3. Проблема антропогенеза. Основные характеристики первобытного общества. Антропогенез и особенности культуры первобытной эпохи
Антропогенез и первобытная культура
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Культура первобытного общества. Антропогенез начинается, русские предполагают – 3,5 млн. лет назад, иностранные – 7 млн. лет назад.
Каменный век – до 3. тыс до н. э.,
бронзовый век – с 3 по 1 тыс до н. э.,
железный век – с 1. тыс до н. э.
Каменный век:
А) палеолит – древний камень – 3-2,5 млн. лет назад, начало антропогенеза;
Б) мезолит – средний камень – 12 ты до н. э.- 8 ты. До н. э.;
В) неолит - с 8 тыс. – 3 тыс. до н. э.
Антропогенез – выделение человека из животного мира.
Основные этапы антропогенеза:
1. архантроп.
Архантропы: австралопитек – южная обезьяна. Рост – 1, 5 метра, вес – 40 кг, черная кожа густая растительность, питались ягодами. Существовали орудия труда – рубила, тяжелые камни первичной обработкой. Не было речи, ученые не все считают его первым человеком. НОМО: питекантроп
–Homohabilis –умелый, Homoerectos – прямоходящий. Мало изучены учеными. Питекантроп (петикос – обезьяна, антроп. – человек). Скошенный лоб, тяжелая нижняя челюсть – употребляет мясо, пользовались огнем в природном виде. Синантроп
– китайский человек – поддерживал огонь, пользовался рубилами – но более совершенными. Появляется скребок. Западные ученые считают, что у них была религия – каннибализм, ели предположительно мертвых. Жили в теплом климате, первобытным стадом, нет семьи
2. палеоантропы – первобытные люди.
Палеоантропы: неандерталец (хомо сапиенс архаикус – человек разумный. Древний). Вес до 100 кг, рост до 180 см, тяжелое туловище, короткие ноги, густая растительность, добывали огонь. Революция хозяйства и культуры: копья, дротики, носят одежду. В это время похолодание – вся территория тундра и лесотундра. Охота на мамонта с загонной охотой. Хранили мясо в «холодильнике». Появились могильные захоронения, появляются первые табу, появляются первые формы верований – магия, создание идолов.
3. неоантропы – новые люди – современный человек.
Неоантропы (хомо сапиеннс сапиенс). Кроманьонец активно вытесняет австралопитека. (Тонкокостная обезьяна – кроманьонец, ширококостная –австралопитек.) Очень развита интуиция. Первые картинные галереи. Нарисовано с фотографической точностью – хорошо развита затылочная часть.
Искусство верхнего палеолита и мезолита – все виды изобразительного: графика (рисунки и силуэты), живопись изображения в цвете – минеральные краски, отличаются высоким реализмом и драматизмом, скульптура из камня и глины, барельефы. Барельеф
– это узкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона. Декоративное искусство – резьба по камню кости. Появляются первые муз инструменты – флейты, колотушки. Искусство носило ярко выраженный ритуальный характер, служило культурным целым, было религиозно. Миф – сказание, представление народов о происхождении мира – это форма мироощущения основывалась ан внутреннем родстве человека с миром, в котором человек не царь природы, а лишь часть мистически сопричастная всему космосу и связанному с ним.
В мезолите идет формирование рас, появляются первые символы- петроглифы. Боялись технических новшеств, нарушить экосистему.
Эпоха неолита. Большая рождаемость, миграция. Первые ранние городские поселения. Земледельческие центры: Иордано-Палестинский (Иерихон), Малоазийский (Ходжилар), Месопотамский (Джарно). Дом строится из сырцовых кирпичей, появляется керамика, ткачество, орнаментизация рисунка. Хозяйство земледельческое и скотоводческое. Расцвет материального труда петроглифов становится больше, развиваются прикладное искусство, где конструкция изображения и узор представляют собой единое целое. Большое значение уделяется предметам повседневного значения, художественная роспись, вышивка, аппликация. Усиливается культ Солнца и луны. Роль женщины уменьшается.
Эпоха палеометалла
включает в себя энеолит: медно - каменный век. Появляется медные предметы, украшения, оружия. И бронзовый век. Завершается переход к производящему хозяйству, первое крупное общественное разделение труда. Переворот в положение полов, переход к отцовскому роду, патрилокальные поселения. В это время изобретены колесный транспорт, верховая езда. Заложены основы цивилизации.
Появляются крупные поселения – городища, строятся первые крепости, возводятся монументальные каменные сооружения – мегалиты:
Кромлех – круглый камень. Это круговые постройки астрономического. Ритуального значения, а возможно еще и другое назначение – Стоунхендж.
дольмены – погребальные сооружения (доль – стол, мены – камень). Погребальные сооружения в виде огромного размера каменных глыб, поставленных вертикально и покрытых с верху массивной плитой ( Крым, Кавказ, Англия, Франция).
менгир – каменные столбы огромных размеров, могут быть с высеченным человеческим лицом, его значение не известно, находят по всему миру. Возможно, охраняли ритуальную территорию.
students-library.com
5. Проблема культурного антропогенеза. Типологические черты первобытной культуры.
Материалистическое мировоззрение рассматривает человека как продукт длительной биологической эволюции. Человека отличает особая физическая конституция (развитая рука, большой объем головного мозга, особое строение гортани, высокочувствительные сенсорные органы), все то, что принято называть культурой: способность к рациональному мышлению, речь, самосознание, орудийно-трудовая деятельность, ориентация на нормы, ценности и традиции.
Как же произошло выделение человека из природного мира? Очевидно, что этот процесс носил многофакторный, комплексный характер, в котором активная роль принадлежала и труду, и сознанию, и речи, и социально-нравственным нормам, и мифологии, и религии, и ритуальной практике. Важнейшей проблемой здесь является определение решающего аспекта антропогенеза. Иными словами: какой вид жизнедеятельности прапредков человека сыграл в этом главную роль? Можно выделить три основные позиции по этому вопросу.
I. Трудовая теория Ф. Энгельса, которая в отечественном обществознании долгое время считалась единственным объяснением антропогенеза. Согласно Энгельсу, человека создал труд, который сделал необходимым тесное сотрудничество людей, постоянное общение, приведшее к появлению речи из первоначального языка жестов. Преобразование природы в производственной деятельности было невозможно без познания, без выяснения объективных свойств предметов и тех сложных опосредованных связей, которые существуют между этими предметами и витальными потребностями человека. Отметим, что процесс антропогенеза в трудовой теории связан в первую очередь с возникновением материальной культуры.
II. Символическая теория Э. Кассирера, согласно которой биологическим источником антропогенеза является неспециализированность протолюдей как вида. Причём в первую очередь это выражалось в отсутствии соответствующих инстинктов или их нестойкости, что вынуждало проточеловека копировать поведение других биологических видов. Необходимость такого копирования вызвала к жизни символическое обозначение заимствуемых поведенческих программ. Таким образом, человек в первую очередь начал производить не орудия труда, а символы. Как видно, Кассирер, в отличие от Энгельса, первым шагом антропогенеза видит возникновение элементов духовной культуры.
III. Игровая теория Й. Хейзинги. Голландский исследователь решающую роль отводит феномену игры, который имеет корни в царстве животных, но приобретает принципиально новые черты в человеческом обществе. Главная особенность игры как деятельности человека – это её свобода от инстинктивного наполнения и символическая насыщенность. Здесь Хейзинга близок Кассиреру, но игра у него охватывает не только сферу духа, но все аспекты бытия человека, становится универсальным феноменом.
Так или иначе, в процессе антропогенеза происходила напряженная внутривидовая борьба по признакам сообразительности, степени развития речи, умений и навыков орудийной деятельности. Процесс биологического формирования вида homo sapiens был очень длительный, он продолжался от 3 до 3,5 миллионов лет и закончился 50-40 тысяч лет назад формированием кроманьонца – человека, имеющего современный внешний вид и мозг, готовый к восприятию сложных интеллектуальных и культурных программ. Биологические и социальные факторы дополняли и стимулировали друг друга в этом процессе.
С появлением кроманьонца процесс биологического совершенствования прекратился, эволюция перешла на надорганизмеиный, сверхприродный уровень. Начался отбор не на уровне индивидов, а на уровне популяций, племен, народов, в процессе которого выживали и сохранялись организационные общественные структуры, отличающиеся большей сплоченностью, более крепкими традициями, более строгим соблюдением, сохранением социальных норм и навыков.
Первые социальные нормы были призваны поддерживать внутривидовый мир, способствовать объединению и солидарности членов рода и племени. Таковы были нормы, запрещающие убийство соплеменника, что являлось социальным способом прекращения внутривидовой борьбы. Была установлена норма экзогамии, запрещающая половые связи внутри рода. Были нормы, обязывающие охранять, заботиться и кормить не только детенышей и самок, но всех членов племени. Тем самым под защиту были взяты старики, эти живые хранители необходимой для выживания племени информации, умельцы и мастера, которые не отличались физической ловкостью и силой. Тенденция рассматривать каждого члена племени как ценность была установлением нового порядка, поскольку природа уничтожает особи, миновавшие детородный возраст, неспособные воспроизводить потомство.
Формирование человеческого сообщества означало, что, наряду с наследственностью, а нередко и вместо неё, появилась преемственность культуры, которая передавалась не через гены, а через обучение, воспитание, показ и пример, через традиции, мифы, религию.
Прекратился процесс видообразования, через обучение и воспитание появился новый вид памяти, уже не генетической, а социальной. Социальная эволюция снизила непосредственную приспособленность человека к среде обитания, которая существует у животных: органы человека оказались неспециализированными, а сам он – чрезвычайно пластичным. Благодаря этому человек с помощью орудий труда мог любую среду приспособить к своим потребностям, что позволило ему расселиться по всему земному шару, овладеть огнем, приручить животных, изобрести простейшие инструменты, а позднее – перейти от собирательства к земледелию, скотоводству и ремеслу (так называемая неолитическая революция
Для первобытной культуры характерны медленные темпы изменений, средств и целей деятельности. Все в ней ориентировано на повторение некогда сложившегося образа жизни, обычаев и традиций. В ней господствуют сакральные (священные), канонизированные представления в сознании человека.
Главная черта первобытной культуры - синкретизм(соединение), то есть нерасчлененность ее форм, слитность человека и природы. Деятельность и со знание первобытных людей отождествляется со всем, что они видят вокруг себя: с растениями, с животными с солнцем и звездами, с водоемами и горами. Эта связь проявляется в художественно-образном познании мира, в его религиозно-мифологическом толковании.
Вторая отличительная черта первобытной культуры — ее бесписьменность. Этим объясняются медленные темпы накопления информации а также замедленное социальное и культурное развитие. Синкретизм, то есть нерасчлененность, имел свои корни в производственной деятельности первобытных людей: охота и собирательство были унаследованы человеком от животных способов потребления природы, а изготовление орудий труда явилось сродни созидательной деятельности человека отсутствующей в природе. Итак, первобытный человек, вначале по природе своей собиратель и охотник и только значительно позже скотовод и земледелец. Постепенно складывались элементы духовной культуры. Это:
• первоэлементы морали;
• мифологическое мировосприятие;
• ранние формы религии;
• ритуальные обрядовые действа и начальное пластическое изобразительное искусство. Главным условием начала культурного процесса, явился язык. Речь открыла путь к самоопределению и самовыражению человека, сформировала устное вербальное общение. Это дало возможность опираться не только на коллективный строй мысли, но и иметь собственное мнение и размышления по поводу отдельных событий. Человек начинает давать имена предметам, явлениям. Эти имена становятся символами. Постепенно предмет, животные, растения, да и сам человек получают свое, обозначенное словом место в действительности и формируют тем самым общую картину культуры древнего мира. Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, то есть запрета половых связей и убийств членов своей группы, которые осознаются, как кровные родственники. С помощью табу регулируется распределение пищи, охраняется неприкосновенность вождя.Слово табу переводится, как запрет, а сам процесс табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровнородственную связь между родом и священным растением или животным. Первобытные люди признавали зависимость от этого животного или растения, поклонялись ему.
На ранней стадии первобытного общества язык и речь были еще очень примитивными. В это время главным коммуникационным каналом культуры являлась трудовая деятельность. Передача информации касательно трудовых операций происходила в невербальной форме без слов. Основными средствами обучения и общения сталипоказ и подражание. Определенные эффективные и полезные действия становились образцовыми и затем копировались и передавались от поколения к поколению и превращались в утвержденный ритуал. Поскольку причинно-следственные связи между действиями и результатами при недостаточном развитии языка и мышления плохо поддавались сознанию, постольку ритуалами становились и многие практически бесполезные действия Вся жизнь первобытного человека состояла из выполнения множества ритуальных процедур. Значительная часть из них не поддавалась рациональному объяснению, имела магический характер. Но для древнего человека магические ритуалы приставлялись столь же необходимыми и эффективными, как и любые трудовые акты. Особой разницы между трудовыми и магическими операциями для него не было.
Мир смыслов, в котором жил первобытный человек, задавался ритуалами. Они были невербальными « текстами» его культуры. Знание их определяло степень владения культурой и социальную значимость личности. От каждого индивида требовалось слепое следование образцам; творческая самостоятельность исключалась. Индивидуальное самосознание развивалось слабо и практически полностью сливалось с коллективным. Проблемы нарушения социальных норм поведения противоречия между личными и общественными интересами не существовало. Индивид просто не мог не выполнять ритуальных требований. Невозможным для него было и нарушать запреты — табу, которые охраняли жизненно важные устои коллективной жизни (распределения пищи, недопущение кровно-родственных половых связей, неприкосновенность особы вождя и т. д.).
Культура начинается с введения запретов, которые пресекают асоциальные проявления животных инстинктов, но вместе с тем и сдерживают личную предприимчивость.
С развитием языка и речи формируется новый информационный канал — устное вербальное общение. Развивается мышление и индивидуальное сознание. Индивид перестает отождествляться с коллективом, у него появляется возможность высказывать различные мнения и предположения по поводу событий, действий, планов и т. д., хотя самостоятельность мышления еще долгое время остается очень ограниченной. На данном этапе духовным основанием первобытной культуры становится мифологическое сознание. Мифы объясняют все, несмотря на малость реальных знаний. Они окутывают все формы жизнедеятельности людей и выступают, как основные «тексты» первобытной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы скрепляет взгляды сообщества на окружающую действительность, и, вместе с тем отделяет его от «чужаков».
В мифах закрепляются и освящаются практические сведения и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче от поколения к поколению накопленный в течение многих веков опыт сохраняется в социальной памяти. В слитном недифференцированном («синкретичном») виде первобытная мифология заключает в себе зачатки основных областей духовной культуры, которые выделятся из нее на последующих ступенях развития, — религии, искусства, философии науки. Переход от первобытного общества к более высоким ступеням общественного развития, к более развитым типам культуры в разных регионах Земли происходил по-разному.
Первоначальные формы религии можно считать и первыми формами духовной культуры. Перечислим их:
• тотемизм — (totem — «его род») — поклонение рода, племени животному, растению или предмету, который считается предком рода;
• анимизм — (anima — «душа») — вера в существование духов, в наличие души у людей, животных, растений;
• фетишизм — вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
• магия — вера в действительность особых обрядов (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).
studfiles.net
3. Проблема антропогенеза. Основные характеристики первобытного общества.
Рассматривать возникновение культуры нужно с возникновением человека, т.е. чтобы решить проблему возникновения культуры, нужно рассмотреть проблему возникновения человечества. Выделяются шесть аспектов: вопрос о непосредственных предках человека, о времени появления первых людей, о прародине человечества, основные стадии и движущие силы антропогенеза. Антропогенез - выделение человека из животного мира, появление человека разумного. В советской науке было предложено делить весь процесс, приведший к возникновению современных людей и их общества, на три стадии: 1) Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков; Первый скачок: "обезьяна-обезьяночеловек" 2) Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей; Второй скачок: "обезьяночеловек-человек". З) Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных. В его основе лежит все та же логически порочная идея линейного "прогресса", ступенями которого служат качественные скачки. Гораздо более обоснованным представляется другой подход, в котором имеет место единственное качественное преобразование системы. Оно совпадает с переходом от животных к людям, то есть со стадией австралопитеков. Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и люди прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный. Происходили многочисленные мутационные изменения как элементов разного уровня (человеческих особей и стад), так и структурных связей (взаимоотношения между особями). Пока что биологические начала довлели над зарождающимися общественными. Инертность была огромной, движущие начала - слабыми. Этим и объясняется длительность начального периода очеловечивания. Все последующие изменения - не что иное как количественные совершенствования: переход от биосоциальной структурной организации (шелль, ашель) к социобиологической (мустье и последующие времена). У людей остались те же основные потребности, что и у животных: пища, сон, тепло, безопасность. Человечество в целом, как и любая система, должно потреблять, усваивать и перерабатывать вещество, информацию и энергию. Но способы удовлетворения потребностей человечества резко изменились. Пищу добывали при помощи орудий труда, также обеспечивали себя одеждой и жильем. Использовали огонь. В мустьерскую эпоху биологические и общественные начала в структуре человечества-системы уравновесились. Эффективность потребления и переработки информации-энергии-вещества стала несравненно выше. Биосфера начала сменяться ноосферой . Конечно, отбор по-прежнему действовал со слепой силой. Но главным принципом отбора стало выделение не особей, приспосабливающихся к среде, а групп, стремящихся, насколько возможно, приспособить среду к себе. Усовершенствовался звуковой способ обмена информацией, появились зачатки абстрактного мышления. Не случайно многие исследователи даже предлагали называть сообщества людей разумных неандертальских не стадами, а ордами или праобщинами.
Подсчитано, что по продолжительности существования доцивилизационный период составлял львиную долю времени всей истории человечества. Основные тенденции первобытного состояния общества: большое значение биологического фактора в жизни человека, единые стереотипы поведения (обычаи, обряды, табу), синкретическое (связывающее все элементы бытия) сознание, практическое отношение человека к действительности, родовая община, основанная на авторитете (старейшина, вождь). Мощным толчком к переходу от первобытности к цивилизации стали изменения в эпоху неолита (Сельское хозяйство, приручение животных. Топор, мотыга, ручные мельницы. Украшения. Гончарное производство, прядение, ткачество. Тростниковые и глиняные хижины, деревянные дома). До этого была эпоха палеолита. Это время первобытного общества. Основные способы добывания продуктов питания - собирательство, организованная охота, рыболовство и ловля капканами. Транспорт - каное. Каменные орудия, лук, праща. Использование огня, приготовление пищи, одежды, верёвки, снасти и т.д.