История маски. Маски древних стран. Маски первобытные
История ритуальных масок
Ритуальные маски
Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.
Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.
Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).
Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).
По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.
Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.
Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.
Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.
Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.
Источник: naked-science.ru
Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней ,сохранились изображения в наскальной живописи .В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили , что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.
В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет ,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.
История Марди Гра , или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы. В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён ,более ограниченных в выборе фактуры ,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек , носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски ,находясь в глубоком ,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков ,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.
У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного .Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.
В японской культуре археологические данные подтверждают ,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку ,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее , внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева ,с волосами ,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами
У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй , маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски ,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.
s30556663155.mirtesen.ru
Кое-что о масках — Культпривет
Возникновение масок в России неразрывно связано с масленицей, с тем временем, когда «бесовские игрища», против которых когда-то гремели наши духовные блюстители нравственности при первых московских царях, достигают своего наивысшего напряжения. Но тут никак не обойтись без аналогий, потому что у нас масленица, а в Западной Европе – карнавал.
И у нас, и там, картина народных развлечений в это время, по своей сути, совершенно одинакова. Карнавал – время переодеваний, настоящее царство масок и маскарада. Но маска появилась в человеческом мире гораздо раньше, чем зародился карнавал.
Маска, вероятно, так же стара, как и сама человеческая культура. По толкованию А. Н. Афанасьева, автора известной книги «Поэтические воззрения восточных славян на окружающую природу», маска появилась на свет божий сразу же за возникновением более-менее отчётливого понятия о сущности превращений, в частности — об оборотнях.
Первобытный человек, стремясь понять и истолковать все явления окружающей его природы, видел в них игру высших сил. Он мало помалу оформил эти силы и создал из них своих богов и демонов. Изучая самые выдающиеся из этих явлений природы, сильнее других действовавшие на его воображение, а именно – грозы и бури.
Первобытный человек со всей своей непосредственностью прямо видел и слышал в них своих богов. Гром и рев бури был для него их голосом, а тучи и облака в их разнообразнейших очертаниях – их внешней формой. Он, как ему представлялось, воочию видел превращения своих богов, произвольную смену их внешних форм. Божество на его глазах принимало вид волка, коровы, пса, козла, птицы, колесницы с конями, и так далее и тому подобное.
Мы видим, что таким образом эта неограниченная способность превращения в глазах первобытного человека явилась одним из главных свойств божества, атрибутом его сверхъестественного могущества. Впоследствии, появились исключительно одаренные люди, которые овладели тайной входить с богами в непосредственные сношения. Это были жрецы, кудесники, колдуны.
И народ веровал в то, что эти люди обладают божественным свойством менять свою форму, превращаться во что им только вздумается.
Это верование отразилось даже на языке. Так, в Новгороде слово «кудеса», первоначально обозначавшее волшебство, колдовство, впоследствии приняло значение маскарада, переодевания. «Кудес» — значит замаскированный человек; «кудеситься» — значит маскироваться.
Итак, маскирование может быть с того и началось, что первые люди, которые объявили себя посредниками между людьми и высшими силами, уверили остальных, что боги одарили их своей способностью превращений. А для того, чтобы наглядно показать это людям, они для исполнения своих религиозных обрядов, посредством которых входили в сношение с высшими силами, придумывали себе особый туалет – одежду, украшения, разные символические снаряды, а в том числе – и маски.
Таким образом, легко можно принять тот факт, что маска появилась на свете как принадлежность религиозного культа, и только впоследствии, мало помалу, превратилась в простую принадлежность увеселительного переодевания.
Если всё это так, то нам приходится включить маску в число очень существенных статей в истории человеческой культуры. Между тем, археологи и этнографы очень долгое время оставляли маску почти в полном пренебрежении, не занимались ею, её сущностью и историей.
Только в начале прошлого века, маска начала привлекать к себе внимание ученых, которое со временем стало быстро возрастать. В настоящее время, в мире не существует ни одного этнографического музея, который не обладал бы более или менее полной коллекцией масок.
При первом же исследовании пришлось убедиться в чрезвычайной распространённости масок во все времена и у всех народов, причём, почти неизменно обнаруживается твердый факт, на который мы уже указали выше, а именно, что маска возникла на почве исключительно религиозной обрядности.
Мы и до сих пор у множества не до конца цивилизованных или вовсе не цивилизованных народов (да, такие имеются ещё и сегодня) находим маску, как принадлежность именно религиозного культа. Таково значение маски у многих племён, например, на островах Тихого океана, у американских индейцев, у множества азиатских и африканских племён. Одна из самых обычных религиозных обрядностей у дикарей – пляска – почти всегда совершается при полном или частичном маскараде.
Впоследствии, роль маски много раз видоизменялась, хотя всё время оставалась в пределах культа. Её, например, употребляли как погребальную принадлежность – это в особенности широко применялось у древних народов – сначала у египтян, затем у греков, римлян. Такие же погребальные маски найдены и у нас в Сибири, например в Минусинском крае.
У греков и римлян маски нашли себе применение в древнейшие времена как принадлежность театрального костюма. Актер изображал собой бога, героя, замечательное историческое лицо. Ему надо было совершенно определённо отвести внимание зрителя от своей собственной личности, дать ему иллюзию Юпитера, Геркулеса, Венеры и так далее и тому подобное. И вот он скрывал своё лицо под маской, которой художник в меру своего умения придавал черты представляемого персонажа.
Иллюзию дополняли обычные атрибуты изображаемой персоны. Для того чтобы голос актёра раздавался громче, отверстие в маске напротив его рта снабжалось специальной металлической втулкой, которой придавался вид раструба. Отсюда, быть может, и пошло слово «персона». По латыни personare значит звучать, раздаваться, именно поэтому римляне называли маску persona.
Мало помалу, в обиходе европейского человечества, маска утрачивала своё первоначальное религиозно-культурное значение, а оставалась в употреблении только как пережиток глубокой старины, как обычай, который люди исполняют, совсем не занимаясь ни его значением, ни его происхождением. В театре маска удерживалась очень долгое время.
Она осталась в Италии от времён классических и постепенно укоренилась в итальянских театрах. С течением времени создались и твёрдо установились театрально-маскарадные типы, например арлекина и коломбины. Итальянский арлекин перебрался потом во Францию и там переродился в полишинеля.
Маска во время карнавалов, насколько известно, была введена в употребление венецианцами в средние века – от них её переняла вся Италия, а из Италии она проникла во Францию и другие соседние страны. В конце средних веков маска вошла во всеобщее употребление по всему югу Европы. Она сделалась необходимой принадлежностью уже не только карнавальных, но и вообще всяких народных праздников.
В особенности она проникла в высшие слои общества. У французской аристократии маска стала такой же необходимой туалетной принадлежностью, как, например, веер или перчатки. При дворе французских королей маскарады и костюмированные балы сделались обычным видом увеселений.
В число бессознательных пережитков древности надо поставить то исключительное уважение, с которым до сих пор относятся к маске. Это станет совершенно понятно, если припомнить, какую важную роль играла маска в первобытные времена. Человек под маской изображал собой божество, демона и вообще существо высшее.
Маска давала ему необычайные полномочия, и человек под маской являлся существом неприкосновенным. Это значение и осталось за маской в позднейшее время и даже в наши дни. Сорвать насильно маску – одна из величайших и непростительных дерзостей.
С другой стороны, о былом значении маски свидетельствует и та почти безграничная свобода слова, которая обычаем предоставляется замаскированному лицу. Можно сказать, что для маски закон не писан. Во Франции во время придворных балов в старое время, например при Людовике XIV, никто не смел приглашать на танцы дам из королевской семьи, когда бал был не маскированный.
Однако во время маскарада такая вольность нередко допускалась, и самые гордые и надменные особы королевской крови не решались ответить отказом первому встречному, неизвестному человеку под маской, который бы вздумал их пригласить на танец.
Чрезвычайное распространение маски породило, как и следовало ожидать, чрезвычайные злоупотребления этим предметом, или лучше сказать – под её покровом и защитой. Маскированные искатели приключений начали творить несказанные безобразия: похищения, кражи, грабежи, убийства. Так было везде, где привилась маска, в особенности в Италии, Испании и Франции (вспомним незабываемые подвиги знаменитого Зорро в испанской Калифорнии).
Во Франции крепче объединившееся и более просвещённое правительство решило даже вступить в борьбу с этими безобразиями и начало законодательным путём понемногу ограничивать употребление маски. Наконец настало и такое время (хотя и ненадолго), хотя во Франции маска была запрещена совсем. Это запрещение стали соблюдать с неумолимой лютостью; так, однажды, при Франциске Первом, двое каких-то забавников из простонародья, заявившиеся на улицу в масках, были арестованы, судимы и казнены.
Итак, мы прекрасно видим, что маска в самые разные периоды истории выполняла самые разные задачи. В Древней Греции она великолепно передавала ежесекундно меняющиеся настроения античных актёров, в Древнем Риме была непременным спутником пантомима, а на Востоке перевоплощала в злых и добрых духов всяких колдунов, когда требовалось – изгоняла злые силы.
Практическое применение маски нашло себя в Африке, где она являлась святыней, и кроме воплощения жизненной силы народа обучала любознательную молодёжь не только танцам и пению, но и всякого рода ремеслам. На Руси она испокон веков веселила народ, а в Западной Европе принимала самое активное участие в церковных драмах и театральных комедиях.
Маска со всеми своими заданиями справилась чересчур отлично. Жива ли сегодня маска и нужна ли она нам? Ну конечно, и жива, и нужна. А нужна ли она будет нам завтра?
kultprivet.ru
Из истории ритуальных масок - ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней ,сохранились изображения в наскальной живописи .В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили , что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.
В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет ,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.
История Марди Гра , или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.
В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён ,более ограниченных в выборе фактуры ,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек , носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски ,находясь в глубоком ,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков ,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.
У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного .Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.
В японской культуре археологические данные подтверждают ,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку ,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее , внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева ,с волосами ,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами
У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй , маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски ,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.
p-i-f.livejournal.com
Маски народов мира — Naked Science
Изготовлялись маски всегда из подручных средств — дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.
Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок — это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).
Разумеется, ритуальная маска — это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция — это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).
По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.
Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.
Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою — все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть — это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко — с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.
Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели — сокрытия лица — здесь играет роль и цвет фаты — белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.
Таким образом, маска — это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности — символ пребывания в области смерти.
Masque Le masque représente le plus souvent une partie de tête humaine ou animale terminée par des plumes ou des feuilles.
[ghhe]
Masqué Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon. 1772 Se dit d'un lion qui a un masque. 1780 Se dit d'un lion qui a un masque. 1864 Se dit d'un lion qui a un masque. 1887 Se dit d'un animal qui a la tête couverte d'un capuchon.
[ghhe]
Маска может иметь как унифицирующее (маскирующее), так и идентифицирующее значения.
Во многих, в том числе и бесписьменных культурах маски выражают присутствие сверхъестественных существ (духов, демонов, богов). Ношение маски — это способ идентификации с тем, что она воплощает: носитель маски, ощущает себя внутренне преображенным, приобретает на время качества представляемого маской существа. Так, древние маски, изображавшие животных служили средством вступления в контакт с духом зверя, на которого готовилась охота, и защитой от его нападения.
Более поздние тотемные маски позволяют членам племени идентифицировать себя с духами и предками. Маска-божество — вместилище или место обитания божества или предка, наделяемая мистической силой, рассматривается как действенное средство защиты (отпугнуть врагов, изгнать демонов, болезни или духов смерти) и сообщения с предками и/или богами. Надевая во время обрядов или ритуальных танцев маски их носители манифестировали присутствие изображаемого существа. В первобытных культурах такое отождествление было полным (маска животного обладала тем же свойством, что и шкура, в которую обряжался маг): тот, кто носит маску, есть тот, чью маску он надевает.
Маски часто «абсолютизировались» и расценивались как самостоятельные объекты культа. Связь масок с миром могущественных существ наделяет её апотропаическим значением. Широко распространена практика использования масок как средства изгнания злых духов.
Наделенная магическим свойством, воинственная маска обеспечивает неуязвимость и придает сверхъестественную силу; простого смертного она превращает в героя. Подтверждением этому служит современный военный мундир, гарантирующий тому, кто его носит, особое положение в обществе.
Маски или мешки на голове используются в африканских, индейских и океанских ритуалах инициации, отмечающих переход от детского состояния к взрослому.
Похоронные маски, передающие внешность покойных, широко используются как средство сохранить черты лица покойного и гарантировать возвращение душ к своим телам — мысль, которая особенно заботила египтян и некоторые другие народы. Разрушение же облика усопшего приговаривает последнего к вечным скитаниям.
Будучи связана с преображением и трансформацией, служит средством сокрытия преобразования, которое должно быть скрытым от взгляда. Эта сокровенность помогает «тому-что-есть» стать «тем-чем-хотелось-бы-быть»; в этом смысле маска похожа на куколку бабочки.
Вкладываемое в маску значение выражается посредством её мимики, материала или особенностей формы (цвет, числа перьев, украшений, орнамента и т. д.). Тесно связана с символикой переодевания (трансвестизма), карнавала и т. п.
Объекты Янус Трансвестизм Шкура Карнавал Горгона Майя
Во многих частях Черной Африки и на Меланезийских островах деревянные маски играют значительную роль в ритуале, в том числе и в ритуале тайных союзов. Считается, что они могут передавать свою собственную силу.
Дверь, распахнутая в Вечность. Образуя верхнюю оболочку, плотно укрывающую тело, представляла собой портрет усопшего и его идеальный слепок-двойник.
В микенское время умершим накладывались на лицо маски из листового золота[1], вероятно, чтобы скрыть разрушение черт лица[2].
В религиозных обрядах маски представляли (олимпийских) богов и богинь. Наибольшую известность получили обряды, посвященные богу плодородия Дионису. От масок участников празднеств Диониса ведут своё происхождение театральные маски.
Трагические и комические маски олицетворяла типы персонажей в древнегреческой драме. «По сути своей дионисийская маска греческого театра выражает только одну эмоцию — это либо ужас перед лицом судьбы, либо открытая веселость духа, который высмеивает эту судьбу… основным же выражением маски того времени являлась Растерянность. Маска имела целью внушить зрителю ощущение Фатальности, являясь основой античной трагедии».
Маска ужаса — горгийон, символ смертоносной силы Горгоны, часто используемый как декоративный элемент на вооружении и строениях, призван предохранять от неблагоприятных влияний.
Атрибут:
Талия — комическая маска;
Мельпомена — трагическая.
В античности в Средиземноморье маски были также средством отождествления со «сверхъестественным».
Маски на шлемах римского времени, по-видимому, имели не только функцию защиты: их носители казались окружающим героями.
Отпугивающие демонов маски, используются до сих пор, например, в танцах льва и дракона.
Деревянные маски традиционного японского театра Но в концентрированной форме воспроизводить характеры персонажей (девушек, мужчин, стариков, старух и демонов) и подчеркивают жестикуляцию актеров.
Имеют цветовой символизм:
красный — достоинство,
белый — продажность,
чёрный — подлость.
Золотые маски инков олицетворяют собой Солнце.
Как самостоятельные объекты культа рассматриваются отшлифованные зеленокаменные маски теотиуаканской (Мексика).
Северная Америка
[править]
Члены ирокезской касты Фальшивых Лиц — общество профессиональных изгонятелей духов болезней; надевали маски, символизирующие мрачного брата-близнеца Творца мира.
Шаман племени сиу, надевший божественную маску, полностью идентифицируется с Духом, который эта маска воплощает. Его походка, голос, жесты модифицируются магической силой, скрывающейся в маске. Каждый её элемент наделён особым смыслом. Космос здесь представлен цветами:
Север — желтый;
Юг — красный;
Запад — голубой;
Восток — белый;
Зенит — радуга;
Надир — черный.
Австралия и Океания
[править]
Маски австралийских аборигенов, называемые «душа зарослей», идентифицируют того, кто её носит, с силой представленного ею растения, животного или птицы.
Фрэзер отметил некоторые весьма своеобразные типы масок, используемых в церемониях инициации ряда океанических народов: юноши завязывают глаза, одевают на лицо склеенные или керамические маски и притворяются, что не слышат приказы, выкрикиваемые их старейшинами. Но они постепенно «приходят в себя», на следующий день умываются, счищают краску, покрывавшую их лица (а также тела), и их посвящение на этом совершилось[3].
Майя, иллюзия существующего мира, является Маской Бога.
Маски из папье-маше или ткани, вышитой золотом (упоминаемые в Рамаяне), вкупе с гримированными лицами актеров Катакали и экспрессивными движениями танцоров символизируют силу (универсальную власть) демонического существа, или доброту благосклонных богов.
Атрибут:
персонифицированного Обмана;
персонифицированной Лжи (пороки) см. Геркулес;
персонифицированной Ночи — даёт укрытие пороку;
Мельпомена (муза трагедии).
Маска
Эта личина никого не обманет.
Символ обмана, который очень искусно скрыт. Под внешней красотой часто скрывается уродство. EMSI 29-6, с.224
Persona — тот идеальный образ Я, который желают внушить другим и который, таким образом, и слывет нашим истинным Я.
В то же время играет роль защиты и наделяет анонимностью, благоприятной для избавления от подавленности и страха.
Эффективное средство перевоплощений, и, в более широком смысле, трансформации самой личности. Благодаря своей способности преображать реальность по воле воображения, маска служит опорой для проекции[4], а выбор этого притворства уходит корнями в глубины бессознательного.
Выбор предпочитаемого типа личности, наиболее желанной маски со всеми предполагаемыми ею переменами и освобождением, обнаруживает также скрытые тенденции человеческой психики, не имеющие возможности проявиться в повседневной жизни.
Маска (просто как лицо) служит выражением солнечных и энергетических аспектов жизненного процесса.
Живое лицо, которое преображают макияж, прическа (парик), пластическая операция — аналог маски, обнаруживающий желание нравиться и соблазнять. Бодлер описывает следующий арсенал масок у женщин (очаровательные формы, создающие впечатление красоты):
скептический,
скучающий,
легкомысленный вид,
циничная наружность,
равнодушие,
погруженность в себя,
вид властный,
решительный,
злая наружность,
вид болезненный,
вид кошачий,
ребяческий,
беспечный и насмешливый одновременно.
Маски, хранящиеся в священных местах, олицетворяют сверхъестественные силы тех божеств, которых они представляют.
В местах, не носящих сакрального характера, они символизируют внутренние качества, обычно скрытые за внешней стороной личности.
Маски зверей и птиц означают восстановление сообщения с животными и птицами, обретение райского состояния. Кроме того, они олицетворяют инстинктивную мудрость зверей, которой человек может научиться, а также звериную природу человека, с которой ему приходится считаться.
«…маски передают некое послание, содержат в себе безличное, неосязаемое значение, которое открывается внезапно, как невольное признание… обнаруживая истинные влечения, настоящие притязания; смутное, дикое, безмерное восприятие чего-то такого, что мы не способны распознать, а вот это безглазое лицо, в отличие от нас,— кажется, видит внутри себя самого, в глубинах самой жизни».
Черновые материалы
[править]
«Выражение комической маски жизнерадостно. Она представляет собой образ перевернутого мира. Дикий ужас перед лицом Рока сменяется грубой, насмешливой иронией, вот две маски, в которых заключена тайна бытия. Восточные же маски выражают поверхностные аспекты человеческой природы, иллюзорные представления, усвоенные человеком…»
По Циммеру, Шива создал чудовище с головой льва и маленьким телом, обладающее ненасытным аппетитом. И когда это создание требует от своего творца жертвы для поглощения, Бог говорит, чтобы он ел своё собственное тело, которое, когда чудовище сделало это, уменьшилось просто до его маски. Существует китайский символ — «маска великана-людоеда» — происхождение, которого, по-видимому, аналогично.
Маска Митры — персидский образ Солнца
Примечания и комментарии
[править]
↑ Известна, например, «маска Агамемнона»
↑ Подобный этот обычай обнаруживается также в Гальштатской культуре, что подтверждается, например, раскопками могильных курганов Гросс-Клайна (Штирия).
↑ Керл — 21
↑ Проекция — психологический механизм, заключающийся в бессознательном приписывании субъектом имеющихся у него самого не осознаваемых им мыслей, переживаний, черт и мотивов другим людям.
www.symbolarium.ru
История маски. Маски древних стран - Подробнее
Таинственный мир карнавала
История маски.
Маски древних стран
Еще в далекие времена в Древней Греции было очень развито театральное искусство. Эллины, как называли тогда древних греков, любили ходить на всевозможные предстваления. Но античный театр тогда во многом отличался от нашего с вами современного театра с его нынешними спектаклями.
В греческом театре не было женщин актрис, все роли исполняли только мужчины. Точно так же и на спортивных соревнованиях, на Олимпийских играх, которые проводятся до сих пор, так же могли участвовать только мужчины. Такие были времена и нравы.
Главным требованием античного актера было умение петь, танцевать и хорошо владеть ораторским искусством. Спектакли проходили на круглой сцене, которая находилась по центру зала. А вокруг каскадом возвышались каменные ступени, на них сидели зрители. Таким образом, любому было хорошо видно представление.
Крыши у театра не было, но иногда в плохую погоду над ним натягивали огромные куски тканей, делая своеобразный купол, и внутри зажигали благовония. Так как все роли играли мужчины, изображая и мужских, и женских, и легендарных героев, помимо костюма надо было что-то придумать, чтобы зрители могли понять какого пола персонаж, какие он выражает эмоции и чувства. Для этого-то и придумали маски. Но греки были не первыми и не единственными, кто их придумал и использовал.
В различных племенах маски являлись культовым предметом, служивших для совершения ритуалов. Они изображали диких животных и разных богов, которым поклонялось племя. Во время ритуала шаман или участники церемонии одевали маски, и в зависимости от цели обряда, маска несла определенное смысловое значение. Были маски, которые могли отпугивать злых духов, или наоборот притягивать добрых духов. И люди верили, что они смогут исцелить больных, помочь в созревании урожая и прогнать врагов.
В азиатских странах, таких как Китай, Таиланд, и других, маски использовали в храмовых богослужениях. В ту пору маска имела только одно предназначение - религиозное. И только намного позже маска становится предметом для светского праздника.
Во всех древних культурах ритуалы и обряды имели огромное значение для людей. Так как наука тогда не была развита, как сейчас, и обычные для нас с вами явления природы, считались сверхъестественными. И люди думали, что болезни и неурожай – это божеское наказание. Поэтому, чтобы задобрить богов они проводили специальные ритуалы, в надежде, что Бог смилостивится и пошлет им хорошую погоду и большой урожай в новом году. И так было во всех уголках земного шара.
Маски на Руси.
До принятия Христианства, русский народ поклонялся множеству языческих богов. Самым главным богом славян был Бог солнца Ярила. Русичи поклонялись ему так же, как египтяне Богу солнца Ра. Потому что солнце было священным для людей. Оно согревало, давало тепло, благодаря ему, росла рожь, пшеница и все живое. Солнце и земля кормило людей всегда во все времена.
В честь Ярила проводились шумные и яркие обряды. Колдуны надевали маски, и как шаманы древних племен выполняли разные ритуалы. Когда русский народ принял православие языческие традиции стали уходить в прошлое.
И только при царствовании Петра Первого, праздники с ряженьем и с масками вернулось вновь, но уже в другом обличии. Маска стала главным атрибутом царских маскарадов. Она сильно видоизменилась, и стала напоминать венецианские маски, но только самые красивые, богато декорированные. Хотя были и просто маски, наподобии современных темных очков, только с прорезями для глаз. Обтянутые черным шелком. Такие маски назывались - полумаски. Они закрывали только одну часть лица. А маски изображающие животных и диковинных персонажей остались только у скоморохов и шутов.
История карнавала
Карнавал - это праздник, связанный с переодеванием и красочными шествиями. Этот праздник плавно перешел от языческих церемоний Древного Рима в средневековую Италию. Венецианский карнавал самый известный, красочный и оригинальный. Его основателями были венецианские аристократы, которые придумали этот праздник, чтобы похвастать друг перед другом своими красивыми, богато украшенными костюмами.
В этот день все венецианцы любых сословий могли перевоплотиться в кого угодно, одев, карнавальный костюм и маску. Никто никого не мог узнать. Для многих это являлось невероятным преимуществом. В таком виде полностью стиралась классовая принадлежность. И все были едины. Весь праздник представлял собой одно большое театральное представление, проходящее на площадях и на каналах Венеции.
Но, несмотря, на прошествии времени, до сих пор по всем миру устраивают карнавалы, все веселятся и переодеваются в маскарадные костюмы и маски, и праздник продолжается…
Виды венецианских масок
Баута - самая популярная венецианская маска. Ее название происходит от итальянского слова ”babou”, обозначающего вымышленное чудовище, которым пугали маленьких детей. Поэтому Баута представляет собой жутковатый вид. Но несмотря на это, она являлась любимой маской аристократов. В ней они могли слиться с простым народом.
Кот – кошек в Венеции было очень мало. Их очень любили, и венецианцы решили посвятить им целый карнавальный образ.
Вольто – самая нейтральная по своему виду маска, копирующая человеческое лицо.
Доктор чумы – Во времена чумы ее одевали доктора, которые ходили к пациенту. Она была похожа на птичью голову с огромным клювом. В этот клюв они капали ароматические масла, которые предохраняли от заражения чумой.
Автор Мария Королева
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
blog comments powered by
t1.dp.ua
Маска, я тебя знаю! Из истории происхождения масок — Ирина Лем приглашает
Первейшие упоминания о масках уходят в глубину доисторических времен, когда наши предки охотясь одевали подобия масок, чтобы притаиться и не спугнуть добычу раньше времени. Сегодня первейшая ассоциация со словом маска, возникающая в сознании, – это загадочность и таинственность, несмотря даже на то, что маски, существующие сегодня часто используются в совершенно далеких от этих понятий целях…Тем не менее, маски используются сегодня, как и раньше, по своему классическому назначению, например, для участия в карнавалах и самых различных праздниках, а также как аксессуар, позволяющий актерам лучше входить в образ и перевоплощаться на сцене.
Чаще всего маски в повседневной жизни можно сегодня встретить на самых разнообразных праздниках, что особенно актуально в преддверии Новогодних и Рождественских праздников.Дети, как правило, наряжаются в своих любимых героев из фильмов и мультиков, а взрослые устраивают тематические вечеринки, куда каждый должен явиться в образе, так или иначе связанным с общей идеей праздника.
Сегодня мало кто помнит, как и когда впервые стали проводиться карнавалы, но безусловно самым известным и самым шикарным является Венецианский карнавал, который ко всему прочему имеет прочно устоявшиеся исторические корни.
Считается, что первый венецианский фестиваль проводился еще в 11 веке в 1094 году, по крайней мере таковы документальные свидетельства.
Сегодня карнавал проводится в Венеции на протяжении нескольких дней (около десяти), в средние века это действо могло длиться месяц и более, а изначально карнавал проводился в последний день перед постом, а само слово «Карнавал» в переводе с латинского «carne vale» дословно означает «прощание с мясом».
Считается, что католическая церковь придумала проводить такой праздник перед самым длинным постом для приобщения людей к новой по тем временам вере.
Венецианские маски – неотъемлемый атрибут карнавала, они вызывают у всех ассоциации с ярким и блестящим произведением искусства.
Однако, мало кому известно, что изначально костюмы состояли из простой белой маски и черной накидки, к этому прилагалась также черная треуголка. Яркость венецианским маскам стали придавать после середины 16 века, когда они стали изображать персонажей уличной комедии.
На протяжении долгого времени маски в Венеции носили не только во время карнавала, но и в обычной повседневной жизни. Город всегда был не большим и люди большей частью знали друг друга в лицо, так что возможность сохранить приватность была роскошью.
Именно поэтому маски использовались довольно часто. Помимо обычных граждан ими пользовались любовники, богатые граждане, заядлые игроки и само собой преступники.
В 1608 году церковь издала официальный запрет на ношение масок, чтобы пресечь все неправедные поступки прихожан и даже назначила наказание за ношение масок в не карнавальные дни: мужчины приговаривались к двум годам лишения свободы, а женщины к публичной порке.
Яркие, украшенные самыми разнообразными орнаментами и узорами маски стали изготавливать в Венеции после того, как особую популярность приобрели персонажи итальянской комедии Дель Арте.
Всего их насчитывается около сотни, но они большей частью однотипные и повторяют самых известных Колумбину, Арлекина, Пьеро, Пульчинеллу и еще несколько основных.
Есть среди классических венецианских масок и те, которые не связаны с итальянской комедией и имеют свои собственные легенды. Интересна история маски Кота: одному бедному китайцу приехавшему в Венецию удалось разбогатеть, так как его старый кот переловил всех мышей во дворце и дож щедро одарил его (в Венеции коты были большой редкостью).
Вернувшись на родину он зародил у одного из своих земляков надежду также разбогатеть (ведь если за кота так наградили, то шелка приведут в восторг кого угодно). Они и привели, дож пообещал за привезенное китайцем великолепие самое дорогое что имел… и вернул кота на историческую родину.
Есть и маски имеющие менее забавные истории происхождения, например, Доктор Чума – маска с длинным носом. Считается, что такие носили доктора во время чумы, которые верили, что помещенные в полость носа благовония и эфирные масла помогут уберечь их от болезни.Они также одевали большой балахон и брали палку, чтобы не дотрагиваться руками до больных и становились похожими на больших птиц.
Современный венецианский карнавал принял свое обличие в 80-х годах прошлого века, когда было решено возродить пришедшую в упадок Венецианскую Республику и упраздненное в 18 веке действо ожило вновь, совместив традиции средневековья и современные культурные тенденции.
Традиционно маска украшаемая перьями называется «mattaccino». Ее название происходит от светских итальянских карнавальных утренников «mattinate». Обычно одетые в маттачино граждане на карнавале кидались яйцами, наполненными красной водой.
Маску из папье-маше можно изготовить самостоятельно. В школе на уроках изобразительного искусства детей учат делать маски для новогодних карнавалов.
Для этого готовят пластилиновую основу, а также используется бумага, клейстер, краски, клей ПВА и всевозможные элементы для украшения.
Венецианские маски для ношения изготавливаются из папье-маше или из кожи. Настоящие сделанные в Венеции маски стоят очень дорого. Их склеивают вручную раскрашивают (чаще всего акриловыми красками) и украшают блестками, стразами, кристаллами, яркими тесемками, лентами, перьями и прочими элементами.
Существует даже специальная техника, старящая маски, чтобы они выглядели еще более таинственно и загадочно.
В Венеции изготавливают также маски для украшения интерьера. Они могут быть как классического размера (из расчета для сокрытия лица человека), так и меньшего и совсем миниатюрного, а также несколько большего, для декора больших помещений. Такие маски делают из керамики или фарфора.
Карнавалы прославили Венецию на весь мир – не зря же это мероприятие одно из самых древних и, сегодня, одно из самых красочных действ.
С конца 15 века в Венеции официально существует профессия масочник – тот, кто делает маски. Это почитаемое и уважаемое занятие, требующее аккуратной и кропотливой работы.