Древняя греция управление. РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ДРЕВНИЙ РИМ)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Управление в Древней Греции и Риме. Древняя греция управление


Управление в Древней Греции и Риме — КиберПедия

Хронологическими рамками античности принято считать IX в. до н. э. - V в. н. э. В этих рамках выделяют различные этапы, наиболее общими из которых являются архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Географическими границами являются соответственно пределы греческого и римского влияния.

Современные историки относят образование Греции к III тыс. до н. э. Греки называли себя эллинами. Согласно легендам Эллин (Hellen) является родоначальником племени эллинов. Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики (группа индоевропейских племен Древней Италии) перенесли на всех греков. В ходе своего продвижения греки на побережьях Черного и Средиземного морей основали города, со временем преобразовавшиеся в города- государства.

А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» отмечают, что греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существовавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры. В этой связи интересны представления самих греков о возникновении и устройстве их государства, которые можно найти в таких величайших памятниках философской мысли данного периода, как наследие Платона

Одним из основных условий существования государства философ считал необходимость соблюдения гражданами законов, установленных правителем, поскольку законы ставят своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, но благо всех.

Однако, устанавливая законы, правителю необходимо учитывать общественное мнение; в государстве всегда должна существовать некая часть населения, разделяющая взгляды законодателя. Ведь если закон плох, его необходимо менять. Но пока закон существует, пусть в несовершенном виде, он обязателен для выполнения всеми гражданами, поскольку не может стоять целым и невредимым государство, в котором судебные приговоры не имеют никакой силы, а по воле частных лиц становятся недействительными и уничтожаются.

В данной связи немаловажное значение имеет форма управления государством. С этой точки зрения Платон выделяет следующие виды государственного правления: последовательно переходящие одна в другую аристократию - тимократию (или тимархию) - олигархию - демократию - царскую власть - тиранию.

Аристократическое правление - власть лучших. Эта форма применялась на заре рода человеческого. Она видится Платону наиболее справедливой среди других форм власти, которые представлялись философу в той или иной мере «болезнями» государства. При аристократии правят самые достойные, подготовленные для управленческой деятельности. Вследствие нарушения гармонии в этом обществе между ними возникает конфликт: одни властители желают наживы, приобретения земель и домов, золота, другие - добродетелей и древнего устроения. В ходе борьбы они приходят к среднему к установлению частной собственности на землю и недвижимость,распределив их между собой. Таким образом, форма власти переходит в Тимократию - нечто среднее между аристократией и олигархией. Тимократия форма государственного устройства, при которой господствует меркантилистский подход. Однако крайнее богатство не афишируется, жилища окружаются оградами, а удовольствиям предаются втайне. На государственные должности больше не ставятся мудрые люди, а законы переписываются в пользу имущих.

Олигархия - строй, основывающийся на имущественном цензе. У власти находятся богатые, а неимущие не участвуют в управлении. Такого рода строй держится на применении вооруженной силы или же устанавливается путем запугивания. В олигархических государствах не обращают внимания на распущенность граждан, даже допускают ее, поскольку стоящие у власти не хотят ограничивать ее законом. Они, воспользовавшись ошибками граждан, скупают их имущество или дают под процент ссуду с тем, чтобы становиться еще богаче и могущественнее. Такое государство не является единым, в нем существуют два государства: богачей и бедняков, противостоящих друг другу. В результате бунта последних государство переходит на демократическую форму правления.

Демократия - свободное государство, предоставляющее равные возможности каждому гражданину. Характерной чертой такого общества является то, что нет никакой надобности участвовать в управлении, даже если человек к этому способен; не обязательно и подчиняться, если не желаешь. Все принудительное вызывает возмущение как нечто недопустимое. Это ведет к тому что граждане перестают считаться с законами и из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство - тирания.

Тиран приходит к власти, раздавая обещания частным лицам и обществу. Придя к власти, он будет вынужден уничтожить тех, кто помогал ему, оставив наихудших и ничтожных, чтобы сохранить власть. Последние будут им восхищаться, его общество составят эти новые граждане, тогда как люди порядочные будут ненавидеть и избегать его.

Однако рассмотренные выше идеи Платона основаны на положении о том, что государственное устройство находится в тесной зависимости от нравов, которые господствуют в государстве. С тем чтобы устранить имеющиеся недостатки государственного устройства, Платоном предложена своя «идеальная» модель государства.

В этой связи Платон высказывает идею о целесообразности разделения труда в обществе - специализации на производстве определенных продуктов или оказании определенных услуг, так как можно сделать все в большом количестве; лучше и легче, если выполнять какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам, и вовремя, не отвлекаясь на другие работы. А потому обнаружится, что сапожник - это сапожник, а не кормчий вдобавок к сапожному делу, земледелец - земледелец, а не судья вдобавок к своему земледельческому труду, военный человек - военный человек, а не делец вдобавок к своим военным занятиям и т. п.

Важно, что Платон видел в разделении труда основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Однако известно, что попытка философа осуществить идеальное государство в тирании Дионисия (на Сицилии) потерпела неудачу. Вопросы политики и государства, являясь предметом дискуссий философов античности (например, полемика между Аристотелем и Платоном, Сократом и Ксенофонтом), подчас рассматривались самым реалистичным образом.

Аристотель государство (как и экономику) понимал следующим образом: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен исходя из имеющихся возможностей, наилучшим образом управлять людьми - такими, каковы они есть, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи.

Несмотря на то что философская мысль античности акцентировала внимание на человеке, его счастье, добродетелях, нельзя забывать о том, что в основе данных философских систем лежал экономический интерес.

По представлению мыслителей Древней Греции, целью жизни человека является «счастье», но каждый человек мог понимать его по-своему. В результате помещения философами во главу угла счастья, в стороне осталось достойное и недостойное поведение, допустимое и недопустимое в отношениях с другими людьми. Мыслители Эллады это поняли. И появляется еще одно понятие - «добродетель». Добродетели, или душевные качества, оказываются функцией, зависящей от социального положения человека. При этом, согласно древнегреческой философии, трудовая деятельность связана с наименьшей степенью обладания добродетелями.

Так, согласно Аристотелю, раб «должен обладать добродетелью в малой степени, в такой, чтобы его своеволие и вялость не наносили ущерба исполняемым работам».

В трактате «Большая этика» Аристотель приходит к выводу о том, что государственная общность поддерживается посредством пропорциональности в обмене товарами через ценовой эквивалент (серебро). В то же время пропорциональность (справедливость) взаимоотношений является основой общественной жизни.

Во II в. до н. э. начинает формироваться новое сильное государство Рим, которое со временем поглотило Грецию, хотя во многом наследовало направления развития греческой цивилизации.

В формировании Рима как государства следует выделить несколько периодов развития: первобытная община (царский Рим) - Рим (город- государство / полис), республиканский Рим, Рим - империя, под властью которой находилась значительная территория Европы, средиземноморское побережье Северной Африки, Египет, Малая Азия, Сирия.

Началом истории Рима считается IX в. до н. э. В этот период возникли первые поселения на холмах: Палатин, Эсквилин, Кривинал, Виминал, Капитолий, Авентин, Целий. Основание Рима (754-753 гг. до н. э.) связывают с легендой об Энее и его потомках Ромуле и Реме, когда предположительно объединились племена, жившие в этой местности. Обозначили ритуальным обрядом центр, а затем пропахали борозду будущих границ (стен) города - это было начало. По свидетельству Плутарха, Ромул образовал войско из всех способных носить оружие и разделил его на отряды. Каждый отряд (легион) состоял из трех тысяч пехоты и трехсот всадников. Прочие составляли народ (популус). Сто лучших граждан были избраны советниками и названы патрициями, собрание их - сенатом (советом старейшин). Римляне были поделены на две группы - богатые и бедные, патриции и клиенты, что означало покровители и покровительствуемые, и каждой из них вменялись определенные функции. «Первые растолковывали последним законы, защищали их на суде, были их советниками и опекунами во всем...» Хотя Ромула и рассматривали как царя, он таковым себя не считал, и скорее его можно было назвать вождем (лидером) римского народа. Следующим шагом со стороны Ромула стало похищение сабинянок, женщин и девушек соседнего народа сабинов (сабинцев), с целью пополнения населения. После ряда военных действий было заключено перемирие, по которому во главе Рима стали два царя - Ромул и Татий. Затем «было избрано сто новых патрициев. Число солдат легиона увеличилось до шести тысяч пехоты и шести сотен конницы. Было составлено три трибы, названных: первая - в честь Ромула - «Рамны», вторая «Татия», в честь Татия, и третья - «Лукеры», по имени священной рощи, где спасались многие, искавшие себе убежище и получавшие затем права гражданства... Каждая триба состояла из десяти курий... Цари не сразу совещались друг с другом - каждый имел сперва отдельное совещание с сенаторами, и затем все собирались вместе на общий Совет». Плутарх свидетельствует, что Ромул ввел культы, в частности «священного огня», и должность весталок. Он издал и ряд законов. После гибели Татия и победы над этрусками и кемирййцами Ромул заменил монархией народную форму правления, что изменило, в свою очередь, и ритуал (церемониал) властвования. «Он стал носить красивый хитон и пурпурную тогу и занимался делами, сидя на кресле со спинкой. Его всегда окружали молодые люди, названные целерами за ту быстроту, с какою они исполняли данные им приказания. Другие шли впереди него, разгоняя палками народ. Они были подпоясаны ремнями, чтобы связать немедленно всякого, на кого им укажут».

Однако Ромул не оставил идею народовластия: «...он внушал и римской аристократии мысль стремиться к уничтожению монархии, к образованию свободного государства, учиться управлять и быть управляемыми попеременно». Процарствовав 37 лет, Ромул пропал, и о его кончине ничего не известно.

В республиканский строй Рим вступил как хорошо организованное государство, но не как resprivata (частное дело царей), а как res publico, (общее дело римлян). Его правители внесли свой вклад в построение государства: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллий - гражданского, человеческого (ius)».

Республика в переводе с латинского определяется как «форма государственного правления, при которой высшие органы власти избираются на определенный срок населением, обладающим правом голосования». Это и было сделано в Риме, однако он долгое время оставался республикой аристократической.

Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республиканского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторгнуто, весомость приобрело народное голосование, возросла значимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

Значимым реформатором в управлении государством в широком смысле слова, т. е. по видам управления, его элементам, звеньям, уровням, был Октавиан Август (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.). С его именем связано начало эпохи императорского Рима, или принципата. Принципат (principatus) - в римской истории образ правления, установленный Августом и продержавшийся до второй половины III в. н. э. Возникновение принципата относится к 27 г. до н. э., когда Октавиан Август закончил реорганизацию государства восстановлением правильного управления взамен господствующей анархии и водворил новый режим единоличной власти, прикрыв его республиканскими формами. С правовой точки зрения, принципат есть диархия (двоевластие), при которой носителем власти является, с одной стороны, народ и Сенат, с другой - император. Принцепс в теории не самодержавный монарх, а просто магистрат, слуга единственного суверена - народа. Компетенция и власть принцепса ограничены строго конституционными рамками.

Однако в Древнем Риме император (повелитель) был носителем всей полноты военной, административной, судебной власти. Данный титул присваивали полководцу, если после битвы, которой он руководил, на поле боя оставалось более 6 тыс. погибших противников римлян. Это происходило следующим образом: легионеры, проходя в победном марше мимо полководца, стучали щитами и выкрикивали «Да здравствует император!»

Преобразованию в управлении империей послужили радикальные социальные меры, главной из которых было определение социального статуса каждого сословия (сенат, всадники, военные, римские граждане (свободнорожденные), вольноотпущенники, муниципальная аристократия», рабы, а также половозрастные группы и общественные формирования). Были внесены изменения в территориальные образования и их положения (города, поенные поселения, муниципии, провинции, региональные части империи).

Существенные изменения система управления государством претерпела при Диоклетиане (император с 284 по 305 г.). Прежде всего им была утверждена система соправителей. Вместо единственного в Риме центра управления (резиденция императоров) он создал несколько центров управления в г. Никомедии, Милане и др. и разделил империю на две части: Западную и Восточную. Был введен пышный императорский двор и церемониал (наподобие восточных государств), этим Диоклетиан демонстрировал неограниченную власть над подданными. В экономике Диоклетиан реформировал монетную систему, введя полноценную золотую монету наряду с серебряной и медной, установил цены на продукты питания и потребности повседневной жизни, ужесточил налоговую систему, заменив натуральный налог денежным. Не обошли изменения и армию. Римское войско было переформировано в действующую армию, пограничные части и преторианскую гвардию, был введен рекрутский набор, в том числе за счет варварских племен. При Диоклетиане Рим вступил в период доминанта (режим неограниченной власти императора). Диоклетиан также выступил гонителем христианства и сторонником восстановления прежних религий, что снискало ему «славу» Герострата.

В 305 г. Диоклетиан добровольно уходит в отставку. Последующие императоры и их соправители до Константина I Великого больше занимались выяснением отношений между собой и боролись за власть, мало заботясь об управлении в государстве.

Лишь с приходом к власти императора Константина I положение в государственном управлении обрело новое понимание. Император Константин I Великий (306-337 гг.) отказался от язычества, проникся идеями и догмами христианства. Последнее к тому времени обрело многих сторонников, сложилась церковная иерархия с системой управления, включая методы, ритуалы. Христианство стало государственной религией, Константин принял крещение на смертном одре. В области управления Константин после победы над Лицинием (324 г.) сделался единодержавным правителем (императором) и западной и восточной частей Римской империи. Столицу в 330 г. он перенес в г. Византий (после его смерти город назвали Константинополем, ныне Стамбул). По своей роскоши этот город был более блистателен, чем Рим.

Выступив против разногласий и раздоров церковных иерархов, Константин в 325 г. собрал под своим началом I Вселенский Собор. В дальнейшем императоры Западной Римской империи внесли мало нового в управление государством (в церковное управление и в управление хозяйством), и даже законодательно - правовое обеспечение управления оказалось запутанным и неопределенным. В борьбе за власть, в междоусобных, захватнических войнах, подавлении восстаний императоры и претенденты на императорский трон не гнушались ничем (интриги, подкупы, убийства, казни и др.) и использовали любые средства. Столица перемещалась из одного города в другой (Милан, Рим, Равенна и обратно). Императоры сменяли один другого через небольшой отрезок времени. В тот период происходили гонения на христиан и восстановление язычества. Лишь Феодосий I Великий (379 395 гг.) сумел восстановить дисциплину и боеспособность армии, укрепил государственность, поддержал христианство, созвал Второй Вселенский Собор (381 г.), указами утвердил решения этого Собора и запретил язычество. Кроме того, случилось так, что Феодосий вынужден был покаяться перед Миланским епископом Амвросием. Он был первым императором, склонившим голову перед авторитетом церковной власти. Последний император западной части Римской империи Ромул Августул (475-476 гг.) был низложен предводителем одного из наемных германских отрядов в армии императоров Западной Римской империи Одоакром (433-493 гг.) в 476 г. Так Западная Римская империя прекратила свое существование. Восточная Римская империя, получившая название Византия в 330 г., просуществовала до 1453 г., до завоевания ее турками. Одоакр правил Италией до 493 г. И хотя формально он считался полководцем, назначенным Зеноном, фактически это был первый германский военный правитель. В конце своего правления Одоакр потерпел поражение от остготов и погиб. И Италии возникло государство остготов.

Влияние достижений древнеримской цивилизации на практику управления столь велико, что ощущается и сегодня. Это проявляется прежде всего в государственном устройстве ряда европейских государств, в которых сложились традиции централизованной власти. Как представляется, подобная тенденция характерна практически для всех романских стран, которые подвергались экспансии Римской империи, в противоположность, например, германским государствам, которые вплоть до XIX столетия не имели какой-либо сильной централизованной основы власти.

 

cyberpedia.su

Управление в древней Греции • ru.knowledgr.com

В Древней Греции история управления может быть прослежена до 776 до н.э. Управление было важно для членов древнегреческого общества и последовательно выдвигается на первый план в документах, ссылающихся на Олимпийские Игры. Олимпийские Игры приняли большое разнообразие бегущих событий, каждого с их собственным сводом правил. Древние греки развили трудные программы обучения со специализированными тренерами в подготовке к Играм. Учебное и конкурентоспособное отношение греческих спортсменов дает понимание, как с научной точки зрения передовая Греция была для периода времени.

Люди Греции обычно наслаждались спортивными мероприятиями, особенно гонки ноги, и богатые поклонники будут часто делать большие подарки успешным спортсменам. Хотя гонки ноги были физически сложны, в случае успеха, спортсмены могли бы стать очень богатыми. Древние греки развили управление как спорт в сложную область науки и философии.

В древних источниках часто обсуждается обучение. Однако детали о том, как обучение бегунов по сравнению с обучением других типов спортсменов ясно не обращено. В древней Греции, возможно, не были столь же специализированы спортсмены, как они сегодня. Вероятно, что единственный спортсмен обучался бы для и конкурировал бы в, много различных событий, приводящих к меньшему различию, оттягиваемому между обучением различным событиям. У многих философов были идеи о том, как спортсмены должны обучаться, который предоставляет историкам многочисленное понимание. Например, Платон утверждал, что целое тело должно быть обучено увеличить силу и скорость для управления и борьбы (Stefanović и др. 113). Длины и типы гонок ноги широко написаны. Также обсужденный во множестве источников использование музыки в спортивном обучении и диета спортсменов.

Ранние Олимпийские Игры

Самые ранние Олимпийские Игры вовлекли хорошо обученных воинов, конкурирующих во множество событий. У воинов не было специализированного обучения Олимпийским играм. У каждого poleis в древней Греции была своя собственная программа обучения для солдат, которая была единственной подготовкой, которую они имели. Однако, чтобы обучаться для войны, древние греки осуществили бы целое тело, которое является принципом, что много более поздних древнегреческих спортсменов жили. Первые олимпийцы полагали, что, чтобы иметь гармоничное тело, все тело должно быть обучено, который привел бы к жестоким воинам и сильным спортсменам. Аристотель позже сказал, что обучение целого тела придает ему с храбростью (Stefanović и др. 113).

Типы гонок ноги

Было много длин и типов гонок ноги в древней Греции. Стандартное расстояние, в котором были измерены эти гонки, было стадионом (где стадионы составляют приблизительно 185 метров). Гонка с одним стадионом была самой престижной; мифический основатель Олимпийских Игр мог предположительно управлять им в одном дыхании. Другие бегущие события включали гонку с двумя стадионами и diolicho, который был дальней гонкой, которая была 20 или 24 стадионами долго, или приблизительно две с половиной мили. Для гонок дольше, чем один стадион, бегуны должны были бы повернуть 180 градусов вокруг почты в каждом из двух концов стадиона (Flaceliere 106).

На Олимпийских играх в броне была гонка, которая отразила происхождение игр как средство обучения войне. Гонка эстафеты Олимпийского огня была добавлена, чтобы развлечь толпы. Этим событием управляли ночью перед тем, как древние Олимпийские Игры начались (Олимпийские виды спорта - Гонки Ноги). Сегодня мы удостаиваем эту традицию Олимпийским факелом. Одним событием, которое не было никогда на древних Олимпийских Играх, является марафон. Что называют, марафон сегодня получает свое имя от дистанции, преодоленной бегуном Фейдиппайдсом в течение трех - четырех дней от Афин до Спарты и затем назад к Марафону в 490 BCE. Его послали, чтобы получить помощь Спартанцев против нападения персидской армии в Марафоне. В 1896, на первых современных Олимпийских играх, самый первый современный марафон пробежался. Чтобы соблюдать историю греческого управления, Греция выбрала курс, который будет подражать маршруту, которым управляет Фейдиппайдс. Ипподром покрыт. Маршрут начался в мосте в городе Марафона и закончил в ссылке Олимпийского стадиона perseus проект. Другим событием на древних Олимпийских Играх было пятиборье. Пятиборье было комбинацией пяти событий: диск, копье, скачок, управление и борьба. Эта гонка отразила древнегреческую веру, что тело должно быть сильным в целом и не только в одной области. Аристотель описывает окончательную физическую красоту человека как тело, способное к тому, чтобы выносить все проблемы. Это - то, почему он рассмотрел спортсменов в пятиборье как самое красивое (Управление).

Обучение

Поскольку древняя Греция развилась, спортивные состязания, также развитые. Легкая атлетика в древней Греции стала очень научной и философской областью исследования и практикой. У многих философов были свои собственные идеи о том, как спортсмены должны обучаться. К четвертому веку BCE спортивные состязания в древней Греции стали настолько конкурентоспособными и продвинули специализированные автобусы, разработанные для каждого особого спорта. Эти тренеры были известны как gymnastis. Наряду со специализированными тренерами, новая система обучения была разработана - tetras. Это было четырехдневным циклом переменного обучения. У tetras была следующая структура:

  • День Один - день приготовлений. Это состояло из настройки и коротких тренировок высокой интенсивности.
  • День Два - день интенсивности. Это вовлекло спортсмена, проходящего долгие, напряженные упражнения.
  • День Три - день отдыха. В этот день спортсмены сделали бы короткие умеренные тренировки и прежде всего отдохнули бы.
  • День Четыре - день средней интенсивности. Спортсмены, главным образом, практиковали борьбу в этот день, сосредотачиваясь больше на тактике, чем сила.

Это было структурой начальной подготовки, осуществленной всюду по древней Греции. Чтобы создать оптимальную учебную структуру в течение любого данного дня, однако, тренеры рассмотрели бы много факторов, таких как место, время, предстоящие события, и физическое состояние спортсмена и психическое состояние. Обучение также отличалось в зависимости от того, было ли оно сделано в закрытом помещении или на открытом воздухе. Основанный на этих факторах, тренер приспособил бы тренировку (Stefanović и др. 113).

Тренеры и философы

Гиппократ, древнегреческий врач, полагал, что у спортсменов, которые шли после тренирования, будет более сильное и более отдохнувшее тело. Из-за его верований закончили древнегреческие спортсмены, каждая тренировка с низкой интенсивностью остывают. Аристотель заметил, что спортсмены, у которых есть день отдыха, не должны отдыхать полностью, но делать умеренную, тренировку низкой интенсивности вместо этого. Эти методы все еще используются сегодня из-за того, насколько обоснованный ранние принципы были (Stefanović и др. 112).

Древние греки также оценили отдых после тренирования. После тренировки спортсмены использовали свой aryballos, специальную бутылку нефти и лопаточку, которая является кривой палкой. Они протерли бы нефть на коже и затем очистили бы его от использования лопаточки. Таким образом они убрали бы себя (Олимпийские Игры 5). После тренирования они также часто принимали ванну и массаж. Массажи состояли бы из нежных движений и протяжения их рук и ног (Stefanović и др. 112).

У

тренеров и философов было много идей об особенных методах обучения. Одна практика, которая развилась, сделала, чтобы спортсмены тренировались с весами в каждой руке. Эта практика помогла улучшить силу руки, которая выгодна для управления, бросая копье, плавание и боевые искусства. Люсьен, древнегреческий философ, постулировал другой принцип. Он полагал, что спортсмены должны всегда обучаться в «exuberated условия». Его идея состояла в том, что обучение должно иметь место на открытом воздухе на солнце каждый день года. Он думал, что тело должно быть красивым, загорелым, и скудным, чтобы выполнить его лучшее. Во время тренировок он полагал, что спортсмены должны как упорно работать как возможные. Когда обучение в спортивном зале, его идея состояла в том, что не нужно бежать или тренироваться на каменном полу, но на песке вместо этого, чтобы добавить трудность. Осуществление, которое он изобрел, включило прыжок в длину, куда спортсмены будут бежать и подскакивать высоко в воздух, носящий нагруженные подтяжки. Другое осуществление, которое он развил, было для спортсменов, чтобы перепрыгнуть через препятствия со свинцовыми весами в их руках (Stefanović и др. 114).

Племена

В древней Греции группа спортсменов и тренеров, которые обучались вместе, будет упоминаться как племя. В единственном племени, возможно, было много спортсменов, которые обучались в том же самом спорте или различных спортивных состязаниях. Определенный отрезок времени перед Олимпийскими Играми, тренер был бы отобран для каждого события, в котором племя хотело конкурировать. Например, тренер для эстафеты с освещенными факелами был бы отобран. Он тогда решил бы, какие спортсмены в его племени будут самым подходящим для того события, и, поэтому, они были бы выбраны, чтобы конкурировать. Если бы больше чем один тренер выбрал особого спортсмена, то тот спортсмен участвовал бы в многократных соревнованиях (Stefanović и al.113).

Категории возраста

Древние греки разделили спортсменов на три категории возраста, подобные тому, что сделано сегодня. У каждой категории возраста была бы своя отдельная компания тренеров. Программы обучения для каждого уровня возраста изменились, став все более и более напряженными более старое, которым были спортсмены. Определенные тренеры были отобраны, чтобы разыскать маленьких мальчиков, которые выглядели особенно сильными и пригодными. Эти мальчики были бы отобраны, чтобы начать обучение с молодых людей, как только они были достаточно стары (Stefanović и al.113).

Диета

Наряду с развитием программ обучения и упражнений на растяжку, древние греки также ввели специальные диеты спортсменам. Большинство людей в древней Греции только съело мясо во время религиозных фестивалей. Только богатые, возможно, предоставили его на регулярной основе, но мясо было все еще просто незначительной частью их диеты. Фрукты, овощи и зерно выросли очень хорошо в Греции и были основной частью общей диеты вплоть до пятого века BCE. В то время тренеры признали, что мясо было ключом в наращивании мышц. В этом том же самом пункте в истории спортивные состязания становились все более и более популярными, и спортсмены были сделаны большие подарки богатыми поклонниками. Из-за этих подарков спортсмены смогли предоставить много мяса. Сегодня, научные продвижения позволяют тренерам предписывать определенные диеты спортсменам, но, даже в древние времена без современных научных знаний, греки смогли признать благоприятные воздействия еды на диете спортсмена (Шиповники 12-13).

Музыка

Древние греки полагали, что обучение и музыка должны быть испытаны вместе потому что они оба дух рад человека. Музыка использовалась и в обучении и на соревновании. У каждого спортивного зала был по крайней мере один игрок авлоса. Работа игрока авлоса состояла в том, чтобы произвести ритмичную музыку, чтобы помочь спортсменам, особенно нагреваясь. Спортсмены, как предполагалось, сосредоточились прежде всего на точном выполнении упражнений согласно совету их тренера; однако, музыка была ключевой ролью их нагревающаяся (Stefanović и al.112).

Перетренировка

Хотя многим людям в древней Греции понравились спортивные состязания, не, все философы думали, что интенсивное обучение было хорошо. Аристотель полагал, что фитнес должен быть частью детского образования, но что перетренировка была плоха. В древней Греции было 4 главных части к образованию: чтение, письмо, гимнастические упражнения и музыка. Аристотель думал, что ассигновать сумма в размере осуществления была ключевой ролью образования; однако, он признал, сколько перетренировали некоторые спортсмены. Аристотель упомянул чрезмерное обучение, которое много конкурентоспособных спортсменов сделали как «зло» (Stefanović и др. 113).

Эффекты древних Олимпийских игр на современном мире

Древние греки вели легкую атлетику тысячи лет назад с методом проб и ошибок как их единственный метод для получения знания. С чистой причиной мужчины как Гиппократ, Аристотель и Платон развили такие передовые идеи, что современный мир был в состоянии сделать только некоторые значительные продвижения. Эти древнегреческие философы постулировали много идей о том, как обучаться, которые являются теперь основанием многих современных спортивных событий. Тренеры также сделали много продвижений, таких как их открытие, что мясо было выгодно для того, чтобы нарастить мышцы. Мало того, что древние греки развивали теорию того, как обучаться, но они основали престижные Олимпийские Игры. Древние Олимпийские Игры были закончены в 393 CE Феодосием I, пытаясь сделать христианство государственной религией (Крэйг 87). Сегодня Олимпийские Игры были восстановлены с более чем 12 000 спортсменов, которые конкурируют на Летних и Зимних Олимпийских играх на 31 различном спортивном состязании и почти 400 событиях (Крэйг 102).

Источники

ru.knowledgr.com

РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ В АНТИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ (ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, ДРЕВНИЙ РИМ)

Довольно значительные успехи в развитии управленческой мысли были достигнуты в эллинистический и римский периоды. Общепризнанно, что именно в этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и уп­равленческих воззрений ученых средневекового Востока, а сфор­мулированные ими ключевые положения общественной мысли постоянно комментировались, развивались последующими поко­лениями и стали своего рода классикой общественной мысли.

Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледе-•чие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, пере­шли от мотыжного земледелия к плужному. Ахейцы вели обшир-"Ую заморскую торговлю, одновременно используя свои суда для Юрских разбоев и грабительских походов. В связи с развитием "Роизводительных сил стала укрепляться частная собственность, °зникало имущественное неравенство, верхушка общества обра­щалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари

143становятся крупными рабовладельцами. Однако бесконечные меж­доусобные войны довольно скоро привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Так называемая «микенская эпоха Древней Греции» завершилась около 1100 г. до н.э., когда на мате­риковую Грецию с севера вторглись другие крупные греческие племена дорийцев. Микены были разрушены и прекратили свое существование как крупный культурный и политический центр. Другая часть дорян захватила земли Мессении и Лаконии, где после длительной и жестокой борьбы лишь в IX в. до н.э. в долине реки Эврота на базе порабощения коренного населения возникла Спартанское примитивное государство.

Появление в Средней Греции горцев-дорян и их переселение привело к исчезновению власти микенских династов, но при этом долго еще сохранялись родоплеменные отношения, присущие общественной организации дорийских общин. Постепенно в Гре­ции стал распространяться тип независимых общин, объединяв­шихся вокруг поселений, основанных еще в микенскую эпоху. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось не пережитками родоплеменных отношений, а было обусловлено рядом экономических и политических преимуществ, более обшир­ных, чем у других общинников, например, находившимися в их распоряжении земельными наделами (клерами) или поддержкой дружин-гетерий. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно мало­численные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического обще­ства того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к клерам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.

Дальнейшее развитие производительных сил в греческих госу­дарствах, происходившее в VIII—VI вв. до н.э., привело к отделе­нию ремесла от земледелия, способствовало расширению и росту городов и развитию форм социально-политической организации древнегреческого общества. Власть царей-басилевсов, которые, по сути, всегда были «первыми среди равных», постепенно почти

везде устраняется, и руководство общественной и политической зкизнью в городах Греции переходит к знати. Рост населения в Греции VIII в- Д° н•э• остро обозначил проблему земельной собственности. Именно в это время стали складываться первоначальные системы наделов (клеров). В городах сосредотачивались обезземельные крестьяне. Нехватка земли обусловила начало Великой колониза­ции, которая, в свою очередь, дала очередной толчок развитию ремесла и торговли.

В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. Если первые древнегреческие полисы (XII в. до н.э.) возникли из крепостей династов, географически располо­женных в наиболее удобном в стратегическом и хозяйственном отношении местах, то нынешние полисы стали возникать как особая форма социально-экономической и политической орга­низации общества. Античный полис VIII—VI вв. до н.э. возник в ходе борьбы мелких свободных производителей с родовой знатью. В результате этой борьбы было отменено долговое рабство для членов данной общины, которое стало отныне уделом иноплеменников. Полис представлял собой объединение частных собственников, направленное против рабов и других категорий зависимого насе­ления, неполноправных жителей и чужеземцев (метеков в Афинах, периэков в Спарте, вольноотпущенников в Риме и т. п.). Принад­лежность к полису предоставляла право на землю и рабов.

Роды (геносы) хотя и сохранялись в архаической Аттике,нопредставляли собой независимые культовые объединения, первич­ными же ячейками родовой общины были филы и фратрии.Эти«малые общества» не имели никакого отношения к родовой орга­низации, складывались на основе территориального принципа и были важнейшим фактором социализации, структурообразу­ющими элементами архаического полиса. В целом существование множества малых городов-государств предопределялось жизнен­ным укладом и общественной организацией внутри самого полиса.

С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной (прежде всего представительскими и культовыми Функциями). Важным элементом в управлении полисами было народное собрание, которое было предназначено для обеспече­ния политических прав всех свободных граждан. В целях стабили­зации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения.

145Эти законы и были основой модели полицейского управления о которой упоминалось в I главе учебника. Древняя Греция пред­ставляла собой множество полисов-городов, объединенных торгово-экономическими отношениями, широкими культурными связями. Однако, несмотря на универсальность законов, а также универсальные политические, культурные и религиозные связи, единый «идеальный» по типу и форме управления, стабильный греческий полис не стал исторической реальностью. Жизнь поли­сов формировалась в зависимости от взаимодействия множества внешних и внутренних факторов, прежде всего политических. В то же время при всем многообразии сходства и различий древне­греческих городов-полисов полярно «классическими» моделями социального уклада, государственного строя, политической и пра­вовой культуры, формой и организацией управления были Спарта и Афины. В ту пору вся внешняя политика в Греции определялась соперничеством Спарты и Афин, стремившихся выйти за рамки изначальной полисной организации. В Спарте утвердилась воен­ная демократия, в Афинах — гражданская. Различия между ними оказались настолько существенными, что соперничество вылилось в междоусобную Пелопоннесскую войну (431—434 до н.э.), кото­рая вначале закончилась полным поражением Афин, после чего начался период гегемонии Спарты в Греции. Однако последующее участие Спарты в бесконечных войнах (успешных и неудачных) вместе с социальной стагнацией (в том числе с резким падением рождаемости в Спарте) привели к обескровливанию спартанской армии и к падению Спарты, в результате чего она стала легкой добычей союза демократически организованных греческих полисов. Таким образом, начавшись как междоусобная, Пелопоннесская война завершилась самоистреблением эллинского народа. Спор за гегемонию между Спартой и Афинами закончился невосполнимыми потерями для всех его участников и в итоге привел к господству македонской монархии Филиппа и Александра.

Тем не менее античный полис стал основной предпосылкой развития своеобразной античной культуры. Именно сущность антич­ного полиса объясняет многие особенности античной культуры, надолго предопределившей своеобразие развития всемирной научно-технической и общественной мысли. Здесь уместно привести слова крупнейшего немецкого ученого-физика В. Гейзенберга, который писал: «Занятия античностью формируют в человеке такую шкалу ценностей, в которой духовные ценности ставятся выше матери­альных... Связь практической деятельности с постановкой принци­пиальных проблем — основное, что отличало греческую культуру,

а когда Запад вступил в эпоху Ренессанса, эта связь оказалась в центре нашей исторической жизни и создала современное есте­ствознание и технику» [42. С. 35].

По сравнению с древневосточной античная культура носит более рациональный и демократический характер. Эту культуру создавали свободные граждане полиса. Греки освоили и развили изобретенное финикийцами фонетическое письмо, что значительно облегчило широкое распространение грамотности среди граждан. Свободное, публичное обсуждение выдвигаемых идей, проектов предопределило светско-рациональный, доказательный характер политической, правовой, социальной и экономической литературы. В этом обществе всесторонний характер развития личности граждан становится одной из важнейших целей общественного производ­ства, а личность выступает как главная форма богатства.

Источниками античной управленческой мысли периода ее рас­цвета являются законы города-государства — легендарного мифи­ческого Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаме­нитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы:

«Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др.

Объектом законов, регулирующих управление хозяйством по­лисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-эко­номическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию и обес­печивала максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравни­тельное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной Деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им (только на правах пользования) равные земельные наделы (клеры) обрабатывали илоты — завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении, имевшие в то же время свои семьи и свое хозяйство. Илоты же поставляли продовольствие и все необходимое на долю спартиата-землевладельца, его жены и детей.

Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом, разработавшим соответству­ющие Законы управления. Первоначально устройство Спарты было ^ким же, как и в других полисах архаической Греции, но в силу

147необходимости держать в повиновении превосходящую массу илотов, город был превращен в военный лагерь, находившийся в постоянной боевой готовности, с особым укладом жизни и управ­ления хозяйством. Только военная служба, подготовка к военным действиям и участие в государственном управлении считались достойными для спартанца занятиями. По законам Ликурга в целях поддержания общей боеспособности народа было учреждено осо­бое состояние «равенства» экономически обеспеченных граждан, обязанных поголовно служить в спартанском войске, устанав­ливался единый порядок военной организации с обязательной принадлежностью каждого спартанца к некоторой фидитии ~ военному подразделению из 15 человек, объединенных в своего рода товарищества и живущих в одной лагерной палатке. Равенство так называемых спартанцев — гомеев («равных») поддерживалось совместными трапезами, на расходы по организации которых каждый спартанец должен был производить ежемесячный взнос натурой и деньгами.

Ликургу приписывается также издание законов против роскоши. В Спарте запрещалось накапливать серебро и золото. Деньги изго­тавливались из железа и были настолько тяжелыми, что их прихо­дилось возить на повозке. Крыши домов спартанцев должны были изготовляться только топором, а двери — пилой, т. е. без исполь­зования какого-либо отделочного инструмента. Были сильно огра­ничены связи Спарты с другими полисами. Так, чужестранцам было запрещено пребывание в городе, а спартанцам — выезжать за границу полиса. Под видом борьбы с проникновением роскоши пресекались торговые связи, что тормозило экономическое раз­витие Спарты.

Законы Ликурга позволяли спартанским властям без всяких ограничений вмешиваться не только в общественную, но в личную и семейную жизнь. Власти «заботились» о браке, о воспитании юношества и требовали от граждан в этом отношении безуслов­ного подчинения их воли интересам всего класса. Брак, который был дозволен мужчинам, достигшим 30-летнего возраста, пресле­довал цель доставления государству крепких, здоровых детей, могущих стать надежной опорой Спарты. Сообразно с этим были выработаны особые наказания как за безбрачие, так и за вступление в слишком поздний или неравный брак. При рождении мальчика особые старейшины производили над новорожденным экспертизу и решали, выйдет ли из него хороший воин, жестоко расправляясь со слабыми детьми. В 7-летнем возрасте государство отбирало ребенка у родителей и передавало их в специальные детские лагеря

(агеллы) под надзор государственных педагогов. Все внимание при обучении и воспитании в лагерях было сосредоточено на физи­ческом развитии детей. Обучение чтению и письму сводилось до минимума. Считалось, что умственное образование можно получить и без особого преподавания, ибо оно приобретается практически, в жизни. С этой целью мальчики присутствовали на обществен­ных обедах и на сходках, где слушали рассуждения взрослых об общественных делах и рассказы о славных подвигах. В то же время старики, наблюдая за обучением и играми детей, провоцировали драки и изучали, какие задатки храбрости, мужества и хитрости заключались в каждом отдельном подопечном. Достигнув 20-летнего возраста, спартанец приступал к регулярной воинской службе, которая продолжалась до 60-летнего возраста.

Тем же интересам государства отвечала постановка воспитания девушек, направленная на гармоническое развитие их физических сил, чтобы могли стать матерями здорового потомства.

Во главе Спарты стояли два наследственных царя, которые пользовались громадным почетом и именовались «владыками» (архагетами). Реальная власть в Спарте была сосредоточена в руках эфоров, представителей крайней олигархии, избиравшихся на год спартанцами в специальный высший орган управления Спартой — эфорат. Первоначально они замещали царей в гражданском суде, но постепенно их власть расширилась и превзошла царскую. Они осуществляли внутреннее управление страной и внешнюю поли­тику, контролировали деятельность всех должностных лиц, имели право отстранять их и предавать суду герусии (совет старейшин Спарты) или апелле (народное собрание).

Организация управления по Ликургу не получила своего раз­вития в Спарте в сторону демократии. Так, предложенная им Уравниловка обернулась резкой политической дифференциацией общества на бесконтрольно правящую верхушку и пассивную массу. Стремясь к воспитанию из граждан хороших воинов, госу­дарство постепенно стеснило личную свободу и подчинило всю жизнь рядовых граждан строгому контролю и мелочной опеке. Из спартанской уравниловки выросли также резкое имуществен­ное неравенство и явная социальная дифференциация. Олигархи­ческая система правления в лице старцев-эфортов имела лишь видимость демократии и была демократией солдатской, выгодной и угодной командной верхушке. Так, при всех своих былых воен-иых победах Спарта постепенно сошла на нет, не оставив после ^бя никакого исторического наследства. Она не дала мировой человеческой культуре ни одного видного творца ни в искусстве,

149ни в науке, ни в философии. И в каком-то смысле виной тому послужили законы государственного строительства и управления, созданные для Спарты мифическим Ликургом.

Почти одновременно в других полисах Древней Греции разра­батывались и применялись иные законы управления полисами. Так, в Аттике (полуостров на территории афинского города-госу­дарства) в эпоху волнений представителей городского демоса (конец VII в. до н.э.) аристократы вынуждены были поручить архонту Дракону разработать кодекс общеобязательных законов взамен произвольно толковавшихся и устно передаваемых родо­вых обычаев. Такой кодекс законов архонт Дракон «сотворил» в 621 г. до н.э. «Драконовы законы» впоследствии прославились своей жестокостью, так как в основе представляли лишь сводку примитивных родовых обычаев в письменной форме. Даже за мелкое воровство — кражу овощей или фруктов — полагалась смертная казнь. Демад (афинский оратор IV в. до н.э.) впоследст­вии писал: «Дракон писал свои законы не чернилами, а кровью». Однако законы Дракона были все-таки известным шагом вперед, так как сам факт письменного оформления разработанных им правовых норм ограничивал судебный произвол родовой знати Аттики. Записанные на каменных досках, они были выставлены на центральной площади Аттики для общего сведения и обозре­ния, и таким образом судебный процесс попадал под известный общественный контроль.

Аналогичная причина сдерживания народных волнений чуть позже вынудила аристократию Аттики «заказать» разработку за­конов и программу реформ афинского общества знаменитому в VI в. до н.э. поэту Солону, принадлежавшему обедневшей аристократической семье. Его кандидатура в качестве архонта с самыми широкими полномочиями законодателя была предло­жена представителями городского демоса, а не аристократии. В 594 г. до н.э. он был избран первым архонтом и приступил к осуществлению разработанных им реформ. До этого Солон зани­мался торговлей, что сблизило его с городским демосом, а много­численные путешествия по Греции, Египту, Малой Азии и другим местам расширили его кругозор и обогатили опытом. Он начал свою деятельность с сейсахфии (или снятия бремени), т. е. уничто­жения всех кабальных записей и отмены земельных долгов. Солон приказал снять долговые камни с полей, объявил все долги и нако­пившиеся на них проценты недействительными, отменил долговое рабство. Проданные в рабство за долги афиняне были выкуплены

государством и возвращены на родину. В одном из своих стихо­творений Солон, характеризуя свою реформу, говорит, что за это его не осудит

... из олимпийцев высшая богиня,

Мать — черная земля, с которой снял я

Столбов стоящих много долговых, —

Рабыня прежде, вольная теперь!

Солон также осуществил ряд реформ в области организации торговли и промышленности. В частности, он запретил вывоз из Аттики всех сельскохозяйственных продуктов, за исключением вина и оливкового масла; произвел замену денежной единицы в связи с расширением торговых отношений; поощрял развитие ремесел и промыслов, приглашая иностранных мастеров в Аттику;

издал закон о том, что сын вправе отказать в пропитании отцу, не выучившему его какому-либо ремеслу; издал закон, предписы­вающий бережное обращение с собственностью, запрещающий чрезмерную роскошь и непроизводительные расходы родовой знати во время свадеб, погребений и пр.

Следующим чрезвычайно важным мероприятием Солона была его политическая реформа, которая ликвидировала политическую монополию родовой знати и устанавливала имущественный ценз, или, по выражению Платона, «тимократию»: участие граждан в государственной жизни ставилось в зависимость не от знатности и происхождения, а от размера их собственности, их доходов и принадлежности к той или иной имущественной группе. Солон возродил Народное собрание Аттики, участие в котором стали принимать все граждане Аттики. Народное собрание созывалось 4 раза в год, оно выбирало всех должностных лиц и членов совер­шенно нового органа государственного управления Аттики — «Совета четырехсот». И наконец, для укрепления демократических начал Солон создал народный суд — гелиею, высшую судебную инстанцию в государстве, наделенную правом исправлять и отме­нять решения высших должностных лиц, заслушивать их отчеты По окончании срока службы. Со временем этот орган приобрел Решающее значение в осуществлении законодательства и контроля ^ деятельностью должностных лиц.

Государственный строй, установленный Солоном, сохранялся без изменений в течение 30 лет. Реформы Солона свидетельствуют 0 понимании им острых проблем развития Аттики, об опасности Порабощения основной массы земледельческого населения, кото-Рое бы сузило социальную базу рабовладельческого строя. Реформы

151способствовали ликвидации пережитков родового строя и господ­ства родовой аристократии, ускорили развитие товарно-денежных отношений в Аттике.

Важным достижением античной общественной мысли явилась разработка основ натурального и элементов товарного хозяйства а управленческой мысли — разработка проблем управления этими формами хозяйствования. В числе проблем рассматривались уп­равление государственным натуральным хозяйством и государ­ственная регламентация формирующегося товарного хозяйства. Управление натуральным хозяйством предполагало его планиро­вание и организацию, соблюдение пропорций между сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, строительством, координацию усилий по управлению разными отраслями натурального хозяй­ства, учет условий и результатов производственной деятельности. Государственная регламентация товарного хозяйства осуществля­лась как непосредственно (с помощью фиксации цен, стандартов качества, монополизации отраслей), так и с помощью косвенных мер (уровень налогообложения, продажа части государственных запасов и др.).

Вопросы ориентации экономического развития, преимуществ натурального и товарного хозяйства, частного и коллективного рабовладения, промышленности и сельского хозяйства, управления этими формами хозяйствования приобрели актуальное значение. Эти проблемы становятся объектом специальных исследований в работах Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Общественная мысль греков в У—1У вв. до н.э. достигла небывалого расцвета.

Наглядное представление об этом дают проекты государств-полисов Гипподама из Милета, сочинения Ксенофонта, трактаты Платона и Аристотеля.

Архитектор-градостроитель Гипподам (середина V в. до н.э.) был известен не только тем, что разработал принцип регулярной городской планировки и спланировал город Пирей. Он в течение долгого времени строил модель идеального государства. Как писал Аристотель, он «первым из не занимавшихся государственной деятельностью людей попробовал изложить кое-что о наилучшем государственном устройстве. Он проектировал государство с насе­лением в 10 тысяч граждан, разделенное на 3 части: первую обра­зуют ремесленники, вторую — земледельцы, третью — защитники государства, владеющие оружием. Территория государства также делится на 3 части: священную, общественную и частную. Священ­ная — та, с доходов которой должен отправляться установленный религиозный культ; общественная — та, с доходов которой должны

получать 'средства к существованию защитники государства;

третья находится в частном владении землевладельцев... Все дол­жностные лица должны быть избираемы народом, т. е. теми тремя частями государства, о которых упомянуто ранее. Избранные должностные лица обязаны иметь попечение о государственных делах» [31. С. 423-424]. Иными словами, Гипподам предполагал участие в управлении государства всех его граждан. В своей модели совершенного государства Гипподам предлагает оригинальный «закон относительно тех, кто придумывает что-либо полезное для государства: они должны получать почести» [31. С. 424].

Ксенофонт происходил из аристократических кругов афин­ского полиса. Прожив долгую жизнь (ок. 430—355 или 354 до н.э.), он активно участвовал в бурных политических событиях. Получив от спартанцев земельный участок в Скиллунте (в Элиде, близ Олимпии), Ксенофонт занялся сельским хозяйством и литера­турным трудом. Свои социально-экономические воззрения он излагал во многих работах, но главным образом в сочинении «Домострой» в форме беседы Сократа и Критобула. Правомер­ность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал конкретные советы об организации произ­водства и наилучших методах эксплуатации рабов. В заслугу опи­сываемого им государства Кир он ставил заботу о том, чтобы «рабы всегда охотно продолжали оставаться рабами». В «Домострое» господам рекомендовалось увещевать их, раздавать обещания лучше кормить. Ксенофонт писал, что полезны и похвалы со стороны господина. В условиях обострения противоречий рабовладельчес­кого строя эти советы были весьма характерны. Ксенофонт искал выход в более гибком и предусмотрительном обращении с рабами, в использовании некоторых элементов социальной демагогии

и материальных стимулов.

Ксенофонт ратовал за натуральное хозяйство как более устой­чивое и надежное. Пелопоннесская война показала нестабильность полисной, торгово-промышленной экономики Афин. Расхваливая натуральное хозяйство Ликурговой Спарты, Ксенофонт фактически Рекомендовал для всей Греции натурально-хозяйственные пути Развития. С этим была связана и идеализация сельского хозяйства. 0 «Домострое» он восхвалял сельское хозяйство, как дающее плоды, пригодные даже для жертвоприношений, тренирующее физически крестьян, делающее их отличными воинами, толкающее людей на "уть взаимопомощи, обеспечивающее их всем необходимым. Земля Учит и справедливости, ибо дает больше тому, кто усерднее работает. По мнению Ксенофонта, «земледелие — мать и кормилица всех

153профессий».Он рекомендовал обучать земледелию, садоводству, виноградарству, но презрительно относился к труду ремесленни­ков, обрекаемых на сидячий образ жизни. В этих рассуждениях, очевидно, отражалось и влияние кризиса полисной экономики Греции, противоречий ее системы рабовладения, основанной на ремесле. Ксенофонт искал более прочную базу для экономики, выражал ненависть к городскому демосу, ориентировался на ис­пользование крестьянства для стабилизации рабовладельческого режима.

В «Домострое» дается много советов по ведению домашнего хозяйства, призывы к бережливости, отмечается важность стро­ительства «полезных зданий». Затрагивая вопросы организации товарного производства, Ксенофонт подчеркивает полезность раз­деления труда, которое дает большой эффект во всех видах произ­водительного труда (даже в поварском деле).

Интересны оценка возможностей крупных городов по сравне­нию с малыми, оценка эффекта масштабов производства и специ­ализации, изложенные Ксенофонтом в произведении «Киропедия» («Воспитание Кира»). Он пишет: «Ведь в небольших городах один и тот же мастер делает ложе, дверь, плуг, стол, а нередко тот же человек сооружает и дом, причем он рад, если хоть так найдет достаточно заказчиков, чтобы прокормиться. Конечно, такому человеку, занимающемуся многими ремеслами, невозможно изго­товлять все одинаково хорошо. Напротив, в крупных городах, благодаря тому что в каждом предмете нужду испытывают мно­гие, каждому мастеру довольно для своего пропитания и одного ремесла. А нередко довольно даже части этого ремесла: так, один мастер шьет мужскую обувь, а другой — женскую. А иногда даже человек зарабатывает себе на жизнь единственно тем, что шьет заготовки для башмаков, другой — тем, что вырезает подошвы, третий — только тем, что выкраивает передки, а четвертый — не делая ничего из этого, а только сшивая все вместе. Разумеется, кто проводит время за столь ограниченной работой, тот и в состо­янии выполнять ее наилучшим образом».

Видное место в истории общественной мысли Древней Греции занимает Платон (427-347 до н.э.). Им написано много сочи­нений философского, социально-политического, экономического и управленческого содержания, отличающихся высокими литера­турными достоинствами и интересными идеями. Проблемы управ­ленческого характера рассмотрены им в сочинениях «Государство» и «Законы». Платон считал, что неравенство коренится в природе людей и потому неустранимо, но каждый человек должен получать вою долю сообразно природным способностям. Это и будет спра-юдливо. Каждый от природы приспособлен к выполнению лишь >дного дела и должен заниматься только им. Тогда можно легче I больше создать продукции. Это значит, что разделение труда / Платона анализируется с точки зрения потребительской стои-юсти. Основное положение Платона состоит в том, что «работник должен приспосабливаться к делу, а не дело к работнику». В разде­лении труда Платон видел не только «основу распадения общества на сословия», но также «основной принцип строения государства». Первый проект государства Платона предусматривал деление селения натри разряда-сословия: философов-правителей, стражей-воинов и земледельцев-ремесленников. Основой этого деления служило разделение общественного труда, а необходимостью — аналогия общества с человеком. Другими словами, три сословия идеального государства соответствуют трем частям душ отдельного человека: разумной, желательной и чувственной. Резкое деление общества на сословия представляло собой «афинскую идеализацию египетского кастового строя». По мнению Платона, разделение труда связывает людей в общество и позволяет разрешить проти­воречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей отдельного человека. В государстве Платона это возможно.

Одна из моделей идеального полицейского государства пред­ставлена Платоном в утопическом проекте «Государство», основ­ной задачей которого, по Платону, являлся ответ на вопрос, как обеспечить благами и совершенную жизнь общества в целом. Его внимание было обращено на государство и общество как на единое целое, которое объективно создается людьми в силу их немощности решать многие задачи порознь: «каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое сов­местное поселение и получает у нас название государства».

Идеальное по своему устройству государство (и потому «благое государство») обладает, согласно Платону, 4 главными добродете­лями — это «мудрость, мужество, рассудительность и справедли­вость». Под мудростью Платон понимает высшее знание, с помощью которого «можно решать не мелкие, а общегосударственные во-"росы, наилучшим образом руководя внутренними и внешними отношениями» [30. С. 199]. Гармоничное целое государства обес-л&чивается, по Платону, благодаря управлению государством наи­более разумным сословием — правителями: «Государство ...всецело

155было бы мудрым благодаря совсем небольшой части населения которая стоит во главе и управляет, и ее знанию» [30. С. 199].

Известная концепция иерархии потребностей А. Маслоу также имела предысторию в трактате Платона при «конструировании» государства, когда главный герой трактата Сократ говорит: «Зай­мемся мысленно построением государства с самого начала. Как видно, его создают наши потребности... А первая и самая большая потребность — это добыча пищи для существования и жизни... Вторая потребность — жилье, третья — одежда и так далее...» [30. С. 130]. Перечисление потребностей доказывает, что в городе-государстве должны существовать многочисленные отрасли обще­ственного разделения труда. В связи с этим именно в трактате Платона, может быть, впервые была изложена и обоснована кон­цепция разделения общественного труда. «Люди рождаются не слишком похожими друг на друга, их природа бывает различна, так что они имеют различные способности к тому или иному делу... Можно сделать все в большем количестве, лучше и легче, если выполнять одну какую-нибудь работу соответственно своим природным задаткам и притом вовремя, не отвлекаясь на другие работы» [30. С. 131].

А поскольку «мудрость» — удел немногих, то основной вывод в следующем: «Пока в государствах не будут царствовать филосо­фы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди — а их много, — которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к филосо­фии, до тех пор государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света государственное устройство, которое мы только что описали словесно» [30. С. 252-253].

Аристотель (384—322 до н.э.) в «Политике» не только продол­жает обсуждать схожие с платоновскими вопросы, заодно поле­мизируя со своим учителем Платоном, но и обсуждает новые, относящиеся к ИУМ, вопросы. Так, например, довольно обсто­ятельно он разбирает такой вопрос: «тождественно ли искусство наживать состояние с наукой о домохозяйстве, или это искусство есть часть данной науки, или оно стоит в служебном к ней отно­шении, и если так, то не находится ли искусство наживать состо­яние в таком же отношении к науке о домохозяйстве, в каком стоит умение сделать ткацкий челнок к ткацкому искусству или умение сделать сплав бронзы к искусству ваяния?» И вот его ответ: «Искусство наживать состояние не тождественно науке о домо­хозяйстве: в одном случае речь идет о приобретении средств, в другом — о пользовании ими» [31. С. 387]. В то же время так называемое «необходимое искусство наживать состояние» отно­сится к области домохозяйства как один из множества источников благополучия частного хозяйства, а «на обязанности домохозяина лежит всему тому, что получается из этих источников, дать соот­ветствующее назначение. Так, предметом ткацкого искусства является не изготовление шерсти, но использование ее, умение распознать, какая шерсть доброкачественная и пригодна, какая недоброкачественная и непригодна» [31. С. 394].

В связи с потребностью приобретения различного рода средств для домохозяйства Аристотель ставит конкретные практические вопросы: «Какие из них (средств. — Авт.) наиболее полезны, где и каким образом можно достать их; например, при приобретений коней, коров, овец, равно как и прочих домашних животных, нужно быть опытным в знании того, какие из животных пред­ставляют наибольшую пользу, какие из них в каких местностях имеются, так как одни из домашних животных родятся в изобилии в одних местах, другие — в других; затем, нужно быть осведомлен­ным относительно земледелия, притом и просто в собственном смысле, и в плодоводстве, также и в пчеловодстве или летающих животных, от которых можно получить выгоду» [31. С. 395]. Сегодня все эти классические вопросы относятся к маркетингу.

megalektsii.ru

Управление древней Греции.. Греция. Туристический портал

Между заседаниями Народного собрания полисом управлял Совет (Буле) из 500 граждан, ежегодно избираемых по 50 от каждой из 10 афинских фил. Совет ведал бюджетом, продовольственным снабжением, проверял законность распоряжений магистратов. Высшие магистра­туры Афин коллегии архонтов и стратегов. Ежегодно выбирались 10 стратегов: они набирали войска, командовали ими и финансировали их, а также распоряжались захваченной добычей. Постоянные войны Y-IV вв. до н.э. позволили сосредоточить в их руках всю власть, поэтому крупные политические деятели занимали пост именно стратега, а не архонта. Девять архонтов, также избиравшихся на год, обладали широкими полномо­чиями. Именем первого архонта назывался год, архонты следили за исполнением религиозных церемоний и порядком рассмотрения судебных дел.

Источник: http://grechistory.ru/?p=274.

  • управление в древней греции

управление в древней греции

УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕМ РИМЕ

Управление в Древней Греции

Греки как народ стали проявлять себя во II тысячелетии до н. э. Их называли эпирские дорийцы, пришедшие из Иллирии (первоначально средняя часть Адриатического побережья, затем весь северо-запад Балканского полуострова). Сами греки называ­ли себя эллинами. Эллин - слово греческое (Hellen). Согласно легендам, родоначальником племени эллинов являлся Эллин, Его сыновья считались предками главных греческих племенных объединений (дорийцев, эолийцев, ахейцев, ионийцев). Слово «эллин» италики перенесли на всех греков. В ходе своего про­движения греки основали на побережье Черного и Средиземно­го морей города, со временем преобразовавшиеся в города-госу­дарства.

История Греции уходит своими корнями в далекое про­шлое. В диалоге Платона «Тимей» указывается на очень древнее происхождение греков1. Однако современные историки относят образование Греции к III тысячелетию до н. э. Так, А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и другие авторы книги «История Древнего мира. Древняя Греция» (2000) отмечают следующее: «. греческие предания в основе своей соответствуют реальным фактам истории и являются наследием действительно существо­вавшей в III-II тыс. до н. э. богатой эгейской культуры». Вместе с тем ряд ученых считает более правомерным мнение Платона, хотя тому нет прямых доказательств. Вот что пишут А. Немирон- ский, С. Ильинская, В. Уколова в книге «Античность и культура» (1999): «Греки, желавшие разузнать о своем отдаленном про­шлом полисов, не располагали ничем, кроме гомеровского эпоса: вся письменная традиция II тысячелетия до н. э. была утрачена вместе с древними царствами, о могуществе которых свидетель­ствовали лишь руины дворцов, сложенных из таких огромных камней, что возведение их приписывали великанам-циклопам». А.Ю. Низовский в книге «Все чудеса света. Древний мир» (2001) пишет, что Генрих Шлиман (1822-1890) в своих археологичес­ких изысканиях обнаружил культурные слои III тысячелетия.

Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме

Источник: http://studopedia.ru/13_64672_upravlenie-v-drevney-gretsii-i-drevnem-rime.html

Комментариев пока нет!

www.eduotdyhat.ru


Смотрите также