Жизнь первобытного земледельца и скотовода зависела. Конспект урока на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

"Первобытные земледельцы и скотоводы". Жизнь первобытного земледельца и скотовода зависела


Конспект урока на тему "Возникновение земледелия и скотоводства"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока на тему "Возникновение земледелия и скотоводства" для предмета : История. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Кто такие первобытные люди?

Тема урока: Возникновение земледелия и скотоводства.

Вспомните, какие были главные занятия древнейших людей? Охота и собирательство – это присваивающее хозяйство. Но с течением времени зародилось хозяйство производящее. Как это произошло, мы сегодня и выясним.

Давайте представим себе поселок первобытных людей в какой-нибудь жаркой стране. Он состоит из нескольких хижин, окружен насыпью из земли и камней для защиты от диких зверей. В поселке живет родовая община. Мужчины, вооруженные копьями, луком и стрелами охотятся на диких козлов, лошадей, кабанов. Бывает, что охотникам удается ранить бегущее животное, и они начинают преследовать его. Охотники замечают, что вместе с ними за раненым зверем гонятся дикие собаки. Они первыми достигают обессилевшее животное. Подбежавшие охотники прогоняют собак и добивают зверя.

Дикие собаки подбегают и к самому поселку, роятся в отбросах, громко лают, когда приближаются другие животные. Постепенно люди и собаки привыкают друг к другу. И собака становится первым прирученным и домашним животным. Подумайте, какую пользу первобытным людям приносила собака? Охраняла поселок, помогала на охоте (прекрасный нюх).

Допустим, охотникам удалось с помощью собак найти логово дикой свиньи – кабана. Они убили кабана, а в логове нашли маленьких поросят. Зарезать их не было смысла, поэтому их приносили в поселок, помещали в окруженное загородкой место, кормили их. Также поступали с козлятами, телятами, ягнятами. Животные росли, становились ручными. Первобытным людям удалось приручить овец, коз, свиней, крупный рогатый скот. Таким образом, возникло новое важное занятие – скотоводство. Это произошло около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия произошло скотоводство? Что более надежно, охота или скотоводство?

Ну, продолжим наше путешествие в поселок первобытных людей. В то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались собирательством. Они собирали ягоды, грибы, съедобные коренья, а также дикую пшеницу и ячмень. Принеся колосья в поселок, женщины разминали их в руках. Зерна дробили и растирали между двумя плоскими камнями – получалась мука. Ее замешивали с водой, делали тесто и выпекали лепешки.

Видимо, женщины первыми и заметили, что в тех местах, где они растирали зерна, вырастали на следующий год зеленые колосья. Долгие годы женщины не задумывались об этом, но однажды поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает и дает колос. Так был открыт еще один способ добывания пищи – возникло земледелие. Произошло это тоже около 10 тыс. лет назад.

От какого более древнего занятия возникло земледелие? Что надежнее – собирательство или земледелие?

Сотни тысяч лет люди, подобно животным, брали то, что давала им природа в готовом виде. Только с возникновением земледелия и скотоводства они занялись производящим хозяйством, то есть стали сами производить хлеб, овощи, мясо, кожу, шерсть. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

Главными орудиями труда земледельцев были каменный топор, мотыга и серп (с. 20). Каменным топором мужчины расчищали от деревьев и кустарников участки земли для посевов. Вырубленные растения сжигали, зола была хорошим удобрением. Мотыга делалась из дерева (палка с сучком) или же была составной – из дерева с наконечником из камня или рога. Мотыгой рыхлили землю перед посевом. Серп использовался для жатвы. Позже был изобретен плуг (рис. в учебнике). Обработать поле с помощью плуга и лошади можно в 50 раз быстрее, чем мотыгой.

Присваивающее хозяйство – это не только земледелие и скотоводство, но и ремесло, т.е. изготовление каких-либо предметов быта. Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины, лепить горшки из глины и обжигать их в огне, чуть позже появилось ткачество, т.е. одежда делалась из льняного полотна и шерстяной ткани.

Самые простые и грубые горшки из глины мог вылепить каждый. Но изготовление прочной и красивой посуды требовало особого мастерства. Тот, кто долгие годы овладевал своим ремеслом, оттачивал свои навыки, становился ремесленником.

Постепенно люди стали замечать, что некоторые камни, попадая в огонь, размягчаются, и, застывая, принимают новую форму. Это были куски самородной меди. Т.е. металл. Это великое открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Т.о. около 9 тыс. лет назад появилось новое ремесло – обработка металлов. Обладают ли медные орудия преимуществом перед каменными? Лезвие медного топора можно сделать более острым, затупившееся лезвие можно заточить заново, переплавить, сделать мелкие предметы любой формы: иглы, крючки.

Применение плуга, медных орудий привело к тому, что у людей стало больше хлеба, овощей, мяса и молока. Роль земледелия и скотоводства значительно возросла, и исчезла необходимость всей общине трудиться сообща. Поэтому в селениях земледельцев постепенно складывается новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Стадо, земля были поделены между семьями. Община из родовой превратилась в соседскую. Семьи нуждались во взаимопомощи и поддержке. При этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – они соседи и должны держаться вместе.

Подумайте, семьи получили одинаковые участки, орудия труда, скот. Но проходит время, и одни семьи становятся богаче, другие – беднее. Почему?

Все люди разные. Одни работящие, другие ленятся. Бывает, что какую-нибудь семью постигает несчастье: погибают на охоте, напали дикие звери. Причины могут быть разные, но результат один – возникло имущественное неравенство. Это означает, что одна семья владела большим количеством орудий труда, скота, запасом зерна. А другая семья нуждалась в самом необходимом.

Раньше других зажиточными стали семьи старейшин. Они пользовались уважением остальных общинников, разрешали споры, помогали советом. В благодарность им дарили скот и зерно, отдавали наиболее плодородные участки земли.

Одним из способов разбогатеть была война. Мужчины племени выбирали самого храброго и мужественного своим военным предводителем – вождем племени. Во главе с ним они нападали на соседнее племя. Если они побеждали, то угоняли скот, забирали зерно, изделия из металлов. Большая часть добычи доставалась вождю племени.

Вождей племени и старейшин называли знатными людьми, что значит знаменитый. Знатные люди добивались того, чтобы уважение к ним распространялось и на их сыновей. Знатность стала передаваться по наследству. Теперь только из числа знатных стали выбирать вождей племен и старейшин.

Так возникло неравенство между людьми: одни были знатные, другие – незнатные, одни богаче, другие – беднее. Крупные поселения стали превращаться в города, города объединялись в государства. Их правителей называли царями.

Д.з. § 4-5. р.т. № 14-15.

docbase.org

Первобытные земледельцы и скотоводы

скачать файлИтоговый тест по разделу

"Первобытные земледельцы и скотоводы" Вариант I

1. Оцените утверждение.

С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от его собственного труда:

а) верно б) неверно

2. Выберите правильный ответ.

Появление обмена стало необходимым в связи:

а) с возникновением мотыжного земледелия

б) с появлением знати

в) с разделением труда 3. Выберите неправильный ответ.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

а) составляли племя

б) состояли из больших семей

в) управлялись советом старейшин 4. Найдите лишнее.

В земледельческих работах применяли:

а) мотыгу

б) плуг

в) каменный топор

г) гончарный круг

5. Приведите в соответствие:

а) идолы, боги, духи 1) знать

б) вожди, старейшины 2) религиозные верования

в) ткачество, гончарное 3) ремесло

дело, обработка меди 6. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Его избирали для ведения военных действий. Окруженный друзьями и соратниками, он брал себе лучшую долю добычи, устраивал пышные празднества. Соплеменники воспевали его доблесть и силу:

а) идол

б) вождь

в) старейшина 7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Земледелие, скотоводство, обработка металлов:

а) это занятия, позволившие первобытным людям выжить в борьбев с природой

б) это занятия, которые отличают людей разумных от древнейших людей

в) это занятия, появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изменившие жизнь людей 8. Вставьте вместо пропуска.

Знатность передавалась _____________________, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом в племени.

9. Продолжите перечень

10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового:

а) земледелие, скотоводство, ремесло

б) разделение труда и обмен

в)

г) 10. Выделите важнейшие признаки.

Для родовой общины характерны:

а) происхождение родичей от общего предка

б) существование общего языка

в) выделение большой семьи

г) непостоянство состава

д) управление при помощи старейшинскачать файл

www.voeto.ru

"Первобытные земледельцы и скотоводы"

Итоговый тест по разделу

"Первобытные земледельцы и скотоводы"Вариант I

1. Оцените утверждение.

С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от его собственного труда:

а) верно б) неверно2. Выберите правильный ответ.

Появление обмена стало необходимым в связи:

а) с возникновением мотыжного земледелия

б) с появлением знати

в) с разделением труда3. Выберите неправильный ответ.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

а) составляли племя

б) состояли из больших семей

в) управлялись советом старейшин4. Найдите лишнее.

В земледельческих работах применяли:

а) мотыгу

б) плуг

в) каменный топор

г) гончарный круг5. Приведите в соответствие:

а) идолы, боги, духи 1) знать

б) вожди, старейшины 2) религиозные верования

в) ткачество, гончарное 3) ремесло

дело, обработка меди6. Назовите понятие, которому соответствует данное описание.

Его избирали для ведения военных действий. Окруженный друзьями и соратниками, он брал себе лучшую долю добычи, устраивал пышные празднества. Соплеменники воспевали его доблесть и силу:

а) идол

б) вождь

в) старейшина7. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Земледелие, скотоводство, обработка металлов:

а) это занятия, позволившие первобытным людям выжить в борьбев с природой

б) это занятия, которые отличают людей разумных от древнейших людей

в) это занятия, появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изменившие жизнь людей8. Вставьте вместо пропуска.

Знатность передавалась _____________________, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом в племени.9. Продолжите перечень

10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового:

а) земледелие, скотоводство, ремесло

б) разделение труда и обмен

в)

г)10. Выделите важнейшие признаки.

Для родовой общины характерны:

а) происхождение родичей от общего предка

б) существование общего языка

в) выделение большой семьи

г) непостоянство состава

д) управление при помощи старейшин

kak.znate.ru


Смотрите также