Первобытное представление о пространстве и времени. Б) Первобытные представления о пространстве и времени.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени. Первобытное представление о пространстве и времени


Б) Первобытные представления о пространстве и времени.

13. Через какие оппозиции мыслил мир первобытный человек?

14. Что есть хаос и космос для первобытного человека?

15. Как соотносились между собою хаос и космос в мировосприятии первобытного человека?

16. Что есть сакральный и профанный мир?

17. Как соотносились между собою сакральный и профанный мир в мировосприятии первобытного человека?

18. Какова мера восприятия окружающего мира у первобытного человека?

19. Перечислите принципы организации пространства первобытным человеком и дайте их краткую характеристику.

20. В чем принципиальное различие между современным и первобытным восприятием пространства?

21. Какой образ наиболее отчетливо отражает вертикальное устроение мира в первобытной мифологии?

22. Чем обусловлена вертикальная космология первобытности?

23. Почему «проклятые» места присутствовали в освоенном пространстве-космосе, и почему боги могли оставить сакральные места, отдав их во власть демонов?

24. Какова структура времени согласно первобытной мифологии? Охарактеризуйте каждое временное измерение.

25. Поясните выражение: «Пространство временится, а время пространственно или простирается».

26. Какая концепция времени характерна для первобытности: субстанциальная или реляционная?

27. Почему первобытная культура не знает будущего, а есть лишь прошлое и настоящее? (В каком смысле первобытный человек выводил за скобки будущее?)

В) Миф и мифологическое мироотношение.

28. Как переводится с греческого слово «миф»? Соотнесите миф и сказку.

29. Какую реальность отражает миф?

30. Какие аспекты в рассмотрении мифа можно выделить?

31. Что значит гносеологический аспект мифа?

32. Каков язык мифа, или с помощью чего мыслит миф, что отличает миф от науки и сближает с поэзией?

33. Чем отличается миф от поэзии?

34. Какие приемы использует миф для познания явлений?

35. Какова познавательная установка мифа?

36. Что подразумевается под онтологическим аспектом мифа?

37. Каков характер бытия по мифу?

38. Что есть космогония и космология? Как решает миф проблему космогонии?

39. Что стоит за убийством первосуществ и богов в космогонии мифа?

40. Почему в мифе божественное, человеческое и животное соединено?

41. Почему необходимо убийство и последующее расчленение первосуществ и богов при возникновении мира?

42. Какую функцию выполняют боги, полубоги (герои), демоны, карлики согласно космологии мифа?

43. Почему невозможно установить строгую иерархию богов и у богов имеет место смешение функций и вбирание одними богами функций других богов?

44. Кто считался демонами?

45. Почему невозможен культ демонов?

46. Что представляет собой аксиологический аспект мифа?

47. Назовите ценностные шкалы мифа.

48. Соотнести ценностные шкалы мифа с базовой ценностной и онтологической шкалой.

49. Почему Добро нельзя однозначно соотносить с Космосом в мифологической картине мира?

50. Почему у богов нет запретов? В каких поступках богов проявляется отсутствие запретов? Чем руководствуются боги при свершении своих поступков?

51. Почему запреты есть у людей? Как трактуется в мифе нарушение запрета человеком?

52. Почему нет однородности в пантеоне богов с точки зрения добра и онтологического позитива (пример с Локки, богом из скандинавской мифологии).

53. С чем ассоциируется зло в мифологической картине мира?

Г) Первобытный ритуал?

54. Как мы сегодня воспринимаем ритуал, и чем являлся ритуал для первобытности?

55. В чем заключается сходство и различие ритуала и театра?

56. В чем заключается сходство и различие ритуала и мифа?

57. В чем заключается сходство и различие ритуала и науки?

58. На какие сферы жизнедеятельности первобытного человека распространялся ритуал?

59. Какой аспект изучения ритуала является самым важным с точки зрения культурологии?

60. Каков принцип первобытного ритуала?

61. Кому адресован первобытный ритуал?

62. Какова цель первобытного ритуала?

63. Чем чревато несоблюдение ритуала первобытными людьми?

64. В чем заключается парадоксальность ритуала?

65. Каковы этапы ритуала?

66. Что представляет собой очищение и какова его смысловая подоплека?

67. Какова первоначальная семантика процессии?

68. В чем заключается сакральность жертвы? Почему жертву необходимо убить?

69. Как можно определить онтологический статус жертвы? Каков принцип принесения жертвы?

70. В чем проявляется парадоксальность принесения человеком жертвы?

71. Каким образом можно преодолеть парадоксальность ритуала жертвоприношения?

72. Назовите наиболее известные теории, объясняющие ритуал жертвоприношения. Пояснить суть каждой.

73. Почему первобытные ритуалы требовали постоянного повторения?

74. Что являлось вершиной ритуала? В виде чего это происходило и почему?

75. Каким образом быт и бытие в ритуале совпадали?

76. Посредством чего человек причащался к божеству?

77. В чем заключается двойственность вина на стадии трапезы?

78. В чем заключается специфика власти для первобытности?

79. Какую тенденцию в отношении человеческого существования открывал ритуал?

80. Какую функцию выполняет жрец?

81. Что соединяет жреца и жертву? Каким образом жертва связана с жертвователем?

82. Почему жрец, в конечном счете, должен стать жертвой?

83. Почему жрец должен был самоопределяться в первобытной общине?

Д) Магия и магизм.

84. Каковы принципы магии, по Фрезеру?

85. В чем проявляется сходство магии и религии?

86. Что (кто) свидетельствует о первоначальной слитности магии и религии?

87. В чем кроется причина сосуществования магии и религии?

88. К каким областям сакрального мира обращается магия и религия?

89. Посредством чего жрец и маг обращаются к сакральному миру?

90. Каков характер метода каждого?

91. Какой статус имеет жрец и маг в первобытной общине и почему?

92. Какова цель религиозного и магического ритуала?

93. В чем жрец и маг черпают свои знания для контакта с сакральной реальностью?

94. Каково отношение к источнику знаний в религии и магии?

95. Какова цель всей деятельности жреца и мага?

studlib.info

8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени

Во второй половине XIX в. физики все чаще анализируют фундамен­тальные основания классической механики. Прежде всего это касает­ся понятий пространства и времени, их ньютоновской трактовки. Предпринимаются попытки придать понятию абсолютного про­странства и абсолютной системы отсчета новое содержание взамен старого, которое им придал еще Ньютон. Так, в 70-е гг. XIX в. было введено понятие α-тела как такого тела во Вселенной, которое можно считать неподвижным и принять за начало абсолютной систе­мы отсчета. Некоторые физики предлагали принять за α-тело центр тяжести всех тел во Вселенной, полагая, что этот центр тяжести можно считать находящимся в абсолютном покое.

Вместе с тем рядом физиков высказывалось и противоположное мнение, что само понятие абсолютного прямолинейного и рав­номерного движения как движения относительно некоего абсолютного пространства лишено всякого научного содержания, как и понятие абсолютной системы отсчета. Вместо понятия абсолютной системы отсчета они предлагали более общее поня­тие инерциальной системы отсчета (координат), не связанное с понятием абсолютного пространства. Из этого следовало, что понятие абсолютной системы координат также становится бес­содержательным. Иначе говоря, все системы, связанные со сво­бодными телами, не находящимися под влиянием каких-либо других тел, равноправны.

Инерциальные системы - это системы, которые движутся прямолиней­но и равномерно относительно друг друга. Переход от одной инерциаль­ной системы к другой осуществляется в соответствии с преобразова­ниями Галилея. Именно преобразования Галилея характеризуют в классической механике закономерности перехода от одной системы отсчета к другой.

Если система отсчета X'0'Y' (рис. 1) движется прямолинейно и равномерно со скоростью v относительно системы отсчета ХОУ в течение времени t, то 00' = vt, а координаты точки Р в этих системах отсчета связаны между собой следующими соотношениями:

X1 = Х- vt, Y1=Y, t1 = t.

Преобразования Галилея в течение столетий считались само собой разумеющимися и не нуждающимися в обосновании. Но время показало, что это не так.

В конце XIX в. с резкой критикой ньютоновского представления об абсолютном пространстве выступил немецкий физик и философ Э. Мах. В основе представлений Маха лежало убеждение в том, что «движение может быть равномерным относительно другого движе­ния. Вопрос, равномерно ли движение само по себе, не имеет ника­кого смысла» *. Это представление Мах переносит не только на ско­рость, но и на ускорение. В ньютоновской механике ускорение (в отличие от скорости) рассматривалось как абсолютная величина: для того чтобы судить об ускорении, достаточно самого тела, испытыва­ющего ускорение. Иначе говоря, ускорение — величина абсолютная и может рассматриваться относительно абсолютного пространства, а не относительно других тел **. Этот вывод и оспаривал Мах.

* Мах Э. Механика. Историко-критический очерк ее развития. СПб.,1909. С. 187. В связи с этим Мах рассматривал системы Птолемея и Коперника как равноправные, считая последнюю более предпочтительной из-за простоты.

** Ньютон аргументировал это положение примером с вращающимся ведром, в которое налита вода. Этот опыт показывал, что движение воды относительно ведра не вызывает центробежных сил и можно говорить о его вращении самом по себе, безотносительно к другим телам, т.е. остается лишь отношение к абсолютно­му пространству.

С точки зрения Маха, всякое движение относительно простран­ства не имеет никакого смысла, о движении можно говорить толь­ко по отношению к телам, а значит, все величины, определяющие состояние движения, являются относительными. Следовательно, и ускорение тоже относительная величина. К тому же опыт не может дать сведений об абсолютном пространстве. Он обвинил Ньютона в отступлении от принципа, согласно которому в теорию должны вводиться только величины, непосредственно выводимые из опыта.

Правда, Мах слишком широко трактовал отношение естествозна­ния и философии. И от критики недостатков классической механи­ки, от непризнания абсолютного пространства Ньютона он вообще перешел к непризнанию объективного существования пространства, рассматривая его как «хорошо упорядоченные системы рядов ощу­щений».

Однако, несмотря на субъективно-идеалистический подход к про­блеме относительности движения, в соображениях Маха были инте­ресные идеи, которые способствовали появлению общей теории относительности. Речь идет о так называемом принципе Маха, соглас­но которому инерциальные силы следует рассматривать как действие общей массы Вселенной. Этот принцип впоследствии оказал значи­тельное влияние на А. Эйнштейна. Рациональное зерно принципа Маха состояло в том, что свойства пространства-времени обусловле­ны гравитирующей материей. Но Мах не знал, в какой конкретной форме выражается эта обусловленность.

К новым идеям о природе пространства и времени подталкивали физиков и результаты математических исследований, открытие не­евклидовых геометрий. Так, согласно идее английского математика В. Клиффорда, высказанной в 70-х гг., многие физические законы могут быть объяснены тем, что отдельные области пространства под­чиняются неевклидовой геометрии. Более того, он считал, что кри­визна пространства может изменяться со временем, а физику можно представить как некоторую геометрию. Клиффорд предложил нечто вроде полевой теории материи, в которой материальные частицы представляют собой сильно искривленные области пространства, а «изменение кривизны пространства и есть то, что реально происхо­дит в явлении, которое мы называем движением материи, будь она весомая или эфирная» *. Вследствие искривления пространства дей­ствительная геометрия мира подобна «холмам» на ровной местности, а перемещение частиц материи есть не что иное, как перемеще­ние «холма» от одной точки к другой. Клиффорд принадлежит к ряду немногочисленных в XIX в. провозвестников эйнштейновской тео­рии гравитации.

* Клиффорд В. О пространственной теории материи // Альберт Эйнштейн и теория гравитации. М., 1979. С. 36.

studfiles.net

2.2. Эволюция представлений о пространстве и времени

Понимание пространства и времени как инвариантных самостоятельных сущностей. Первоначально представления о пространстве и времени у древнегреческих натурфилософов сводились к отождествлению пространства с пустотой, оно рассматривалось как пустое вместилище тел в отрыве от времени и движения, как нечто абсолютное, независимое от материи.

В «Началах» Евклида (III в. до н.э.) пространственные характеристики объектов впервые обрели строгую математическую форму. В это время зародились геометрические представления об однородном, плоском и бесконечном пространстве.

Абсолютное пространство, по И. Ньютону, бесконечное, пустое, однородное и изотропное, большой черный ящик, «вместилище» материальных тел. Если тела исчезнут, пространство останется, т.к. абсолютное пространство остается в силу своей природы безотносительным к какому-либо внешнему предмету. Существенная характеристика ньютоновского мира – трехмерное пространство евклидовой геометрии, которое абсолютно постоянно и всегда пребывает в покое.

Абсолютное, истинное, математическое время течет само по себе и в силу своей природы равномерно, безотносительно к какому-либо внешнему предмету. Оно идет сразу и везде во всей Вселенной «единообразно и синхронно» и выступает как независимый от материальных объектов процесс длительности. Значение указаний времени считалось абсолютным, не зависящим от состояния движения тела отсчета.

Ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, оказалась господствующей вплоть до конца XIX в.

Концепция мирового эфира. В конце XIX в. ученые считали, что вплотную подошли к исчерпывающему описанию Вселенной. По их представлениям, пространство было заполнено непрерывной средой – «эфиром». Лучи света и радиосигналы рассматривались как волны эфира, подобно тому, как звук представлял собой чередование плотности воздуха.

К концу столетия концепция всепроникающего эфира начала испытывать трудности. Ожидалось, что свет должен распространяться по эфиру с фиксированной скоростью. Но если вы сами движетесь сквозь эфир в том же направлении, что и свет, скорость света должна казаться меньше, а если вы движетесь в противоположном направлении, скорость света окажется больше.

Однако в ряде экспериментов эти представления не удалось подтвердить. Наиболее точный из них осуществили в 1887 г. американские ученые А. Майкельсон (1852-1931) и Э. Морли (1839-1923).

Они сравнивали скорость света в двух лучах, идущих под прямым углом друг к другу. Поскольку Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, скорость и направление движения аппаратуры сквозь эфир меняется. Но А. Майкельсон и Э. Морли не обнаружили ни суточных, ни годичных различий в скорости света в двух лучах (рис. 4). Получается, будто свет всегда движется относительно вас с одной и той же скоростью, независимо от того, как быстро и в каком направлении перемещаетесь вы сами.

Основываясь на эксперименте Майкельсона-Морли, ирландский физик Д. Фитцджералд (1815-1901) и голландский физик Х. Лоренц (1853-1928) предположили, что тела, движущиеся сквозь эфир, должны сжиматься, а часы – замедляться. Это сжатие и замедление таковы, что люди всегда будут получать при измерениях одинаковую скорость света независимо от того, как они движутся относительно эфира (Д. Фитцджералд и Х. Лоренц по-прежнему считали эфир реальной субстанцией). Однако в статье в 1905 г. А. Эйнштейн отметил, что если никто не может определить, движется он сквозь эфир или нет, то само понятие эфира становится лишним. Вместо этого он начал с постулата, что законы физики должны быть одинаковыми для всех свободно движущихся наблюдателей, т.е., измеряя скорость света, ученые должны получать одну и ту же величину, с какой бы скоростью не двигались сами, поэтому скорость света остается независимой от их движений и одинаковой во всех направлениях (рис. 5).

Рис. 4. Теория неподвижного эфира

(если бы свет был волной в упругом веществе, называемом эфиром,

его скорость казалась бы выше тому,

кто движется на космическом корабле ему навстречу и ниже – тому,

кто движется в том же направлении, что и свет)

Отказ от идеи абсолютных пространства и времени, мирового эфира и других выделенных систем отсчета. Признание тесной взаимосвязи между пространством, временем, материей и ее движением.

Опыт А. Майкельсона доказал независимость скорости света от движения Земли. С точки зрения классической механики эти результаты не поддавались объяснению. Х. Лоренц вывел математические уравнения для вычисления реальных сокращений движущихся тел и промежутков времени между событиями, происходящими на них, в зависимости от скорости движения.

Земля вращается Лучи света, идущие под прямым Лучи света, идущие

с запада на восток углом к направлению под прямым углом

обращения Земли вокруг Солнца друг к другу,

поворачиваются вместе

с Землей, но не обнару-

живают никаких разли-

чий в скорости

Рис. 5. Теория неподвижного эфира

(не было обнаружено никаких различий между скоростью света

в направлении движения Земли по орбите в перпендикулярном направлении)

Таким образом, относительными оказывались не только всякое движение, но и пространство и время. Указанные опыты заложили фундамент теории относительности. Теория относительности А. Эйнштейна доказала, что не существует ни абсолютного пространства, ни абсолютного времени и окончательно утвердила представление об относительности пространства и времени и зависимость их от материи.

Современные представления о пространстве и времени

Любой предмет имеет ту или иную протяженность, объем, занимает определенное положение относительно других предметов. Если мы обратимся к формам движения материи, то убедимся, что они тесно связаны с пространством. Что такое пространство?

Пространство выражает порядок расположения существующих объектов природы относительно друг друга, их объемы и протяженность. Движение материи происходит не только в пространстве, но и во времени. Одни события совершаются раньше, другие позже. Пространство – это порядок, в котором сосуществуют различные объекты природы, а время показывает последовательность существования сменяющих друг друга явлений и событий. Основными свойствами пространства являются: протяженность, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность. Специфические свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность и необратимость (анизотропность), оно течет от прошлого через настоящее к будущему. Реальные процессы всегда необратимы. Пространство и время являются основными формами существования материи, они неотделимы от нее. Пространство, в котором мы живем трехмерно. Почему? Ответ на этот вопрос пока не выходит за рамки антропного принципа (прил. 10). Из него следует, что в пространстве другого числа измерений мы просто не могли бы существовать. Не было бы атомов, молекул, планетарных систем и живых организмов, следовательно, и человека, и вообще физический мир, если бы он существовал, при этом был бы совершенно иным (прил. 11).

Всеобщие свойства пространства и времени

- объективность и независимость от человеческого сознания;

- универсальность и реальность – это универсальные формы бытия материи, которые проявляются на всех структурных уровнях ее существования. Нет явлений, событий, предметов, которые существовали бы вне пространства и времени;

- неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей;

- единство прерывности и непрерывности в их структуре – наличие отдельных тел, фиксированных в пространстве при отсутствии каких-либо «разрывов» в самом пространстве;

-количественная и качественная бесконечность – невозможность найти место, где отсутствовали бы пространство и время;

- неисчерпаемость их свойств.

Своеобразие свойств биологического,

психологического и социального пространства и времени

Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.

Специфика биологического пространства и времени. Появление живой материи на Земле вызвало особое биологическое пространство и время. Это параметры состояния живого вещества. Биологическое время и пространство находятся в постоянном изменении – на смену одним клеткам приходят другие, сначала растет, затем стареет сам организм. Происходит смена видов растительных и животных организмов, их жизнь и смерть.

У биологического пространства и времени есть свои особенности. Пространственную организацию живых молекул характеризует ассиметрия «левого» и «правого» в группировке атомов. Основополагающими молекулами живой материи являются молекулы белка и нуклеиновых кислот. Все белки живой материи состоят из 20 аминокислот, группировка атомов в которых расположена либо влево, либо вправо. При этом форме с «правосторонней» группировкой соответствует зеркальная ей «левосторонняя» форма (рис. 6).

Рис. 6. Лево- и правосторонняя формы аминокислоты

Особенность пространства живой материи состоит в том, что в молекулах белка живых систем имеются только «левосторонние» формы аминокислот, а в нуклеиновых кислотах – только «правые» сахара. Главный биологический смысл этой ассиметрии в обеспечении молекулярно – пространственной комплементарности (соответствия) при взаимодействии молекул. Эта особенность пространственной асимметрии живого известна в науке под названием хиральности (от греч. heir - рука). В неживой природе пространство симметрично, нет различий между «левым» и «правым». Неравенство «правизны и левизны» проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне организмов, выражаясь в их строении и динамике. Существует не только симметрия, но и ассиметрия в строении органов, в композиции частей тела сложных организмов. Эта особенность до сих пор не получила общепризнанного объяснения. Предполагают, что такое сочетание симметрии и асимметрии обеспечивает приспособительные реакции организмов, разнообразие движений и функций, необходимых для их выживания.

Живая материя имеет специфику и временной организации. Это «биологические часы». «Тиканье» и «отключение» таких часов означают запуск и отключение химических реакций, которые обеспечивают приспособление живых организмов. Медики открыли, что в разное время суток печень, почки, легкие, сердце работают с разной интенсивностью. У них свои ритмы. Система таких химических реакций предвосхищает наступление определенных состояний внешней среды, обеспечивает готовность организма к функционированию в условиях, которые должны наступить в будущем. Живой организм приспосабливается к будущим условиям, как бы обгоняя время, и живет настоящим и будущим одновременно.

Специфика психологического пространства и времени

В результате эволюции человека происходит становление человеческой психики. Одновременно идет формирование нового феномена – психологического пространства и времени. Психическая регуляция движений индивида и его предметных действий происходит не только на уровне отражения внешнего физического пространства, но и на основе собственной телесной биомеханики и собственного пространства.

Моторное поле психики индивида создается посредством поисковых движений, зондирующее внешнее пространство во всех направлениях. На основе этих движений в психике индивида и его психомоторике формируется обобщенный образ пространства. Этот образ включает совокупность особых метрических и топологических свойств: криволинейность, отсутствие жесткой привязки координат к координатам внешнего физического пространства, относительное безразличие к положению, преобладание топологии над метрикой, отсутствие право – левостронней симметрии. При этом поиск и опробование будущих предметных действий индивид осуществляет посредством идеальных образов, которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, мышление.

Благодаря идеальным образам индивид обладает способностью выходить за рамки данного мгновения, перемещаться в прошлое и будущее, во времени и пространстве, как на осознаваемом уровне, так и на бессознательном – в сновидениях и галлюцинациях. Индивид, лишенный способности видеть сновидения, может впасть в безумие. В его психологическом пространстве произойдет кумулятивное накопление обрывочных мыслей, образов, впечатлений, способных подавлять осознаваемые мысли и память. З. Фрейд (1856 - 1939) выявил неоднородность психологического пространства сновидений, его асимметрию, символизм, смещение. Одна из особенностей психологического времени, на которую указывает З. Фрейд, - пропуск, модификация, перегруппировка материала сновидения, создающая эффект обратимости времени.

Особенности психологического пространства и времени проявляются на уровне коллективного бессознательного. В наибольшей степени специфика психологического пространства проявляется в феномене синхронизма психических процессов, который состоит в одновременном параллельном проявлении идентичных психических переживаний у двух или нескольких личностей.

Специфика социального пространства и времени

Становление человеческого индивида происходит в рамках социогенеза – становления человеческого общества, развития форм социальной организации и духовной жизни. Одновременно идет процесс формирования нового феномена – социального пространства и времени. Социальное пространство и время имеет свои особенности. В этом пространстве и времени воспроизводится человек и развивается как общественное существо.

Социальное пространство можно характеризовать как форму бытия социальной материи, в которой социальная энергия превращается в конкретные формы жизнедеятельности личностей и общества в целом. В этом плане оно обладает определенной субстанциальной реальностью. Специфическими свойствами такого пространства являются протяженность, упорядоченность, масштаб, интенсивность, насыщенность, плотность, определенная координация социальных процессов и явлений.

С возникновением общества в социальное пространство входит и отношение человека к предмету и месту своего обитания. Понятие «родина» характеризует не только определенную территорию, но и его отношение к этому месту. Специфика социального пространства связана со спецификой социального времени. Социальное время – это определенный по длительности период, каким располагает любой социальный объект и общество в целом. Это совокупное время существования и деятельности всех индивидов общества. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными, капиталистические отношения привели к резкому увеличению производительных сил и всей системы социальных процессов. В эту эпоху появилась секундная стрелка. Ускорение свойственно современной эпохе. В настоящее время выделяют три цикла социального времени: дневной, недельный, годовой.

Социальное время фиксирует особенности параметров времени в ретрансляции социального опыта и одновременность в протекании социальных событий.

Примером социального времени и пространства являются исторические эпохи. Например, можно говорить о «советском» социальном пространстве и социальном времени, в рамках которых прошли жизни миллионов советских людей. В то же время другая часть человечества жили вне советской реальности, в рамках другого социального времени и пространства.

studfiles.net

Представления о времени и пространстве

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Представления о пространстве

1.1. Эволюция базовых понятий пространства

1.2. Теория пространства

2. Представления о времени

2.1. История развития представлений о времени

2.2. Физическая теория времени

Заключение

Список литературы

Введение

Все, что существует во Вселенной, живое и неживое, имеет пространственно-временное измерение Пространство и время неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом, количественно и качественно бесконечны. Таким образом, материя, пространство, время, движение являются основными понятиями науки.

Стремление понять окружающий мир, представить его структуру, сформулировать частные и общие законы его существования и развития на основе изучения взаимосвязей между природными явлениями и процессами всегда было присуще человечеству.

Так, древние греки создали две точные науки: геометрию, выросшую из техники землемерия, и астрономию, вызванную к жизни необходимостью измерять время.

Мы познаем мир, прежде всего с помощью органов чувств — естественных физических приборов человеческого организма.

Основную информацию, формирующую наши представления об этом мире, мы получаем через органы зрения — глаза, но они иногда "обманывают" нас. При достаточно быстром движении наблюдаемых нами объектов глаза "смешивают" их изображения (на этом явлении основано кино), погруженная в воду палка кажется преломленной, а оптические иллюзии (миражи, гало и т. д.) мы принимаем за реально существующие явления.

Мир наполнен самыми разнообразными звуками, по не все из них мы воспринимаем, зато людям с различными психическими отклонениями могут слышаться не существующие в данный момент звуки (слуховые галлюцинации).

В достаточной степени субъективны и наши вкусовые ощущения, восприятие запахов (обоняние), осязание, тепловые ощущения (озноб у больного, купание закаленных людей — "моржей" — в проруби), чувство боли.

Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получения объективной информации об окружающем мире.

В связи с этим целью данного реферата является рассмотрение и изучение современных представлений о пространстве и времени.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :

- рассмотреть представления о пространстве;

- изучить представления о времени.

1.1. Эволюция базовых понятий пространства

Евклид построил геометрию трехмерного пространства, известную в научном обиходе как евклидова геометрия. Для определения положения в пространстве Рене Декарт (1596—1650) ввел прямоугольную систему координат ("декартовы координаты") — х, у, z. Физический мир Декарта состоит из двух сущностей: материи (простой "протяженности, наделенной формой") и движения. Поскольку "природа не терпит пустоты" (Аристотель), у него протяженность заполнена "тонкой материей", которую Бог наделил непрерывным движением. Установив законы движения, Декарт записал механически все мировые процессы и на основе своих законов движения построил "космологический роман" (трактаты "Мир" и "Начала философии").

Декартово представление о флюидах, заполняющих пространство, господствовало в науке XIX и частично XX вв., оказав существенное влияние на развитие таких разделов физики, как оптика и электричество. Вес, как и любая сила, у Декарта является свойством движения тонкой материи, отождествляемой с пространством. Поэтому механицизм Декарта сводит силы к свойствам пространства.

Исаак Ньютон (1643—1727) открыл новые свойства пространства, изучая движение перемещающихся тел. Он рассматривал пространство как субстанцию, способную динамически действовать на материальные тела. Модель пространства, предложенная Ньютоном, — это модель независимо существующей субстанции, в которой могут перемещаться материальные тела и частицы света. Поэтому каждый объект обладает в пространстве определенным положением и ориентацией, а расстояние между двумя событиями точно определено, даже если эти события произошли в разные моменты времени. Определить положение тела в пространстве можно только относительно системы каких-то объектов, поэтому имеет смысл говорить о скорости объекта в пространстве, поскольку ощущается лишь неравномерное движение (а не движение с постоянной скоростью). Ньютон в своих "Математических началах натуральной философии" (1687) перевел на математический язык сугубо обыденные ощущения, записав законы движения так, что они определяются только ускорением.

Таким образом, все равномерные движения у Ньютона относительны, а ускоренные — абсолютны. Причины, вызывающие ускоренные движения, он назвал силами. Силы пропорциональны ускорению тел с коэффициентом М, называемым инертной массой: F=Mω. Если этот закон Ньютона прочесть справа налево, то из него следует, что при равномерном движении системы ее составные части не испытывают силового воздействия. Это значит, что равномерное движение нельзя механическими средствами отличить от другого такого же состояния, следовательно, и пространство само по себе не оказывает силового воздействия на движущиеся тела. Механика Ньютона позволяет наблюдать в пространстве только ускоренные движения. Ускорение приводит к возникновению сил инерции. Таковы, например, давление ног человека, направленное вниз при кратковременной остановке лифта, движущегося в направлении вверх, или центробежная сила на вращающейся карусели. Ньютон приписывал появление сил инерции пространству, в котором происходит ускорение, доказывающее реальность существования его пространства.

После создания теории электромагнетизма Максвелла появилась возможность использовать оптические явления — распространение световых сигналов — для измерения скорости движения в пространстве. Это движение можно было определить по его перемещению относительно эфира — некоей жидкости, заполняющей пространство. Теория Максвелла предсказывала, что свет распространяется в эфире с постоянной скоростью, зависящей от "упругости" эфира. Тогда скорость света, измеренная наблюдателем, должна быть разной в зависимости от того, в каком направлении свет распространяется — по течению в эфире или против. Но опыт, проведенный в 1887г. Альбертом Майкельсоном (1852—1931) и Эдвардом Морли (1838—1923), показал, что эффекта, связанного с эфиром, нет, т.е. и нет самого эфира.

1.2. Теория пространства

Стало ясно, что необходимо отказаться от наглядных и привычных ньютоновых представлений о пространстве и времени, и в 1905г. Альберт Эйнштейн (1879—1955) предложил совершенно новую теорию пространства и времени — так называемую специальную теорию относительности (СТО). Основу его теории составляют два постулата: 1 — скорость света в вакууме постоянна и не зависит от движения наблюдателя или источника света; 2 — все физические явления (механические и электродинамические) происходят одинаково во всех телах, движущихся относительно друг друга прямолинейно и равномерно. Принятие этих принципов означало изменение длин и времен в соответствии с преобразованиями Лоренца для тел, движущихся со скоростями, близкими к скорости света. Это было уже кардинальное преобразование наглядных представлений. "Отныне пространство и время, взятые по отдельности, обречены влачить призрачное существование, и только единство их обоих сохранит реальность и самостоятельность" (Г. Минковский). Время и пространство объединяются в 4-мерное пространство-время.

В 1916г. Эйнштейн включил СТО в свою общую теорию относительности (ОТО), или обобщенную теорию тяготения. Свойства пространства и времени в его теории определяются распределением и движением материи в пространстве. При наличии в пространстве тяготеющих масс, а следовательно, и поля тяготения, пространство искривляется, становится неевклидовым.

Хотя соотношение между количеством материи и степенью кривизны простое, но сложны расчеты — для описания кривизны в каждой точке нужно знать значения двадцати функций пространственно-временных координат. Десять функций соответствуют той части кривизны, которая распространяется в виде гравитационных волн, т. е. в виде "ряби" кривизны, остальные десять — определяются распределением масс, энергии, импульса, углового момента, внутренних напряжений в веществе и значения универсальной гравитационной постоянной G. Из-за малости величины G нужно много масс, чтобы существенно "изогнуть" пространство-время. Поэтому 1/G подчас рассматривают как меру жесткости пространства-времени. С точки зрения нашего повседневного опыта пространство-время очень жесткое. Вся масса Земли создает кривизну, составляющую порядка одной миллиардной кривизны своей поверхности. Чтобы представить кривизну пространства-времени вблизи Земли, подбросим мяч в воздух. Если он будет находиться в полете 2с и опишет дугу в 5м, то свет за эти 2с пройдет расстояние 600 000км. Если представить дугу высотой 5м, вытянутую по горизонтали до 600 000км, то ее кривизна и будет соответствовать кривизне пространства-времени. В отличие от теории гравитации Ньютона, теория Эйнштейна претендует на теорию пространства-времени, т. е. на теорию Вселенной в целом.

Многих интересовал вопрос, почему мы способны воспринять только пространство трех измерений. П. Эренфест в 1917г. исследовал этот вопрос специально и указал, что "закон обратных квадратов", по которому действуют друг на друга точечные гравитационные массы или электрические заряды, обусловлен трехмерностью пространства. В пространстве n измерений точечные частицы взаимодействовали бы по закону обратной степени (n - 1). Поэтому для n = 3 справедлив закон обратных квадратов, т. к. 3-1=2. Он показал, что при n = 4, что соответствует закону обратных кубов, планеты двигались бы по спиралям и быстро бы упали на Солнце. В атомах при числе измерений, большем трех, также не существовало бы устойчивых орбит, т. е. не было бы химических процессов и жизни. На связь трехмерности пространства с законом тяготения указывал еще и Кант.

mirznanii.com

Характерные черты времени (и пространства):

  1. Последовательность и необратимость: события наступают последовательно друг за другом из прошлого через настоящее к будущему.

События, происшедшие ранее, безвозвратно остаются в прошлом, образно говоря, реку времени не повернуть вспять.

Выделяют еще цикличное время. (например, в мифологии)

  1. Объективность и субъективность.

С давних времен мыслителей волновал вопрос, реально ли "течение" времени или же это лишь иллюзия человеческого разума.

Объективность – время существует независимо от нашего сознания (Ех: материалисты, марксизм)

Субъективность – наше представление о времени, переживание человеком времени (И. Кант, экзистенциалисты)

  1. Абсолютность и относительность

Вытекает из второго свойства.

Абсолютность времени, как и пространства, заключается в том, что материальные объекты движутся не иначе, как в пространстве и времени.

Время, как и пространство, относительно, потому что объектам качественно различной природы присущи свои пространственно-временные особенности (Для динозавров одно время, потом люди, после ядерного взрыва другое будет).

  1. Непрерывность (протяженность) и дискретность (прерывность)

Прерывность времени и пространства заключается в том, что материальные объекты обладают относительной дискретностью своего существования. То есть имеет место дифференциация тел. (Между двумя телами можно поставить третье)

Непрерывность заключается в том, что совершаемое во времени и пространстве движение является непрерывным, оно лишено каких бы то ни было разрывов.

  1. Бесконечность и безграничность

Время и пространство бесконечны и безграничны.

Бесконечность здесь – это неисчерпаемость.

Выделяют следующие концепции времени:

  1. Субстанциальная и реляционная концепции

Эти концепции рассматривают вопрос о природе времени.

Субстанциальная к. – пространство и время представляют собой независимые от материи сущности – субстанции (отсюда название концепции)

Время существует само по себе, независимо от людских дел и событий.

Пространство и время выступают здесь в роли огромной "сцены", на которой разыгрываются" явления. Даже если эти явления исчезнут, "сцена" сохранится.

Ех: Эпикур, Демокрит, Ньютон

Реляционная к. – пространство и время не существуют вне объектов и процессов (Лейбниц)

  1. Статическая и динамическая концепции

Статическая к. - все моменты прошлого, настоящего и будущего всегда существовали и всегда будут существовать. Это лишь иллюзия, что моменты идут один за другим.

Эту картину мира можно сравнить с кинолентой: каждый кадр ее существует заранее, до того как увеличенным попадет на экран; но зритель видит его именно в этот и только в этот момент.

Развития как такового нет.

Динамическая к. – предполагает развитие.

Например: У Платона в мире идей время статично, в мире вещей время динамично, где все рождается и гибнет; в Средневековье в Граде Божьем – вечность, в Граде Земном – динамика.

Эволюция представлений о времени:

Первобытное общество:

Вневременность.

Время – таинственная сила, управляющая всеми вещами и жизнью людей.

Оно эмоционально насыщено: время может быть добрым и злым, благоприятным для одних видов деятельности и опасным для других.

Античность

У греков время воспринимается под сильнейшим воздействием мифологического осмысления действительности.

Мир переживался ими не в категориях изменения и развития, а как пребывание в покое или вращение в "великом кругу".

Средневековье

Понятие времени было отделено от понятия вечности.

Вечность не измерима временными отрезками.

Вечность – атрибут бога, земное же время – это "тень вечности", "смена вещей".

В Граде Божьем – вечность

В Граде Земном – профанное время (простое, повседневное, монотонное)

Христианин стремится перейти из времени в вечность.

Время линейно и необратимо.

Оно сотворено и имеет начало и конец. История движется от акта божественного творения к Страшному суду

Историческое время приобретает определенную структуру. Оно разделяется на две главные эпохи: до рождества Христова и после него.

Специфическая черта христианского понимания времени – психологизм. Время не столько как абстрактное понятие, сколько воспринимается в качестве психологического факта, внутреннего опыта человеческой души.

Возрождение и Новое время

На рубеже 13 и 14 веков появляются механические часы.

Европейцы получили средство точного измерения времени, последовательного его отсчета через одинаковые промежутки.

Впервые время окончательно "вытянулось" в прямую линию, идущую из прошлого в будущее через точку, называемую настоящим.

Если ранее различия между прошедшим, настоящим и будущим были относительными, а разделявшая их грань – подвижной, то теперь эти различия сделались совершенно четкими.

Время вышло из-под контроля церкви.

Но человек перестает быть хозяином времени, оно давит на человека.

Все эти трансформации привели к возникновению того понятия времени, которое существует и поныне.

На современном этапе понятие «время» все больше и больше усложняется.

Появляется теория «относительности» времени.

Теория А. Эйнштейна доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.

Категория времени тесно связана с категорией пространства.

studfiles.net

Представление о пространстве и времени

Представление о пространстве и времени

в средневековой культуре

  1. Представление о пространстве

Восприятие пространства в средневековой культуре было довольно сложным. Оно воспринималось как физическая и географическая реальность.

Пространство как физическая реальность

Пространство воспринималось как огромный лесной массив, по которому были разбросаны островки в виде городов, деревень, замков. Лес в средневековых представлениях ассоциировался с варварством, которое человек уничтожает, сражаясь за каждый клочок земли. Лес воспринимался как место, куда удаляются отшельники, разбойники. Лес, с одной стороны, воспринимался как источник доходов, а с другой – как источник опасности. Это было связано с тем, что лес рассматривался как «ничейная земля», земля, лежащая между замками, городами. Лес воспринимался достаточно романтично. Жизнь обычного человека могла ограничиваться только кромкой леса и потому основную опасность для него приносили дороги, по которым он отправлялся в путешествие. На этих дорогах встречались студенты, священники, бродяги, крестьяне, паломники.

Пространственная среда, в которой жил человек осмысливалась с помощью символов:

– лес ассоциировался с миром иллюзий, заблуждений.

– море – мир полный искушений

– дорога – с поиском пути.

Пространство как географическая реальность

С географической точки зрения все пространство делилось на Европу, Азию и Африку. Но это деление было столь принципиально, как деление на мир христианский (Европа) и нехристианский (Азия и Африка). Данное деление демонстрирует отношение западного мира к остальному миру.

– Западная Европа и Византия – эти отношения были полны преклонения и ненависти.

– Западная Европа и мусульманский мир – отношения категоричного неприятия друг друга. Европа воспринимал мусульман как недочеловеков, а Магомета – Сатаной.

– западный мир и монголы – строились на паническом страхе Европы в отношении монгольского мира.

– Запад и славянский мир – Запад относился к славянам более лояльно, т.к. они рассматривали славянский мир как потенциальных христиан.

Пространство воспринималось средневековым человеком как некий мир, открытый в сторону неба. Границ между небом и землей не было, границы были открыты.

  1. Представление о времени

На протяжении довольно длительного времени считалось, что средневековье равнодушно ко времени.

Время воспринималось как момент вечности, но начиная с рождения Христа, оно стало восприниматься линейным, направленным к определенной цели, что создавало ощущение историчности.

Отношение ко времени было различным:

– время богослужения (литургическое)– это когда человек переживал каждый год, с учетом событий священного писания. Оно не разграничивалось на прошлое, настоящее и будущее.

– аграрное время– время сельскохозяйственных работ. Деление было на день и ночь, лето и зиму.

– сеньориальное время– это было время сбора податей.

Строительство городов меняет отношение ко времени и начинает регламентироваться. Человек пользуется точными водяными часами, которые пришли на смену песочным и солнечным. Циферблат делился на двадцать четыре часа, что рождало ощущение неизменности того, что вечно.

Вечностью человек не может овладеть, но он мог быть этой вечности сопричастным.

Таким образом, время средневековья, по мысли Жака Ле Гоффа, более или менее совпадает с длительностью и вечность. Управляется естественными ритмами. Религиозное время, отбивающееся колоколами церквей, в XIII–XIVвв. меняется на время городское и светское (на время башенных колоколов), позднее на время, отмеряемое равными отрезками башенными часами. Время в средневековье принадлежит только Богу.

studfiles.net

Первобытное представление о пространстве и времени — реферат

  Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Ижевский  Государственный Технический Университет

Экономика, Право и Гуманитарные Науки

Экономика предприятий  и организаций

 

 

 

 

Самостоятельная работа по культурологии на тему:

«Первобытное  представление о пространстве и  времени»

 

 

 

Выполнили: студенты группы № Б1-523-1

                                                            Бочкарева Ксения и Беркман  Ангелина

 

 

                                                     Проверил: Доцент Компаниец Э.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

Вступление

Наше выступление посвящено  первобытному восприятию пространства и времени. Накопленные о первобытной  и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа – освоение пространства и времени. Это значит, что с самого существования культуры ее содержание определяется мифом, который органически связан с фундаментальным устремлением человеческого творчества на овладение пространством и временем и их преодолением. Ведь не случайно представление о пространстве и времени в первые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Хотим обратить ваше внимание на то, что нашим далеким предкам мир представлялся маленьким и кратковременным. Для них пространство замыкалось видимыми очертаниями гор и моря. Пространство первобытных людей было очень неоднородным. На территории племени выделялись тотемные центры – месте, где пространство, по мнению членов племени, обладало максимально благоприятными качествами. Место обитания племени было также благотворным пространством, ибо здесь похоронены предки, охраняющие племена. За относительно упорядоченным пространством племенной территории; располагалось внешнее пространство, наделенное отрицательными качествами. Развитие межплеменных связей обусловило появление представлений о множествах оазисах упорядоченного бытия. Постепенно миологический мир приобретает многоуровневый характер: верхний уровень предков или иных сакральных персонажей, средний уровень людей и нижний уровень мертвых. Подобные уровни объединяются с помощью «мирового древа», креста и т.п

       Что касается  восприятия времени, то первобытное мышление не ощущало однородные следующие друг за другом отрезки времени и приписывало некоторым периодам дня и ночи, лунного месяца, года и т.д свойство оказывать благоприятное или гибельное влияние. В более развитой миологии каждому уровню мира присуще свое время, отличающиеся такими параметрами, как ритм, длительность и т.п. Для мифологического времени характерна ориентация на прошлое. Более того, мифологическое время, соотнесенное с прошлым, оказывается вместе с тем настоящим и будущим, так как первобытные представления порождены циклическим видением времени. Колесо времени двигалось из прошлого, захватывало настоящее и через будущее уносило их в прошлое. Прошлое претерпевало изменения, аккумулируя достижения первобытного мышления и познания.

       

myunivercity.ru


Смотрите также