Секреты здоровья от первобытных предков. Абсолютное здоровье первобытных людей
1-10
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества
Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
4. врачевание в период становления первобытного общества; эмпирическая основа, коллективный характер, лечебные средства, гигиенические навыки
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
врачевание в период разложения первобытного общества
Разложение первобытно-общинного строя началось в X—V тысячелетиях до н. э.
В области врачевания в этот период закреплялись и развивались традиционные навыки и приемы, расширялся круг лекарственных средств, изготовлялись инструменты для врачевания из металла (медь, бронза, железо), развивалась помощь раненым общинникам во время участившихся войн.
ритуальное обрезание во время инициации, ампутации конечностей, а по некоторым данным, и кесарево сечение.
общие черты развития врачевания в странах древнего мира
изобретение письменности и создание первых текстов медицинского содержания
формирование двух направлений врачевания: эмпирического врачевания, и культового
развитие представлений о происхождении болезней
подготовка врачевателей
создание древнейших санитарно-технических сооружений; развитие гигиенических навыков
формирование основ врачебной этики
развитие классового подхода к врачеванию
особенности развития врачевания в шумере
В Шумере издавна выработались строгие гигиенические традиции, основанные на коллективном опыте народа: не пить воды из нечистой посуды, не простирать к богам немытые руки, ограничивать себя в определенного рода пище и т. п. врачевание в тот период (конец III тысячелетия до н. э., Шумер) развивалось не в связи с магией и религией а вырастало из практического опыта и повседневной деятельности человека
врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства прежде всего растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву, растение леканору
2 основных направления медицины Месопатамии
К середине II тысячелетия до н. э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания: асуту и ашипуту.
Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики — асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) . Врачевание асу было направлено на облегчение конкретных проявлений болезни. Асу был большим знатоком местной лекарственной флоры и фауны. Он использовал лечебные травы
представления о причинах болезней в древней месопотамии
Врачеватель-асу чаще связывал возникновение болезней с естественными причинами. Заклинатель-ашипу, напротив,— прежде всего со сверхъестественными силами. Наряду с этим ашипу допускал, что болезни могут возникать и без участия богов или демонов, например в результате лихорадки или «удара» в голову
studfiles.net
Секреты здоровья от первобытных предков
Почему люди болеют? Как за несколько минут в день решить проблемы со здоровьем? Какой образ жизни нужно вести, чтобы не болеть в дальнейшем?
Ответ на эти и многие другие вопросы можно найти в книгах Павла Евдокименко, известного врача-ревматолога и диагноста и популярного писателя,
Стресс и эндорфины
В процессе эволюции гормоны ,в частности адреналин и эндорфины , и человеческие эмоции такие как страх, волнение , имели решающее значение для сохранения жизни и здоровья доисторических людей .
Жизнь полная постоянных опасностей требовала от человека моментальной реакции и сосредоточения сил .
Например при нападении хищника человеческий организм реагировал даже раньше , чем человек успевал сообразить, в ответ на эмоцию человека-испуг , организм вбрасывал в кровь повышенную дозу гормонов стресса -адреналин. Адреналин мгновенно разогревал мышцы, увеличивал количество сахара в крови и , соответственно давал организму дополнительную энергию, а также повышал тонус кровеносных сосудов, увеличивал скорость реакции и т.д.. В таком состоянии человеку было гораздо легче драться или бежать
Т.е это был совершенный и важный механизм для борьбы и выживания человека в опасных условиях.
Но после эмоционального и физического напряжения выживший получал награду - расслабление и удовольствие з, а счет выработки в организме других гормонов- эндорфинов.
Эти гормоны имели другое , не менее важное назначение- они обезболивали, ускоряли заживление ран и срастание костей, кроме того повышали иммунитет, расслабляли нервную систему, нормализовали давление, т.е. полностью чинили и восстанавливали организм после стресса.
Любопытно также , что современные ученые обнаружили еще очень интересные свойства эндорфинов – они повышают творческие способности, развивают фантазию , формируют способность быстро принимать нужные решения, а также улучшают память
Т.е получается , что кратковременный стресс , сопровождающийся кратковременным выбросом адреналина , в итоге обязательно сменялся приятной разрядкой, которая вызывалось выбросом эндорфинов. И это приносило огромную пользу здоровью, организму человека и при этом еще развивало его способности!
Только в современной жизни человека все перевернулось с ног на голову. Хищные звери уже давно вроде бы не нападают, но эмоциональных потрясений и волнений стало больше и стресс остался.
А самое неприятное то , что современный стресс очень сильно отличается от стресса первобытного человека и он невероятно вреден для здоровья. Теперь у нас редко случается стресс одноразовый , с быстрой разрядкой , а чаще всего мы волнуемся и переживаем постоянно, по разным поводам и без поводов , и главное без полезной разрядки. А это очень и очень вредно для организма.
Да, механизм стресса действует у нас также, только стресс теперь стал долгим и неразряженным , и соответственно все это приводит к плохим последствиям. Практически все части нашего организма страдают от хронического стресса, список болезней получается очень длинный:
- постоянное повышенное давление приводит к стойкой гипертонии,
- повышается выделение кислоты в желудке, появляются эрозии, соответственно, гастриты . язвы и прочие болезни желудка,
- увеличивается риск сахарного диабета,
- падает иммунитет и снижается сопротивляемость различным инфекциям,
- происходят неприятные изменения крови, которые приводят к болезням кровеносной системы,
- нарушения сна, хронические боли в спине, хроническая усталость, остеопороз, сексуальные проблемы и так далее, список можно продолжать очень долго.
И в то же время нет правильной и нужной разрядки , и желанные и полезные эндорфины мы практически не получаем.
Итак, получается , что после короткой, но яростной драки, вслед за недолгим выбросом адреналина всегда идет выброс "поощрительных гормонов" - эндорфинов. И эти самые эндорфины буквально "чинят" весь организм, лечат болячки и повышают иммунитет. Значит, если мы хотим добиться существенного улучшения здоровья, нам надо сделать так, чтобы эндорфины у нас вырабатывались часто. В идеале - каждый день.
Правила и методы
Чтобы спровоцировать короткий выброс адреналина, и получить последующую за ним порцию эндорфинов, доктор предлагает использовать простые и доступные методы.
При этом предлагается запомнить 2 важных правила:
Правило первое. Бой с тигром - каждый день!Чтобы добиться хорошего результата (для здоровья и для психики), недостаточно получать разрядку (выброс адреналина и получение эндорфинов) раз в месяц или год. Надо постараться сделать так, чтобы разрядка происходила часто - каждый день или через день.Правило второе. Запомните - три минуты лечат, а пять калечат!То есть миллионы лет эволюции подготавливали наш организм к коротким яростным схваткам, к короткому выбросу адреналина - не более двух-трех минут. Конечно, мы можем продержаться и дольше - но это уже перенапряжение и стресс, это изматывает, что не всегда полезно.
Для разрядки лучше всего использовать даже более короткие воздействия -максимум 1-2 минуты. Три минуты - это чаще всего экстремальный предел.
Также нужно запомнить еще одну формулировку: одиннадцать раз по две (минуты) лучше, чем один раз по двадцать две. То есть лучше воздействовать на организм несколько раз, но недолго, чем один раз - но долго.
Бег
Один из способов получить разрядку – это бег.
Но не любой бег.
Вместо того, чтобы наматывать десятки километров, лучше дать короткую, но интенсивную нагрузку. Например, если позволяет здоровье, пробежать с максимальной нагрузкой три раза по 100 метров. Но выложиться на этих ста метрах надо полностью - словно вы убегаете от тигра.
Еще, вместо обычного бега, вы можете пробежаться по лестнице многоэтажного дома.
Конечно, такие способы разрядки подходят не всем. Если вам 60-70 лет, если у вас больные суставы или больное сердце, никакие «три по сто метров» вам не подойдут.Нагрузку нужно наращивать постепенно. Сначала просто старайтесь пройтись в более-менее быстром темпе (по ровной дороге) хотя бы 50-100 метров. Потом чуть побольше и побыстрее.
Я могу сказать вам абсолютно четко, какие нагрузки для нас однозначно вредны - опять же, об этом я знаю из своей двадцатилетней практики. Для нас очень вредны ежедневные монотонные нагрузки. Они сами по себе усиливают "рутинность" и прибавляют стресс. Д-р Евдокименко
Кратковременная боль
Когда я только начинал изучать способы «добычи» эндорфинов для организма, я совершенно внезапно наткнулся на удивительное открытие. Это открытие меня потрясло.Оказывается, добиться сильнейшего выброса эндорфинов можно с помощью боли! Если мы сможем правильно стимулировать сильную, но очень недолгую боль, эндорфины будут вырабатываться в огромных количествах! И они будут эффективно нас лечить! Д-р Евдокименко
Если мы сможем стимулировать кратковременную интенсивную боль, организм воспримет происходящее как отчаянную схватку.
И для спасения жизни (так это представляется организму) он вбросит в кровь эндорфины - те самые, которые врачуют раны, лечат болезни, обезболивают и повышают иммунитет. К тому же, как мы помним, повышают умственные способности и память.
Есть существенная разница: боль от органов, особенно хроническая боль – воспитывает и взывает к нашему вниманию, а короткая интенсивная боль - мобилизует организм и дает последующую разрядку нервной системы.
Как правильно стимулировать боль, чтобы она лечила наши душевные и физические недуги?Во-первых, боль должная быть пронзительной, такой, чтобы от нее аж дух захватывало.Во-вторых, она должна быть очень недолгой. Правило двух-трех минут мы с вами помним. Но здесь воздействие должно быть еще короче - от 30 секунд до 1 минуты.
В качестве способов стимуляции такой полезной боли Доктор Евдокименко рекомендует кратковременные, но хлесткие шлепки по ягодицам или пяткам с дальнейшими поглаживаниями.
Закаливание
Одной из важнейших процедур для укрепления здоровья доктор также считает закаливание. Один их лучших способов закаливания по его мнению- кратковременное обливание ледяной водой.
Дополнительные факторы , которые составляют формулу здоровья от доктора Евдокименко:Развлечения, которые способствуют разрядке от стресса.Эмоциональные занятия сексом.Время от времени прокричаться для снятия напряжения или выпустить пар ,колотя грушу или маненекен.Лечебное кровопускание.Полноценный глубокий сон.Глубокое дыхание.
Видео
Причина твоей болезни. Тайная формула здоровья. Доктор Павел Евдокименко
Омоложение организма. Как продлить молодость. Доктор Павел Евдокименко
Лечение бессонницы. Как бороться с бессонницей без лекарств. Доктор Павел Евдокименко
intelife.ru
Сколько нам лет?
ЭХО ИСТОРИИ
Дорогие любознательные читатели!
Эти страницы нашего журнала для вас. Здесь мы будем рассказывать об интересных событиях из истории врачевания и медицины, о полете научной медицинской мысли, о выдающихся достижениях врачебной практики.
И начнем, как полагается, с самого начала — с истории первобытного общества, ибо, как писал Ф. Энгельс: «С чего начинается история, с того же должен начинаться и ход мыслей».
Мы расскажем о первых на нашей планете медицинских текстах — клинописных табличках древней Месопотамии, заглянем в папирусные свитки древних египтян, познакомимся с древнейшими в истории человечества санитарно-техническими сооружениями в долине Инда и с блистательной хирургией древних индийцев, которая превосходила западноевропейскую вплоть до XVIII века нашей эры, с историей развития древней китайской системы иглоукалывания и прижигания и особенностями врачевания в древней Америке, с первыми законодательствами, отражающими нормы врачебной этики, и восхитительными достижениями врачей и философов античного мира.
Мы познакомим вас с теми, кто составил славу нашей медицины и уже в глубокой древности понял великую истину: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они сами имеют в своем распоряжении средства к этому» (Демокрит).
Итак, «глядя в прошлое, обнажите головы; глядя в будущее, засучите рукава» (Бернард Шоу).
Т. С. СОРОКИНА, доктор медицинских наук
Сколько нам лет?
Если всю историю человечества представить в виде метровой ленты, 99 сантиметров придется на историю первобытного общества и только 1 сантиметр — на все последующие общественно-экономические формации.
Современная наука доказала, что человек и человеческое общество сформировались около 2 миллионов лет тому назад на территории Восточной Африки.
Постепенно расселяясь по земному шару, первобытный человек освоил огромные пространства Азии (более 1 миллиона лет назад), Европы (около 300 тысяч лет назад) Америки, Австралии и Океании (около 40-30 тысяч лет назад) и к концу IV тысячелетия до н. э. подошел к созданию первых в истории человечества цивилизаций в долинах крупнейших и наиболее плодородных рек нашей планеты: Тигра и Евфрата на Ближнем Востоке и Нила в Северо-Восточной Африке.
С этого времени завершается эра доклассовых обществ и начинается вторая в истории человечества эра классовых обществ и государств, которая длится вот уже 5 тысяч лет, однако составляет лишь 1 % человеческой истории.
Третья эра бесклассового коммунистического общества — будущее человечества, если оно сумеет объединиться в борьбе за разоружение и мир, за охрану окружающей среды и сохранит жизнь на нашей маленькой, но прекрасной планете.
Неандертальский человек. Реконструкция З. Буриана.
Интересно отметить, что средняя продолжительность жизни человека в первобытном обществе не превышала 25 лет, в древнем мире и в средние века она колебалась около 30 лет, в новой истории продолжительность жизни человека увеличивалась и в наши дни приближается к 70 годам.
БОЛЕЛ ЛИ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
2 миллиона лет истории человечества... А болезни? Когда появились они? Вместе с человеком, или первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации?
Подобной точки зрения придерживался французский философ и писатель Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества.
Опровержению концепции «золотого века» в значительной степени способствовала молодая наука палеопатология, которая около ста лет тому назад занялась изучением измененных в результате болезни останков ископаемого человека, а точнее, его скелета.
В 1892 году во время археологических раскопок на острове Ява близ селения Триниль голландский врач и анатом Эмиль Дюбуа обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека — питекантропа, который жил около 700 тысяч лет тому назад; под головкой кости имелись значительные костные выросты. Диагноз — экзостоз.
Во Франции в пещере Ла Шапель-о-Сен найден скелет древнего человека — неандертальца, шейные позвонки которого срослись. Эта находка — свидетельство артрита, от которого несколько десятков тысяч лет назад страдал каждый четвертый взрослый человек.
Последствия артрита обнаружены и на костях гигантских ящеров — бронтозавров, которые жили на Земле задолго до появления человека.
Погребение охотника на мамонтов. Реконструкция З. Буриана.
Палеопатология ясно показала, что первобытный человек болел, и кости его несут неизгладимые следы таких болезней, как артриты, опухоли, переломы, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов, и других.
Причем следы заболеваний встречаются на костях первобытного человека гораздо реже, чем травматические дефекты. Прежде всего это относится к повреждениям черепа.
Одни из них — травмы, полученные во время охоты. Другие находки рассказывают о пережитых и непережитых трепанациях черепов. Их начали производить примерно в XII—X тысячелетиях до н. э. преимущественно в ритуальных целях.
Экзостоз на левой бедренной кости первобытного человека с о. Ява.
Э. Дюбуа. 1982 год.
Палеопатология дает некоторые косвенные данные и о поражении мягких тканей. В мумиях древних аборигенов Америки найдены атеросклеротические бляшки — свидетельство атеросклероза, так широко распространенного сегодня.
В. И. Ленин, опираясь на законы исторического развития, еще до начала палеопатологических исследований убедительно опроверг концепцию «золотого века»: «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка...
Никакого золотого века позади нас не было и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».
ОТКРЫТИЯ ПЕЩЕРЫ ШАНИДАР
Это было в Ираке. В 1953-1960 годах археологическая экспедиция под руководством Р. Солецки обнаружила в пещере Шанидар, в горах Загроса девять мужских скелетов поздних палеоантропов — первобытных людей неандертальского вида, которые жили 65-45 тысяч лет назад. Это ближайшие предки человека современного.
Травматическое повреждение позвонка первобытного человека с разрастаниямикостной ткани вокруг острия бронзовой стрелы, оставшейся после заживления.Из коллекции Т. Мейер-Штейнега.
Кости скелета мужчины Шанидар-l, жившего примерно 45 тысяч лет назад, имели сильное повреждение наружной стенки левой глазницы (в результате чего он был, по всей вероятности слеп на левый глаз), сросшийся перелом костей левой стопы с выраженным артритом ее суставов.
Его правая рука была в результате травмы или намеренно ампутирована выше локтя за много лет до смерти. Стертость наружной часта передних зубов говорила о том, что этот человек довольно долго пользовался ими вместо утраченной правой руки.
Выжить при таких заболеваниях можно было только при поддержке и заботе коллектива сородичей — социальной защите — и она была, так как калека Шанидар-I прожил по меньшей мере до 40 лет (что по средней продолжительности жизни сопоставимо с 80 годами для современного человека).
Черепа первобытных людей, переживших трепанацию,с выраженным заживлением краев раны.Копенгаген. Национальный музей.
Череп древнего человека, погибшего в результате ритуальной трепанации(без признаков заживления костной ткани).
Это подтверждают исследования других скелетов людей из пещеры Шанидар, которые также сохранили следы серьезных повреждений с последующим заживлением костной ткани.
При исследовании захоронения Шанидар-IV (умерший жил около 60 тысяч лет назад) было сделано еще одно важное открытие — получено первое научное доказательство использования лекарственных растений человеком неандертальского вида.
Анализ многочисленных проб почвы из этого захоронения показал, что умерший был помещен на ложе из веток деревьев и лекарственных растений восьми видов (среди них тысячелистник, золототысячник крестовник, эфедра, алтей, мускари). Цветы были связаны в букетики и разложены по всему погребальному ложу.
Наиболее богатые пыльцой пробы грунта взяты на уровне торса и пяточных костей. Цветы, положенные в погребение были не самыми красивыми, но они обладали целебными свойствами.
В то же время очень привлекательные красные анемоны и другие великолепные цветы, произраставшие в то время в горах Загроса, не были принесены в погребение.
Более того, одно из лекарственных растений семейства мальвовых (как показали многочисленные пробы, взятые в окрестностях) произрастало на достаточно большом расстоянии от пещеры Шанидар, и сородичи специально посещали далекие горы, намеренно собирая это растение, чтобы использовать его для лечения недугов и «снабжать» им умерших.
Плечевые кости скелета Шанидар-1(правая кость изменена в результате травмы или ампутации).Абсолютный возраст около 45 тысяч лет. По Э. Тринкаусу, 1978 год.
Открытие «цветочных людей» (как назвал их Р. Солецки) — первое достоверное свидетельство целенаправленного использования лекарственных растений древними людьми неандертальского вида и несомненное доказательство социальных отношений, сложившихся у ближайших предков Homo sapiens по меньшей мере 60 тысяч лет тому назад.
По материалам журнала "Здоровье" 01.1989 г.
ЭХО ИСТОРИИ
zdorov.liferus.ru
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)
Источники информации о болезнях первобытного человека.гипотеза «золотого века»
До возникновения палеопатологии, которая как наука сформировалась около ста лет тому назад, бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживались весьма образованные люди, например Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого, века» на заре человечества
Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений (рис. 1) и тяжелых болезней (таких как артриты, опухоли, туберкулез, искривления позвоночника, кариес зубов и др.)
Два подхода в определении критериев человека: антропологический, философский
В установлении границы между животным миром и человеком существуют два подхода: антропологический и философский.
В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие человека, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяется гоминидной триадой:
1) прямохождением, или бипедией;
2) свободной кистью с противопоставляющимся большим пальцем, способной к тонким трудовым операциям;
3) относительно крупным высокоразвитым мозгом.
В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека— его орудийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отношения.
Врачевание в период становления первобытного общества; эмпирическая основа, коллективный характер, лечебные средства, гигиенические навыки
Следовательно, тысячелетний эмпирический опыт и повседневная трудовая практика древнейших людей позволяли им познавать целебные и токсические свойства растений, минералов и частей животных и использовать их в борьбе со своими недугами.
Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах
Начатки гигиенических навыков, по всей вероятности, также стали формироваться уже у архантропов в процессе обживания пещерных -жилищ и применения огня
Становление культовой практики и ранние виды религиозных верований в период рассвета первобытного общества: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия
Тотемизм —вера человека в существование тесной родственной связи между' его родом и определенным видом животного или растения (например, кенгуру или эвкалипт). Тотему не поклонялись, его считали «отцом», «старшим братом», защитником от бед и болезней
Фетишизм— вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда
Анимизм— вера в души, духов и всеобщее одухотворение природы
Магия—вена в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы. Среди многочисленных разновидностей магии была и лечебная магия — врачевание ран и недугов, основанное на культовой практике.
Труды Аристотеля.
Труды Аристотеля по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют энциклопедию античной науки конца классического периода. Они оказали огромное влияние на философские направления эпохи элинизма, Средневековья, Нового времени.
Труды Сорана из Эфеса.
Главным трудом Сорана считается его сочинение «О женскихболезнях», которое оставалось основными источниками по акушерству, гинекологии и педиатрии до XVII в.). Описал способы контрацепции и прерывания беременности, комплекс ранних признаков беременности и её течения, способы ухода за грудными детьми и принципы педиатрии.Сораном был написан и ряд других трудов: «Обострыхи хронических болезнях» (было переведено в V в. на латынь ЦелиемАврелианом, «Опереломах», «О повязках» и др.В своих трудах широко ссылался на Гиппократа и написал его биографию.
исторические источники информации о врачевание в первобытном обществе
Достоверные научные знания о врачевании первобытной эры базируются на данных археологии и этнографии, палеопатологии и палеоботаники, палеоантропологии и палеопсихологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Палеопатология изучает патологические изменения останков первобытного человека, точнее, его скелета. Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждениями мозгового черепа( до этого считали что человек был абсолютно здоров)