Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10 тысячелетия до н. э.). Период разложения первобытного общества
Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10 тысячелетия до н. Э.)
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно
Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата' долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии , (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).
В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.
Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее—-у критян, китайцев, майя и других народов.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки: .
Двадцатилетняя женщина, перворожени-ца, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины-. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала банан-ным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю опера-, ционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый .•met и все э?о укрепЛено йрй помоЩи своего рода бандажа.
...Выздоровление наступило на одиннадцатый день.
В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных1 знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. и-. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до .возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — куран-дёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — коби-рйз и т. д.
Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либоизсоплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.
Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитей-ных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72—73).
Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).
«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).
«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).
В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных « сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла» (с. 199).
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках боль-' шие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.
В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в ::энце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая :денка не должна служить поводом ~ля отрицания многовекового рационального опыта первобытного враче-ззния в целом.
Врачевание в первобытную эру не :-ыло примитивным для своего времени, и поэтому не может называться ^примитивной медициной».
«...Седая древность,— писал Ф. Энгельс,— при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов' Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.
studfiles.net
Врачевание в период разложения первобытного общества (с 10 тысячелетия до н. э.)
Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно.
Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения – патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии, (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).
В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III-II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.
Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее – у критян, китайцев, майя и других народов.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки:
Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины-. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю операционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый; банановый лист и все это укреплено при помощи своего рода бандажа.
Выздоровление наступило на одиннадцатый день.
В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т. д. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным – практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели-знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке – куран-дёро, в некоторых районах Бразилии – паже, на западном побережье Африки – нгдмбо, в Центральной Африке – нганга, на севере Африки и в странах Востока – хаким, в Индии – вёдья и хаким, в Бангладеш – кобириз и т. д.
Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.
Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72-73).
Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной „науки“, он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и мудростью. Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).
«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).
«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей. Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).
В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных „сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла“ (с. 199)».
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках большие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.
В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов – современной научной медицины. С другой стороны – иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом.
Врачевание в первобытную эру не было примитивным для своего времени, и поэтому не может называться «примитивной медициной».
«Седая древность, – писал Ф. Энгельс, – при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием – преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.
Часть 2. Древний мир
cyberpedia.su
Врачевание в период разложения первобытного общества
(X—V тыс. до н.в.)
В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитейных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.
Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфераих деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени.
Разложение первобытнообщинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования.
Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно.
Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хеттское царство), где на протяжении всейих истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женскойлинии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестреили дочери — женщине своего рода).
Врачевание первобытной эры не было примитивным для своего времени, и потому не может называться «примитивной медициной»: «...Седая древность при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколении необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям» (Ф.Энгельс).
4. Контрольные вопросы:
1. Рассказать о становлении первобытного общества и первобытного врачевания (свыше 2 млн лет назад — ок. 40 тыс. лет назад).
2.Как происходило становление человека и человеческого общества?
3. Как формировалась праобщина, расскажите о зачатках врачевания в этот период?
4. Рассказать о врачевание в период зрелости первобытного общества (ок. 40 тыс. лет назад — X - V тыс. до н.э.).
5 Как формировались общественные отношения и врачевание?
6. Рассказать о врачевании в период разложения первобытного общества (с X—V тыс. до н.э.).
7. Подробно остановитесь на особенностях врачевания и врачевателях данного периода.
8. Что предшествовало развитию матриархата? Подробно расскажите об этом.
9. Что такое патриархат? Как вы полагаете, какая форма организации наиболее ярко проявлялась в эпоху первобытнообщинного строя?
5. Тестовые задания:
01. Операции, производимые в первобытнообщинном строе:
1) аппендэктомия
2) кесарево сечение
3) удаление катаракты
4) пластические операции
02. Средняя продолжительность жизни первобытных людей:
1) 40-45 лет
2) 30-40 лет
3) 15-20 лет
4) 50-60 лет
03. Первые хирурги первобытнообщинного строя:
1) женщины
2) пастухи
3) шаманы
4) охотники
04. при зашивании ран использовали муравьев
1) аборигены Африки
2) инки
3) аборигены Бразилии
4) ацтеки
05. Появление врачевателей характерно для следующей эпохи первобытного общества:
1) эпоха праобшины
2) эпоха первобытной общины
3) эпоха классообразования
4) эпоха матриархата
06. Вера человека в наличие родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения:
1) тотемизм
2) анимизм
3) фетишизм
4) шаманизм
07. Древнейшими людьми являются:
1) неандертальцы
2) кроманьонцы
3) палеоантропы
4) архантропы
08. Врачевание в эпоху праобщины было:
1) культовым
2) магическим
3) коллективным
4) осуществлялось специалистами
09. Временные границы эпохи зрелости первобытного общества:
1) 2 млн. – 40 тыс. лет назад
2) 40 тыс. – 10 тыс. лет до н.э.
3) 10 тыс. – 5 тыс. лет до н.э.
4) 200 тыс. – 40 тыс. лет назад
10. Наиболее древним из критериев человека является:
1) развитая кисть
2) прямохождение
3) высокоразвитый мозг
4) общественные отношения
11. Для изгнания злого духа из тела больного первобытные люди проводили «операцию»
1) кастрации
2) трепанации черепа
3) ампутации конечности
4) удаление зуба
12. В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была
1) семейная медицина
2) классовая медицина
3) эмпирическая медицина
4) магия
13. По костным останкам древних людей можно определить
1). возраст человека
2) атеросклероз
3) гепатит
4) инфаркт миокарда
14. По мнению первобытного человека, болезнь возникала в результате
1) смены времен года
2) изменения климатических условий
3). естественных причин (плохая пища, вода и т.п.)
4) воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека
15. Из всей истории человечества продолжительность первобытной эры составляет
1) 99%
2) 85%
3) 80%
4) 75%
16. Опровержению концепции «золотого века» способствовала следующая наука:
1) история
2) биология
3) археология
4) палеопатология
17. Прародиной человека считается:
1) Азия
2) Африка
3) Атлантида
4) Америка
18. Первобытное общество, не зная частной собственности, эксплуатации человека человеком, являлось
1) демократическим
2) классовым
3) доклассовым
4) коммунистическим
19. Вера первобытных людей в духов, всеобщее одухотворение природы называется
1) мистицизм
2) язычество
3) тотемизм
4) анимизм
20. Первыми лекарствами в первобытном обществе были вещества
1) животного происхождения
2). минерального происхождения
3) растительного происхождения
4) синтетические
21. Первой теорией, пытающейся объяснить сущность болезни, была
1) космическая
2) демоническая
3) гуморальная
4) реалистическая
22. Вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов называется
1) фетишизм
2) тотемизм
3) религия
4) анимизм
23. Первыми людьми, посвятившими себя медицине, как профессии в эпоху разложения первобытного общества были
1) жрецы
2) колдуны
3) шаманы
4) берегини
24. В период матриархата основным способом поддержания существования человека считается
1) охота
2) земледелие
3) рыболовство
4) собирательство даров природы
25. Методы борьбы первобытных врачевателей с болезнью при демонологическом представлении о ее причинах:
1) эмпирическое врачевание
2) приемы устрашения духа болезни
3) оперативное лечение
4) поклонение тотемам
26. Знания, полученные в процессе целенаправленного использования опыта и собственного умозаключения, называются:
1) эмпирические
2) рациональные
3) иррациональные
4) конкретные
Ситуационные задачи
1. В пещере Ла Шапель (на территории Франции) при археологических раскопках обнаружен скелет мужчины-палеоантропа жившего примерно 45 тыс. лет тому назад, который умер в возрасте около 45 лет, будучи полным калекой. Кости скелета мужчины, имеют серьезное повреждение латеральной стенки левой глазничной впадины (в результате чего этот древний человек был, по всей вероятности, слеп на левый глаз), заживший перелом костей стопы с выраженным артритом ее суставов; его правая рука была ампутирована выше локтя за много лет до смерти, что привело к выраженной дистрофии костной ткани. Наружная часть передних зубов имеет более выраженную стертость по сравнению с зубами его соплеменников.
Какие выводы можно сделать из данной археологической находки?
7. Рекомендуемые темы рефератов:
1. Исторические источники информации о врачевании.
2. История знахарства и шаманизма.
8. Литература:
Обязательные для подготовки к занятию литературные источники:
1. Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. —560 с. (С. 13-37).
Рекомендуемые для подготовки к занятию литературные источники:
1. Лисицин Ю.П.История медицины: учебник для медицинских ВУЗов. – М.: Медицина, 2004. - 270 с.
Тема №3: Медицина эпохи рабовладения
Значение изучения темы
Представление об основных аспектах развития врачевания в странах Древнего Мира позволяет понять истоки развития медицинских знаний в последующих эпохах.
2. Цель изучения темы: изучить развитие медицинских знаний и деятельность врачевателей в эпоху Древнего мира в рабовладельческих государствах Востока (Месопотамия, Индия, Египет, Китай) и странах античной цивилизации (Древняя Греция, Древний Рим). Понять классовый характер медицины данного периода.
Для достижения данной цели необходимо: иметь верное представление о периодах эпохи, а так же об особенностях развития медицины в каждого из указанных государств.
Уметь: сделать сообщение (доклад) по теме занятия.
Иметь представление о великих открытиях и выдающихся врачевателях этой эпохи.
Иметь навыки самостоятельной работы с первоисточниками: книгами, архивными материалами.
Основные понятия и положения темы
infopedia.su
3. Врачевание в период разложения первобытного общества (X—V тыс. До н.Э.)
Разложение первобытно-общинного строя началось в X-V тыс. до н.э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств, поэтому этот этап истории первобытности определяется как эпоха классообразования. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: 1) патриархата и 2) матриархата, которые развивались параллельно
Патриархат был наиболее распространен и возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины. Это приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытно-общинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа. Традиционные признаки матриархата долгое время сохранялись в крупных рабовладельческих государствах (древний Египет, Хеттское царство), где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре или дочери — женщине своего рода).
В период разложения первобытного общества закреплялись и развивались навыки и приемы лечения недугов, расширялся круг лекарственных средств, совершенствовалось родовспоможение, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась лечебная помощь раненым общинникам во время участившихся войн, стала применяться ампутация конечностей (например, у захваченных в плен рабов). В синполитеиных племенах описаны ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, и в редких случаях — кесарево сечение.
Внутриплеменное расслоение обусловило появление профессиональных служителей культа. Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство и т.п. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными большинству членов общины. Однако культовые обряды врачевания были явлением вторичным, — практика и эмпирический опыт, а не магия были той основой, из которой вырастали зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели — знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандеро, в некоторых районах Бразилии — паже, в странах Западной Африки — нгомбо, бабалаво, в Восточной Африке — мганга, на севере Африки и в странах Востока — хаким, табиб, в Индии — ведья и хаким, в Бангладеш — кобираз и т.д
Первобытный знахарь был хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он глубже своих соплеменников знал традиции племени, ведь в его обязанности входило хранение многовековых знаний и передача их по наследству. Поддержание авторитета требовало от знахаря понимания человеческой психики не менее, чем владения навыками траволечения и хирургии. Американский ученый Г. Райт пытался сделать вывод о деятельности первобытных целителей на примере изучения шаманских методов в современных племенах Америки и Океании. В книге «Свидетель колдовства» (1971) автор восхищенно описывал знахарей как людей «с высоким уровнем профессиональной подготовки. Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением окружающих, которых не знает нынешняя наука… Знахарь принимается за лечение со всей энергией и мудростью. Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны. Пользуясь ловкостью рук, он может „материализовать“ паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру; создавая атмосферу страха, он не останавливается перед убийством».
Подготовка знахарей всегда проводилась в строжайшем секрете. Знания сохранялись только в избранном кругу, чаще передаваясь от родителей детям. Иногда тайной целительства владел наиболее способный член общины. В африканских племенах выбор кандидата на почетную должность знахаря начинался с тяжелых физических испытаний. Мальчик должен был пройти многократную проверку воли, до обморока находясь в задымленном помещении.
Второй ступенью являлось испытание терпения: ребенка ставили в воду по щиколотку и давали в руки большой кусок муравейника. Если учитывать размер африканских насекомых, можно представить, какую боль испытывал кандидат в знахари, выдерживая укусы муравьев в течение нескольких часов. В Индии ученичество народных лекарей не предусматривало жестокого физического экзамена. Будущие ведья с детства изучали растения, способы приготовления и применения лекарственных снадобий, постигали затейливую восточную философию, заучивая наизусть длинные тексты священных рукописей.
Несмотря на доминирование магических методов, первобытное врачевание нельзя назвать примитивным. Начавшаяся от инстинкта самосохранения и любви к ближнему народная медицина доисторической эпохи является точкой отсчета мировой науки и основой для последующего развития человеческой мысли.
Благодаря знаниям, накопленным первыми Homo sapiens, последующие поколения врачей имели представление о причинах некоторых заболеваний, о целебном действии растений, получили простейшие хирургические инструменты и навыки в психологии
Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня у племен, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Научное изучение врачевания в современных (синполитейных) обществах аборигенов Австралии, Азии, Африки и островов Океании имеет важное значение, как для развития современной научной медицины (использование положительного наследия народного врачевания), так и для становления национальных систем здравоохранения в развивающихся странах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, болезни существовали еще в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества представляли собой, с одной стороны, явление биологическое, так как развиваются они на почве человеческого организма в тесной связи с окружающей природой, а с другой — явление социальное, так как определяются конкретными условиями общественной жизни и деятельности человека.
Пройдя сложный путь развития, через несколько тысячелетий медицина подходит к истокам, все чаще обращаясь к народным методам врачевания. В современную практику постепенно возвращаются способы, известные еще с древнейших времен.
Некоторые черты магической медицины сохранились до настоящего времени. Колдуны, изгоняющие злых духов, практикуют на островах Полинезии, в Центральной Африке, среди аборигенов Австралии. Самой ранней профессией можно считать знахарство, рожденное магической медициной. Современные знания о первобытном целительстве получены на основе данных палеопатологии. Эта наука изучает болезненные изменения в растительных и животных организмах, в частности патологию скелета человека, обитавшего на Земле в доисторические времена. Многочисленные сведения получены в результате изучения жизни сохранившихся примитивных племен.
studfiles.net
ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно
Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата' долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии , (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).
В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.
Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее—у критян, китайцев, майя и других народов.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки.
Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю опера-, ционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый своего рода бандажа.
...Выздоровление наступило на одиннадцатый день.
В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — кобирйз и т. д.
Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.
Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72—73).
Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью.
Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).
«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).
«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).
В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных « сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла» (с. 199).
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках боль-' шие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.
В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачезнания в целом.
«...Седая древность,— писал Ф. Энгельс,— при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов' Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.
Часть 2. Древний мир
megalektsii.ru
Медицина в период разложения первобытного общества. — КиберПедия
Эпоха матриархата характеризуется тем, что во главе рода стояла женщина. На этом этапе первобытнообщинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщины проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. Представление о совершенном здоровье первобытных людей опровергается и многочисленными данными археологических раскопок. На скелетах доисторических людей обнаруживаются болезненные изменения костей, сросшиеся переломы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, периоститы, повреждения позвоночника. Некоторые инфекционные заболевания (например, малярия) были унаследованы человеком от его предков - человекообразных обезьян.
В III- II тысячелетии до н.э., с развитием и распространением пастушеского скотоводства материнский род уступил место отцовскому – патриархальному (патриархат). Отныне счет родства стал вестись по отцовской линии. Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. В дальнейшем место родовой общины стала занимать сельская община. К этому же времени относятся два обстоятельства, имевшие не малое значение для развития медицины:
1. Возникновение гончарного дела и появление глиняной посуды, что дало
возможность варить пищу и лечебные снадобья.
2. Использование самородных металлов (медь, олово, свинец, серебро, золо
то) и плавка их в тигле, из которых начинают делать хирургические инст-
рументы.
Таким образом, характеризуя возникновение и становление медицинских знаний на ранних этапах первобытного строя следует выделить следующие черты:
1. Эмпирические (наблюдения, сравнения, сопоставления) знания о
лечебных свойствах растений.
2. Эмпирические знания о заболеваниях, связанных с растениями,
используемыми для питания.
3. Накопления эмпирических навыков по уходу за больными,
оказания помощи при родах иуходу за ребенком и роженицей..
4. Коллективный характер лечебной помощи, коллективный опыт
общины с преимущественным участием женщин, как первых врачева-
телей.
Развивалась инародная гигиена. Умение восстанавливать силы для труда, защищаться от действия неблагоприятных условий окружающей среды, закрепленное в обычаях и ритуалах рода (племени), казалось разных сторон быта: устройства жилища, питания, одежды, правил личной гигиены, захоронения умерших и т.д. Расширение площади расселения требовало принятие мер по защите от холода. Строились жилища, в центре которых располагался очаг, на возвышенности, обычно рядом с источником проточной воды. Важное гигиеническое значение имел появившийся у неандертальцев обряд погребения мертвых. Ранее существовал обычай оставлять труп умершего в жилище, что нередко приводило к вспышкам инфекционных заболеваний.
При выборе места для жилища применяли специальные приемы выявления «здорового» участка: выкапывали угловые ямы, насыпали туда немного ржи, клали куски хлеба, ставили по стакану воды, если на следующий день находили хлеб и воду неизмененными, место считалось подходящим. Важным гигиеническим приобретением первобытного человека стал навык хранения продуктов питания и воды в закрытых емкостях с использованием трав, обладающих свойством отпугивать злых духов, т.е. замедлять процессы гниения. В гигиенических и лечебных целях использовали бани, соединившие в себе «очистительные силы» воды и огня.
При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Носителями знаний долгое время были народные лечцы. Первобытный знахарь должен был быть хорошо знаком с местной флорой и фауной. Он лучше знал своих соплеменников, традиции племени. В его обязанности входило хранение знаний и их передача по наследству. В усвоении практических навыков лечения значительную роль играла преемственность врачебных знаний. Внутри каждого рода формируется определенный круг лиц с все более суживающими функциями, в которые входило и врачевание. О врачебной профессии как таковой можно говорить только применительно к более поздней эпохе древних цивилизаций. С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания, особая способность воздействия на силы природы. Знахарь часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых часто вызывают сомнения. Применяет в лечение гипноз, самовнушение создавая атмосферу страха. «Профессия» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) обычно совмещались в одном лице, возвышавшемся над рядовыми членами общины. Положительным следствием концентрации медицинских знаний и деятельности, ставших привилегией узкого круга лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней и о мерах их предупреждения.
Заключение.
Таким образом, особенности врачебной помощи в период разложения до появления первых цивилизаций состояли в следующем:
1. Расширение показаний для применения лекарственных средств. Появление способов приготовления и длительного хранения лекарств.
2. Совершенствование медицинского инструментария.
3. Применение хирургических методов лечения (ампутации, помощь при ранениях, операции по родовспоможению, кастрация, трепанация).
4. Выделение профессиональных врачевателей.
5. Формирование лечебной магии на фоне эмпирических знаний и практических навыков.
6. Сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
cyberpedia.su
ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРИОД РАЗЛОЖЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА (с 10 тысячелетия до н. э.)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 5Следующая ⇒
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э. Основным содержанием этого процесса было зарождение частной собственности и частного хозяйства, классов и государств. Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархат и матриархат, которые развивались параллельно
Патриархат был наиболее распространен. Он возникал там, где общественное неравенство формировалось при ведущей экономической и общественной роли мужчины, что приводило к постепенной замене матрилинейного счета родства патрилинейным, матрилокального поселения — патрилокальным.
Матриархат был сравнительно редкой формой разложения первобытнообщинного строя и развивался, когда общественное неравенство формировалось при сохранении ведущей экономической роли женщины и материнско-родового культа (ашанти, наяры, минангкабау и другие народы). На нашей планете до настоящего времени сохранились племена, жившие прежде по традициям матриархата (например ирокезы). Традиционные признаки матриархата' долгое время сохранялись в таких крупных рабовладельческих государствах, как древний Египет или Хеттское царство, где на протяжении всей их истории имело место высокое положение женщины, и престол передавался по женской линии , (для того, чтобы стать правителем страны, фараон должен был жениться на своей сестре, дочери или мачехе).
В период разложения первобытнообщинного строя отчетливо проявились различия в темпах исторического прогресса человечества в различных регионах земного шара. В наиболее благоприятных экономических зонах (плодородных долинах крупнейших рек) процесс разложения первобытного общества завершился в III—II тысячелетиях до н. э. (Месопотамия, долина Нила, бассейн Инда). В наименее благоприятных для земледелия районах Океании, Австралии, Африки он продолжается до настоящего времени.
Важнейшим событием в области культурного развития человечества в конце первобытной эры явилось изобретение в IV тысячелетии до н. э. иероглифической письменности у шумеров и египтян, а позднее—у критян, китайцев, майя и других народов.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
К числу оперативных методов врачевания, которые производились в синполитейных племенах, находившихся на стадии разложения первобытного общества, относятся также ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
В 1885 г. в Марбурге вышла книга Р. Фелькина (R. Felkin), в которой путешественник привел описание поразившей его операции кесарева сечения, успешно произведенной в его присутствии в одном из племен Центральной Африки.
Двадцатилетняя женщина, первороженица, совершенно нагая, лежала на несколько наклоненной доске, изголовье которой упиралось в стену хижины. Под влиянием бананного вина она находилась в полусонном состоянии. К своему ложу она была привязана тремя повязками. Оператор с ножом в руках стоял с левой стороны, один из его помощников держал ноги в коленях, другой фиксировал нижнюю часть живота. Вымыв свои руки и нижнюю часть живота оперируемой сначала бананным вином, а затем водою, оператор, издав громкий крик, который подхватила собравшаяся вокруг хижины толпа, провел по средней линии живота разрез от лобкового сочленения почти до самого пупка. Этим разрезом он рассек как брюшные стенки, так и самую матку; один ассистент прижег с большим искусством раскаленным железом кровоточащие места, другой раздвинул края раны, чтобы дать хирургу возможность извлечь из полости матки ребенка. Удалив через разрез отделившуюся тем временем плаценту и образовавшиеся свертки крови, оператор при содействии своих помощников подвинул больную к краю опера-, ционного стола и повернул ее на бок таким образом, чтобы из брюшной полости могла вытечь жидкость. Только после всего этого были соединены края брюшных покровов при помощи семи тонких хорошо отполированных гвоздиков. Последние были обмотаны крепкими нитями. На рану была наложена паста, которая была приготовлена тщательным разжевыванием двух каких-то корешков и выплевыванием получившейся пульпы в горшок; поверх пасты был наложен нагретый банановый своего рода бандажа.
...Выздоровление наступило на одиннадцатый день.
В период разложения первобытного общества становление классового неравенства вело к внутриплеменному расслоению, усилению племенной организации, а следовательно, и к укреплению культа племенных покровителей и религиозных представлений.
Это обусловило появление профессиональных служителей культа (рис. 6). Сфера их деятельности включала: сохранение и передачу положительных знаний, толкование обычаев и религиозные функции, врачевание, судопроизводство. Часто основным их занятием было врачевание. Со временем культовые обряды становились все более таинственными и непонятными для большинства членов общины.
Формирование лечебной магии проходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания, которые зародились на заре человеческой истории задолго до возникновения культовых обрядов. Следовательно, культовые обряды врачевания были явлением вторичным — практика и эмпирический опыт, а не магия, были той основой, из которой появились зачатки врачевания.
В наши дни в некоторых странах Азии, Америки, Африки, на островах Океании сохранились народные врачеватели—знахари. Называют их по-разному: в Южной Америке — курандёро, в некоторых районах Бразилии— паже, на западном побережье Африки — нгдмбо, в Центральной Африке— нганга, на севере Африки и в странах Востока — хакйм, в Индии — вёдья и хаким, в Бангладеш — кобирйз и т. д.
Знахарь прекрасно знает флору и фауну окружающей местности, более чем кто-либо из соплеменников, он посвящен в законы и обычаи племени, незыблемо хранит их и передает по наследству. Будучи тонким психологом, он прекрасно понимает свою аудиторию, которая беспредельно верит ему.
Глубокий профессиональный анализ деятельности народных врачевателей синполитейных племен Америки, Африки, Азии и Океании середины нашего века дан в книге американского стоматолога Г. Райта «Свидетель колдовства», переведенной на русский язык в 1971 г. Г. Райт отмечает, что знахари, с которыми ему приходилось встречаться, «все были людьми с высоким уровнем профессиональной подготовки... Все эти служители древнего искусства прекрасно владеют средствами контроля над настроением масс, о которых современная психологическая наука только-только начинает догадываться» (с. 72—73).
Знахарь не пытается лечить «болезни белого человека». Он знает, что бессилен против тропической или желтой лихорадки, «но когда болезнь находится в пределах возможностей его примитивной «науки», он принимается за лечение со всей энергией, энтузиазмом и... мудростью.
Часто ему удается справиться с болезнями, перед которыми могла бы отступить даже современная медицина» (с. 66).
«Он часто пользуется травами и снадобьями, целебные свойства которых сомнительны... Пользуясь ловкостью рук, он может «материализовать» паука или ящерицу, причем работает он перед зрителями, среди которых скептиков нет. Он применяет гипноз и самовнушение. Он пользуется фетишами, чтобы внушить веру, а чтобы создать атмосферу страха, он не останавливается перед убийством» (с. 73).
«Мне пришлось быть свидетелем, как он, используя все средства фокусника, волшебника и психолога, полностью подчинил себе суеверное сознание своих соплеменников и достиг результатов, явно превышающих возможности современной медицины и таланты ее лучших представителей... Знахарь простейшими приемами за несколько минут достигает результатов, для которых нашим высоко оплачиваемым психиатрам требуются месяцы и даже годы» (с. 65, 64).
В целом Г. Райт определяет знахаря как «экономического паразита», задача которого состоит в поддержании здоровья общины, как физического, так и духовного, а техника представляет собой «странную комбинацию естественных « сверхъестественных элементов интуиции и здравого смысла» (с. 199).
Подготовка знахарей велась (и в настоящее время ведется) индивидуально. Знания сохранялись в секрете и передавались от родителя детям или избранному для этих целей наиболее способному ребенку в племени. Большое значение придавалось воспитанию мужества и выдержки. Так, в Африке в синполитейных племенах долины р. Убанга выбор ученика начинался с испытания, в процессе которого мальчиков многократно заставляли, до обморока, дышать дымом в специальной хижине, а затем подвергали испытанию весьма прожорливыми большими муравьями (стоя по щиколотку в воде, мальчики держали в руках боль-' шие куски муравейника, откуда выбегали разъяренные насекомые; побеждал тот, кто последним кидался в воду). В Америке будущий курандеро должен был доказать, что получил свою миссию с благословения великих предков племени, и затем в отдалении от общества готовиться к своей профессии. В Индии ученики ведья с детства изучали природные лекарственные средства и способы их применения, тексты священных книг, которые должны были произноситься во время врачевания, а также таинственные приемы, призванные победить могучее зло болезни.
В современном мире оценка первобытного врачевания не однозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный' эмпирический, опыт (несмотря на ограниченный арсенал лечебных средств и приемов) ЯВИЛИСЬ одним из Истоков традиционной медицины последующих эпох и в конце концов — современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания и тяжелых условий борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачезнания в целом.
«...Седая древность,— писал Ф. Энгельс,— при всех обстоятельствах останется для всех будущих поколений необычайно интересной эпохой, потому что она образует основу всего позднейшего более высокого развития, потому что она имеет своим исходным пунктом выделение человека из животного царства, а своим содержанием — преодоление таких трудностей, которые никогда уже не встретятся будущим ассоциированным людям». Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более пяти тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах, живущих на постоянно сужающейся периферии классовых обществ. Это дает возможность научного изучения врачевания в современных синполитеиных обществах аборигенов' Австралии, Азии, Африки и островов Океании, что имеет важное значение для развития современной научной медицины и становления национальных систем здравоохранения в развивающихся государствах (привлечение народных врачевателей к государственным программам здравоохранения, использование положительного наследия народной медицины), как это уже делается в ряде стран.