевидные, близко посаженные глаза, характерная, резко очерченная форма рта и др.) чаще, чем какие-либо другие, встречаются в различных группах скульптуры игбо. О том, что этот стиль является одним из самых устойчивых и аутентичных, свидетельствуют глубокие параллели, которые обнаруживаются при сравнении масок ммво со старыми бронзовыми масками и браслетами, найденными в 1939 и 1960 годах (20 века) в районе Авки. Антропоморфная маска и человеческие изображения на браслетах имеют точно такие же узкие, близко поставленные глаза, резко очерченный рот, орнаментальный рисунок волос (в виде концентрических кругов) и ту же татуировку, что и маски ммво.

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000013/st010.shtml

shangomask.livejournal.com

Африканская маска и ее магическое значение

С недавнего времени вошла в моду привычка украшать домашние интерьеры масками: их привозят из экзотических путешествий, покупают в магазинах. Воспринимая маски как символ костюмированных маскарадов, к ним не относятся достаточно серьезно. Те, кто выбирают этнический стиль в дизайне помещения, отдают предпочтение так называемому африканскому самобытному искусству, не задумываясь над тем, что маски – это не просто обычное убранство для стен. А многие приобретают внешне понравившуюся вещицу, считая ее защищающим духом для жилища, ничего не зная о ее значении.

Доступ к потустороннему

Появившаяся еще в древности африканская маска играла чрезвычайно важную роль в мистических обрядах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу. Резное произведение искусства всегда представляло собой оккультный предмет, открывающий доступ к невидимому миру мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы соединить между собой жизнь и смерть, они становились своеобразным ключом, открывающим дверь в потустороннее. африканская маска

Основное значение – защита

Магический тотемный предмет имеет свой смысл и несет определенную информацию о культурных, религиозных традициях. Каждое племя было уверено в существовании параллельных миров, а духи делились на дружелюбных и враждебно настроенных. Те, кто хотел навредить, тщательно наблюдали за каждым из племени, пытаясь наслать болезни и несчастья. И тут на помощь приходила африканская маска, значение которой для ее создателя было одно – защита от темных сил путм их обмана. Считалось, что, если духи не видят лица, то и не могут причинить никакого вреда, и житель племени был под охраной тотемной вещи. Однако не все могли так защищаться от духов: маски, ставшие неизменным атрибутом власти, носили только посвященные и знатные мужчины, что только укрепляло их авторитет.

Разнообразие видов масок

Африканская маска была разных видов, чаше всего в ней присутствовали отверстия для глаз, намного реже делалась прорезь для рта. Держалась конструкция на шнурках, иногда участвующие в ритуальных обрядах придерживали ее зубами за внутренний стержень из дерева. Встречались такие маски, которые носились на лбу или надевались, как шлем до плеч, соответственно, их вес и размер разнились.

африканская маска из дерева

Применяемая в ритуалах африканская маска из дерева различных пород и изображающая животных была признана исследователями африканской культуры самой древней. Позднее ее уже делали странных геометрических форм, с чертами, напоминающими человеческие. Дерево щедро пропитывали маслом, чтобы маска не гнила, и долго ее полировали до блеска. На поверхность наносили яркие растительные краски, а для выразительности и устрашающего эффекта добавляли кожаные или металлические предметы, украшали пестрыми перьями и бусами.

Эволюция: от примитивного к реалистичному

С течением времени африканская маска эволюционировала, ее вырезали как воплощение духа, помогающего в различных областях. Надеваемая на лицо конструкция символизировала носителя силы, богатства, плодородия, с ее помощью вызывали дожди в засушливую погоду, просили о помощи в охоте. Для усиления выразительной функции и большего сходства с натурой даже вставляли настоящие зубы и клеили волосы. От упрощенных и грубых, словно вырубленных, изображений переходили к передаче талантливой реалистичности натуры. Маски могли нести отличающие племенные признаки в виде татуировок, орнаментов или причесок. А изображения вождей характеризовались явным портретным сходством.

африканская маска значение

Африканская маска избавлялась и от застывшего выражения, она стала воспроизводить целую гамму чувств – слезы, смех, иронию, угрозу. Отталкивающий злобный вид предполагал строгий запрет на пристальное рассмотрение изображения. Такие маски использовались в страшных ритуалах жертвоприношения, когда даже вскользь брошенный взгляд мог стоить жизни непосвященному в ритуал.

Не спешить с покупкой

Не стоит относиться к вырезанным маскам, как к свидетельству примитивной культуры африканцев, и приносить в дом столь яркое проявление их творчества. Причудливые образы, рождающиеся в руках мастеров, не всегда принесут счастье и удачу в жилище. Специалисты рекомендуют предварительно узнать значение масок, а затем принимать решение о покупке.

африканская маска своими руками

А вот африканская маска своими руками из папье-маше не навредит, она станет предметом гордости и передаст внутренний мир самого творца. Стилизованная яркая поделка – оригинальное украшение любого дома, которое не навлечет беды.

fb.ru

Ритуальные маски народов мира

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Ритуальные маски народов мира

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальные маски народов мира

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Ритуальные маски народов мира

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Ритуальные маски народов мира

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальные маски народов мира

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.

Источник: naked-science.ru

animalworld.com.ua

Венецианские маски, история и значения.

 Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

венецианские маски

 

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.

венеция10

Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром. 

итальянские маски

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Маска доктора

Маска доктора

 

Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

венеция катта

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.

венеция12

Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается Венецианский Карнавал – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.

венецианский карнавал

 

карнавал в венеции

карнавал в венецииМагазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.

венецианская маска

основа для будущей маски

А дальше начинается процесс украшения. Маска может быть покрыта фольгой из чистого золота, на ней могут быть приклеены бриллианты, другие различные украшения.

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!

венеция13

Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

маски

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

венецианские маски

Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал надевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

баута

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» — женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

венеция24

«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

венеция

«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее надевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

венеция27

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

Маска "Гатто"

Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Вам также может быть интересно:

Карнавалы мира.

Празднование Нового года в СССР.

Заброшенный ресторан на горе Ахун.

Загрузка...

lubopitnie.ru

История маски — MaskaArt

Золотую погребальную маску Тутанхамона по праву можно считать одним из самых выдающихся памятников египетского искусства XVIII династии, величайшим творением египетских художников-ювелиров. Маска выкована из чистого золота и весит более 9 килограммов.Эта маска известна, пожалуй, почти каждому, кто хоть чуточку интересуется историей. Данный атрибут является не только одним из самых крупных произведений искусства Древнего Египта, дошедших до наших дней. Это одно из самых ценных ритуальных драгоценных украшений, которое предназначалось не для живого, а уже умершего человека, а также очень значимый исторический артефакт, который помог приоткрыть тайну одного из самых важных периодов в истории Древнеегипетской цивилизации.Подобные маски изготавливались для многих правителей. Но ни одна маска не дошла до наших дней. Ни одна, кроме маски Тутанхамона. История гробницы вообще достаточно мистическая. В отличие от остальных гробниц, коих в Долине Царей великое множество, гробница Тутанхамона за всю свою многовековую историю так и не была разграблена. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном.Легенда о «проклятии фараона»Незадолго до начала экспедиции, лорд Карнавонон, будучи в Британии, обратился за советом к знаменитому мистику того времени графу Хеймону. Заключение графа было категоричным: "Лорду Карнарвону нельзя входить в гробницу. Ослушание чревато опасностью. В случае пренебрежения этим предостережением он заболеет. От болезни не оправится. Смерть наступит в Египте".Пять сезонов лорду и его американскому партнеру Говарду Картеру фатально не везло. Лорд Карнарвон и Картер долго спорили, стоит ли продолжать раскопки шестой сезон. И решили сделать еще одну, последнюю, попытку.Единственный участок в Долине царей, где Карнарвон и Картер еще не вели раскопок, был настолько перерыт предыдущими экспедициями, что все считали: продолжать там исследования бесполезно. Но им, тем не менее, удалось обнаружить гробницу неизвестного юного фараона. Она оказалась нетронутой со дня, когда его тело было погребено рабами Древнего Египта.Атмосфера благоговейного трепета и суеверного страха вокруг находки мешала исследователям. По мере приближения к заветной цели они испытывали все больше трудностей в организации раскопок, так как местные рабочие толпами уходили в свои деревни. Ситуация еще более накалилась, когда перевели зловещую надпись над входом в склеп. Она гласила: "Тех, кто потревожит сон фараонов, постигнет смерть".Кульминация наступила 17 февраля 1923 года. Именно в этот день археологи вошли в склеп юного фараона. В переднем помещении находились золотые лари и шкатулки, золотые стулья, трон, скамьи, статуи, головы животных, золотая змея и алебастровые базы. Открыли следующее помещение. Когда его осветили факелом, перед археологами оказалась стена из золота.За одной из дверей археологов еще ждало главное чудо древности — гроб из чистого золота с мумией молодого царя Тутанхамона.При вскрытии гробницы были найдены бесценные сокровища древности. Но, похоже, при этом была потревожена таинственная темная сила, дремавшая там три тысячи лет.Через два месяца умер Карнарвон. Жизнь знаменитого археолога, как считали врачи, унесла лихорадка от укуса ядовитого москита. В его смертный час в Каире несколько раз таинственно гас и вновь зажигался свет. А в загородном имении лорда в Англии среди ночи жалобно скулила и выла собака. Когда ее вой поднял на ноги всю семью и прислугу, собака затихла и испустила дух.Картер смог возобновить работу только зимой 1925 года. Сначала вскрыли одну, затем вторую из оставшихся нетронутыми дверей, ведущих к саркофагу. Когда с помощью подъемного устройства подняли крышку саркофага, весившую более полутонны, под ней увидели ворох полуистлевших тканей. Но под этим ворохом скрывалось золотое изображение Тутанхамона на крышке гроба, то самое знаменитое изображение, которое впоследствии было блестяще отреставрировано, и фотографии которого обошли весь мир.Говард Картер восторженно описывал свою находку, но вскоре его восторг омрачился поразительной чередой трагических событий. Вслед за лордом Карнарвоном умер археолог Артур Мейс, присутствовавший при вскрытии гробницы. Близкого друга Карнарвона Джорджа Гоулда через несколько часов после посещения гробницы свалила лихорадка. Радиолог Арчибальд Рейд, чье оборудование использовалось для определения возраста гробницы, в связи с жалобами на чрезмерную усталость был отправлен в Англию. Он скончался сразу после прибытия на родину. В течение шести лет после обнаружения гробницы Тутанхамона умерли двенадцать человек из тех, что присутствовали при ее вскрытии. За десять лет из первоначального состава экспедиции в живых остались только два человека. Двадцать пять человек, так или иначе связанных с раскопками, умерли преждевременно.В 1972 году золотую посмертную маску царя Тутанхамона готовили к отправке на выставку в Лондон. За ее отправку из Каира отвечал доктор Гамаль Мехрез, ученый и атеист, который не опасался никаких проклятий. Он заявил: "Я более чем кто-либо другой в мире был занят в работах, связанных с гробницами и мумиями фараонов. И я живой. Я живое свидетельство того, что все трагедии, связанные с фараонами, просто совпадение".Все подготовительные работы по подбору золотых вещей из гробницы прошли без проблем. Коллекции упаковали и погрузили на машины для отправки в аэропорт. В этот вечер доктор Мехрез вздохнул с облегчением. Он уже готовился покинуть каирский музей, как вдруг упал замертво от приступа сердечной недостаточности.Странно, но из всех, кто имел отношение к гробнице фараона, только второму руководителю раскопок Говарду Картеру удалось избежать проклятия. Он умер естественной смертью в 1939 году.

maskaart.ru

12 древнейших масок - Трудовыебудни археологии

В преддверии Пурима - праздника, связанного с традицией карнавала - в Музее Израиля откроется уникальная экспозиция "Лицом к лицу: Древнейшие в мире маски", где будут выставлены 12 культовых масок периода неолита (докерамический неолит Б), вытесанных из известняка. Эти маски, возрастом 9000 лет, были найдены в разных частях Иудейской пустыни и впервые демонстрируются вместе.

Каждая маска весит 1-2 килограмма и представляет собой овальное изображение лица с пустыми глазницами, зубастой пастью и рядом небольших отверстий по краю. Маски, видимо, были окрашены, но сегодня только на одном экземпляре сохранились следы пигмента. Все маски разные, возможно даже, что они задуманы как портретные изображения конкретных людей. Некоторые из них выглядят старше, другие моложе. Одна из масок маленького размера, величиной с брошь. Предполагается, что они изображают предков, культ которых был важной частью религии каменного века.

Маска со следами краски из пещеры Нахаль Хемар, Иудейская пустыня, докерамический неолит Б, 9000 лет назад. Фото: Эли Познер, Музей Израиля

"Важно подчеркнуть, что это не живые люди, а духи", - объясняет Дебби Гершман, куратор доисторического отдела в Музее Израиля и организатор экспозиции. Она очень неохотно помещает одну из масок перед своим лицом, отдавая дань уважения древней традиции.

В течение 10 лет Гершман и её коллега, д-р Юваль Горен, специалист по сравнительной микроархеологии из Тель-Авивского университета, вместе собирали коллекцию масок, чтобы провести анализ их происхождения, особенностей и назначения. Две маски являются частью коллекции музея (одна из них подарена Моше Даяном, его имя написано чернилами на её внутренней стороне), остальные десять временно переданы музею частными коллекционерами Джуди и Майклом Штейнхардт из Нью-Йорка.

Несколько масок были найдены израильским археологом Офером Бар-Йосефом во время раскопок в пещере Нахаль Хемар в 1983 году. В пещере, спрятанной в скалах над берегами Мёртвого моря, было обнаружено собрание неолитических артефактов возрастом 9000 лет, включающее корзины, бусы, древнейший известный миру клей - и маски. Ещё одна маска была найдена в Хурват Дума, в Иудейских горах недалеко от Хеврона.

Люди, создавшие эти маски, одними из первых оставили первобытный образ жизни, основанный на охоте и собирательстве, и основали постоянные поселения. Разумеется, никаких записей, связанных с масками, нет - письменность будет изобретена лишь через 3500 лет. Однако Гершман и Горен предполагают, что маски использовались шаманами или вождями племён в ритуалах, связанных с культом предков.

"Это первые проблески экзистенциальных размышлений человека", - говорит Джеймс Снайдер, директор музея. Он отмечает "поразительную связь" масок с произведениями искусства XX века. По его мнению, подобные вещи мог бы создать Пикассо.

Проанализировав тип камня и патину на поверхности масок, Юваль Горен пришёл к выводу, что все они происходят из области радиусом примерно 36 км в Иудейской пустыне. Гершман добавляет, что другие племена, вероятно, изготавливали маски из других, менее стойких материалов, которые не дошли до наших дней. Эти же были вырезаны из камня и прекрасно сохранились в сухом климате пустыни.

Карта происхождения масок, сделанная Музеем Израиля. Фото: Илан Бен Цион, Times of Israel

Выставка из 12 масок будет проходить в археологическом отделе Музея Израиля с 11 марта по 13 сентября.

rosie_hobbit, по материалам статьи Илана Бен Циона для Times of Israel.Примерно в середине оригинальной статьи - фотографии всех масок.

archaeology-il.livejournal.com

Маска, Маска, ты откуда? | One of Lady

Женщина-и-маска

Первейшие упоминания о масках уходят в глубину доисторических времен, когда наши предки охотясь одевали подобия масок, чтобы притаиться и не спугнуть добычу раньше времени. Сегодня первейшая ассоциация со словом маска, возникающая в сознании, – это загадочность и таинственность, несмотря даже на то, что маски, существующие сегодня часто используются в совершенно далеких от этих понятий целях…

Тем не менее, маски используются сегодня, как и раньше, по своему классическому назначению, например, для участия в карнавалах и самых различных праздниках, а также как аксессуар, позволяющий актерам лучше входить в образ и перевоплощаться на сцене.

clip_image001Чаще всего маски в повседневной жизни можно сегодня встретить на самых разнообразных праздниках, что особенно актуально в преддверии Новогодних и Рождественских праздников.

Дети, как правило, наряжаются в своих любимых героев из фильмов и мультиков, а взрослые устраивают тематические вечеринки, куда каждый должен явиться в образе, так или иначе связанным с общей идеей праздника.

clip_image002Сегодня мало кто помнит, как и когда впервые стали проводиться карнавалы, но безусловно самым известным и самым шикарным является Венецианский карнавал, который ко всему прочему имеет прочно устоявшиеся исторические корни.

Считается, что первый венецианский фестиваль проводился еще в 11 веке в 1094 году, по крайней мере таковы документальные свидетельства.

clip_image003Сегодня карнавал проводится в Венеции на протяжении нескольких дней (около десяти), в средние века это действо могло длиться месяц и более, а изначально карнавал проводился в последний день перед постом, а само слово «Карнавал» в переводе с латинского «carne vale» дословно означает «прощание с мясом».

Считается, что католическая церковь придумала проводить такой праздник перед самым длинным постом для приобщения людей к новой по тем временам вере.

clip_image004Венецианские маски – неотъемлемый атрибут карнавала, они вызывают у всех ассоциации с ярким и блестящим произведением искусства.

Однако, мало кому известно, что изначально костюмы состояли из простой белой маски и черной накидки, к этому прилагалась также черная треуголка. Яркость венецианским маскам стали придавать после середины 16 века, когда они стали изображать персонажей уличной комедии.

clip_image005На протяжении долгого времени маски в Венеции носили не только во время карнавала, но и в обычной повседневной жизни. Город всегда был не большим и люди большей частью знали друг друга в лицо, так что возможность сохранить приватность была роскошью.

Именно поэтому маски использовались довольно часто. Помимо обычных граждан ими пользовались любовники, богатые граждане, заядлые игроки и само собой преступники.

clip_image006В 1608 году церковь издала официальный запрет на ношение масок, чтобы пресечь все неправедные поступки прихожан и даже назначила наказание за ношение масок в не карнавальные дни: мужчины приговаривались к двум годам лишения свободы, а женщины к публичной порке.

clip_image007Яркие, украшенные самыми разнообразными орнаментами и узорами маски стали изготавливать в Венеции после того, как особую популярность приобрели персонажи итальянской комедии Дель Арте.

Всего их насчитывается около сотни, но они большей частью однотипные и повторяют самых известных Колумбину, Арлекина, Пьеро, Пульчинеллу и еще несколько основных.

clip_image008Есть среди классических венецианских масок и те, которые не связаны с итальянской комедией и имеют свои собственные легенды. Интересна история маски Кота: одному бедному китайцу приехавшему в Венецию удалось разбогатеть, так как его старый кот переловил всех мышей во дворце и дож щедро одарил его (в Венеции коты были большой редкостью).

Вернувшись на родину он зародил у одного из своих земляков надежду также разбогатеть (ведь если за кота так наградили, то шелка приведут в восторг кого угодно). Они и привели, дож пообещал за привезенное китайцем великолепие самое дорогое что имел… и вернул кота на историческую родину.

clip_image009Есть и маски имеющие менее забавные истории происхождения, например, Доктор Чума – маска с длинным носом. Считается, что такие носили доктора во время чумы, которые верили, что помещенные в полость носа благовония и эфирные масла помогут уберечь их от болезни.

Они также одевали большой балахон и брали палку, чтобы не дотрагиваться руками до больных и становились похожими на больших птиц.

clip_image010Современный венецианский карнавал принял свое обличие в 80-х годах прошлого века, когда было решено возродить пришедшую в упадок Венецианскую Республику и упраздненное в 18 веке действо ожило вновь, совместив традиции средневековья и современные культурные тенденции.

clip_image011Традиционно маска украшаемая перьями называется «mattaccino». Ее название происходит от светских итальянских карнавальных утренников «mattinate». Обычно одетые в маттачино граждане на карнавале кидались яйцами, наполненными красной водой.

clip_image012Маску из папье-маше можно изготовить самостоятельно. В школе на уроках изобразительного искусства детей учат делать маски для новогодних карнавалов.

Для этого готовят пластилиновую основу, а также используется бумага, клейстер, краски, клей ПВА и всевозможные элементы для украшения.

clip_image013Венецианские маски для ношения изготавливаются из папье-маше или из кожи. Настоящие сделанные в Венеции маски стоят очень дорого. Их склеивают вручную раскрашивают (чаще всего акриловыми красками) и украшают блестками, стразами, кристаллами, яркими тесемками, лентами, перьями и прочими элементами.

Существует даже специальная техника, старящая маски, чтобы они выглядели еще более таинственно и загадочно.

clip_image014В Венеции изготавливают также маски для украшения интерьера. Они могут быть как классического размера (из расчета для сокрытия лица человека), так и меньшего и совсем миниатюрного, а также несколько большего, для декора больших помещений. Такие маски делают из керамики или фарфора.

clip_image015Карнавалы прославили Венецию на весь мир – не зря же это мероприятие одно из самых древних и, сегодня, одно из самых красочных действ.

С конца 15 века в Венеции официально существует профессия масочник – тот, кто делает маски. Это почитаемое и уважаемое занятие, требующее аккуратной и кропотливой работы.

 

тут

Похожие материалы:

www.oneoflady.com


Смотрите также