Серп первобытных людей. Тесты по истории древнего мира 5 класс. Раздел Жизнь первобытных людей «Человек умелый» жил на Земле
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Заключительное занятие по истории Древнего мира по теме: "Первобытное общество". Серп первобытных людей


Древний серп | Кладоискатель

  Постепенно уходит в историю такое орудия труда, как серп. Сейчас его ещё можно приобрести в хозяйственных магазинах, но используют его уже не по назначению. Когда появился первый древний серп сказать трудно. Сначала их делали из камня и даже кости, в которую вставляли острые куски кремния. Серп предназначался для жатвы, не обязательно пшеницы. Наверно они появились, в процессе собирательской жизни человека. Им было удобно срезать плоды, колосья диких сортов зерновых культур и травянистых и камышовых побегов для строительства жилища.  

   Бронзовые серпы.    Древний серп

  С освоением человеком умения плавки меди с оловом (бронзы), человек начал делать бронзовые серпы. Я не думаю, что их делали племена военных кочевников, живущих в основном за счёт набегов и грабежа своих соседей. К сожалению, такая форма существования в древние времена была широко распространена. Но были и мирные жители, создающие поселения в трудно преступных местах и занимающиеся собирательством и первыми основами растениеводства. Такие племена характерны для катакомбной и ямной культур.     

  Бронзовые серпы имели некоторые отличия от современных аналогов.

  • Во-первых, они были небольшие, металл был очень редок и дорог.
  • Во-вторых, лезвие было шире (скорее всего, метал, просто расклёпывался до определённой ширины).
  • В-третьих, хотя они и имели дугообразную форму, но она была не такой совершенной, некоторые из них напоминают строением бумеранга.

    

  Есть серпы, имеющие с одной стороны небольшой загнутый крючок. По мнению Южно-уральского исследователя Завьялова, крючок был необходим для крепления его на запястье или же на поясе, чтобы освобождать руки во время погрузки жатых снопов осоки или камыша.

Всё о древних орудиях труда.   

   Железные серпы.    

  Характерные представители железных серпов встречаются в культурном слое раннего средневековья, времена Хазарского Каганата. Навряд ли, сами хазары их ковали и производили им сельскохозяйственные работы. Некоторую осёдлую жизнь, опираясь на временное спокойствие благодаря хазарскому военному правлению, вели вассальные племена аланов, булгар и ранних славян, пришедших на Дон с севера. Они выращивали такие культуры, как

  • горох,
  • рожь,
  • просо
  • и ячмень.

  Часть отдавали в качестве налога государству, часть продавали купцам, движущимся по новому северному шёлковому пути через территорию Донского края.     

  На городищах раннесредневекового периода найдены ямы-хранилища для зерна временные и капитальные, имеющие глиняную обмазку и обжиг.

О предметах упряже и снаряжение конного воина.    

   Серп в качестве оружия.    

  Хотя серп это орудие труда и относится к мирному периоду, но он легко мог превратиться в грозное оружие. Известны случаи, когда взбунтовавшиеся крестьяне брали его на вооружение. В восточных странах до сих пор известны боевые виды серпов. Поэтому трудно исключить, что древние бронзовые или железные серпы применялись в качестве оружия для защиты своей семьи и племени.

           <<< предыдущий материал                                  следующий материал >>>

                                                 страница раздела >>>

Поделиться информацией в социальных сетях:

      Интересные материалы сайта   

donovedenie.ru

Параграф 5. Появление неравенства и знати

1. Почему стало возможно и выгодно вести хозяйство силами одной семьи?

Вести хозяйство силами одной семьи стало возможно и выгодно по причине изобретения плуга, появления медных, а потом железных орудий труда, использования животных для рыхления земли. Все это облегчило жизнь людей и отпала необходимость в совместном труде.

2. Почему не могло быть богатых и бедных среди охотников на мамонтов?

Охота на мамонтов предполагала совместный труд, так как убить мамонта один человек не мог. Результат охоты зависел от общих усилий и делился на всех поровну. В то же время при занятии земледелием люди надеялись в первую очередь на себя, и те, кто был более старательным, становились богаче.

3. Почему знатные люди были заинтересованы в военных походах?

Знатные люди были заинтересованы в военных походах, так как таким образом они увеличивали свои богатства, плодородные земли и становились еще более уважаемыми.

4. В чем проявлялось неравенство между людьми?

Неравенство между людьми проявлялось в том, что одни были богаче, другие беднее, одни имели больше земель, предметов труда, были более уважаемы и имели больше власти, а другие меньше.

Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей»

1. Кого называют первобытными людьми?

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

2. Где и когда, по предложениям ученых, жили древнейшие люди?

Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке, где археологи находят кости людей, живших более двух миллионов лет назад.

3. Сравните древнейших людей и «людей разумных». В чем между ними различие? В чем сходство?

Древнейшие люди отличались от «людей разумных» внешним видом. Древнейший человек очень напоминал обезьяну: у него было грубое лицо с широкими приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у древнейших людей, в отличие от «людей разумных» была еще не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Древнейшие люди, в отличие от «человека разумного», еще не умели разговаривать. Сходство между древнейшими людьми и «человеком разумным» можно же определить в следующем: и первые, и вторые жили группами – общинами, также и те, и те начали изготавливать примитивные орудия труда.

4. Как овладение огнем изменило жизнь первобытных людей?

Овладение огнем коренным образом изменило жизнь первобытных людей: огонь помогал согреется и не замерзнуть ночью или зимой, разгонял мрак, отпугивал диких зверей, помогал при охоте, кроме того, еда, приготовленная на огне была значительно вкуснее и питательнее, чем сырая.

5. Какие изобретения и открытия первобытных людей вы знаете?

Первобытные люди изобрели первые орудия труда: рубила, копья, потом были изобретены лук и стрелы для охоты, гарпун для ловли рыбы, открыли огонь и все его положительные свойства.

Позже были изобретены орудия труда для земледелия: серп, каменные топоры, железный плуг и др. Также было изобретенная первая глиняная посуда, прядении и ткачество, что привело к появлению одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

6. Кого и где изображали древнейшие на Земле художники?

Древнейшие художники изображали тех зверей, на которых охотились или которым поклонялись. Изображали их древнейшие люди на стенах пещер.

7. Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?

Первые религиозные верования первобытных людей были связаны с верой в то, что определенными действиями можно повлиять на результат охоты, так возникли колдовские обряды. Кроме того, первобытные люди верили, что животные и люди могут чудесным образом превращаться в друг друга, так появилась вера в оборотней.

Немного позже у первобытных людей появилась вера в сверхъестественное существо – душу. Люди начали верить, что души предков переселились в далекую «страну умерших» и там им необходимы все те предметы, которыми умершие пользовались при жизни: орудия труда, обувь, одежда, еда и др.

8. Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей. Почему ученые так думают?

Ученые считают, что превращение земледелия и скотоводства в главные занятия коренным образом изменило жизнь людей, потому что после перехода к земледелию и скотоводству произошли значительные перемены. Начала распадаться родовая община, так одна семья могла сама себя прокормить Появилось неравенство между людьми: одни были богаче, другие беднее. Знать стала вести войны за богатства и земли, появились первые рабы.. Появились первые ремесла и началось разделения труда: кто-то был земледельцем, кто-то скотоводом, кто-то ремесленником (гончаром, занимался ткачеством и др.). Стали появляться первые города, росла власть знати, они становились царями – правителями государств.

9. Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, «страна мертвых»

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.

Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.

Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.

Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.

Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.

Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.

Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.

Племя – это группа людей, объединенных каким-либо признаком (например, верой в единого предка и др.).

Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.

Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.

Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.

Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.

Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.

Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.

Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.

«Страна мертвых» - это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

1. Какой существовавший в древности счет лет – у египтян или у римлян – удобнее? Чем удобнее?

Удобнее в древности был счет лет у римлян, так как они вели его со дня основания города Рима, а египтяне со дня начала правления нового царя. Поэтому, когда умирал царь, у египтян счет лет начинался с начала, а вот у римлян он был беспрерывный.

2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

Наша эра длиться 2015 лет или полных 20 веков.

3. Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? Какой год был предшествующим?

Раньше был 40-й год до нашей эры, перед ним был 41 год до н.э.

5. Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?

За 40-м годом до н.э. следовал 39-ый год до нашей эры, предшествующим был 41 год до н.э.

6. Сколько лет назад началось восстание Спартака?

Восстание Спартака произошла в 74 году до н.э. Сейчас 2015 год. Значит, восстание Спартака произошло 2089 лет назад (2015+74).

8. Какой их двух городов – Москва или Рим – был основан раньше? На сколько раньше.

Раньше был основан Рим – в 753 году до н.э. Москва была основана в 1147 году нашей эры. Значит, Рим возник раньше Москвы на 1900 лет раньше.

resheba.com

Заключительное занятие по истории Древнего мира по теме: "Первобытное общество"

Разделы: История и обществознание

Цели урока:

  • обобщить знания учащихся об истории и культуре первобытного общества;
  • осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
  • развивать познавательную активность и умение работать в группах.

Оборудование:

  • макет “Машины времени”;
  • карточки с заданиями;
  • таблицы.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Дорогие ребята! Приходилось ли вам путешествовать по необъятным просторам Казахстана, шагать по изрезанным весенними водами оврагам, по выжженным знойным солнцем пескам с причудливыми, манящими миражами, карабкаться по горам, подниматься по раскаленным барханам? Ночевали ли вы в палатке или просто кошме под бесконечной глубиной ночного неба, ели ли вы неприхотливую пищу, пропахшую дымком походного костра? Что интересовало вас, с какой целью вы входили в мир природы, не так уж и важно, но каждый ваш поход был путешествием в мир удивительный и прекрасный! Сейчас мы с вами совершим путешествие в первобытное общество. Мы отправляемся в наше путешествие с командами знатоков, которые должны будут показать свои знания, проявить познавательную активность в изучении истории первобытного общества.

Организационная часть урока

Класс делится на команды – племена по 5-6 учеников. Каждая команда должна придумать себе название. Учащимся оглашаются правила игры. В роли ведущего выступает учитель, который оценивает ответы команд. Устанавливается “Машина времени”.

Ведущий.

На пульте вы должны правильно выбрать кнопку, чтобы переместиться в далекое прошлое.

Ведущий.

Всех поздравляю! Выбор сделан правильно! Команды готовы к испытаниям? Если готовы, тогда мы начинаем наш первый конкурс, который называется “Предки современного человека”.

Каждая команда получает рисунок “Этапы формирования современного человека”.

Командам необходимо подписать под рисунками названия предков современного человека.

Ответ: 1 – австралопитек, 2 – питекантроп, 3 – неандерталец, 4 – homo sapiens (человек разумный)

Ведущий.

Путешествие продолжается, и вас ожидает следующее испытание – конкурс “Историческая наука”.

Каждой команде выдается карточка со словами “Вы недавно вернулись из археологической экспедиции…” и предложением продолжить рассказ.

Ведущий.

Камень нередко называют молчаливым свидетелем древних эпох. Это верно лишь отчасти. Попав в руки археолога, камень обретает свой “голос”. А я объявляю новый конкурс “Говорящий ориентир”. Необходимо по рисункам изображенных камней назвать орудия труда, определить, в какой период они были изготовлены.

Ответ: на рисунке изображены скребла, ручные рубила, наконечники копья.

Ведущий.

Вас ожидает новое испытание – конкурс “Достижения первобытных людей”.

Командам выдаются карточки со словами в двух колонках. Необходимо соединить правильные ответы стрелками.

1. Шкура

2. Бивни

3. Сухожилия

4. Мясо

А. Еда Б. Нитки В. Веревки Г. Тетива лука Д. Жилье Е. Одежда Ж. Орудия труда

Ведущий.

Вы знаете, что для лучшей сохранности продуктов человек научился изготавливать из глины посуду. Я объявляю конкурс “Первобытный гончар”.

Команды получают куски пластилина и лепят сосуды, затем наносят на сосуды рисунок так, чтобы он помог уберечь его содержимое от злых духов (рисунки должны располагаться по горловине сосудов).

Ведущий.

Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ. А я объявляю конкурс “Логика”.

Ответ: еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.

Ведущий. Посмотрите, эти рисунки принадлежат руке первобытного человека (показывает наскальные рисунки). Не верится, что рисунки первобытных людей могли быть такими совершенными.

 

Команды получают набор разноцветных карточек: черную, темно-коричневую, светло-коричневую, желтую, светло-зеленую, темно-зеленую, красно-коричневую, синюю, белую, алую, серую. Из предложенных цветов нужно выбрать карточки того цвета, которые мог использовать первобытный художник.

Ответ: первобытный художник мог использовать только те краски, которые давала ему природа. Например, разные оттенки желтого и желто-коричневого он получал из светлой охры и охры золотистой, черную краску – из сажи и угля, белила – из известняка.

Ведущий.

Объявляю следующий конкурс “Музыкально-танцевальный”. Первобытные люди любили танцевать. В своих танцах они рассказывали о событиях прошедшего дня, о своих чувствах. А вы должны рассказать о том, что увидите в танце, которые для вас подготовили древние охотники.

Выходят охотники – заранее подготовленная группа учащихся – и исполняют ритуальный танец, имитирующий охоту. Команды должны рассказать, что они смогли узнать из этой танцевальной инсценировки.

Ведущий.

Наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся назад в будущее и нажмем на “Машине времени” кнопку с надписью “ХХI век”. Я считаю, что мы справились с поставленными перед нами задачами.

Далее учитель объявляет имена наиболее отличившихся учащихся и выставляет оценки за урок каждому ученику.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Знание первобытных людей | Рефераты KM.RU

Знание первобытных людей

Всего 120 лет назад учёные не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры, где на протяжении 40 метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в страшных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, чёрную и коричневую краски, добился удивительной живости и объёмности рисунков. Никто из учёных долгое время не верил, что рисунки Алтамира созданы десятки тысяч лет назад. Да и как поверить, что люди, не знавшие металлов, н6е умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника! Поверить пришлось, вместе с рисунками были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней - быстрыми и стремительными, мамонтов – массивными, тяжёлыми, с высоким выпуклым затылком. Часто изображали зверей, поражённых копьями, истекающих кровью. Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений. Естественных причин этих явлений люди не знали. У них присутствовала вера в то, что между животными и их изображениями, созданными художниками, существует сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Если нарисовать раненное животное или поражённое копьём, то это поможет добиться успеха на охоте.

Разгадать смысл и назначение пещерной живописи учёным помогли наблюдения за несколькими племенами Австралии. Главным их занятием были охота и собирательство. Однако перед охотой, племя совершало колдовской обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное.

В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревни и камни, и другие предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они будто бы помогают или вредят людям. Таким образом люди пытались объяснить явления, происходящие вокруг них.

У людей возникла вера в то, что в каждом человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит он ничего не замечает и не слышит, значит душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Несколько больших отрезков истории названы именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Каменным векомназывается древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом, но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад. Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Счёт лет, которым мы пользуемся, связан с почитанием Иисуса Христа. Христианская религия, вера в Иисуса Христа распространилась по странам. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Люди придумали взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, так дело идёт быстрее, но слишком много сил требуется для пахотной работы. Человек начал использовать тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Так возник плуг. В плуг запрягали быков. Плуг рыхлит и такую твёрдую землю, которую не возьмёт мотыга. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей. На смену родовой общине пришла соседская община. Развивался обмен. Если каждая семья самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Некоторые становились богаче грабежом. Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь, который собирал людей для походов на соседние племена. Часть добычи вождь забирал себе. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Вождь племени и его приближённые приобрели известность знатных людей. Их дети пользовались почётом. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Захваченных на войне делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жила знать, находились святилища – места, где стояли идолы. А вожди становились правителями государства.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/

Дата добавления: 26.12.2002

www.km.ru

«Древнейшие люди»

Задания для закрепления изученного материала Тест по теме «Древнейшие люди» Вариант 2 А1. Восстановление и объяснение хода исторических событий учеными – это

1) эволюция

2) научная реконструкция

3) этнография

4) раскопки А2. Ученые считают, что прародиной древнейшего человека является

1) Восточная Африка

2) Северная Африка

3) Южная Америка

4) Австралия А3. Прочтите отрывок из книги и укажите название животного, о котором идет речь.

«Ао подошел к обрыву и уверенным взмахом копья начертил на гладком отвесе очертания зверя. Это был горбатый слон на толстых ногах. Он был покрыт прядями длинных волос и высоко поднимал концы могучих клыков…»

1) носорог

2) бизон

3) мамонт

4) африканский слон

А4. Древнейшие орудия труда первобытных людей

1) мотыга и серп

2) палка-копалка и дубина

3) гончарный круг и веретено

4) гарпун и копье А5. Отличием человека от животного является его способность

1) охотиться

2) прожить в одиночку

3) владеть речью

4) строить жилище А6. Какую роль сыграл огонь в жизни первобытного человека?

1) люди перестали зависеть от природы

2) люди перестали нуждаться в одежде

3) огонь привлекал животных к жилищу человека

4) люди с помощью огня изготавливали орудия труда А7. Одно из древнейших занятий людей

1) охота

2) ремесло

3) скотоводство

4) торговля А8. Коллектив древнейших людей – это

1) праобщина

2) родовая община

3) соседская община

4) племя А9. Каков был древнейший способ добывания пищи?

1) рыболовство

2) скотоводство

3) собирательство

4) земледелие А10. Какое событие произошло примерно 100 тысяч лет назад?

1) появился человек разумный

2) люди научились обрабатывать металлы

3) люди перешли к земледелию и скотоводству

4) появились первые стоянки первобытных людей В1. В приведенном перечне отличий человека от животного укажите два верных ответа из предложенных.

Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их.

1) забота о потомстве

2) прямохождение

3) добывание пищи

4) продолжение рода

5) способность к творчеству

О т в е т: ________________________

В2. Расположите в правильной последовательности появление типов древнего человека

А) питекантроп

Б) неандерталец

В) человек современного типа

Г) австралопитек О т в е т:

Источник: Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2011. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы).

http://my-shop.ru/_files/product/pdf/60/597452.pdf

Поделитесь с Вашими друзьями:

estoriya.ru

Тесты по истории древнего мира 5 класс. Раздел Жизнь первобытных людей «Человек умелый» жил на Земле

Итоговые тесты

по истории древнего мира 5 класс. Раздел 1. Жизнь первобытных людей

  • Группы древнейших людей, вооруженных дубинами, заострёнными палками, камнями нападали на крупных животных. Мясо убитых животных они использовали в пищу. Такое занятие называется: а) собирательство; б) охота.

3. Соотнесите определение и понятие. Обработка земли (выращивание пшеницы или ячменя) с использованием главного орудия труда мотыги – это:

а) собирательство; б) охота; в) мотыжное земледелие.

4. Скотоводство возникло из:

а) собирательства; б) бортничества; в) охоты. 5. Знать – это: а) богатые люди, устанавливающие свою власть над общинами и племенами; б) трудолюбивые бедные земледельцы, обрабатывающие поля

6.Сравните внешний облик и деятельность «человека умелого» и «человека разумного»:

а) умение разговаривать; б) умение ходить на двух ногах; в) умение изготавливать орудия труда.

г) умение планировать свои действия

Черты сходства Черты различия
7.Соотнеси периоды жизни первобытных людей и их орудия труда
  • 2 миллиона лет назад а) мотыга, серп
  • 40 тысяч лет назад б) палка-копалка, дубина
  • 13 тысяч лет назад в) плуг, металлические орудия
  • 6-7 тысяч лет назад г) гарпун, копьё

8.Назовите признаки присущие человеческому стаду, родовой общине и соседской общине и расположите их в таблице.

а) этот коллектив не был постоянным; б) в коллективе жили только родственники; в) родичи трудились сообща; г) в коллективе имущество было общим.

д) в коллектив входили не только родственники, но и соседи.

е) у каждого члена общины был свой участок земли, дом, орудия труда

Человеческое стадо Родовая община Соседская община

9. Составь рассказ о жизни первобытных людей по картинке, используй следующий план:

1.период жизни древних людей

2.орудия труда

3.занятия

4. образ жизни.

Поделитесь с Вашими друзьями:

estoriya.ru


Смотрите также