Успенский собор во Владимире-Волынском сегодня фиксирует западную границу распространения древнерусской архитектуры. Он западнее всех остальных сохранившихся памятников того времени, когда еще не было ни России, ни Украины, ни Белоруссии - домонгольской Руси: и Полоцка, и Галича и уж тем более всех остальных. Только руина Коложской церкви в Гродно на той же долготе. Из княжеских столиц Киевской Руси дальше к западу остается только Холм, нынешний польский Хелм, но там давно от тех времен ничего не осталось. А во Владимире стоит вполне себе целый храм, напоминающий сошедший со страниц научных изданий макет древнекиевского собора в натуральную величину. Собственно, так оно и есть. Нынешний облик Успенского собора - результат не просто реставрации, а глобальной реконструкции, вернувшей многократно перестраивавшемуся зданию изначальный облик, в том виде, каким он мыслился архитектурной науке конца XIX века. Так что эта реставрация со значительной долей творческого домысливания, особенно, если посмотреть на те руины, из которых храм возрождали. Российской империи на рубеже XIX-XX веков, с трудом добывшей себе беспокойные западные территории, было важно подчеркнуть их исконный православный характер, связать их тогдашнее российское настоящее с древнерусским прошлым, вычеркнув польско-литовскую главу. Отсюда и целенаправленное возрождение (точнее, обновление, очищение от поздних переделок) сразу нескольких старинных православных храмов на Волыни - собора и Васильевской ротонды во Владимире, монастырского собора в Зимнем, Богоявленской церкви в Остроге. Эти памятники-символы идеологически как бы закрепляли российскую принадлежность Волыни.
Вид на Успенский собор с валов древнего Владимира
Итак, Владимир-Волынский -один из древнейших городов Волыни, впервые упоминается в 988 г., когда киевский князь Владимир передал город сыну Всеволоду. С 1199 г. был столицей Галицко-Волынского княжества, после периодов литовского и польского господства в 1795 г. отошел к Российской империи, уездный город Волынской губернии. Успенский собор был построен за пределами кремля в 1156-1160 гг. по заказу князя Мстислава Изяславича, в 1753 г. был перестроен в барочный униатский храм, позднее заброшен и к 1829 г. превратился в руины без сводов и купола. Восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1896-1900 по проекту арх. Г.И. Котова. Отдельная колокольня в неороманском стиле построена в 1896-1900 (арх. Г.И. Котов) и примыкает к епископскому дому (1494 г., впоследствии перестраивался). Комплекс окружен оградой XVII в. с барочными воротами.
В целом котовский проект реставрации убедителен, он наверняка опирался на уже продвинувшееся тогда изучение памятников древнего Киева, Чернигова, Смоленска. Волынский собор красив по пропорциям, монументален, гармоничен. Однако, впечатление снижает слабая разработка деталей - нет порталов, неубедительны капители полуколонн, слишком сухи и рациональны все линии и т.д. Ну а сегодня к минусам реставрации прибавилась и оригинальная расцветочка в бело-голубых тонах. Это вообще за гранью..., на гжельский сувенир похоже. Кстати, в городе весьма популярный колер, полно зданий так выкрасили.
Архитектор Котов посчитал, что лучшим дополнением к древнерусскому собору может стать колокольня в романском стиле. Вышло довольно интересное соседство. Опять, если бы не этот голубой цвет.
У собора хороший сохранный интерьер с росписями по мотивам васнецовско-нестеровских во Владимирском соборе Киева. Очень даже стильно. Только бы кривизны в архитектурных линиях побольше, а то все неправдоподобно правильное. И чего бы барабан немного не сплющить и легонько скривить арки. Вот оно академическое мышление XIX века - до Васнецова, Щусева и Покровского не понимали и не ценили рукотворности древнерусской архитектуры. Но, как говорится, и на том спасибо.
arch-heritage.livejournal.com
Древние церкви Руси | Застывшая музыка
София Киевская. Мозаика центрального купола. Христос Вседержитель
Зарождение каменного строительства на Руси было связано с крещением Руси, совершенном в 988 году князем Владимиром Великим.
Уже через несколько лет началось строительство первого каменного храма на русских землях – церкви Святой Богородицы, или Десятинной церкви. Архитектурный стиль, техника строительства и отделки были привнесены византийскими мастерами.
Софийский собор в Киеве
Русичи же старательно учились, перенимали византийские традиции и строили новые храмы. Десятинная церковь не уцелела: ее разрушили татаро-монголы. Сгорел и главный деревянный храм Новгорода с 13 главами. Самым же древним уцелевшим с тех времен храмом остается Софийский собор в Киеве.
Софийский собор в Киеве. 1017-1037. Реконструкция
Здание настолько знаковое и ценное как в архитектурном, так и в общекультурном значении, что его называют нежно и с любовью – София Киевская.
Однозначного мнения историков по поводу даты строительства этого великого дива нет. Но и летописи, и другие источники свидетельствуют, что возведен храм был при Ярославе Мудром. Об этом может свидетельствовать и фреска с изображением самого князя Ярослава со всей его семьей.
Софийский собор в Новгороде
Софийский собор стал главным христианским храмом. На момент окончания строительства он напоминал удивительный розовый цветок из-за используемого материала – плинфы. Гордились им как знать, так и простые киевляне. Вокруг него сосредотачивались самые важные события, решались дела государственного значения, здесь начиналось книгопечатание и хранились книги. В собор приводили заморских гостей, чтобы продемонстрировать не только его красоту, но и силу всей Киевской Руси, которая на тот момент стала самым большим государством Европы.
Новгород. Софийский собор. Реконструкция западного фасада
Строился Софийский собор по образу и подобию Софийского собора в Константинополе. А по окончании строительства стало ясно – как бы ни старались греки, русичи внесли и свои исконно русские элементы. Крестово-купольный храм был выстроен из кирпича, его венчали тринадцать глав, ставших впоследствии куполами. С внешней стороны фасады собора, стены апсид и галерей украшали многочисленные лопатки и ниши. Внутреннее пространство было в форме равноконечного креста. В главном куполе, осветленный со всех сторон, находился образ Христа Вседержителя. Кажется, что не свет льется оттуда, а Божье благословение. Так мастерски была выполнена мозаика с изображением Христа Пантократора. Главную алтарную апсиду занимает четырехметровая мозаика с изображением Оранты. Это Богоматерь протягивает руки к небу, чтобы попросить благословения для молящихся. Помимо этих и множества других мозаик храм был расписан фресками. Многие из них сохранились, предоставляя возможность современникам судить о зарождении живописи, в частности, иконописи. Может, потому что храм был одним из первых, церковные блюстители не досмотрели, что многие образы были написаны с некоторым отступлением от христианских канонов. Мастера наделяли их местными чертами лица, изображали святых не такими уж строгими и суровыми. Помимо христианских мотивов стены Софии содержат и светские сюжеты: здесь можно увидеть княжескую семью, изображения византийских императоров и даже ипподром, шутов, танцоров, певцов и животных. Если внутренние росписи сохранились с XI в., то снаружи церковь претерпела множество реставраций. Современная София Киевская выглядит как типичный образец украинского барокко.
Софийский собор в Полоцке
Софийский собор в Киеве становится образцом для дальнейшего строительства церквей на Руси. Те же киевские мастера берутся за возведение соборов Святой Софии в Новгороде (1045-1050гг.) и Полоцке (50-е гг. XI в.). Многое свидетельствует об их архитектурном родстве. Это и тип сооружения, и строительно-технические приемы, и система пропорциональности. Но, несмотря на это, ставшие мастерами своего дела зодчие смогли возвести неповторимые по своей красоте храмы. При строительстве использовался разный материал. Если в Киеве было два ряда галерей и 13 глав, то в Новгороде галереи в один ряд и 5 глав. В Полоцком соборе 7 глав и совсем нет галерей. Существуют различия и в организации внутреннего пространства церквей, и в отделке стен. Мозаиками украшен был только собор в Киеве. В Новгороде и Полоцке использовались фресковые монументальные росписи.
Полностью сохранился, хоть и в несколько перестроенном виде, Новгородский Софийский собор. Сейчас он выглядит как белокаменный храм с куполами-шлемами. Со времен Ивана Грозного, когда он разрушил Новгород, существует легенда, повествующая о дивном голубе.
Софийский собор в Новгороде. Крест центрального купола с голубем
Птица села на крест Софийского собора и окаменела от ужасного, увиденного ею зрелища. С тех времен на кресте собора сидит золотой голубь. Во время Великой Отечественной войны крест центрального купола вместе с голубем был вывезен в Испанию. Святыня сохранилась и в 2004 году вернулась на родину. А пока она сидит на Софийском соборе, Новгород оберегает сам Господь. Так гласит легенда.
От собора в Полоцке уцелели только основания стен. В 1750 году церковь была вновь отстроена, но уже в виде трёхнефной одноапсидной базилики в стиле виленского или позднебелорусского барокко. Ориентирована она на север, а с юга возвышаются две пятидесятиметровые башни.
Софийский собор в Полоцке. Реконструкция
После строительства больших соборов в XI веке архитектура продолжает развиваться и все больше приобретать местные самобытные черты и национальный колорит. Одними из самых древних на территории России считаются такие храмы XII-XIII века, как соборы Антониева и Юрьева монастырей, Георгиевский собор Юрьева монастыря близ Новгорода, церковь Покрова на Нерли во Владимирской области, новгородские церкви Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице, церковь Бориса и Глеба в Кидекше, близ Суздаля, Дмитриевский собор во Владимире и другие выдающиеся памятники церковного строительства.
Похожие статьи:
Соборы Руси
Белые церкви
zodchestwo.info
Соборы и храмы древней Руси
9
МАСТЕР - КЛАСС
Тема: « Соборы и храмы древней Руси»
В рамках районного теоретического семинара для учителей начальных классов
« Методические и организационные условия реализации программы духовно – нравственного развития, воспитания на ступени начального общего образования»
учитель изобразительного искусства и художественного труда МБОУ НОШ №24
Съедина Н.Н.
Михайловск
2016г.
Тема мастер-класса: Соборы и храмы древней Руси
Цели и задачи:
- участникам мастер – класса дать представление об особенностях архитектуры древних храмов и соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим;
- развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, ОРКСМ, музыка, литература).
-дать представление о технике ажурного вырезания (Вытынанка) из бумаги и – их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.
Оборудование мастер - класса: презентация, работы учащихся;
Инструменты: Клей, белая, красная, жёлтая, голубая бумага, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные. Затонированный лист ватмана для создания панно.
Задание: изготовление панно «Соборы и храмы древней Руси»
работа по парам – аппликация (техника «Вытынанка») из заготовленных шаблонов.
Индивидуальная работа.
Ход мастер класса.
Основная часть.
Слайд 1. Звучит музыка (колокола)
Доброе утро коллеги! Тема моего мастер – класса «Соборы и храмы древней Руси»
Слайд 2. Цели и задачи нашей работы вы можете увидеть на экране
Слайд 3.
Работу мастер – класса я начну с древней летописи. В которой говорится о красоте земли русской о природе и конечно архитектуре древних городов Руси. (Москва, Смоленск, Новгород, Псков и т.д.)
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнем памятнике нашей письменности,- и многими красотами удивлена еси: озеры многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными птицами бесчисленными, городами великие, селы дивными, храмами и соборами великолепными…»
Мастер - класс построен на авторском уроке «Древние соборы и храмы» 4 класс, который включает в себя основу всех тем уроков 1 и 2 четверти, изучающие искусство древней Руси. А также открывает мир религиозных культур и светской этики разных стран, с которыми учащиеся 4 классов знакомятся на уроках изобразительного искусства в течение всего года.
Для нас не секрет, что архитектура таит в себе историю страны её нравы и традиции, рассказывает о событиях времён, людях и их верованиях.
Каждый человек должен знать культуру своей большой и малой родины. Поэтому перед изучением темы наши ученики обязательно посещают местный храм, знакомясь с его типом постройки, элементами декора, внутренним убранством и конечно иконами. Таким образом, дети знакомятся с истоками культуры страны, у них развиваются духовные, и нравственные ценности они приобщаются к культуре своего народа. Начинают понимать основы православия.
На своём мастер – классе мне бы хотелось познакомить вас с видами соборов и храмов, в результате чего мы сможем создать панно на тему «Соборы и храмы древней Руси».
Слайд 4.
Рассмотрите слайд с изображением разных видов соборов и храмов
Первые храмы и соборы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже: прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный купол.
Церкви имели в Древней Руси большое общественное значение. Церковные здания возводились из дерева, камня и кирпича. Кубическая форма церковного здания сложилась в русской архитектуре еще в Х-ХI веках.
Слайд 5 Разница между храмом и собором
Храмом называется любое культовое здание, где проводится богослужение, собором – главный храм в городе, или монастыре.
В храме литургия проводится как ежедневно, так и только в воскресенье. В соборе – ежедневно.
В соборе богослужение проводит высший чин духовенства.
Собор более массивный, богаче украшен, нежели обычный храм.
В соборе несколько алтарей, а в храме может быть только один.
Крестово-купольный Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.
Крестово-купольный тип храма (все центральное пространство храма в плане образует крест) заимствован в Византии. Как правило, в плане он – прямоугольный, а все его формы, постепенно понижаясь от центрального купола, составляют пирамидальную композицию. Световой барабан крестово-купольного храма обычно опирается на пилон – четыре несущих массивных столба в центре здания, - откуда расходятся четыре сводчатых «рукава». Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют равноконечный крест. В своем первоначальном виде четкую крестово-купольную композицию представлял собой Софийский собор в Киеве. Классические примеры крестово-купольных храмов – Успенский собор Московского Кремля, церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде.
Шатровые храмы Церковь Вознесения в Коломенском.
Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. Пример такого рода храмов – церковь Вознесения в Коломенском (Москва), воссоздающая принятую в деревянном зодчестве конструкцию «восьмерик на четверике».
Ярусные храмы Церковь Покрова Богородицы в Филях.
Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей, секций, называются в архитектуре ярусными. Представление о них можно получить, внимательно рассмотрев знаменитую церковь Покрова Богородицы в Филях. Всего здесь с подклетью шесть ярусов. Два верхних, не застекленных, предназначены для колоколов. Храм изобилует богатым внешним декором: различного рода колонками, наличниками, карнизами, резными лопатками – вертикальными плоскими и узкими выступами в стене, кирпичными выкладками.
Храмы - ротонды Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря.
Храмы-ротонды – это круглые (ротонда в переводе с латинского - круглый) в плане постройки, подобные светским сооружениям: жилому зданию, павильону, залу и т.п. Яркие образцы храмов этого типа – церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря в Москве, Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры. В храмах-ротондах нередко встречаются такие архитектурные элементы, как крыльцо с колоннами или колонны вдоль стен по кругу.
Храмы - «корабли» Церковь Дмитрия на Крови в Угличе.
Кубический храм, соединенный с колокольней прямоугольным зданием, внешне напоминает корабль. Вот почему такой тип церкви получил название «корабля». Это архитектурная метафора: храм – корабль, на котором можно пуститься в плавание по полному опасностей и соблазнов житейскому морю. Примером подобного храма может послужить церковь Дмитрия на Крови в Угличе. А также храм в нашем городе Михайловске.
Программа по изобразительному искусству в 4 классе интегрируются, с уроками ОРКСЭ и это помогает дать больше знаний о культуре и духовности народа, а значит, развивает нравственность маленького человека.
Рассматривая храмы и соборы на определённых этапах урока я, предлагаю учащимся ответить на некоторые простые вопросы, например:
- Рассмотрите сооружение (собор) и охарактеризуйте словами имён прилагательных?
- Определите настроение заложенное архитектором в храме?
- Для чего построено это здание?
- Определите, из каких геометрических фигур состоит сооружение?
- Какие характерные элементы присущи этому храму или собору?
Предлагаю и вам ответить на эти вопросы ……
А также сравнить с храмовой архитектурой других стран и выявить их различия.
Слайд 6. Рассмотрите работы моих учеников.
Нам предстоит выполнить изображение русской церкви, собора, храма, а может быть даже колокольни.
Сегодня я познакомлю вас с более простой работой в техники «Вытынанка», в этой технике можно выполнить самые разнообразные темы уроков ОРКСЭ и уроков ИЗО (Рождество, пасха, и т.д)
Слайд 7. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения творческой работы
Обычно для выполнения работы используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов.
Для работы необходимы: клей, острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.
Слайд 8. Давайте рассмотрим виды вытынанок
Вытынанки бывают:
- одинарные
- сложные
- ажурные
- силуэтные
Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.
Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:
составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,
накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.
Слайд 9. Работа помещицы Ушаковой 18 век.(кунсткамера С. Образцова. Санкт – Петербург)
Теория возникновения техники «вытынанки».
Не секрет, что в наш техногенный век дети всё больше времени проводят перед мониторами компьютеров. Простые и милые поделки, сделанные на наших уроках своими руками, запах краски и клея, яркие рисунки, наивные и искренние, а, главное, не скачанные из Интернета, - всё это постепенно уходит из детской жизни. Тем более важно дать ребёнку шанс творчески раскрыться, стать настоящим Автором своего произведения. Предлагаемые мной материалы помогут вам в выполнении этой актуальной и благородной задачи!
Вытынанки… услышав это слово впервые, мы и подумать, не могли что это такое.
А это очень простой способ вырезания из бумаги. Вытынанки это всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.
Вытынанка ( от укр. «вытинати» -вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.
В Белорусии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше –выцинанка. Искусство вырезания узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага 9 век. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветы. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.
Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».
Использование вытынанок в жизни.
- Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.
С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.
Для украшения жилища сейчас вытынанки используют как элементы интерьера и декора стен, мебели.
Слайд 10. Перед вами вытынанки по теме Соборы и Храмы работы, вырезанные простым способом
Слайд 11. Последовательность выполнения практической работы.
Создание эскиза храма уточнение деталей
Вырезание силуэта и мелких деталей рисунка изображённого на бумаги.
Завершение изготовления собора или храма.
Наклеивание на панно работы
Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.
Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.
Слайд 12. Этапы выполнения работы
Слайд 13. Творческая работа участников мастер - класса
Вырезанные храмы клеят на панно и вклеивают голубей.
Итог мастер-класса.
Творческая работа слушателей мастер класс закончена.
Интернет ресурсы:
http://stranamasterov.ru/
http://www.liveinternet.ru
http://tvorchestvo.wordpress.com
http://ejka.ru
http://www.sami-svoimi-rukami.ru
http://www.4evercraft.com
Литература
В. Соловьев «Золотая книга русской культуры»
Б. Неменский учебник 4 класса «Искусство народов мира»
А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 класс –М,: Просвещение, 2010г.
multiurok.ru
Сроки возведения православных храмов Древней Руси — ТехЛиб
П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.).
Начало строительства храмов, если судить по данным летописей, обычно падает на весенние или летние месяцы.
Так, собор Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве был заложен 11 июля 1108 г., церковь Георгия в Каневе — 9 июня 1144 г., Успенский собор во Владимире — 8 апреля или 8 мая 1158 г. (по разным спискам летописи), а ворота детинца — 4 июня 1194 г., собор Княгинина монастыря — 15 июля 1200 г., Успенский собор в Смоленске — 7 марта или, по другим источникам, 2 мая 1101 г., церковь Спаса в Старой Руссе — 21 мая 1198 г. В Новгороде церковь Федора Тирона заложена 28 апреля 1115 г., Петра и Павла 6 мая 1185 г., Благовещения на Мячине — 21 мая 1179 г., Спаса-Нередицы — 8 июля 1198 г., Кирилла — в апреле 1196 г., надвратная церковь в детинце — 4 мая 1195 г. О новгородской церкви Бориса и Глеба отмечено более обобщенно, что ее заложили «на весну». (Источники, где указаны даты постройки храмов, см.: Раппопорт П.А. Русское зодчество X—XIII вв.: Каталог памятников. Л., 1982.)
Таким образом, судя по летописям, закладка храмов производилась начиная с марта или апреля до середины июля. Однако есть сведения и о более поздней закладке. Так, осенью 1192 г. был заложен собор Рождественского монастыря во Владимире; правда, здесь в летописи раздельно отмечено, что князь Всеволод «заложи церковь», а потом «почата же бысть здати месяца августа в 22-й день». Очевидно, иногда строительство храмов начинали и в августе.
О времени закладки храмов можно судить не только по письменным источникам, но и по ориентации продольной оси самих храмов, поскольку при закладке продольную ось ориентировали на ту точку горизонта, где в день закладки всходило солнце. (Такая ориентация обосновывалась догматически: «Молиться на восток предано от святых апостолов и означает следующее. Это потому, что мысленное солнце правды — Христос… явился на землю в тех странах, где восходит солнце чувственное»— типикон, относящийся, по-видимому, к XII в. (см.: Красносельцев П.Ф. О древних литургических толкованиях // Летопись Историко-филологического общества при Новороссийском университете. Одесса, 1894. Т. 4. С. 242). Символически обосновывает это положение и Гонорий Отенский в сочинении, написанном до 1130 г. (см.: Harvey J. The mediaeval architect. London, 1972. P. 226) Ориентация эта в настоящее время фиксируется с помощью магнитного компаса, т.е. представляет собой магнитный азимут. Зная магнитное склонение пунктов, где расположены памятники, легко определить истинный азимут продольной оси храмов. (Раппопорт П.А. Ориентация древнерусских церквей // КСИА. 1974. Вып. 139. С. 43. В расчетах, приведенных в этой статье, поправка на магнитное склонение не вводилась.) По истинному азимуту можно с помощью таблиц найти угол склонения солнца, а по углу склонения определить день, в который солнце всходило соответственно данному азимуту, т.е в той точке горизонта, куда направлена продольная ось храма. (Угол склонения определяется по таблицам азимута видимого восхода и захода верхнего края солнца, имеющимся в мореходных таблицах (напр.: Мореходные таблицы 1943 г. Л., 1949. Табл. 28, 29). Даты определяются по таблицам «Эфемерида солнца» (Астрономический ежегодник СССР на 1970 г. Л., 1967) Естественно, что это будет не один, а два дня, поскольку в каждой такой точке горизонта солнце всходит дважды в году. Они будут соответствовать современному, т.е. григорианскому календарю, а не древнему, юлианскому. Разница между календарями в X —XI вв. составляла шесть дней, а в XII в. — семь, и, следовательно, довольно легко определить дни, в которые солнце всходило в данной точке горизонта при закладке храма.
С какой степенью точности можно определить название даты? Измерить ориентацию продольной оси церкви с точностью свыше 1 —2° трудно, ибо этому обычно мешает некоторая неопределенность разбивки самих древнерусских памятников. Отклонение оси в 2° дает в итоге разницу примерно в три дня, а для летних месяцев — даже до 10 дней. Кроме того, расчеты производятся для геометрического горизонта, тогда как неровности рельефа часто делают реальный, видимый горизонт несколько суженным или расширенным. (При расположении храма на возвышенности азимут сдвигается к северу, и все весенние даты следует считать более поздними, чем при нормальном горизонте, а все осенние даты, наоборот, более ранними. При пониженном расположении храма или суженном горизонте картина обратная.) Поэтому определение дней закладки древнерусских храмов по ориентации их продольной оси можно совершать с точностью не большей, чем примерно в одну неделю. Однако и такая точность дает нам достаточно ценные сведения (см. таблицу).
Определение дней заложения храмов по их азимуту
№ п/п
Памятник
Азимут храма
Магнитное склонение
Истинный азимут
Широта
Склонение солнца
Дни современные
Дни древние
1
Успенский собор (Владимир)
53
+9
62
56
+ 14
28 апр.- 16 авг.
21 апр. — 9 авг.
2
Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (Новгород)
115
+6
121
59
-16
5 февр.- 7 нояб.
29 янв.- 31 окт.
3
Церковь Благовещения на Мячине (Новгород)
92
+6
98
59
-5
8 марта- 6 окт.
1 марта- 29 сент.
4
Церковь Спаса-Нередицы (Новгород)
57
+6
63
59
+13
25 апр.- 19 авг.
18 апр.- 12 авг.
5
Церковь Благовещения на Городище (Новгород)
80
+6
86
59
+1
24 марта- 21 сент.
17 марта- 14 сент.
6
Церковь Василия на Смядыни (Смоленск)
56
+6
62
55
+15
1 мая- 13 авг.
24 апр.- 6 авг.
7
Церковь Иоанна (Перемышль)
54
+1
55
50
+21
25 мая- 19 июля
19 мая- 12июля
8
Собор Выдубицкого монастыря (Киев)
90
+4
94
50.5
-3
13 марта- 1 окт.
6 марта- 24 сент.
9
Церковь Андрея у ворот (Переяславль)
61
+4
65
50
+15
1 мая- 13 авг.
24 апр.- 6 авг.
10
Спасская церковь, апсида (Переяславль)
62
+4
66
50
+14
28 апр.- 16 авг.
21 апр.- 9 авг.
11
Спасский собор (Чернигов)
60
+4
64
51.5
+15
1 мая- 13 авг.
24апр.- 6 авг.
12
Собор в Боголюбове
80
+9
89
56
0
21 марта- 23 сент.
14 марта- 16 сент.
13
Церковь под Успенской церковью (Переяславль)
65
+4
69
50
+12
22 апр.- 22 авг.
15 апр.- 15 авг.
14
Успенская церковь (Старая Рязань)
69
+8
77
54
+7
8 апр.- 5 сент.
1 апр.- 29 авг.
15
Церковь архангела Михаила (Смоленск)
77
+6
83
55
+3
29 марта- 16 сент.
22 марта- 9 сент.
16
Церковь Ивана Богослова (Смоленск)
87
+6
93
55
-2
16 марта- 29 сент.
9 марта- 22 сент.
17
Борисоглебский собор Смядынского монастыря (Смоленск)
68
+6
74
55
+8
11 апр.- 3 сент.
4 апр.- 27 авг.
18
Церковь у устья р. Чуриловки (Смоленск)
99
+6
105
55
-9
26 февр.- 17 окт.
19 февр.- 10 окт.
19
Церковь Ивана на Опоках (Новгород)
104
+6
110
59
-11
20 февр.- 22 окт.
13 февр.- 15 окт.
20
Церковь Благовещения (Чернигов)
92
+4
96
51.5
-5
8 марта- 6 окт.
1 марта- 29 сент.
Насколько можно доверять полученным датам? И насколько часто даты закладки совпадают с определениями, сделанными по азимутам? К сожалению, имеется очен небольшое количество храмов, у которых известны и азимут продольной оси, и летописные данные о дне закладки. Успенский собор во Владимире, судя по его азимуту, и мог быть заложен 21 апреля или 9 августа (см. таблицу, 1). Но расположение здания на высокой горе над пойменной низиной дает сдвиг азимута к северу. Если допустить, что сдвиг этот был равен примерно 8 —9°, то восход точно совпадает с летописной датой — 8 мая. Однако три новгородских памятника демонстрируют явное несовпадение дат: в церквах Петра и Павла, Благовещения на Мячине и Спаса-Нередицы расчет, сделанный по азимутам, даже приближенно не дает дней, названных в летописи (см. таблицу, 2 —4). Может быть, не случайно в летописи заложение и начало строительства указаны раздельно. Так, о церкви Благовещения записано: «Заложи архиепископ Илия… церковь камяну… и начя здати церковь майя месяця в 21…». Возможно, что в данном случае летопись отмечает день не закладки, а начала строительных работ. Тем более что этот день, видимо, тоже порой оформлялся торжественной процедурой с участием заказчика. (Например, при начале строительства Успенского собора Киево-Печерского монастыря в 1073 г. князь «своима руками нача ровь копати» (Патерик киевского Печерского монастыря. С. 7) Реально также, что несовпадение летописных дат с датами, полученными в соответствии с азимутами церквей, объясняется тем, что летописец под закладкой мог иногда понимать не первоначальную разбивку храма, а заложение первого камня здания. Так, автор первой половины XV в. Симеон Фессалоникийский указывает, что архиерей торжественно закладывает первый камень алтаря уже после того, как отрыты фундаменты. (Писания святых отцов и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1856. Т. 2. С. 150.) Наконец, вполне возможно, что в ряде случаев церкви вообще не ориентировали продольной осью на восход солнца, а ставили в соответствии с направлением уже существовавшей улицы, ориентацией предшествующей деревянной церкви или исходя из каких-либо особых условий. (Гаряев P.M. К вопросу об ориентации русских церквей // КСИА 1978. Вып. 155. С. 42. По-видимому, подобная картина имела место и на Западе. Средневековые церкви там тоже ориентировали, как правило, на восход солнца, но отмечены и многочисленные исключения. Так, например, древнейшая церковь г. Вены (церковь св. Рупрехта) оказалась ориентированной не по солнцу, а строго параллельно расположенной рядом стене древнеримской крепости (Firneis М., Ladenbauer-Orel H. Studien zur Orientierung mittelalterlicher Kirchen // Mitt, der 6s.terreichichischen-arbeits-gemeinschaft fur Ur- und Fruhgeschichte. Wien, 1978. Bd28. S. 77)
Сравнение дней закладки, полученных по азимутам, с днями патронов храмов также показывает, что в большинстве случаев дни эти не совпадают. И все же, даже учитывая такие несовпадения, можно выделить ряд памятников, дни закладки которых, судя по азимутам, близки патрональным дням данного храма. Так, согласно азимуту, церковь Благовещения на Городище близ Новгорода была заложена 17 марта или 14 сентября (см. таблицу, 5). При расположении на всхолмлении сдвижка точки восхода дает дату, очень близкую 25 марта, т.е. дню Благовещения. Церковь Василия на Смядыни в Смоленске, видимо, была заложена в день святителя Василия — 26 апреля (по азимуту — 24 апреля; см. таблицу, 6), а церковь Иоанна в Перемышле — в день обретения главы Иоанна Предтечи — 25 мая (по азимуту — 19 мая; см. таблицу, 7). Собор киевского Выдубицкого монастыря заложен, судя по азимуту, 6 марта или 24 сентября (см. таблицу, 8). Учитывая сдвижку, связанную сочень высоким горизонтом, закладка, вероятно, была произведена 6 сентября, т.е. в день чуда архангела Михаила. Имеется еще ряд памятников, совпадающие даты которых оказываются осенними. Так, ориентация церкви Андрея в Переяславле близка дню Андрея Стратилата (19 августа; см. таблицу, 9), а ориентация Спасской церкви в Переяславле почти точно совпадает с праздником Спаса (6 августа; см. таблицу, 10). Азимут Спасского собора в Чернигове свидетельствует о закладке либо 24 апреля, либо 6 августа, т.е. тоже совпадает с праздником Спаса (см. таблицу, 11). Ориентация собора в Боголюбове очень близка дню Рождества Богородицы (8 сентября; см. таблицу, 12). С днем Успения (15 августа) совпадает ориентация маленькой церкви, раскопанной под более поздней Успенской церковью в Переяславле (см. таблицу, 13). Этому же дню близка ориентация церкви в Старой Рязани, которую обычно считают Успенской (см. таблицу, 14). Осенняя дата более вероятна и для смоленской церкви архангела Михаила, заложенной, видимо, 6 сентября, в день, когда отмечают чудо архангела Михаила (см.таблицу, 15). Еще более позднюю дату, очевидно, следует принимать для церкви Ивана Богослова в Смоленске, поскольку расчет по азимуту почти точно совпадает с днем памяти Иоанна Богослова (26 сентября; см. таблицу 16). Борисоглебский собор на Смядыни в Смоленске, судя по азимуту, заложен 4 апреля или 27 августа (см. таблицу, 17). При низком положении храма соответственно должен быть сдвиг азимута к югу. В таком случае получается, что собор был заложен 5 сентября, т.е. в день 130-летия смерти князя Глеба, происшедшей на Смядыни.
Зимняя закладка храмов — явление редкое. Однако известны случаи, когда, судя по азимутам, храмы все же закладывали зимой. Такую своеобразную ориентацию имеет, например, смоленская церковь в устье р. Чуриловки. Продольная ось этого храма обращена на юго-восток (истинный азимут 105°; см. таблицу, 18), т.е. на зимний восход. Это, вероятно, связано с тем, что закладку храма хотели приурочить ко дню его патрона — Константина-Кирилла (14 февраля). Возможно, что с февральской закладкой связана ориентация новгородской церкви Ивана на Опоках, близкая дню обретения главы Ионна Предтечи (24 февраля; см. таблицу, 19).
Известно несколько случаев, когда азимут храма настолько близок к северу, что не может соответствовать точке восхода солнца даже в день летнего солнцестояния. Таков, например, азимут собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском, равный 30° (при магнитном склонении +4 истинный азимут 34°). Однако следует учесть, что храм стоял на высоком месте, откуда начинался спуск к Десне, противоположный берег которой низкий. Следовательно, горизонт на участке храма был очень расширенным. Если сдвижка здесь достигала 15°, то азимут мог соответствовать середине июня.
Таким образом, сопоставление письменных источников и расчетов по азимутам дает основание заключить, что день закладки храма обычно падал на весну или на первую половину лета, но нередко и на осень. Причем день закладки большей частью не совпадал с днем патрона данного храма, хотя к этому, видимо, иногда стремились. (БА. Рыбаков утверждает, что «в древности ориентировка церквей производилась на реальный восход солнца в день празднования того святого, которому посвящен храм» (см.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 267). Отсюда следует вывод: «Если бы существовало точное указание на азимут продольной оси церкви восток—запад, то определение патрона храма было бы облегчено» (Там же. С. 267, примеч. 41). К сожалению, фактический материал с таким выводом не согласуется. Ошибочны и определения дней, приводимые Рыбаковым. Так, церковь Благовещения вЧернигове имеет, по его данным, азимут 92°. При магнитном склонении, равном в Чернигове + 4°, это дает истинный азимут 96°, что соответствует по юлианскому календарю не 25, а 1 марта (см. таблицу, 20). Несовпадение дней закладки церквей с днями их патронов характерно и для памятников западноевропейского средневекового зодчества (см., напр.: Cave С. J.P. The orientation of churches // The Antiquaries Journ. 1950. Vol. 30. P. 49) Изредка, для того чтобы совместить указанные события, закладку переносили даже на зимнее время. Вероятно, это было возможно потому, что после торжественной церемонии закладки не обязательно было сразу же начинать строительство; к нему можно было приступить и через два-три месяца, т.е. тогда, когда начнется строительный сезон. Значительно чаще с днем патрона церкви совпадала не ее закладка, а освящение.
Сроки начала и конца строительного сезона в Древней Руси определяются в настоящее время лишь очень приблизительно, и главным образом по документам более позднего времени. Рамки эти имели огромное значение для организации древнего строительного производства. Известно, что осенью, с наступлением холодов, работы обычно прекращались. В Смоленске в конце XVII в. был случай, когда плохое качество кирпичной кладки заинтересованные лица объясняли тем, что «то, де, дело было осеннее, в самые заморозы и в ненастные дни каменщики работали от зимности и от ненастья в шубах и епанчах и в рукавицах». (Докладная записка о неудачном ходе строения церкви Вознесения… в смоленском Вознесенском девичьем монастыре, 5 октября 1695 г. // Смол, епарх. ведомости. 1883. № 1. С. 21.) На основании документов о строительстве в середине XVII в. Валдайского Иверского монастыря М.А. Ильин сделал вывод, что строительный сезон заканчивался ко дню Воздвижения (14 сентября). (Ильин М.А. К истории русского каменного зодчества конца XVII в. // Науч. докл. высш. школы: Ист. зап. 1958: № 2. С. 4.) Очень вероятно, что сезон длился около пяти месяцев, т.е. начинался в апреле. Этнографические данные свидетельствуют, что примерно такова была в XIX в. продолжительность сезона формовки и обжига кирпича. В «Урочном положении» вплоть до начала XX в. рабочий день на строительстве определялся длительностью в 12 часов, но только от апреля до сентября, а в остальные месяцы его продолжительность резко сокращалась. (Рошефор Н.И. Иллюстрированное Урочное положение. Пг., 1916. С. 13.) Видимо, это и были примерные рамки древнерусского строительного сезона. (Павел Алеппский, приезжавший в Россию в середине XVII в., отметил, что здесь «каменщики могут строить не более шести месяцев в году, с половины апреля, как растает лед, до конца октября». (Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 33) С учетом воскресений и праздников строительный сезон вряд ли превышал 120 рабочих дней.
Естественно, что наиболее удобным временем для начала строительства являлось наступление строительного сезона или во всяком случае его первая половина. Между тем нередки случаи, когда закладку производили осенью, всего за месяц до окончания сезона, а порой даже почти в самом его конце. Почему была возможна такая поздняя дата закладки храмов? Ведь ее производили не обязательно в день патрона данного храма, а при необходимости могли начать и раньше. Если же все-таки не боялись приступать к строительству нового храма в такое позднее время, то, видимо, цикл работ, предназначенный к выполнению в течение строительного сезона, был очень невелик, вполне укладывался в короткий срок и к тому же не очень зависел от наступления холодной и дождливой погоды. Очевидно, цикл этот в основном включал устройство фундамента, т.е. отрывку рвов и укладку самого фундамента. Более детальное изучение остатков древних построек показывает, однако, что в цикл первого строительного сезона, по-видимому, входило не только устройство самого фундамента, но и покрытие его кирпичной вымосткой. После этого наступал зимний перерыв, а следующей весной поверх вымостки, которая вместе с фундаментом успевала уже хорошо осесть, начинали кладку стен. (В русских наставлениях по строительному делу рекомендовалось сделанный осенью фундамент покрывать и оставлять на зиму, «чтобы осел и высох» (Краткое руководство к гражданской архитектуре или зодчеству. СПб., 1789. С. 26)
Разбивку здания в начале второго строительного сезона производили заново, на этот раз более точно, чем разбивку фундамента и вымостки, из-за чего в целом ряде случаев план фундамента и вымостки не вполне точно совпадает с планом наземных частей здания. Это очень хорошо удалось проследить при исследовании нескольких смоленских памятников. Так, кривая центральной апсиды бесстолпного храма в детинце, исполненная в вымостке, не совпадает с кривизной стен той же апсиды. Имеются существенные несовпадения в разбивке членений вымостки и стен Борисоглебского собора на Смядыни. Не менее отчетливо это проявляется в Троицком соборе на Кловке, где разбивка пилястр и положение северо-восточного угла храма в вымостке и кладке стен оказываются не вполне одинаковыми. Более того, даже профилировка пилястр данного храма в вымостке несколько иная, чем осуществленных в натуре. Не сходится положение подкупольных столбов и ленточных фундаментов в псковском Ивановском соборе. В киевской церкви Успения на Подоле направление стен и фундаментов не совпадает на несколько градусов. В Гродно здание терема построено так, что вымостка точно совпадает с обрезом северной и восточной стен, тогда как в западной стене она несколько выступает наружу, образуя уступ.
Частое несовпадение плана фундамента и вымостки с планом стен здания в сочетании с поздними датами закладки некоторых храмов позволяет думать, что строители XII —XIII вв. полагали нужным, чтобы фундамент, покрытый кирпичной вымосткой, простоял зиму и хорошо осел, прежде чем на нем начнут возводить кирпичные стены. (Быть может, именно фундамент, покрытый вымосткой, подразумевали под термином «основание», который встречается в письменных источниках; например: «Почата бысть церкы Печерьская … из основанья, бо Феодосии почал, а на основании Стефан поча…» (Повесть временных лет. М.;Л., 1950. Ч. 1. С. 131. Под 6583 (1075) г.) Несомненно, что это было особенно важно в тех случаях, когда фундамент выводили насухо, без раствора.
Таким образом, очевидно, что цикл работ первого строительного сезона завершался закрытием фундамента кирпичной вымосткой, а кирпичную кладку стен начинали уже во втором строительном сезоне. Конечно, количество изученного материала, еще не дает оснований распространять данный вывод на все древнерусские постройки; быть может, это не было всеобщим правилом и в отдельных случаях кладку стен начинали сразу же после укладки фундамента, т.е. еще в первом строительном сезоне.
Сколько же сезонов занимало строительство храма? Письменные источники дают достаточно точный ответ. Десятинную церковь строили, судя по летописи, 8 лет. Но это была первая каменно-кирпичная постройка Киева; очевидно, что ее строительство не могло вестись такими темпами, как при налаженном строительном производстве. Действительно, в XI в. сроки строительства становятся более короткими. По расчетам Г.Н. Логвина, основанным на изучении конструкции и кладок, киевский Софийский собор возвели за 5 лет, не считая года закладки фундамента, т.е. всего за 6 лет. (Логвин Г.Н. Новые наблюдения в Софии Киевской // Культура средневековой Руси. Л., 1974. С. 160.) За такой же срок построили Софийский собор в Новгороде (1045 —1050). Но Софийские соборы были грандиозными зданиями, значительно превосходящими рядовые храмы. Обычно же строительство храма не превышало 5 лет. Собор киевского Михайловского монастыря был заложен в 1108 г., а в 1113 г. в нем уже был погребен его заказчик; следовательно, строительство было закончено еще до этого. О строительстве Успенского собора Киево-Печерского монастыря в летописи сказано, что оно было завершершено «на третее лето», не считая года закладки, т.е. всего за четыре строительных сезона. (Повесть временных лет. С. 131. Под 6583 (1075) г.)
В течение всего домонгольского периода для строительства более или менее крупной церкви был нормальным такой же срок — 4 — 5 лет. Так, по 5 лет (иногда 6) строили церкви Рождественского монастыря во Владимире (1192 —1196), Бориса и Глеба в Ростове (1214 —1218), Богородицы Пирогощей в Киеве (1131 — 1136). Столько же лет шло строительство собора в Юрьеве-Польском (1230 —1234), хотя в этом случае в первый год, кроме того, «рушили» древнюю церковь, на месте которой ставили новую.
Достаточно часто храмы строили не 5, а всего 4 года. Так, церковь Федоровского монастыря в Киеве была заложена в 1129 г., а в 1133 г. в уже законченном храме был похоронен ее заказчик — князь Мстислав Владимирович. За 4 года построили собор в Суздале (1222 —1225). Иногда строительство шло еще быстрее: Успенский собор (1158 —1160) и собор Княгинина монастыря (1200-1202) во Владимире возвели за 3 года. Успенский собор в Ростове строили всего 2 года, но здесь летописец счел нужным специально отметить, что «бе церковь основана мала» (1161 —1162). (В «Житии Евфросиньи Полоцкой» отмечено, что Спасская церковь Евфросиньева монастыря была построена за 30 недель (Воронин Н.Н. У истоков русского национального зодчества // Ежегодник Института истории искусств, 1952. М., 1952. С. 263). Неизвестно, насколько достоверна эта цифра, а кроме того, неясно, указан ли здесь календарный срок строительства или только время проведения работ, т.е. два строительных сезона.)
Гораздо реже удается получить археологические данные, свидетельствующие о сроках строительства. В одном случае ответ на этот вопрос дали раскопки в Смоленске: стратиграфические наблюдения у апсидной части церкви на Воскресенской горе выявили прослойки, связанные с тремя строительными сезонами. (Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII—XIII вв. Л., 1979. С. 252.) Очень вероятно, что эти прослойки отвечают только постройке стен, тогда как последний строительный сезон, во время которого выводили своды, мог не дать известковых прослоек снаружи здания. В таком случае возведение здания должно было занять четыре строительных сезона, а вместе с устройством фундамента — 5 лет.
Очень существенная эволюция сроков строительства прослеживается в Новгороде. В первой половине XII в. здесь строили с такой же скоростью, как в других городах. Церковь Ивана на Опоках возвели за 4 года (1127 —1130), а собор Антониева монастыря — за 3 или 4 года (1116 или 1117 —1119). Однако во второй половине XII в. стали строить быстрее. Небольшие размеры храмов и их упрощенные формы позволили возводить церкви за два сезона, а еще чаще — за один. Так, за два сезона построили церковь Успения в Аркажах (1188 —1189) и церковь Воскресения (1195 —1196). При этом в церкви Воскресения в первый строительный сезон успели не только уложить фундамент, но «и възделаша до двьрии». Все церкви, возведенные за один сезон, естественно, были заложены в его начале (апреле, мае, первой половине июня). Таковы надвратная церковь в детинце (заложена 4 мая 1195 г.), церкви Кирилла (апрель 1196 г.), Спаса-Нередицы (8 июня 1198 г.). Строительство каждой из этих церквей продолжалось около трех месяцев. Еще быстрее закончили постройку церкви Спаса в Старой Руссе — с 21 мая по 31 июля 1198 г., т.е. за 72 календарных дня. В действительности, учитывая наличие воскресных и праздничных дней, конечно, рабочих дней было меньше. В одном случае летопись дает даже точный подсчет: церковь Благовещения на Мячине начали строить 21 мая и закончили 25 августа 1179 г., т.е. через 97 дней; однако в летописи отмечено: «А всего дела церковьнаго зьдания днии 70». Скорость строительства, заставлявшая сразу же после укладки фундамента начинать возведение стен, была одной из причин, почему в Новгороде, в отличие от Смоленска, Полоцка и других городов, не перешли на безрастворные фундаменты.
После завершения строительных работ начинали внутреннюю отделку храма, и прежде всего его роспись. Если имелась возможность, роспись производили в следующем строительном сезоне, т.е. сразу же после окончания строительства. Так, Успенский собор во Владимире был возведен в 1160 г., а в 1161 г. «почата бысть писати… кончана августа в 30». Строительство церкви Спаса-Нередицы в Новгороде закончили в 1198 г., а уже в следующем году «испьсаша церковь». Точно так же была завершена и расписана церковь Спаса в Старой Руссе. В 1195 г. была построена церковь на воротах новгородского детинца, а в 1196 г. она была расписана. Однако, по-видимому, так делать не всегда удавалось, и иногда роспись начинали лишь через несколько лет после окончания строительства. Например, церковь в новгородском Антониеве монастыре построили в 1119 г. (по другим источникам — в 1122 г.), а расписали только в 1125 г. Новгородскую церковь 40 мучеников возвели в 1211 г., а расписали в 1227 г. Порой разрыв между завершением строительства и росписью храма бывал еще большим, а иной раз церковь навсегда оставалась без живописного убранства. Примеры церквей, в которых так и не была исполнена фресковая роспись интерьера, достаточно многочисленны.
Судя по летописям, роспись, особенно в небольших храмах, производили за один сезон, хотя в более крупных храмах исполнение фресковой росписи, видимо, могло затягиваться. (В XVI—XVII вв. фресковые росписи довольно крупных храмов обычно выполняли за один сезон. Так, роспись собора Ферапонтова монастыря (1502 г.) была исполнена за 34 дня (см.: Федышин Н.И. О датировках ферапонтовских фресок // Ферапонтовский сборник. М., 1985. Вып. 1. С. 38; Рыбаков А.А. О датировке фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря // ПКНО: Ежегодник 1986. Л., 1987. С. 283). По сербским данным XVI—XVIII вв., мастер писал в день 6—7 м2 (Winfield D.C. Middle and Later Byzantine wall painting methods // Dumbarton Oaks Papers. 1968. N 22. P. 132) Так, в новгородском Софийском соборе изображение Спаса в центральном куполе храма заняло «годищное время и боле».
П. А. Раппопорт. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.).
Читать по теме:
tehlib.com
Архитектура Древней Руси Храмы, соборы и церкви
Архитектура Древней Руси
Храмы, соборы и церкви.
Характерные черты фасадов церквей
Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества и сегодня поражают мастерством и художественным вкусом народных умельцев ,высоким уровнем строительной техники .Они вызывают восхищение простотой и благородством форм ,оригинальным решением архитектурных задач ,богатством отделки.
Характерными чертами белокаменных московских церквей стали силуэты ступенчатых ,ярусных пирамид шлемовидные купола ,один из которых возвышался над остальными , килевидные формы арок(так называемые кокошники),окружающие основание барабана купола .Все это придавало архитектурным сооружением особую динамичность ,легкость и стремительность ритмов.
Соборы
Собор Святой Софии
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с тринадцатью асимметрично расположенными главами. Снаружи собор окружали открытые одноэтажные галереи, на которых позднее были надстроены галереи второго этажа, завершающиеся полукружиями(так называемые закомары).Стены собора были выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем(т.е. плинфой), чередующимися с розовой цемянкой - раствором извести, песка и толченого кирпича.
В главной, алтарной, апсиде под сводами центрального купола происходило богослужение. Боковые нефры и западную часть собора занимали поднятые над полом хоры. Их наличие стало постоянной чертой древнерусских соборов. Обилие пролетов, арок, украшающих пространство собора, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся золотом мозаики, покрывающие сверху донизу подкупольное пространства, стены, своды и столбы, придавали собору особую парадность и торжественность.
Успенский собор(1158-1160)
Успенский собор(1158-1160)
Как главный собор города он возвышается над всеми остальными постройками. В нем больше движениями, динамики, его фасады расчленены и богато украшены, купола расставлены между собой. Первоначально он был одноглавым, но позднее к главному шлемовидному куполу добавлены еще четыре главы.Собор окружают галереи,соединенные арками. Наружная отделка собора поражает роскошью и изысканностью художественного вкуса. Фасады, разделенные пилястрами, кажутся шире и наряднее. Сравнительно узкие, спрятанными в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту собора. Посередине фасада проходит широкая ажурная лента, состоящая из маленьких колонок, соединенных арочками. Внутри собор был расписан фресками и содержал богатую церковную утварь. Центральное место в соборе занимала икона Владимирской Богоматери-признаный шедевр византийской живописи, привезенный Андреем Боголюбским из Киевской Руси.
В 70-е гг. XV в. на месте старого был возведен новый Успенский собор.
Храмы
Храм Покрова Богородицы на реке Нерли(1165)
Храм Покрова на Нерли-гордость русского зодчества, одна из его вершин, гимн красоте и гармонии человека с природой. Вглядитесь в благородные пропорции храма, отражающиеся более восьми веков в водах небольшой речки Нерль. В его простых формах зодчим удалось передать впечатление легкости, изящества и стройности. Он построен в традициях четырехстолпного храма с членениями наружных стен на три неравные апсиды. Средняя Апсида шире остальных:она подчеркивает доминирующее значение купольной главы. Фасады богато украшены резьбой, ею также покрыта поверхность барабана, поддерживающего купол. Главный декоративный мотив-арка на двух стройных колоннах. Каменные узоры на поверхности стен придают зданию особую красоту и очарование.
Кижский архитектурный ансамбль
Кижи - прекрасное творение рук человеческих. На острове Кижи в Карелии сохранилась легенда , согласно которой Преображенскую церковь построил один человек. Примечательно, что храмы именно рубились, так как дерево, отесанное топором, сохраняется лучше, чем опиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись своей смолой, как бы консервировалось. Кровля покрывалась досками, а купола –дранкой лемехом. Пластичная, легко поддающаяся обработке осина использовалась не случайно. Она плотно облегала округлые поверхности куполов и разбухая во время дождя ,уплотнялась и не пропускала воду. При ярком солнце лемех серебриться и сияет, а в пасмурный день имеет матовый оттенок , на закате приобретает розовый отсвет.
Церковь Вознесенская в Коломенском.
Вознесенская церковь была возведена в 16-ом веке. Она является самым замечательным зданием выполненным в шатровом типе с восьмигранным остроконечным завершением. Величественная, стройная башня-храм и сегодня возвышается на берегу Москвы-реки, откуда открывается широкая панорама города. Главной особенностью коломенского храма стал постепенный рост здания от нижнего яруса к верхнему. Вокруг церкви раскинулись обширные галереи и широкие лестницы. Три ряда кокошников украшают и оживляют гладкие стены храма. Двадцативосьмиметровый шатер, увитый нитями бусин, образующих ромбы, увенчан низкой полусферической главной на восьмигранном барабане. Этот первый каменный шатровый храм был построен из красного кирпича, на фоне которого особенно отчетливо выделялись белокаменные архитектурные детали. О Вознесенской церкви и о зодчих построивших ее до сих пор ходят многочисленные легенды.
Храм Христа Спасителя
Лицевая сторона храма делится четырьмя столбами на три части, из которых средняя больше крайних и ведет к трем выходным дверям храма: южной, северной и западной. Всего настенных столбов (колонн) 36. Они поддерживают карниз храма, на котором помещены 20 полуциркулярных заостренных арок (кокошников): по три арки на передних сторонах выступов и по две - на углах здания. Все здание увенчано пятью шлемовидными главами, из которых средняя значительно крупнее других. Это придает всему зданию единство и красоту. Круглая стена средней главы лежит на 8-гранном основании. Прочие главы находятся на выходящих между выступами углах и имеют форму восьмиугольных башен. Стиль куполов соответствует общему характеру здания: они вверху сужаются, подобно главам всех русских церквей. Четыре колоссальных столба внутри храма поддерживают здание. От расположения этих столбов и выступов образуются две стены - внутренняя и наружная, а между ними коридор, идущий, по обычаю древних христианских церквей, вокруг всего храма. Верхнюю часть этого коридора составляют украшенные живописью хоры с двум устроенными в них придельными храмами: во им Чудотворца Николая и Святого Князя Александра Невского. Главный алтарь посвящен Рождеству Христову, иконостас его выполнен в виде беломраморной часовни с бронзовым позолоченным навершием. Все здание освещается 60 окнами: из них 16 устроено в главном куполе, 36 - над хорами и 8 - в коридоре.
Иоанно-Предтеченская церковь
Иоанно-Предтеченская (Ивановская) церковь - одноэтажная каменная, с тремя приделами: срединным - св.Иоанна Предтечи северным - Святителя и Чудотворца Николая и южным - в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали". Церковь была заложена первоначально как однопрестольная на средства екатеринбургского купца Е.А.Телегина 15 сентября 1846 года и освящена епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сентября 1860 года. В 188 году с благословения епископа Екатеринбургского Нафанаила был заложены два пристроя с северной и южной стороны для двух приделов и двух подвальных под ними помещений, из которых одно предполагалось для склада церковного имущества, а другое "для сомнительных умерших". Левый Никольский придел был освящеён 27 декабря 1886 года, а правый, во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали", был освящён 3 июня 1888 года. В 1915 г. с западной стороны к кладбищу была отведена дополнительная площадь длл Братского кладбища (для погибших в войне 1914 и последующих годов).
Храм Всех Святых на Михайловском кладбище
Церковь во имя Всех Святых - каменная одноэтажнная церковь с одним приделом, увенчанная одним куполом и одной колокольней, была заложена 8 июня 1886 года и освящена 17 июня 1900 года епископом Екатеринбургским Поликарпом. Была выстроена на средства купца Александра Волкова. С самого начала церковь была кладбищенской церковью на вновь созданном кладбище, которое считалось более удаленным небогатым. Кладбище (и церковь) сохранило в народе до наших дней название "Михайловского" ("Михайловской") по существовавшему ранее на его месте Михайловскому погосту, на котором до существующей каменной церкви была деревянная Михайловская церковь, которая потом была разобрана. Церковь получила интересную стенную роспись, сделанную по картонам, нарисованным под руководством П.М.Васнецова его учеником.
В нее был передан сохранившийся резной иконостас Рязановской церкви.