Хронология первобытного общества. Проблемы хронологии, методы датирования истории первобытного общества
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История культуры первобытного общества. Хронология первобытного общества


Проблемы хронологии, методы датирования истории первобытного общества

Хронология представляет собой проекцию исторических фактов на внешнюю по отношению к ним шкалу. Астрономическое время увязанное с современным летоисчеслением.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории. Для абсолютной датировки используются различные методы естественных наук: изотопные радиокарбонный и калий-аргоновый (по времени распада радиоактивных элементов), геохронологический (по годичным слоям ленточных глин), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев) и др. В своей совокупности они сейчас позволяют с большими или меньшими допусками датировать эпохи и стадии каменного века. А начиная с бронзового века появляется также календарная (истинная) датировка на основе памятников древних цивилизаций, соседствовавших с первобытными обществами. Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит - 45-30 тыс., верхний палеолит -12-10 тыс., мезолит - не ранее 8 тыс. и неолит - не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Относительная датировка достигается путем сопоставлении самих культурных слоев или археологических типов друг с другом либо путем их сопоставления с изменениями в природной среде: геологическими ступенями, палеонтологическими (палеозоологическими и палеоботаническими) эпохами и т. п. Особенно большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: предледниковую и ледниковую (плейстоцен) и послеледниковую (голоцен). В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют термины «гюнц» , «миндель» , «рисс» и «вюрм» (по названиям альпийских рек, где были хорошо прослежены ледниковые отложения). Гюнц и миндель относятся к нижнему плейстоцену, рисс - к среднему, вюрм - к верхнему плейстоцену. Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и в значительной части, а может быть, и полностью - мезолиту. Неолит - уже время голоцена.

Хотя археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом, ее создание явилось крупным научным достижением. Она позволила судить о развитии орудий труда, а тем самым в известной мере и о развитии общественных отношений. В то же время археологическая периодизация обладает большим недостатком: она не универсальна. Вначале, с развертыванием археологических раскопок за пределами Европы, выяснилась невозможность увязки выделенные на различных континентах и территориях культур и фаз, т. е. региональных периодизаций. Затем это коснулось более крупных стадий и даже веков. Было установлено, что из-за различий в природной среде однотипные по уровню развития общества могут пользоваться или не пользоваться железом, бронзой, а в отдельных случаях и камнем. Археологическая периодизация лишилась общего признания.

Изотопные методы в геологии, методы изучения геол. процессов, основанные на исследовании содержания и соотношений радиоактивных, радиогенных и стабильных изотопов отдельных химич. элементов в горных породах, минералах, природных водах, газах и органич. веществе.

Термолюминесцентный метод датирования (ТМД) основан на способности некоторых материалов (стекло, глина, керамика, полевой шпат, алмазы, кальциты и др.) с течением времени накапливать энергию ионизирующего излучения, а затем, при нагреве, отдавать её в виде светового излучения (вспышек света). Чем старше образец, тем больше вспышек будет зафиксировано. Если образец в какой-то момент подвергался сильному нагреву или длительному солнечному облучению (отбеливанию), первоначальный накопленный сигнал стирается, и отсчет времени следует вести именно с этого эпизода. Для калибровки метода оценивается радиационный фон в данной местности и локальная интенсивность космических лучей.

Дендрологический метод. Основан на датировании с помощью количества и толщины колец на древесине.

Сравнительно-типологический метод. Анализируя находки археологов и выстраивая из них эволюционные ряды, Оскар Монтелиус пришёл к выводу, что:

«… если типы одного ряда (или части ряда) чаще всего сочетаются с типами другого ряда, аналогичными по их позициям в ряду (крайние с крайними, средние со средними и т. п.), то такие ряды считаются параллельными, т. е. простирающимися одинаково в некоем логическом пространстве.

Иными словами поиск аналогий среди уже датированных  предметов.



biofile.ru

История культуры первобытного общества | Алчность Знаний

Материальная культура — это совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых в процессе человеческого труда и имеющих конкретно-предметное выражение. Материальная культура призвана удовлетворять физиологические потребности человека.

Духовная культура — уровень интеллектуального, морально-этического, эстетического и эмоционального развития общества, а также результаты интеллектуальной деятельности человечества. Они могут быть воплощены в конкретно-предметной форме, но сущность их заключается в иной плоскости: в душе, совести, сознании, чувствах и пр. Духовная культура влияет на наши чувства, мысли, сознание, волю, интуицию, настроение, психику и прочее. Между материальной и духовной культурой существует тесная, но непрямая связь; эти две формы культуры не следует считать абсолютно самостоятельными.

Источники естественно-исторического характера: антропологические, геологические, палеоклиматические, географические.

Исторические источники: археологические, этнологические (этнографические), письменные, лингвистические (этнонимика, топонимика и др.).

Археология как важнейший источник периодизации и хронологии первобытного общества, истории его материальной и духовной культуры, реконструкции комплексов культуры.

Этнографические источники — свидетельства о культуре человека современного вида на разных ступенях исторического и культурного развития. Так называемые «культурно-отсталые народы» и значение их изучения для реконструкции жизнедеятельности первобытного общества. Обязательность учета при этнологических реконструкциях первобытности хозяйственно-культурного типа изучаемых обществ. Неправомерность перенесения археологической периодизации и хронологии на изучаемые этнологией первобытные и полупервобытные народы Нового и Новейшего времени. Проблема синхронности.

Генетика и ее значение для реконструкции происхождения человека в ходе антропогенеза. Неоламаркизм и его критика.

История изучения первобытного общества

Сведения древнейших античных и средневековых авторов о первобытных народах. Первые научные гипотезы о первобытности. Эпоха Просвещения. Взгляды на первобытность Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Фергюссона, М. Вольтера и др.

Возникновение в середине XIX в. истории первобытного общества как науки на основе эволюционной теории (Ч. Дарвин, Т. Гексли, Э. Геккель, А. Бастиан, И. Бахофен, Э. Тейлор, Дж. Фергюссон, Дж. Фрезер, Г. Шурц, Ю. Липперт и др.). Взгляды Л. Г. Моргана на историю семейно-брачных отношений, периодизацию первобытного общества, общественные институты. Взгляды Ф. Энгельса на историю первобытного общества и роль труда в антропогенезе.

Состояние изучения первобытной истории в XX веке. Развитие первобытной археологии и палеоантропологии. Археологические и антропологические находки и взгляды зарубежных исследователей (Г. Обрмайер, Г. Чайлд, Л. Лики, Бр. Малиновский, Анри Бейль, Габриель де Мортилье, Раймонд Дарт, Фр. Вейденрейх, Пьер Тейяр де Шарден и др.). Российские дореволюционные исследователи (М. Ковалевский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, Д. Н. Анучин, А. Н. Максимов и др.).

Проблемы истории первобытного общества в трудах советских и российских исследователей (А. М. Золотарев, В. И. Равдоникас, В. К. Никольский, П. П. Ефименко, С. П. Толстов, Я. Я. Рогинский, Н. Н. Чебоксаров, М. Г. Левин, В. П. Алексеев, Ю. И. Семенов, А. И. Першиц, Л. А. Файнберг, Г. Е. Марков и др.). Дискуссии о периодизации первобытной истории, «первобытном коммунизме», проблемах антропогенеза, истории семейно-брачных и общественных институтов, истории хозяйства, первобытной религии.

Хронология и периодизация истории первобытного общества

Абсолютная и относительная хронология. Естественно-научные и исторические методы установления абсолютной и относительной хронологии. Геологическая, палеоклиматическая, палеонтологическая, археологическая периодизации и хронологии и их значение для установления первобытной хронологии.

Отечественные и зарубежные исследователи о периодизации первобытной истории. Критерии периодизации. Античные авторы о трех ступенях развития общества (дикость, варварство, цивилизация). Л. Морган и Ф. Энгельс о периодизации первобытного общества. Современная оценка их взглядов.

Формационная, цивилизационная и другие теории периодизации и первобытность.

Принципы и критерии периодизации истории первобытного общества: уровень разделения труда (К. Маркс), развитие форм семейно-брачных отношений (М. О. Косвен), исторические формы общины (С. П. Толстов, А. И. Першиц), этапы развития хозяйства и способ производства (Г. Е. Марков). Причины трудностей создания периодизации истории первобытного общества.

Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека

Место человека в биологической и антропологической систематике. Выделение человека из мира животных.

Место высших обезьян в эволюционном процессе (рамапитек, дриопитек и др.). Специфика приспособления к окружающей среде человека и современных человекообразных обезьян.

Промежуточные между обезьяной и человеком эволюционные звенья. Гипотеза Э. Геккеля о существе прямоходящем и ее дальнейшее подтверждение.

Место и время начала антропогенеза и его этапы. Теории моно- и полицентризма, широкого моноцентризма, моно- и полигенеза.

Гипотезы о причинах и путях очеловечения в ходе антропогенеза. Возникновение прямохождения, дифференциация функций конечностей, развитие мозга, возникновение речи и начатков логического мышления, использование природных предметов и начало их обработки. Соотношение признаков, позволяющих выделить человека из мира животных: морфологические изменения организма и социальные факторы.

Роль труда в процессе антропогенеза: обезьяна — промежуточное существо — человек. Гипотезы о ранних видах трудовой деятельности и их решающем значении в ходе естественного отбора и антропогенезе при приспособлении к меняющимся условиям природной среды. Труд как основа и содержание социальной деятельности.

Вненаследственная передача социального опыта, навыков труда. Человек — «общественное животное». Значение изготовления и применения орудий труда на начальных и последующих этапах антропогенеза. Условнорефлекторная и социальная деятельность. Переход от биологической организации стаи (стада) к первобытному коллективу и накопление социальной информации. Роль тепла и использование огня в возникновении социальной сферы. Существо и значение культуры как суммы социальной информации о трудовой деятельности и ее роль в приспособлении человека к окружающей среде на разных этапах антропогенеза. Биосоциальный и социальный уровни развития.

Находки ископаемых австралопитеков в Африке и гипотезы об их месте в антропогенезе (как отдаленного предка современного человека или тупиковой линии).

Презинджантроп и дискуссия о так называемом «человеке умелом» (Homo habilis) и «галечных орудиях» (Я. Я. Рогинский). Олдувайская «культура». Проблема датировок и эволюционной преемственности. Синхронность обитания презинджантропа и археоантропа.

Эпоха археоантропов

«Человек прямоходящий» (Homo erectus) — создатель культуры питекантропов (Homo pithecanthropus). Питекантропы яванский, синантроп, гейдельбергский человек. Находки на стоянках Вертсселеш, Бельцингслебен и др. Морфологические признаки: размер головного мозга, лицевой скелет, дифференциация конечностей. Происхождение питекантропов. Степень очеловечения. Биосоциальный уровень развития.

Способы жизнеобеспечения: собирательство, охота. Предположение об охоте питекантропов на крупных животных. Орудия труда. Приспособление к окружающей среде и добывание средств существования. Стоянки и жилища. Степень достоверности гипотез о начатках речи, элементах духовной культуры и социальной организации (стадо, первобытный коллектив, социальное сообщество) у питекантропов.

Эпоха палеоантропов

Неандертальцы (Homo primigenius) и их разновидности во времени и пространстве. Время и место обитания. Биологические признаки ранних, прогрессивных и поздних неандертальцев. Проблема отнесения неандертальцев к одному или разным видам. Неандертальцы эпохи ашеля и мустье. Естественный отбор как признак незавершенности очеловечения неандертальцев. Гипотезы о степени очеловечения. Концепция биосоциального уровня развития. Спорность отнесения неандертальцев к виду «хомо сапиенс» в связи с данными генетики, и вопрос о месте разных групп неандертальцев в антропогенезе. Питекантропы и неандертальцы. Ранние и поздние неандертальцы (группа шапель, эрингсдорф, находки в пещере Кафзеях в Палестине и др.). Присваивающая деятельность неандертальцев: собирательство, охота, предположение о начатках рыболовства. Орудия труда и оружие и их роль в приспособлении к окружающей среде и добывании средств существования.

Поселения и жилища неандертальцев. Предположения об использовании одежды, семейной и общественной организации (праобщина), религиозных верований, искусства. Аргументация и степень достоверности.

Поздние европейские неандертальцы в условиях наступления ледникового климата (вюрмская эпоха) — современники человека современного вида. Генетические различия между поздними палеоантропами и неоантропами.

Возникновение человека современного вида и этапы развития первобытного общества

Завершение антропогенеза и возникновение человека современного вида, неоантропа (Neoanthropus) во второй половине позднего плейстоцена. Области формирования неоантропа (моно-полицентризм) и проблема его видового единства (моно-полигенез).

Гипотезы о происхождении неоантропа: от разных групп неандертальцев, от «пресапиенса» (находки из Сванскомба и Фонтешеваде), от африканских археоантропов.

Принципиальные отличия неоантропа от более ранних ископаемых видов: завершенность естественного отбора, приспособление к окружающей среде на основе ненаследственного социального опыта (трудовой деятельности). Окончательный переход в эпоху позднего палеолита от биосоциального к социальному развитию.

Неоантропы — социальные существа. Биологические признаки и уровень интеллекта. Неоантроп — современник поздних неандертальцев, их генетические различия.

Расширение первоначальной ойкумены расселения неоантропа и расовая дифференциация человечества. Начало сложения в позднем палеолите-мезолите европеоидной, монголоидной, негроидной и промежуточных рас. Процесс расогенезиса. Предположение о приспособительном значении расовых признаков (Г. Ф. Дебец, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев). Видовое единство всех человеческих рас и расовых типов. Морфологические признаки человеческих рас.

Сложение «готовых» человека и общества. Определяющая роль труда и социального опыта в добывании жизненных благ и общественной деятельности. Развитие мышления и речи. Начало образования этнических общностей.

Заселение неоантропом Америки, Австралии и Океании. Начало сложения хозяйственно-культурных типов (ХКТ)

Архаический первобытно-присваивающий этап первобытной эпохи

Сложение ХКТ бродячих охотников и собирателей; специализированных охотников и собирателей тропиков; охотников, рыболовов и собирателей умеренного пояса; пеших таежных охотников; арктических охотников на морского зверя и рыболовов; прибрежных рыболовов и собирателей; охотников, рыболовов и собирателей с зачатками земледелия и животноводства. Развитие домашних производств. Подъем производительных сил.

Развитие половозрастного и общественного разделения труда. Коллективный и индивидуальный труд.

Приручение и одомашнение собаки. Орудийная деятельность. Виды орудий труда и оружия, их специализация. Способы добывания огня. Поселения и жилища. Утварь. Средства передвижения. Одежда и украшения. Приготовление пищи.

Брак и семья. Формы парной семьи (собственно парность, гаремность, полиандрия). Материнский и отцовский счет родства. Локальность поселения супругов. Материнское и отцовское право. Критика концепции так называемого матриархата (гинекократии). Дуальная экзогамия и фратриальная система. Экзогамия, эндогамия и причины их возникновения. Инициации.

Социальные отношения. Первобытное равенство и отношения распределения. Институты управления и власти: общественные, военные, сакральные. Истоки возникновения социального неравенства. Старейшины, вожди, служители культа. Значение престижа и авторитета.

Общественная организация. Формы общественных связей. Локальная группа, проблема рода, племя, союз племен. Община и ее соотношение с локальной группой и родом. Материнский и отцовский род.

Признаки и структура рода. Дискуссия о реальности родовой организации. Возрастная организация и возрастные классы.

Духовная культура. Первобытное изобразительное искусство: настенные росписи, пластика, предметы украшения. Происхождение первобытного искусства. Религиозные верования и причины их возникновения. Магия, анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, табуация, культ мертвых, культ предков и др. и их содержание и формы.

Первобытно-производящий этап первобытной эпохи

Ранние земледельцы субтропиков. Земледельцы и животноводы умеренного пояса. Оленеводы тайги и тундры. Ручные земледельцы тропиков.

Победа в отдельных центрах производящего хозяйства и его постепенное распространение по ойкумене.

Причины и предпосылки возникновения производящего хозяйства в отдельных областях субтропиков Старого и Нового Света. Учение Н. И. Вавилова о «первичных» центрах культивации растений и доместикации животных. «Вторичные» и т.д. центры.

Сущность «приручения», «культивации» и «доместикации». Последовательность процессов. Причины и пути одомашнения растений и животных и использования их полезных свойств.

История культивации растений. История одомашнения животных. Центры и время одомашнения. Исходные дикие виды. Сложение первобытного комплексного присваивающе-производящего хозяйства.

Производящее хозяйство и так называемая «неолитическая революция». Первое крупное разделение труда. Зарождение древнеземледельческой культуры. Орошаемое земледелие. Сложение древнеземледельческих поселений и ирригацигационной системы в аллювиальных долинах. Сочетание орошаемого земледелия и животноводства. Развитие хозяйственно-культурных типов производящего хозяйства и их дифференциация в разных природно-климатических зонах. Способы ведения хозяйства.

Материальная культура. Орудия труда, оружие, предметы быта. Поселения и жилища. Древнеземледельческие поселения. Возникновение укрепленных поселений. История одежды в разных природных зонах. Украшения. Сухопутные и водные транспортные средства. Пища. Возникновение и развитие керамического производства и металлургии.

Семейно-брачные

отношения у ранних земледельцев. Материнская и отцовская семейная община.

Развитие общественных отношений. Собственность на основные средства производства. Возрастание уровня разделения труда. Появление в земледелии избыточного продукта. Предпосылки к возникновению имущественного и социального неравенства. Роль военных столкновений. Превращение войны в регулярный вид промысла. Возникновение патриархального рабства. Возникновение эксплуатации. Институты власти: общественные, военные и сакральные функции.

Общественная организация. Община земледельцев. Кровнородственные и соседские связи. Племена.

Развитие знаний. Искусство. Мифология и дальнейшее развитие религиозных представлений. Земледельческие, скотоводческие, астральные и прочие культы. Культ плодородия и материнства. Родовые и племенные культы.

Рубеж первобытности и цивилизации. Так называемые варварские общества

Патриархально-пастушеский этап

Пастушеское скотоводство и земледелие. Ареалы распространения. Гипотезы о причинах возникновения пастушества. Хозяйство, семья и община. Общественные отношения. Материальная и духовная культура. Библейская эпоха патриархов.

Номадизм

Время и место возникновения кочевничества как следствия разделения труда и приспособления к окружающей среде в аридных условиях. Причины и пути возникновения кочевничества. Историческая роль кочевничества. Кочевое и полукочевое скотоводство. Формы ведения хозяйственной деятельности. Виды и способы кочевания. Виды и породы скота. Место земледелия и различных видов промыслов в номадизме. Войны и грабежи.

Материальная культура: кочевые жилища и поселения-кочевья. Одежда кочевников. Орудия труда и оружие.

Семейная организация как часть социальных отношений. Полигамия. Семейно-брачные отношения. Покупка жен путем уплаты выкупа. Разделение труда в семье.

Общественные отношения. Собственность на основные средства производства: пастбища, скот, водные источники. Характер имущественного расслоения. Формы эксплуатации и зависимости. Отсутствие сословий и классов и монополии на средства производства. Системы управления и власти. Патриархально-племенные (патриархально-кочевые) общественные отношения.

Общественная организация. Общинно-племенная структура. Патриархально-племенные «генеалогические» связи.

Духовная культура. Религиозные представления: магия, шаманизм. Эпос и мифология.

Разложение первобытного общества

Предпосылки и ход разложения первобытно-общинных отношений. Бурное развитие производительных сил как следствие упрочения производящего хозяйства и его эффективности, совершенствования технологической базы, разделения труда. Роль металлургии, домашних производств, торговли. Локальные различия в социально-экономическом и культурном развитии обществ в разных зонах. Возникновение интенсивных форм земледельческо-скотоводческого хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации. Этапы разделения труда. Городские центры и периферия. Разделение физического и умственного труда.

Содержание понятия «цивилизация». Углубление имущественного и социального неравенства. Возникновение государства. Проблема классов. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Институализация власти в ходе сложения государства. Развитие института рабства. Дискуссия о «рабовладельческой формации», «рабовладельческом» и «азиатском» способах производства.

Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации. Расцвет положительных знаний, науки, искусства. Возникновение письменности. Мифология и фольклор. Политеизм.

Судьба первобытных и полупервобытных обществ на периферии государств в Новое и Новейшее время. Ход разложения первобытно-общинных отношений. Так называемые «традиционные» общества в условиях колониальной системы и в современных развивающихся странах.

 

alchnost.com

История первобытного общества. Хронологические рамки, источники, задачи

История первобытного общества.
  1. История первобытного общества. Хронологические рамки, источники, задачи.

История первобытного общества изучает период от появления человека до появления цивилизации.

Начало -2 млн лет до н..э. Источники:

- археология (изучает прошлое по остаткам предметов, находящихся в земле)

- этнография (изучает прошлое по живым культурам)

- палеоантропология (изучает физический облик человека на разных стадиях эволюции)

Задачи:

- вопрос о культурных изменениях

эволюционный процесс

  1. Основные формы культурных изменений, их роль в изучении истории первобытного общества.

Формы культурных изменений

  1. эволюция (прогресс)
  2. деэволюция (регресс)
  3. циклическое развитие

Их роль в изучении истории первобытного общества:

Античность. Принимаются все 3 формы:

Гесиод делил развитие человека на 5 эпох

Демокрит и Тит Лукреций Кар обосновали теорию поступательного развития от худшего к лучшему. Преобладала циклическая идея Средневековье. Другая концепция.

Августин Блаженный (4 в н.э.): человечество развивается по восходящей линии, у истории есть законы.

Возрождение. Идеализация прошлого (античности). Теории циклического развития. В 17в. Зародилось эволюционное понимание, античность перестала быть идеалом.
  1. Причины поступательных культурных изменений (Комулятивное развитие, вызов-ответ).

Арнольд Томби развил теорию о механизме вызова-ответа.

Для перехода общества на новую стадию развития обществу нужен кризис, причина.

  1. Представление о развитии человека и его культуры в античности, средневековье и в начале нового времени.
  2. Однолинейная и многолинейная теория эволюции.
  3. Современная биологическая периодизация, связанная с эпохой становления человека (основы, периоды, содержание).

Биологическая периодизация.

  1. Миоцен (человека не существовало)
  2. Плиоцен (5,5 млн – 1,7 млн лет назад)
  3. Плейстоцен (-Нижний 1,7 -0,73 млн лет назад
оледенения Дунай и Гюнц

- средний 730 – 128 тыс лет назад

оледенения Миндель и Рисс

- верхний 128- 10-12 тыс. лет назад

оледенение Вюрм)

  1. Голоцен
  1. Современная антропологическая периодизация (основы, периоды, содержание).

антропологическая периодизация

  1. австралопитек (гоминиды) 6 – 4,2-1,2 млн лет назад
  2. homo habilis (человек умелый) 2,4 – 1,2 млн лет назад
  3. архантропы: homo ergaster (1,9 млн лет назад) & homo erectus (1,6 – 0,6 млн лет назад)
  4. палеоантропы: homo geidelbergeisis (600 тыс лет назад)
homo neandertalensis (130 – 30 тыс лет назад)
  1. неоантропы: homo sapiens 120 тыс лет назад – наши дни.
  1. Современная археологическая периодизация (основы, периоды, содержание).

Археологическая периодизация

  1. Палеолит:
- нижний: Олдувай (2,5 млн лет назад)

Ашель (1,6 млн – 250 тыс лет назад)

- средний: Мустье (250 - 40 тыс лет назад)

- верхний (40 – 12 тыс лет назад)

  1. Мезолит (13 – 9 тыс до н.э.)
  2. Неолит (сер.9 – 6-5 тыс до н.э.)
  3. Энеолит (5 – 4 тыс до н.э.)
  4. Эпоха бронзы (3 – 2 тыс до н.э.)
  5. Эпоха железа (2 тыс до н.э.)
  1. Современные культурно-антропологические периодизации.

Культурно-антропологическая периодизация

- По типу общин:

  1. первобытное человеческое стадо (праобщина)
  2. ранняя родовая община
  3. поздняя родовая община
  4. первобытная соседская (протокрестьянская) община
- по типу политического устройства
  1. этап мобильных групп охотников и собирателей
  2. сегментарное общество
  3. вождество
  4. государство
  1. Австралопитеки, homo habilis и индустрия Олдувай.

Австралопитеки, homo habilis. Индустрия олдувай

6 млн лет назад появились первые гоминиды – австралопитеки.
  1. Проблема происхождения человека

На рубеже миоцена и плиоцена происходит постепенное похолодание и осушаются некоторые территории. Приматы спускаются с деревьев на землю и встают на 2 ноги. Это первые гоминиды – австралопитеки. Они прямоходящие, вес 70 кг, рост 1,5 м (у самца), половой диморфизм (различие самки и самца), объем мозга 400-500 см3. Люси – австралопитек.

2 группы теорий «почему австралопитеки встали на 2 ноги»:

1. Адаптивные теории.

(это им зачем-то было нужно).Напр. чтобы в саванне подниматься над зарослями и видеть опасность.

Теория мальадаптивности (прямохождение вредно, т.к.сужаются родовые пути, детеныши рождаются менее развитыми)

2. Круриация и прохиация (формы передвижения поддеревьям). Положение тела вертикально, значит, легче слезая с дерева встать на 2 ноги.

Происхождение человека от обезьяны. Исследования Джейн Гудел (она изучала шимпанзе в нескольких национальных парках). Питание: мясо (охота), фрукты. Живут группами по 30-80 особей. Различно поведение самцов и самок. У самца может быть несколько самок. Самцы борются за власть. Шимпанзе используют различные орудия.

В условиях эксперимента высшие обезьяны способны на большее, чем в условиях живой природы.

Переход к более сложным формам поведения обусловлен необходимостью выживания в меняющихся условиях.

2,5 млн. лет назад появились австралопитеки массивные. Масса тела больше, чем у австралопитеков грацильных, челюсти мощнее. Они более приспособлены к среде, чем грацильные. Массивные вымерли 1,2 млн. лет назад.
  1. Homo erectus и Гейдельберский человек.

Homo erectus (архантроп) (1,9 – 1,8 млн лет до н.э.) – человек эпохи Ашель. Длина тела 1,6 – 1,7 м (больше, чем у homo habilis), объем мозга увеличился до 900 – 1000 см3, усложнилась его структура, исчез половой деморфизм. Достижение Homo erectus в его постепенном территориальном распространении. Они покидают свое место появления. Места, где нашли останки: о-в Ява, о-в Чжоукоудянь и в Гаманнисси (Грузия).

Гейдельбергский человек (homo geidelbergensis) – палеоантроп. Эпоха Ашель. Формирование скелета близкое к современному человеку. Увеличение размера мозга до 1400 см3. Останки найдены на территории Европы (вероятнее всего, он там и появился).

Появилась социальная организация. Есть следы строительства жилищ (временных и постоянных, для зимовок).

Тера Амата в р-не Ниццы (раскопана в 1965). Летние шалаши от 3-4 до 6-12 метров. Люди собирали дары моря и жили здесь, а с наступлением холодов уходили на зимовку в постоянные жилища.

Грот Лазаре (1,5 – 3, 5 м). Обнаружены постоянные жилища. У входа найден череп волка (зачатки религиозности?)

Гейдельбергский человек жил за счет охоты и собирательства.

В Европе стали сменяться времена года, появились кочующие стада на которые охотился человек. Оружие – копьё.

Типы охоты:

- бесконечная погоня (человек был самым выносливым существом и хорошо знал повадки животных, об этом рассуждал Луис Лики).

- загонная охота

В Испании обнаружены стоянки человека. Там находилось несколько следов от костров, места, где разделывали туши и кости слонов. Охотились несколькими общинами, слона загоняли огнем в ловушку и забивали копьями. Потом разделывали тушу и делили ее между общинами (кости одного слона найдены у разных костров). Найдена нетронутая половина туши, возможно, жертвоприношение (религиозность?).

нсти одного слона найдены у разных костровщинами ()

  1. Индустрия Ашель. Основные достижения периода Ашель.

Ашель. 1,6 млн. – 120 тыс. лет назад. Отличие в появлении орудий «бифас» (обрабатывается вся поверхность камня) форма орудия каплевидная, что говорит о появлении эстетических представлений. Ашель характерен лишь для некоторых регионов, прежде всего для Африки. Начало приходится на период нижнего плейстоцена. Сильные климатические изменения (похолодания):

- нижний плейстоцен – оледенения Гюнц и Дунай. (Homo erectus)

- средний плейстоцен – оледенения Миндель и Рисс (Гейдельбергский человек)

- верхний плейстоцен – оледенение Вюрм (Homo sapiens).

Ашелю присущи: охота, жилища, каменная индустрия.

  1. Проблема происхождения языка.

Возникновение речи:

- появление способностей к знаковому поведению (язык жестов, жестикуляция)

- возникновение речи

Низкое положение гортани у человека позволяет говорить. Считается, что это качество приобретенное. Речь в зачаточном состоянии появляется у Homo erectus, у Гейдельбергского человека. У последующих форм ( homo sapiens, неандертальский человек) она появляется в полной мере.
  1. Homo neandertalensis (физическое строение, распространение и т.д.)

Неандертальцы похожи на современного человека, но есть различия в скелете:

- мощные надбровные валики

- уходящий назад лоб

- отсутствие подбородочного выступа

Объем мозга 1400 – 1600 см3, масса тела большая (так надо! – это для сохранения тепла, ибо климат поменялся), из-за массы и размер мозга так сильно увеличился.

Место обитания от Средней Азии до Северопалестинского региона, т.е. неандерталец освоил большую территорию.

Неандертальцы строили жилища, используя кости мамонта («мамонтовая архитектура»). Поселение Молодово (в Молдавии): по периметру разбросаны кости мамонта, их использовали для заваливания (в кости упирались жерди).

  1. Индустрия Мустье. Основные культурные достижения периода Мустье.

Новации в области индустрии. Индустрия Мустье. Изготовление орудий: из камня делали заготовку (нуклеус), от нее откалывали кусочки (отщепы), из них делали инструмент. Самый распространенный – скребло. Расцвет этой технологии 120-130 тыс. лет назад.

В период Мустье появилась духовная культура.

  1. Проблема происхождения духовной культуры (погребальный обряд и т.д.)

Медвежьи пещеры (пещеры с большим количеством костей пещерного медведя, специально отсортированных и разложенных по емкостям).

Пещеры Драгенлох и Регурду (Франция)

Пещера Драгенлох обнаружена Эмилем Беккером. В ней 2 каменных ящика: один с черепами, другой с длинными костями.

Регурду обнаружена в 60-х гг. 20 в. профессиональным археологом. Там каменный ящик 2х2 метра с полным расчлененным костяком медведя и останки других особей. Ящик закрыт каменной плитой, рядом – погребение неандертальца.

У неандертальцев появились первые погребения. Умершие в особых позах сложены в специальных местах – ямах. (пещера Шанидар в Ираке).

Там 2 особых погребения:

Шанидар – 1. костяк мужчины в скорченной позе. Он сильно болел при жизни и сам не смог бы добывать себе пищу. Значит он жил при поддержке коллектива.

Шанидар – 4. костяк мужчины в скорченной позе, лежит на боку, без инвентаря. Анализ показал, что могила была засыпана цветами и лекарственными растениями. Возможно, это попытка воскресить умершего? Природа погребального обряда.

Мнения:

    1. Это не погребения, а ямы. В них складывали трупы умерших из гигиенических соображений.
    2. Начало формирования погребального обряда

Бронислав Малиновски й считал, что реакция на смерть у первобытных народов одинакова: страх и любовь к умершему. Отсюда вера в загробную жизнь умершего.

Другие этнографы разбирают погребальный обряд:

Арнольд Ван Геннеп «Обряды перехода». Человек проходит этапы: детство, отрочество, зрелость. Эти границы были четкими, при каждом переходе в новый этап совершались обряды (рождения, инициации, свадьбы, погребальные). Во всех обрядах человек умирает в своем предыдущем облике. Обряды перехода – переход на более высокое социальное положение.

Владимир Яковлевич Пропп изучал волшебные сказки. «Исторические корни волшебной сказки». Он пришел к выводу, что сюжет развивается по одному сценарию: Иван-царевич двигается сначала по обжитому миру, затем натыкается на избушку на курьих ножках. Обязательно нужно, чтобы избушка сама к нему повернулась, потому, что это дверь в «тот» мир и обойти ее никак нельзя! В избушке живет Баба-яга Костяная нога (она наполовину уже в том мире) и избушка для неё - гроб (нос в потолок врос). Оттуда, куда попадет Иван-царевич после посещения избушки, еще никто не возвращался, это неведомое Тридевятое царство-государство! :-)

Слушай сказки, Дружок! Они говорят о путешествии души по загробному миру.

Все это к тому, что люди, которые практиковали погребальный обряд, имели представление о душе, а это говорит о степени их развития.

  1. Проблема происхождения Homo sapiens.

Homo sapiens появились 120 тыс. лет назад, жили в районе Африки. Их тело уже не так массивно, как у неандертальца.

40 тыс. лет назад Homo sapiens пришли в Европу, вытесняя неандертальцев (неясно, куда они исчезли: если это разные виды, то скрещиваться они не могли, значит неандертальцы вымерли. Если это один вид, то они ассимилировались).

Палеогенетика утверждает, что родина sapiens – Африка.

Теория африканской Евы. Исследовали ДНК, передаваемые только по женской линии. Сделан вывод о том, что люди произошли от одной группы людей, большой или маленькой. Собрали генетический материал у разных людей и определили, что все произошли от небольшой группы людей в Африке.

50 тыс. лет назад sapiens появились в Австралии, 40 тыс. лет назад в Европе. Поселиться на Севере (относительно Африки) им помогло наличие культуры.

  1. Индустрия верхнего палеолита. Основные культурные достижения верхнего палеолита (прагматическая сторона культуры).

Индустрия. Орудия. Изменилась форма нуклеуса (болванки, от которой откалывают куски, из которых делают инструмент).От нуклеуса откалывают пластины и из них получают инструмент, например, скребло. Для откалывания куска камня используют клин, по которому ударяют другим камнем, т.е. появился посредник.

Были распространены орудия из кости. Изобретена копьеметалка.

Развивается мамонтовая архитектура. Жилищ такого типа найдено много, они различны по размеру.

  1. Духовная культура верхнего палеолита.

В этот период появляется искусство, происходят изменения в погребальном обряде (к человеку стали класть погребальный инвентарь).

Искусство верхнего палеолита было открыто во 2-й пол. 19 в. Э. Ларте.

Марселино Саутуола обнаружил пещеру Альтамира. Его дочь случайно увидела на потолке изображения. Он сделал доклад, но никто не поверил. Ученые опровергли открытие. Подтвердилось открытие, когда подобные рисунки стали находить и в других местах.

Статуэтки верхнего палеолита. Из кости сделаны изображения женщин. Лица не проработаны, голова наклонена вперед, бедра широкие, обозначена грудь, руки едва заметны (идеал палеолитической женщины). Статуэтки находили в поселениях, часто они были повреждены, значит они выполняли определенную роль и выбрасывались.

Настенное искусство.

Изображение обычно находятся в глубине пещер. Они выполнены краской и для их создания явно нужно несколько человек. Изображаются животные, они не образуют сюжетных композиций. Все изображения узнаваемы, но их объединяет то, что у зверей всегда мощное тело и тонкие маленькие ноги и голова – идеал животного. Поверхность для изображения не имеет границ, поэтому изображения повернуты по-разному и друг от друга не зависят. На предшествующие изображения внимания не обращали, один рисунок наезжает на другой. Значит, изображение выполняло свою функцию, после которой оно уже было не нужно. Встречаются изображения человеческих рук (обведенные руки). Часто руки с увечьями.

Наскальная живопись концентрируется в районе Пиреней (Франция, Испания) и в Каповой пещере (Урал).

Происхождение верхнепалеолитического искусства. Шаги к его появлению:

  1. период Ашеля (стремление делать что-то приятное для глаза)
  2. погребальный обряд
  3. появление искусства как следствие накопления образов

Формы возникновения искусства.

Гипотезы:

  1. Натурального макета. Человеку проще сделать объемное изображение. Сначала он делает макет (например, натянутая на глиняный макет шкура медведя – изображение медведя). Затем рельеф, потом уже рисунок.
  2. Теория макарон. Сначала появилось графичное восприятие: нарисованные рукой волнистые линии, потом уже появился рельеф, объемное изображение появилось последним.
  3. Теория руки. Закрашенные контуры рук как цветовые пятна. Сначала появилось представление о цветовом пятне.
  1. Основные формы первобытной религии по данным этнографии.

Формы религиозных представлений:

  1. анимизм (во всем есть душа)
  2. фетишизм (душа есть в неодушевленных предметах)
  3. тотемизм (предком человека было какое-либо животное)
  4. магия (человек с помощью магических действий способен влиять на мир)
  5. шаманизм (один человек из группы уполномочен общаться с другим миром)
Мир поделен на зоны: реальный мир и сакральный (духи, души).

Представления о магии.

Действия, влияющие на сакральный мир направлены на:

- благополучную охоту (изображение убитого животного)

- воспроизводство животных (животных изображали, чтобы они не исчезли)

На сакральный мир воздействуют с помощью изображения.

Все эти формы представлений зафиксированы этнографически (у живых народов). Неизвестно, когда они возникли в прошлом.

  1. Климатические изменения начала Голоцена. Их влияние на характер хозяйства.

В эпоху голоцена наступило глобальное потепление. Изменяется ландшафт: ледники отходят, освобождается территория на севере, и человек двигается на север. Климат становится влажнее и теплее. Мамонтовая фауна вымирает (остается только Северный олень). Эпоха крупных животных заканчивается.

Реакция человека на изменение климата (2 типа стратегий):

- стратегия отложенного потребления (откладывание пищи на какое-то время, например, собрали злаки и отложили про запас)

- потребление низкоранговых ресурсов (начали охотиться на мелких животных; люди едят все съедобное, занялись собирательством и рыболовством)

  1. Европейский мезолит.

Мезолит – средний каменный век. С этого времени человечество развивается неравномерно на разных территориях. На Дальнем Востоке мезолит начался в 13 тыс. до н.э., в Западной Европе в 10-11 тыс. до н.э.

Глобальное потепление влияет на хозяйство.

Появляются новые изобретения. Лук и стрелы, предметы, связанные с рыболовством. Появились первые лодки. Одомашнена собака (это первое одомашненное животное). Она охраняла жилище, использовалась при перевозке и при охоте.

Индустрия.

Микролиты (маленькие камни) и составные орудия. Микролиты использовались для составления составных орудий в качестве зубцов. Орудия делались из кости или дерева с пазами, в которые потом вставляли микролиты.

Искусство и духовная культура.

Появились отдельные захоронения черепов. Культ головы?

Изменения в искусстве: появился сюжет и ложная перспектива, символы.

Пещера Мас де Азель открыта французским археологом Э. Пьеттом в 1887 году. В ней найдены скопления из галек, на которые нанесены точки, схематичные рисунки.

Изменилось реалистичное изображение животных и людей. На территории Испании обнаружены росписи, относящиеся к Мезолиту. Расположены они в доступных местах. Главную роль в изображениях играет человек. Изображения сюжетны. Самый распространенные сюжеты – сцена охоты или добыча меда диких пчел.

  1. Докерамический неолит Ближнего Востока.

Неолит – новый каменный век. Выделяется по каменной индустрии (шлифованные орудия). В неолите появилась керамика. Начался переход к производящему хозяйству.

Докерамический неолит – эпоха производящего хозяйства без керамики.

Этапы:

  1. протонеолит (мезолит) 12 – 8,5 тыс. до н.э.
  2. докерамический неолит 8,5- 6 тыс. лет до н.э. «А» и «Б»
  3. керамический неолит до 5 тыс. до н.э.
  4. энеолит

Протонеолит.

Натурфийская культура

Употребляются низкоранговые ресурсы. Постепенно входят в употребление злаки. Как именно произошел переход к производящему хозяйству, неизвестно.

Иерихон – это натурфийская деревня, состоящая из крупных построек. 8, 5 тыс. лет назад там было организовано новое поселение. Оно было больше по размеру, люди стали заниматься производящим хозяйством. Появилась монументальная архитектура: город обнесен мощной каменной стеной с башней, внутри которой была лестница. Были общественные зернохранилища и ров. В период Иерхона появилось производящее хозяйство и общественная архитектура. Так структура общества изменилась, усложнилась.

В докерамическом неолите «Б» произошли изменения: перестроены укрепления, размер поселения увеличен, дома стали больше, сформировался новый погребальный обряд.

Найдены погребения без черепов (черепа захоронены отдельно). Черепа обмазывали глиной, т.е. делали скульптурный портрет.

Появились храмовые постройки. Внутри них иногда были скульптуры человека в полный рост. Такие обнаружены в Иерихоне и в Айн- Гхасаль.

В связи с переходом к производящему хозяйству произошел пересмотр духовных основ. Повысилось внимание к аграрным культам. Считалось, что умершие, уходя в тот мир, в землю, могут влиять на плодородие. Появился культ, связанный с черепами.

Через какое-то время пропали все эти сложности. Поселки стали маленькими, погребения обычными…Но! .. появилась керамика.

Происходит деэволюция в области социальных отношений.

Территория Анатолии (ю-в Грузия). Памятник Чатал-Хуюк (сер. 7 – 6 тыс. до н.э.). Поселение здесь построено из кирпичей. Улиц и площадей нет: жилища примыкают друг к другу стенками. Всё сообщение шло через крышу (сотовая организация). Это самое большое поселение эпохи неолита. Внутри построек росписи (схематичные рисунки – цветные треугольники, сюжетные – охота, пейзажи – горы и сам Чатал-Хуюк). Нет изображений собирательства и земледелия. Изображение грифов, поедающих людей.

В погребениях найден обсидиан, его нет поблизости, значит его обменивали на другие товары, откуда-то привозили.

В 6 тыс. исчез и поселок и сложная организация общества.

  1. Центры Вавилова. Проблема перехода к производящей экономике.

Центры Вавилова – регионы, самостоятельно перешедшие к производящему хозяйству.

  1. Средиземноморский
  2. Юго-западно азиатский
  3. Южно-азиатский
  4. Восточноазиатский
  5. Эфиопский
  6. Центральноамериканский
  7. Андийский
Проблема перехода к производящей экономике.

В разных регионах переход к производящему хозяйству происходит самостоятельно. В 8,5 – 5 тыс. до н.э. формируется домашнее хозяйство.

Западно-азиатский центр первый перешел к одомашниванию.

Производящее хозяйство – это реакция на изменение климата.

Проблема: преимущества производящего хозяйства не очевидны. Охотник трудится в несколько раз меньше земледельца, у земледельца меньше белковой пищи, хуже психологическая атмосфера (всегда в напряжении думает об урожае и жена требует шубу!), больше болезней (они передаются от домашних животных). Почему же переход произошел? Производящее хозяйство позволяет увеличить коллектив (добычи от охоты на всех не хватит). Земледельческая культура ведет себя агрессивно по отношению к другим обществам.

gagago.ru


Смотрите также