Первобытная рабовладельческая феодальная капиталистическая. Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

3. Отличие феодального способа производства от рабовладельческого. Первобытная рабовладельческая феодальная капиталистическая


3. Отличие феодального способа производства от рабовладельческого. Основные признаки феодального способа производства

Похожие главы из других работ:

Возникновение колониальных городов

1. Города феодального общества

...

Галицко-волынское княжество

2. Возникновение и развитие феодального города

В историографии, посвященной изучению феодализма в Киевской Руси, вопрос о возникновении и начальном развитии феодального города не притягивал к себе особого внимания...

Крестьянство в Европе в Средневековье

§1. Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодальных отношений в Римской Империи

В IV-V вв. Римское государство находилось в состоянии глубокого упадка. Земледелие, которое было главной отраслью хозяйства, переживала застой и во многих отношениях деградировало: уровень земледелия понизился...

Крестьянство Европы в период развитого феодализма

§1. Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодальных отношений в Римской Империи

В IV-V вв. Римское государство находилось в состоянии глубокого упадка. Земледелие, которое было главной отраслью хозяйства, переживала застой и во многих отношениях деградировало: уровень земледелия понизился...

Нормандское завоевание и его влияние на феодальное развитие в Англии

2. Особенности феодального развития в Англии

...

Османская империя в середине XVII-первой половине XIX в.в.

6. Рост феодального сепаратизма.

Фактическое превращение пожалованных ленных владений, в наследственные, ослабило зависимость турецких феодалов от центральной власти султана. Постепенно местные эмиры и паши стали признавать власть султана лишь номинально...

Основные признаки феодального способа производства

4. Причины "прогрессивности" феодального способа производства по сравнению с рабовладельческим

В "прогрессивности" феодального способа производства можно выделить ряд причин: в отличие о рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти универсальной: большинство народов прошли эту через систему...

Особенности трансформации средневековой Германии в XI-XIV веков

1.2 Агрессивная политика Германского феодального государства в XI - XII вв

Сплоченное в большей степени, чем соседние европейские стираны, Германское государство проводило агрессивную политику в отношении других народов...

Особенности феодального землевладения

Глава 2. Особенности феодального землевладения

...

Особенности феодального землевладения

2.1 Черты феодального землевладения

Одной из важнейших предпосылок развития феодальных отношений явился дуализм франкской общины. Дуализм общины - это сочетание общинного землевладения с частным крестьянским хозяйством. Уже с V-VII вв. она стала поземельной, территориальной...

Особенности феодального землевладения

2.2 Формы феодального землевладения

Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками. Формы земельных держаний в Западной Европе многочисленны и разнообразны...

Рабовладельческий строй, его суть и экономические основы

4. Древняя Греция и Римская республика, как выразители экономической сути рабовладельческого строя

На рубеже III -- II тыс. до н.э. в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах возникла древнегреческая цивилизация...

Рабовладельческое государство: общая характеристика

Раздел 2.1 Характеристика государства рабовладельческого типа

Согласно марксистско-ленинской теории государства и права, рабовладельческое государство - это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев, организованная сила этого класса для подавления рабов [17, с. 1]...

Русские земли в XII – XV веках

1. Расширение феодального землевладения

К середине XII в., когда завершился процесс перехода к феодальной раздробленности, на основе Киевской Руси возникло около 15 самостоятельных княжеств, соответствующих прежним территориальным единицам: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское...

Феодальная экономика в России

2. Основные черты феодального хозяйства

Важнейшая черта феодального хозяйства - пожалование в лен земли за определенные личные заслуги, а также взимание дани. Землевладельцы феодальных княжеств в период, например...

hist.bobrodobro.ru

Основные исторические типы государства и права

⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 84Следующая ⇒

Государства различаются прежде всего в зависимости от того, интересы какого класса они защищают, каков экономический базис общества, на котором они зиждутся. Следовательно, тип государства выражает его классовую сущность. Истории известны три основных типа эксплуататорского государства: рабовладельческое, феодальное и буржуазное.

Любое рабовладельческое государство было диктатурой рабовладельцев. Рабы не участвовали в государственной жизни общества. Они не имели никаких политических и юридических прав. Закон о наказании за убийство, например, в Греции и Риме защищал только рабовладельцев. Рабов же можно было убивать безнаказанно. Только в результате острой борьбы против рабовладельцев, и то лишь на последней стадии рабства, в правовых документах начали появляться запреты убивать рабов. Право, как и государство, своим главным назначением имело защиту частной собственности от тех, у кого ее не было.

На смену рабовладельческому государству пришло государство феодальное с его более многочисленным и сложным аппаратом власти, возросшим количеством тюрем, усилившейся армией и полицией. На ранней стадии развития феодализма территория государства состояла, как правило, из множества почти независимых княжеств, герцогств и графств. Постепенно власть короля или царя усиливалась, а власть князей, герцогов и графов ослабевала. Этого требовало развитие экономики. Государства эпохи феодализма образуют единый тип, все они — неограниченная власть феодалов.

Феодальное государство прикрепляло крестьян к помещичьей земле и жестоко расправлялось с теми из них, кто не хотел работать на помещика. Феодальное право предоставляло помещику возможность продавать или покупать работника, требовать от него бесплатной работы. Этому соответствовало почти полное бесправие крестьянина, который не мог без разрешения помещика жениться, приобрести имущество, купить землю.

Большим историческим скачком было возникновение буржуазного государства, являвшего собой новый, более прогрессивный в сравнении с феодальным тип государства. Буржуазное государство заинтересовано в уничтожении сословности: развитие капиталистического способа производства требует свободной конкуренции и в силу этого — формального равенства людей перед законом. Принцип наследования государственной власти заменяется при капитализме принципом выборности на руково-

дящие государственные посты. Ограничение политических прав угнетенных классов при феодализме сменяется в условиях капитализма формальным предоставлением им юридических прав и участием в выборах органов государственной власти. Шедшая к власти буржуазия в борьбе против феодального деспотизма и произвола, против насилия над личностью провозгласила буржуазно-демократические свободы, равенство и народовластие, опирающееся на суверенитет народа. В политической идеологии это выражалось в отстаивании прав личности, прав человека и гражданина. Буржуазные декларации и конституции вместе с тем неукоснительно отстаивают и охраняют капиталистическую частную собственность и экономическое неравенство.

Буржуазное государство в отличие от феодального характеризуется централизацией власти, а право имеет своей целью оберегать частную собственность, блюсти основанную на ней эксплуатацию наемной рабочей силы и подавлять революционное движение трудящихся.

Социалистическое государство — принципиально новый исторический тип государства. Оно выступает как орудие уничтожения эксплуатации человека человеком, построения бесклассового общества. Соответственно, социалистическое право выражает волю всего народа, регулирует хозяйственные и другие общественные отношения, охраняет социалистический порядок, устанавливает права и обязанности граждан и должностных лиц, стоит на страже общественной и личной собственности.

Но истории известны и государства переходного типа со сложной социально-классовой структурой. Они возникают, как правило, в периоды смены одной общественно-экономической формации другой. Так, сегодня можно назвать ряд государств (прежде всего это развивающиеся страны), которые придерживаются либо социалистической (некапиталистической), либо капиталистической ориентации, но не принадлежат ни к одному из основных типов современного государства — социалистическому или капиталистическому.

Формы правления и государственного устройства. Политический режим

Истории известно большое разнообразие форм государственного устройства. Уже мир Древней Эллады знал различия между монархией и республикой, аристократией и демократией, хотя все эти государственные формы покоились на рабстве. Под формой государства понимаются прежде всего формы правления, устройство основных институтов политической власти. Они различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или же официально принадлежит выборному органу. В связи с этим различают мо-

нархические и республиканские формы правления. Монархия — государство, главой которого является монарх; здесь существует самодержавная, или ограниченная, власть одного человека (короля, царя, императора), которая обычно передается по наследству; тут рождение определяет, кому быть правителем. Например, царская Россия была неограниченной самодержавной монархией.

Республика — форма правления, осуществляемого выборными органами, то есть по закону источником власти выступает народное большинство.

Формы государственного устройства подразделяются на унитарные (единые), например Франция, и федеративные, или союзные, например Мексика, США, Югославия и др., состоящие из входящих в них государств-членов. Каждый из них имеет свои высшие органы власти, управления и свое законодательство, судебную систему, то есть юридически является относительно самостоятельным государственным образованием.

Форма государства не исчерпывается формой правления, говоря о ней, следует иметь в виду и политический режим, то есть методы осуществления государственного руководства обществом. Так, буржуазия может осуществлять свою власть и демократическими методами парламентаризма, и антидемократическими методами тоталитаризма в его наиболее откровенной форме.

Демократия — это метод осуществления государственной власти, основанный на принципах подчинения меньшинства большинству, юридического равенства возможностей для участия в управлении общественными и государственными делами. Как метод государственного управления демократия имеет свою длительную историю, теснейшим образом связанную со всей системой политической организации общества, с политикой. Демократия — явление историческое. Нет демократии вообще, а есть конкретные ее типы и формы, содержание которых определяется тем или иным способом производства. Отсюда выделяются первобытная (родовая), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая демократия как высшая форма проявления демократии.

Истории известно, как по-разному осуществлялась классовая диктатура в рамках одного и того же типа государства. Уже рабовладельческому обществу были известны различные формы правления: монархия как единоличная власть, республика как выборная власть, демократия как власть большинства. Однако, несмотря на эти различия, государство рабовладельческой эпохи было рабовладельческим. Аналогичную картину можно наблюдать и в феодальном обществе. Наиболее распространенная

форма феодального государства — монархия. Но были и республики — самоуправляющиеся города, освободившиеся из-под власти феодалов и управлявшиеся выборными органами. Вместе с тем различные типы эксплуататорского государства имели сходные формы правления, например республику, и в рабовладельческой формации, и при капитализме.

Читайте также:

lektsia.com

Кризис рабовладельческого строя и зарождение феодальных отношений

ВведениеСредние века - это много вековой период зарождения, господства и разложения феодализма. В Европе он длился 12 столетий, в Азии - еще дольше. Остатки средневековья в некоторых странах не исчезли до сих пор.

Большинство народов вступило на путь феодализма, миновав рабовладельческий строй. Их средневековье началось с разложения родо-племенных отношений. Другие народы, пережившие рабовладельческую формацию, начали свою средневековую историю с традициями классового общества и государства. Но суть нового общественного строя осталась та же. Повсюду переход к феодализму был связан с подчинением крестьян крупным землевладельцам , превратившим землю - основное условие приложения человеческого труда - в свою монопольную собственность (государственную, частную ).

Феодализм знаменовал собой прогресс в общественном развитии. Наделенный землей крестьянин был заинтересован в росте производительности труда, и эта заинтересованность возрастала по мере развития феодальных отношений и ослабления личной и поземельной зависимости. Эпоха феодализма ознаменовалась расцветом мелкого товарного производства в городах, ставших колыбелью свободы и очагами культуры. Здесь зародилась мануфактура и начали складываться новые классы буржуазного общества. В результате развития товарно-денежного хозяйства изменялись аграрные отношения: крестьян переводили на натуральный или денежный налог (его платили феодалам или государству лично свободные чиншевые крестьяне), местами появлялись фермерские хозяйства капиталистического типа.

В течение средневековья коренным образом изменились этнические общности и государственные образования. Племена слились в народности, а из них начали формироваться современные нации. Вместо примитивных варварских государств и обособленных сеньорий образовались крупные централизованные государства на национальной или межнациональной основе. Несравненно поднялась культура. Если в эпоху раннего средневековья люди довольствовались остатками античной образованности и библейскими преданиями о сотворении мира, то к концу феодальной эпохи начало складываться научное представление об окружающей природе и были заложены основы материалистического мировоззрения.

Рабовладельческий строй и феодализм как две ступени развития человечества. Феодализм представлял более высокую ступень общественного развития, чем первобытнообщинный и рабовладельческий строй, на развалинах которых он образовался. В отличие от рабовладельческого строя, при котором непосредственный производитель - раб - был лишь "говорящее орудие" и он не был заинтересован в развитии производства, совершенствовании орудий труда. Рабовладельческое хозяйство было экономически выгодно только при наличии дешевой рабочей силы. Рабовладельческая форма эксплуатации почти исключала возможность воспроизводства рабочей силы в рамках самого рабовладельческого хозяйства. Раб не имел семьи, он быстро истощался от тяжёлой работы, рано умирал. Поэтому необходим был постоянный приток рабов, добыть которых можно было в результате успешных войн, грабительских экспедиций и работорговли. Например, в Римской империи упадок военной мощи был связан с хозяйственным кризисом и переходом от завоеваний к обороне, не позволявший пополнять убывающий контингент рабов. Рабы дорожали, и настоятельно вставал вопрос о целесообразности ведения хозяйства прежним, рабовладельческим способом. Рабовладение становилось преградой на пути развития экономики. Нужно было искать новые формы организации хозяйства, по-новому использовать рабскую силу, стимулировать производительность труда рабов.

Рабовладельцы вынуждены были изменить способ эксплуатации рабов, не поступаясь своим неограниченным правом собственности на их личность. Они наделяли рабов землей, превращая их в подневольных оброчных держателей. Вместе с тем, крупные земельные собственники старались привлечь на пустующие земли свободных арендаторов .

А при феодализме зависимый и крепостной крестьянин был наделен землей и вел свое мелкое хозяйство. Крестьяне проявляли заинтересованность в росте производительности своего труда, так как некоторая доля прибавочного продукта использовалась для расширения мелкого крестьянского хозяйства и улучшения благосостояния зависимого населения. По мере развития феодализма личная зависимость ослабевала и во многих случаях исчезала, что создавало новые стимулы для роста производительности крестьянского труда.

Не менее прогрессивно превращение мелкого крестьянского хозяйства в основную экономическую ячейку общества способствовало росту производительности труда, несмотря на то что крестьяне начали подвергаться жестокой эксплуатации.

В отличие от рабовладельческого строя феодализм представлял универсальную общественно-экономическую формацию, которую прошли почти все народы мира. Переход к феодализму проходил в разных странах не одновременно. Раньше на путь феодального развития вступили народы, пережившие рабовладельческий строй, позже народы у которых феодализм был первой классовой формацией. Точно так же нет единой для всех стран хронологической вехи конца феодальной формации. Одни, более развитые народы покончили с феодализмом и вступили на путь капитализма раньше, другие позже. Но в развитии феодализма в разных странах и на разных материках имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями жизни народов и естественно- географической средой. По-разному складывался феодальный строй у народов земледельческих и пастушеских, в странах с умеренным и засушливым климатом, где земледелие требовало искусственного орошения, в условиях разложения рабовладельческого или первобытно-общинного строя. В частности, весьма заметные различия наблюдались в развитии феодализма в европейских и азиатских странах. Если в Европе во все периоды средневековья преобладающее значение имела частная феодальная собственность на землю и эксплуатация крестьянства осуществлялась большей частью в форме взимания феодальной ренты, то в азиатских странах, в частности в Китае и Индии, в раннее и даже в классическое средневековье широко была распространена государственная собственность на землю и важнейшей формой эксплуатации крестьян являлись государственные налоги. Этим объясняется и тот факт, что в Европе в период сложившегося феодализма господствовала политическая раздробленность, а на Востоке в это время существовала более или менее централизованная система управления в форме деспотической монархии.

Зарождение феодализма в Западной Европе.Начало западноевропейского средневековья началось с крушения рабовладельческой Римской империи (V в.), а в азиатских странах с древнейшей цивилизацией - Китае, Северной Индии - переход к феодализму начался несколько раньше (II - III в.), но феодальный период в целом на Востоке длился более продолжительное время (до XVIII-ХIХ вв.).

В период раннего средневековья происходило становление феодальных отношений - образование крупной земельной собственности и подчинение свободных крестьян-общинников феодалами. Формировались два антогонических класса феодального общества - класс феодальных землевладельцев и класс зависимых крестьян. В экономике сочетались разные уклады - рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости). Этими социально-экономическими условиями определяется характер раннефеодального государства. Оно было относительно единым, а в азиатских странах даже более или менее централизованным (с деспотической формой правления) и осуществляло свое господство над лично свободным населением с помощью территориальных органов власти. В пределах этих государств, объединявших множество различных этнических общностей, происходил процесс этнической интеграции и закладывались основы для формирования средневековых народностей.

В Западной Европе феодализм сформировался на основе синтеза разлагавшегося рабовладельческого строя Римской империи и находящегося на стадии становления раннеклассового общественного строя варваров, преимущественно германцев. В некоторых странах Европы, как ,например, в Скандинавии и в восточнославянских землях, феодальные отношения складывались только на основе разложения первобытнообщинного строя без заметного влияния рабовладельческого мира. В этих условиях формирование феодализма происходило сравнительно медленно и завершилось намного позднее. На территории, завоеванной варварами у Римской империи, этот процесс происходил весьма интенсивно под влиянием более развитого общественно-экономического строя.

До феодальные отношения у варваров.Варварами в Римской империи называли жившие за ее пределами племена и народы, которые не знали латинского языка и были чужды римской культуре: кельты германцы и славяне.

Кельты жили в Северной Италии, Галлии, Испании, Британии и Ирландии. Отдельные из них встречались и в Германии вплоть до Одера. Римское государство завоевало и подчинило большую часть кельтского населения, которое слилось с римским образовав галло-римскую и испано-римскую народности.

Восточнее кельтов и местами рядом с ними расселялись германцы. Их поселения в начале новой эры простирались до Вислы и Северного Дуная. Обработка земли была уже достаточно развита. Вспашка земли производилась производилась в большенстве случаев легким плугом или сохой дважды перед посевом. Участки они обносили валом из земли и камня. У германцев еще не было садоводства и луговодства. Скотоводство носило уже не кочевой, а оседлый характер. Скот у германцев являлся главным предметом богатства и служил мерой стоимости. В хозяйственной жизни германцев значительное место занимали также рыболовство и собирательство, а у племен, живших по морскому побережью, - морской промысел и сбор янтаря. В целом экономика древних германцев носила натуральный характер. Германцы давно уже научились добывать железо, серебро, олово и медь, но у них этих металов было очень мало, и они ценились очень дорого. Значительного прогресса достигло гончарное дело и ткачество. Ткани расцвечивались растительными веществами. У прибрежных племен, знакомых с мореплаванием, было развито кораблестроение. Отважными мореходами были свионы, фризы, саксы.

Германцы исповедовали языческую веру. Большим влиянием у германцев пользовались жрецы и прорицательницы. Жрецы занимались не только делами культа, но и участвовали в решении общественно-политических дел.

Древние славяне занимали в первые века новой эры огромную террититорию от Вислы до Верхней Волги и Оки и от Балтийского побережья до Черного моря, Нижнего и Среднего Дуная. По характеру их экономики и уровню общественного развития славяне мало чем отличались от германцев. Основным занятием славян было земледелие, но такжа охота, скотоводство, рыболовство и бортничество. Значительнех успехов славяне добились в добыче и обработке железа, в гончарном ремесле и ткачестве. У них господствовал первобытно общинный строй, но уже начался процесс его разложения. Важнейшие общественные дела решались на народных собраниях (вече), большим влиянием на которых пользовались князья, имевшие свои дружины.

Славяне на ряду с другими варварскими народами сыграли значительную роль в разрушении античного рабовладельческого строя и образовании новых, феодальных отношений.

Начало формирования классов феодального общества.Завоевание римских провинций и расселение варваров среди романского населения, жившего в условиях классового общества и более высокой материальной и духовной культуры, ускорили разложение первобытнообщинного строя и формирование раннефеодальных отношений у варварских народов. С другой стороны, варварские завоевания ускорили разложение рабовладельческих отношений и образование феодального строя в римском обществе. Вместе с тем они создали предпосылки для романо-германского синтеза.

Повсюду завоевания сопровождались перераспределением земельной собственности и движимого имущества, включая и рабов. В результате чего значительно уменьшился удельный вес крупного землевладения и увеличилось значение мелкой и средней земельной собственности. Варвары-воины превратились в крестьян-общинников. Мелкое крестьянское производство являлось хозяйственной основой зарождавшегося феодального строя. Но крупная земельная собственность с эксплуатацией труда рабов не исчезла. Ей по-прежнему владели сенаторская знать, верхушка куриалов и высшее духовенство. Крупная земельная собственность распространялась и у варваров. Короли, старая родоплеменная знать и королевские дружинники присвоили значительную долю завоеванной земли и эксплуатировали зависимых людей. Под воздействием этих отношений и норм римского права ускорился процесс разложения общинно-родовых порядков у германцев. Надельная земля превращалась в собственность, а это приводило к имущественному неравенству в среде общинников и к установлению поземельной и личной зависимости.

Если свободные германцы постепенно опускались до положения зависимых людей, то колоны и рабы, наоборот, приобретали большую хозяйственную самостоятельность и юридические правомочия. Так начинался процесс формирования класса феодально-зависимого крестьянства. Класс зависимых крестьян все более пополнялся разорившимися и терявшими свободу и земельную собственность общинник. На другом полюсе формировался эксплуататорский класс крупных земельных собственников. Он включал в себя значительную часть крупных римских землевладельцев и верхушку христианского духовенства, а так же варварскую племенную и служилую знать. Занимая господствующее положение в варварских королевствах, эта знать богатела за счет эксплуатации покоренного населения и постепенно подчинила крестьян-общинников.

Изменение в политическом строе.Начавшийся в варварском обществе процесс класообразования и установления господства над населением римских провинций привели к оформлению государственной власти у варварских народов.

Родоплеменная организация германцев была не в состоянии осуществлять господство над массами завоеванного римского населения. Необходимо было государство, располагающее военной силой и судебно-административным аппаратом. Взамен распавшейся римской государственной бюрократической системы варвары должны были создать собственную государственную организацию, основанную на принципе территориального подчинения всего населения королевской власти. Господствующей верхушке государственная власть была необходима еще и для того, чтобы подавлять сопротивление низших слоев варварского общества, терявших свободу и попадавших в зависимость.

По сравнению с рабовладельческой Римской империей с ее сложным разветвленным бюрократическим аппаратом вновь созданные варварские королевства были примитивными. Центральная власть сосредоточивалась в руках королей, напоминавших первое время военных предводителей варварских полчищ. На местах наряду с королевскими служащими сохранялись общинно-родовые органы - народные собрания с выборными судьями и засидателями. Судили германское население по старинному обычному праву, зафиксированному в варварских правдах. Охрана общественного порядка осуществлялась большей частью силами самого населения. Военная организация представляла собой общее ополчение всех свободных германцев, вооружавшихся и отправлявшихся в поход за свой счет. Однако все большее значение приобретала дружина из профессиональных воинов, получавших содержание от короля и служившая только ему. Входило в практику наделение дружинников землей вместе с зависимым населением.

Варварские королевства унаследовали в той или иной степени римскую территориальную, административную и финансовую систему; ее пытались распространить и на германское население.

У германских народностей, оставшихся на своей прежней территории за Рейном, государственная организация сложилась значительно позже и в более примитивной форме племенных княжеств(герцогств). Это объясняется не только отсутствием римского влияния, но и тем, что родо-племенное устройство продолжало еще долгое время выполнять свои прежние функции в области суда, военной организации и в решении важнейших общественных дел. При слабой социальной дифференциации подавляющая часть населения включалась в общинно-родовые союзы, и для создания государственной территориальной организации не было условий.

Новые этнические общности.Переселение германцев на новые территории и смешивание разноплеменного населения в процессе передвижений привели к разложению ранее существовавших германских племенных образований и появлению новых общностей, основанных на территориальных связях. Германские племена, пополненные в ходе далеких переселений чужеродными этническими элементами, расселялись на завоеванных римских территориях среди более многочисленного и стоявшего выше по уровню хозяйственного и культурного развития романского населения, вступая с ними в социальные и этнические контакты. Хотя в политическом и в военном отношении господами оставались завоеватели-варвары, в экономическом, культурном и этническом взаимодействии победителями стали римляне. В течение нескольких столетий варвары были романизованы и ассимилированы более развитой этнической средой, не оказав на нее заметного влияния ни по образу жизни, ни по языку. Успешнее всего процесс этнической ассимиляции развивался в тех областях, где варвары селились смешано с местным населением. Но даже там, где создавались сплошные варварские населения, как например в Северной Галлии (франки) или в Северной Италии (ланго-барды), процесс ассимиляции, хотя и замедленно, прогрессировал в том же направлении, и через несколько столетий германцы растворились в местной романской среде. Успеху ассимиляции благоприятствовало политическое объединение разноплеменного населения в пределах одного государства и установление христианского единства. Переселившиеся на запад восточно-германские племена придерживались первое время арианства, но вскоре они приняли римско-христианское правоверие, и этим были установлены всякие преграды на пути взаимного общения. Вошли в практику смешанные браки между варварами и римским населением, что привело к быстрому устранению этнических различий.

В Западной Европе спустя несколько веков после гибели Римской империи начали складываться новые романские народности - итальянская, испанская, франко-романская, в которых германцы были поглащены романо-кельтским населением. Германские племенные общности, жившие на востоке от Рейна, оставались политически разрозненными вплоть до завоевания; процесс их этнической интеграции завершился позже в пределах Германского государства.

Вывод.По моему мнению, феодальный строй был прогрессивнее первобытно-общинного и рабовладельческого. Мелкое крестьянское хозяйство, служившее основой феодальной экономики, несмотря на жестокую эксплуатацию крестьян, было производительнее хозяйства примитивной домашней общины и даже рабовладельческой латифундии. Феодальная экономика, оставаясь в своей основе натуральной, предполагала наличие общественного разделения труда. По мере развития феодализма все более распространялись товарно-денежные отношения и создавались предпосылки для перехода к развитому товарному хозяйству. Совершенствовались обработка земли, и повышалась ее урожайность, улучшались породы скота, развивались различные виды ремесла, превратившегося в отдельную отрасль экономики.

Основой феодального способа производства являлось наличие у феодалов собственности на землю и в известной степени на личность самого непосредственного производителя - крепостного и зависимого крестьянина, наделенного землей. Феодальная собственность приобрела разные формы. В одних случаях она принадлежала учреждению или значительной группе лиц (государственная, церковно-монастырская собственность), в других - отдельным или нескольким лицам (вотчинно-аллодиальная и условно-ленная собственность). Крестьяне, в своей массе лишенные земельной собственности и личной свободы, эксплуатировались феодалами или государством в форме взымания ренты или налога. В отличие от капитализма, где господствует экономическое принуждение, при феодализме непосредственный прозводитель, наделенный землей, эксплуатируется с помощью внеэкономического принуждения. Этим обьясняется ограниченная связь земельной собственности с политической властью при феодализме. Каждый крупный земельный собственник располагал судебно-административной властью и осуществлял ее с помощью собственного аппарата принуждения. Феодальная вотчина являлась не только хозяйственной единицей, но и автономной политической организацией, государством в государстве. Политическая власть в стране в целом осуществлялась иерархией феодальных собственников и совладетелей во главе с королем.

Использованная литература : 1. История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов/ М.Л. Абрамсон, А.А.Кирилова, Н.Ф.Колесницкий и др.; Под редакцией Н.Ф. Колесницкого. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвящение, 1986. - 575 с. ил.

2. Обзор русской истории./под редакцией С.Г.Пушкарева. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

3. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / М.М.Горинов , А.А.Горский , В.О.Дайнес и др. ; Под ред. М.Н. Зуева. - М.: Высш. шк. - 1995. - 431 с.

4. История России: учебное пособие / А.Горбунов, В.Ермаков, В.Зюзин,С. Линец, А.Перепелицын / Под ред. А.И.Перепелицына. изд. 2-е испр. и доп. - Пятигорск, 1995.

5. Очерки истории западноевропейских государств: Уч. пособие / Под ред. В.П.Ермакова и А.И.Перепелицина. - Пятигорск, 1994.

6. Пособие по истории средних веков для подготовительных отделений вузов: Учеб. пособие для подготовит. отделений вузов. В 2-х частях. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ч. 1 /Орлов А.С., Георгиев В.А. - М.: Высш.шк., 1984. - 351 с.

7. История государства Российского / Примеч. А.М.Кузнецова; Художник И.Цыганков. Т. I -IV. - Калуга: Золотая аллея, 1993. - 576 с., илл.

8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. - М.: Просвящение, 1995. - 304 с.

9. История России с древности до наших дней / Под ред. Г.К.Деева, И.С.Достяна и В.И.Мазаева. - М.: Издательство политической литературы, 1976.

www.km.ru


Смотрите также