100 великих людей, изменивших мир. Князи древней руси
Князья Древней Руси, кто они?
Князья Древней Руси, кто они? Исторические портреты (С6)
Князья Древней Руси, кто они? Исторические портреты (С6)
Доброе время суток, дорогие друзья!
В этом мега-полезном посте мы остановимся на слое таких непростых людей, которых на Руси звали князьями. Мы уже, кстати начинали разговор о различных сословиях Московского государства в эпоху русского средневековья. Поэтому данная тема будет как бы в продолжение.
В первой части статьи Вас ожидает небольшой экскурс в Древнюю Русь, с тем, чтобы узнать, кто такие князья и что они делали в древней Руси.
Во второй части - вас ждет 4 исторических портрета, написанных лично мной, для качественного выполнения задания С6 по истории.
Итак, кто же такие князья Древней Руси? Само слово «князь» может происходить от разных слов: коннунг — скандинавский предводитель, кнехт — немецкий рыцарь или даже каган — тюркское именование верховного правителя. Между тем, значение у этого слова одно — предводитель, лучший воин, управленец.
Как Вы знаете из моего бесплатного видеокурса «Древняя Русь» ключевое событие, с которого начинается известная история Российской государственности, — призвание Рюрика в 862 году словенами ильменскими. На самом деле князья в новгородской земле были и раньше, их просто выгоняли, или вновь призывали. Такое положение продолжилось и позже.
В Повести Временных Лет — эти призванные варяги (скандинавы), именуются русью. И не случайно. Современные ученые пришли к мнению, что скорее всего слово «русь» не этнического происхождения. То есть снимается парадокс: как варяжские князья могли быть русскими? Такой парадокс был возможен лишь при наделении слова «русь» этническим содержанием. Между тем — русь — это не народ, а термин, который в то далекое время обозначал социальное происхождение — так называли верхушку скандинавской дружины.
А так как именно рюриковичи укрепились в роли князей в Древней Руси, то само собой и сама земля стала именоваться русской, то есть там, где правят варяги — русь — воинская верхушка.
Эти мои выкладки не плод вымысла. В одном из следующих постов я поделюсь книгами о Древней Руси, которые стоит прочесть любому учителю истории, не говоря уже о преподавателях. Так, что не пропустите и оформите подписку на новые статьи!
Итак, князь Рюрик пришел не один, а с Синеусом и Трувором — своими легендарными в полном смысле этого слова, братьями. Легендарными, потому что их на самом деле скорее всего не было. Рюрик пришел со своим родом (детьми) и дружиной. На самом деле легенда о трех братьях является очень известной библейской параллелью: во многих библейских историях фигурируют три брата.
Князь имел свою дружину. Какое место он в ней занимал? Это положение очень хорошо иллюстрирует латинское словосочетание — primus inter pares — первый среди равных. То есть князем становился самый лучший воин, но при этом он зависел о своих дружинников. Наиболее яркий пример такой зависимости — князь Игорь Старый (912 — 945 гг.)... Его историю я рассказал в своем видеокурсе о Древней Руси.
Таким образом князь Древней Руси был изначально варягом, который ославянился с одной стороны, а с другой дал название земле славян. Тем не менее мы не знаем, как называли себя сами славяне. Было ли преодолено племенное самосознание? Пока остается загадкой. Однако бесспорно, что фактор князей, которые смогли придать славянской земле политический облик, — несомненно был весом. Вспомним хотя бы такого харизматичного князя как Вещий Олег... О Святославе -я вообще молчу!
Между тем приставка «вещий» к имени Олега не случайно. Вероятно в Скандинавии он имел титул Святой. Без дураков. Сами можете проверить!
Как мы знаем, князья на Руси как верховные правители сохраняли своё главенствующее положение до появления в Московском государстве титулованного царя. Затем, князья перебрались на ступеньку вниз, стали именоваться удельными, а затем и вовсе исчезли с политической арены. До династии Романовых: начиная с эпохи Империи титулы «великий князь» и «великая княжна» стали присваиваться детям царствующего императора.
Вот такой небольшой экскурс. А теперь перейдем собственно ко второй части поста.
Исторические портреты князей
Княгиня Ольга
Время жизни вторая- третья четверть 10 века. Правила Ольга после смерти своего мужа Игоря с 945 по 962 годы. Она была первой известной нам женщиной княгиней. В её правление можно выделить внешнюю и внутреннюю политику.В области внутренней политики прослеживается укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян, которое расправилось с князем Игорем из-за того, что он хотел собрать с них непомерную дань.
Однако наряду с силовыми методами укрепления княжеской власти, Ольга также использовала путь реформ и провела на Руси первую налоговую реформу: она ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты- места свода дани. Тем самым Ольга избавила от необходимости князя совершать полюдье: лично объезжать все зависимые от него славянские плена и рискуя жизнью, собирать с них дань.
Наряду с внутренней, Ольга проводила и успешную внешнюю политику. Так, она была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство. Причём крестным отцом ещё стал сам византийский император Константин Багрянородный. Он хотел, по преданию, жениться на Княгине, но она хитростью заставила его стать своим крестным отцом, которому по христианским канонам запрещено вступать в брачные узы с крестницей. Приняв христианство, Ольга создала прецедент, который в будущем сыграет свою роль при выборе князем Владимиром религии.
Таким образом деятельность княгини Ольги была направлена на укрепление как внутреннего положения молодого русского государства, так и упрочение внешних связей, в частности, религиозных, с Византией. Ольга смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей, сохранила хитростью и коварством Киев для своего сына Святослава, чем обеспечила преемственность династии Рюриковичей.
Князь Святослав Игоревич
Время жизни вторая половина 10 века. Годы правления 962 — 972. Этот князь был сыном князя Игоря и княгини Ольги. Он был ярым язычником, и в основном был занят военными походами.
Одним из направлений его деятельности было дальнейшее укрепление древнерусского государства. Он подчинил своей власти племена вятичей, которые платили дань хазарам. Тем самым Святослав расширил владения киевского князя. И силой заставил и дальше подчинять себе оставшиеся в повиновении племена. Кроме этого, он в 964-67 годах нанес военный удар волжской Булгарии, которой платили дань вятичи и страдали от набегов булгар.
Далее, он ликвидировал хазарскую угрозу: после его похода на столицу хазарского каганата город Итиль в 967 году, хазары получили страшный удар, от которого они не оправились. Тем самым Святослав открыл для Руси волжско- окский торговый путь.Другим направлением деятельности Святослава, была попытка создать империю, центр которой бы находился в Болгарии. Ей предшествовала просьба Византии подавить мятеж в Болгарии. Святослав согласился, и далее, после подавления мятежа, отказался покидать болгарские земли. Началась русско-византийская война, в ходе которой Святослав был разбит и был вынужден уйти обратно на Русь. Однако император Византии Иоанн Цимисхий подкупил печенегов — новую степную орду- , которая встретила Святослава недалеко от днепровских порогов и убила.
В результате деятельности князя Святослава о Руси узнали многие народы, со многими завязались дипломатические отношения. Этот князь упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и хазарского каганата, расширил владения киевского князя. Однако действия Святослава привели к тому, что вместо более менее известных хазар в северное Причерноморье пришла новая кочевая орда — печенеги, которые на протяжении будущих ста лет терроризировали русские земли. Также амбициозность Святослава повлияла на его поражение и гибель в ходе русско- византийской войны 970-971 годов. Также Святослав не способствовал единству Руси тем, что разделил Русь между своими тремя сыновьями: Ярополком, Олегом и Владимиром. Этот прецедент привёл к первой страшной усобице на Руси.
Святослав хотел создать империю, однако амбиции князя не были подкреплены социально- экономическими возможностями молодого древнерусского государства.
Чтобы просмотреть исторические портреты, поставьте лайк
Князь Ярослав Мудрый
Время жизни князя: вторая четверть десятого — первая половина 11 века. Годы правления 1019\1036 — 1054 годы.
Внутренняя политика:
-Церковное строительство и расширение повсеместного образования. Был построен Софийский храм в Киеве и Новгороде. Развивалось книжное дело. Показателем повсеместного образования было распространение берестяных грамот, на которых люди всех слоев делали повседневные записи.
-Создание первого общерусского свода законов: Русской Правды, которая хотя поначалу и была отражением обычного права, тем не менее уже несла в себе зачатки государственного законодательства, так как ряд преступлений теперь наказывалось штрафом, а не кровной местью.
Внешняя политика:
— Борьба против печенегов завершилось победой Руси: в битве 1036 года под стенами Киева Ярослав нанес им сокрушительное поражение, после которого они уже не оправились: часть из них откочевала в Византию, а часть была ассимилирована пришедшими сюда вскоре половцами (кипчаками).
— В 1043 году Ярослав неудачно воевал против Византии — это было последнее военное столкновение Руси с Восточно-Римской Империей.
— Ярослав повышал авторитет Руси на мировой арене, ведя грамотную династическую политику: выдавал своих дочерей за титулованных особ Западной Европы, а своих сыновей женил на иноземных принцессах.
В итоге при Ярославе Мудром Русь достигает своего расцвета. Иностранцы называли Русь — страной городов. Также при этом князе Русь добилась впечатляющих успехов в деле образования, распространения христианства, повышению авторитета Руси на мировой арене. Между тем, и этот князь тоже не решил проблему наследования власти: он разделил всю Русь между своими тремя старшими сыновьями: Изяславом, Святославом и Всеволодом, что явилось одной из причин споров между братьями и в конце концов вылилось в новую усобицу, растянувшуюся больше чем на полвека. Однако такого могущества, которое Русь достигла в 11 веке, она уже достигнет, наверное только при Петре Великом.
Князь Владимир Мономах
Время жизни: вторая половина 11 века — по первая четверть 12 века. Годы княжения в Киеве: 1113 — 1125 гг.
Владимир Мономах получил такое прозвище, так как был рожден от греческой принцессы, принадлежавшей к Византийской династии Мономахов. Его основными направлениями деятельности были следующими:
— Политика консолидации своих братьев князей против общего врага — половцев. Результатами этой политики было несколько совместных походов русских князей против половцев: 1103 год и 1111 год. В ходе этих походов половцы надолго перестали терроризировать русские земли набегами.
— Политика объединения русских земель путем внедрения диалога между своими братьями и племянниками. Принимал активное участие в княжеских съездах в городе Любече (1097 год) и в городе Витичеве (1100 год). В результате Мономах добился высокого уважения к себе и даже стал князем Киевским в 1113 году: киевляне сами позвали его, как самого справедливого из всех князей.
— Владимир Мономах оставил свой след и в публицистике. Он написал «Поучение детям ...», в котором рассказал о полной невзгод своей жизни и на примерах из нее показывал своим детям, как надо править по правде. «Поучение...» нередко относят к третьей части Русской правды — первого общерусского свода законов.
В результате своей деятельности Владимир Мономах смог, пусть и ненадолго, вновь объединить русские земли, повернул, так сказать, время вспять. Однако для раздробленности были объективные исторические причины, которые в конце концов взяли верх уже после старшего сына Мономаха Мстислава Великого.
Вот такие исторические портреты, друзья! Надеюсь, они Вам помогли сориентироваться среди князей Древней Руси. Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно 🙂
Также, если что думаете по поводу поста — пишите в комментариях, не стесняйтесь!
Итоги конкурса Топ-комментаторов за июнь—2014 года:
1. место Иван — денежный приз 300 рублей;
2. место LSSAH — денежный приз 200 рублей;
3 место Георгий — денежный приз 150 рублей.
Благодарю, уважаемых участников за хорошие комментарии в июне. Насчет денежных призов: они будут выплачены только после 20 июля 2014 года. Приношу извинения за неудобства.
В июле конкурс будет продолжаться. Желающие могут участвовать. Призы будут такими же. Только просьба к участникам: как-то старайтесь комментарии оставлять равномерно времени. Берите пример с Ивана. Также Прошу больше придерживаться тематики поста. Комментарии не по теме поста будут нещадно удаляться, в соответствии с правилами.
С уважением, Андрей Пучков
ege59.ru
КНЯЗЬ - это... Что такое КНЯЗЬ?
князь — князь … Орфографический словарь-справочник
князь — князь, я, мн. ч. зь я, з ей, зь ям … Русский орфографический словарь
князь — князь/ … Морфемно-орфографический словарь
КНЯЗЬ — муж. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; | почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются… … Толковый словарь Даля
князь — (35) 1. Правитель области (княжества, удела) в древней Руси: Они же (струны) сами княземъ славу рокотаху. 4. Спала князю умь похоти, и жалость ему знаменіе заступи искусити Дону Великаго. 6. Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень. 8. Сами… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
князь — я; мн. князья, зей; м. 1. В феодальной удельной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получивших его в награду по указу царя; лицо, носившее этот титул.… … Энциклопедический словарь
КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, князя, мн. князья, князей, муж. (от древнегерманск. kuning). 1. Предводитель войска и правитель области в древней Руси и в удельный период (ист.). Князь Черниговский. 2. Почетный титул, переходивший по наследству или даровавшийся разным… … Толковый словарь Ушакова
князь — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? князя, кому? князю, (вижу) кого? князя, кем? князем, о ком? о князе; мн. кто? князья, (нет) кого? князей, кому? князьям, (вижу) кого? князей, кем? князьями, о ком? о князьях; сущ., ж. княгиня … Толковый словарь Дмитриева
КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, 1) вождь племени, правитель государства или государственного образования у славян и некоторых других народов. В средневековой Германии князь (немецкое Furst) представитель высшей имперской аристократии. В странах романских языков титул… … Современная энциклопедия
КНЯЗЬ — КНЯЗЬ, я, мн. зья, зей, муж. 1. В феодальной Руси: предводитель войска и правитель области. Киевские князья. Удельный к. 2. Наследственный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул.… … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Первые русские князья
Скачать
Содержание
Рюрик……………………………………………………………………………..…3
Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5
Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7
Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9
Князь Святослав………………………………………………………………………..……13
Князь Ярополк………………………………………………………………………………16
Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17
Литература…………………………………………………………………………..19
"История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижал откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего.»
Н. М. Карамзин
Рюрик
Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г ) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.
Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.
Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.
Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».
Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).
К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.
Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».
В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.
Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.
Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.
Князь Олег
Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».
Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).
Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.
На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.
К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.
В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.
Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.
Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.
Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.
Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.
Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.
Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).
Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.
Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.
Князь Игорь
Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.
Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.
Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.
Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.
К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.
Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.
Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.
Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.
Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.
Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.
Княгиня Ольга
Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.
Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.
Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.
Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.
В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.
Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян. Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут (трут* - гриб-паразит, растущий на деревьях. Высушенный, он легко загорается. Его употребляли при высекании огня) с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.
Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.
Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.
На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.
Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград. Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.
Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.
К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство — одни по римскому, другие — по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.
Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V — VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.
Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное — языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.
К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.
Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.
По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.
Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой — установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.
Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.
Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.
Князь Святослав
Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).
В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.
Святослав пошел дальше на юг. В коротком бою он разгромил вооруженный отряд, оборонявший город Семендер - более древнюю столицу Хазарии. Каган с остатками войска бежал в горы.
В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.
Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.
В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.
Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.
Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.
Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.
У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.
Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).
По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.
Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.
Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.
Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.
Князь Ярополк
По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.
Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).
У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).
Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).
Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».
Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.
Князь Владимир
Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.
Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.
Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.
Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.
В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.
В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.
Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.
В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).
В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.
Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород ). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.
Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.
Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.
Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.
Литература
1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»
3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.
4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.
vsempomogu.ru
Князь Владимир Святославич — Креститель древней Руси
Князь Владимир Святославич (Ок. 952-1015). Из Царского Титулярника
У русского князя Святослава, правившего в Киеве, было три сына — Ярополк, Олег и Владимир. Каждому в наследство он оставил княжество: Яронолку — Киев, Олегу — землю древлян, а Владимиру достался Новгород. Но сразу после смерти Святослава три брата пошли войной друг на друга, все трое чувствовали себя обиженными, каждый хотел править в Киеве, стать единовластным князем. Владимир в этой борьбе проявил большую дальновидность и оказался победителем. Он принял христианство, крестил Русь и всячески способствовал образованию простого люда.
Новгородцы выбрали себе Владимира еще в то время, когда он был ребенком. Он уехал в Новгород вместе со своим дядей Добрыней, братом его матери Малуши, служившей у княгини Ольги простой ключницей и бывшей наложницей Святослава. В период борьбы за право быть единым князем всей Руси Ярополк убил своего брата Олега. Владимир скрывался от Ярополка в Швеции, но не собирался там оставаться и вскоре с наемным войском появился в Новгороде. Враждовать против Ярополка он начал после того, как посватался к дочери полоцкого князя Рогволода, Рогнеде. Девушка надменно ему отказала. И напомнила при этом, что он якобы недостоин княжеского звания, так как он сын рабыни и не имеет права на престол. К тому же она хотела выйти замуж за Ярополка.
Владимир и Рогнеда. Художник А. И. Транковский
Владимир был в гневе. Он отступил, но вскоре вернулся с большой дружиной, захватил Полоцк, убил Рогволода и насильно женился на Рогнеде. После этого он отправился в Киев, завладел городом и убил своего брата Ярополка. Летописцы описывали Владимира как жестокого язычника, который был готов пойти на многие преступления во имя достижения своих целей. Но этот акцент на его жестокость был сделан специально, чтобы оттенить его дальней шее преображение, когда он крестился и принял христианскую веру
Владимир во многом был типичным представителем своего времени и добивался власти так же, как это делали другие,- огнем и мечом. Несмотря на молодость, он проявил себя храбрым воином, мыслящим государем, который, как и его отец, заботился о расширении русских земель, упрочении государства.
Великий князь Владимир. Художник В. М. Васнецов
Пришедшие с ним из-за моря варяги вели себя в Киеве дерзко, требовали выплаты им дани. Владимир поступил весьма мудро, просил их подождать, а затем, выбрав среди них самых умных и доблестных, дал им в управление города, остальным же в уплате дани отказал и вместо этого предложил пойти на службу к греческому императору. Те так и сделали, и конфликт был улажен с пользой для обеих сторон.
Следом Владимир совершил ряд удачных походов, отвоевал у поляков города Перемышль, Червень и присоединил их к своим владениям. В честь этих побед он повелел поставить возле своего княжеского терема огромную деревянную статую бога Перуна, у которого была серебряная голова и золотые усы, рядом Дажбога, Стрибога. Этим идолам приносились разные жертвы, писал летописец, иногда человеческие.
Первая монета Руси. Златник великого князя Владимира. Х в.
Так, в 983 году после возвращения из очередного удачного похода, Владимир захотел особенно почтить своих богов и велел принести им человеческую жертву. Кинули жребий, и выбор пал на юношу-варяга Иоанна, который жил вместе со своим отцом Феодором. Оба исповедовали христианскую веру. Дружинники, получив добро от Владимира, отправились к отцу отрока и потребовали от него выдачи сына для жертвы богам.
Но Феодор проявил упрямство. «Ваши боги — это дерево, которое вы срубили в лесу,- сказал он,- Оно быстро сгниет, от него ничего не останется. Высший бог — это тот, которому поклоняются греки. Этот бог создал небо, землю, всю природу и человека. А ваши боги ничего не создали. Не отдам своего сына»,- сказал он.
Разозленные отказом и такими словами, посланники передали его слова великому князю. Возле дома Феодора собралась толпа. Все требовали выдачи Иоанна, в противном случае грозились сжечь весь дом. Феодор вышел к ним и сказал: «Если есть ваши боги, то пусть пришлют своего посланника за моим сыном, а вы кто такие?» Рассвирепевшая от его слов толпа подожгла дом и убила Феодора и его сына. Сегодня мощи отрока Иоанна покоятся в Киево-Печерской лавре.
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Миниатюра Радзивилловской летописи. XVI в.
Весть об убийстве двух христиан огорчила князя Владимира. Он впервые задумался над словами, высказанными Феодором и переданными ему дружинниками, о другом боге и его творении. Он знал, что в Киеве часто появлялись заморские купцы , которые исповедовали другую веру, не похожую на язычество. Они вели другую жизнь, не похожую на ту, которая господствовала среди соплеменников. Они поклонялись другому богу, очеловеченному.
К Владимиру приходили проповедники из разных стран и уговаривали принять их веру. У князя было 800 жен, и, когда он узнал, что мусульманская вера разрешает многоженство, просил подробнее рассказать ему о ней. Но когда он узнал, что мусульмане не едят свинину, им запрещается пить вино, то грустно произнес: «Питие есть веселие на Руси. Без него никак нельзя».
Крещение князя Владимира. Художник Ф. А. Бронников. 188З г.
Хазары предлагали Владимиру иудейскую веру, но он, узнав о многих ограничениях, в том числе обрезании, напрочь отказался. Немцы, принявшие латинство, пытались уговорить его склониться перед Папой Римским, расхваливали свою католическую веру. Но русский князь не увидел в ней ничего примечательного для Руси и не согласился перейти в лоно Папы Римского. Греки старались склонить его на свою сторону. Они рассказали о Христе, Его мессианской деятельности, о распятии и вознесении.
Владимир не принял сам решения, а собрал бояр, старцев, знатных людей города и поведал о своих встречах с разными проповедниками, которые рассказывали о своей вере. На этом сборе он постановил: направить в чужие земли своих мужей, людей добрых и смышленых, а после их возвращения принять решение. Так и сделали.
Сребреник великого князя Киевского Владимира. Вверху изображение князя Владимира, внизу - образ Христа, согласно византийским прототипам Х-ХI вв.
Когда посланцы вернулись, то рассказали о всем виденном. У магометан, рассказывали они, все сидят, нет никакого интереса в этом сидении, у немцев скучно, храм пустой, а вот у греков все красиво, все горит, все в золоте. И еще сладко они поют. Кто вкусил сладкого, не захочет горького, кто видел красивое, не захочет безобразного. При этом вспомнили мужи мудрую княгиню Ольгу, бабку Владимира, которая побывала в Царьграде, или Константинополе, и крестилась. Вот и надо последовать ее примеру.
Так Владимир принял решение креститься. Но произошло непредвиденное. С византийским городом Корсунь начались столкновения. Владимир пошел на него с войском. А когда взял город, то послал константинопольским царям Василию и Константину послов, которые передали им, что он хочет жениться на их сестре Анне, а если они не согласятся выдать ее за него замуж, то с Царьградом он сделает то же, что и с Корсунью.
Владимиру ответили, что девицу отдадут, но прежде он должен креститься, так как отдавать крещеную за некрещеного противоречит их вере. Он дал согласие на крещение, а греческие цари согласились отдать за него свою сестру Анну и отправили ее в Корсунь. Прибывшие с ней священники крестили там князя Владимира, он получил христианское имя Василий. После обряда крещения вместе с невестой Владимир прибыл в Киев.
Крещение князя Владимира. Художник В. М. Васнецов. Фреска Владимирского собора в Киеве. Кон. 1880-х гг.
После этого началось изгнание прежних языческих богов — деревянных Перунов, Дажбога и прочих. Истуканов вырывали из земли, волокли к Днепру и кидали в воду. Не всем понравилось отречение от бывших богов. Не все согласились с новым обычаем. Но 1 августа 988 года на этом же берегу Днепра состоялось величайшее событие в истории Руси — киевляне приняли святое крещение. Они спускались в воду, взрослые заходили поглубже, младенцев несли на руках. Обряд крещения совершал епископ Михаил и прибывшие с царицей Анной священники.
После крещения Владимир приказал строить церкви там, где стояли раньше прежние идолища. На месте Перуна появилась церковь Святого Василия, именем которого Владимир был крещен в Корсуни, на месте убитых варягов Феодора и его сына Иоанна возвели храм в честь Богоматери.
После крещения в Киеве и других городах стали появляться школы, дети взяли в руки книги, христианство кроме веры принесло на Русь науки и просвещение.