Значение первобытной культуры. Значение первобытной культуры для человечества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Основные характеристики первобытной культуры. Значение первобытной культуры


Значение первобытной культуры для человечества

ТЕМА 2. Первобытная культура и ее специфика

План:

1. Значение первобытной культуры для человечества.

2. Периоды развития первобытной культуры. Культурогенез.

3. Предметное и духовное освоение мира. Синкретизм.

4. Виды поселений и погребений.

5. Ранние формы верований.

Терминология:

Палеолит, мезолит, неолит, антропогенез, социогенез, синкретизм, этнонография, террамары, кромлех, Стоунхендж, табу, тотемизм, магия, анимизм, фетишизм.

Персоналии:

Л. Морган, Ф. Боас, К. Ясперс.

Значение первобытной культуры для человечества

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Мы ничего не знаем о душе человека, кт … жил 20000 лет тому назад. Но знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло лишь около 100 поколений).

Нет окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри органических площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий явл-ся существенным фактором в превращении человека в человека. Ясперс сказал об этом так: «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком».

Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще одно отличительное качество чел-ка. Только тогда, когда м/у первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появл-ся оседлое и организованное человечество.

Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деят-ти и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа чел-ка. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

Первобытная культура – это такая организация формы жизни людей, кт соответствует слабо развитым общественным отношениям. Но эта культура, как и любая другая, обладала признаками самодостаточности и самоценности. Эта культура способна и сегодня дать нам образцы взаимоотношений чел-ка и природы. (2 таблица)

Закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технологии. В первобытном общ-ве: чоппер (галька, обработанная с одной стороны) претерпевал незначительные изменения на протяжении сотен поколений.

В современном мире: при жизни одного поколения происходит смена нескольких видов орудий, техники и технологий, т.е. смена орудий опережает смену поколений людей.

Первобытное состояние общ-ва было самым длительным в истории человечества. Его нижняя граница – 2 млн лет назад, верхняя – ор. 5 тыс. лет до н.э. первые цивилизации возникли в Азии и Африке 4-3 тыс. лет до н.э., на территории совр. Европы – в 1 тыс. до н.э., Американского континента – в 1 тыс. н.э. научные данные подтверждают то, что в начале развитие человечества шло медленными темпами, затем прогресс человечества убыстрился, причем во всех сферах жизнедеятельности.

Периодизация развития первобытной культуры до сих пор вызывает споры ученых. Поэтому деление на периоды условно.

 

refac.ru

Основные черты первобытной культуры

ТОП 10:

 

Первобытность является исторически первым и самым продолжительным этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого периода вызывает много споров. В целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет до н.э.) и неолита(6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого мнения относительно возраста самых примитивных орудий труда. В палеоантропологии считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого периода называют Homo habilis (человек умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно примитивные инструменты, очень трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано появление первых искусственных погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом. Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении несомненно использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни. В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

В эпоху мезолита в связи с отступлением ледников на север, стоянки людей стали размещаться под открытым небом, вблизи берегов морей, рек, озер. Интенсивно развивалось рыболовство, создавались новые виды орудий труда (ручные мельницы, сети), появились охотничий лук и стрелы, было приручено первое домашнее животное - собака. Усложнялись похоронные обряды.

В неолите были открыты новые способы обработки камня и кости при изготовлении орудий труда – полирование, сверление, пиление. Появились такие транспортные средства как лодка и лыжи. Возникла керамика и ткачество. Интенсивно развивалось домостроительство. Но самым важным событием стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство), что повлекло за собой рспространение оседлого образа жизни.

Таким образом, изготовление орудий труда, возникновение захоронений, появление членораздельной речи, переход к родовой общине и экзогамии, создание предметов искусства явились основными вехами на пути формирования человеческой культуры.

Анализ характерных особенностей первобытной культуры строится прежде всего на основе данных археологов. Но они часто вызывают очень много споров и позволяют исследовать практически только материальную культуру. Однако археологические свидетельства являются не единственным источником информации о первобытности. Ведь архаичные племена в различных частях света и сегодня живут подобно нашим далеким предкам. Некоторые из них делают каменные инструменты, которые трудно отличить от тех, что производились в эпоху палеолита. Их способы построения жилищ и захоронения, скульптурные изображения и рисунки часто напоминают первобытные. Поэтому данные этнографов о духовной культуре архаичных обществ могут быть перенесены и на историческую первобытность. Конечно же, различия между жителями палеолита и современными традиционными культурами существуют, но в существенных чертах они сходны ( в дальнейшем понятия первобытный и архаичный будут использоваться как синонимы). Еще одним важным источником исследования первобытности является язык и фольклор. Различные фразеологизмы, а также песни, сказки, пословицы, поговорки несут на себе отпечаток древних верований и представлений о мире.

На основе данных археологии, этнографии и языкознания можно обозначить основные черты первобытной культуры.

Синкретизмпервобытной культуры означает нерасчлененность в эту эпоху различных сфер и явлений культуры. Можно выделить следующие проявления синкретизма:

Синкретизм общества и природы. Род, община воспринимались как тождественные космосу, повторяли структуру вселенной. Первобытный человек воспринимал себя как органичную часть природы, ощущая свое родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм, когда наблюдается частичная самоидентификация людей с тотемом или символическое уподобление ему.

Синкретизм личного и общественного. Индивидуальное ощущение у первобытного человека существовало на уровне инстинкта, биологического чувства. Но на уровне духовном он отождествлял себя не с самим собой, а с общиной, к которой принадлежал; обретал себя в ощущении собственной принадлежности к чему-то внеиндивидуальному. Человек первоначально становился именно человеком, вытесняя свою индивидуальность. Собственно человеческая сущность его выражалась в коллективном «мы» рода. И в наши дни в языке многих примитивных народов слово «я» вообще отсутствует, а о себе эти люди говорят в третьем лице. Это значит, что первобытный человек всегда объяснял и оценивал себя глазами общины. Слитность с жизнью социума приводила к тому, что худшим наказанием, после смертной казни, являлось изгнание. Оставить в общине человека, который не желает следовать ее нормам, означало до основания разрушить социальный порядок, впустить в мир хаос. Поэтому все, что происходило с каждым членом племени, было важно для всей общины, представлявшейся как неразрывная связь людей. К примеру, во многих архаичных племенах люди убеждены, что охота не будет удачной, если жена, оставшаяся в деревне, изменит своему мужу, ушедшему на охоту.

Синкретизм различных сфер культуры. Искусство, религия, медицина, производящая деятельность, добывание пищи не были обособлены друг от друга. Предметы искусства (маски, рисунки, статуэтки, музыкальные инструменты и т.д.) долгое время использовались главным образом как магические средства. Лечение осуществлялось с помощью магических обрядов. И даже практическая деятельность была связана с магическими ритуалами. К примеру, охота. Современному человеку для успеха охоты нужны только объективные условия. Для древних искусство метать копье и бесшумно пробираться по лесу, нужное направление ветра и другие объективные условия также имели большое значение. Но всего этого здесь явно недостаточно для достижения успеха, ибо главными условиями являлись магические действия. Магия – само существо охоты. Охота начиналась с магических действий над охотником (пост, очищение, причинение себе боли, нанесение татуировки и т.д.) и над дичью (пляски, заклинания, ряжение и т.п.). Цель всех этих обрядов состояла, с одной стороны, в обеспечении власти человека над будущей добычей, а с другой стороны, в обеспечении наличия дичи во время охоты независимо от ее воли. В сам момент охоты также соблюдались определенные ритуалы и запреты, которые имели целью установление мистической связи между человеком и животным. Но и после удачной поимки животного проводилась целая серия обрядов, которые были направлены на предотвращение мести со стороны духа животного.

Синкретизм как принцип мышления. В мышлении первобытного человека отсутствовали четкие оппозиции между такими категориями как субъективное – объективное; наблюдаемое – воображаемое; внешнее – внутреннее; живое – мертвое; материальное – духовное; единое - многое. В языке понятия жизнь – смерть или дух - тело часто обозначались одним словом. Важной особенностью первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т.е. слияние символа и того, что он обозначает. К примеру, предмет, принадлежащий человеку, отождествлялся с самим человеком. Поэтому с помощью нанесения вреда предмету или изображению человека считалось возможным причинить ему реальное зло. Именно подобный синкретизм сделал возможным появление фетишизма – веры в способность предметов обладать сверхъестественной силой. Слияние символа и объекта приводило также к отождествлению психических процессов и внешних предметов. Отсюда происходили многие табу. Например, нельзя смотреть в рот едящего и пьющего человека, так как взгляд способен извлечь душу изо рта. А обычай завешивать зеркала в доме умершего восходит к опасению, что отражение живого человека (его душа) может быть похищено духом покойника. Особым символом в первобытной культуре выступало слово. Называние явления, животного, человека, мистического существа в магических обрядах было одновременно вызыванием его, а слова, срывающиеся с уст шамана, который в момент экстаза становился вместилищем духа, создавали иллюзию его фактического присутствия. Имена воспринимались как часть человека или вещи. Поэтому произнесение имен в определенном контексте могло таить опасность для их обладателя. В частности, имя тотемного животного в повседневном общении не назвалось. Вместо него использовалось иное обозначение. Так, у славян слово «медведь» – иносказательное именование («ведающий мед»), а запретная форма названия этого животного, вероятно, была близка индоевропейской (ср. нем. Bar), отголоском чего выступает слово берлога («логово бера»).

 

Антропоморфизм

 

Антропоморфизм (от греч. антропос – человек, морфэ – форма) – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений и животных. Первобытный человек не просто не выделял себя из природы, но и рассматривал последнюю по своему образу и подобию. Поэтому он наделял как живую, так и неживую природу сознанием, волей, чувствами. Народный фольклор долгое время сохранял эту особенность архаичного мировосприятия. Сравнение внешнего вида и свойств растений, животных и различных предметов с чувствами и мыслями человека были обязательным элементом народной песни. Современный язык также хранит в своей памяти множество фразеологизмов, которые создают картину мира,ориентирующуюся на человека: под носом, рукой подать, в один присест, забот полон рот, и глазом не моргнул, во мгновение ока, сломя голову, ног под собой не чуя, прибрать к рукам, палец о палец не ударить, на каждом шагу природа радуется, земля устала, дождь идет, облака плывут, молния бьет.Значение целого ряда слов образовалось на основе антропоморфизма: голова колонны, горлышко бутылки, ножка стола, дверная ручка. Антропоморфизм как принцип мировосприятия мира давал возможность освоить природную реальность, объясняя по принципу аналогии различные природные явления. В подобном человеку мире можно было чувствовать себя гораздо более уверенным. Можно было вступать в переговоры с различными явлениями и даже требовать от них выполнения каких-либо важных действий. Именно антропоморфизм приводил к тому, что первобытные формы религии сочетали в себе не только преклонение и почитание, священный страх и трепет, но и обращение с духами на равных. Ведь духи не были за пределами единого природно-человеческого мира.

 

Традиционализм

Традиции играют важную роль в любой культуре, выступая каналом передачи накопленного опыта. Но в первобытности они имели особое значение, поскольку именно вокруг традиции и в связи с традицией было возможно само существование общины. Именно традиция, которая в архаичной культуре понимается как изначально установленный порядок, вывела общество из состояния хаоса. Поэтому забвение традиций приводит племя к гибели. Отсюда вытекает характерная именно для первобытности жесткость соблюдения традиций. Накопленный опыт передается «один к одному», при точном воспроизведении всех деталей независимо от того, идет ли речь об изготовлении ножа или посуды, охоте, приготовлении пищи или кормлении ребенка грудью. Поэтому для первобытной культуры была характерна неприязнь к инновациям и инакомыслию. Это, однако, не означало,что новое не появлялось. Инновации могли происходить за счет неточной интерпретации ритуалов или в связи с межплеменными взаимодействиями. Тем не менее, сколько бы реально изменений не происходило, представитель этой культуры воспринимал их как неизменные. Психологическое значение традиционализма состояло в том, что традиция давала первобытному человеку чувство стабильности и устойчивости. Однако столь однозначное воспроизведение навыков и знаний тормозило развитие общества.

С точки зрения социальной организации характерной особенностью первобытной культуры было отсутствие государства, а также ярко выраженного имущественного неравенства, слабая социальнаядифференциация.

Отсутствие письменности приводило к тому, что знания и навыки могли передаваться в такой культуре только при непосредственном контакте в форме ученичества. При этом опыт сливался с личностью, был прозрачен и непрерывен. Старые, много повидавшие люди с хорошей памятью особо ценились в такой культуре, так как являлись «ходячими библиотеками». Но культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов вынуждена была оставаться предельно простой. Все выше сказанное не означает, однако, что в первобытной культуре не существовало никаких способов фиксации информации. Задолго до возникновения письменности существовал период предписьменной культуры, когда люди использовали для передачи информации знаки татуировок, причесок, украшений, одежды. Существовало также так называемое предметное письмо. К примеру, для объявления войны род посылал соседям стрелу. Еще позже появилось узелковое и палочное письмо. С помощью узелков и зарубок на палочках различной длины и толщины передавалась счетная информация. Самым последним способом передачи информации, ближе всего стоящим собственно к письменности была пиктография или рисуночное письмо, которое отражало конкретный предмет или целостное событие. Но все эти формы предписьменности не могли передать сложные абстрактные понятия, пространные и детальные сообщения.

 



infopedia.su

Основные характеристики первобытной культуры

Основные характеристики первобытной культуры

От всех эпох и типов культуры первобытность отличает ее ни с чем не сопоставимая длительность. Она безраздельно господствовала минимум 35 из 40 тысяч лет существования человека. Всем остальным эпохам вплоть до современности, отведено лишь 5 тысяч лет. Несмотря на свою продолжительность, она несравненно однородней всех других эпох. Столетия и тысячелетия, и тем более, региональные различия для первобытной культуры не имеют значения, если сосредоточить свое внимание на ее существе.

Первобытность – первый и, следовательно, наиболее отстоящий от нас период или тип культуры. Но это вовсе не означает, что первобытность с ее культурой сошла с исторической арены. Территория, заселенная первобытными племенами неуклонно сокращалась на протяжении столетий и тысячелетий, но и сегодня еще преждевременно говорить о полном исчезновении первобытного человека и первобытной культуры. Вот почему для нас с вами первобытность и предельно отдаленная эпоха и чуть ли не современность. Во всяком случае, данное обстоятельство значительно облегчает изучение первобытной культуры из-за обилия классических этнографических работ, в которых детально описываются первобытные племена во всем многообразии проявлений их жизнедеятельности.

Изучение отставших в своем развитии племен является далеко не единственным источником постижения первобытной культуры. Многие ее черты сохраняются у народов, давно преодолевших первобытное состояние. Прежде всего, это касается т.н. народной, или низовой, культуры. Ее носителем выступает крестьянство, которому присущ традиционный уклад жизни, традиционно неизменный на протяжении столетий. Изучение крестьянского быта одновременно было и постижением некоторых черт первобытной культуры.

Кроме того, на сегодняшний день стало вполне очевидно не только то, что первобытность существовала в далеком и ближайшем прошлом, но и то, что его останки сохраняются рядом – первобытность еще и в нас самих. Иными словами, в душе современного человека сохраняются такие пласты, которые роднят его с первобытным человеком. Обыкновенно они находятся под спудом и не играют определяющей роли в жизнедеятельности. Но в сверхобычных, экстремальных ситуациях первобытность выходит на поверхность, и люди, как будто ничего не знающие о ней, чуждые мировоззрению той эпохи, начинают вести себя вполне первобытно. Таково, например, поведение человека в толпе. У толпы своя повадка и свои реакции, начисто исключающие индивидуальное самоопределение и ответственность составляющих ее людей. Ни свирепость по отношению к жертве, ни восторг толпы по отношению к вождю здесь не принадлежат никому в отдельности. Их способны разделять люди достаточно разных, а то и взаимоисключающих взглядов и убеждений. В толпе индивид пребывает в состоянии «мы-бытия», он принадлежит некоторой надличностной общности, в чьей душе растворяется его собственная душа. Когда толпа свирепо буйствовала, не отдавая никому и ни себе самой в первую очередь отчета о своих поступках, ее душа становилась невменяемой. Но стоило толпе выразить одобрение и восторг в адрес своего вождя, как она превращалась в его «тело». Он же становился ее душой, концентрируя в себе активно действующее начало толпы. И в одном, и в другом случае человек возвращался в первобытное существование, которое не знало ни личностного, ни устойчиво индивидуального измерения в человеке. В нем индивидуальное бытие совпадало или почти совпадало с коллективным или родовым. Существенная разница между поведением толпы и «мы-бытием» первобытной общности только одна. В толпу уходят и из нее возвращаются индивиды и личности. В первобытную же общность никто не уходил и из нее некому было возвращаться.

Особенно наглядно и концентрированно черты первобытного человека выражены у ребенка. В огромной степени мир детства и есть мир первобытности. Особенно в тех случаях, когда ребенок остается наедине с собой и себе подобными. Например, если ребенок ночью остается один в постели, в комнате все оживает. Нейтральных или мертвых вещей не остается. Комната населяется какими-то таинственными существами, которым что-то надо от струсившего и притихшего ребенка. Ребенку непереносимо страшно в темной комнате, и в этом его единственное отличие от первобытного человека. Потому что для последнего, как и для ребенка в темной комнате, в окружающем его мире нет ничего, кроме живых существ с их целями и намерениями. Но для него такой мир привычен и освоен. Близость или совпадение детства с первобытностью означает, что каждый за свою жизнь побывал первобытным человеком.

Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – период становления культуры. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации и современного физического типа человека. Культура начинается там, где есть свидетельства культуры.

Культура человечества начинается с охотничьей цивилизации верхнего палеолита. Это эпоха, которая породила основные символы коллективного бессознательного (т.н. архетипы), например, первыми в истории символов были знаки женского пола, затем круг, свастика, спираль.

Историю первобытного мира делят на:

Каменный век

Медный век

Бронзовый век

Железный век

Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит) – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад.

Медный век (неолит) датируется 4 –3 тыс. до н.э.

Бронзовый век датируется 4 – начало 1-го тыс. до н.э.

Железный век датируется началом 1-го тыс. до н.э. и продолжается до наших дней.

Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (с греч. - соединение) – сочетание разнообразных воззрений и форм духовной культуры.

Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала формированию homo sapiens (человека разумного). В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда (почти на миллион лет). Росписи и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных. Главным объектом творчества каменного века (т.е. цивилизации охотников) были звери. Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской археологической культуре (Франция, поздний палеолит). Археологическая культура обозначает общность материальных памятников, относящихся к одному времени и находящихся на определенной территории. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами – т.н. «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Первобытное искусство отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Культурология придерживается следующей периодизации позднепалеолитических культур:

Ориньяк (30 –19 тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовления краски. Изобразительная продукция представлена искусством малых форм: резьбой, мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Маленькие женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола из бивня мамонта или мягкого камня. Весь этот период называют эпохой «палеолитических Венер». Появляется знак женского пола – первый символ в истории человечества.

Солютре (18 –15 тыс. лет). Прослеживается самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа служили наконечниками копий, дротиков, а также - ножами и кинжалами. Появились кремневые проколки, иглы, жезлы. Изготавливались скребки, резцы, костяные наконечники, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости. Наскальная живопись, которую можно с уверенностью отнести к солютре, не найдена.

Мадлен (15 – 10 тыс. лет). Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делают резцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинают миниатюризироваться, превращаясь в т.н. микролиты. Богатый символизм: круг, спираль, меандр (борозды, проведенные пальцами по влажной пещерной глине), свастика. Однако вершиной мадленского (а также всего палеолитического, и даже первобытного) искусства становится пещерная живопись – поразительные по меткости наблюдения и совершенству исполнения изображения животных.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративного искусства (рельефы, резьба по камню и кости), архитектуры (дольмены) и т.д.

Особой областью первобытного искусства является орнамент. Его расцвет приходится на эпоху неолита и бронзовый век. Появляется первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина, а с ней сформировался новый вид декоративно-прикладного искусства – керамика. Бронзовый век положил начало обработке металла: сначала они были кованные, затем изобрели литье. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались украшения и изделия из бронзы, золота, серебра. Древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Такие сооружения из огромных грубо отесанных камней сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной, полосе Европы распространились поселения и погребения. Поселения делят на неукрепленные стоянки и селища и укрепленные городища. Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Над некоторыми курганами могли возвышаться каменные надгробия, надмогильные статуи: каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов или женщин). Так в 3 тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути, «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.

Наиболее сложные сооружения первобытности – это погребения-мегалиты (от греч. – большой камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены и менгиры. Самые ранние из дольменов (с бретон. – каменный стол) – это четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую, служившую плоским перекрытием, - возведены племенами, освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди (более 4 тыс. лет назад). Менгиры (с бретон. – длинный камень) – отдельные каменные столбы, длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех (с бретон. – каменный круг). Самый знаменитый первобытный кромлех находится в Англии и известен под названием Стоунхендж.

Поделитесь с Вашими друзьями:

estoriya.ru


Смотрите также