Символы древней греции. Греческие символы: что означает герб Греции?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Наследие Эллады. Символы Греции. Символы древней греции


Наследие Эллады. Символы Греции

«Историческая правда» продолжает рассказ о национальных символах европейских государств. На очереди Греческая республика.

Первые государства на территории Греции появились во II тыс. до н.э. В VIII-VI вв. до н.э. здесь образовались полисы (города-государства), которые в III-II вв. н.э. образовывали военный Ахейский союз. 

Греция всегда была раздроблена на множество мелких независимых государств, соперничавших между собой, поэтому она в 338 г. до н.э. попала в зависимость от Македонии, а в 146 г. до н.э. была завоевана Римом. С IV в. н.э. Греция – часть Восточной Римской империи, а после падения Византии в середине XV в. Была захвачена Османской империей. 

В ходе Греческой революции 1821-1829 гг. было провозглашено независимое Греческое государство, которое включало лишь Пелопоннес, Центральную Грецию, Киклады и острова Спорады. 

После поражения Турции в войне с Россией (1828-1829), по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. она признала автономию Греции. 

В 1831 г. реакционерами был убит руководитель страны Я.Каподистрия и во внутренние дела Греции вмешались великие державы, в результате чего по Лондонскому соглашению 1832 г. в стране была установлена абсолютная монархия, а королем был избран баварский принц Оттон из династии Виттельсбахов. В 1862 г. Оттон I отрекся от престола, на который взошел двоюродный внук датского короля Фредерика VII и сын будущего датского короля Кристиана IX – принц Георг Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский, который в 1863 г. был провозглашен королем Георгом I. 

В 1863 г. к Греции были присоединены Ионические острова, в 1881 г. – Фессалия и часть Эпира, а в результате Балканских войн (1912-1913) и I мировой войны в состав Греции вошли Македония, остальная часть Эпира, Западная Фракия, остров Крит и северные Эгейские острова. После греко-турецкой войны (1919-1922) и Лозаннского соглашения 1923 г. произошла большая миграция населения: около 1,4 млн. греков покинули Турцию, а 350 тыс. мусульман – Грецию.

В 1924 г. Греция была провозглашена республикой, но в 1935 г. монархия была восстановлена, а в 1936 г. в стране установилась военная диктатура. 

В октябре 1940 г. в Грецию вторглись войска Италии, но в ноябре 1940 г. они были изгнаны, а в апреле 1941 г. на Грецию напала Германия и вскоре оккупировала ее. 

В сентябре 1941 г. коммунистами был создан Греческий национально-освободительный фронт (ЭАМ), в декабре – Народно-освободительная армия (ЭЛАС), которые к концу октября 1944 г. освободили всю материковую часть страны, однако созданное в мае 1944 г. «правительство национального единства», призвало в Грецию английские войска, которые в декабре 1944 г. начали боевые действия против ЭЛАС. 

В сентябре 1946 г., после плебисцита, монархия была восстановлена. В апреле 1967 г. произошел военный переворот и в стране была установлена военная диктатура. В июле 1974 г. диктатура пала, к власти пришло гражданское правительство, которое 8 декабря провело  референдум, ликвидировавший монархию.

Флаг

За свою историю Греция неоднократно была и республикой, и монархией. Вместе с изменением формы государственного устройства менялся и государственный флаг страны. 

Первый же греческий флаг появился еще в период османского ига. Его описание содержится в «Жалобе Константинополя», датируемой 1461 г. Считается, что это флаг – лабарум со знаком креста был принят еще римским императором Константином I Великим, которому в 312 г., накануне решающей битвы с его соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима, явилось знамение креста, лежащего на солнце, сопровождаемое гласом «С этим знамением победишь!». Впоследствии лабарум со знаком креста стал Военным знаменем Византийской империи.  Впоследствии изображение голубого креста на белом полотнище или белого креста на голубом полотнище стали распространенными символами греческих христиан, а со временем крест, как знак борьбы против османского ига, стал изображаться над опрокинутым полумесяцем.В Османской империи для частных греческих судов был установлен специальный коммерческий флаг – красное полотнище с синей горизонтальной полосой, который использовался до 1830 г., причем иногда, особенно на острове Крит, полоса была белой. 

Первое греческое государство было образовано на Ионических островах около 1800 г. в результате разгрома турецких сил русской эскадрой. Флагом этой Республики Семи Соединенных Островов (1800-1863), которая заявила о своем стремлении войти в состав Российской империи, было голубое полотнище с золотым львом Святого Марка. 

В 1815 г. по всем сторонам полотнища была добавлена красная кайма, а в 1817 г., в знак британского покровительства, на флаге республики появился британский Юнион Джек.  В период народно-освободительной войны различные движения имели собственные флаги. Флагом движения под руководством Никофороса Фокаса было полотнище, состоявшее из пяти голубых и четырех белых полос, в левом верхнем углу в голубом поле был белый крест и надпись «С этим (знаком) вы победите!».

Флагом другого движения было белое полотнище с голубым крестом. 

Флагом повстанцев островов Ионического моря стал флаг, состоящий из трех горизонтальных полос: белой, красной и зеленой, на белой полосе у древка было изображение черного двуглавого орла (возможно, это изображение было памятью о помощи России в борьбе против турок, а возможно это изображение было символом возрождения былой славы Византии).

Первым официальным же флагом Греции считается флаг движения во главе с Александром Ипсиланти. В феврале 1821 г. этот флаг был освещен митрополитом и был поднят в Джасси A.Спиленти. Флаг состоял из красной, белой и черной полос, на одной стороне флага было изображение сцены воздвижения Креста Господня Святыми Еленой и Константином и надпись «С ним победишь!», на другой – возрождающаяся из пламени птица феникс и девиз: «Возрождаюсь из пепла!». Этот флаг бесследно исчез после поражения движения А.Ипсилати. 

22 марта 1821 г. в Патрах был поднят новый флаг Греции: темно-красное полотнище с черным крестом и опрокинутым под ним белым полумесяцем. Так как на темно-красном полотнище черный крест был плохо различим, поэтому турки позволили использование этого флага. 

Вскоре красный флаг, но с белым крестом, флаг борцов за свободу страны, стал называться национальным флагом. 

1 января 1822 г. в Эпидавросе собралось Первое национальное собрание, которое приняло «Временный устав Греции». В нем были определены национальные цвета и флаг.

Постановлением от 15 марта 1822 г. № 540, принятом в Коринфе, были утверждены военно-морской флаг, национальный флаг и флаг вооруженных сил: национальный флаг – голубое полотнище с белым крестом; флаг вооруженных сил – такой же; военно-морской флаг – девять чередующихся голубых и белых полос и национальный флаг в первой четверти.В последующем эти флаги поочередно имели статус государственного флага: флаг с белым крестом на голубом или синем полотнище (условно: флаг № 1) и флаг из чередующихся голубых (или синих) и белых полос и белым крестом в первой четверти (условно: флаг № 2). Так, флаг № 1 был флагом национального восстания 1822-1830 гг. и флагом Временного правительства 1830-1832 гг.

В 1832 г. принц Баварии Отто фон Виттельсбах был приглашен в Грецию занять пустующий королевский трон и вскоре в центре белого креста на голубом полотнище появился родовой баварский, а затем королевский герб. Позже в центре креста стала изображаться лишь королевская корона. В 1863 г. греческий престол заняли представители датской королевской династии Глюксбургов и цвет греческого флага стал темно-синим. 

Греческий флаг с белым крестом – флаг № 1 стал основой флагов греческих автономных княжеств, существовавших в составе Османской империи, а также некоторых административных регионов независимой Греции. Флагом греческой Народно-освободительной армии, под которым она вела боевые действия в 1941-1944 гг. против немецких оккупантов, а в 1944-1949 гг. – против английских, также был флаг №1, в центре креста которого был изображен контур красного треугольника, вписанного в красную окружность.

В 1970 г. флаг № 1 был утвержден народным флагом, а флаг № 2 с короной в центре креста – государственным. В 1975 г. государственным и национальным флагом стал флаг № 1, а флаг № 2 стал использовался в качестве торгового флага.  В настоящее время флаг № 2 (оттенок синего цвета светлее, чем на флаге 1975 г.) является государственным и национальным флагом. Это утверждено законом от 21 декабря 1978 г. 

Пропорции флага 2: 3 (по другим сведениям 7: 12 или 3: 4), цвет полотнища – светло-голубой. 

Флаг символизирует свободу, страну и божью мудрость. Крест символизирует христианство – веру народа и напоминает о роли греческой православной церкви в борьбе за освобождение страны. Девять полос символизируют девять слогов девиза (на греческом языке) девяти лет (1821-1829) освободительной войны: «Свобода или смерть!» (по-гречески «Элефтерия и танатос!») и девять географических областей Греции: Центральная Греция с островом Эвбея, Фессалия, Македония, Эпир, Фракия, Пелопонесс, Крит, Ионические острова, Эгейские острова. Голубой цвет символизирует безоблачное небо над Грецией и омывающие ее Средиземное, Эгейское, Ионическое и Критское моря, белый – чистоту идеалов борцов за независимость. 

Герб

Государственным гербом Греции в 1832-1862 гг. был голубой щит с серебряным плавающим крестом, на перекрестии которого щиток из голубых и белых ромбов – родовой герб короля Оттона и герб Баварии.    В 1863-1923 гг. и 1935-1973 гг. сердцевинным щитком герба был датский герб периода 1863-1923 гг.     В таком виде Большой герб Греции был подобен Большому гербу Дании: покоился на увенчанной королевской короной мантии, а его щитодержателями были два дикаря с палицами; щит окружала цепь ордена Спасителя; лишь девиз был на греческом языке «Моя сила – в любви народа». Поэтому неудивительно, что греками герб зачастую изображался без сердцевинного щитка. Таким же герб Греции был и в период военного правления в 1935-1967 гг. и 1967-1973 гг. 

Вторым символом Греции является птица Феникс, изображение которой было государственным гербом в 1827-1831, 09.04.1932-1935 и 1973-1975 гг. 

В 1827-1831 гг., в период правления первого президента Греции И.Каподистрии, над возрождающимся из пламени Фениксом изображались лучи света и крест. 

В 1924-1932 гг. государственным гербом Греции был щит, в голубом поле которого был серебряный прямой крест, а между его лопастями – золотые головы античных воинов, двуглавого орла и феникса, что символизировало государства, существовавшие ранее на территории Греции: Афины, Спарту, Византию и первую республику. Щит обрамлял зеленый лавровый венок. В 1967 г., после установления в стране хунты, формально государственным гербом до 1973 г. оставался королевский герб, но фактически эмблемой Греции стало изображение фигуры солдата в каске с винтовкой со штыком, расположенное на фоне восстающего из пламени феникса. Под этим изображением располагалась дата переворота «21 апреля», а над ним – название страны.

В 1973 г. королевский герб был упразднен, а гербом Греческой республики был утвержден возрождающийся из пламени феникс.Нынешний государственный герб утвержден законом от 7 июня 1975 г. 

Он представляет собой классический «французский» гербовой щит, в голубом поле которого серебряный прямой крест, который символизирует стойкость народа. Крест является также символом христианский веры, т.к. 98% греков принадлежат к греческой ортодоксальной церкви. Щит обрамлен зеленым лавровым венком. Таким венком в античной Греции увенчивали победителей спортивных соревнований, поэтому венок является символом славы и победы в освободительной войне. 

Афон

Автономный округ Святая гора Афон – автономная республика монахов.

Площадь: 340 км2. 

Расположенный на полуострове Айон-Орос Афон с 1912 г. находился под греческой опекой, а в 1926 г. стал частью греческой территории, с сохранением прав автономии. 

История республики началась в 963 г., когда Святой Афанасий основал первый большой православный монастырь – лавру. В XI в. здесь с помощью Византийской империи было построено еще несколько монастырей, а в 1060 г. император Византии пожаловал монастырскому сообществу первую конституцию. 

Так как территория полуострова долгое время находилась в составе Византийской империи, поэтому и символами республики стали древние символы Византии. 

Флаг Афона представляет собой желтое полотнище с изображением герба: черный двуглавый орел с посеребренными головами и серебряной каймой по верхнему краю крыльев; в правой лапе орла золотая держава с голубым крестом, в левой – золотой скипетр; орел увенчан золотой императорской короной.

Греческая республика – парламентская республика.

Площадь: 131 957 км2. 

Столица: Афины.

Государственный язык: греческий.

Глава государства – президент. Высший орган законодательной власти – однопалатный парламент. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством.

Аминистративное деление: 13 административных регионов, разделенных на 51 префектуру (номой), и автономный округ Святая гора Афон.

www.istpravda.ru

Греческие символы в мифологии, история происхождения и значение

Греческие символы и их значение – это обширный пласт античной эмблематики, которая во многом определила религиозно-этический, эзотерический и научный символизм едва ли не всех европейских народов. К примеру, греческие математические символы до сих пор успешно используются в алгебре, геометрии, физике и других естественных науках (пи, дельта, омега и так далее).

В свою очередь символы греческой мифологии зачастую примеряются в качестве фразеологизмов, устойчивых аллегорий или даже религиозных отсылок. К примеру, Лернейская гидра символизирует зло, которое очень трудно победить и оно возрождается раз за разом. А крылатый конь Пегас – символ чистоты и возвышенности помыслов, иногда – символ поэтов, фантазии и творчества.

То есть даже сами названия греческих символов прочно укоренились в современном обществе, пережив тысячелетия и не изменив своего значения. К примеру, буква «Л» на щите спартанцев (обозначающая подконтрольный Спарте регион – Лакедемон) и сам щит – гоплон, стали символами мужества, отваги и неотступности. Ведь трудно найти человека, который не знает выражения «со щитом или на щите». А ведь это боевой клич спартанской армии.

Тут же стоит отметить, что рисунки греческих символов всегда точны, хотя и метафоричны. Трезубец – символ Посейдона, позже – символ власти как таковой. Стилизованный шлем греческого гоплита – символ воина. Сфинкс (существо с человеческой головой, телом льва и крыльями орла) обозначает мудрость и тайну. То есть для рисунков греческих символов не нужен контекст, они – однозначны, хотя и образны. С одной стороны, именно их универсальность и семантическая простота определили их популярность.

В тоже время, античная наука и религия – это фундаментальные элементы одной из наиболее развитых культур древнего мира. Многие научные и религиозные базисы, которые воплощаются в десятках верований и сотнях научных принципов, были открыты древними греками. Пифагор, Архимед, Демокрит, Эвклид – даже ребенок знает эти имена, и знает, чем они заслужили свое место в мировой (именно – в мировой) истории. Поэтому греческие символы и их значения так важны. Важно знать их, понимать и уметь использовать, ведь фактически это универсальный язык.

Собственно, символизм сам по себе является универсальным надмировым языком, который с легкостью объединяет культуры и народы. Но греческие символы и знаки известны во всем мире в гораздо большей степени, чем, к примеру, характерные скандинавские, славянские, индийские или мезоамериканские эмблемы. Конечно, глупо и несправедливо умалять влияние последних на общество (в том числе – современное), но те же греческие буквы (дельта – символ, обозначающий различия между переменными и имеющий еще с десяток значений в точных науках) стали основой для многих языков, в частности – индоевропейских. Поэтому и воспринимать их проще.

Также стоит отметить, что сегодня все чаще можно встретить тату греческих символов. В этом нет ничего удивительного и тем более – ничего негативного, разумеется – если тату греческие символы мы встречаем не на плече шестнадцатилетнего ребенка. Если это осознанный шаг, значит, человек отлично понимает, что и почему он хочет донести до окружающих, сделав тот или иной знак частью своего тела, частью себя. Разумеется, в 90% случаев тату греческие символы используются людьми абсолютно бездумно, либо ошибочно. Но это не должно дискредитировать саму идею! Ведь искусство татуировки было хорошо известно в античности и применялось повсеместно. С другой стороны, вряд ли кто-то из древних греков «набивал» на крестце Пегаса, а на плече – спартанский шлем.

Именно поэтому греческие символы и их значение так важны для нас. Ведь мы говорим об эмблемах и знаках, которые во многом определили современный мир, причем не только своей семантикой, но даже элементарно своим графическим оформлением.

simvolic.ru

Греческие символы: что означает герб Греции?

Греция – страна с богатейшей историей, существующая уже не первое тысячелетие. Безусловно, такое продолжительное время обеспечило ее огромным культурным наследием. Оно прослеживается даже в государственной символике, несмотря на то что флаг и герб Греции были приняты не так давно. И если бело-голубой полосатый стяг с крестом в углу знаком многим, то о других символах знают не все. Тем временем герб очень похож на флаг страны.

Современный вид герба

На данный момент Греция использует изображение прямого серебряного креста на лазоревом щите, который окружен лавровым венком. Существует три разных цветовых варианта последнего. Бело-голубой венок демонстрирует официальный герб Греции, золотым пользуются вооруженные силы. В многоцветном варианте, с зелеными листьями, символ применяется гражданами повсеместно, в неофициальной обстановке. Символическое значение не изменяется в зависимости от цвета.Герб Греции

Что означает герб Греции?

Центральный элемент, щит с прямым крестом, напоминает о воинской славе и христианской религии, с которой связана непростая история борьбы греческой православной церкви за свободу страны. Под синим цветом понимаются ясное небо и омывающие Грецию моря: Средиземное, Эгейское, Ионическое и Критское. С белым ассоциируется чистота намерений греческих патриотов. Есть и другая версия, иначе объясняющая герб Греции. Согласно ей, синим цветом обозначены милосердие и надежда, а белым – правосудие, красота и вера. Наконец, третий вариант связывает синий с правдой и верностью, а белый – с миром. Лавровый венок, обрамляющий щит, напоминает о древней истории. Когда-то в Греции так награждали победителей Олимпийских игр. В существующем варианте герб Греции утвержден седьмого июня 1975 года.

Флаг и герб Греции

Прежний вид

Государственная символика постоянно претерпевает изменения. Флаг и герб Греции были приняты около сорока лет назад. До этого использовались совершенно другие символы. Так, древний герб Греции сочетал в себе изображения совы и Афины Паллады, которые наносились на монеты.

В пятнадцатом веке греки оказались под турецким игом. Патриоты стали использовать белый крест как символ борьбы с мусульманской Турцией. Восстание 1829-го тоже связано с такими изображениями. В ходу были полотнища синего или красного цветов с крестами, Богородицей, святыми и птицей феникс, охваченной огнем. Во время правления первого президента Греции печатью страны стало изображение мифической птицы, которая символизирует обновление и возрождение.

После возвращения монархии в государстве начал использоваться баварский флаг. Герб Греции был тогда выполнен в тех же цветах. Коронованный бело-голубой щит по бокам поддерживали золотые львы, а венчала изображение пурпурная мантия. В 1963-м престол перешел к датскому принцу, и на гербе появились синие львы. Щит поддерживали великаны с палицами.

В 1924-м снова была образована республика, гербом которой остался белый крест на лазоревом щите. Мантию и короны с изображения убрали, а по краям появились два древнегреческих воина. Через десять лет страна проголосовала за возвращение монархии, и новым гербом был выбран предельно похожий на современный символ - коронованный щит.

флаг герб греции

Гимн Греции

Герб и флаг страны во многом похожи. Что может рассказать гимн? Его идея соответствует смыслу двух других государственных символов и рассказывает о свободе. Слова для гимна были написаны в 1823 году греком по имени Дионисис Соломос, жившем на небольшом острове. Тогда национальная независимость была основной целью большинства людей, и песня стала своего рода идеологическим оружием. В гимне 158 строк, но в современной Греции исполняются только два первых четверостишия.

fb.ru

Национальная символика Греции - Свердловская региональная общественная организация общество греков «Рифей»

Греческий флаг 

Флаг Греции и его цвета, остаются неизменными со времен греческой  революции, которая произошла 25 марта 1821 года.

Греческий флаг представляет собой чередование 9 горизонтальных полос: 5 синего и  4 белого цветов. В верхнем левом углу, на синем фоне распологается белый крест, т.к. нынешний флаг утвержден после освобождения от турецкого ига, белый крест на голубом фоне является символом христианской республики и  православной веры. Белый цвет -символ чистоты, первозданности и мира, голубогой цвет, как мы знаем, море всегда играло важнейшую роль в формировании и развитии Греческого государства - символ моря, 5 полос голубого олицетворяют 5 океанов (по их количеству) , так же существует мнение, что синий - символизирует цвет Эгейского моря, а белый - цвет пены его волн, а еще сочитание этих цветов отражает голубое греческое небо и белые облака на нем, есть такое мнение, что белый цвет означает надежду в борьбе за независимость страны.

Почему именно 9 полос? Существует несколько толкований такого "дизайна":

Основная версия объясняет  количество горизонтальных полос  числом  слогов  главного революционного лозунга (Греческая война за независимость 1821г.)"Ε-ΛΕΥ-ΘΕ-ΡΙ-Α Ή ΘΑ-ΝΑ-ΤΟΣ"( что в переводе означает "СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ"), который дал силы и мужество греческому  народу в противостоянии  400- летнему  турецкому  господству и получить желанную  свободу. 

Другая версия гласит что число горизонтальных полос соответствует числу букв слова ""Ε-Λ-Ε-Υ-Θ-Ε-Ρ-Ι-Α"(СВОБОДА), которое является главным источником вдохновения и борьбы греков и греческой нации.

Еще одна версия объясняет число полос (9) на флаге соответствует девяти географическим областям Греции: Центральная Греция, Фессалия, Македония, Эпир, Фракия, Пелопонесс, Крит, Ионические острова, Эгейские острова

Но есть и еще одна версия говорит о том, что 9 полос греческого флага символизируют 9 муз древнегреческой мифологии :

Каллиопа  - муза эпической поэзии (Καλλιόπη), 

Клио - муза истории (Κλειώ), 

Эрато - муза эротической поэзии(Ερατώ), 

Эвтерпа - покровительница музыки и лирической поэзии (Ευτέρπη), 

Мельпомена - муза трагедии (Μελπομένη), 

Полигимния - муза торжественных гимнов (Πολύμνια),  

Терпсихора - муза танца (Τερψιχόρη), 

Талия- муза комедии и легкой поэзии (Θάλια) 

Урания - муза астрологии (Ουρανία).

Кодекс греческого флага:

1. Греческий флаг представляет наш народ, нашу родину, и лицо нашего государства. В случае войны, флаг должен быть защищен,даже ценой собственной жизни. 2. Если флаг поврежден, его необходимо сжечь, а не бросать в мусорное ведро. Бытовые отходы могут быть утилизированы только пепел.3. Разрешается использование флага только в патриотических целях . Запрещенные любое другое использование. (Например,в качестве занавеса,декора,одежды и т.д.)4. Во время  поднятия греческого флага, торжественно исполняется Национальный гимн (флаг должен подниматься быстро)5. В случае,когда имееся несколько флагов, флаг Греции должен располагаться на равной высоте с остальными, либо выше других.6. Торжественный спуск флага происходит замедленно.7. В день траура флаг приспускается до середины мачты.8. ЗАПРЕЩАЕТСЯ касание греческого флага земли по любой причине. В случае,когда размер флага слишком большой, торжественное ношение, поднятие и спуск флага знаменоносцем, осуществляется вместе с другим знаменоносцем-помощником.

Присутствие греческого флага я вляется обязательной формальностью практически во всех государственных,образовательных и военных  учреждениях страны.

Греческий герб 

    Герб Греции состоит из двух основных элементов - геральдического синего щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита - лавровый венок. Щит с крестом символизирует  спасение Греции от порабощения иноземными захватчиками и её воинскую славу, и в то же время главную греческую религию - православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции, такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.

Герб очень лаконичный, сдержанный. Главный 

мотив переплетается с мотивом государственного флага Греции, это придаёт связь главным государственным символам страны.

Греческий гимн

Гимн свободе (Ύμνος εις την Ελευθερίαν) — поэма, написанная Дионисиосом Соломосом в 1823 году, состоящая из большого количества куплетов. В 1865 первые два куплета были объявлены гимном Греции. Используется и как гимн Кипра.

 

Ύμνος εις την Ελευθερία

Σε γνωρίζω από την κόψη

του σπαθιού την τρομερή,

σε γνωριζώ από την όψη

που με βία μετράει τη γή.

Απ`τα κόκαλα βγαλμένη

των Ελλήνων τα ιερά,

και σαν πρώτα ανδρειωμένη,

χαίρε, ω χαίρε, Ελευθεριά!

Εκεί μέσα εκατοικούσες

πικραμένη, εντροπαλή,

κι ένα στόμα ακαρτερούσες

Έλα πάλι, να σου πεί.

Άργειε νά`λθει ερείνη η μέρα,

κι ήταν όλα σιωπηλά,

γιατί τά` σκιαζε η φοβέρα

και τα πλάκωνε η σκλαβιά.

Перевод с английского перевода Р.Киплинга, 1918 год «Гимн Свободе»

Ты вернулась! Афина средь нас!Узнаём тебя, в наших очах,По лучам твоих солнечных глазПо сиянью на кромке Меча.

Свет отцов, что ушли в мрак могил,Чтоб меч доблести цели достигМы с тобой, ты итог наших силО, Свобода! Привет наш прими!

Как же долго средь нас ты жилаВ горе в скорби за каждую жизньТы священный меч-голос ждала«Встань! С щитом иль на нём, но вернись!»

Ах, как долго гнила ига ночь«Встань!» не слышно сквозь стоны и плачСлёзы - мёд для тирана и прочьНе уйдёт он - над всеми палач.

И пока боль струилась из глазВек за веком жгли слёзы плоть щёкИ с одежд вместе с ними дымясьШла кровь греков… Но прерван поток!

Всё! Свобода, глянь в очи сыновВ их дыханье меч-голос звучит:В бой! Не быть впредь на греках оковТолько ты или смерть! Только ты!

Свет отцов, что ушли в мрак могил,Наш меч доблести цели достигМы с тобой, ты итог наших силО, Свобода! Привет наш прими!

Еще вариант перевода 2х первых куплетов:

Гимн Свободе

Узнаю клинок расплаты,Полыхающий грозой,Узнаю твой взор крылатый,Охвативший шар земной!

Гордость древнего народа,Возродившаяся вновь,Здравствуй, гордая Свобода,Здравствуй, Эллинов Любовь!

web.u-greek.ru

Мифическая символика Древней Греции · Энциклопедия античной мифологии

Олимпийские игры· · ·проводились в честь Зевса в июле. Первые игры в Олимпии прошли 1 июля 776 г. до н.э. Основателем игр считается Геракл. На первых играх спортсмены состязались в беге на 1 стадий (192,27 м.). На последующих играх: бег, прыжки, панкратий (борьба без правил), диск, копье, скачки, ристания колесниц. На время проведения Олимпийских игр между полисами устанавливалось священное перемирие. Игры проводились в течение 5 дней один раз в 4 года. Спортсмены тренировались в Олимпии за десять месяцев до начала соревнований. Победителю ("олимпионику") вручались венок, пальмовая ветвь, ветка священной оливы с Акрополя. Почет распространялся и на потомков. На Олимпийских играх со всех греческих полисов собиралось множество народа (только мужчины).

Пифийские игры· · ·проводились в честь Аполлона, бога солнечного света, бога красоты и покровителя искусств, учрежденные, как считалось, самим богом в честь победы над Пифоном. Игры проходили 15-19 августа в третий год олимпиад с 586 г. до н.э. Место состязания - равнина в Дельфах. Виды соревнований: музыка, гимнастика, ристания колесниц. В качестве наград победителю присуждались яблоко и лавровый венок.   · история возникновения ·

Истмийские игры· · ·проводились в честь Посейдона, бога морей и повелителя влаги. Основателем считался Сисиф. Игры проводились один раз в два года в июле. Место для них выбиралось в сосновом лесу на Истме близ Коринфа. Виды соревнований: ристания колесниц, скачки, гимнастика, борьба.

Немейские игры· · ·общегреческий праздник в честь Зевса, учрежденный, согласно мифу, земледельцем Молорхом по велению Геракла. Игры проводились близ Немеи по олимпийской программе с 586 г. до н.э. летом (во второй год Олимпиад) и зимой (в четвертый год Олимпиад).   · история возникновения ·

Панафинеи великие· · ·праздник в конце июля в честь рождения Афины, покровительницы Афин, богини мудрости, ремесел, справедливой войны. В программу проведения входили музыка, хоры в театре, гимнастика, гонки триер, вечерний бег с факелами. По окончании - торжественная процессия ("помпа") в белых одеждах, с венками на головах и с оливковыми ветвями в руках. Сто избранных девушек несли подарки Афине в корзинах на головах. На статую Афины в Парфеноне надевали роскошный пеплос, на котором изображались ее подвиги в гигантомахии, после окончания празднования происходила его передача. Победителям соревнований присуждали награды: венок священной маслины с Акрополя и амфору с маслом. Праздник венчали гекатомба (жертва ста быков) и общая трапеза. Основателем панафиней считался Эрихтоний, сын Земли (по другим версиям - его внук Эрехфей), которого сама Афина воспитала в своей священной роще, а когда он вырос, даровала ему царскую власть; преобразователем - Тесей. Ежегодные панафинеи устраивал Солон, великие установил Писистрат. Перикл ввел состязания в пении, игре на кифаре и флейте.

Дионисии великие· · ·праздник, проводившийся с 25 марта по 1 апреля в честь Диониса, бога виноградства и виноделия, покровителя театрального действа. Празднование включало в себя хоры и танцы в священной роще Академа, театра Диониса: трагедии, комедии, сатиры; фаллическое шествие, ряжение, маскарад, дифирамбы, состязания поэтов и награды победившим актерам и поэтам. Далее следовало богатое пиршество за счет государства.

Дионисии малые· · ·сельский праздник, проводящийся в конце декабря в честь окончания сбора винограда и разлива молодого вина. Состоял из розыгрышей, развлечений, праздника качелей, вакханалий.

Элевсинские мистерии· · ·торжество в честь Деметры - богини плодородия и земледелия, основанное Эвмолпом и проводившееся ежегодно в течение девяти дней в конце сентября. Первые четыре дня занимали ночное факельное шествие из Афин в Элевсии (22 километра), ритуальные эзотерические таинства и посвящения, ночные мистические гимны в ущелье Дафны у моря, торжественное шествие обратно в Афины, гефоризмы ("шутки на мосту"), всеобщее застолье и эротический карнавал.

Адонии· · ·праздник в честь Адониса - божества умирающей и воскресающей природы, проводимый 24 июня каждого года.

Халкеи· · ·"праздник кузнецов" в честь Гефеста - бога-кузнеца и бога-ремесленника, проводившийся ежегодно 5-7 сентября.

Бендидии· · ·праздничные дни в Афинах, во время которых в честь богини луны Бендиды устраивались конные бега, всадники скакали с факелами из Афин и Перей, где находился храм, посвященный богине.

Антестерии· · ·праздник цветов, "праздник кувшинов" с молодым вином и соревнованием, кто больше выпьет; почитание предков с приглашением их к столу и вежливым выпроваживанием по окончании трапезы. Проводился 6-8 марта.

greekroman.ru

Наследие Эллады. Символы Греции

«Историческая правда» продолжает рассказ о национальных символах европейских государств. На очереди Греческая республика.

Первые государства на территории Греции появились во II тыс. до н.э. В VIII-VI вв. до н.э. здесь образовались полисы (города-государства), которые в III-II вв. н.э. образовывали военный Ахейский союз. 

Греция всегда была раздроблена на множество мелких независимых государств, соперничавших между собой, поэтому она в 338 г. до н.э. попала в зависимость от Македонии, а в 146 г. до н.э. была завоевана Римом. С IV в. н.э. Греция – часть Восточной Римской империи, а после падения Византии в середине XV в. Была захвачена Османской империей. 

В ходе Греческой революции 1821-1829 гг. было провозглашено независимое Греческое государство, которое включало лишь Пелопоннес, Центральную Грецию, Киклады и острова Спорады. 

После поражения Турции в войне с Россией (1828-1829), по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. она признала автономию Греции. 

В 1831 г. реакционерами был убит руководитель страны Я.Каподистрия и во внутренние дела Греции вмешались великие державы, в результате чего по Лондонскому соглашению 1832 г. в стране была установлена абсолютная монархия, а королем был избран баварский принц Оттон из династии Виттельсбахов. В 1862 г. Оттон I отрекся от престола, на который взошел двоюродный внук датского короля Фредерика VII и сын будущего датского короля Кристиана IX – принц Георг Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский, который в 1863 г. был провозглашен королем Георгом I. 

В 1863 г. к Греции были присоединены Ионические острова, в 1881 г. – Фессалия и часть Эпира, а в результате Балканских войн (1912-1913) и I мировой войны в состав Греции вошли Македония, остальная часть Эпира, Западная Фракия, остров Крит и северные Эгейские острова. После греко-турецкой войны (1919-1922) и Лозаннского соглашения 1923 г. произошла большая миграция населения: около 1,4 млн. греков покинули Турцию, а 350 тыс. мусульман – Грецию.

В 1924 г. Греция была провозглашена республикой, но в 1935 г. монархия была восстановлена, а в 1936 г. в стране установилась военная диктатура. 

В октябре 1940 г. в Грецию вторглись войска Италии, но в ноябре 1940 г. они были изгнаны, а в апреле 1941 г. на Грецию напала Германия и вскоре оккупировала ее. 

В сентябре 1941 г. коммунистами был создан Греческий национально-освободительный фронт (ЭАМ), в декабре – Народно-освободительная армия (ЭЛАС), которые к концу октября 1944 г. освободили всю материковую часть страны, однако созданное в мае 1944 г. «правительство национального единства», призвало в Грецию английские войска, которые в декабре 1944 г. начали боевые действия против ЭЛАС. 

В сентябре 1946 г., после плебисцита, монархия была восстановлена. В апреле 1967 г. произошел военный переворот и в стране была установлена военная диктатура. В июле 1974 г. диктатура пала, к власти пришло гражданское правительство, которое 8 декабря провело  референдум, ликвидировавший монархию.

Флаг

За свою историю Греция неоднократно была и республикой, и монархией. Вместе с изменением формы государственного устройства менялся и государственный флаг страны. 

Первый же греческий флаг появился еще в период османского ига. Его описание содержится в «Жалобе Константинополя», датируемой 1461 г. Считается, что это флаг – лабарум со знаком креста был принят еще римским императором Константином I Великим, которому в 312 г., накануне решающей битвы с его соперником Максенцием у Мильвиева моста недалеко от Рима, явилось знамение креста, лежащего на солнце, сопровождаемое гласом «С этим знамением победишь!». Впоследствии лабарум со знаком креста стал Военным знаменем Византийской империи.  Впоследствии изображение голубого креста на белом полотнище или белого креста на голубом полотнище стали распространенными символами греческих христиан, а со временем крест, как знак борьбы против османского ига, стал изображаться над опрокинутым полумесяцем.В Османской империи для частных греческих судов был установлен специальный коммерческий флаг – красное полотнище с синей горизонтальной полосой, который использовался до 1830 г., причем иногда, особенно на острове Крит, полоса была белой. Первое греческое государство было образовано на Ионических островах около 1800 г. в результате разгрома турецких сил русской эскадрой. Флагом этой Республики Семи Соединенных Островов (1800-1863), которая заявила о своем стремлении войти в состав Российской империи, было голубое полотнище с золотым львом Святого Марка. 

В 1815 г. по всем сторонам полотнища была добавлена красная кайма, а в 1817 г., в знак британского покровительства, на флаге республики появился британский Юнион Джек.  В период народно-освободительной войны различные движения имели собственные флаги. Флагом движения под руководством Никофороса Фокаса было полотнище, состоявшее из пяти голубых и четырех белых полос, в левом верхнем углу в голубом поле был белый крест и надпись «С этим (знаком) вы победите!».

Флагом другого движения было белое полотнище с голубым крестом. 

Флагом повстанцев островов Ионического моря стал флаг, состоящий из трех горизонтальных полос: белой, красной и зеленой, на белой полосе у древка было изображение черного двуглавого орла (возможно, это изображение было памятью о помощи России в борьбе против турок, а возможно это изображение было символом возрождения былой славы Византии).

Первым официальным же флагом Греции считается флаг движения во главе с Александром Ипсиланти. В феврале 1821 г. этот флаг был освещен митрополитом и был поднят в Джасси A.Спиленти. Флаг состоял из красной, белой и черной полос, на одной стороне флага было изображение сцены воздвижения Креста Господня Святыми Еленой и Константином и надпись «С ним победишь!», на другой – возрождающаяся из пламени птица феникс и девиз: «Возрождаюсь из пепла!». Этот флаг бесследно исчез после поражения движения А.Ипсилати. 

22 марта 1821 г. в Патрах был поднят новый флаг Греции: темно-красное полотнище с черным крестом и опрокинутым под ним белым полумесяцем. Так как на темно-красном полотнище черный крест был плохо различим, поэтому турки позволили использование этого флага. Вскоре красный флаг, но с белым крестом, флаг борцов за свободу страны, стал называться национальным флагом. 

1 января 1822 г. в Эпидавросе собралось Первое национальное собрание, которое приняло «Временный устав Греции». В нем были определены национальные цвета и флаг.

Постановлением от 15 марта 1822 г. № 540, принятом в Коринфе, были утверждены военно-морской флаг, национальный флаг и флаг вооруженных сил: национальный флаг – голубое полотнище с белым крестом; флаг вооруженных сил – такой же; военно-морской флаг – девять чередующихся голубых и белых полос и национальный флаг в первой четверти.В последующем эти флаги поочередно имели статус государственного флага: флаг с белым крестом на голубом или синем полотнище (условно: флаг № 1) и флаг из чередующихся голубых (или синих) и белых полос и белым крестом в первой четверти (условно: флаг № 2). Так, флаг № 1 был флагом национального восстания 1822-1830 гг. и флагом Временного правительства 1830-1832 гг.

В 1832 г. принц Баварии Отто фон Виттельсбах был приглашен в Грецию занять пустующий королевский трон и вскоре в центре белого креста на голубом полотнище появился родовой баварский, а затем королевский герб. Позже в центре креста стала изображаться лишь королевская корона. В 1863 г. греческий престол заняли представители датской королевской династии Глюксбургов и цвет греческого флага стал темно-синим. 

Греческий флаг с белым крестом – флаг № 1 стал основой флагов греческих автономных княжеств, существовавших в составе Османской империи, а также некоторых административных регионов независимой Греции. Флагом греческой Народно-освободительной армии, под которым она вела боевые действия в 1941-1944 гг. против немецких оккупантов, а в 1944-1949 гг. – против английских, также был флаг №1, в центре креста которого был изображен контур красного треугольника, вписанного в красную окружность.

В 1970 г. флаг № 1 был утвержден народным флагом, а флаг № 2 с короной в центре креста – государственным. В 1975 г. государственным и национальным флагом стал флаг № 1, а флаг № 2 стал использовался в качестве торгового флага.  В настоящее время флаг № 2 (оттенок синего цвета светлее, чем на флаге 1975 г.) является государственным и национальным флагом. Это утверждено законом от 21 декабря 1978 г. 

Пропорции флага 2: 3 (по другим сведениям 7: 12 или 3: 4), цвет полотнища – светло-голубой. 

Флаг символизирует свободу, страну и божью мудрость. Крест символизирует христианство – веру народа и напоминает о роли греческой православной церкви в борьбе за освобождение страны. Девять полос символизируют девять слогов девиза (на греческом языке) девяти лет (1821-1829) освободительной войны: «Свобода или смерть!» (по-гречески «Элефтерия и танатос!») и девять географических областей Греции: Центральная Греция с островом Эвбея, Фессалия, Македония, Эпир, Фракия, Пелопонесс, Крит, Ионические острова, Эгейские острова. Голубой цвет символизирует безоблачное небо над Грецией и омывающие ее Средиземное, Эгейское, Ионическое и Критское моря, белый – чистоту идеалов борцов за независимость. 

Герб

Государственным гербом Греции в 1832-1862 гг. был голубой щит с серебряным плавающим крестом, на перекрестии которого щиток из голубых и белых ромбов – родовой герб короля Оттона и герб Баварии.    В 1863-1923 гг. и 1935-1973 гг. сердцевинным щитком герба был датский герб периода 1863-1923 гг.     В таком виде Большой герб Греции был подобен Большому гербу Дании: покоился на увенчанной королевской короной мантии, а его щитодержателями были два дикаря с палицами; щит окружала цепь ордена Спасителя; лишь девиз был на греческом языке «Моя сила – в любви народа». Поэтому неудивительно, что греками герб зачастую изображался без сердцевинного щитка. Таким же герб Греции был и в период военного правления в 1935-1967 гг. и 1967-1973 гг. Вторым символом Греции является птица Феникс, изображение которой было государственным гербом в 1827-1831, 09.04.1932-1935 и 1973-1975 гг. 

В 1827-1831 гг., в период правления первого президента Греции И.Каподистрии, над возрождающимся из пламени Фениксом изображались лучи света и крест. 

В 1924-1932 гг. государственным гербом Греции был щит, в голубом поле которого был серебряный прямой крест, а между его лопастями – золотые головы античных воинов, двуглавого орла и феникса, что символизировало государства, существовавшие ранее на территории Греции: Афины, Спарту, Византию и первую республику. Щит обрамлял зеленый лавровый венок. В 1967 г., после установления в стране хунты, формально государственным гербом до 1973 г. оставался королевский герб, но фактически эмблемой Греции стало изображение фигуры солдата в каске с винтовкой со штыком, расположенное на фоне восстающего из пламени феникса. Под этим изображением располагалась дата переворота «21 апреля», а над ним – название страны.В 1973 г. королевский герб был упразднен, а гербом Греческой республики был утвержден возрождающийся из пламени феникс.Нынешний государственный герб утвержден законом от 7 июня 1975 г. 

Он представляет собой классический «французский» гербовой щит, в голубом поле которого серебряный прямой крест, который символизирует стойкость народа. Крест является также символом христианский веры, т.к. 98% греков принадлежат к греческой ортодоксальной церкви. Щит обрамлен зеленым лавровым венком. Таким венком в античной Греции увенчивали победителей спортивных соревнований, поэтому венок является символом славы и победы в освободительной войне. 

Афон

Автономный округ Святая гора Афон – автономная республика монахов.

Площадь: 340 км2. 

Расположенный на полуострове Айон-Орос Афон с 1912 г. находился под греческой опекой, а в 1926 г. стал частью греческой территории, с сохранением прав автономии. 

История республики началась в 963 г., когда Святой Афанасий основал первый большой православный монастырь – лавру. В XI в. здесь с помощью Византийской империи было построено еще несколько монастырей, а в 1060 г. император Византии пожаловал монастырскому сообществу первую конституцию. 

Так как территория полуострова долгое время находилась в составе Византийской империи, поэтому и символами республики стали древние символы Византии. 

Флаг Афона представляет собой желтое полотнище с изображением герба: черный двуглавый орел с посеребренными головами и серебряной каймой по верхнему краю крыльев; в правой лапе орла золотая держава с голубым крестом, в левой – золотой скипетр; орел увенчан золотой императорской короной.

Греческая республика – парламентская республика.

Площадь: 131 957 км2. 

Столица: Афины.

Государственный язык: греческий.

Глава государства – президент. Высший орган законодательной власти – однопалатный парламент. Исполнительная власть осуществляется президентом и правительством.

Аминистративное деление: 13 административных регионов, разделенных на 51 префектуру (номой), и автономный округ Святая гора Афон.

www.istpravda.ru

Античная символика — Энциклопедия знаков и символов

Греческая мифология

раздел из книги Бауэра-Дюмоца-Головина—Введение

Существует такая наука - сравнительная мифология. Она демонстрирует чудеса. Если сопоставить друг с другом бесконечное многообразие космологий, культур, богов, мы откроем многочисленные соответствия и параллели. Из ночи предыстории человечества всплывают самые причудливые ассоциации. В самых противоположных точках земного шара обнаруживаются изображения, системы, ритуалы, танцы и личности, настолько похожие друг на друга, что было бы нелепо списывать все это на прихоть случайности. Невероятную популярность приобретает сравнительное религиоведение, сопровождаемое и строго научными доказательствами, и подчас весьма дилетантской "шерлокхолмщиной". Миллионы читателей напряженно сравнивают доказательства и улики, подтверждающие либо опровергающие сходство богов и мифов, наличие у них единого происхождения. Наиболее известными в этой мишуре открытий стали пришельцы из космоса Деникена. При всей научной спорности его постулатов надо признать, что Деникен возбудил общественный интерес к вечному вопросу: откуда мы сами, какова та исходная матрица, с которой напечатан человек, его поведение, его эмоции, его мышление?

В Германии основы сравнительного научного изучения религий были заложены после того, как ученый мир ознакомился с "ригведой" - одним из самых древних памятников философии и мифологии Индии.

Индийский пантеон так густо населен, в нем представлено такое множество богов, его мифы так красочны и разнообразны по сюжету, что найти параллели во вне индийской мифологии не составляет никакого труда. Даже кельтская и греческая мифологии не могут отрицать родства с индийскими корнями. Достаточно назвать имя Прометей и вспомнить, что индийское "прамата" означает "брать себе", а также "получать огонь трением".

Трезубец Шивы вновь обнаруживается в руках Посейдона и кельтского морского бога Маннанапа, сына Лера, но и христианские черти в аду помахивают трезубцами. Исцеляющий бог Аполлон-Эскулап обнаруживает поразительное сходство с индийским Рудру: тут и посвящение в юноши, и стрелы, навлекающие болезнь, и искусство врачевания. В Индии есть легенда, в которой бог - повелитель ветров сражался с демонами, похитившими его скот. Как тут не вспомнить греческого Аполлона, который искал украденных у него коров? Битва Геракла с Герионом находит соответствие в сражении Индры с Вритрой. Когда древние германцы повествовали о диком охотнике и бешеных вепрях, когда классические греческие мифы рассказывают об оргиях Диониса, мы также вспоминаем об Индре, который скачет на белом коне с борзой Сарамейей у стремени. Подобно Юпитеру и Вотану, он мечет громы и молнии, он убивает змею Ахи - безусловно, он прообраз всех героев, побеждающих драконов и великанов, будь то Персей, Тристан или "храбрый портняжка".

У каждого народа был свой бог и своя богиня любви, бог солнца, бог войны, мать-богиня земли и бог - властитель подземного мира. Однако похожи не только сами личности богов и героев, но и ритуалы, молитвы, танцы, культы. Вот один из наиболее поразительных по общему сходству лейтмотивов: герой или святой справляется с множеством испытаний. Он вступает в схватку с демонами и чудищами, будь то порождения его фантазии или реальные явления, и, когда он побеждает их благодаря своему мужеству, ловкости, уму или иным добродетелям, он познает великую истину и становится бессмертным. Эта схема, которая присутствует в эпосах самых различных религий и мистерий, отмечается не только в высокоразвитых культурах. Нет, она обнаруживается и в легендах индейцев прерий, у киргизов, у коренных жителей центральных районов Австралии. Ученые обратили внимание на это обстоятельство при изучении "Илиады" и связанных с этим произведением источников.

В отличие от теологов мы полагаем, что мир богов возник не только для исполнения космического закона, но и для того, чтобы передать какие-то основные принципы или платонические идеи. Он также призван отобразить' великое разнообразие и пестроту образов и событий, с которыми человек встречается на земле. По своему внешнему виду мир богов эстетичен, по своим проявлениям он чувственен. Таким образом, он соединяет реальное и духовное, мистическое и материальное, душу и окружающий мир. В истории индийских религий эта комбинация наиболее ярко выражена в тантризме, который также ищет гармонии между материей и духом.

Тантризм, как говорят его последователи, восполняет разрыв между физической реальностью и внутренним миром, для него нет противоречия между органическим и порожденным духом. Слово "тантризм" происходит от санскритского корня "тан" - расширение, это метод дальнейшего развития человеческого сознания, пробуждения дремлющих в человеке духовных сил, привлечения их к выполнению реальных задач. Тантризм - это не только теория, но и практика, он пытается воссоединить дух и материю. Он исходит из посылки, согласно которой сознание и бытие - единая и единственная сила становления личности.

Любопытно отметить, что для сути мифологии безразлично, движемся ли мы снизу-вверх или сверху вниз. Можно спуститься с высоты космических творений вниз к бесконечному разнообразию конкретных форм, которые принимает единый дух, либо напротив - человек может воспарить из сферы конкретного чувства в высоты универсального сознания. Это движение в обоих направлениях - существенная характеристика мира богов, в ней мы видим отражение, как абстрактных принципов, так и пластическое многообразие человеческих чувств. Аид, Посейдон и Зевс являют не только прошлое, настоящее и будущее, но переживают подлинные любовные и военные приключения. Этот дуализм - явные и скрытые аспекты божества - мы видим и в индийской мифологии в образе

Шивы-Шакти: Шива - принцип спокойствия, Шакти - женское начало - принцип творческой энергии, раскрытия самого себя и одновременно познание природы, активный принцип, благодаря которому бог-супруг проявляет свои потенциальные качества. В этой поразительной двойственности скрывается тотальная универсальность.

Так же как греческий мир богов, учение тантризма покоится на принципиальном дуализме: идея мужчины - "пуруса" (космическое сознание) и идея женщины - "пракрити" (космическая сила природы).

Пуруса действует статически и отображает трансцендентальный уровень, пракрити, напротив,- это кинетическая энергия, импульс созидания, из которого возникает и развивается чувственный мир. Тантризм видит свое назначение в том, чтобы интегрально соединить полярности, чтобы познать радость от реализации духовного. Чувственная энергия греческих богов и богинь, утверждение ими бесконечного космического многообразия и, прежде всего, их многочисленные любовные приключения указывают на то, что секреты любовного искусства индусов проникли в Элладу. Эрос приводит в движение неподвижную трансцендентность, а медитирующий Шива доводит ее до вибрации, создавая извечную связь между извергающим началом и принимающим лоном. Мир во всем его великолепии и многообразии возникает из объединения изначально противоречивых мужского и женского принципов.

Это событие окончательно реализуется за счет раскрытия дремлющей в человеке космической силы - кундалини. Эта энергия накапливается в нижней части человеческого тела, но определяет всю психофизическую сущность человека. Чтобы пробудить эту силу, разработан строгий ритуал, который возбуждает психические центры организма (чакры). Кундалини поднимается по телу снизу-вверх вплоть до самого высокого уровня сознания, давая полное раскрытие возможностей человека и способствуя их физической реализации. Другими словами, нужно основательно встряхнуть спящие зоны нашего мозга, в котором накоплено бесконечное количество картин и идей, но который используется лишь в ничтожной степени. Самый высший психический центр, в котором кундалини раскрывается полностью, называют шахасрава. Процесс подъема совершается благодаря асане - соединению мужчины с женщиной. Их половая энергия преображается в космический поток, образно говоря, открывается третий глаз. Таким образом, индийская мифология трансформирует эротическое чувство в духовное начало, а подчеркнуто любовное времяпровождение греческих богов оказывается необходимым для полного раскрытия всех их иных добродетелей.

Символически кундалини изображают как огненную змею, которая в нормальном состоянии недвижно покоится в нижних участках тела. Нетрудно увидеть здесь сходство с фаллосом (лингой). Уместно отметить, что мистерии со змеей или фаллосом в изобилии встречались и в Древней Греции. Символы змеи несут Афина, Деметра, Дионис, Зевс, Асклепий. Кадуцей, жезл Гермеса, обвивают две гадюки, Пифия в Дельфах, как и Кикрей на Саламисе, были змеиными богами. Приверженцы Диониса тоже обвиты змеями, они несут жезл, на конце которого изображена сосновая шишка, сильно напоминающая фаллос. Когда искусный Прометей украл божественный огонь, он спрятал его в полой ветке и унес с Олимпа, размахивая веткой как змеей.

Как пишет исследователь античности Роберт фон Ранке-Гравес, в доклассическую эпоху в Греции мужские божества были подчинены главной богине. Но в любовниках у нее был собственный сын, которого представляют то в виде змеи мудрости, то в виде звезды жизни.

Разве нам не вспоминается тут Кецалькоатль, оперенная змея ацтеков и майя? Да и в Древнем Египте был известен культ змеи. В Книге Мертвых говорится: "И Сет, он ткет в моем спинном хребте... Мой фаллос - живой привет Осириса" (имеется в виду, что сила змеи поднимается в спинном мозге снизу-вверх).

Крест на лбу, который мы часто видим на изображениях фараона - это третий глаз, а пересечение вертикальной линии с окружностью указывает на соединение мужского начала с женским. Думается, несложно доказать, что змея Урес на голове египетских царей также имеет связь с кундалини.

Змею почитали гностики и многочисленные еретики средневековья. Для гностиков она означала вселенную и непрерывный цикл развертывания общего из частного и возвращения общего в частное. В отличие от христианской мифологии гностики полагали, что змея и есть само происхождение жизни, освободившее Адама и Еву от оков предрассудков. Змея становится, таким образом, первым мятежником мировой истории, который отнимает у богов их святые тайны и приобщает к ним людей.

А ведь змеи нередко становились символами охраны тайн и мистерий. Значит, они символизировали не только поднимающуюся энергию, но и демоническое, изрыгающее яд чудище. В греческой мифологии змеевидные демоны охраняют различные предметы - символы познания и космических откровений. Это и золотые яблоки Гесперид, которые выкрал Геракл, и золотое руно, на которое покусились аргонавты. Как хранитель святилища Олимпии Зевс Сосиполис является в образе змеи, чтобы предотвратить обрушивание аркад. У собаки Кербера, которая охраняет вход в ад, змеиный хвост. Таким образом, огненная змея соединяет в себе и демоническое и просветляющее, ее логично толковать как символ нуги через лабиринт, который герой должен пройти, чтобы достичь высшего познания. Герои греческого эпоса - Тесей, Персей, Геракл, аргонавты - должны были покончить как с внешними врагами, так и с терзавшими их внутренними противоречиями, прежде чем достигнуть более высокой ступени сознания.

В тантризме мы находим также идею использования лекарственных веществ, расширяющих возможности сознания и облегчающих путь к различным чакрам. Уоссон попытался доказать, что знаменитый божественный Напиток индейцев - сома - получали ни экстракта мухомора (amanita muscaria). Тантристы использовали во время определенных ритуалов вещества, расширяющие возможности сознания. Они пили "бхариг" - смесь, которую готовят из листьев конопли, либо курили "ганжу" - другое наркотическое средство, либо втирали в кожу золу сожженных наркотических трав.

Греческая мифология, особенно в ее различных мистериях, изобилует волшебными напитками и ведьмиными котлами. Ученый Ранке-Гравес предполагает, что мухомор жевали и козлоногие сатиры, и люди-лошади (кентавры). При этом у них возникали галлюцинации, они приобретали дар пророчества, увеличивалась мышечная сила и сексуальная потенция. На раме одного этрусского зеркала мухомор изображен у ног Иксиона. Иксион был фессалийским героем, который вкушал амброзию в обществе богов. На аттической вазе, изображающей кентавра Несса, можно увидеть также небольшой тонкий гриб, который растет на коровьем навозе.

Боги, которые питались, собственно говоря, только нектаром и амброзией, осудили на вечный голод царя Тантала именно за то, что он нарушил табу и раздавал амброзию смертным.

В книге, вышедшей в 1960 году, Роберт фон Ранке-Гравес высказал предположение, что амброзия - таинственный элемент орфических, элевсинских и других мистерий, связанных с Дионисом. При этом все участники культа должны были хранить в строжайшей тайне, что они принимали в пищу. Перед их взором открывались незабываемые видения, казалось, им открывается бессмертие. Предположение Ранке-Гравеса подтверждено теперь детальным исследованием культа Деметры, выполненным Хофманом и Уоссоном. Они полагают, что во время мистерии, связанных с Деметрой, использовали и спорынью, содержащую ЛСД.

Подобно тому, как мы находим аналогии между культурами Индии и Америки в образе оперенной или огненной змеи, мы обнаруживаем также аналогии в использовании небольшого гриба, который произрастает на навозе. Гриб называется "псилоциба". Теперь уже каждый знает об экспериментах, выполненных Хаксли, Хофманом, Юнгерсом и Геллке. Менее известны опыты Ранке-Гравеса, а они обнаруживают поразительное сходство индейских культов с мистериями Древней Греции. Сам ученый, приняв такой препарат, слышал голос жрицы, вызывавшей бога гриба Тлалока. Как и в греческих мифах, предания мацатеков говорят, что грибы появляются там, куда ударяет молния.

Змеиная корона Диониса украшает и голову Тлалока, и так же, как его греческий "коллега", Тлалок, если надо было спасаться, уходил на дно морское. Кровожадный местный обычаи отрывать головы жертвы, возможно, аллегорически происходил от обычая отрывать шляпки священных грибов, потому что ножки грибов в Мексике не едят. Нередко на грибе сидит жаба, поэтому земноводное также стало эмблемой Тлалока.

Эротика и психоделитические растения - вот два столпа, на которых строится во всем мире мир богов. Оба элемента мы встречаема мифологии любого народа. Лишь в материалистическом мире Запада они приобрели апокрифический смысл, в частности в XIX веке в кругах богемы, и только в 60-х годах нашего века эта комбинация основных элементов оказалась открытой заново. Человека, которому принадлежит заслуга открытия связи между тантризмом и сознательным использованием наркотических средств, зовут Тимоти Лири.

Здесь уместно еще раз вспомнить, что именно тантристы сделали попытку сгладить противоречие между внешним (физическим) и внутренним (духовным) миром. Соответственно и при интерпретации мифов существуют два подхода: психологический, особенно у Юнга и Керени, и исторический, где уместно, прежде всего, назвать имя Ранке-Гравеса. Психологи усматривают в мифологии первопричины человеческой души, самые первичные формы и нормы жизни. Психологический мир человека рождается из мифа. "Это схема на все времена, духовная формула, которая черпает свои типические черты из подсознания и переводит их на язык практической жизни" (Томас Манн). Таким образом, миф представляет собой архетипический внеличностный резервуар образов, из которого душа человеческая черпает фигуры и события. Это материал, из которого сотканы все наши сновидения, и тот, кто хочет заниматься душой человека, должен разгадать мифы. Мифологию в этом смысле называют "коллективной психологией", "совместным, не принадлежащим только одному человеку владением познаваемыми и узнаваемыми изображениями" (Керени).

В то же время Ранке-Гравес, который, как он признается, сумел проникнуть в суть мистерий за счет специальных экспериментов над собой, преследовавших цель расширить возможности познания, видит в греческой мифологии политико-религиозную историю. Для него мир богов укладывается в гигантское историческое полотно конфликтов между началами патриархата и матриархата в Европе. Древняя Европа, по мнению Ранке-Гравеса, никаких богов не знала, была только одна Великая Богиня, и только она одна почиталась как бессмертная и неизменная. Ее власть усматривается, например, в том, что в религиозных представлениях еще не было понятия отцовства. У Великой Богини были любовники, но лишь для собственного удовольствия. Люди трепетали перед богиней, они приносили ей жертвы и поклонялись ей. В пещерах и хижинах в центре стоял очаг, он также представлял собой сердцевину жизни человека той поры, сердце общины, символ мистерии первородного материнства.

Ранке-Гравес также бросает взгляд в сторону Индии, на юге которой до сих пор существуют матримониальные общества, где потомство прослеживается только по линии матери. Знатные женщины рожают детей от незнатных, без имени и звания любовников.

Таким образом, греческий миф - это, прежде всего история борьбы между традициями матриархата, которые вытесняются новыми силами завоевателей с севера. И Ранке-Гравес без труда находит в любом греческом мифе отголоски этой исторической борьбы.

Послушаем тантриста, и он без труда разрешит этот спор. Он скажет: правы оба, и приверженцы психологической, и приверженцы исторической школы, ведь в истории нашла отражение наша душа, равно как история отражает нашу душу.

Субъективное и объективное - это выражение одного и того же, это лишь различные углы зрения, под которыми рассматривается один и тот же предмет. Европейцу трудно понять это, ведь европейская традиция исходит из принципиального противопоставления субъекта и объекта.

С тех пор как Сократ на рыночной площади издевался над мифами, их начали относить к сфере бредовых фантазий. В этом направлении немалый вклад внесли схоластики, позитивисты и сторонники марксистского учения. Особенно непоправимый урон мифу нанести годы фашизма. Свою разрушительную жажду власти национал-социалисты пытались прикрыть ширмой германского мифа, существовавшего только в воспаленном воображении фашистских идеологов и лишенного какой бы то ни было исторической традиции.

Руны и германцы, открытые якобы заново в тридцатых годах, исторически никогда не существовали. После крушения "тысячелетнего рейха" миф пытались спасти, придав ему окраску рационализма. Но можно ли приручить чудище, просто не замечая его?

Вновь и вновь делаются попытки ввести жизнь в ложе с одними лишь рационалистическими берегами. А ведь мало кто станет утверждать, что одного рационализма достаточно для интерпретации массового сознания нашего общества. Вся история XX столетия, его политические фигуры мифологически заданы в не меньшей мере, чем мир древних греков. Такие современные мифы, как атомная энергия, биологические компьютеры и станции на околоземной орбите тут же находят свое адекватное отражение в научной фантастике.

Если признать, что человек замешан на духовном и чувственном, то не остается ничего иного, как признать значение мифа, в котором история записана в се чувственной форме. Конечно, позитивисты и левые либералы могут не согласиться с нами, но миф исчезнет только тогда, когда исчезнет человек. Поэтому при политической интерпретации мифа уместно не отрицать этого факта, а заняться вопросом, какие мифы следует приветствовать: параноидно-гибридные или позитивно-сюсюкающие. Вопрос непростой, но, прежде чем взяться на него отвечать, следует изучить миф и понять, что за ним скрывается и как с его помощью можно изменить мир. Именно в этом смысле мы хотим представить ниже фигуры греческой мифологии.

Попытка представить психологическую и историческую стороны мифа, его актуальную и вневременную сущность, его происхождение и его устремленность - дело очень непростое, ведь исследование взаимосвязей такого рода только начато. И все же дети Земли уже устремились в путь - на поиск древнейшего искусства любви, на открытие тайн лекарственных растений и расширяющих горизонты познания средств.

Янус/Дианус Крон (Xpoнoc) Зевс Аполлон Гадес/Аид Посейдон Гефест Артемида/Диана Дионис Приап Афина Эрос/Эрот и Психея Ясон Медея Тесей, Минотавр и Ариадна Одиссей Цирцея и Одиссей Эдип и Сфинкс Прометей Атлас

Хирон

Хирон - кентавр, сын Кроноса и океаниды Филиры. В отличие от других кентавров, дикил- и необузданных по своей природе, Хирон отличался .мудростью 11 ученостью. Он воспитал многих известных героев Эшады, в том числе Ясона, Асклепия и Ахилла. Хирон бы.л весь ма сведущ в искусстве врачевания, он был талантливы-и скульптором. Когда Геракл осво6оди.ч Прометея из оков в горах Кавказа, то, по легенде, кто-то все равно должен был умереть, и Хирон отказывается от бессмертия в ответ на освобождение Прометея.

Хирон - очень дружелюбный кентавр, в отличие от остальных представителей своего народа, демонов гор и лесов. Некогда считали, что кентавры первоначально были воплощением горных рек и потоков, возникающих при обильных осадках; их связь с природой выражена в том, что они полулюди, полукони. Как сын Крона, Хирон знает все тайны врачевания, то есть умения искать во время болезни помощи у природы. Как титан, oil относится к свергнутому Зевсом роду необузданных природных божеств, которым были ведомы древние мудрости. Реальной власти в настоящем у него нет, так что он становится воспитателем героев.

Хирон воспитал целое поколение греческих героев и впоследствии был нечаянно ранен отравленной стрелой Геракла. Молодое поколение героев побеждает древний род титанов, правда, как описывает миф, в результате несчастного случая. Мы имеем здесь дело со сменой поколений - младший сменяет старшего, вобрав в себя его знание.

Бессмертный кентавр выпрашивает у Зевса смерть в обмен на освобождение Прометея, которому было предсказано, что он. освободится от мук, когда кто-то добровольно возьмет на себя наложенное на него наказание. Зевс переносит Хирона в звездное небо, ведь, по древнему астральному мифу, звезды - это сияющие души бессмертных.

Литература

W. R. Diwlon: Chiron the Centaur, in: Journal of the History of Medicine .ind illied Sciences, 1949

Сирены Пандора

www.symbolarium.ru


Смотрите также