контрольно-обобщающий урок по теме Первобытное общество В 5 классе. Первобытное общество обобщающий урок
Повторительно - обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей"
Методическая разработка урока
Предмет: история Древнего мира.
Тема: повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».
Класс: 5 класс;
Технологии: презентация;
Аннотация:
Форма проведения урока - это игра - путешествие. Данный урок проходит после изучения первой небольшой темы «Жизнь первобытных людей и их открытия в курсе «История Древнего мира» в 5 классе, в сентябре месяце. В это время идет адаптационный период у учащихся при переходе из 4 в 5 класс, а так как в младшем школьном возрасте большая роль в обучении отводится игре, то поэтому и выбрана данная форма проведения урока. Изучение истории в 5 классе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащимися, если игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Конспект урока:
.
Повторительно – обобщающий урок по теме
«Жизнь первобытных людей».
Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;
Задачи:
повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;
формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,
осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
развивать познавательную активность;
воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра- путешествие
Оборудование:
Историческая карта.
Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».
Компьютер, мультимедиапроектор.
Презентация
Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. У каждого из вас есть листочки бумаги. На этих листочках вы будете ставить «+» если ответите правильно и «-», если неправильно. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.
Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.
Вопрос: Мы пройдем все этапы развития человека. А откуда мы начнем наш путь? Где и когда появились первые люди?
Слайд №2
- А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? (Археология)
- Что находят археологи? (Исторические источники)
- Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности?
И так, мы с вами переносимся в далекое прошлое, на 2,5 млн. назад, туда, где появились первые люди..
Слайд №3. Станция «Угадайкино»
Первая станция называется «Угадайкино»
Вопросы:
- Ребята, кто это? Мы видим каких – то обезьян? А где же люди?
– Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?
– Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).
– Какой это человек? (человек умелый).
Молодцы! Вы блестяще справились с заданием.
Следующая станция «Вопроскино», находится на рубеже 1 млн. лет назад.
Вопрос: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)
Слайд №4
Вопросы:
- Как человек овладел огнем?
- Человек сначала научился использовать огонь или добывать?
– Что дал человеку огонь?
– Какими были первые способы добычи огня?
Давайте с вами разведем костер (потрем руки), попробуем как это делал первобытный человек. Тепло стало, согрелись?
Следующая станция «Рассказкино» и находится она в точке 100 тыс. лет назад. Что произошло в данный период времени? (начался ледниковый период).
- Что это такое?
На слайдах изображена охота на мамонтов.
Слайд №5. Что мы видим? Что это?
Задание рассказать об охоте на мамонтов.
Вопросы:
– Что давала человеку охота на мамонтов?
– Какой способ добычи пищи еще был у первобытного человека? (собирательство)
– А у нас с вами есть собирательство?
Станция «Кроссвордово».
Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим интеллектуальные способности и отгадаем кроссворд. Станция называется «Кроссвордово».
Слайд №6. Кроссворд.
Вопросы для кроссворда:
Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?
Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.
Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.
Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.
Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам.
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).
Слайд № 7 (изображение бизона)
Вопросы:
– Когда появилось искусство? (40 тыс. лет назад).
– Что зародилось вместе с искусством?
– Какой человек овладел искусством? (человек разумный).
– На кого он был похож?
– Для чего человек рисовал?
Молодцы!
Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 10 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).
Станция «Ошибкино».
Слайд № 8
Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.
Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»
Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.
По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.
Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.
Следующая станция находится на рубеже 7 тыс. лет назад. Что означает эта дата? (открытие металлов)
Станция «Загадкино», 7 тыс. лет назад.
Слайд № 9 (изображение древних орудий труда).
- Что дало человеку открытие металлов?
Задание: отгадать загадки.
Загадки.
Чем может отличаться древнейший человек,
От тех, кто появился пораньше так на век?
Ведь он такой же голый и так же весь оброс.
Ест все, что попадается. Встает вот, правда в рост (умение изготовлять орудия труда)
Первый это коллектив, человек там не ленив.
Он по лесу ходит день, собирает все – не лень. (стадо)
Назови орудье – то, что придумано давно.
Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно. (палка – копалка, рубило, дубина).
Назови это занятье,
Когда целый день – деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали. (собирательство)
Этим палку – вырубали и ее же заостряли.
Назови, что это было, ну конечно, же …. (рубило)
Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.
И предмет он прихватил, что из кости смастерил.
Назови, что это было и оружием служило. (гарпун)
Живут в пределах местности одной
Они как брошенное в земля семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали….(племя).
Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).
Собрав сородичей и всех друзей,
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился. (вождь)
Вожди племен и их друзья прославлены все были.
И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)
Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук.
За животиной он тащился,
Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)
Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.
Задача №1:
Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.
Задача №2:
Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?
Задача №3:
Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
Задача № 4:
Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ.
Молодцы! Мы уже скоро доберемся до дома. Нам осталось выполнить несколько заданий. Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 5 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата?
Станция «Терминово» Слайд № 10
Дать определения:
- история;
- всеобщая история;
- исторический источник;
- археология;
- человеческое стадо;
- собирательство;
- рубило;
- гарпун;
- каменный век;
- религия;
- искусство;
- миф;
- идол;
- жертвоприношение;
- присваивающее хозяйство;
- производящее хозяйство;
- племя;
- Родовая община;
- старейшина;
- вождь;
- неравенство;
- раб;
- знать;
- ледниковый период;
- мотыга.
И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2014 год.
Давайте сделаем вывод по нашему путешествию.
Слайд № 11 Вопрос. Назовите отличительные черты первобытности.
( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).
Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас? Составьте синквейн.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…»
Литература:
Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. – М., 2009.
Годер Г.И. Задачник по истории Древнего мира. – М., 1995.
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. - М., 2000.
kopilkaurokov.ru
Повторительно — обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей"
Скачать документ
Методическая разработка урока
Предмет: история Древнего мира.
Тема: повторительно – обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей».
Класс: 5 класс;
Технологии: презентация;
Аннотация:
Форма проведения урока — это игра — путешествие. Данный урок проходит после изучения первой небольшой темы «Жизнь первобытных людей и их открытия в курсе «История Древнего мира» в 5 классе, в сентябре месяце. В это время идет адаптационный период у учащихся при переходе из 4 в 5 класс, а так как в младшем школьном возрасте большая роль в обучении отводится игре, то поэтому и выбрана данная форма проведения урока. Изучение истории в 5 классе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение игр повысит прочность и качество усвоения знаний учащимися, если игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся.
Конспект урока:
.
Повторительно – обобщающий урок по теме
«Жизнь первобытных людей».
Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества;
Задачи:
повторить и закрепить материал по истории первобытного общества;
формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, сопоставлять факты, высказывать свою точку зрения,
осуществить контроль знаний, умений и навыков по изученному материалу;
развивать познавательную активность;
воспитывать в детях в ходе игры чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: игра- путешествие
Оборудование:
Историческая карта.
Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».
Компьютер, мультимедиапроектор.
Презентация
Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить, то что уже изучили, а так же оценить ваши знания. У каждого из вас есть листочки бумаги. На этих листочках вы будете ставить «+» если ответите правильно и «-», если неправильно. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.
Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Наше путешествие мы будем совершать на поезде времени. Вы знаете, что все поезда идут от станции к станции, и нам необходимо будет на каждой станции выполнить какое – то задание, чтобы двинуться дальше.
Вопрос: Мы пройдем все этапы развития человека. А откуда мы начнем наш путь? Где и когда появились первые люди?
Слайд №2
— А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? (Археология)
— Что находят археологи? (Исторические источники)
— Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности?
И так, мы с вами переносимся в далекое прошлое, на 2,5 млн. назад, туда, где появились первые люди..
Слайд №3. Станция «Угадайкино»
Первая станция называется «Угадайкино»
Вопросы:
— Ребята, кто это? Мы видим каких – то обезьян? А где же люди?
– Почему вы решили, что это человек? Он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?
– Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).
– Какой это человек? (человек умелый).
Молодцы! Вы блестяще справились с заданием.
Следующая станция «Вопроскино», находится на рубеже 1 млн. лет назад.
Вопрос: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)
Слайд №4
Вопросы:
— Как человек овладел огнем?
— Человек сначала научился использовать огонь или добывать?
– Что дал человеку огонь?
– Какими были первые способы добычи огня?
Давайте с вами разведем костер (потрем руки), попробуем как это делал первобытный человек. Тепло стало, согрелись?
Следующая станция «Рассказкино» и находится она в точке 100 тыс. лет назад. Что произошло в данный период времени? (начался ледниковый период).
— Что это такое?
На слайдах изображена охота на мамонтов.
Слайд №5. Что мы видим? Что это?
Задание рассказать об охоте на мамонтов.
Вопросы:
– Что давала человеку охота на мамонтов?
– Какой способ добычи пищи еще был у первобытного человека? (собирательство)
– А у нас с вами есть собирательство?
Станция «Кроссвордово».
Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек стал разумным, начал говорить). И мы с вами проявим интеллектуальные способности и отгадаем кроссворд. Станция называется «Кроссвордово».
Слайд №6. Кроссворд.
Вопросы для кроссворда:
Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди?
Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии.
Первая сила природы, которой овладели первобытные люди.
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу.
Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке.
Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди.
Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники.
Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам.
Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу.
У нас появилось главное слово – Альтамира. Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).
Слайд № 7 (изображение бизона)
Вопросы:
– Когда появилось искусство? (40 тыс. лет назад).
– Что зародилось вместе с искусством?
– Какой человек овладел искусством? (человек разумный).
– На кого он был похож?
– Для чего человек рисовал?
Молодцы!
Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 10 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата? (начало земледелия и скотоводства).
Станция «Ошибкино».
Слайд № 8
Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.
Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»
Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.
Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.
-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. – У тебя серп железный, а у них — то серпы медные.
Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.
По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.
Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.
Следующая станция находится на рубеже 7 тыс. лет назад. Что означает эта дата? (открытие металлов)
Станция «Загадкино», 7 тыс. лет назад.
Слайд № 9 (изображение древних орудий труда).
— Что дало человеку открытие металлов?
Задание: отгадать загадки.
Загадки.
Чем может отличаться древнейший человек,
От тех, кто появился пораньше так на век?
Ведь он такой же голый и так же весь оброс.
Ест все, что попадается. Встает вот, правда в рост (умение изготовлять орудия труда)
Первый это коллектив, человек там не ленив.
Он по лесу ходит день, собирает все – не лень. (стадо)
Назови орудье – то, что придумано давно.
Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно. (палка – копалка, рубило, дубина).
Назови это занятье,
Когда целый день – деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной,
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали. (собирательство)
Этим палку – вырубали и ее же заостряли.
Назови, что это было, ну конечно, же …. (рубило)
Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.
И предмет он прихватил, что из кости смастерил.
Назови, что это было и оружием служило. (гарпун)
Живут в пределах местности одной
Они как брошенное в земля семя,
Собравшись несколько родов,
Они образовали….(племя).
Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.
И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).
Собрав сородичей и всех друзей,
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил побыстрей
И с ними после боя поделился. (вождь)
Вожди племен и их друзья прославлены все были.
И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.
Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)
Он из мотыги появился,
Избавив всех от лишних мук.
За животиной он тащился,
Ты, прав, конечно, это,,,,(плуг)
Мы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.
Задача №1:
Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.
Задача №2:
Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте почему?
Задача №3:
Какие находки надо нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
Задача № 4:
Все знают поговорку: “Что посеешь, то и пожнешь”. Между тем, ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте свой ответ.
Молодцы! Мы уже скоро доберемся до дома. Нам осталось выполнить несколько заданий. Мы переносимся с вами в точку на ленте времени в 5 тыс. лет назад. О чем говорит вам эта дата?
Станция «Терминово» Слайд № 10
Дать определения:
— история;
— всеобщая история;
— исторический источник;
— археология;
— человеческое стадо;
— собирательство;
— рубило;
— гарпун;
— каменный век;
— религия;
— искусство;
— миф;
— идол;
— жертвоприношение;
— присваивающее хозяйство;
— производящее хозяйство;
— племя;
— Родовая община;
— старейшина;
— вождь;
— неравенство;
— раб;
— знать;
— ледниковый период;
— мотыга.
И так, мы с вами почти добрались до дома. Мы перемещаемся в 2014 год.
Давайте сделаем вывод по нашему путешествию.
Слайд № 11 Вопрос. Назовите отличительные черты первобытности.
( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).
Вам понравилось изучать эпоху первобытности? Что это для вас? Составьте синквейн.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека…»
Литература:
Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. – М., 2009.
Годер Г.И. Задачник по истории Древнего мира. – М., 1995.
Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. — М., 2000.
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».
Информация для учителя
Контрольно-обобщающий урок «Жизнь первобытных людей» проводится в форме игры — путешествия в далекое прошлое наших предков.
Оборудование: карта мира, схема путешествия на доске.
Ход урока
Организационный момент
II. Объявление темы и задачи урока
Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени ученые назвали первобытностью. А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня, повторяя изученный материал.
— Каковы черты первобытности или первобытного общества?
(Работая на уроке, учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества.)
III. Путешествие по станциям
На доске схема путешествия по станциям.
ПЕРВОБЫТНОСТЬ?
1. Рассказкино
2. Картово
3. Задачкино
4. Кроссвордово
5. Терминово
6. Отгадайкино
1. Станция «Рассказкино». На этой станции выбираются два ученика, которые готовят развернутые ответы по карточкам. Им дается время на подготовку.
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?» Для этого вспомни:
— От кого произошел человек?
— Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
— Чем было покрыто его тело?
— Как выглядит современный человек?
— Сравни условия жизни древнего и современного человека.
— Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
КАРТОЧКА № 2
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
— Какой металл первым начал использовать человек?
— Какое это имело значение?
— Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
2. Станция «Картово». Пока готовятся двое учеников, класс «переместился» на станцию «Картово», где проверяется знание карты.
— Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка.)
— Покажите предполагаемую область прародины человечества. (Восточная Африка.)
— Покажите древнейший район земледелия. (Западная Азия.)
3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.
Задача 1. Одно из первобытных племен не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копье», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль. (Можно. Сами слова рассказывают о занятиях древних людей.)
Задача 2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот.)
Задача 3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)
infourok.ru
контрольно-обобщающий урок по теме Первобытное общество В 5 классе.
Белгородская область, Борисовский район, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хотмыжская сош» Контрольно-обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» Подготовила: учитель истории и обществознания Бурменская О. В. Хотмыжск 2012 год
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Жизнь первобытных людей» история древнего мира. 5 класс.
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «Первобытное общество».
Тип урока: урок-игра.
Структура урока: 1. Организационный момент.
2. Объявление цели и задачи урока.
3. Путешествие по станциям.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Оборудование урока: карта мира, мультимедийная презентация к уроку, жетоны (красные и жёлтые).
Ход урока:
№ п/п
Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся (формирование УУД)Ссылка на приложение (н-р, название, номер в приложениях, адрес ресурса и пр.)
2. Объявление темы и задачи урока. Актуализация опорных знаний учащихся по теме. В течение нескольких уроков мы с вами изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Этот период времени учёные назвали Первобытностью. Сегодня на уроке мы решим, чем этот период времени отличается от современности? За каждый правильный ответ учащийся получает жетон (красный – за полный ответ; жёлтый – ответ не полный) Учащиеся должны сформулировать своими словами отличительные черты первобытного общества. И сформулировать проблему: Каковы черты первобытности или первобытного общества? Презентация
Слайд №1- №2.
3.
4.
5. 1.Путешествие по станциям
2. Пока готовятся 2 учеников, класс «перемещается» на станцию «Картово», где учитель проверяет знания карты.
3. На станции «Задачкино» решаются творческие задачи.
4. Работа с развёрнутыми ответами 2 учащихся по карточке №1 и №2.
5. На станции «Кроссвордово»
6. Станция «Терминово» проверка знаний терминов.
7. На станции «Отгадайкино» учитель возвращается к задаче урока
Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Станция - Рассказкино;
Станция – Картово;
Станция-Задачкино;
Станция - Кроссвордово;
Станция - Терминово;
Станция - Отгадайкино.
--Покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей.
--Покажите предпологаемую область прародины человечества.
-Покажите древнейший район земледелия.
Задача №1. Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова, обозначавшие «кремень», «копьё», «корзина», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш». Можно ли на этом основании сделать выводы о быте и умениях племени? Докажите свою мысль?
Задача №2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?
Задача №3. Какие находки нужно найти археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди.
По горизонтали: 1. Первое домашнее животное.
2. Толстый слой льда.4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе брёвна (для передвижения по воде). 12. Знатный человек, возгл
profhelp.net
Итоговый урок по теме "Жизнь первобытных людей"
Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок по теме "Жизнь первобытных людей"»
Историческое лото
Археология
1. Изображение бога или духа
Религия
2. Вожди и старейшины
Ремесло
3. Разделение на богатых и бедных
Знать
4. вера в богов и духов.
Неравенство
5. наука, изучающая жизнь людей по вещественным источникам.
Идол
6. Изготовление различных изделий
ОЦЕНКА
2. «Исторический словарь»
Вам даны группы слов. Составьте с ними предложения.
А) Родовая, старейшина, община.
Б) Плоды, собирательство, коренья.
В) Рубило, дубина, палка-копалка.
ОЦЕНКА
3. «Задачкино»
О каком человеке идет речь в стихотворении? Аргументируйте свой ответ при помощи фактов, приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял, Рукою лапа стала. Чужую шкуру повязал, Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки,Кувшины, чашки, ложки.А чтоб не набивать живот,Корзины сплел, лукошки".
Ответ: человек "_____________", т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека - Р________
- Какие изменения произошли в жизни человека " разумного "по сравнению с первобытными людьми?
Ответ: Новые ___________труда, переход от ________________ хозяйства к _______________ хозяйству,
- Какую роль сыграл новый вид хозяйства в жизни человека?
Ответ: Уменьшилась ______________ человека от природы, люди больше рассчитывают на свои ___________________________
ОЦЕНКА
4. «Всезнайка»
Работа с текстом "Найди ошибку". Зачеркните неверное слово или предложение, напишите верное.
А. Каждая семья в соседской общине самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи были одинаково бедны.
Б. Неравенство - это название одного из племен древних людей.
В. Племена древних людей воевали друг с другом и для руководства военными действиями выбирали царя, который постепенно становился вождем.
Г. Вождь племени, старейшины, их друзья и соратники, бедные земледельцы приобретали известность и становились знатными людьми.
Д. Знатность не передавалась по наследству.
- О каких изменениях в жизни общества идет речь в данном отрывке? (появление_______________).
ОЦЕНКА
5. Исторический тир
ОЦЕНКА
6. Исправьте ошибки. Закончите рассказ, объяснив, с какой целью художники изображали раненых животных.
Первобытные художники часто устраивали выставки своих картин. Они рисовали свои картины на холсте. Древнейшие художники изображали зверей, птиц, но чаще всего - людей. Все цвета радуги присутствуют в объёмных изображениях бизонов, мамонтов, медведей.
ОЦЕНКА
7. Выводы о характерных чертах развития первобытного общества.
Изученный период был самым ________________в истории человечества.
В этот период _________________ "человек разумный".
В этот период были сделаны величайшие ____________ и _______________
multiurok.ru
Повторительно-обобщающий урок по теме "Жизнь первобытных людей" (5-й класс)
Разделы: История и обществознание
Целеполагание для учителя
Целеполагание для учащихся
1. Систематизировать знания учащихся по
теме "Жизнь первобытных людей".
2. Проверить
качество усвоения пройденного материала.
3. Продолжить формирование
учебно-познавательных и
информационно-коммуникативных компетентностей
учащихся.
1. Адекватно воспринимать события и
явления из истории древнего мира.
2. Учиться
анализировать события, соотносить общие
исторические процессы и отдельные факты,
группировать исторические явления по заданному
признаку, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений.
Учебно-деятельностное пространство.
Михайловский Ф.А. История Древнего мира. М.,2005.
Атласы по истории Древнего мира.
Текст для учащихся "найди и исправь ошибку".
Формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
2.Обобщение изученного ранее материала по теме
"Жизнь первобытных племен".
Вопросы и задания.
1. С какой наукой вы начали знакомиться в этом
году?
- Что изучает наука история? Как современные
ученые узнают о прошлом общества? Что такое
источники? Может ли ребенок вашего возраста
совершить научное открытие? (Еще раз обращаемся к
тексту в учебнике "Открытие пещерной
живописи"). Определите вид этого источника.
2. Можно ли "нарисовать время"? (работа с
"Линией времени")
- Обозначьте время:
А) когда появился человек "умелый";
Б) когда человек "умелый" стал человеком
"разумным";
В) Какие этапы в развитии человека мы можем
обозначить на линии времени? (каменный и
бронзовый век)
3. - Вспомним, каким был человек в каменном
веке?
Назовите предполагаемую прародину человека
(карта). Почему человек появился именно в этих
регионах земного шара?
Какими были люди "умелые"? назовите как можно
больше отличий человека "умелого" от животных.
- На доске записаны группы слов. Ваша задача -
объяснить, почему они так сгруппированы?
Составьте с ними предложения.
А) Древнейшие люди, группа, человеческое стадо.
Б) Плоды, собирательство, коренья.
В) Рубило, дубина, палка-копалка.
- Взаимоконтроль. Поменяйтесь тетрадями с
соседом, проверьте друг друга.
- Мог ли человек "умелый" совершить важнейшие
открытие? (Огонь). Какую роль сыграло это открытий
в истории человечества? (Спасло людей в период
оледенения). Почему люди выжили в ледниковый
период, а многие животные нет? (Научились жить
вместе, поддерживая друг друга, сделали другие
открытия.)
4. О каком человек идет речь в стихотворении?
Аргументируйте свой ответ при помощи фактов,
приведенных в данном тексте.
"Когда наш предок палку взял,
Рукою лапа стала.
Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,
След в глине превратил в горшки,
Кувшины, чашки, ложки.
А чтоб не набивать живот,
Корзины сплел, лукошки".
(По следам прошлого. Часть I /Под общ.ред.
О.Волобуева. - М.: Терра, 1997 г. - 144с.)
Предполагаемый ответ: человек "разумный",
т.к. речь в отрывке идет о новом занятии человека
- ремесле.
- Какие изменения произошли в жизни человека
"разумного"? (Новые орудия труда, переход от
присваивающего хозяйства к производящему,
внешность человека:)
- Какую роль сыграло производящее хозяйство в
жизни человека? (Уменьшилась зависимость
человека от природы, люди начинают вести оседлый
образ жизни, появляются поселки, меняются
коллективы людей).
- "Пять на пять".
Назовите пять важнейших открытий и
изобретений, сделанных "человеком разумным".
- Работа с текстом "Найди ошибку".
1. Даже если каждая семья в соседской общине
самостоятельно вела свое хозяйство, все семьи
были одинаково или одинаково бедны.
2. Неравенство - это название одного из племен
древних людей.
3. Племена древних людей воевали друг с другом и
для руководства военными действиями выбирали
царя, который постепенно становился вождем.
4. Вождь племени, старейшины, их друзья и
соратники, бедные земледельцы приобретали
известность и становились знатными людьми.
5. Знатность не передавалась по наследству.
- О каких изменениях в жизни общества идет речь
в данном отрывке? (появление неравенства).
3. Систематизация изученного ранее материала по
теме "Жизнь первобытных племен".
- В заключение учитель совместно со школьниками
делает выводы о характерных чертах развития
первобытного общества.
Изученный период был самым длительным в истории
человечества.
В этот период сформировался "человек
разумный".
В этот период были сделаны величайшие открытия
и изобретения.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по темам учебных разделов №1, №2, глав №1, №2 «Жизнь первобытных людей».
Планируемые результаты:
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в ее взаимосвязи и хронологической последовательности
- воспитание уважительного отношения к истории Человечества, принципам и традиционным ценностям общественной жизни, ценимых со времен первобытности;
- овладение элементарными методами исторического познания: умениями сравнивать и сопоставлять, изучать последовательность событий, классифицировать, выявлять причины, описывать и реконструировать исторические события, работать с историческими источниками информации;
- применение исторического опыта и знаний в процессе взаимодействия в школьном коллективе, социуме.
Проблема урока: ответить на вопрос: Достижения Человечества – это результат труда или чей-либо дар?!
Основные понятия:
Исторические источники, эволюция, орудия труда, оружие, община.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, художественные книги по тематике урока, карта «Всемирная история, детские рисунки.
фронтальная (на вводном этапе урока: во время мотивационной беседы),
групповая (на этапе изучения нового материала),
индивидуальная (работа с заданиями на этапе закрепления).
- Основные характеристики первобытного общества должны пройти этап осмысления и закрепление изученного через усвоение понятийного аппарата, знание карты, умения рассуждать, систематизировать знания, реконструировать события и давать им оценку.
В ходе урока будет оценено усвоение материала о местоположении древнейших стоянок, влиянии климата и географического положения на занятия и быт, управление, мировозрение первобытных людей, их внешний облик первобытного человека.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация – «Новостной телетайп: этот день в истории».
Дорогие ребята! В эти дни начала октября в нашей стране, в каждой школе ученики и учителя ведут себя особенно торжественно. В эти дни звучат праздничная музыка, стихи, проходят концерты, где ученики поздравляют и славят учителей!
1. ЧТО вы знаете об этом, надо ли продолжать эту традиции? Каким должен быть современный учитель и современный ученик?
- Дети говорят о важности образования, воспитания для каждого в частности и для страны, мира в целом. Приводят примеры исторических событий, и дают оценку поступкам людей с точки зрения их человеческого становления и возраста, уровня моральных ценностей, духовно-нравственного воспитания и умственного развития. Например, многие красивейшие города мира, памятники культуры были созданы народами, а затем разрушены отдельными людьми.
Знания предают молодым поколениям взрослые люди и в их числе учителя.
Перечисляем предметы и учителей, которые нравятся (например).
Переход к теме урока.
Наши далекие предки тоже нуждались в учителях и советчиках. Ведь их жизнь была на порядок опаснее нашей.
Итак, несколько уроков мы с вами изучали жизнь первобытных людей: их внешность, занятия, верования, отношения между собой и соседями
А чем этот период времени отличается, например, от современности? Вот это мы с вами и выясним сегодня. Мы повторим и обобщим знания по темам «Жизнь первобытных людей» и ответим на вопрос:
Достижения Человечества – это результат их труда или чей-либо дар?!
На уроках истории, ОБЖ и дома нас обучают правилам безопасного поведения в быту, на улице, в школе и дома, приводя примеры. Учителя призывают учится на чужих ошибках.
Первобытные люди многое постигали на собственном горьком опыте…
1. Работа с исторической картой
- Покажите стоянки древнейших людей?
-Почему и где расселялись первобытные люди?
- Когда появились люди на Земле (по памятникам археологии)
ВЫВОД: 2 млн. лет назад; Африка, Китай – территории по экватору, так как во многом зависят от природы.
2. Нам предстоит проверить насколько хорошо мы знаем исторические термины. А поможет нам в этом схема на доске. Задача расставить стрелки
Предметы, несущие информацию о прошлом
ремесло
Изготовление орудий труда и предметов быта
оружие
Инструменты для работы, облегчающие труд
религия
Вера в сверхъестественное
Исторические источники
Инструменты для физического уничтожения живого
Орудия труда
Развитие от простого к сложному
Эволюция
Совместное проживание нескольких семей на территории
община
Посмотрите – на доске фото - современные жилища, удобства, современная мебель, техника, одежда - все это делает нашу жизнь комфортной. Комфорт был не всегда, его создают люди, целые поколения.
Вопрос: Какие находки сделать археологу, чтобы с уверенностью сказать, что здесь жили древнейшие люди. (Следы очага, орудий труда, рисунки на стенах пещеры.)
3. На доске вывешиваются презентативные изображения всего перечисленного и предлагается вывесить подготовленные в качестве домашнего задания рисунки – реконструирующие жизнь первобытного человека:
-жилища;
- орудия труда
-оружие
- изобретения
-занятия
Всем очевидна разница?
4. Приглашаем учеников прокомментировать разницу.
Например, в хижине из ветвей деревьев или в пещере – темно, холодно, сыро. Мало защищает от опасного соседства диких зверей и природных катаклизмов. Современный дом – боле защищен и комфортабелен и т.д.
На доске репродукции характеризующие занятия,жилища, быт, орудия труда предков.
Комментируем рисунки.
Вывешиваются рисунки учащихся на заданные темы (проверка домашних работ)
Делается ВЫВОД:
От того, где проживает человек, какие у него орудия труда зависят его занятия хозяйством – собирательство, охота, ремесло, земледелие, скотоводство, обмен
Что лежит в основе развития человечества в целом?
- Изобретение и совершенствование орудий труда, как инструмента, помогающего человеку выживать, жить и развиваться.
Появлялись научные знания. Верования и искусство.
Я предлагаю тоже воспользоваться вашим искусством рисования.
Менялись условия жизни, менялся и человек, его внешний и внутренний облик. Ученными доказано, что количество приобретённых знаний, то есть умственное развитие напрямую влияет на внешность человека.
5. Доказательством тому послужит демонстрационный показ домашних работ конкурса красоты «МИСС (МИСТЕР) HOMO SAPIENS». Напоминаю условия конкурса:
Конкурсант должен соответствовать облику - параметрам - первобытного человека;
Параметры должны быть прокомментированы
Зрелищность и эстетичность
Победитель определяется проводятся путем голосования «за».
Все участники получают приз зрительских симпатий – отметку «5».
Итак, вами представляются работы, комментируются, а затем выбирается победитель(ца) конкурса. – рисунки первобытных людей
После учителем на доске вывешивается подборка из нескольких фотографий конкурсов красоты современности.
Предлагается учащимся сделать вывод:
- Изменились ли и почему параметры красоты? Почему в конкурсах красоты сегодня побеждают девушки и юноши. Считавшиеся в древности малосимпатичными и обреченными людьми?
ВЫВОД:
Изменилось качество жизни, она стала более комфортнее и безопаснее. Человек приспособился к природе, умеет защититься от катаклизмов, стал жить дольше, сытнее. Причина – развитие орудий труда Человека, которое повлекло развитие головного мозга, его умственное развитие и изменение внешних параметров.
Таким образом, достижения Человечества – это результат труда Человека!
Задача сегодня - не допустить остановки умственного развития даже у отдельно взятого ученика. Иначе произойдут необратимые внешние изменения у Вас или ваших потомков. Кто на это согласен?
Тогда запишите опережающее задание на следующий урок: принести, по возможности, исторические источники по истории Древнего Египта.