Жизнь первобытных людей текст. Контрольная работа по истории «Жизнь первобытных людей» (работа с источниками)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ответы к разделу "Жизнь первобытных людей". Жизнь первобытных людей текст


Жизнь первобытных людей  Однажды…

Жизнь первобытных людей

Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т. к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в "оригинале". Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов – мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т. е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую ''страну мёртвых''. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в ''стране мёртвых'' – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век . Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом , но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза . Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени – вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Материалы по теме:

ruslit.biz

Жизнь первобытных людей. Кто есть кто во всемирной истории

Что такое каменный век?

Каменным веком называется длительный период времени, относящийся к доисторической эпохе, закончившейся с изобретением письменности. Люди живут на Земле уже по крайней мере 500 000 лет, однако первая письменность была изобретена только около 5000 лет тому назад. Другими словами, доисторическая эпоха длилась очень долго.

Поскольку именно тогда человек научился делать всевозможные орудия труда, то этот период и получил название каменного века. Он подразделяется на древний каменный век (палеолит), средний каменный век (мезолит) и новый каменный век (неолит).

Возможно, первым орудием труда, изготовленным в то время человеком, стал большой камень с заточенной каемкой по всему периметру, которому ученые дали название «ручное рубило». Отколотые от камня острые осколки также использовались людьми в качестве инструментов. Таковы были едва ли не единственные орудия труда людей в течение многих тысячелетий.

Позднее, в ледниковый период, в Европе появились неандертальцы – люди, имевшие более совершенные инструменты, чем их предшественники. Они так же добывали себе пропитание охотой, однако делали это уже не в одиночку, а группами.

На смену неандертальцам явились кроманьонцы, продвинувшиеся еще дальше в своем развитии. Они научились создавать новые орудия охоты и труда: гарпуны, каменные ножи, наконечники для копий, скребки.

Примерно 6000 лет назад в жизни людей произошел крутой поворот, резко изменивший все их существование. Они научились выращивать зерно. Так наступил период неолита – нового каменного века.

Человек стал заниматься животноводством, использовать шкуры домашних животных в качестве одежды, строить дома. Он научился лепить посуду из глины, прясть лен и шерсть. Люди стали работать сообща, и постепенно начали появляться первые поселения, ставшие прообразом деревень и городов. Так зарождалось то, что теперь мы называем цивилизацией.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Жизнь первобытных людей

Жизнь первобытных людей

Однажды некий археолог Саутуола проводил раскопки в подземной пещере Альтамира в Северной Испании и взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю в поисках заветных находок, девочка пробралась вглубь пещеры и нашла там изображенных на стенах бизонов, которые словно застыли на бегу в причудливых позах. С помощью красной, чёрной и коричневой красок неизвестный художник добился невероятных успехов: рисунки обрели удивительную живость и объемность. Учёные долгое время не могли поверить в то, что рисунки Альтамира созданы десятки тысяч лет назад. Это и неудивительно, ведь люди, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, оказывается обладали талантом художника! И все же поверить пришлось, т.к. вместе с рисунками в пещере были найдены произведения первобытного искусства.

А ведь всего 120 лет назад учёные даже не подозревали о том, что среди первобытных людей существовали талантливые художники и мастера. Этим художникам удалось передать облик и характер зверей, изобразить их в “оригинале”. Оленей рисовали чуткими и настороженными, мамонтов – мощными и сильными, с высоким затылком, коней - быстрыми и стремительными. Много было картин, изображающих зверей, поражённых копьями и истекающих кровью. Первобытные люди боялись природных явлений. Естественных причин таких сил природы, как гроза, наводнение люди не знали. Они верили в то, что между животными и теми изображениями, которые сами создавали, существует необъяснимая сверхъестественная связь. Люди думали, что если на стенах пещеры изобразить оленей, бизонов или горных баранов, то живые звери под воздействием сверхъестественных сил станут заколдованными и не уйдут из окружающей местности. Нарисовав поражённое копьём животное, можно добиться успеха на охоте.

Наблюдения за несколькими племенами Австралии в течение длительного периода времени помогли учёным разгадать смысл и значение пещерной живописи. Главным занятием австралийских племен были охота и собирательство. Но перед тем, как начать охоту, они совершали магический обряд, вбивая в нарисованное на песке животное копье.

В это же время у людей зародилась вера в то, что люди чудесным образом могут превращаться в животных, а те в свою очередь будут превращаться в камни, растения и другие неодушевленные предметы. Такие существа, порождённые фантазией первобытного человека, называются оборотными. Они как бы помогают или вредят людям. С помощью таких образов люди пытались объяснить явления, окружающие и происходящие вокруг них.

У людей появилась вера в то, что в теле каждого человеке обитает нечто сверхъестественное – душа. Когда человек спит, он ничего не слышит и не замечает, т.е. душа покидает его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьёт, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя – душа не успевает вернуться в тело, и человек может умереть. Люди верили, что души их предков, и души умерших переселяются в далёкую, так называемую страну мёртвых. Там души также живут, охотятся, ловят рыбу и занимаются собирательством. Поэтому в могилу умершего клали всё необходимое для жизни в стране мёртвых – крепкую обувь, пищу на дорогу, оружие и одежду. Эти появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными.

Люди придумали названия временным отрезкам, связанные с металлами: железный век, каменный век, бронзовый век. Каменным веком называется древнейший период истории человечества, когда основным материалом для изготовления необходимых человеку вещей – оружия и орудий труда – являлся камень. Собирая камни и изготавливая необходимые орудия, люди познакомились с медью, в то время она встречалась на Земле в виде самородков, схожих с обыкновенными камнями. Из меди делали ножи, наконечники копий и стрел. Это был медный век. Но медные изделия были лёгкими и непрочными. Далее люди познакомились с оловом. но тоже довольно хрупким металлом. Позже появилась бронза. Вероятно куски меди и олова случайно попали в костёр, раскалились, соединились вместе – и получился сплав, который объединил в себе лучшие свойства как меди, так и олова – это и была бронза. По прошествию определённого времени люди научились добывать железо из руды. Железный век наступил около трёх тысячелетий назад.

Люди жили где всегда тепло, поэтому не заботились о тёплой одежде. Дома нужны били лишь для защиты от солнечных лучей. Часть времени уходило на поиски пищи, женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых. Этот способ жизни назывался собирательством. Но людям также нужно было и мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты – основная добыча охотников. Мамонт мог убить человека ударом хобота, а люди всё равно охотились. У них сразу появлялось много мяса, жира и шкур. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву. Охотники отправлялись на охоту, не зная что их ждёт. Однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно перетирают зёрна, выросли колоски с такими же зёрнами и догадались, что это проросли случайно рассыпанные зёрнышки. Они попробовали рассыпать зёрна там, где они были рассыпаны случайно, и получили, выращенные уже специально колосья. Позднее они стали выращивать зёрна рядом с домом, а не бродить по лесам и лугам. Мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от неё поросят. Помещали детёнышей в загон, кормили и растили их. Так возникло земледелие и скотоводство.

Древнейшую посуду выдалбливали из дерева, плели из прутьев. Если нужно было принести воды – плетёнку обмазывали сырой глиной. Однажды плетёнка случайно попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала твёрдой. Так люди научились делать глиняную посуду. Корзины, коврики плели из листьев, прутьев, коры растений. Попадались растения стебли, которых были похожи на нити – это лён, конопля. Из таких нитей начали делать грубые, толстые ткани, но одежда была для них удобной. Попробовали делать нити из овечьей шерсти – появились шерстяные ткани.

В древности люди боялись огня, но постепенно заметили, что огонь – это тепло, свет и защита от диких зверей. Тогда люди стали разводить костры, используя огонь от пожара или от извержений вулкана. У такого костра нужно было дежурить, собирать хворост, так как они не могли добывать огонь сами. Но со временем заметили, что если один кусок сухого дерева потереть о другой он начнёт тлеть.

Первобытные люди научились измерять время по числу суток, однако большие отрезки для них измерять было трудно. Они обратили внимание на внешний вид Луны на ночном небе. Луна бывает похожа то на серп, то на половину круга, то на полный круг. Первобытные люди сумели вычислить число дней, за которое Луна меняет свой облик. Время стали измерять не только числом суток, но и числом лунных месяцев. Первые люди на земле, подобно малым детям не знали, какова продолжительность года. Люди пытались определить продолжительность каждого времени года. В зависимости от сезона менялось количество зверей и съедобных плодов и кореньев. С возникновением земледелия люди стали ещё больше интересоваться сезонными изменениями в природе. Земледельцы поняли, что от одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней. Время научились считать по годам. Стали запоминать, в каком году произошло важное событие.

Мозг людей постоянно выдавал новые мысли и идеи. Эти идеи они диво воплощали в жизнь. Как только человек придумал взять суковатое бревно, чтобы тащить его по полю, для ускорения пахотной работы, тут же началось использование тягловых животных, чтобы они тащили бревно. Тут же изобрели подобие плуга. В него стали запрягать быков. Люди поняли, что плуг, в отличии мотыги может рыхлить и твёрдую землю. Люди стали расселяться там, где мотыжное земледелие не возможно. Крупнее стали поселения, обильнее урожаи. В общине складывался новый порядок, она стала состоять из нескольких больших семей. Раньше каждая семья имела свой скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своём участке земли - люди рассчитывали только на себя. В больших поселениях на одной территории жизнь объединяла людей.

Вскоре родовую общину заменила соседская община. Стал развиваться обмен. Именно тогда появилось разделение людей на бедных и богатых. Если каждая семья была независима, самостоятельно вела хозяйство и распоряжалась своим имуществом, то некоторые становились богаче, а другие беднее. Появилось неравенство. Кто-то добывал свое богатство посредством грабежа. Для ведения военных действий выбирался глава племени – вождь. Он собирал людей для походов на соседние племена, выполнял роль судьи в спорах между семьями. Устраивал празднества и жертвоприношения богам. Во время охоты часть добычи вождь забирал себе. Глава племени и его подчиненные приобрели славу знатных людей. Их родственники пользовались почётом, которого не было у остальных. На знатных людей работали лучшие ремесленники, им всюду был обеспечен радушный прием.

Захваченных на войне людей вожди делали своими рабами, которые беспрекословно должны были им подчиняться. Там, где жила знать поселения вскоре превращались в крупные города, а вожди становились правителями государств. Позже ученые находили в таких городах святилища – места, где стояли идолы.

Особое внимание следует уделить летоисчислению, которым мы сейчас пользуемся. Оно началось со времен Иисуса Христа. Вера в Иисуса Христа, христианское вероисповедание укрепилось и распространилось по всему миру. Один из верующих предложил вести счёт лет от рождения Христа. 753-й год – год рождения Христа, первый год.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь !

Помог сайт? Ставь лайк!

how.qip.ru

Контрольная работа по истории «Жизнь первобытных людей» (работа с источниками)

Контрольная работа по теме:«Жизнь первобытных людей»(Работа с источниками)

1.    Прочитайте стихотворение, написанное известным поэтом Е. Евтушенко и отрывок из книги писателя Я. Вилькина «История Лима Великолепного», и ответьте на вопросы.

Текст 1.Ступал он трудно по отрогунад ледовитою рекой.Их было раньше,гордых,много,и был последний он такой.Не раз испробованный в буре,сегодня сдал он, как назло.Ему от стрел,торчащих в шкуре,внезапно стало тяжело.Он затрубить пытался слабо,чтоб эхо вздрогнуло вдали,но повалился с хрипом набок,и стрелыглубжев бок вошли.Уже над шкурой кто-то трясся,и, занимаясь дележом,умело кто-то резал мясотяжелым каменным ножом.О, знали б люди эти если,что (…), грозен и суров,потомкам будет интереснейвсех исполнительных слонов.И что испытанные в битве,когда он мчался напролом,еще не сдавшиеся бивнихраниться будут под стеклом!..

Текст 2.… Весть, которую принесли соседи, была радостной.  Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.…Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная  ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.    Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.    Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным  на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…

Задание 1.О каком животном говорится в стихотворении?

Задание 2.Какие слова, выражения помогли вам определить животное?

Задание 3.Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?

Задание 4.Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?

Задание 5.Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.

Задание 6.Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?

Задание 7.Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.

Задание 8.Укажите самое сильное животное древнего мира:а)  саблезубый тигрб) пещерный медведьв) мамонтг) шерстистый носорог

Задание 9.Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:а)  упал метеоритб) надвинулся ледникв) были истреблены человекомг) были вытеснены другими более крупными животными

Задание 10.Когда вымерли мамонты?а)  10 тыс. л.н.б) 20 тыс. л.н.в) 30 тыс. л.н.г) 40 тыс. л.н.

Задание 11.Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:1)    Что давал огонь первобытным людям?2)    Как они его сохраняли?3)    Как человек овладел огнем?

 

Критерии оценивания№    Задание    Умение    Уровень трудности, балл1    О каком животном говорится в стихотворении?    Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста    1 уровень, 1 балл2    Какие слова, выражения помогли вам определить животное?    Интерпритация при использовании сплошного текста    2 уровень, 2 балла3    Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?    Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста    3 уровень, 3 балла4    Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?    Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста    4 уровень, 4 балла5    Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.    Нахождение информации при использовании сплошного текста    3 уровень, 3 балла6    Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?    Нахождение информации при использовании сплошного текста    2 уровень, 2 балла7    Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.    Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста    5 уровень, 5 баллов8    Укажите самое сильное животное древнего мира:а)  саблезубый тигрб) пещерный медведьв) мамонтг) шерстистый носорог    Рефлексия     1 уровень, 1 балл9    Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:а)  упал метеоритб) надвинулся ледникв) были истреблены человекомг) были вытеснены другими более крупными животными    Рефлексия     1 уровень, 1 балл10    Когда вымерли мамонты?а)  10 тыс. л.н.б) 20 тыс. л.н.в) 30 тыс. л.н.г) 40 тыс. л.н.    Рефлексия     1 уровень, 1 балл11    Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:1)Что давал огонь первобытным людям?2)Как они его сохраняли?3)Как человек овладел огнем?    Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста    4 уровень, 4 балла

Итого: 27 баллов

 

Ответы:1-    Мамонт2-    «Их было раньше, гордых, много»; затрубить, всех исполнительных слонов, бивни.3-    Загонная охота4-    «Мамонт – могучее животное, и людям было очень трудно с ним справиться, имея лишь дубины, каменные топоры и ножи, копья с каменными наконечниками»5-    «Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья».6-    Стрелы, каменный нож, копье, топор с кремневым наконечником.7-    «Ему от стрел,торчащих в шкуре,внезапно стало тяжело».Лук и стрелы не применялись в охоте на мамонта, они появились позже.8-    в) мамонт9-    б) надвинулся ледник10-     а) 10 тыс. лет назад11-    а)  тепло, возможность приготовления пищи, отпугивал зверей, помогал на охотеб) костер горел на одном месте много лет, днем и ночью люди поддерживали костры на своих стоянках.в) Возможно, впервые человек овладел огнем от зажженного в грозу дерева или горящей лавы из вулкана.

infourok.ru

ответы к разделу "Жизнь первобытных людей"

Ответ:

 Жизнь первобытных людей.Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках останки людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами.Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли делать и древнейшие люди.Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи.Приведем еще один пример охоты древнейших людей. Представьте себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Зебры мчаться как ветер, но есть в стаде уже старые животные, есть слишком молодые, которые не успевают за остальными. Если охотникам удается “отрезать” от стада зебру – они глушат ее дубинами, закидывают камнями и убивают. Вот такие вот предположения, как охотились древнейшие люди.В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.

globuss24.ru

Контрольная работа: Жизнь первобытных людей 5 класс

Учитель: Зиновьева Т.М.,

Больше-Ломовисский филиал

МБОУ Пичаевской сош

Тамбовской области

Контрольная работа по теме:

«Жизнь первобытных людей»

(Работа с источниками)

  1. Прочитайте стихотворение, написанное известным поэтом Е. Евтушенко и отрывок из книги писателя Я.Вилькина «История Лима Великолепного», и ответьте на вопросы.

Текст 1.

Ступал он трудно по отрогунад ледовитою рекой.Их было раньше,гордых,много,и был последний он такой.Не раз испробованный в буре,сегодня сдал он, как назло.Ему от стрел,торчащих в шкуре,внезапно стало тяжело.Он затрубить пытался слабо,чтоб эхо вздрогнуло вдали,но повалился с хрипом набок,и стрелыглубжев бок вошли.Уже над шкурой кто-то трясся,и, занимаясь дележом,умело кто-то резал мясотяжелым каменным ножом.О, знали б люди эти если,что (…), грозен и суров,потомкам будет интереснейвсех исполнительных слонов.И что испытанные в битве,когда он мчался напролом,еще не сдавшиеся бивнихраниться будут под стеклом!..

Текст 2.

… Весть, которую принесли соседи, была радостной. Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья.

…Когда из кустов появилась горбатая спина рыжего мамонта, люди рассыпались цепью. Задымился костер, и едва костер разгорелся, охотники разобрали пылающие головни и двинулись на зверя. Нужно было заставить животное пойти к горам. Там, в узком месте, находилась давно приготовленная ловчая яма, прикрытая стволами деревьев и зелеными кустами дерна.

Вначале мамонт не обращал внимания на людей. Потом их крики и дым ему надоели. Медленно переставляя толстые ноги и обрывая траву, он пошел вдоль реки. Охотники забежали сбоку и, размахивая головнями, направили его к ловчей яме. Вблизи ямы один из охотников метнул в мамонта копье. Оно ударило в основание хобота. Мамонт заревел. Просвистело еще несколько копий. С грузным топотом, забыв об опасности, могучее животное бросилось вперед. Толстый хобот взвился над длинными бивнями, и зверь, подмяв тонкие стволы, рухнул в яму.

Загонщики издали ликующий крик. Один из охотников длинной жердью с подвязанным на конце острым кремнем рассек шею животного. Охотники такими же топорами надрубили могучий хобот. Мамонт упал. Еще один охотник бесстрашно вскочил на него и вспорол мохнатое, вздымающееся в судорожном дыхании брюхо…

Задание 1.

О каком животном говорится в стихотворении?

Задание 2.

Какие слова, выражения помогли вам определить животное?

Задание 3.

Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?

Задание 4.

Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?

Задание 5.

Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.

Задание 6.

Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?

Задание 7.

Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.

Задание 8.

Укажите самое сильное животное древнего мира:

а) саблезубый тигр

б) пещерный медведь

в) мамонт

г) шерстистый носорог

Задание 9.

Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:

а) упал метеорит

б) надвинулся ледник

в) были истреблены человеком

г) были вытеснены другими более крупными животными

Задание 10.

Когда вымерли мамонты?

а) 10 тыс. л.н.

б) 20 тыс. л.н.

в) 30 тыс. л.н.

г) 40 тыс. л.н.

Задание 11.

Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:

  1. Что давал огонь первобытным людям?

  2. Как они его сохраняли?

  3. Как человек овладел огнем?

Критерии оценивания

Итого: 27 баллов

Ответы:

  1. Мамонт

  2. «Их было раньше, гордых, много»; затрубить, всех исполнительных слонов, бивни.

  3. Загонная охота

  4. «Мамонт – могучее животное, и людям было очень трудно с ним справиться, имея лишь дубины, каменные топоры и ножи, копья с каменными наконечниками»

  5. «Когда удавалось убить мамонта, всем надолго хватало мяса, и не нужно было целыми днями ходить по холодной воде и лазить среди колючих кустов, разыскивая съедобные коренья».

  6. Стрелы, каменный нож, копье, топор с кремневым наконечником.

  7. «Ему от стрел,торчащих в шкуре,внезапно стало тяжело».

Лук и стрелы не применялись в охоте на мамонта, они появились позже.

  1. в) мамонт

  2. б) надвинулся ледник

  3. а) 10 тыс. лет назад

  4. а) тепло, возможность приготовления пищи, отпугивал зверей, помогал на охоте

б) костер горел на одном месте много лет, днем и ночью люди поддерживали костры на своих стоянках.

в) Возможно, впервые человек овладел огнем от зажженного в грозу дерева или горящей лавы из вулкана.

Литература

  1. http://www.chistylist.ru/stihotvorenie/poslednii-mamont/evtushenko-e-a

  2. Евг. Евтушенко. Взмах руки. Стихи.М., 1962.

  3. Я. Вилькин История Лима Великолепного

Минск, 1965

Задание

Умение

Уровень трудности, балл

1

О каком животном говорится в стихотворении?

Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

1 уровень,

1 балл

2

Какие слова, выражения помогли вам определить животное?

Интерпритация

при использовании сплошного текста

2 уровень,

2 балла

3

Как называется способ охоты, описанный в тексте 2?

Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

3 уровень,

3 балла

4

Используя знания, полученные на уроках истории, напишите, почему охота на мамонта была опасной?

Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

4 уровень,

4 балла

5

Охота на мамонта была опасной, и, тем не менее, очень привлекательной. Почему? Ответьте словами текста.

Нахождение информации при использовании сплошного текста

3 уровень,

3 балла

6

Какие орудия труда, охоты упоминаются в текстах?

Нахождение информации при использовании сплошного текста

2 уровень,

2 балла

7

Прочитайте стихотворение еще раз, и подумайте, опираясь на полученные знания, какая неточность, ошибка, допущена поэтом.

Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

5 уровень,

5 баллов

8

Укажите самое сильное животное древнего мира:

а) саблезубый тигр

б) пещерный медведь

в) мамонт

г) шерстистый носорог

Рефлексия

1 уровень,

1 балл

9

Наиболее распространенная версия вымирания мамонтов:

а) упал метеорит

б) надвинулся ледник

в) были истреблены человеком

г) были вытеснены другими более крупными животными

Рефлексия

1 уровень,

1 балл

10

Когда вымерли мамонты?

а) 10 тыс. л.н.

б) 20 тыс. л.н.

в) 30 тыс. л.н.

г) 40 тыс. л.н.

Рефлексия

1 уровень,

1 балл

11

Опираясь на текст 2 и, используя знания, полученные на уроках истории, ответьте на вопросы:

1)Что давал огонь первобытным людям?

2)Как они его сохраняли?

3)Как человек овладел огнем?

Рефлексия и оценка при использовании сплошного текста

4 уровень,

4 балла

doc4web.ru


Смотрите также