Стоянки первобытных людей на территории крыма. Урок "История Крыма. Что такое Крым. Первые люди на Крымской земле. Стоянки первобытного человека" 2 класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древнейшее население на современной территории Крыма. Стоянки первобытных людей на территории крыма


Заселение Крыма древнейшими людьми

ПАЛЕОЛИТ. ЗАСЕЛЕНИЕ КРЫМА ЧЕЛОВЕКОМ

Благоприятные природно-климатические условия способствовали тому, что человек начал обживать Крым уже в глубокой древности. На степных просторах, в лесах и горах в изобилии водились дикие лошади, зубры, мамонты, олени, что создавало прекрасные возможности для охоты. В те времена фауна Крыма насчитывала свыше 30 видов крупных млекопитающих, 40 видов птиц, несколько видов рыб.

Жилища древних людейЖилища древних людей

Богатый растительный мир полуострова позволял успешно заниматься собирательством.

На древних стоянках в Белогорском и Бахчисарайском районах, на Карадаге археологи обнаружили большое количество орудий труда, техника обработки которых чрезвычайно примитивна. Это позволяет предположить, что люди начали заселять полуостров в период ашелля или даже раньше. Однако полного согласия по этому вопросу у исследователей нет.

 

ЭПОХА МУСТЬЕ (150-40 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Стоянка ЧокурчаСтоянка Чокурча

Плотность населения в Крыму в эпоху мустье была необычайно высока. Это подтверждает большая концентрация мустьерских стоянок в предгорном Крыму. Наиболее известными из них являются: Киик-Коба (у села Баланово Белогорского района), Волчий Грот (у села Мазанка Симферопольского района), Заскальная I-IX, Ак-Кая I-V, Красная Балка (все у скалы Ак-Кая Белогорского района), Староселье (г. Бахчисарай), Чокурча (на восточной окраине Симферополя), Шайтан-Коба (у села Скалистое Бахчисарайского района).

 

ПАЛЕОЛИТ

Неандерталец - "человек умелый"Неандерталец - "человек умелый"

Все стоянки этого периода расположены в гротах или под наскальными навесами. Это связано с тем, что эпоха мустье практически совпадает по времени с периодом резкого похолодания на Земле, получившим название Валдайского, или Вюрмского оледенения. Наступление великого ледника в значительной степени повлияло на природно-климатические условия полуострова.

Дувшие с ледника ветра заставляли людей не только искать спасение в гротах, но и утеплять их, сооружая из камней и ветвей деревьев ветровые заслоны.

Животный и растительный мир ледникового периода существенно отличался от современного. В Крыму обитали мамонты, гигантские, благородные и северные олени, зубры, шерстистые носороги, пещерные львы, пещерные и бурые медведи, косули, сайгаки, волки, лисы, песцы, зайцы.

Горы полуострова покрывали березовые и сосновые леса, в степи появилась травянистая тундровая растительность.

Исследование стоянок показало, что их населяли непосредственные предки современных людей, получившие в науке название неандертальцы (их костные останки впервые были найдены в Германии в долине Неандерталь).

Орудие эпохи палеолитаОрудие эпохи палеолита

Строение скелета неандертальца имеет целый ряд характерных особенностей. Черепная коробка очень низкая, уходящий назад лоб, выступающие надбровные дуги. Скошенный, без выступа подбородок позволяет предположить, что речь неандертальца не отличалась выразительностью. Однако по объему головного мозга (до 1700 см2), они превосходили даже современных людей. По мнению исследователей, лобные доли мозга, где у современного человека находятся центры абстрактного мышления и торможения, у неандертальцев были развиты слабо. Это позволяет утверждать, что неандертальцы имели лишь примитивные представления и отличались агрессивным поведением. При относительно невысоком росте, 155-165 см, они обладали мощным телосложением и развитой мускулатурой, имели широкие плечи, короткие ноги, очень массивный костяк. Массивностью отличались и кисти рук, которые, очевидно, с легкостью справлялись с тяжелой работой, но в то же время их гибкость была ограничена, и выполнять более сложные операции неандерталец не мог (он, например, не мог прикоснуться большим пальцем ко всем остальным пальцам руки).

В исследованных стоянках сохранились слои со следами деятельности древнейших людей (культурные слои), залегающие в стратеграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях обнаружены линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных, ставших охотничьей добычей неандертальцев, кремневые орудия и их обломки.

Мустьерские орудия с односторонней обработкойМустьерские орудия с односторонней обработкой

Материалом для изготовления орудий являлся кремень. От него откалывали части нужного размера и формы - «отщепы», которые обрабатывали с помощью ретуши. С этой целью на край заготовки надавливали специальным костяным отжимником, отделяли чешуйки кремня и, таким образом, изменяли форму орудия и заостряли его.

Самыми распространенными орудиями в этот период были остроконечники и скребла. У скребла обрабатывалась одна сторона, которая и служила рабочим краем орудия. У остроконечников обрабатывались две стороны, что позволяло заострить его вершину. Остроконечники и скребла применяли для разделки туши животных и обработки шкур. Изготавливали и такое орудие как, рубило, имевшее универсальное применение. Им отрубали и заостряли ветви деревьев. Заостряя кости животных, человек изготавливал проколки, которыми проделывал в шкурах животных отверстия при изготовлении одежды, ставшей его защитой в суровом климате. «Нитками» могли служить сухожилия животных.

К этому времени человек уже использовал огонь и умел поддерживать его длительное время.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Основными занятиями первобытного человека была охота и собирательство. На стоянках находят большое количество костей крупных животных: мамонтов, оленей, лошадей, сайгаков. Вооруженные примитивными орудиями люди могли рассчитывать на успех в охоте на таких животных, лишь действуя коллективно. Вероятно, чаще всего использовали загонную охоту: животных загоняли на обрывы или в узкие ущелья и убивали ударами палок, камней, копий.

Большим подспорьем в жизни древних людей было собирательство съедобных растений и грибов.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СООБЩЕСТВА

Загонная охота на мамонтаЗагонная охота на мамонта

Неандертальцы жили коллективами, насчитывающими 20-30 особей. Необходимость жить вместе, организовывать хозяйственную деятельность, загонную охоту требовала каким-то образом регламентировать поведение людей. В противном случае невозможно было бы избежать губительных для коллектива конфликтов. А о том, что такие конфликты происходили, красноречиво свидетельствуют случаи каннибализма. Исследователи находят на стоянках расколотые и обожженные кости неандертальцев.

Очевидно, неандертальцам удалось создать общество, которое занимало промежуточное положение между миром животных и ранней стадией собственно человеческого общества с его родовой организацией, определенными правилами общежития. Об этом свидетельствует целый ряд примеров, когда неандертальцы проявляли заботу о своих «нетрудоспособных» сородичах.

 

ПОЯВЛЕНИЕ АБСТРАКТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В 1924 г. известным археологом Г. А. Бонч-Осмоловским была открыта стоянка в гроте Киик-Коба. В нижнем слое стоянки обнаружили древесный уголь, большое количество раздробленных и обожженных костей различных животных, кремневые орудия и отходы их изготовления.

Ак-кая. Белая скалаАк-кая. Белая скала

Верхний слой от нижнего отделяла прослойка желтой глины без каких-либо культурных остатков, значит грот долгое, время не использовался человеком.

Огромное значение имеют найденные в гроте погребения двух неандертальцев: женщины и ребенка. Оба захоронения находились в могильной яме в скалистом полу, в характерных для неандертальских захоронений позе на правом боку, с согнутыми в коленях ногами (в так называемом «утробном» положении). Подобные захоронения встречаются и на других стоянках. Все это говорит о том, что у неандертальцев впервые появляются абстрактные представления, вынуждавшие их совершать обряд погребения умерших сородичей.

Возможно, что такая обрядность связана с ранними формами религиозных представлений, с идеями возрождения, обратимости. Размещение умерших на месте жилья предполагает сохранение их кровнородственной связи с живущими и показывает отсутствие страха перед умершими.

 

ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

Кроманьонец - "человек разумный"Кроманьонец - "человек разумный"

Заключительный период древнего каменного века получил название позднего или верхнего палеолита. Его хронологические рамки 40/35-10 тыс. лет назад. Частично эта эпоха совпадает со временем последнего оледенения. Климат на Земле был суровым, сухим и холодным.

В это время сформировался человек современного облика, получившего название "человек разумный, homo sapiens". Впервые его останки были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, поэтому "человека разумного" принято также называть кроманьонец.

Вызывает удивление тот факт, что стоянок этого периода в Крыму совсем не много. А ведь в мустьерскую эпоху на полуострове стоянок древних людей было значительное количество. В это же время за пределами Крыма верхнепалеолитические стоянки весьма распространены. Объяснить этот факт сложно. Одной из причин может быть то, что в это время важнейший объект охоты — мамонт покинул территорию полуострова, и люди вынуждены были уйти вслед за ним на север.

Стоянка Качинский навесСтоянка Качинский навес

На нашем полуострове открыты и исследованы всего три стоянки этого периода: Сюрень I у села Танковое, Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе и на склоне Караби-Яйлы Аджи-Коба.

Наиболее исследованной является стоянка Сюрень I, расположенная в большом гроте площадью 43х15 м и высотой 9 метров. Поздний палеолит характеризуется широким распространением двух новых, по сравнению с мустьерской эпохой, типов орудий: резцов и скребков.

Большое распространение в этот период получили изделия из кости: наконечники копии и дротиков, плоские острия, проколки, булавки, шилья, костяные ретушеры, подвески. Неслучайно этот период называют еще «веком кости».

Основными занятиями людей по-прежнему остаются охота и собирательство.

В этот период сформировался такой способ организации общества как род. Род -это группа людей, осознающих общность своего происхождения.

 

МЕЗОЛИТ

Еще в эпоху палеолита, приблизительно 12 тыс. лет назад, на нашей планете произошли глобальные климатические изменения. В Библии и во многих мифах разных народов об этом времени говориться, как о всемирном потопе, о втором рождении человечества.

В этот период повышается температура, ледник, покрывавший Европу, начинает отступать, уровень мирового океана поднимается более чем на 100 метров. Огромные потоки достаточно теплой воды стали прекрасной средой для многочисленных рыб, моллюсков, раков. В полноводных реках обитали судак, лосось, сом, форель и другие виды рыб. На значительной территории выросли леса, произошло изменение рельефа и грунтов.

Такие глобальные преобразования многие ученые связывают со всепланетной катастрофой (возможно, вследствие падения гигантского метеорита).

Выжившие холодолюбивые животные ушли на север. В Крыму стали преобладать косули, кабаны, благородные олени, белки, зайцы, бурые медведи, рысь.

Глобальные природно-климатические изменения не могли не повлиять на образ жизни людей, их социальную организацию. Исчезновение больших, медленных в движении животных приводит к смене способов охоты, к появлению новых орудий труда. Происходит переход от загонно-облавной к индивидуальной охоте. Этому способствовало изобретение первого механического оружия — лука и стрел. В это время человеком была приручена собака, ставшая надежным помощником на охоте.

МикролитыМикролиты

В эпоху мезолита широкое распространение получили микролиты (кремневые пластинки толщиной до 1 мм). Они вставлялись в основу из дерева или кости, которым предварительно придавали необходимую форму. Составные орудия труда имели целый ряд значительных преимуществ. Проще было заменить испорченный микролит, чем изготавливать новое орудие. Маленькой каменной заготовке легче было придать очень острые края.

Важным занятием в хозяйственной жизни человека стало рыболовство, сбор моллюсков и ловля раков. Появились орудия для ловли рыбы - костяные гарпуны и крючки.

 

СТОЯНКИ

На нашем полуострове найдено и исследовано достаточно большое количество мезолитических стоянок. Раскопки, проведенные в них, показали, что в этот период в Крыму существовало несколько близких, но в то же время имеющих свои особенности археологических культур.

В Байдарской долине почти рядом находятся стоянки Шан-Коба, Фатьма-Коба и Мурзак-Коба, которые исследователи относят к горно-крымской археологической культуре. Они располагались под скальными навесами в гротах, защищенных ветровыми заслонами. Огонь уже был надежным «помощником» человека: его использовали для приготовления пищи (на стоянках найдены углубленные в землю и обложенные камнями очаги) и как источник тепла.

В долине реки Зуя исследована стоянка, которая дала название целой археологической культуре — кукрекской. Ряд исследователей считает, что эта культура сформировалась в Северном Причерноморье, а впоследствии ее носители проникли в степной и предгорный Крым.

Большой интерес представляет стоянка Сюрень II в Бахчисарайском районе. В ходе раскопок археологи обнаружили кремневые орудия труда необычной формы в виде ивового листа. Изделия такой же формы найдены на территории Польши, Волыни и Прибалтики.

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД

Погребения этого периода были открыты археологами на стоянках Фатьма-Коба и Мурзак-Коба. В погребениях Фатьма-Коба обнаружили костные останки мужчины, возраст которого около 40 лет, рост 170 см. Он был захоронен на правом боку головой на юго-восток, кисти рук положены под голову, ноги сильно поджаты.

Кроманьонцы из пещеры Мурзак-КобаКроманьонцы из пещеры Мурзак-Коба

В Музак-Кобе обнаружили парное погребение мужчины и женщины, лежащих в вытянутом положении на спине головами на восток. По мнению исследователей, это захоронение было одновременным. Можно предположить, что женщину убили в ритуальных целях — сопровождать мужчину в другой мир.

При исследовании костных останков ученые обратили внимание на то, что у женщины еще при жизни были ампутированы фаланги обоих мизинцев. Очевидно, исследователи в данном случае зафиксировали следы обряда инициации. Такой вывод можно сделать, благодаря изучению современных народов, уровень развития материальной культуры которых во многом схож с культурой людей эпохи мезолита. Этнографы обратили внимание на особенности социальной организации деление на половозрастные группы, детей, мужчин и женщин. Переход детей в одну из групп взрослых обычно сопровождается обрядом посвящения (от латинского «инициация»). Посвященный подвергался тяжелым и болезненным испытаниям, которые он должен был выдержать, в противном случае для всех окружающих он навсегда оставался ребенком.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

По мнению многих исследователей, в эпоху мезолита складывается родоплеменная организация общества. Наиболее важные вопросы решались сообща, руководство в повседневной жизни принадлежало наиболее опытному и уважаемому человеку. Внутри рода существовала хозяйственная специализация: женщины занимались собирательством, мужчины охотой. Родовая организация регламентировала взаимоотношение полов.

 

НЕОЛИТ

Неолит (новый каменный век, середина IV тыс. - начало VI в.в. до н. э.). Характеризуется значительными изменениями, как в хозяйственной жизни, так и в общественных отношениях.

В этот период совершенствуется техника обработки камня, появляются новые приемы: шлифовка, распиливание, сверление. Распространяются новые инструменты.

Древнейшая керамическая посудаДревнейшая керамическая посуда

Характерная черта неолита - появление керамики. Первая керамическая посуда изготавливалась жгутовым способом. Из глины делали длинные «качалки», складывали их спиралью, затем разглаживали и придавали необходимую форму. После подсушки и обжига получали керамический сосуд. Постепенно технология усовершенствовалась: для прочности добавлялись определенные примеси, наносили орнамент. При этом у различных племен изготовление керамической посуды имело определенные особенности в формах, технологии, орнаментации. Это позволяет исследователям достаточно точно определить область распространения культуры тех или иных племен и, следовательно, территорию их расселения. Научившись изготавливать керамическую посуду, люди получили возможность варить пищу, хранить различные продукты.

В неолите появляется прядение и ткачество.

Чрезвычайно важным в развитии человечества был переход от присваивающих форм хозяйства к производящим. В этот период начали развиваться земледелие и скотоводство. Эти важнейшие события стали переломным моментом в истории человечества. Наиболее глубоко оценил эти события, назвав их «неолитической революцией», английский археолог Гордон Чайлд: «Переход к производству пищи, созидательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, и приручению, разведению и отбору животных явился экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла людям возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил».

Неолитические поселения открыты по существу на всей территории нашего полуострова. Очевидно, что в горной части продолжали жить потомки эпохи мезолита. Большая часть стоянок находилась под скальными навесами и в гротах. В части поселений использовали, вероятно, искусственные постройки, однако исследователям пока не удалось найти их следов. К этому периоду относятся стоянки: Ат-Баш и Балин-Кош на Ай-Петринской яйле, Таш-Аир, Кая-Арасы, Алимовский навес, Замиль-Коба II в Бахчисарайском районе. Керамические изделия этих стоянок весьма близки. Большая часть таких находок имеют орнаменты в верхней части и представляли собой бороздочки, ямки и насечки. Такой орнамент, очевидно, получали с помощью специальных заостренных палочек или гребенки.

Таш-Аир. Наскальная роспись (фрагмент)Таш-Аир. Наскальная роспись (фрагмент)

На этих стоянках найдены серпы, мотыги, кости домашних животных, что свидетельствует о зарождении производящего хозяйства. Однако, по мнению большинства исследователей, в Крыму преобладали все-таки присваивающие формы хозяйства: охота и собирательство (найденные на многих стоянках кости диких животных в количественном отношении значительно превосходят наличие костей домашних животных).

Достаточно много стоянок раскопано археологами и в степном Крыму: в Джанкойском районе у села Мартыновка, в Красноперекопском районе у села Долинка, у села Луговое и Фронтовое Ленинского района. И, несмотря на то, что многие стоянки в этом регионе не достаточно изучены, можно утверждать, что здесь жили потомки кукрекской археологической культуры.

Большой интерес представляет могильник стоянки села Долинка, где в относительно неглубокой яме обнаружены останки почти пятидесяти человек, сложенные в четыре яруса в вытянутом положении на спине, при этом головами в разные стороны. В погребальной церемонии была использована охра, которой посыпали тела умерших.

 

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

Автор обращает внимание на то, что, согласно существующей археологической периодизации, на смену неолита приходит энеолит (медно-каменный век) - переходный период, в который появляются изделия из металла, но господствующими остаются кремневые орудия труда.

Однако в Крыму пока еще не обнаружены стоянки, которые бы носили ярко выраженные черты этого периода. После медно-каменного века наступает эпоха бронзы (бронза — сплав меди с другими металлами, чаще всего с оловом), с середины III тысячелетия до н. э. - IX в. до н. э. Вытеснение меди бронзой связано с тем, что последняя тверже и плавится при более низкой температуре.

В этот период происходят резкие изменения в экологической ситуации, что повлияло на развитие экономических и общественных отношений. Усиливается первое общественное разделение труда: скотоводство отделяется от земледелия. Развивается кочевое скотоводство, чему способствуют природно-климатические условия: теплый и сухой климат, наличие огромных степных просторов, покрытых травянистой растительностью.

Развитие экономики, общественное разделение труда способствовали росту продуктивности труда. В этот период увеличивается роль мужчины и парной семьи.

Использование коня, колесного транспорта и кочевое скотоводство способствовали увеличению подвижности населения.

Следует отметить, что кочевой способ жизни не позволял строить жилище, в то же время эти племена не знали письменности, и как следствие основными источниками при изучении истории, быта и культуры таких народов является материал, полученный в результате археологических раскопок их погребений.

Постоянно перекочевывая со своими стадами на значительных пространствах, эти народы сооружали над могилами умерших сородичей курганы. Это делалось, вероятнее всего, для того, чтобы в условиях постоянных перекочевок не потерять могилы своих близких. Размеры таких курганов различны: от полуметра до нескольких десятков метров в высоту и от 10 до 300 метров в диаметре. Не вызывает сомнений, что размеры курганов напрямую были связаны с материальным и общественным положением погребенного.

Изучение многочисленных захоронений свидетельствует, что в этот период на территории Крыма существовало несколько археологических культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, многоваликовой керамики, срубная.

 

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Такое название культура получила по способу захоронений, когда насыпали курганы над простейшим типом погребального сооружения — прямоугольными ямами. Их размеры достигали 2,2 х 2,0 м, перекрывались досками, жердями и плитами. Умерших хоронили на спине, с подогнутыми в коленях ногами, иногда в скорченном положении на боку и чаще всего посыпали охрой. Такие погребения исследованы у села Чистенькое Симферопольского района, у села Красноярское Черноморского района, в Нижнегорском районе у села Кропоткине Найденный в захоронениях погребальный инвентарь не богат и состоит из керамической посуды, наконечников стрел, ножей, булавок, шилья, проколки, каменных топоров. Характерной особенностью является наличие заупокойной пищи в этих захоронениях. На вершине некоторых курганов устанавливали каменное изваяние, на котором рельефом показывали черты лица, руки, пояс, а вверху таких изваяний имитировали голову.

Известный археолог А.А. Щепинский одним из первых выделил кеми-обинскую культуру, получившую название по кургану Кеми-Оба близь Белогорска. Характерной особенностью этой культуры является использование погребальных сооружений особого типа — каменных ящиков из четырех плит, тщательно обработанных и пригнанных друг к другу, с перекрытием. Такие сооружения изнутри расписывались красной и черной краской, покрывались гравировкой.

Умершего хоронили на спине или на боку с подогнутыми ногами, головами чаще всего на восток или северо-восток. Погребальный инвентарь состоял из орудий с плоской ретушью, каменных шлифованных боевых топоров, кремневых пластин, металлических листовидных ножей, проколок, четырехгранных шильев и пр.

Каменные ящики перекрывались курганной насыпью. Часть курганов имели кромлехи, а в верхней части устанавливались каменные стелы. Наибольшее количество таких памятников сосредоточено на границе степной и предгорной части полуострова.

 

КАТАКОМБНАЯ КУЛЬТУРА

Область распространения этой культуры достаточно огромна: от реки Волги до Нижнего Дуная. Ее носители имели своеобразный погребальный обряд, когда умершего хоронили в подкурганных погребальных сооружениях, получивших название катакомбы. Они имели входную яму, от которой ответвлялась специальная камера, в ней и хоронили умершего. После захоронения вход в камеру чаще всего закрывали плитой или деревянным щитом.

Исследователи считают, что эта культура сформировалась за пределами Крыма и только впоследствии распространилась на нашем полуострове. Для своих захоронений «катакомбники» чаще всего использовали уже имеющиеся курганы, совершая так называемые впускные захоронения.

Стелы эпохи бронзы из ТиритакиСтелы эпохи бронзы из Тиритаки

Погребальный обряд заключался в том, что умершего хоронили или в вытянутом положении на спине, или в скорченном на боку и посыпали охрой. Рядом с умершим укладывали разнообразный материал: глиняные изделия, украшенные узорами, сделанными с помощью отпечатков шнура по сырой глине и заостренными предметами, различные орудия труда — каменные шлифованные топоры, бронзовые ножи и шилья; в некоторых захоронениях найдены круглые шлифованные каменные булавки с деревянными рукоятками; оружие кремневые наконечники стрел и копий; украшения из просверленных зубов животных и морских раковин, костяные и «молоточковидные» булавки.

Большой интерес вызывает тот факт, что в целом ряде исследованных захоронений обнаружены следы обряда над умершими, который заключался в следующем; после того, как череп умершего очищался от мягких тканей, глазницы заполняли глиной и охрой, а также лепили нос и приделывали его к черепу.

Главным занятием племен катакомбной культуры было скотоводство, однако отслеживаются и признаки того, что часть населения, жившая на побережье полуострова, начинает заниматься земледелием.

Постепенно среди носителей катакомбной культуры происходят процессы, которые, по мнению исследователей, приводят к тому, что выделяется археологическая культура, получившая название многоваликовой. Ярким признаком этой культуры считают способ орнаментации керамической посуды, украшенной налепленными глиняными валиками, которые разделяли палочкой на отдельные части. Для этой культуры характерны также костяные пряжки с одним или двумя отверстиями.

В середине II тыс. до н. э. в степной части полуострова выделяется культура, получившая название срубная. Ее носители хоронили умерших в специальном деревянном срубе, который предварительно опускали в подготовленную яму. Усопших укладывали в вытянутом положении на боку, руки укладывали перед лицом. В могилу помещали инвентарь, состоящий из бронзовых ножей, костяных поделок, различных банок.

Одни исследователи высказывают предположение, что эта культура в своем развитии прошла три этапа: срубный (XVI-XIV в.в. до н.э.), сабатиновский (XIII-XII в.в. до н.э.), белозерский (XI-IX в.в. до н.э.). Другие склонны считать, что это были самостоятельные археологические культуры.

 

 

Источник:

Дюличев В. П. Крым. История в очерках. — Симферополь: «РуБин», ЧП Бинькин, 2008 г. — 496 с.

 

Информация о книге на форуме сайта.

 

bfnk.ru

Древнейшее население на современной территории Крыма

Реферат

на тему:

«Крым в древности и в эпоху средневековья»

Выполнил:

студент группы М-12д

Чухломин А. Е.

 

Проверил:

старший преподаватель

Даховник Л. Л.

 

Севастополь

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………3

1.Древнейшее население на современной территории Крыма………………………………….…...4

1.1.Первобытные стоянки…………………………………………………………………………….4

1.2.Киммерийцы……………………………………………………………………………………….6

1.2.1.Древнейшие известия о киммерийцах…………………………………………………..…..6

1.2.2.Занятия киммерийцев………………………………………………………………….……6

1.3.Тавры……………………………………………………………………………………………….7

1.3.1.Древнейшие известия о таврах……………………………………………………………….7

1.3.2.О происхождении тавров…………………………………………………………………...8

1.3.3.Хозяйство и быт тавров……………………………………………………………………..8

1.4.Скифы………………………………………………………………………………………………9

1.4.1.Война скифов с персами…………………………………………………………………..11

1.4.2.Общественный строй……………………………………………………………………..11

1.4.3.Хозяйство скифов…………………………………………………………………………….12

1.4.4.Малая Скифия………………………………………………………..…………………..13

1.5.Cарматские племена……………………………………………………………………….…..16

1.5.1.Этническая принадлежность. Язык…………………………………………………..……16

2.Античные поселения в Крыму…………………………………………………………………….17

2.1.Греческая колонизация северного Причерноморья………………………………..................17

2.2.Причины греческой колонизации …………………………………………………………..….18

2.3.Политическая организация античных городов-государств………………………………..…18

2.4.Херсонес……………………………………………………………………………………….19

2.5.Боспор…………………………………………………………………………………………..….20

2.6.Пантикапей…………………………………………………………………………………………20

3.Средневековье………………………………………………………………………………………....22

3.1.Раннесредневековая Таврика (IV-VII вв.)……………………………………………….…22

3.1.1.Вторжение готов и гуннов………………………………………………………………...22

3.1.2.Под властью Византии (V-VII вв.)……………………………………………………23

3.2. Таврика в VIII-IX вв………………………………………………………………………....25

3.3.Позднее средневековье ………………………………………………………..…………..26

3.3.1.Итальянские торговые фактории в Крыму…………………………………………….26

3.3.2.Упадок Херсонеса …………………………………………………………….……….....28

Заключение…………………………………………………………………………………………..29

Библиография…………………………………………………………………………………………...30

Введение

Первые следы человеческого обитания на территории со­временной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с Балкан, был маленький мозг, низкий лоб, массивная челюсть и большие зубы. Зато он крепко стоял на своих двоих и уже многое умел делать освобожденными от ходьбы руками. К середине последнего ледникового периода (около 40 тыс. лет до н. э.) он оконча­тельно превратился в кроманьонца, от которого происходит современный человек. Кроманьонец – сравнительно высокое прямоходящее существо, обладающее значительными умственными способностями. Охотники и со­биратели плодов, кроманьонцы приспосабливались к холодно­му суровому климату, преодолевали все трудности выживания и добывания пищи при помощи невиданных технических изо­бретений (кремневое оружие и резец, рыболовные крючки, гарпуны, жилище из звериных костей и шкур).

Примерно за 10 тыс. лет до нашей эры послед­ний ледник отступил на север, оставив после себя тот ланд­шафт, который мы видим в Украине и сегодня. Зато мир самого человека стал меняться все быстрее. «Революционное» значение этой эпохи состояло в том, что люди нашли принципиально новые пути добывания пищи: от охоты и собирательства перешли наконец к самостоятельному ее производству.

Считается, что земледелие начало распространяться по территории Украины с юго-запада – междуречья Буга и Днестра. Здесь-то около V и IV тысячелетий до н. э. и возникли древнейшие в Восточной Европе земледельческие поселения. Теперь вместо того, чтобы бродить по окрестностям в поисках добычи, человек надолго оседал вокруг своего поля. Так появ­ляются деревни. Земледелие потребовало большей рабочей силы, чем охота и собирательство, поэтому население быстро растет. А с ростом населения потребовались и какие-то примитивные формы политической и социальной организации.

Самая известная из древних земледельческих культур на территории современной Украины – так называемая три­польская. Она развивалась в долинах Днестра, Буга и Прута и впоследствии достигла Днепра. Расцвет ее пришелся на 3500-2700 гг. до н. э. В эти годы количество жителей каждого из трипольских поселений составляло 600-700 человек. Трипольцы организовывались в кланы по отцовской линии. Жили они, как правило, в длинных узких хижинах, внутри которых каждая отдельная семья имела свой отгороженный угол с глинобитной печью, Свои глиняные сосуды они украшали мягкими контурами золотисто-черно-белых узоров. Такие рисунки характерны для культур с развитой магией, разно­образными ритуалами и верованьями в сверхъестественные силы.

Пер­вое в Украине механическое устройство – сверло для проделывания отверстий в камне и дереве – появилось у людей трипольской культуры. Еще более важным было изобретение деревянного плуга. Теперь уж точно земледелие стало более надежным способом существования, чем охота. Следующее изобретение, возможно, было позаимствовано из Азии: использование первого из металлов – меди.

Археологи предполагают, что перенаселенность обжитых мест заставля­ла людей уходить на новые, необжитые. Одни продвигались в глубь степей. Другие, жившие в долине Днепра, шли на север, в дремучее Полесье и дальше. К 2000 г. до н. э. трипольцы как единый исторический народ более не существовали. Оче­видно, какую-то его часть покорили и ассимилировали воин­ственные степные племена, другая нашла защиту и приют в северных лесах.

 

 

Древнейшее население на современной территории Крыма

Первобытные стоянки

Благоприятные природно-климатические условия Таврики способствовали тому, что уже в глубокой древности человек начинает обживать полуостров. В Таврике, особенно в горном и предгорном районах, были все необходимые условия для жизни древнейшего человека: мягкий и теплый климат, большое количество сухих и теплых пещер, наличие источников воды, богатая флора и фауна.

В результате археологических исследований в Крыму было обнаружено большое количество стоянок древнейших людей. Учеными установлено, что человек на территории нашего полуострова проживал с древнекаменного века, более 300 тыс. лет тому назад. В это время климат был сухим и теплым, богатая растительность и большое количество разнообразных животных позволяли с успехом заниматься собирательством и охотой. Найденные кости животных говорят о том, что древнейшие жители Таврики охотились на мамонта, антилопу, оленя, зубра, других животных.

Большинство стоянок этого времени находилось в юго-западном и юго-восточном районах Крыма. Они располагались на склонах гор, защищенных от холодных ветров и прогреваемых солнцем, вблизи от источников и рек, рядом с залежами кремня. На этих стоянках археологами были найдены двусторонне обработанные орудия — ручные рубила длиной до 15–20 см. Человек того времени уже овладел огнем и умел поддерживать его длительное время.

Подсчеты обжитых площадей в скалистых убежищах, количество и размеры обнаруженных в них очагов и другие данные показывают, что в пещерных поселениях проживали по 2–4 семьи, численностью по 6–7 человек. Примерная плотность населения в Крыму была такова: 1 человек на 60 квадратных километров.

В исследованных пещерных стоянках Крыма сохранились слои со следами древнейших культур, залегающие в стратиграфическом порядке, т.е. последовательно снизу вверх, от наиболее древних к поздним. В этих слоях часто заметны линзы очагов с золой и угольками, множество костей животных ставших охотничьей добычей неандертальцев, вкрапления красной охры, употреблявшейся людьми для татуировки тела.

В 1924 году археологами был открыт грот Киик-Коба, в нем помимо большого количества различных остатков деятельности древнего человека были обнаружены и сами части скелетов древних людей. Грот Киик-Коба образовался под воздействием просачивания грунтовых вод и выветривания породы. Размещается грот под карнизом высокого плоскогорья, одного из отрогов Долгоруковской яйлы, на высоте около 90 метров над горной рекой Зуей. Грот хорошо скрыт в лесных зарослях и среди скалистых обвалов. Недалеко от грота вытекает источник, которым, несомненно, пользовались древнейшие люди.

На жилой площади грота, перекрытой нависающим скальным потолком, сохранились и следы древних очагов. Повсюду в границах жилой площади встречается расколотый кремень, орудия, кости животных, угольки.

Основными промысловыми животными были мамонт, зубр, сайгак, гигантский и благородный олень, шерсти­стый носорог, дикая лошадь, дикий кабан и т. д.

В гроте Киик-Коба обнаружена часть скелета женщины, захороненной в несколько согнутом положении, на боку, в специально выдолбленной в скалистом полу яме. Около захоронения женщины был погребен почти годовалый ребёнок, тоже положенный в скорченном, «утробном» положении. Подобные захоронения встречаются и на других древнейших стоянках Крыма. Вероятно, у древнейших людей в Крыму уже выработалась определённая обрядность при захоронениях.Размещение усопших на месте жилья предполагало сохранение кровнородственной их связи с живущими и отражало отсутствие страха перед умершими или, по древним представлениям, отошедшими ко сну.

Широкую известность получили и другие стоянки древ­нейших людей, обитавших в Крыму, в которых были найдены орудия труда, костные останки животных и скелеты людей. К таким стоянкам относятся: Старосельская – близ Бахчисарая, 3аскальная – около Белогорска, Волчий грот – недалеко от поселка Зуя, Качинский и Сюреньский навесы – в Бахчисарайском районе, Мурзак-Коба – на речке Чepнoй, Фатьма-Коба – у Байдарской долины и другие.

В среднекаменном веке существенно измени­лись орудия труда, они представляли собой небольшие кремневые изделия в виде сегментов, трапеций и треугольников. Животный и растительный мир полуострова стал близким к современному. 3начительно уменьшилась численность стадных животных. Это видоизменило мето­ды охоты, большую роль стала играть индивидуальная охота. Изобретённый в позднекаменном веке лук стал излюбленным оружием охотников. Основными объектами охоты стали косули и кабаны. В этот период развивается рыбная ловля.

Человеком уже была приручена собака. Археологами обнаружены костные останки свиньи и быка, эти животные в Таврике были приручены раньше, чем на Ближнем Востоке. Постепенно зарождается скотоводство.

Стоянок этого периода в Крыму достаточно много. Наиболее известные Алимовский Навес, Кукрек, Фатьма-коба, Мурзак-коба, Таш-Аир I, 3амиль-Коба I, Сюрень II и др.

Важнейшим признаком новокаменного века является широкое использование глиняной посуды. Увеличивается роль скотоводства. Из собирательства возникает земледелие.

В период энеолита и бронзового века ведущими отраслями хозяйства становятся скотоводство и земледелие. Это приводит к увеличению роли мужского труда. Стали развиваться ткачество и прядение.

В бронзовом веке на полуострове развивается целый ряд курганных культур: ямная, кеми-обинская, катакомбная, белозерская, срубная, многоваликовая, сабатиновская. Исследователи утверждают, что эти культуры носят пришлый характер, за исключением кеми-обинской, сабатиновской и белозерской.

Древнейшие люди Крыма в трудном и упорном труде сумели приспособиться и выжить в сложных условиях. Научились изготавливать орудия труда, охотиться, вести хозяйство.

 

Киммерийцы

Занятия киммерийцев

К началу I тысячелетия до нашей эры киммерийцы перешли к кочевому скотоводству, позволившему с наименьшими затратами труда овладеть обширнейшими и богатейшими пастбищными угодьями. С прекращением оседлости единственными памятниками киммерийцев стали их захоронения в курганах.

В течение IX–VIII веков до нашей эры произошли чрезвычайно важные изменения. Киммерийцы овладели секретом получения железа из болотной руды. В эту пору у киммерийцев получило распространение цельножелезное оружие.

По найденным в могилах вещам киммериец предстает перед нами как легковооруженный конный воин. Его боевое снаряжение состояло из меча или кинжала, круглой, чаще всего фигурной булавы, имевшей навершие в вид каменного и реже бронзового цилиндрического топорика. Важнейшим предметом вооружения киммерийца служил также сложный лук с втульчатыми на­конечниками стрел, которые вначале изготовлялись из бронзы и кости, а позднее – из железа. Никаких остатков защитных доспехов в виде щитов, шлемов, панцирей и тому подобного в киммерийских могилах не обнаружено.

Над могилами было принято ставить памятные каменныестелы (без головы), на верхней части которых изобра­жали ожерелья и разные символические значки. На стелах, стоявших над могилами воинов, обычно изображен широкий пояс, при котором выгравированы кинжал или меч, лук и точильный брусок.

Из источников известно, что киммерийцы наносили поражения урартскому царю, воевали против других государств.При появлении в Крыму скифов, как повествует пре­дание, киммерийцы, опасаясь поражения от грозного врага, отступили через Кавказ, вдоль восточного побе­режья Черного моря в Азию. А киммерийские «цари», не желая покидать свои земли, перебили друг друга во взаимной битве и были похоронены в низовьях Днестра. Произошло это, по-­видимому, в VII веке до нашей эры.

Тавры

О происхождении тавров

Сведения о происхождении таврских племен очень скудны и разноречивы.

Возможно, что таврские племена формировались в условиях смешения разных этнических групп, пришлых и местных. Трудно сказать, как называли себя сами тавры. Историки древности приводят отдельные названия таврских племен: арихи, синхи, напеи.

После киммерийцев тавры были наиболее древним и многочисленным населением Крыма, о котором имеются письменные свидетельства. Культура тавров проявляется как бы внезапно в IX–VIII веках до нашей эры и быстро распространяется по всей Таврике. В происхождении тавр­ской культуры прослеживаются три главных источника: местный, северокавказский, дунайско-днестровский.

Хозяйство и быт тавров

По свидетельству Геродота, во главе отдельных тавр­ских племен в VI–V веках до нашей эры стояли вожди – басилевсы. Скифы пытались втянуть тавров в борьбу с персидскими полчищами Дария, вторгшимися в Северное Причерноморье, но таврские басилевсы не согласились принять участие в войне и заявили: «Если враг ворвется в нашу землю и обидит нас, то и мы не стерпим этого».

В письменных источниках также говорится о занятиях тавров скотоводством: «тавры народ многочисленный и любит кочевую жизнь со стадами». Однако скотоводство у них еще не отделилось от земледелия, и хозяйство носило пастушеско-земледельческий характер.

О важной роли земледелия говорят костяные, каменные, позже железные мотыги, серпы, зернотерки и мно­жество зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, гороха и других культур.

Рыболовство и охота у горных тавров были, как правило, не основными, а подсобными занятиями. Тавры прибрежных районов помимо рыболовства занимались и сбором моллюсков.

Гончарство, ткачество, прядение, обработка кож, камня, дерева, кости – все эти ремесла у тавров носили до­машний и примитивный характер.

Обмен товарами был развит слабо и лишь несколько увеличился в первые века нашей эры. Об этом говорят находки античности керамики и изделий из металла в могильниках поздней поры. Тавры вели обмен со скифами, с народностями и племенами Северного Кавказа и с греками.

Родоплеменной строй и обычаи тавров отличались особой устойчивостью. Об этом говорят родовые могильники и погре­бальные сооружения, сложенные из огромных каменных плит, что требовало затраты труда. Коллективные семейные погребения прослеживаются у тавров на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры. По свидетельству историков, тавры погребали вместе с вождями рода их преданнейших друзей и в знак траура отрезали себе часть уха.

Данные раскопок подтверждают рассказ Геродота о том, что тавры уже строили дома с очагами и дымоходами. Часть домов примыкала тыльной, а иногда и боковыми сторонами к скалам. Крыши, по-видимому, были односкатными, бревенчатыми, сверху засыпались землей. Не­значительные по площади дома, очевидно, были рассчи­таны на одну семью.

Родовой быт тавров и их культура в это время приобре­тают наибольшую законченность. Именно к этому времени относятся таврские могильники с каменными ящиками классического типа: строго прямоугольной формы, из четырех больших, поставленных на ребро, хорошо пригнанных плит, перекрытых пятой, покровной.

В могильниках тавров находили глиняную посуду, бронзовые вещи, металлические изделия. Особенно много бронзовых украшений: шейные гривны, височные кольца, булавки, бляшки, подвески. Реже клали в могилы брон­зовые наконечники стрел и железное вооружение, железные наконечники стрел и копий, короткие мечи – акинаки. Попадаются принадлежности конской сбруи.

Скифы

Скифией древнейшие авторы называли обширную территорию в Причерноморье. Становление скифского племенного союза происходило в VIII–VII вв. до н. э.

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифский язык исследователи относят к севе­роиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Сообщение Геродота о том, что все киммерийское насе­ление якобы покинуло степи Причерноморья и скифы заняли пустующую страну, является явным преувеличением. Часть киммерийцев, безусловно, осталась на месте и была ассимилирована скифами. Об этом убедительно свидетельствуют преемственность ряда форм материальной культуры, а также легенды о происхождении скифов, в которых можно уловить местные традиционные элементы.

Одержав решительную победу над киммерийцами, скифы в «поисках» новых соперников устремились далеко за пределы Таврики.

Основное занятие скифов, скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвятить себя ратному делу. Это позволило соз­дать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитым луком и умеющую этим оружием владеть с детства. Первоклассные наездники, скифы стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.

В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, где находились богатые государства 3акавказья и Передней Азии – Урарту, Манна, Лидия, Мидия, Ассирия. Дошедшие до нас сведения древних авторов рассказывают о стремительном нападении скифов, об их постоянных войнах то с одним, то с другим государ­ством. Оставив всё обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке. Переднеазиатский поход продолжался достаточно долго – от 20 до 60 лет. 3а это время скифское войско достигает Египта и Палестины.

Долгое, полувековое, пребывание скифов в Передней Азии оказало большое влияние на скифское общество. Соприкасаясь с высокоразвитыми странами того времени, скифы обогатили свою культуру, более быстрыми темпами стали развиваться социальные процессы. Но завершение этого длительного похода принесло скифам неудачу. По­терпев ряд поражений от усилившихся Мидии и Нововавилонского царства, скифское войско вынуждено было покинуть территорию Лидии и вернуться в степи Предкав­казья и Причерноморья в начале VI в. до н. э.

Но на этом «неприятности» для скифов не закончились. Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившихся из Передней Азии скифов «ожидали трудности не меньшие, чем война с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско».Большая часть исследователей признают, что сра­жались скифы со своими рабами на территории Крыма.

О пребывании скифов на территории Таврики с давних времен красноречиво говорят курганы – скифские захо­ронения. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты археологами недалеко от Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у села Филатовки. Одним из самых известных исследованных курганов в Крыму явля­ется курган Куль-оба («холм пепла») недалеко от Керчи.

Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тёсаного камня, почти квадратная в плане – 4,6 на 4,2 м – со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода – 5,3 м. Склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий дере­вянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют табор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор – остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребённого находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке - от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями.

В специальном отделении помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями живот­ных, оселок в золотой оправе, золотая чаша – фиала. Слева от ложа, в capкoфaгe из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или на­ложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Её пог­ребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса.

У южной стенки склепа лежали останки возницы-оруженосца, рядом с которыми в особом углублении находились кости коня, два наконечника копий, бронзо­вые поножи и шлем. Вдоль стенок склепа стояли металлические сосуды – бронзовые котлы с костями бараш­ка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуаль­ной посуды, а также амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина. По всему склепу были разбросаны бронзовые наконечники стрел, а под полом находился тайник, сразу же обнаруженный исследователями и раз­грабленный «золотоискателями». Среди находившихся в нем предметов особенно интересна выкупленная у грабителей большая золотая бляха в виде лежащего оленя.

Война скифов с персами

Скифы пришли в Крым в VII веке до нашей эры из Азии. Это ираноязычные племена. В Крыму проживали племена царских скифов (существовали также племена скифов-пахарей, скифов-кочевников и другие).

Самым замечательным событием в ранней истории Скифии явилось вторжение в её пределы персидского царя Дария в 513 году до нашей эры. Дарий имел намерение покорить скифов и сделать их своими данниками.

С огромным войском Дарий вступил в Скифию. Перед лицом нависшей опасности скифы обратились за помощью к соседним народам, но те отказались помочь, так как были заинтересованы в ослаблении скифов – своего могу­щественного и сильного соседа.

Не имея достаточно сил, чтобы вступить с персами в открытый бой, скифы применили тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. На своем пути они засыпали колодцы и источники, уничтожали траву.

Истощив силы в бесплодных преследованиях, Дарий послал к скифскому царю своего гонца с предложением прекратить отступление и начать битву или, признав себя слабым, покориться и стать его данником. На это царь скифов ответил: «Знай, перс, каков я: и прежде никогда не бежал я из страха ни от кого из людей, и теперь не бегу от тебя; ныне я не сделал ничего нового сравнительно с тем, что обыкновенно делаю в мирное время, а почему я не тороплюсь сражаться с тобой, я и это тебе скажу: у нас нет ни городов, ни заселенной земли, из-за которой мы поспешили бы драться с вами из боязни, чтобы они не были взяты и опустошены. Если бы нужно было во что бы то ни стало ускорить бой, то у нас есть могилы предков: вот попробуйте разыскать их и разорить – тогда узнаете, станем ли мы сражаться с вами из-за гробниц или не станем; раньше мы не сразимся, если нам не заблагорассудится. За то, что ты назвал себя моим владыкой, ты мне поплатишься».

Скифы послали Дарию символические оскорбительные «дары»: птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Эти дары означали следующее: «Если вы, персы, не улетите в небеса, превратившись в птиц, или не скроетесь в земле, подобно мышам, или не прыгнете в озера, превратившись в лягушек, то не вернетесь назад, будучи поражены этими стрелами».

Вынужденный признать свою неудачу в войне, Дарий поспешил покинуть Скифию.

Общественный строй

В Скифии господствующее положение занимали царские скифы. Они составляли основную силу во время военных походов. На ранних этапах своей истории царские скифы представляли союз племен, каждое из которых имело собственную территорию и находилось под властью своего царя.

Впоследствии, в IV в. до н. э., власть над всеми скифскими племенами сосредоточилась в руках одного царя – Атея. Концентрация власти была важным шагом на пути превращения союза племен в единую народность, объединенную под единым управлением.

Царские скифы считали себя «лучшими и самыми многочисленными». Остальные племена зависели от этой господствующей группы, эта зависимость выражалась в уплате дани.

С момента появления на исторической арене скифское общество выступало как сложное образование. Важную роль играла родоплеменная структура, однако постепенно её основы были подорваны и видоизменены ростом частной собственности, имущественного неравенства, выделением богатой аристократической верхушки, сильной власти царя и окружающей его дружины.

Основу скифского общества составляла малая инди­видуальная семья, собственностью которой были скот и домашнее имущество. Но семьи были разными. Богатые семьи имели большие стада, в то же время существовали настолько обедневшие семьи, что не могли обеспечить ведение самостоятельного кочевого хозяйства из-за небольшого количества скота.

Во главе скифов стояли цари и родовые старейшины, которые также возглавляли воинские подразделения. Власть царей была наследственной. Существовало представление о божественном происхож­дении царского рода. Цари исполняли также судебные функции. Неповиновение приказу царя каралось смертью. Ближайшим окружением царя являлась его личная дружина, состоявшая из числа лучших воинов.

В определённой степени власть царя ограничивалась институтами родового строя. Высшим законодательным органом было народное собрание – «совет скифов», имевший право смещать царей и назначать новых из числа членов царского рода.

Хозяйство скифов

Основную отрасль хозяйства скифов составляло ското­водство. Скот имел огромное значение – он был основным средством существования. Главная забота кочевников сводилась к сохранению и увеличению поголовья скота.

Основу кочевого хозяйства в степях составляло коне­водство. В состав стада входили также крупный рогатый кот, овцы, небольшое количество коз. Скифские лошади были небольшими, однако отличались резвостью и вы­носливостью.

Скифы кочевали большими группами. Скот круглый год содержался на подножном корму. В самое трудное время зимовки лошади своими копытами разбивали снег, добывая сохранившуюся траву для себя и других животных.

Жилищами у кочевых скифов служили войлочные помещения на повозке с четырьмя или шестью колесами. Кибитки, защищавшие от ветра, дождя и снега, предназначались для женщин и маленькихдетей; в них также хранилось имущество.

Одежда и экипировка скифов была хорошо приспособлена к условиям кочевой жизни. В их быту большое место занимали различные изделия из кожи, шкур, войлока и шерсти. Из этих материалов изготовляли одежду, обувь, бурдюки и множество других вещей домашнего обихода. Изготовлением их занимались в основном женщины.

Очень удобной была одежда скифов – короткие, туго перетянутые кожаные (мехом внутрь) кафтаны, плотно облегающие кожаные штаны или широкие шерстяные шаровары, мягкие, перевязанные у щиколотки полуса­пожки (скифики), остроконечные башлыки, хорошо защищавшие голову. Одежда украшалась вышивкой, а парадная одежда богатых скифов расшивалась множест­вом золотых украшений.

Посуда, использовавшаяся в кочевом быту скифов, была преимущественно деревянной и металлической: бронзовые котлы для приготовления мясной пищи, брон­зовые миски, деревянные подносы и чаши.

Большинство предметов бытового обихода из металла, кости, а также, очевидно, из дерева, тканей, войлока и кожи художественно оформлялись с определенным свое­образием. Мотивы такого оформления находили свое воплощение в изоб­ражениях фигурок или каких-то частей животных, птиц или рыб. Этот вид изящного прикладного искусства получил название скифского звериного стиля.

В дальнейшем, под влиянием греческого искусства, скифский стиль утрачивает свою особенность. В то же время получают распространение реалистические сюжеты – сцены борьбы и терзания зверей и изображения различных животных.

Изображения в зверином стиле не только отвечали эстетическим вкусам скифов, но и воплощали определен­ную магическую символику. Они играли роль амулетов­-оберегов, призванных защищать их собственников от враждебных сил и привлекать покровительство и помощь доброжелательных богов.

Нет сомнения в том, что в кочевьях скифов существо­вали оружейные, литейные, кузнечные, ювелирные и другиемастерские. Изделия их широко представлены в разнообразном составе предметов скифской материальной культуры. Однако ремесло носило характер домашнего производства.

У скифов были развиты торговля и обмен как внутри племен, так и с другими народами. Огромное значение имели торговые связи с населением Кавказа и с греческим миром.

Из Скифии вывозили скот, хлеб, мед, воск, кожу, а также огромное количество рабов, захваченных в военных походах. Ввозили в Скифию вино и оливковое масло в амфорах, ткани, различные изделия греческого ремесла, в частности, посуду, украшения.

Малая Скифия

На рубеже IV–III вв. до н. э. для скифского государства происходят важнейшие события. В этот период к его границам подходят кочевые племена савроматов (сарма­тов), которые в VI–IV вв. до н. э. обитали в степях Поволжья и Южного Приуралья. Постепенно продвигаясь на запад, к концу IV в. до н. э. сарматы достигают границы Скифии по Танаису (Дону). Всё это приводит к постоянным столкновениям. Скифы встают на защиту своей тер­ритории, своих кочевий и зимников, своих очагов.

Но напор сарматов был слишком сильным, и скифы вынуждены были постепенно уступать свою территорию. В течение III в. до н. э. сарматы вытеснили скифов из степей между Доном и Днепром. Как отмечает Диодор Сицилийский, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню».

С этого момента в истории Скифии начинается новый этап. Они постепен­но превращались в оседлых земледельцев и скотоводов, живущих в постоянных долговременных поселениях. Ко­ренные изменения в экономике привели к существенным новшествам и в образе жизни, в материальной культуре, в социальных отношениях и религиозных представлениях, во многом повлияли на историю скифов. С этого момента скифы уже основательно осваивают территорию Таврики. Археологами открыты поселения скифов на реках Альма, Западный Булганак, Кача, Бельбек, Зуя, Биюк- и Кучук-карасу, Бештерек и Салгир.

В этот период на территории Таврики появляется все больше и больше основательных, постоянных поселений и укреплений. В своей «Географии» Страбон упоминает четыре скифских крепости в Таврике – Неаполь, Хабеи, Палакий и Напит. В результате археологических исследований открыты и изучены четыре крупнейших скифских городища: Керменчик, Кермен-кыр, Булганак и Усть-Альминское. Возможно эти городища и описывал Страбон.

В III веке до нашей эры скифы основывают значительный укрепленный пункт, который становится столицей.В греческих письменных источниках ее именуют Неаполис – «новый город», что, наверняка, являет­ся переводом скифского словосочетания. В исторической и краеведческой литературе за городом закрепилось услов­ное название: Неаполь скифский.

Городище «Неаполь скифский» – главный архео­логический памятник Симферополя, пользующийся мировой известностью. Если подняться на городище, то откроется обширное, бугристое поле, поросшее травой.

Пристальное внимание историков к городищу привлек­ла случайная находка в 1827 году мраморных плит с рельефным изображением скифского всадника и над­писями, упоминающими скифского царя Скилура. Первые раскопки, проведенные в том же году, дали еще один мраморный рельефный парный портрет мужчин, пожилого и молодого (по всей вероятности, царя Скилура и его сына Палака).

С тех пор на городище работали многие ученые. Обнаружен мавзолей с пышными и богатыми захоронениями Малой Скифии, прослежена система оборонительных стен и башен, выявлены остатки жилых и культурных построек с интересной росписью. Обнаружен целый ряд объектов самобытной скифской культуры.

Путь на городище преграждает высокая крепост­ная стена с башнями. За воротами лежит про­сторная площадь. По ту сторону площади – длинное здание с портиками. Между колоннами портиков высятся бронзовые статуи богов и царей. Парадная стена здания украшена мраморными рельефами. Среди них выделяются портреты Скилура и Палака. Они изображены едущими рядом на лошадях. Дальше находился рельеф уже одного возмужавшего Палака на коне с копьем в руках. Под каждой статуей и рельефом высечены надписи на грече­ском – международном языке того времени. За «зданием с портиками» стоял дворец скифских царей. На стенах парадного зала причудливая «растительная» роспись, на резных дубовых скамьях – яркие ковры, в глу­боких нишах стоит заморская чернолаковая посуда. Из парад­ного зала скрытая драпировкой дверь ведет в жилую часть дворца, обставленную с неменьшей роскошью.

К западу от дворца был расположен еще один богатый дом («здание с подвалом»). Наверное, сына царя или кого-то из самых приближенных к царю людей. На противопо­ложной стороне, на площади, где курился священный огонь, расположены храмы. Если в росписи гражданских помещений преобладал зе­леный цвет, то в храмах основной декор – красный.

От площади с храмами разбегались путаные улочки, где в скромных домишках жил простой люд Неаполя. Не из одних мирных будней складывалась его жизнь. Врагов у Неаполя скифского хватало. Прежде всего Хер­сонес – самостоятельное греческое государство, жаждавшее сосредоточить в своих руках торгов­лю скифским хлебом с Грецией. Скифы, естественно, не могли примириться с таким самозванным посредником. Между скифами и херсонеситами т



infopedia.su

Урок "История Крыма. Что такое Крым. Первые люди на Крымской земле. Стоянки первобытного человека" 2 класс

Возможные формы к темам:

История Крыма. Что такое Крым. Первые люди на Крымской земле. Стоянки первобытного человека.

Цель:

Коммуникативные УУД

Развивать умение правильно распределять обязанности, выделять проблему и искать пути ее решения, контролировать действия партнера.

Регулятивные УУД

Развивать умение сравнивать свой результат с эталоном, способность к мобилизации.

Личностные УУД

Научить оценивать усваиваемы материал, воспитывать любовь к Родине.

Познавательные УУД

сформировать понятие первобытный человек, древняя стоянка, формировать умение строить логические рассуждения, анализировать, выбирать главное.

Фрагмент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Крыму и его прошлому. Мы с вами узнаем, кто такой древний человек, какие стоянки находились на территории нашей земли, что такое Крым.

- Итак, посмотрите внимательно на карту. Кто из вас знает, что это за карта? Правильно, это карта Крыма. Сейчас мы свами отправимся в путешествие по Крыму. Но это будет не просто путешествие, это будет соревнование. Давайте мы с вами разделимся на две команды. Сделаем мы это таким образом, сейчас вы внимательно посмотрите на картинку, и постараетесь запомнить все, что на ней нарисовано. Тот, кто первым ответит на вопрос, тот будет капитаном первой команды, а второй – второй команды.

Проводится выбор капитана

- Итак, мы начинаем наше соревнование.

Дети рассматривают карту Крыма. Определяют крупные города, столицу Крыма.

- А теперь попробуйте собрать паззл «Карта Крыма».

- А, сейчас посмотрим, кто из вас запомнил больше названий Крымских городов.

Детям предлагаются начальные буквы, по которым они определяют названия городов.

-Люди на Крымской земле появились очень давно. Места их обитания называют стоянками. В Крыму есть такие стоянки. Всего их найдено 15. Одна из них называется Чокурча – в переводе – яма, другая Кизил Коба - Красная пещера.

Демонстрация фото. Фото орудий труда.

- Следующий конкурс – создать орудие труда древнего человека.

Ребята рассматривают образцы копий древних орудий труда, выделяют их особенности, определяют способ изготовления.

Изготовление орядия труда древнего человека детьми.

- А теперь представьте, что вы создаете картину о древних людях. Как вы представляете себе их образ жизни. Разукрасьте картину стоянка древнего человека.

Конкурс на лучшую картину. Дети разукрашивают картину.

Подводятся итоги занятия. Определяется победитель.

infourok.ru


Смотрите также