Развитие древнего египта. 1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Социально-экономическое развитие Древнего Египта. Развитие древнего египта


Экономическое развитие Древнего Египта.

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

 

Один из самых первых очагов цивилизации возник на берегах Нила. Этому способствовали теплый климат, плодородные почвы, относительная территориальная изоляция от других народов, защищавшая местное население. Примерно в VI–IV тысячелетиях до н. э. в долине Нила появились первые поселения, на базе которых сформировались земледельческие общины вокруг Фаюмского озера в нижнем течении Нила.

В IV тысячелетии до н. э. стало развиваться поливное земледелие (бассейновая система орошения), а в конце IV тысячелетия до н. э. была изобретена первая деревянная соха. Охотничий промысел постепенно стал уступать место скотоводству. Заметных успехов достигли мастера, делавшие оружие, глиняную посуду, обувь и пр. Повышение продуктивности земледелия и животноводства создавало условия для социальной дифференциации сельского населения, зарождения племенной знати и появления первых форм государственности. Первые государственные объединения назывались номами. А поскольку все номы, стиснутые между Нилом и пустынями, примыкали друг к другу "по цепочке", то их объединение было неизбежным.

Долгое время вся территория вдоль Нила была разделена на Южное (Вехнее) царство ,где, по преданию, правил царь в белом шлеме, и Северное (Нижнее) царство, где царь носил красный шлем. К началу III тысячелетия до н. э. в результате борьбы победили более сильные цари Верхнего царства и образовали единое государство Египет, куда вошли земли от Нубии на юге до Средиземного моря на севере. Население нового государства в разные периоды составляло от 7 млн до 9 млн человек.

Всю историю Древнего Египта можно условно разделить на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. Самые древние памятники материальной культуры относятся к эпохе Раннего царства (около 3100-около 2800 г. до н. э.), во времена которого сформировалась власть первых фараонских династий. В руках фараонов (царей) находилось огромное государственное (царское) хозяйство: пахотные земли, сады, пастбища, оросительные системы (бассейны, каналы), ремесленные мастерские. В этот период экономика страны стала все больше зависеть от использования труда военнопленных, превращаемых в рабов. Наряду с царским хозяйством развивалось общинное землевладение, которое постепенно попадало в зависимость от государства.

На смену Раннему царству пришла эпоха Древнего царства (около 2800-около 2250 года до н. э.), во время которого правили фараоны III–IV династий. Главной отраслью Египта оставалось сельское хозяйство, основанное на бассейновой системе орошения. Государство уделяло большое внимание строительству огромных каналов, плотин, водохранилищ(бассейнов) для сезонного накопления воды. Стала создаваться система шадуфов (приспособлений в виде колодезных "журавлей"), при помощи которых воду из Нила в кожаных ведрах подавали через несколько ступеней на "верхние" поля, где чаще всего выращивали садовые культуры. Для орошения "верхних" полей также использовались большие водоподъемные колеса.

В июне – октябре Нил разливался, и вода покрывала все вокруг. В ноябре, когда вода уходила, население засевало"нижние поля", которые к тому времени были покрыты плодородным илом, принесенным водой. Крестьяне разбрасывали зерно, а домашний скот (бараны, свиньи) втаптывал его в ил. Через три-четыре месяца урожай надо было собрать, чтобы успеть до засушливого сезона. При обмолоте зерна также использовали домашних животных, которых заставляли ходить на токах. Кроме зерновых выращивали лен, сажали сады, виноградники, пальмовые рощи. Основным сельскохозяйственным орудием оставалась деревянная соха.

Заметного прогресса достигло ремесленное производство, где в качестве сырья широко применялась медь. Изделия из железа использовались редко. Для производства изделий из глины применялся гончарный круг. Египтяне строили из камня и глиняных кирпичей дворцы своим фараонам и храмы богам.

Со времен III династии началось невиданное до того периода строительство огромных храмов из мягкого известняка и других каменных пород. К этому же времени относится сооружение грандиозных усыпальниц фараонов - пирамид. Среди них особое место занимают семь пирамид, построенных для фараонов IV династии, в том числе пирамида Хеопса, которую строили в течение 20 лет около 100 тыс. человек одновременно.

Стены храмов и усыпальниц украшались разнообразными рисунками, изображавшими сцены из жизни фараонов и простого народа. Искусные мастера высекали из камня фигуры богов, людей, животных. Ремесленники изготовляли тонкие ткани из льна, раскрашивая их яркими узорами. Египтяне изобрели иероглифическую систему письменности. Сохранилось множество текстов, где описаны события той эпохи, представления египтян об окружающем мире и пр.

Период Древнего царства отмечен небывалым усилением власти фараонов, общинной знати (номархов),высших государственных чиновников. Именно тогда сформировалось особое сословие жрецов, выступавших в роли посредников между богами и народом. Они жили при храмах, вокруг которых стали создаваться огромные хозяйства, почти ни в чем не уступавшие царским. Все население должно было приносить богам дары, которыми пользовались жрецы (они как бы кормились вместе с богами). Находясь на службе у богов, жрецы должны были уметь гадать, предсказывать будущее, разъяснять явления природы – для этого следовало долго учиться. Жрецы не занимались физическим трудом, а выполняли многочисленные религиозные обряды, не забывая при этом о пополнении своих материальных богатств. Некоторые из жрецов со временем становились управляющими в многочисленных храмовых хозяйствах.

В царских, храмовых и частных хозяйствах наряду с рабами должны были трудиться и крестьяне-общинники, особенно в неурожайные годы. В этот период для общинников открывали зернохранилища, а за это они должны были "добровольно" отрабатывать долги на царских полях или на "полях бога" – храмовых полях. Постепенно многие из крестьян попадали в долговое рабство, а общинная земля становилась собственностью рабовладельцев. Фараоны, будучи верховными собственниками земли, осуществляли контроль за храмовыми и частными хозяйствами и также могли силой забрать общинные земли.

Для содержания царского двора крестьяне должны были не только выполнять определенные работы, но и отдавать различные продукты и предметы обихода (подать). Для сбора податей назначались специальные наместники и приказчики. При них состояло большое количество писцов, которые вели подробный отчет о доходах и расходах. Своих многочисленных слуг и чиновников царь награждал одеждой, посудой, украшениями с царских складов. Чиновники считались "людьми царя", т. е. находились под его опекой (сам же царь был "под опекой богов"). Всякий низший по положению должен был подчиниться высшему или приписаться к какому-нибудь хозяину или владыке, что формировало определенную вассальную структуру общества. Иногда знатные владыки объявляли о своем неподчинении царю. С ними царская власть расправлялась сурово, так как это неподчинение грозило разрушить единое государство.

Для укрепления своей власти цари щедро раздавали земельные угодья крупным военачальникам и чиновникам. Эти земли обрабатывались "рабочими отрядами", которые использовали скот, сельскохозяйственные орудия и семена, принадлежавшие землевладельцу. По законам вельможам принадлежал и весь урожай, выращенный на полях и собранный в специальных складах. На таких же складах хранились изделия ремесленников, работавших в "палатах мастеров". Все это богатство шло на удовлетворение потребностей знати, а земледельцам и ремесленникам выдавались только продукты питания, одежда, домашняя утварь.

Постепенно фараоны стали уступать право на "кормление" (самостоятельный сбор налогов среди подвластного населения) представителям старой общинной знати и новым землевладельцам, которые, в свою очередь, не спешили делиться с верховной властью доходами, оставляя в своих руках все большую часть собранных налогов. А это неизбежно приводило к тому, что они все меньше зависели от фараонов.

Конец Древнего царства ознаменовался значительным усилением власти номархов и богатых вельмож, которые к этому времени сумели захватить новые земельные угодья, включая храмовые. Многие номархи добивались от верховной власти специальных грамот, освобождавших их от государственных налогов и повинностей.

В стране стали нарастать сепаратистские тенденции, отдельные номы перестали подчиняться центральной власти, и около 2250 г. до н. э. единое государство распалось. В результате этого хозяйственная жизнь Египта пришла в упадок, разрушилась единая ирригационная система, создававшаяся многими поколениями людей. На пахотные земли стала наступать пустыня. И лишь через 200 лет египетская экономика возродилась. Начался период Среднего царства (около 2050-около 1750 г. до н. э.), когда страной управляли фараоны XI–XII династий.

Были восстановлены каналы и система водохранилищ. Оживилось ремесленное производство. Высокого уровня достигло мастерство ткачей, ювелиров, кузнецов. Однако основной отраслью по-прежнему оставалось сельское хозяйство, где происходили изменения в орудиях труда, улучшались породы скота. Стала развиваться торговля, одним из условий которой была специализация производства внутри страны: юг Египта поставлял скот, а север – зерно, фрукты, виноград и пр. Появились крупные поселения – города, в которых селились ремесленники, торговцы, строились дворцы для знати.

В эту эпоху Египет начал осуществлять военную и торговую экспансию на соседние территории – Ливию, Нубию, Синай. Из завоеванных стран Ближнего Востока, с Кипра, из Малой Азии купцы везли и готовые изделия, и сырье: шерсть, кожу, слоновую кость, древесину кедра и сосны, драгоценные металлы, медь, олово, свинец и многое другое. Увеличился поток рабов, которых фараоны использовали в своих хозяйствах, а также дарили приближенным.

В документах того времени можно найти записи о количестве рабов, числившихся среди имущества вельможи или фараона наравне со скотом. Рабы, как правило, жили при доме и входили в штат слуг, выполнявших различные работы. При переписи населения частновладельческие рабы в число жителей страны не попадали. В этот период сформировался рынок рабов, на котором продавались не только бывшие военнопленные, но и люди, попавшие в долговое рабство.

Особую категорию зависимого населения составляли массы обедневших горожан и общинников, так называемыецарские хему. Несмотря на то что у них имелись хозяйство и семья, хему должны были выполнять самые различные повинности в пользу фараона, получая за это лишь продовольствие и одежду. Следует отметить, что хему не только выполняли сельскохозяйственные работы, но и использовались в качестве слуг, брадобреев, танцоров, певцов, музыкантов и пр. Ежегодно проводился смотр детей хему, чтобы определить их будущие профессии.

Объем работ, выполняемых хему, имел огромное значение для экономики Египта. Было создано специальное"ведомство поставщика людей" для учета людских ресурсов и распределения среди них государственных повинностей. Сохранились записи об организации людей в "пятерки" и "десятки" во главе с "руководителями работ". Контроль за хему осуществляли специальные чиновники ("счетчики людей"). За уклонение от работ хему могли попасть в тюрьму.

Усиление государственного гнета вызывало протест среди зависимого и свободного населения, что приводило к народным восстаниям, грабежам, уничтожению долговых документов. Историки считают, что в середине XVIII века до н. э. множество пирамид фараонов было разграблено.

В результате внутренней нестабильности Египет стал утрачивать позиции во внешнем мире и терять свои колонии. В этот период участились набеги кочевников –гиксосов, которые в конце концов захватили Египет и установили свое господство на полтора столетия (около 1710–1580 г. до н. э.). Несмотря на более низкий уровень их развития, гиксосы тем не менее привнесли в хозяйство Египта много нового. К примеру, гиксосы пользовались в своих набегах колесницами, запряженными лошадьми, тогда как египтяне в ту эпоху еще не знали ни колеса, ни лошадей.

Во второй половине XVI века до н. э. началась эпоха Нового царства (около 1560–1085 годыдон. э.). К этому времени Египет освободился от владычества гиксосов, и его экономика вновь достигла былого могущества: восстанавливались ирригационные сооружения (особенно в восточной части дельты Нила), расширялось царское хозяйство, успешно развивались торговля и ремесленное производство. Большое распространение получила бронза, из которой делали не только орудия труда, оружие, но и домашнюю утварь.

Египет вел бесчисленные войны, захватывая территории и военнопленных, пополнявших ряды рабов. В этот период особенно усилилась роль храмов. Жрецы превратились в крупнейших земельных собственников. Примерно 20 % населения и 30 % земельных угодий принадлежало храмам. Их земли обрабатывались общинниками в порядке трудовой повинности.

Следует отметить такую специфическую особенность Древнего Египта, как многообразие форм хозяйственной жизни. Несмотря на огромные размеры государственной собственности, большой удельный вес имела и общинная собственность. Рабство не стало господствующей формой хозяйствования и зачастую носило патриархальный характер, так как многие рабы имели свое хозяйство, дом, семью и даже собственных рабов. Долговые рабы сохраняли возможность расплатиться с долгами и стать свободными людьми.

Большое распространение получили арендные отношения, причем условия аренды были различными. Если арендатор использовал свой скот, семена и орудия труда, то он отдавал земельному собственнику от 1/4 до 1/3 урожая. Если же он пользовался орудиями труда и тягловым скотом хозяина, арендная плата повышалась до 5/6 урожая.

В XI веке до н. э. эпоха Нового царства приблизилась к закату. На страну стали нападать со всех сторон ливийцы, эфиопы, ассирийцы. Наступил период Позднего царства (X–VI века до н. э.), когда Египет постепенно терял свою независимость. В 525 году до н. э. его завоевали персы, и начался так называемый персидский период, который продолжался почти два века. В 332 году до н. э. Египет был завоеван греками во главе с Александром Македонским. Почти 300 лет Египет находился в составе государства Птолемеев , и этот период носит название эллинистического. В 33 году до н. э. Египет превратился в римскую провинцию.

 

studopedya.ru

Этапы развития культуры Древнего Египта

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый — Древний (2800 — 2250 лет до н. э.), второй — Среднее Царство (2050 — 1700 лет до н. э.), третий — Новое Царство (1580 — 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры.

 

Сложение древнеегипетского искусства

 

Во второй половине  4  тысячелетия  образовались  два  больших  государственных

объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н.э.  Юг  подчинил  себе

Север. Возникло единое египетское государство.

Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и  устраивал

навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно  появились

хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и  обмазанные

глиной, в которых верхушки тростников связывались  наверху,  образуя  крышу.

Жилища вождей  племен  и  племенные  святилища  вначале  делались  таким  же

образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле святилища  или

в его  ограде  укрепляли  фетиш  —  изображение  почитавшегося  здесь  духа.

Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец.  Перед  жилищем

устраивали двор, обнесенный оградой, а позже — стеной.

Погребения вначале  также  имели  форму  простой  овальной  ямы,  выстланной

в подражание жилищам людей. То, что  первоначальные  формы  жилищ,

святилищ и гробниц имели между собой много общего, объясняется тем, что  все

они мыслились именно обиталищами  людей,  духов,  мертвых. 

 

Искусство времени Древнего царства

 

Столицей Египта — Мемфис, расположенный в  начале  дельты

Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. 

Памятники  Мемфиса  сохранили   нам   древнейшие   произведения   египетской

литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который  внес

огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего  царства  вообще  был

временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой  формы

государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи,  и

характер  египетского  искусства,  и  соотношение  его   видов,   постепенно

сложились основные типы архитектурных памятников.

Для истории египетской  архитектуры  большое  значение  имело  строительство

царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные  средства.  Именно

здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих.

Построенная вблизи Мемфиса (на  месте  современного  селения  Саккара  около

Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и  дворов,

не  отличавшегося  еще  стройностью  общей  планировки.  Этот  ансамбль  был

расположен на искусственной террасе, окруженной  массивной  высокой  стеной,

облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и  состояла

как бы из семи масштаба,  поставленных  одна  на  другую.  Гробница  Джосера

примечательна не только формой пирамиды,  но  и  тем,  что  в  ее  молельнях

впервые был широко применен в  качестве  основного  строительного  материала

камень.

.

Исключительное место в  египетском  искусстве  занимает  знаменитый  Большой

сфинкс Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая  скала,

которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была  обработана  в

виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части  были  .добавлены  из

соответственно обтесанных известковых плит.  Размеры  Сфинкса  огромны:  его

высота — 20 м, длина — 57 м.  На  голове  Сфинкса  надет  царский  полосатый

платок, на лбу  высечен  урей  —  священная  змея,  которая,  по  верованиям

египтян,  охраняет фараонов и богов,  под  подбородком  видна  искусственная

борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса  было  окрашено

в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие  и  красные.  Несмотря  на

гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные  портретные  черты

фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище  с  лицом  фараона,

должен был внушать вместе с  пирамидами  представление  о  сверхчеловеческой

мощи правителей Египта.

 

Искусство времени Среднего царства

Еще первые фараоны-фиванцы, желая  подчеркнуть законность обладания  престолом,  стремились  подражать  памятникам  могучих владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова  в

виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в  виде  пирамиды  тот

же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере,  порвав

связь  с  гробницами  предков,  —  шаг  достаточно  трудный,   если   учесть

мировоззрение древних египтян.

Стремление  фараонов  начала  XII  династии  подражать  памятникам  Древнего

царства заставило египетских зодчих  вернуться  к  образцам  этого  периода.

Планировка  пирамид  и  заупокойных  храмов  начала  XII   династии   и   их

взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц  фараонов  V-

VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условии  сооружение  гигантских

каменных пирамид было уже  невозможно,  что  и  отразилось  на  масштабах  и

технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно  уменьшились,

например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным  материалом

служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ  кладки

пирамиды.  Основу  ее   составляли   восемь   капитальных   каменных   стен,

расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и  к  середине  каждой

стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие  восемь  стен,

промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом  или  песком.

Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг  с  другом

деревянными креплениями. Такая облицовка  в  основном  только  и  сдерживала

здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что  эти  пирамиды

в настоящее время представляют собой груды развалин.  Разумеется,  в  момент

сооружения пирамид недостатки  техники  были  скрыты  облицовкой,  и  внешне

пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы  царей

Древнего царства.  Так  же  как  и  раньше,  к  восточной  стороне  пирамиды

примыкал небольшой по сравнению  с  самой  пирамидой  заупокойный  храм,  от

которого шел проход к храму в долине.

 

Особый  интерес  представляют  находимые  в  гробницах   группы   деревянных

статуэток слуг и рабов, подчас изображающие целые  бытовые  сцены

Эти  статуэтки,  помещавшиеся  в гробницы  для   служения   вельможе   в   потустороннем   мире,   отличаются разнообразием  поз,  живостью  и   непосредственностью.  

Наряду с творческой  переработкой  наследия  Древнего

царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала  с  приподнятым

средним  нефом,  пилоны,  колоссальные  статуи,  поставленные  вне   здания,

увеличение  заупокойного  храма  по  сравнению  с  самой   пирамидой,   рост

реалистических тенденций и блестящее  их  проявление  в  ряде  памятников  —

таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

 

Искусство времени Нового царства

Для искусства Египта  этого  периода  становится  характерным  стремление  к

пышности и декоративности в сочетании с изысканным  изяществом.  В  процессе

сближения Египта с  культурами  Сирии,  Крита,  Двуречья  также  расширились

горизонты,  изменились  многие  понятия,  оживился  весь  темп  общественной

жизни.

Ведущую роль в искусстве  XVIII  династии  играли  Фивы,  где  были  созданы

лучшие произведения  искусства  рассматриваемого  периода,  в  том  числе  и

наиболее известные архитектурные памятники. Такое’ положение Фивы заняли  не

случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала  их  родине,

Фивам, блестящий  ореол  столицы  победоносной  страны.  Грандиозные  храмы,

пышные дворцы и дома  быстро  изменили  облик 

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов,  поражая  всех,  кто

приезжает в Фивы. Огромное пространство,  на  котором  некогда  располагался

город, все еще хранит следы его былой славы.

С  середины  периода  XVIII  династии  в   развитии   фиванского   искусства

намечается наступление нового этапа, который,  начинаясь  в  годы  правления

Тутмеса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III  и  подготавливает

искусство Амарны.

Ко времени царствования Тутмеса IV и особенно Аменхотепа  III  Египет  давно

уже широко пользовался  плодами  своих  завоеваний.  Возросла  роскошь  быта

знати, появились пышные одеяния из тонких тканей, сложные парики,  массивные

ожерелья…

 Характерные особенности скульптуры, как и архитектуры XVIII  династии,  ярко

проявились в храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Одно то, что для этого  храма

было  сделано  свыше  двухсот   статуй,   показывает,   каким   событием   в

художественной жизни Фив было его сооружение и  каким  стимулом  оно  должно

было послужить для развития фиванской скульптуры. 

 

 

Искусство второй половины Нового царства

 

(14-11 века до н.э.)

 

Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной  власти

внутри страны и ее международного престижа. Для  успешного  проведения  этой

политики фараоны считали необходимым наряду с  мероприятиями,  направленными

на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной  мощи,  придать

возможно больший блеск  и  пышность  столице,  своему  двору,  храмам  своих

богов,  что  и  наложило  своеобразный  отпечаток  в   первую   очередь   на

архитектуру  периода.  Главным  объектом  строительства  был  храм  Амона  в

Карнаке,  расширение  которого  имело  двойное  политическое  значение:  оно

должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а  в  то

же время и прославить мощь новой  династии. 

Монументальностью  отличались  и  заупокойные  царские  храмы  на   западном

берегу,  и  вырубленные  в  скалах  гробницы  фараонов,  превосходившие   по

размерам и декорировке все, что было здесь создано раньше.

Из заупокойных царских храмов следует особо упомянуть храм Рамсеса  II,  так

называемый  Рамессеум ,  в  первом  дворе  которого   стояла

колоссальная статуя царя — величайшая монолитная скульптура,  весившая  1000

тонн и имевшая около 20 м в высоту.

 

 

Заключение

 

Проследив,  таким  образом,  ход  развития  искусства  Древнего  Египта   на

протяжении  его  длительного  существования.  Его   значение   для   истории

искусства других народов очень велико,  как  вообще  велико  значение  всего

культурного наследия, оставленного египетским народом.

Хорошо известно, что он создал  богатейшую  литературу,  впервые  в  истории

давшую сказку, повесть, любовную лирику и оказавшую  бесспорное  воздействие

на литературу греко-римскую,  древнееврейскую  и  арабскую;  что  египетская

наука с ее достижениями в области  астрономии  (календарь,  знаки  зодиака),

математики  (начатки   геометрии,   теорема   Пифагора,   измерение   объема

полушария), медицины (установление роли кровеносной системы и даже  мозга  в

организме человека),  географии,  истории  заслуженно  пользовалась  высоким

авторитетом в античном мире и имела существенное значение как  для  развития

античной философии, так и античной науки, а через посредство  арабов  и  для

средневековой науки; что египетская  религия  сыграла  определенную  роль  в

развитии христианской обрядности и иконографии.

Искусство  Египта  явилось   богатым   вкладом   в сокровищницу  искусства  древнего  мира.

alchnost.com

1.2 Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта. Культура Древнего Египта

Похожие главы из других работ:

Античная колыбель европейской культуры

1.3 Основные этапы развития культуры Древней Греции

В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды): 1) крито-микенский (III -II тыс. до н.э.) 2) гомеровский (XI - IX вв. до н.э.) 3) архаический (VIII - VI вв. до н.э.) 4) классический (V - IV вв. до н.э.) 5) эллинистический (IV - I вв. до н.э...

Античная культура

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры...

Античная культура

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры...

Архитектурные памятники Древнего Египта

1.2 Этапы развития Древнего Египта

Ученые выделяет эпоху Древнего Царства 3000-2263 гг. до н. э., период Среднего Царства 2160-1785 гг. до н.э. и Новое Царство, 1580-1085 гг. до н.э. Архитектура Древнего царства. Приблизительно в XXX веке до н. э...

Византийская культура и ее связь с культурой Древней Руси

Основные этапы развития Византийской культуры

1) 4 - середина 7 вв. - переходный от античной к средневековой культуре (протовизантийский период). Несмотря на кризис античного общества, в Византии еще сохраняются его основные элементы...

Живопись на стекле. Декалькомания. Декорирование стекла фотопечатью

1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла

Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка...

История художественной культуры

Модуль 2. Основные этапы и закономерности развития мировой художественной культуры

...

История художественной культуры и образования Древнего Китая

Глава I. История развития художественной культуры и образования Древнего Китая

...

Концепция "осевого времени" Карла Ясперса

1.1 Исторические этапы развития культур

Для понимания концепции К.Ясперса необходимо помнить, что он являлся представителем экзистенциалистской философии. Он полагал, что для понимания целей и задач культуры эмпирические и интеллектуальные метода не годятся...

Культура Древнего Египта

Глава 1. Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития

Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге...

Культура Древнего Египта

4. Основные памятники культуры Древнего Египта

Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту [11, С. 95]...

Первые живописцы Башкортостана

1.1 Исторические этапы развития живописи Башкортостана

Живопись Башкортостана может по праву претендовать на особое место в системе искусств: она намного раньше...

Разработка и выполнение в материале серии работ в технике горячего батика под девизом "Белгород - зеленая столица"

1.2 Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России

На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать»...

Серия работ "Цветы" в технике художественной обработки стекла

1.1 Исторические этапы развития и становления производства и обработки стекла

Стекло известно человеку уже более пяти тысячелетий. Ученые предполагают, что одними из первых с искусственным стеклом познакомились древние гончары: при обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка...

Стилистические особенности архитектурных памятников Древнего Китая

Глава II. Основные исторические этапы развития китайской культовой архитектуры

...

cult.bobrodobro.ru

Социально-экономическое развитие Древнего Египта - Онлайн библиотека

Особенности хозяйственной деятельности. Специфика географического положения Древнего Египта определила основу основ экономической жизни древних египтян - ирригационное земледелие. О его значение свидетельствует тот факт, что оно оставалось высокоэффективным даже в периоды политического упадка государства. Ирригационное земледелие в Верхнем Єгипті характерно в основном для развития зернового хозяйства, земли Дельты (Нижнего Египта), отвоеванные у болот, более пригодные для пастбищ. Поэтому охотничий промысел вытеснило животноводство. В отличие от месопотамской ирригации, где система каналов и дамб имела прежде всего дренажное назначения, в долине Нила, с объединением страны в единое государство, египтяне построили простую и надежную бассейновый систему ирригации. Ее назначение - как можно дольше, в течение всего посевного периода, задерживать воду на полях. Строительство и эксплуатация такой системы искусственного орошения требовали усилий всех номов (так называли в Єгипті первые государства. - Авт.), что очень повлияло на политическую организацию древнеегипетского общества. Выступая организатором работ и распорядителем земель, племенная знать со временем захватывала власть.

Преимущества этой системы такие. Во-первых, вода в Нільській долине стояла в каналах только во время наводнения, в течение 6-9 недель, остальное время они оставались сухими. По каналам в Месопотамии приходилось наблюдать в течение всего года. Во-вторых, после оседания ила паводковую воду отводили обратно в реку, что давало возможность удобрить почву, оберегая его от засолки. В-третьих, наличия влаги на протяжении двух месяцев вполне хватало для прорастания и созревания зерновых культур. Поэтому давление на природу был меньшим, чем в системе ирригации в Месопотамии.

Еще в IV тыс. до н. э. египтяне изобрели ніломір, он помогал хлеборобам прогнозировать не только время разлива Нила, но и размеры паводка. В эпоху Нового царства (1580-1555 гг. до н. э.) было изобретено шадуф, с помощью которого два рабочих за световой день могли полить к полгектара земли. Шадуф дал возможность египтянам интенсивно осваивать высокие поля и поспособствовал прежде всего развития садоводства. Наконец, в i тыс. до н. э. египтяне начали использовать для полива земли водоналивне колесо сакіє, которым пользуются и нынешние египетские крестьяне. Ремонт дамб, очистка каналов, регулировка последовательности многократного полива полей, полевые работы, связанные с режимом орошения, - все это могло осуществляться лишь при жестком соблюдении графика, при постоянном контроле и управлении из единого центра, осуществляемых государством. Давньосхідна государство, следовательно, возникла из необходимости объединения сил земледельцев-общинников для строительства и обслуживания оросительной системы.

 

Сельское хозяйство и ремесла. Внедрение искусственного полива земли обеспечивало высокий валовой сбор зерновых в стране. Одна семья хлеборобов могла прокормить из египетских почв еще три семьи. Из зерновых египтяне выращивали преимущественно пшеницу-эммер (вид сорта), ячмень и сорго, с огородных - чеснок, огурцы, из технических - лен, из волокон которого ткачи производили полупрозрачную ткань. Развивались также садоводство и виноградарство, прежде всего выращивали финиковые пальмы.

Культура земледелия в Єгипті была архіпримітивною. В Верхнем Єгипті сяк-так царапали землю, чтобы не образовалось солончаков, а в Нижнем сеяли зерно прямо в неспушений ил и сразу же выгоняли на засеянное поле домашний скот, чтобы утоптати его в илистую почву. Жали высоко, срезая сами колоски, которые затем лущили на гумне, гоняя по нему ослов.

Первые пирамиды начали строить еще в XVIII в. до н. э. О знаниях в те времена астрономии и геометрии свидетельствует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковую направленность осей, а их стороны сориентированы по сторонам света, причем отклонение от севера не превышает десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно 100 тыс. человек. На них тратили не только много строительных материалов, но и средств. По подсчетам Геродота, строительство пирамиды Хеопса обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 к 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.

Основным богатством в Єгипті считались скот и домашняя птица, однако культура животноводства и птицеводства египтян была крайне примитивной. Они в течение длительного времени откармливали на мясо прирученных антилоп, газелей, гиен, журавлей, пеликанов, лебедей и др. Из домашней птицы выращивали гусей и уток, держали кур. Египтяне Знали также пчеловодство, которое, вероятнее всего, именно они и изобрели. Держали лошадей. Уже в i тыс. до н. э. египтяне начали поставлять лошадей на передньоазіатський рынок. Занимались охотой и рыболовством.

В целом сельскохозяйственное производство Древнего Египта развивалось интенсивным путем и полностью зависело от состояния ирригационного строительства в стране. Ирригационное земледелие объединяло египтян в монолитный трудовой коллектив под эгидой сильной монархии.

Достаточно широко были развиты ремесла. Особых успехов они достигли в таких ремеслах, как столярничество, каменярство, чинбарство, строительство, судостроение, гончарство, ткачество, ювелирное дело и др. Уже в эпоху Древнего царства (2800-2250 гг. до н. э.) они производили с помощью примитивных каменных и медных инструментов пятислойный дикт, строили надежные парусные и весельные суда с папируса и древесины, из кедровой смолы изготовляли замечательную ароматическое масло, научились литья. Далеко за пределами страны славились их изделия ювелиров из золота, серебра и електруму. Поражает мастерство каменщиков, которые сооружали над внутренними галереями и камерами пирамид сверхпрочные перекрытия, надежно выдерживали колоссальное давление на них, а стены гробниц и храмов украшали филигранными рельефными изображениями, использовали так тщательно отшлифованы и подогнанные друг к другу многотонные каменные глыбы, что между ними нельзя просунуть даже кончик папиросной бумаги. Более того, египетские строители пробивали новые тоннели и камеры в уже построенных пирамидах. Поражает объем работ, выполненных ими в течение суток Древнего царства, который лишь на постройке пирамид превышал 12 млн м.

Позже египтяне начали осваивать бронзовое производство, хотя в эпоху Среднего царства (2050-1750 гг. до н. э.) еще пользовались преимущественно каменными и медными орудиями труда, научились изготавливать стекло, в совершенстве освоили технологию добычи и обработки золота. С ростом городов началось строительство защитных стен и фортификационное строительство. Создали оригинальную архитектуру. Примером может служить храм Амона в Фивах (Карнаке), украшен 134 колоннами, расположенными в 16 рядов. Зал в храме площадью 50 тыс. кв. м.

Периодом наивысшего экономического расцвета страны стала эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.). В этот период можно быстрее начали развиваться ремесла. При дворе фараонов, в дворцах создавали мастерские, в которых иногда работало до 150 человек. Возникли новые методы обработки золота: плетение золотых нитей, изготовление золотых цепочек, ковка и др. Египтяне уже изготавливали очень твердую бронзу. В середине II тыс. до н. э. в Єгипті появились первые изделия из железа, однако хозяйственное использование этого металла тормозилось, потому что в стране не было железной руды. Египтяне значительно усовершенствовали производство стекла, ливарництво, судостроение, достигли настоящих вершин в искусстве бальзамирования. Еще в i тыс. до н. э. они научились производить с фарфороподібної массы особый фаянс, который имел большой спрос на международном рынке.

Ремесленники использовали промышленное сырье Нильской долины. В Египетского завозили только дефицитную промышленную древесину (из Нубии и Восточного Средиземноморья), серебро и олово (для производства бронзы).

В Єгипті впервые была разработана технология изготовления материалов для письма - папируса. С этой целью в начале III тыс. до н. э. использовали трав'янисту растение папирус, стебель которой разрезали на полоски, которые накладывались друг на друга. Перекрещенные слои сжимали под прессом, а затем высушивали. Как материал для письма их использовали на Ближнем Востоке и в Европе даже в средние века.

 

Развитие торговли. В период Древнего царства была примитивная обменная торговля. На свои ювелирные изделия, ароматные масла, мед, ткани, алебастровый посуду египтяне выменивали в нубийцев бивни слона, меха, благовония, эбеновое дерево; у жителей экзотической страны Пунт - миррову смолу, доски, электрум; в сирийских племен - промышленную древесину; у жителей финикийского города Библ, которое постепенно стало важнейшим центром египетской торговли в Азии, - медь, бронзу, лазурит, лошадей. Вели обменную торговлю с островом Крит. Однако это была торговля в форме напівторговельних-полувоенных экспедиций. За приобретенный товар они платили зерном (это было основное мерило стоимости), одеждой, тем медью, а в конце Среднего царства - также золотом.

Почти весь период существования Древнего Египта его экономика оставалась натуральной. Товарного производства в стране не было, сбывали не товар, а избыток продукции, изготовленной для собственных нужд. Обеспеченность страны и ее географическая изолированность и возможность для египтян легко грабить смежные территории были основным тормозом развития торговли в период Позднего царства (XI-IV вв. до н. э.).

Товарообмен оставался незначительным и в эпоху Нового царства. Лишь в конце этой эпохи стал состоять загальноєгипетський рынок, а в i тыс. начали развиваться товарно-денежные отношения. В этот период в стране начали использовать единицу стоимости дебен (кусок меди - 90 г). Развития торговли в большой степени способствовали связи с Грецией, жители которой отмечались коммерческой жилкой, и изменение положения Египта - когда был могучей передньоазіатською государством, он получал железо, медь, олово, промышленную древесину и т.д. как военную добычу и дань вассальных народов, теперь все это он должен был покупать.

Торговля способствовала развитию мореплавания. В Єгипті эпохи Позднего царства процветало ростовщичество со всеми его социальными последствиями.

 

Социальные состояния общества. В Єгипті функционировало большое многоотраслевое царское хозяйство. Фараону принадлежали большие имения, значительную часть которых он раздавал своим вельможам в служебное пользование вместе с крестьянами, обязанными работать на них. Часть вельмож обзаводились собственным хозяйством. Храмы также были владельцами земли.

Всех, кто работал в хозяйствах фараона, храмов и вельмож, называли меретами. Это были земледельцы, ремесленники, рыбаки, пивовары, птицеловы. Исполнители полевых работ объединялись в рабочие отряды и под надзором чиновников выполняли уроки (нормы выработки). Мерети собственных хозяйств не имели, а находились на полном содержании своих владельцев.

Часть египетских крестьян было освобождено от принудительных работ на вельмож, ее заменили уплатой налога за пользование землей и водой для орошения. Они выполняли общегосударственные работы: строили царские гробницы, храмы, ирригационные сооружения и т.д.

В эпоху Древнего царства в Єгипті были рабочие, которых называли баку. Их использовали исключительно в домашних хозяйствах. Однако они не были бесправными. Баку мог жениться со свободной египтянкой, свидетельствовать в суде против своего господина, пользоваться и свободно распоряжаться имуществом, в том числе землей.

Почти все трудовое население всех профессий Египта эпохи Среднего Царства составляло царских хемуу. Работало оно на царя, храмы и вельмож, причем полевые работы выполняли мужчины, женщины вели домашнее хозяйство. Специальные чиновники координировали в среде царских хемуу подготовку необходимых специалистов. Трудовая повинность на пользу фараона имела большое значение для экономики Древнего Египта. Функционировало даже ведомство поставщика людей из заключения - из числа тех, кто уклонялся от повинностей. Сохранились записи о организацию людей в пятерки и десятки во главе с руководителем работ. Выполнение работ контролировал особый чиновник - учетчик людей. Условия труда были практически одинаковы во всех хозяйствах, поэтому этим рабочим было безразлично, где выполнять принудительные работы. Царские хемуу, как и предоставленные вельможам имения, считались служебным имуществом, их закрепляли не за человеком, а по должности. Наследование родительской должности происходило только с разрешения фараона. Фараон мог лишить всех благ любого чиновника, если он становился у него на пути. Социальное положение, богатство зависели не от природных качеств и профессионализма, предпринимательства, деловитости человека, а от приближенности к вершине социальной пирамиды.

Трудовые повинности на государство сохранились в эпоху Среднего и Нового царства. Реальное положение іхуті (так стали называть царских хемуу) не изменилось: тот же принудительный характер труда, и сама урочная система. Незначительная часть крестьян были свободными. Была также незначительная часть рабов, которых использовали в основном на работах с обслуживания ирригационных систем.

Путем общественных работ восточные правители подчинили себе свободных общинников. В этих условиях труд рабов играла второстепенную роль - она имела "домашний характер". Рабы выполняли в основном обязанности прислуги. Лишь в последний период Древнего Египта - в XVI-XII вв. до н. э. - рабов начали использовать как ткачей, гончаров и др. В "азиатских" общинах не было необходимости в дополнительной рабочей силе. Наоборот, там был избыток трудовых ресурсов. В период прекращения сельскохозяйственных работ, связанных с разливом рек, население нужно было чем занять. Поэтому неслучайно, что почти все древневосточные государства строили величественные культовые и светские сооружения - пирамиды в Єгипті, башни-зикурати и висячие сады в Месопотамии и др. В условиях избыточных трудовых ресурсов труд рабов в сельскохозяйственном производстве почти не использовали. Крестьяне-общинники - это дармовая сила, которую не надо покупать, кормить, одевать. Труд этих людей можно было использовать будь-где. В отличие от рабов античных государств, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и которых использовали в частных интересах, эту огромную трудовую армию применяли централизованно для государственных (общественных) работ. Управление этими работами требовало мощного государственного аппарата. В Древнем Єгипті регулярно проводили переписи населения и хозяйства с целью, в основном, распределения трудовой повинности.

Ремесленники в царсько-храмовом хозяйстве объединялись в рабочие отряды, работали под присмотром мастеров, несли коллективную ответственность за выполнение каждым декадной, месячной или годовой нормы выработки. Начальники царских мастерских имели ежедекадный выходной, жили в достатке, некоторые из них даже строили для себя гробницы. Простые ремесленники работали без выходных и жили в материальном затруднении.

В период Нового царства усиливалось имущественное расслоение, общество достигло апогея бюрократизации. Страна стала по сути единственным государственным хозяйственным комплексом, в ней даже храмовые хозяйства контролировала царская администрация. Они были особой формой государственного имущества. Государство регулировало количественный состав и социальную структуру общественных служб и учреждений за помощью нарядов и регулярных переписей населения и имущества. Во время таких переписей чиновники устанавливали размер налога для каждого хозяйства и определяли профессию каждого египтянина. Института гражданства в Єгипті не было.

Такая система общественного производства была характерна и для последующих периодов развития Древнего Египта. Однако в ней происходили определенные изменения. Так, если в сутки строительства пирамид крестьяне несли коллективную ответственность за уплату государству зернового налога, то теперь - индивидуальную, весь хлеб, собранный из крестьянских наделов, шел в государственные закрома, крестьянину же потом выделяли определенную долю сельскохозяйственной продукции.

banauka.ru

Древний Египет

Новые рефераты:

  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
  • Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
  • Теоретические основы аудита производственных запасов.
  • Назовите недостатки, имеющие место в организации труда при отпуске товаров со склада.
  • Процесс приемки товаров по количеству и качеству, и его регулирование в коммерческой деятельности.
  • Теоретические аспекты транспортного обеспечения розничных предприятий.
  • Теоретические основы методики аудиторской проверки основных средств.

    Главная » История Древних цивилизаций » Древний Египет

    Древний Египет
    Древний Египет — одно из самых первых государств в человеческой истории, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале 5-го тысячелетия до н. э. Древний Египет относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые отличаются сильной деспотической властью и долгим периодом существования. Итак, в занимающем окраинное положение относительно международных торговых путей и находившемся долгое время в состоянии хозяйственной изолированности Древнем Египте изначально, на самой ранней стадии развития, создается высокоцентрализованное государство. Таковым оно, собственно, и оставалось в периоды Древнего, Среднего и Нового царств (см. схемау).  

    Схема. Эволюция государственности в Древнем Египте, IV—I тыс. до н. э.

      Для образования высокоцентрализованого государства на рубеже IV—III тыс. дон. э. существовала веская причина —невозможность локальной ирригации в городах по примеру Древней Месопотамии, поскольку р. Нил тянется длинной узкой лентой, зажатой пустыней. Грозные разливы Нила в среднем и нижнем течении можно было предотвратить только согласованными усилиями. Вместе с тем, Верхний и Нижний Египет в хозяйственном отношении дополняли друг друга: узкая верхняя долина использовалась под пашню, а дельта отводилась под пастбища, сады и виноградники.  

    Карта Древнего Египта.

    Древнее царство (XXVIII— XXIII вв. до н. э.) — это кульминационный расцвет государственной централизации. Египетский фараон обладал неограниченной властью и был, по представлениям египтян, во всем равен богам. Гигантские усыпальницы — пирамиды царей — затмевали своим великолепием храмы. В это время формируется бюрократический аппарат во главе с высшим должностным лицом — чати. «Особенностью центрального аппарата Египта была нерасчлененность придворных функций по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей». Например, «носитель царских сандалий был вместе с тем главнокомандующим армией, управителем двора и начальником обширной области Верхнего Египта, виночерпием и верховным жрецом какого-либо храма». Основу хозяйства составляли замкнутые крупные земельные комплексы знати. Местные региональные управители некогда независимых областей (номов) — номархи постепенно становились все более независимыми от царя, претендовали на роскошные захоронения наравне с царскими и даже превосходящими их. Постепенно номы подрывают могущество центральной власти. После периода междоусобиц, продолжавшегося около 130 лет, объединителем Египта стал правитель г. Фивы, располагавшегося в 528 км южнее столицы Древнего царства — г. Мемфиса. При Сенусерте I (1971—1928 гг. до н. э.) начинается период активного завоевания новых земель — военная экспансия в Нубию, к югу от Первого нильского порога, служившего естественной границей. При Аменнемхете III (1842— 1797 гг. до н. э.) «влияние Египта распространилось от Третьего порога в Сирию, на расстояние 1440 километров. Численность населения, как предполагают некоторые ученые, достигала примерно полутора миллионов. Однако никогда личная власть даже самых могущественных царей Среднего царства не достигала могущества строителей пирамид Древнего царства». В период Среднего царства возрастает значение небольших товарных хозяйств, в которых основной рабочей силой является масса зависимых лиц — хемуу. Но процветание страны было недолгим: ее поразили вначале раздробленность, затем захватчики — гиксосы — на боевых колесницах, которым не могли противостоять пешие воины. Гиксосы по причине своей малочисленности смогли удержать только Нижний Египет: через 75 лет их господства освобождение пришло из Верхнего Египта, из его столицы — Фив.Новое царство возникло в начале XVI в. до н. э. Оно характеризовалось активной внешней экспансией по всем направлениям. «Египтяне выяснили, что они живут на свете не одни; Египет — не единственное цивилизованное царство, окруженное малоразвитыми племенами... Царь теперь не только жрец и бог, он стал еще и великим полководцем». В результате Египет в своих границах превзошел территории Древнего и Среднего царств. Один из первых царей эпохи Нового царства — Тутмос I — «продвинулся ещё дальше на юг, достигнув Четвертого порога, таким образом, под его властью Египет владел приблизительно 1920 километрами Нила — огромная территория для того времени». При Тутмосе I на западном берегу Нила, напротив Фив, находившихся на восточном берегу, организуется царское кладбище в скалах, заменившее пирамиды. Сложная система лабиринтов была призвана уберечь захоронения от разграбления. Преемницей Тутмоса I стала его дочь, сводная сестра и жена Тутмоса II, царица Хатшепсут (1493—1469 гг. до н. э.) — первая женщина на троне, а формально — регентша при малолетнем сыне своего мужа от наложницы. Будущий Тутмос III (I479—1425 гг. до н. э.) смог получить власть только в 25-летнем возрасте, после смерти Хатшепсут. При этом величайшем полководце Египет добился максимальных успехов на востоке, в Сирии и в верховьях Тигра и Евфрата, обложив данью государство Митанни. К сожалению, завоеванные военно-политические позиции были во многом сданы при религиозном реформаторе Аменхотепе IV (позднее — Эхнатоне) (1370—1353 гг. до н. э.), по происхождению на три четверти являвшемся митаннийцем. Поклонник единого бога солнца Атона, олицетворяющего солнечный диск, фараон безрезультатно боролся с влиятельным жречеством и собственным народом, пытаясь утвердить монотеистический культ в противовес другим богам. Создатель новой столицы как священной обители Атона, он сосредоточивает усилия на преследовании почитания других культов, махнув рукой на поддержание военной безопасности. После него начинается постепенное ослабление царства. Этот процесс не могут остановить ни военные успехи Рамзеса II (1290—1223 гг. до н. э.), ни его активное самовосхваление как соправителя Атона. Пагубным оказался курс на развитие наемной армии. «Это была ловушка, в которую исторически постоянно попадают благополучные и уверенные народы. Граждане, богатые и процветающие, не видят необходимости терпеть тяготы военной жизни, если чужеземцы делают это за плату... Правителям наемники кажутся предпочтительнее, чем свои солдаты, так как те могут более уверенно и безжалостно расправляться с внутренними беспорядками. Но все положительные преимущества перекрывают два больших недостатка. Во-первых, если государство переживает тяжелые времена и не может платить своим наемникам, они охотно грабят все, что им попадается под руку... Во-вторых, если правитель начинает зависеть от наемников, он становится инструментом в руках наемников и не может сделать ничего, чего они не одобряют». В 1075 г. до н. э. Египет перестал существовать как единое государство. В I тыс. до н. э. там начинают управлять иностранцы: ливийцы, эфиопы, представители Ближнего Востока, персы, македоняне, римляне сменяют друг друга. Это свидетельствует о том, что первоначальная обособленность страны закончилась.

    История становления и развития Древнего Египта; Древние Египетские Царства; Цари и фараоны; Расцет и упадок Древнеегипетской цивилизации.  

    Лекция, реферат. Древний Египет - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

     

    Похожие работы:
    Древнейший период истории Азербайджана

    26.01.2008/реферат

    Природа и жизнь в древнем Азербайджане. Древний каменный век (палеолит) и начало матриархата. Новый каменный век (неолит). Период родового строя и начало эпохи металла. Развитие родового строя в Азербайджане. Памятники азербайджанской эпохи бронзы.

    История права зарубежных стран

    6.05.2006/контрольная работа

    Структура. Законы Хаммурапи. Древний Восток стал первым регионом в мировой истории, где появились письменные источники права. Раннее появление царского законодательства было обусловлено непрочностью возникавших территориально-политических объединений.

    Тирания

    24.11.2007/статья

    Иследование возникновения, развития и эволюции тирании в истории человечества. Тирания в древние времена: Греция, Древний Рим. Эволюция режимов личной власти в процессе цивилизации общества. Авторитарные режимы современности-диктатуры нового типа.

    Древний Египет

    14.11.2010/реферат

    Политическое устройство Древнего Египта. Итоги правления фараонов Раннего царства. Древний Египет в период единства, консолидации страны. Экономическая основа власти фараона. Религия и система образования в Египте. Содержание египетских законов.

    История развития городов

    17.09.2010/контрольная работа

    Этапы становления и развития городов и городского хозяйства: древний период и средневековье, города в эпоху Возрождения и в постиндустриальный период. Становление систем городского хозяйства в России. Развитие городов в советский и постсоветский период.

     

referatwork.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, Ирригационное земледелие другие отрасли сельского хозяйства

Ирригационное земледелие другие отрасли сельского хозяйства

Основой основ экономической жизни древних египтян всегда было сельскохозяйственное производство, прежде всего хорошо поставленное ирригационное земледелие, эффективность которого оставалась высокой даже в пе ериоды политического упадка государства. Ирригационное земледелие преобладало в. Верхнем. Египте, плодородные земли которого использовались главным образом для развития зернового хозяйства, земли же. Дельты, отвоеванные у болот, больше годились как пастбища. Объединение страны в единое государство способствовало строительству и эксплуатации ирригационной сети, создавать которую население начало еще в додинастический сутки, а завершило уже в эпоху. Среднего. Царствва.

Древние египтяне построили оригинальную ирригационную систему, не похожую на месопотамскую. Если в долине рек-близнецов система каналов и дамб должна прежде дренажное назначения, то в долине. Нила составила ася проста и надежна бассейновая система ирригации, призвана как можно дольше, в течение всего посевного периода, задержать воду на полях. Строить и эксплуатировать такую ??систему искусственного орошения земли можно было только всем миром, согласованными усилиями всех номов, что очень повлияло на политическую организацию древнеегипетского обществва.

Строить именно. Бассейновый систему ирригации египтян побудил рельеф. Нильской долины. Дело в том, что природно высоких берегах. Нила ил во время паводка откладывался более толстым слоем, чем в долине, а поэтому понижувалась также на запад и восток, в сторону. Ливийского и. Аравийского плато. Воспользовавшись этой особенностью рельефа. Нильской долины, египтяне разделили ее продольными и поперечными плотинам и и дамбами на большие и меньшие бассейны, через что она внешне стала похожа на гигантскую шахматную доску. Накануне разлива. Нила, или когда вода уже начинала прибывать, крестьяне прорывали сквозь высокие нильские берега (их они еще и искусственно наращивали) короткие каналы, по которым пускали воду в бассейны, откуда ее потом распределяли на поля с помощью небольших земляных валов. Когда ил оседал, паводковой воду отвод или назад, в реку. Вода заодно промывала грунт, оберегая его от засолки. Нильский ил, который оставался на полях, сохранял влагу в течение двух месяцев, однако этого времени вполне хватало для предсказания зования и созревания зерновых культур (нильский ил был настоящим питательным бульоном для растений, он давал быстрые всходы в миресвіті).

Бассейновая система ирригации в. Египте оказалась значительно эффективнее, чем дренажная - в. Месопотамии. Она оказывала меньшее давление на природу и обеспечивала стабильную экологическую обстановку в стране. Вода в. Ниль ьський долине стояла в каналах только во время наводнения, в течение 6-9 недель, остальное время они оставались сухими, по каналам же в. Месопотамии приходилось наблюдать на протяжении целого года. Просуществовала эта система ирригации в. Египте до середины XIX в, пока ее не разрушила. Асуанская плотина. Сейчас она отчасти сохранилась лишь в. Верхнем. Египтегипті.

Почти каждый египетский фараон уделял внимание ирригационном строительству в стране менее грандиозные ирригационные работы было осуществлено в эпоху. Среднего. Царства на территории. Фаюмского оазиса и за ц царствования. Рамзеса II-в дельтеі.

Фаюм представлял собой естественную впадину, что в глубокой древности орошалась рукавом. Нила, однако постепенно, еще до неолита, отделилась от. Нильской долины. В самом низком месте этой впадины существовало естественное в озеро, окруженное заболоченными землями осушить фаюмские болота египтяне попытались еще в эпоху. Древнего. Царства, однако реализовать это намерение удалось лишь в первые века II тыс. до н.э частности, фара н. Аменемхет III превратил старый рукав. Нила (арабы называли его. Бахр-Юсуф -"рукав св. Иосифа") в обводной кана канал.

Паводковая вода этим каналом заполняла. Меридово озеро (его нынешнее название -. Биркет-Карун), когда же паводок заканчивался, ее отводили с помощью сложной системы дамб и каналов назад, к. Нилу, и она а, таким образом, в засушливых время года поили большие массивы земель. Благодаря. Фаюмские ирригационные системы. Меридово озеро служило своеобразным регулятором реки. Оно понижающие ее максимальный уровень пи д время паводка и замедляло спад паводковых воод.

В IV тыс. до н е египтяне изобрели ниломир. Он помогал земледельцам прогнозировать не только время разлива. Нила, но и размер паводка

Существовало три типа ниломиру: прибрежные скалы, на которых обозначали уровень паводковой воды, каменные ступеньки к реке, которые использовались с этой целью, и. Шахта с колонной посередине. Третий тип. Нилом. Иру был совершенным. Шахта, в которую вели ступеньки, была соединена с. Нилом специальным каналом и действовала по физическим законом сообщающихся сосудов: уровень воды в ней (его регулярно обозначали на колонне или стене шахты) был такой же, как и в. Ниллі.

В эпоху. Нового. Царства было изобретено шадуф. С помощью этого нехитрого устройства двое рабочих, работая посменно, могли полить за световой день до полгектара земли шадуф позволил египтянам. Интенс ивно осваивать высокие поля и способствовал, прежде всего, развития садоводства. Наконец, в I тыс до н э египтяне начали использовать для полива земли. Водоналивные колесо. Саки, которым пользуются и нынешние есть гипетськи крестьянселяни.

Система искусственного полива земли обеспечивала высокий валовой сбор зерновых в стране. По подсчетам египтологов, одна семья земледельцев могла прокормить из египетских почв еще три семьи

Сельскохозяйственный год начинался в. Египте в августе сокрытия заблаговременно построенных плотин, чтобы спасти поля и каналы от затопления. В ноябре, когда наводнение спадала, египтяне приступали к посеву с зерновых и посадки огородных культур. Из зерновых они выращивали преимущественно пшеницу-эммер (вид полбы), ячмень и сорго, из огородных - чеснок, огурцы и т.д., из технических - лен, из волокон которого ткачи произведут ли полупрозрачную ткань, значительно тоньше современный шелк или капрон. Пора жатвы наступала в марте - апреле, в южных номах на месяц раньше, чем в. Севернойних.

Уделяли внимание египтяне также садоводству и виноградарству, прежде выращиванию финиковой пальмы, хотя ее хозяйственная роль в. Египте была значительно скромнее, чем в. Месопотамии. Сады до середины II тыс. с до н.э., когда в стране появился шадуф, поливали вручную (воду для полива носили в горшкахках).

Культура земледелия в. Египте была архипримитивною. До глубокой вспашки земли египтяне не прибегали, ибо она привела 6 до появления солончаков. Кое-как царапали землю только в. Верхнем. Египте, в. Дельте же зер рно высевали прямо в не рыхлений ил и сразу же выгоняли на засеянное поле домашний скот (в основном баранов), чтобы она своими копытами повтоптувала его в илистый грунт. Жали высоко, срезая сами к олоскы, которые затем молотили на гумне копытами оселюки.

Основным богатством египтян считались скот и домашняя птица, однако культура их животноводства и птицеводства была крайне примитивной. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении длительного времени египтяне е идгодовувалы на мясо пытались приручить антилоп, газелей, гиен, журавлей, пеликанов, лебедей и т.д.. С домашней птицы им больше понравились гуси и утки, хотя держали они и кур, которых называли"птицами, которые рожают каждый день"Знали египтяне и пчеловодство, причем, скорее всего, именно они и изобрели его в эпоху. Среднего. Царства они уже держали лошадей, однако широко использовать и их стали только в лислягиксоську сутки. В I тыс до н э коневодство достигло в стране таких масштабов, что египтяне уже снабжали своими лошадьми передне-азиатский рынок. Вспомогательную роль в их хозяйстве играли издавна охота и рыболовство. Характерно, что в эпоху. Древнего. Царства египтяне использовали в охоте не только собак, но и прирученных львечених левів.

Сельскохозяйственное производство развивалось в. Древнем. Египте на протяжении всей его истории исключительно экстенсивным путем (валовой сельскохозяйственный продукт рос благодаря расширению посевных площадей, а не повышения урожайности) и полностью зависело от состояния ирригационного строительства в стране. Ирригационное земледелие не только обеспечивало экономическое процветание египетского общества, но и значительной мере определяло его социальное устройство, политике. Каждый бассейн в стране был составной частью единой ирригационной сети, и это объединяло египтян в монолитный трудовой коллектив. Бас ейнова система ирригации нуждалась централизованного руководствтва

uchebnikirus.com


Смотрите также