Радник. Происхождение государства первобытное общество
1.1 Причины и условия возникновения государства, характеристика первобытного общества. Характеристика основных концепций происхождения государства и права
Похожие главы из других работ:
Взяточничество: понятие, виды
1.2 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
На протяжении последних лет в России наблюдается устойчивый рост взяточничества, но необходимо учитывать...
Возникновение государства и права
1. Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества. Причины и формы возникновения государства. Общее и особенное в происхождении государства у различных народов
Государство представляет собой конкретно - историческое социальное явление. Самые первые государства возникли значительно позже первых людей на Земле...
Государство как институт политической системы
1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения
Сущность государства. Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций...
Индивидуальные трудовые споры
1.1 Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров
Причины трудовых споров - это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности Рыженков А.Я.Трудовое право России . Учебник. - М.: Юрайт...
Ответственность за вымогательство по уголовному праву
1.1 Причины и условия возникновения вымогательства
Анализ отечественных источников, а также практика борьбы с явлением, лежащим в основе отечественной преступности, позволяет выделить следующие причины и условия возникновения вымогательства. Ухудшающаяся экономическая ситуация...
Понятие и признаки взяточничества в законодательстве Российской Федерации
1.1 Причины возникновения и условия распространения взяточничества
Решительная борьба с коррупцией как социальным и правовым злом - яркая примета нашего времени...
Правовое регулирование процедуры разрешения коллективного трудового спора, правовой статус его участников. Способы разрешения данного вида споров
§ 1.2 Общие причины и условия возникновения трудовых споров
Разрешение трудовых споров во многом, если не в основном, зависит от условий и объективных причин их возникновения. Причины трудовых споров - негативные факторы...
Происхождение государства и права
ГЛАВА 1.Общая характеристика первобытного общества
...
Происхождение права и государства
2. Причины и условия возникновения государства и права
Проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. (Например, есть мнение...
Происхождения государства и права
1. Общая характеристика первобытного общества
Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысяч лет тому назад, в так называемый мустьерский период...
Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам
1.2 Причины и условия возникновения индивидуальных трудовых споров
Определение причин и условий возникновения индивидуальных трудовых споров по разному описывается в науке трудового права. Так, например, О.С. Смирнов определяет, что условия возникновения споров - это та обстановка, обстоятельства...
Система организации власти
1.1 Общая характеристика первобытного общества
Первобытное общество -- это период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников...
Теория происхождения государства
1. Причины возникновения государства
Многие научные деятели ведут яростные дискуссии по вопросу проблем возникновения государства. Первой причиной этих дискуссий, является то...
Характеристика основных концепций происхождения государства и права
1. Причины и условия возникновения государства
...
Характеристика основных концепций происхождения государства и права
3.1 Причины и условия возникновения права
Преимущество социальных институтов появляется фактически совместно с государством, потому что они призваны гарантировать эффективность друг друга. Конкретно органы страны становятся главными структурами...
pravo.bobrodobro.ru
Происхождение государства и права. // § 1 Первобытное общество
Первобытно-общинный строй - это общество, не знавшее классового деления, государ-ственной власти и правовых норм.
Вместе с тем причины, которые впоследствии вызва-ли возникновение государства и права, зарождались и формировались именно в условиях первобытного обще-ства, и потому его характеристика является необходи-мой предпосылкой для выяснения этих причин.
Основой экономических отношений первобытно-об-щинного строя являлась коллективная собственность на средства производства при уравнительном распределении добывавшихся материальных благ.
Наличие коллективной собственности на средства производства определялось низким уровнем развития производительных сил. Орудия труда той далекой эпо-хи были примитивны, люди же не имели достаточно до-стоверных представлений ни об окружающей действи-тельности, ни о самих себе. Ясно, что производительность труда в те времена была очень низкой. Слабость людей перед лицом природы, суровые условия жизни, постоян-ная борьба со стихией заставляли их объединяться в коллектив, трудиться сообща. Общий труд неизбежно вел к совместной собственности на средства производ-ства, к распределению продуктов на началах равенства.
Особенности экономического строя первобытного об-щества обусловливали в конечном итоге его социальную структуру и духовную жизнь, специфику власти и со-циальных норм.
Основной ячейкой первобытного общества был род. Он возник вследствие длительной эволюции, которая происходила в предшествующий период. Люди, жившие "первобытным стадом", под воздействием труда все бо-лее приобретали черты "общественного человека".
Первостепенную роль в формировании обществен-ного человека и появлении рода сыграл ТРУД. Не человек с его созна-нием создал труд, а труд создал человека с его созна-нием. Для эпохи "первобытного стада" была харак-терна половая неупорядоченность, т. е. промискуи-тет. Возникновение родового общества было связано с переходом к групповом
у браку. Эта форма брачных отношений ранней родовой общины характеризуется экзогамией, т. е. порядком, при котором запрещалось вступать в брачные отношения внутри рода и нужно было брать жен и мужей в другом роде. Этим определялась необходимость сосуществования двух экзогамных родо-вых коллективов в рамках одного взаимобрачного объ-единения (дуальной организации).
Возникновение рода знаменовало собой большой шаг вперед в социальном развитии. Родовая община была уже подлинно общественным организмом, объединением, выступавшим как производственный хо-зяйственный коллектив.
Общая собственность на землю, орудия труда и пред-меты потребления, ярко выраженное уравнительство обусловливали такие взаимоотношения между сороди-чами, при которых господствовали интересы коллектива. Все члены рода - свободные люди, связанные кровными узами. Их отношения строились на основе взаимопомо-щи, братства, никто не имел каких-либо преимуществ перед другими. Род как первоначальная ячейка чело-веческого общества был универсальной организацией, характерной для всех народов.
На ранних ступенях первобытной эпохи существовал матриархат. Родство велось исключительно по материн-ской линии, ибо в условиях группового брака никто не мог достоверно знать своего отца. На этой ступени и особенно позднее, с возникновением развитой материн-ской общины, женщина занимала господствующее поло-жение в экономике. Ее труд, состоявший в собирании и хранении плодов, приготовлении пищи, а главное в обра-ботке земли с помощью мотыги, был в тех условиях го-раздо более эффективным и надежным источником существования, чем труд мужчины-охотника.
В пределах материнской общины существовало естественное (половозрастное) разделение труда: груп-пы мужчин, женщин, стариков, детей занимались раз-личными видами трудовой деятельности. Постепенно сужался круг брачных связей, и на смену групповому браку пришла парная семья. Это был слабый и неустой-чивый брачный союз при свободе развода для любой из сторон. Личное имущество умерших членов рода наследовал род.
Классический род представлял собой основанную на коллективном труде и общей собственности организацию людей, ведущих происхождение от одной общей родо-начальницы.
Экономическим отношениям родового строя соответствовали организация общественной власти и система управления делами рода. Носителем власти являлось все общество. Она не была отделена от общества, а совпадала с ним, принадлежала ему. Все важные вопросы жизни обще-ства, производственной деятельности, войны, религиоз-ных церемоний, разрешения споров между отдельными лицами и т. д. решались собранием (советом) всех взрослых членов рода - мужчин и женщин. Это собра-ние, возникшее вместе с родом, было высшей властью в нем. Для непосредственного управления делами собра-ние выбирало старейшин (вождей) и военных предводи-телей (военачальников), которые не имели каких-либо материальных преимуществ, трудились наряду со всеми и пользовались лишь моральным авторитетом. Эти лица могли быть смещены собранием в любое время, они осу-ществляли свои функции под контролем рода.
Решения собрания являлись совершенно обязатель-ными для всех и воспринимались как выражение общей воли.
Общественная власть при первобытном строе была весьма авторитетной, вполне реальной, способной эф-фективно руководить общиной. Она, безусловно, обла-дала возможностью принуждения по отношению к на-рушителям порядка, но никаких особых органов, осу-ществлявших принудительные меры, не имела.
Если возникала потребность решения дел, связанных с нарушениями тех или иных обычаев, нравственных или религиозных установлении (дел об измене, трусости, кровосмешении и т. п.), то этим занималось само собра-ние, т. е. весь род. И именно здесь выносилось решение о наказании провинившегося, к которому могли быть применены такие меры, как порицание, укор, замечание, изгнание из рода.
В принципе род представлял собой вполне самостоя-тельную социальную общность. Однако необходимость дуальной организации, вытекавшей из экзогамии, обу-словливала постоянное общение с другим родом. На этой основе складывался союз родов, получивший на-звание "фратрия". Несколько фратрий по мере разви-тия общества объединялись в племя.
Организация власти во фратрии основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине. Однако в ряде случаев совет фратрии, осуществлявший властные функции, представлял собой не общее собрание всех ее членов, а формировался из старейшин родов, входивших во фратрию.
В племени общественная власть осуществлялась пле-менным советом, в который входили представители фратрий - старейшины, военачальники, жрецы.
Рассмотренные выше формы органи-зации власти в первобытном обществе дают все основа-ния сказать, что эта власть выступала как самоуправ-ление, первобытная демократия. Такой ее характер определялся экономическим строем, основой которого была коллективная собственность на средства производ-ства, обусловившая социальное равенство всех членов общества.
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения - социальные нормы. К ним отно-сились главным образом обычаи, игравшие весьма важ-ную роль в регулировании производственных процессов, быта, семейных и других общественных отношений.
Многие обычаи были тесно связаны с нормами пер-вобытной нравственности (морали), религиозными веле-ниями, а часто и совпадали с ними. Религиозную окрас-ку носили и различные обряды, церемонии, связанные с эстетическими представлениями людей той эпохи. Большое значение имели многочисленные запреты (табу).
Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности.
Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этому и служили многочисленные обычаи.
Многие важные обычаи непосредственно вытекали из существовавших общественных отношений. Так, обы-чай равенства всех членов рода отражал фактические отношения равенства, сложившиеся объективно, в силу экономических условий первобытного строя. Это же в полной мере относится к обычаю наследования роду.
Социальные нормы первобытного общества, как и су-ществовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и по-рабощения. Социальные нормы выражали волю всех членов рода, в силу чего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обя-занностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность (например, служба в опол-чении или участие в народном собрании) как право. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т. д. Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось, от всего рода в целом.
< Попередня Наступна >
radnuk.info
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Количество просмотров публикации ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - 37
В первобытном обществе не существовало государства, классов. Властьи производствобыли непосредственно общественными, коллективными, орудия труда – примитивными, собственность – общей.Распределение продуктов труда было уравнительным.
Форма социальной организации – род,а не государство. Социальная властьосуществлялась общими собраниями членов рода, племени, советами старейшин. Вождивыполняли функции военных лидеров.
В эпоху неолита изменились производственные отношения – появилось разделение труда на земледелие и скотоводство, что повлекло крайне важно сть обмена продуктами труда (появилось купечество и торговые центры).
В земледельческих общинах, где сельское хозяйство вели в основном женщины, устанавливается матриархат.Укрепляется семья, ослабляется род. Родовая общинасменяется соседской.Совершенствование орудий труда привело к появлению излишков производства, что позволило трудиться уже не всем членам общины. Появилось имущественное неравенство.
Все эти факторы неизбежно повлекли возникновение государства.Власть вождя стала передаваться по наследству. По мере развития культуры появляются и профессиональные жрецы которые также заинтересованы в укреплении гос власти.
В странах с восточным типом производства – в Египте, Вавилоне, Китае, Индии, в государствах ацтеков и майя – развитие экономики связано со строительством грандиозных ирригационных сооружений. Для их эксплуатации крайне важно сохранение крестьянской общиныи жесткая централизованная власть. Возникает мощное бюрократическое государство чиновников и жрецов с огромной властью В Римевозникновение и развитие государства связано с возникновением и развитием частной собственности на землю и на рабов,чем объясняется и развитие римского права.
В связи с возникновением классовпоявляется и государствокак орудие классового господства, обособленное от обществаи вместе с тем выполняющее не только классовые,но и общесоциальные функции – охрану от внешних врагов, поддержание внутреннего правопорядка, а в восточных деспотиях – и функцию организации сельскохозяйственных работ.
Социальные нормыпервобытного общества – мононормы.Οʜᴎ соблюдались по обычаю, не исключалось и принуждение к их исполнению (изгнание из рода, казнь). Принуждение исходило от всего рода. Правопоявляется лишь с возникновением государства и утверждается насилием со стороны государства. Оно противоречит старым обычаям. По этой причине государству приходится активно бороться с обычаями, искоренять их. Нередко с этой целью насаждаются новые религии, обожествляющие правителя.