Проект первобытный зоопарк. Педагогический проект "Зоопарк"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Творческие работы по истории. Проект первобытный зоопарк


Творческие работы по истории - история, прочее

ГБОУ гимназия № 166 Центрального района Санкт-Петербурга

Учитель истории Пестрякова Ирина Викторовна

Проект «От урока истории к «Мастерской историка»

«Все дети талантливы, только иногда они не знают об этом…»

Цель проекта:

Создание условий для организации творческой и проектной деятельности обучающихся на основе урочной и внеурочной деятельности.

На основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Задача: Разработка системы творческих заданий для учащихся 5-6 классов в урочной и внеурочной деятельности в курсах истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Задача: Разработка системы экскурсионной и музейной работы для учащихся 5-6 классов в курсах истории и истории и культуры Санкт-Петербурга

Задача: Разработка системы вовлечения во внеурочную деятельность учащихся 5-6 классов

Направление: Творческие работы по истории.

5-6 классы.

Цель проекта:

Создание условий для организации творческой и проектной деятельности обучающихся на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Создание условий для развития творческих способностей и приобретение опыта творческой деятельности обучающимися 5-6 классов (реализация деятельностного подхода в обучении)

  • Создание условий для пробуждения интереса к изучению истории и историческому познанию.

  • Разработка системы творческих заданий для учащихся 5-6 классов в урочной и внеурочной деятельности в курсах истории

Способствуют достижению:

Метапредметных результатов изучения истории Древнего мира и Средних веков:

  • Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми

  • Умение проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (презентации, рисунки, модели, сочинения, проекты…)

Личностных результатов изучения истории Древнего мира и Средних веков:

  • Приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения.

  • Опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам.

Этапы реализации проекта:

I этап: Организационный:

Выработка алгоритма подготовки творческих заданий, критериев оценки результатов выполненных творческих заданий.

Составление перечня различных вариантов творческих заданий по разделам курса

II этап: Ознакомление учащихся с алгоритмом подготовки творческих заданий, критериями оценки результатов выполненных творческих заданий, различными вариантами творческих заданий, правилами публичной презентации творческой работы

III этап: поисково-исследовательская деятельность учащихся, подготовка и публичная презентация творческой работы

IV этап: подведение итогов.

Условия, необходимые для успешной реализации проекта

«От урока истории к «Мастерской историка»

  • Только увлеченный педагог может увлечь детей

  • Разнообразные виды заданий, позволяющие приобрести опыт творческой деятельности в разных областях детям с различными интересами и склонностями

  • Продуманная программа действий, сопровождение ученика на разных этапах выполнения ученического проекта

  • Координация деятельности учителей и педагогов дополнительного образования гимназии при выполнении интегрированных межпредметных проектов

  • Использование социокультурной среды Санкт-Петербурга

Метод проектов не является новым в педагогике, как и творческие задания по предмету. Почему мы обращаемся к этому виду работы?

Для нас, творческой группы учителей истории гимназии, это возможность строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личные интересы.

Кроме того в 5-6 классе дети только начинают знакомиться с курсом истории и для нас важно вызвать познавательный интерес к новому предмету, побудить их к историческому познанию.

Творческая работа ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Это приучает детей к планированию своей деятельности.

Проекты рассчитаны на серию уроков по определенным разделам курса и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся.

Для выполнения творческого задания ученикам необходимо не только определить тему, применить знания полученные на уроке, но и предстоит приобрести новые знания самостоятельно. При этом учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный результат в виде выполненного творческого задания. Таким образом, творческое задание приобретает черты проектной деятельности, не только стимулирующей интерес ребят к определенным историческим проблемам, но и создает условия для реализации деятельностного характера обучения:

  • способствуют развитию познавательных навыков учащихся,

  • умений самостоятельно конструировать свои знания,

  • умению ориентироваться в информационном пространстве,

  • развитию критического и творческого мышления.

Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно – следственные связи.

Реализация проектной деятельности по истории лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

С учетом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов мы остановились на следующих группах проектов:

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории в виде доклада, сообщения, презентации во время предметных декад.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть рисунки, модели, макеты, сочинения, стихи и т. д.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование (с учетом возраста учащихся и постепенности формирования навыка исследовательской деятельности). Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Основные этапы работы над проектом:

  1. Проблема

  2. Проектирование (планирование) своей деятельности

  3. Поиск информации

  4. Продукт (творческая работа)

  5. Презентация.

Методические рекомендации по реализации проекта:

1. При организации работы учителю необходимо выработать (возможно при участии учеников) условия и алгоритм подготовки творческих заданий

В учебнике Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира» Издательства Вентана-Граф на внутренней обложке помещена Памятка № 11. Как готовить творческое задание.

1. Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще)

2. Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ

3. Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания

4. Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.

5. Подготовьте устное сообщение.

Целесообразно организовать работу с данной памяткой на уроке перед выполнением первого творческого задания.

2. Учащимся предлагаются различные варианты творческих заданий, рассчитанные на учеников с разными интересами, творческими способностями:

  • для тех, кто любит рисовать (творческие проекты)

  • для тех, кто любит сочинять (творческие проекты)

  • для тех, кто любит делать модели (творческие проекты, исследовательские проекты)

  • для юных исследователей (информационные, исследовательские проекты)

Учащиеся самостоятельно выбирают творческое задание, которое для них наиболее интересно и выполняют его в своем темпе.

В рубрике «Вопросы и задания» после параграфа учащимся предлагаются варианты заданий творческого характера.

Кроме того в учебнике есть рубрика «В мастерской историка» с предлагаемыми темами творческих заданий

Учитель и ученики могут предлагать свои варианты творческих заданий.

3. Поскольку подготовка творческой работы требует дополнительного времени и эмоционального напряжения, количество заданий не должно быть большим и на подготовку творческой работы должно быть отведено достаточно времени (регламентация количества работ) .

В 5-6 классе целесообразно выполнение четырех творческих заданий в течение учебного года по разделам:

5 класс:

  • Первобытный мир (1 четверть),

  • Древний Восток (2 четверть),

  • Древняя Греция (3 четверть),

  • Древний Рим (4 четверть).

6 класс:

История средних веков

  • «Средневековый мир в 5-11 веках» (1 четверть),

  • «Средневековый мир в 12-15 веках» (2 четверть),

История России

  • «Древнейшие культуры», «Древняя Русь» (3 четверть),

  • «Период раздробленности», «Русь в 14-15 вв.» (4 четверть).

4. По мере выполнения задания ученик может обращаться к учителю за консультацией, пользоваться материалами Интернета, ресурсами Библиотеки, обращаться за помощью к педагогам дополнительного образования ОДОД гимназии (Креативное рукоделие, ИЗО студия, фотостудия и др.) .

5. Важным условием пробуждения познавательной активности может быть посещение музеев, выставок (Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, Этнографического музея…)

6. Возможна и необходима межпредметная интеграция (с ИЗО искусством, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, информатикой и ИКТ).

7. При выполнении творческих заданий необходимо организовать публичное представление своей работы, так как это способствует развитию коммуникативных умений. Творческую работу ученик может представить как в процессе изучения соответствующего раздела, так и при проведении повторительно-обобщающего урока по теме. Возможна организация выставки творческих работ обучающихся, презентации работ во внеурочное время в рамках декады истории. Непременным условием должно быть создание атмосферы доброжелательности.

8. Конечно, при оценивании творческих заданий должны учитываться творческие способности ребенка, но не менее важным является индивидуальная динамика развития каждого ребенка. В то же время критерии оценивания творческих заданий должны быть разработаны с учетом:

  • достоверности исторической информации

  • правильности ее отображения

  • качества оформления работы

  • степени самостоятельности

  • качества презентации своей творческой работы

Анализ УМК по истории Древнего мира. 5 класс. (Издательство Вентана-Граф)

на предмет возможности создания условий для развития творческих способностей

и вовлечения учащихся в проектную деятельность

Учитель истории Пестрякова И.В.

В 5 классе целесообразно выполнение четырех творческих заданий в течение учебного года: по разделам – Первобытный мир (1 четверть), Древний Восток (2 четверть), Древняя Греция (3 четверть), Древний Рим (4 четверть).

В учебнике Т.П. Андреевской, М.В. Белкина, Э.В. Ваниной «История Древнего мира» Издательства Вентана-Граф на внутренней обложке помещена Памятка № 11. Как готовить творческое задание.

1. Определите, что станет результатом вашей деятельности (презентация, сообщение, модель или что-то еще)

2. Сформулируйте для себя основной вопрос, на который будете искать ответ

3. Отберите наиболее важную информацию и иллюстрации, необходимые при подготовке творческого задания

4. Оформите свою работу: напишите текст, сделайте презентацию, изготовьте модель и др.

5. Подготовьте устное сообщение.

Целесообразно организовать работу с данной памяткой на уроке перед выполнением первого творческого задания.

В рубрике «Вопросы и задания» после параграфа учащимся предлагаются варианты заданий творческого характера.

Кроме того в учебнике есть рубрика «В мастерской историка» с предлагаемыми темами творческих заданий (стр. 25 - Первобытный мир , стр. 111 - Древний Восток , стр.202 - Древняя Греция, стр. 295 - Древний Рим).

Учитель и ученики могут предлагать свои варианты творческих заданий.

Варианты заданий для выполнения творческих работ по истории Древнего мира

Варианты

заданий

Разделы курса истории Древнего мира

Первобытный мир

Древний Восток

Древняя Греция

Древний Рим

для тех, кто

любит рисовать

(творческие проекты)

Одежда древнего человека.

Пещерная живопись.

Охота первобытного человека.

Стоянка первобытного человека.

Орудия труда и оружие первобытного человека.

Древнеегипетская мода.

Человек и боги в изображении древних египтян.

Иллюстрации к мифам Древнего Востока.

Иллюстрации к поэмам «Махабхарата», «Рамаяна», «О Гильгамеше»

Знаменитые сооружения:

  • Древнего Египта.

  • Древнего Междуречья.

  • Древнего Китая.

  • Древней Индии.

  • Древней Палестины.

Одежда греков и гречанок.

Боги и богини.

Иллюстрации к мифам Древней Греции.

Иллюстрации к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Древнегреческие вазы.

Знаменитые сооружения Древней Греции.

Одежда римлян и римлянок.

Боги и богини римлян.

Иллюстрации к легендам Древнего Рима.

Знаменитые сооружения Древнего Рима.

(иллюстрации)

Крылатые выражения. Воины Древнего мира.

для тех, кто

любит сочинять

(творческие проекты)

Один день из жизни древнего охотника…

Составьте рассказ о занятиях древнейших людей(стр.9, в.4)

Подготовьте рассказ о жизни неандертальцев (стр.14, в.5)

Придумайте свой вариант мифа, объясняющего какое-либо явление природы (стр.20, задание 6 учебника)

Один день из жизни египетского вельможи

(земледельца, ремесленника, воина)

Составьте рассказ о древнеегипетской семье: а). знатного человека, б). земледельца или ремесленника (стр. 53, в.2)

Во дворце фараона.

Составьте рассказ о фараоне от имени древнего египтянина (стр. 42, в.3)

Придумайте свой вариант гимна от имени египтян в честь бога Осириса (богини Исиды)

Придумайте свой вариант гимна от имени шумеров в честь бога Ану или бога Энки. (стр. 65, изучаем источник)

Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон (стр.71, в.4)

Составьте рассказ от имени финикийца о морском путешествии, отметив цель поездки, маршрут и ход путешествия (стр. 82, в.7)

Придумайте рассказ, как древний грек обращался к богам за помощью(стр. 126, в. 5)

Составьте рассказ от лица колониста о том, как была основана одна из колоний (стр.137, в. 5)

Составьте рассказ от лица пожилого спартанца (илота) о его жизни (стр.145, в.6)

Придумайте рассказ об Олимпийских играх от лица участника, судьи, зрителя (стр.167, в.5)

Составьте рассказ о пире от лица одного из гостей (стр.171, в.3)

Составьте рассказ о завоеваниях Александра Македонского (стр.196, в.3)

Придумайте рассказ о римском юноше, похитившем сабинянку. (стр.209, в.6)

Составьте рассказ по иллюстрации «Триумфальная процессия в Др. Риме (стр.225-226)

Составьте рассказ по теме «Наставления новобранца о службе в римской армии от опытного легионера» (стр. 226)

Составьте рассказ по теме «Битва при Каннах», «Гибель Карфагена» от лица участника сражения.

Представьте, что вы попали на заседание римского сената. Составьте рассказ об увиденном и услышанном (стр. 241, в. 6)

Составьте рассказ, в котором речь идет об отваге и мужестве, справедливости и законопослушности римлян, (стр. 245, в. 5)

Сочиняем оду.

Отзыв о прочитанной книге. Отзыв о посещении музея.

для тех, кто

любит делать модели

(творческие проекты,

исследовательские проекты)

Орудия труда и оружие первобытного человека (стр.6,20)

Жилище древнего человека. (стр.8,11)

Добываем огонь (стр.13)

Мастерим глиняную посуду(стр.22)

Древний ткацкий станок (стр.22)

Одежда древнего человека.

Модель египетского колодца (стр.30)

Священные животные египтян (стр. 37)

Древнеегипетская мода (с.51)

Древнеегипетский храм (стр.58)

Пирамиды(стр.41)

Зиккурат (стр.61)

Висячие сады (стр.70)

Вавилонская башня (стр.70)

Храм Соломона в Иерусалиме (с.86)

Великая китайская стена. Терракотовая армия Цинь Шихуанди. (стр. 107)

Греческий храм.

Греческий театр.

Афинский Акрополь

Греческий дом.

Фаросский маяк.

Римские храмы.

Колизей.

Акведук.

Римская вилла (домус).

Триумфальная арка.

Триумфальная колонна.

Пантеон.

Римские термы.

Римские форумы.

Воины Древнего мира. Боевые корабли. Осадные орудия. Римский военный лагерь.

Жилище. Мода. Храмы.

для юных

исследователей

(информационные, исследовательские проекты)

Первобытный зоопарк

Загадки первобытных рисунков.

Мегалитические сооружения (дольмены, менгиры, кромлехи)

Загадки египетских пирамид.

Что из культурного наследия Др. Египта мы используем в нашей жизни. (стр.58, в. 5)

Как была раскрыта тайна иероглифов, (клинописи).

Составьте маршрут достопримечательностей Др. Египта для туристов.

Заочное путешествие по Вавилону 6 в. до н.э.

Крылатые выражения: Вавилонская башня (стр.71, задание 7)

Библейские сказания в ИЗО искусстве.

Пурпурная краска и стекло.

Загадки Мохенджо Даро.

Изобретения др. китайцев (шелк, компас, бумага, лак …)

Загадка фестского диска.

Сокровища микенских гробниц.

Знаменитые археологи: Артур Эванс, Генрих Шлиман.

Была ли Троянская война?

Заочное путешествие:

по дворцу правителя Крита в Кноссе;

по акрополю в Микенах;

по Афинскому акрополю;

по Александрии Египетской.

Крылатые выражения:

«Сизифов труд», «Танталовы муки», «Авгиевы конюшни», «нить Ариадны», «Троянский конь», «яблоко раздора», «ахиллесова пята», «между Сциллой и Харибдой», «Гордиев узел»…

Спартанские афоризмы и высказывания.

Мифологические сюжеты в изобразительном искусстве.

Загадочный народ этрусков.

Легенды Древнего Рима в изобразительном искусстве.

История Рима в крылатых выражениях: «Горе побежденным», «Гуси Рим спасли», «Разделяй и властвуй», «Пиррова победа», «Жребий брошен», «Перейти Рубикон», «Пришел, увидел, победил!», «»И ты, Брут»…

Город на семи холмах: загадки археологических раскопок.(стр. 295)

Виртуальное путешествие по Древнему Риму.

Раннее христианство.

«Эврика!». Я совершил открытие!

Воины Древнего мира. Боевые корабли. Осадные орудия. Лагерь римлян.

Великие мудрецы Древнего мира. Знаменитые греки и римляне.

Наследие Древнего мира в нашей сегодняшней жизни.

Греческие и римские слова в современном русском языке.

А что придумаешь ты?

kopilkaurokov.ru

Педагогический проект "Зоопарк" - внеурочная работа, прочее

Педагогический проект «Зоопарк»

Актуальность проекта.

Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм. Но особое значение в дошкольном детстве имеет непосредственное общение с природой, наблюдения.

Наблюдение за животными в зоопарке учит ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания. Наблюдение помогает детям глубже знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. У ребят устанавливается позиция «не проходи мимо». Они замечают не только необычное, удивительное, но в обыденном, привычном начинают находить интересное.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить воспитанию у дошкольников устойчивого интереса и внимательного, бережного отношения к животным, расширение и углубление знаний о животном мире.

Проект «Зоопарк».

Художественно-творческий. Краткосрочный.

Реализовался с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели:

1) Знакомство с разнообразием животного мира, с их связью со средой обитания;

2) Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

3) Развивать целостное восприятие живой природы с различными взаимосвязями внутри мира животных, развивать у детей познавательные способности, творческое воображение;

4) Воспитывать интерес к природе, понимание поведения и повадок животных и доброе отношение ко всему живому.

Этапы реализации проекта

Этапы

Работа с детьми Работа с родителями

1 день

Основной 2-3 день

Заключительный 4-ый день 1) Беседа о животных

2) Рассматривание

иллюстраций,

картинок

животными,

альбомов.

1) Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;

2) Экскурсия зоопарк.

1. Составление альбома рисунков «Кого я увидел в зоопарке»;

2) Игра-викторина «Экскурсия в зоопарк». Индивидуальные и групповые беседы о предстоящем походе в зоопарк; о проведении бесед с детьми о повадках и поведении диких животных в зимний период.

1) Совместная экскурсия в зоопарк;

2) Рисование: «Кого я увидел в зоопарке».

Участие в игре-викторине «Экскурсия в зоопарк»

Мероприятия по реализации проекта

Работа с детьми Работа с родителями

1) Беседа с детьми о диких 1) Беседы с детьми о диких

животных, их повадках, поведении в животных;

зимний период;

2) Рассматривание иллюстраций

2) Совместная экскурсия в зоопарк;

картинок с дикими животными,

альбомов «Животные пустынь»,

«Животные средней полосы» и др. ;

3) Экскурсия в зоопарк (совместно с 3) Рисование на тему: «Кого я

родителями) ; увидел в зоопарке».

4) Составление альбома детских

рисунков на тему: «Кого я увидел в

зоопарке»;

5) Игра-викторина (интегрированное занятие)

«Экскурсия в зоопарк».

Продукт проектной деятельности:

- фотоматериал (экскурсия, занятие, беседа) ;

- конспект вводной беседы, сюжетно-ролевой игры «Зоопарк»;

- альбом детских рисунков «Кого я увидел в зоопарке».

kopilkaurokov.ru

Задачи и цели зоопарка

Московский зоопарк является государственным некоммерческим природоохранным, экологическим, научно-просветительным и научно-исследовательским учреждением (музей живой природы) в сфере культуры, не ставящим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Создан в 1864 году как научное и просветительное учреждение, по инициативе профессоров Московского Университета.

Старейший зоопарк страны, имеющий крупнейшую в России зоологическую коллекцию, развитую инфраструктуру, специализацию в нескольких направлениях, сложившуюся систему связей с отечественными и зарубежными зоопарками, коллектив опытных сотрудников.

Московский зоопарк - головной зоопарк и методический центр в системе зоопарков Российской Федерации и в своей деятельности решает все основные задачи зоопарков:

1) Природоохранную– содержит и разводит представителей редких и исчезающих видов, участвует в работе по реинтродукции животных в природу и в мониторинге естественных популяций.

2) Исследовательскую– проводит исследования, направленные как на улучшение условий содержания и разведение животных коллекции, так и на сбор информации, необходимой для сохранения видов в природе и для развития фундаментальной науки; публикует результаты этих исследований, участвует в научном сотрудничестве.

3) Образовательную– проводит экскурсии и лекции по вопросам биологии и охраны природы, обеспечивает высокое качество и полноценное содержание дополнительной экспозиции, предоставляет информацию для СМИ.

4) Воспитательную– обеспечивает работу юннатских кружков и детских студий.

5) Рекреационную– предоставляет посетителям возможности отдыха и общественного питания.

автор С.В. Попов

Природоохранная деятельность Московского зоопарка

Человек своей деятельностью (перепромыслом, культивацией земли, строительством, загрязнением окружающей среды и пр.) наносит существенный урон миру живой природы. Строя крупные города, он постепенно лишается тесных связей с природными экосистемами, а внутри них нарушает сложившееся равновесие. В результате с угрожающей скоростью мы теряем многих представителей животного мира планеты.

Но каждому действию есть противодействие. Где-то в глубине человеческого разума в давние времена возникло желание иметь рядом с собой удивительных представителей царства животных. Еще 5-6 тысяч лет назад в странах юга Европы и на Ближнем Востоке возникали зверинцы с крупными свирепыми хищниками, олицетворяющими силу правителей. На Руси в 12-15 вв. ради потехи содержали медведей, волков, лисиц, соколов, певчих птиц.

Современные принципы обустройства зоопарка в городе и содержания животных для их широкого показа появились в 18 веке. В это время в городах Европы один за другим возникали зоопарки. В 1765 году был открыт для публики зоопарк в Вене, который уже применял передовые традиции в дизайне, хорошо отличавшие его от передвижных зверинцев, известных давно. Второй зоопарк был открыт в Париже в 1789 году. Там содержались львы, другие хищники и, даже, индийские носороги. Всемирно известный Лондонский зоопарк открыт под протекцией короля Уильяма IV в 1828 году.

Московский зоопарк – старейший в России, был открыт в 1864 году. Сейчас он занимает территорию около 22 га. Коллекция животных включает свыше 1000 видов и более 6000 экземпляров беспозвоночных и позвоночных животных.

В 30-х годах прошлого века зоопарки из чисто зрелищных учреждений начинают превращаться в просветительные, прививающие посетителям любовь к животным, правильное представление об их многообразии и родственных связях. На одно из первых мест выходит зоогеографический принцип экспозиции животных. В смешанных группах содержали животных – представителей одной зоогеографической области, подобласти или провинции. У посетителей складывалось правильное представление о происхождении тех или иных обитателей зоопарка.

Нашел широкое применение принцип экспонирования животных близко к природному – без применения решеток и на больших площадях, с декорированием живыми растениями и природными материалами. Основоположником его был Карл Гагенбек – немецкий натуралист и торговец живым товаром, который на склоне жизни – в 1907 году открыл собственный зоопарк в Стеллингене близ Гамбурга. Посетители таких зоопарков с искусственными экосистемами получали знания о распространении, образе жизни и поведении животных.

К настоящему времени в мире насчитывается до 10 000 различных учреждений, содержащих диких животных, включая зоопарки и около 1 000 международных программ по их разведению.

Зоопарки напрямую содействовали спасению от полного исчезновения таких видов животных, как лошадь Пржевальского, белый, или аравийский орикс, зубр, олень Давида, гавайская казарка, лайсанский чирок и многих других. В настоящее время во всем мире прослеживается тенденция по внедрению специализации зоопарков на каких-то видах или группе видов животных. От простого коллекционирования видов зоопарки переходят на содержание крупных групп животных ограниченного числа ценных видов, подвидов. Это дает более ощутимые результаты в деле сохранения редких и исчезающих животных.

Многие зоопарки на общественных началах стали вести племенные книги по редким и исчезающим видам. В них отражены все родственные связи животных конкретного вида, разводимых в системе зоопарков мира, коэффициент инбридинга (близкородственного скрещивания) и т.д. Исходя из собранных анкетированием материалов, киперы племенных книг дают рекомендации зоопаркам-разводчикам о том, где можно приобрести животное «хорошей кровности» и куда передать приплод, рожденный в этом зоопарке. Так, методы селекции проникли из сельскохозяйственной науки – в зоопарковскую, занимающуюся, в основном, редкими видами диких животных. Помимо собственно отбора производителей и их разведения, зоопарковскими учеными применяются такие современные методы, как искусственное осеменение, криоконсервация половых продуктов и создание их криобанков, искусственная инкубация и выкармливание молодняка, и, наконец, методы репатриации (возврата в природу), выращенных в зоопарке животных. Этологи разрабатывают методы обогащения искусственной среды животных с тем, чтобы избежать появления у них навязчивых двигательных стереотипов, мешающих нормальному их существованию в обедненной искусственной среде.

Таким образом, современные зоопарки – это полифункциональные учреждения музейного типа. Только экспонатами здесь служат не замершие чучела животных или художественные произведения человека, а живые существа, населяющие Землю наравне с нами. Сохранить все биоразнообразие – наша задача. Рассматривая конкретно роль зоопарков, нельзя забывать об изначальной его функции – развлекательной рекреационной. И сейчас она имеет большое значение. Однако на первые места выступают функции просвещения и сохранения редких и ценных видов животных. Они взаимосвязаны и невозможны без научных исследований в этих областях. Современный зоопарк не может оправдать своего существования, если в нем не ведутся научные исследования. Растет обмен научной информацией между зоопарками планеты, разрабатываются международные программы по отдельным угрожаемым видам животных.

Экспозиция Московского зоопарка интенсивно используется в последние годы в целях проведения здесь практических занятий студентов биологических ВУЗов, таких как Московская ветакадемия им. К.И. Скрябина, Биофак МГУ, МПГУ и других. Разработаны методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в зоопарке. Студенты и аспиранты ВУЗов привлекаются к научно-исследовательской работе зоопарка. Научно-просветительным отделом зоопарка продолжается работа со школьниками столицы, проводятся тематические лекции и экскурсии. Все это помогает в деле развития просветительной и природоохранной работы в России, поднимает экологическую культуру нашего народа.

В последние годы Московский зоопарк участвует в Международных программах по сохранению амурского тигра, дальневосточного леопарда, лошади Пржевальского, белоплечего орлана, манула, сирийской чесночницы, дроф и журавлей Евразии, азиатских дикуш и многих других редких и ценных животных. Речь идет о разработке и применении современных методов содержания и разведения, животных с целью создания резервных генетических фондов, а также реинтродукции, то есть возвращении исчезающих популяций и видов в природные места обитания.

автор В.А. Остапенко

www.moscowzoo.ru


Смотрите также