Была ли преступность в первобытной общине. 4. Учебно-методические материалы по дисциплине «криминология»
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии. Была ли преступность в первобытной общине


Тема 1. Преступность и ее основные характеристики

1. Понятие преступности и ее основные признаки.

2. Основные характеристики преступности и их показатели:

2.1. Состояние преступности.

2.2. Уровень преступности.

2.3. Динамика преступности.

2.4. Структура преступности.

3. Латентная преступность и методы ее выявления.

4. Социальные последствия преступности.

5. Современное состояние преступности в Республике Беларусь в целом и в отдельных регионах: оценка и анализ.

 

Методические указания

При изучении данной темы студенты должны уяснить, что в криминологической литературе существует множество определений преступности, отражающих весь спектр криминологических школ, направлений и теорий, но остановиться необходимо на том, которое, на их взгляд, представляется наименее дискуссионным и наиболее полно характеризует это негативное социальное явление. Знакомясь с признаками преступности, особое внимание следует обратить на те из них, которые вызывают острые дискуссии среди криминологов. Для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Анализируя социолого-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении. Рассматривая основные характеристики преступности и их показатели, надо иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на количественные и качественные, поскольку каждый из них характеризует лишь ту или иную сторону преступности. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, использовав данные, содержащиеся в последних публикациях, в СПРАВКАХ информационно – аналитических центров МВД РБ и УВД областей (городов, районов). Студент должен уметь рассчитывать основные показатели преступности, анализировать статистические данные, давать им обоснованную оценку. Применительно к вопросу о латентной преступности важно усвоить: что входит в это понятие, каковы социологическое и криминологическое значение данного явления, виды латентности и ее причины, примерный уровень латентности различных преступлений, методы выявления и измерения латентности. Обращаясь к социальным последствиям преступности, необходимо определить криминологическое и общесоциальное значение этой проблемы, структуру социальных последствий преступности, возможности и пути установления «цены преступности». Особое внимание следует уделить понятию территориальных различий преступности («географии преступности»). Необходимо изучить особенности преступности в Республике Беларусь и в отдельных ее регионах в современный период.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, формы статистической отчетности, справки о состоянии преступности информационно-аналитических центров МВД РБ и УВД областей.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Вопросы для письменного контроля подготовки к занятию (письменный опрос в начале занятия в течение 10–15 минут по 2 вариантам):

1. Современное состояние преступности в Гродненской области.

2. Современное состояние преступности в Республике Беларусь.

Проблемные вопросы

1. Что такое преступность?

2. Выделите основные признаки преступности.

3. Как соотносятся понятия «преступление» и «преступность»?

4. Когда возникла преступность? Имеет ли место преступность в животном мире? Была ли преступность в первобытной общине?

5. Как вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все правовые запреты?

6. Поддается ли преступность какому – либо воздействию? Возможно ли целенаправленно и эффективно воздействовать на преступность?

7. Каковы основные характеристики преступности?

8. Что такое состояние преступности?

9. Что такое уровень преступности? Назовите его основные показатели.

10. С какого возраста определяется уровень преступности и коэффициент преступной активности? Можно ли выводить показатели, игнорируя возраст уголовной ответственности?

11. Что такое структура преступности, и каковы основания структурирования?

12. Что такое динамика преступности? Назовите ее основные показатели.

13. Каковы факторы, влияющие на динамику преступности?

14. Что такое общественная опасность и каковы ее показатели?

15. Что такое «цена преступности»? Каковы ее слагаемые?

16. Что такое «география преступности»? Каково значение анализа региональной распространенности преступности?

17. Каково понятие латентной преступности?

18. Чем можно объяснить наличие латентной преступности?

19. Каковы основные методы выявления латентности?

20. Что означает «дать криминологическую характеристику преступности»?

21. Как вы понимаете тезис Платона о том, что преступность – это болезнь общества.

 

Задания

1. Определить уровень преступности для региона с населением 400000 человек, где лица в возрасте старше 14 лет составляют 80%, если в регионе в 1999 г. было зарегистрировано 1920 преступлений.

2. В регионе с населением 520000 человек в 1998 году было осуждено 1450 человек. Жители региона в возрасте старше 14 лет составили 80%. В 1999 г. в этом регионе было осуждено 1800 человек. Прирост населения к концу 1999 г. составил 12%, жители старше 14 лет составляли в этом году 82% от общего числа жителей. В 2000 г. в том же регионе было осуждено 2100 человек. Прирост населения составил 8%. Жителей старше 14 лет в этом году было 81%.

Определите:

а) коэффициенты судимости для данного региона за 1998–2000 гг.;

б) прирост в % коэффициента судимости к предыдущему году для 1999 и 2000 гг.

3. В одном из регионов республики в течение 10 лет было зарегистрировано следующее количество преступлений: 1989 год – 406; 1990 – 395; 1991 – 411; 1992 – 435; 1993 – 425; 1994 – 456; 1994 – 490; 1995 – 438; 1996 – 445; 1998 – 495.

Определите величину абсолютного роста преступности по годам за десять лет: темп роста преступности; темп прироста преступности.

Изобразите схематически динамику преступности в регионе, выбрав систему координат: по горизонтали – год, по вертикали – % прироста.

4. Укажите, какие из приведенных ниже преступлений обладают латентностью (высокой, средней, низкой), и объясните почему: дача взятки, получение взятки, побег из места лишения свободы, незаконная порубка деревьев и кустарников, убийство, изнасилование, мошенничество, кража, грабеж, порча земель, нарушение ветеринарных правил, хулиганство, захват заложника, хищение путем использование компьютерной техники, клевета, уклонение от уплаты таможенных платежей, на рушение правил торговли, нарушение правил пожарной безопасности, шпионаж, уклонение от призыва на военную службу.

5. Определите удельный вес рецидивной преступности в Республике Беларусь за последние пять лет (по годам) и проанализируйте динамику этого показателя.

6. Определите структуру наказуемости в Республике Беларусь за последние три года (осуждено к смертной казни; к лишению свободы, в том числе до 1 года, до 5 лет, до 10 лет, свыше 10 лет; к исправительным работам и т. д.)

 

Деловая игра

Игра проводится с использованием метода «Торнадо». Преподаватель делит учебную группу на три подгруппы. Первой группе предлагается привести аргументы в защиту утверждения «Преступность является вечным спутником человечества. Общество без преступности невозможно ни при каких условиях». Вторая группа должна опровергнуть данное утверждение. Задачей третьей группы является формулирование 10 вопросов (по 5 каждой из малых групп) с целью уточнения и прояснения позиций первых двух групп.

Тема 2. Детерминанты преступности

1. Проблема криминологической детерминации. Факторы, влияющие на преступность.

2. Характеристика основных факторов преступности и механизма их действия.

3. Детерминанты различных видов преступности.

4. Детерминанты преступности на современном этапе развития общества.

5. Виктимологические факторы преступности.

 

Методические указания

Детерминанты преступности – одна из наиболее сложных проблем криминологии. Прежде всего, необходимо уяснить сущность, содержание и соотношение понятий «факторы, влияющие на преступность», «детерминанты преступности», «причины преступности», «условия преступности». Важно понять, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений. Эти противоречия присущи любому обществу на любом этапе исторического развития. Но если в силу ряда конкретно-исторических условий и обстоятельств они приобретают особые формы и остроту, это предопределяет неблагополучие с преступностью. При изучении темы необходимо усвоить классификацию причин и условий преступности, их различие и соотношение по механизму действия на преступность. Особое внимание следует уделить анализу детерминант преступности в нашем государстве на разных этапах исторического развития, а также соотношению и различию детерминант преступности, детерминант различных видов преступности и детерминант конкретного преступления. Важным вопросом данной темы является вопрос о виктимологических факторах преступности, их влиянии на возникновение криминогенных ситуаций. На основе изучения данной темы учащиеся должны развить у себя «криминологический взгляд» на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящие в республике процессы и события с точки зрения их способности влиять на нравственное состояние общества и поведение людей, в том числе противоправное. При подготовке к семинарскому занятию студенты на основе рекомендованной литературы должны самостоятельно изучить сущность и содержание основных зарубежных и отечественных концепций причин преступности и изложить одну из них в форме реферата.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, видеофильм.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Проблемные вопросы

1. Дайте развернутое определение следующих понятий:

1.1. «причинность»;

1.2. «детерминанты преступности»;

1.3. «факторы, влияющие на преступность»;

1.4. «причины преступности»;

1.5. «условия преступности».

2. В чем состоит различие понятий «причины» и «условия» преступности? В чем проявляется их взаимодействие?

3. Что Вы понимаете под социальной сущностью причин и условий преступности?

4. Как Вы понимаете систему криминогенных детерминант? Ее уровни?

5. Почему нельзя отождествлять детерминанты совершения преступления и детерминанты существования преступности? Каково их соотношение?

6. По каким основаниям и на какие виды можно классифицировать детерминанты преступности? Каково практическое значение классификации?

7. Может ли выступать фактором преступности деятельность следующих лиц: работника милиции, работника прокуратуры, судьи, адвоката?

8. Должен ли суд при принятии решения по уголовному делу учитывать ситуацию в стране и причины преступности? Обоснуйте ответ.

9. Каким образом данные о причинном комплексе преступности в стране могут быть использованы защитником в судебном заседании?

 

Задания

1. Ранжируйте по значимости ниже перечисленные факторы преступности и аргументируйте свою позицию:

· отступление от норм социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;

· негативное воздействие «массовой культуры» через средства массовой информации;

· изменения уголовного законодательства и правоприменительной практики;

· изменение половозрастного состава населения;

· усиление миграционных процессов;

· изменение форм и отношений собственности;

· сокращение расходов на учреждения образование и культуры;

· эффективность правоохранительной деятельности, проявляющаяся, в уровне зарегистрированных преступлений;

· изменение уровня потребления алкоголя;

· рост психологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций;

· ослабление семейных связей, рост числа разводов;

· усиление социальной напряженности;

· усиление социального и иного неравенства между людьми;

· дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизация государственного аппарата;

· расширение межгосударственных связей, деловых и туристских контактов;

· изменение структуры и характера производства, безработица;

· инфляция.

2. Определите, какие из выше перечисленных обстоятельств имеют объективный, субъективный или объективно-субъективный характер.

3. Объясните, как выше перечисленные обстоятельства могут влиять на преступность в целом и совершение конкретных преступлений.

4. Укажите, какие факторы определяют тенденции преступности в Республике Беларусь в современных условиях.

5. Сравните и проанализируйте детерминанты преступности в нашей Республике в следующие периоды:

а) 1917–1935 гг.; б) 1936–1941 гг.; в) 1941–1945 гг.; г) 1946–1960 гг.;

д) 1961–1985 гг.; е) 1986–1991 гг.; ж) 1992–1995 гг.; з) 1996–2001 гг.

6. Проанализируйте и обсудите преимущества и недостатки объяснения причин и условий преступности:

а) в теориях «классической школы», биологического, социологического и психологического направлений;

б) в современных криминологических теориях: биологических, уголовно-со­циоло­гических, уголовно-психологических.

7. Назовите причины и условия преступления, используя данные уголовного дела: 9 сентября 2000 года около 5 часов утра Лосева И. Э. в комнате общежития в присутствии своего сожителя Ляшевича И. В. родила живого доношенного ребенка – мальчика. Родившийся ребенок стал кричать. По совету Ляшевича, Лосева неоднократно закрывала рот ребенку махровым полотенцем, а когда убирала полотенце, ребенок продолжал кричать. Лосева попросила у Ляшевича ножницы и отрезала пуповину, затем, с целью убийства новорожденного, попросила Ляшевича найти веревку. Ляшевич отрезал часть от бельевого шнура и подал Лосевой, чем она и задушила ребенка.

Вечером того же дня Ляшевич и Лосева сели в пригородный поезд и по пути следования поезда выбросили сверток с трупиком ребенка на правую сторону колеи железнодорожного пути.

Допрошенная в судебном заседании подсудимая Лосева вину в совершении преступления полностью признала и пояснила, что с Ляшевичем сожительствует более года, проживала вместе с ним в общежитии предприятия, где он работает. О том, что беременна, она узнала за несколько месяцев до родов. Об этом никому не говорила, поскольку нигде не работала и пыталась трудоустроиться. В женскую консультацию не обращалась. Ребенка она не хотела, так как не имела ни постоянной работы, ни жилья, брак с Ляшевичем не был зарегистрирован, а сделать аборт она опоздала.

Лосева И. Э., 1975 года рождения, имеет среднее специальное образование, ранее не судима.

8. Дайте характеристику причин и условий, способствующих совершению неосторожных преступлений, и охарактеризуйте роль личности и ситуации в неосторожных преступлениях.

Барташевич Н. Н., 43 лет, имевший высшее образование, работавший инженером завода автомагнитол, был хорошим семьянином.

В один из дней, позвонив домой, он пообещал жене, что вернется домой пораньше, и они смогут сходить в театр всей семьей. В тот день шел сильный дождь, был туман, в связи с чем видимость на дороге была ограниченной. Рассчитывая на свой большой опыт вождения машины (более 20 лет) и желая выполнить обещание, Барташевич вел машину со скоростью 90 км в час. На одном из поворотов водитель впереди идущей машины «АУДИ» неожиданно затормозил, без включения сигнала поворота занял левый ряд и подготовился к повороту налево. Дистанция между машинами была чрезвычайно мала, и Барташевич, во избежание столкновения с «АУДИ», стал резко тормозить и взял вправо. Но из-за скользкой дороги и высокой скорости машину сразу занесло, остановить ее не удалось, и правым боком машины был сбит человек, который шел по краю дороги.

 

Деловая игра

1.Проводится с использованием методики «Мозговая атака». Необходимо перечислить факторыпреступности в нашей стране (в обсуждении участвуют все студенты группы), для этого каждый студент должен назвать хотя бы один криминогенный фактор. Преподаватель составляет список предложенных факторов на доске.

2. Проводится с использованием методики «защита диссертации». Студенту из числа желающих предлагается подготовить выступление на 5–7 минут по одной из тем «Преступность как результат изъянов человеческой природы», «Преступность как следствие недостатков экономической организации общества и неоптимальной политической системы» Из числа студентов преподаватель назначает двух официальных оппонентов, которые предварительно знакомятся с докладом и готовят письменные отзывы. В ходе «защиты диссертации» все студенты группы выступают в роли членов ученого совета, которые могут задавать вопросы докладчику, выступать в поддержку его идеи или критиковать ее. После завершения дискуссии «члены ученого совета» голосуют за присвоение докладчику «ученой степени».

 

Тема 3. Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования. Механизм индивидуального преступного поведения

1. Понятие лица, совершившего преступление, как объекта криминологического исследования.

2. Биологическое и социальное в структуре личности субъекта преступления.

3. Структура и основные характеристики лиц, совершивших преступления.

4. Типология и классификация лиц, совершивших преступления.

5. Причины и условия конкретного преступления и механизм его совершения.

6. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности.

7. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

 

Методические указания

Изучая данную тему, необходимо прежде всего, разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Студенты должны правильно представлять себе соотношение понятий: «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», « преступная личность», «обвиняемый», «криминогенная личность» и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия, которое применимо лишь к лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. Студенты должны обратить внимание и на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социальнообретенными нравственно-психологическими его свойствами и качествами; во-вторых, общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации. Необходимо изучить вопрос, являющийся дискуссионным в криминологии, о соотношении социального и биологического в личности субъекта, совершившего преступление, и определить свое отношение по данной проблеме. Следует ознакомиться с элементами, составляющими структуру личности субъекта совершившего преступление. Студент должен знать характеристику социально-демографических, социально-ролевых и социально-психологических признаков личности субъекта, совершившего преступление. Особое внимание следует обратить на типологию и классификацию лиц, совершивших преступление. Студенты должны уметь классифицировать лиц, совершивших преступления, используя материалы конкретных уголовных дел. Изучение лиц, совершивших преступления, предполагает уровневый подход (общее понятие личности преступника; групповое понятие, характеризующее различные категории преступников; конкретный человек, совершивший преступление). Каждый из этих уровней имеет определенное теоретическое и практическое значение, о котором нужно знать, чтобы уметь использовать в будущей профессиональной деятельности.

Проблема лиц, совершивших преступления, во многом связана с проблемой механизма индивидуального преступного поведения. Анализируя социально – психологический механизм совершения конкретного преступления, надо разобраться в его составных элементах и этапах его проявления, установить те из них, которые в большей мере предопределяют преступное поведение личности. Оценивая значение потребностей в механизме индивидуального преступного поведения, следует иметь в виду решающую криминогенную роль избранного лицом способа удовлетворения данной потребности, а также обстоятельства, определяющие этот выбор. Студенты должны уяснить, что причины конкретного преступного поведения формируются под воздействием негативных нравственно-психологических свойств личности в результате неблагоприятных условий нравственного формирования индивида и внешних обстоятельств (конкретной ситуации), порождающих намерение совершить преступление. Поэтому особое внимание следует уделить тем факторам, которые влияют на происхождение негативных нравственно-психологических свойств индивида; понятию, содержанию и субъективному восприятию ситуации совершения преступления.

Виды наглядных пособий и ТСО, используемых на занятии: альбом схем, архивные уголовные дела.

Вид занятия: семинар с элементами деловой игры.

Проблемные вопросы

1. Что такое личность?

2. Какие качества личности Вы знаете?

3. Каждый ли человек является личностью?

4. Когда и при каких обстоятельствах формируется личность человека?

5. Поддается ли личность изменению?

6. Можно ли изучить и познать внутренний мир другого человека?

8. Какие методы изучения личности Вам известны?

7. Можно ли оценить личность человека по его внешности?

8. Возможно ли по мимике, жестам, манере поведения понять: правду ли говорит человек?

9. Какие методы воздействия на личность Вам известны?

10. Существуют ли неисправимые преступники?

11. Что такое личность преступника?

12. С какой целью исследуют личность преступника ученые?

13. Для чего проводится типология личности преступника?

14. Какие криминогенные качества Вы знаете?

15. Можно ли выявив у человека криминогенные качества однозначно спрогнозировать, что он совершит преступление?

16. Что такое механизм преступного поведения? Для чего необходимо его изучать?

17. Что такое мотивация преступного поведения? Для чего необходимо ее исследовать?

Задания

1. Ознакомьтесь с архивным уголовным делом и составьте по его материалам криминологическую характеристику личности осужденного, отразив в ней социально-демографические, социально-ролевые и социально-психологические свойства личности.

Укажите, какие сведения, необходимые для его криминологической характеристики, в материалах дела отсутствуют, и из каких источников их можно было бы получить в процессе расследования и судебного разбирательства.

2. В целях изучения криминологической классификации преступников ознакомьтесь с нижеперечисленными справками по уголовным делам и определите в каждом случае тип преступника в соответствии с классификацией, принятой в криминологии.

а) Р., 48 лет, по специальности шофер, образование среднее, женат, имеет двоих детей, ранее судим за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Преступление совершил в результате грубого нарушения Правил дорожного движения (наезд со смертельным исходом при обгоне транспортного средства на участке автомобильной трассы, где обгон запрещен). Потерпевшему оказал первую доврачебную помощь, а затем доставил его в больницу. На следствии и в суде чистосердечно раскаялся в совершенном преступлении. Во время отбывания наказания в колонии оказывал материальную помощь сыну погибшего, обучавшемуся в институте. Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания (освобожден условно-досрочно как доказавший свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду) возвратился в семью, на прежнее место жительства и работы. Характеризуется по работе положительно. Во второй раз привлечен к уголовной ответственности за причинение смерти по неосторожности, которое совершил при следующих обстоятельствах: домой возвратился раньше обычного и застал в квартире жену с ее сослуживцем Ф. за распитием спиртных напитков Снял со стены заряженное охотничье ружье, взвел курки и, держа ружье в руках, предложил последнему уйти. Открывая дверь, ударил ее прикладом, в результате чего произошел выстрел и Ф. получил смертельное ранение.

б) Л., 32 лет, ранее судимый за хулиганство и мелкое хищение, женат, работает разнорабочим в строительной организации. Характеризуется отрицательно: опаздывает на работу, употребляет спиртные напитки в рабочее время, оказывает отрицательное влияние на молодых рабочих. По месту жительства характеризуется отрицательно: пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время проводит у пивной палатки в компании подобных ему лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Состоит на учете в психоневрологическом диспансере как хронический алкоголик.

По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, завистливый. В характеристике из колонии, где Л. отбывал наказание, указывается, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах.

Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После того как все было выпито, приятели предложили ему сходить в магазин и купить еще спиртного. Л. идти в магазин отказался. В ответ на настойчивые требования вспылил и ударил одного из приятелей бутылкой по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

в) П., 27 лет, женат, имеет двоих детей, по специальности электрик 4-го разряда, работает на мебельной фабрике. По работе характеризуется в основном положительно, учится в среднем специальном учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его «отметить» переход на третий курс. Согласившись с предложением товарищей, П. выпил около ста граммов водки.

Принимавший участие в выпивке С., приятель П., опьянел и П., поскольку он был относительно трезвым, было поручено доставить С. домой. Доведя пьяного С. до дома, П. ключом, который взял из его кармана, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кровать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, похитил из шкафа дубленку и деньги, которые нашел там же. Украденную дубленку П. продал.

г) Д., 32 лет, по специальности шофер, образование среднее, ранее не судимый. По работе характеризуется положительно, много читает, посещает спортивные мероприятия, увлекается разведением певчих птиц. По характеру вспыльчивый, малоразговорчивый, спиртные напитки употребляет редко.

В день совершения преступления у Д. имелись билеты на финальный футбольный матч, где играла команда, болельщиком которой он являлся. Около 12 часов дня Д. позвонили с работы и попросили его заменить неожиданно заболевшего шофера. Д. согласился, но предупредил, что у него имеется билет на футбол и в 17 часов он закончит работу, поскольку матч состоится в 19 часов 30 минут.

В 15 час. 40 мин. на маршруте случилась поломка в двигателе автобуса. Вызвав по телефону машину технической помощи для буксировки неисправного автобуса в парк, Д. ожидал прибытия машины до 20 часов. Вернувшись в гараж, Д. узнал, что «его» команда проиграла, расстроился, высказал претензии относительно плохой организации работы автопарка

Находясь в возбужденном состоянии, около 22 часов Д. возвращался домой и во дворе увидел на скамейке двух подростков в возрасте 16–17 лет, один из которых играл на гитаре, а другой пел. Подойдя к подросткам, Д. в грубой форме предложил им уйти в другое место, на что один из подростков сказал. «Иди и воспитывай своих детей» В ответ на это Д. поднял с земли палку и избил обоих подростков, причинив тяжкий вред здоровью одного из них.

В совершенном преступлении Д. раскаялся, выражает сожаление о случившемся, до заключения под стражу оказывал материальную помощь матери потерпевшего.

д) Е., 27 лет, холост. Проживает с родителями в отдельной квартире. Образование среднетехническое. Работает техником-смотрителем в РСУ. Характеристика с места работы положительная. Однако в подъезде, где живет, неоднократно устраивал скандалы, находясь в нетрезвом состоянии. Дважды привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство. Привлечен к уголовной ответственности за умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Преступление совершил при следующих обстоятельствах. Поздно вечером в состоянии легкого алкогольного опьянения возвращался домой от приятеля, которому помогал оборудовать квартиру. Перед тем как войти в подъезд, присел на скамейку и задремал. В это время из окна второго этажа кто-то выбросил зажженную сигарету, которая попала ему за воротник. Установив по открытому окну местонахождение квартиры, он подошел к двери и постучал, предварительно сняв с ноги ботинок. Дверь открыла соседка, с которой Е. часто скандалил. Дважды ударив ее по лицу ботинком, Е. молча обулся и ушел к себе домой.

е) Дробышевский, 52 года, по специальности токарь, по месту работы характеризуется положительно, ранее не судим, умышленно причинил своей жене Понкратовой А. В. тяжкое телесное повреждение в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного тяжким оскорблением со стороны потерпевшей.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах. В сентябре 1999 года Дробышевский, находясь у себя в квартире, после совместного распития спиртных напитков со своей женой Понкратовой, когда последняя стала предъявлять ему в грубой оскорбительной форме необоснованные претензии по поводу низкой заработной платы, при этом выражаясь грубой нецензурной бранью, оскорбляя его мужское и человеческое достоинство, не вступал в ссору и пытался оправдаться перед своей женой, убедить ее в том, что его вины в получении низкого заработка нет. Однако Понкратова продолжала скандалить, назвав Ануфрикова «ничтожеством, а не мужчиной». В ответ на это оскорбление Дробышевский, вскочив со стула, мгновенно выхватил из ящика стола кухонный нож и нанес потерпевшей удар в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения.

В судебном заседании Дробышевский вину свою признал полностью и пояснил, что с женой проживает около 5 лет, отношения всегда были хорошими, ссоры случались, но незначительные. В день преступления жена приготовила обед, они выпили вдвоем бутылку вина, и жена стала ругать его по поводу получения низкой зарплаты, оскорбляла, выражалась нецензурно. А после того, как она сказала, что содержит его на свою пенсию, на него что-то нашло, охватила ярость, он мгновенно схватил нож, нанес жене удар в грудь, а затем опомнился и испугался. Тут же хотел вызвать скорую помощь, но жена не разрешила и попросила позвать племянницу, что он и сделал. В содеянном раскаивается.

ж) Краснова, мать троих малолетних детей, работница ателье по пошиву верхней женской одежды, после примерки увидела, что заказчица вышла из примерочной, оставив дамскую сумку. Воспользовавшись отсутствием заказчицы, Краснова похитила из сумки 30 тысяч рублей.

Краснова Н. И., 43 года, образование средне-специальное, ранее не судима. По месту работы характеризуется положительно, пользуется уважением в коллективе. Факт совершения преступления объяснила своим тяжелым материальным положением, тем, что она воспитывает одна троих детей, денег совсем не хватает.

з) Судимый три года назад за мошенничество, Матяс работал коммерческим директором негосударственной автотранспортной организации. Он систематически получал взятки с водителей за наиболее доходные рейсы по области. С помощью бухгалтера постоянно недоплачивал водителям заработную плату, обращая разницу в свою пользу. Ежемесячно уклонялся от уплаты налогов, в декларации о доходах всегда указывал заниженный уровень прибыли.

Прибывшему по жалобе одного из уволенных водителей налоговому инспектору дал взятку в крупном размере.

3. Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу В. и дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:

1) Какие обстоятельства жизни В. могли оказать неблагоприятное влияние на его нравственное формирование?

2) Каковы характеристики ситуаций совершенных В. преступлений (первой кражи, разбойного нападения, применение насилия в отношении представителя власти) и роль в совершении каждого из этих преступлений личностных свойств В. и ситуаций совершения преступлений?

3) На какие положительные черты личности В. и особенности его биографии можно опереться в индивидуальной профилактической работе с ним?

В., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся на стадион. Около кассы стадиона он увидел, как сотрудник милиции пытается задержать Д., совершившего хулиганские действия. В., подойдя к группе граждан, наблюдавших за происходящим, услышал, как кто-то из них произнес: «Надо бы помочь». С криком: «А что! Попробуем!» В. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов, причинив его здоровью вред средней тяжести. Вместе с Д. они бросились бежать, но были задержаны нарядом милиции. При задержании оказали сопротивление. Среди участников и очевидцев происшествия знакомых В. не было. Гражданин, который сказал: «Надо бы помочь», был установлен и пояснил, что он имел в виду необходимость оказания помощи сотруднику милиции в задержании хулигана. Эти объяснения признаны убедительными, и уголовное преследование в отношении данного гражданина прекращено.

В., 32 лет, образование 8 классов, специальности нет, работал грузчиком транспортного цеха машиностроительного завода, холост. Ранее дважды судим: за квартирную кражу и разбой. Первое преступление совершил в 18-летнем возрасте, после того, как ушел из дома, где происходили постоянные ссоры и драки между родителями. Отец – инвалид, злостный пьяница, мать вела антиобщественный образ жизни, привлекалась к ответственности за различные правонарушения. После ухода из дома В. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них. В колонии дал откровенные показания об остальных совершенных им преступлениях. Объясняя свой поступок, заявил: «Начальник отряда душевный и справедливый человек был. Перед таким таиться нельзя».

Характеристика из колонии положительная. После отбытия наказания «хотел жить честно», возвратился домой, но там было все «по-старому», даже еще хуже. Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Поступил на работу в транспортный цех грузчиком. Перед этим, имея навыки радиолюбителя, пытался устроиться в радиомастерскую, однако не был принят ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие этой специальности. На работе за уголовное прошлое никто В. не упрекал. В свободное время В. как «болельщик» посещал стадион, ипподром, играл в домино, смотрел телевизионные передачи (в основном спортивные и развлекательные). Спиртными напитками не злоупотреблял, лиц с антиобщественной направленностью поведения сторонился.

Случай свел В. с соучастником по делу о кражах, который приобщил его к потреблению наркотиков. Сам В. по этому поводу пояснил: «Вначале просто было интересно попробовать, а затем незаметно втянулся».

Читайте также:

lektsia.info

4. Учебно-методические материалы по дисциплине «криминология»

4.1. Учебное пособие

Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

4.2. Практикум

Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

  • Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.

  • Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?

  • Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?

  • Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.

  • Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.

  • Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.

  • Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?

  • Охарактеризуйте методы криминологии.

  • Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.

  • Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?

  • Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?

  • Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?

  • Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?

  • В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?

  • Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?

  • Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.

  • Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?

  • Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?

  • Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.

  • Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.

  • Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

  • Что такое преступность? Выделите признаки преступности.

  • Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?

  • Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?

  • Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?

  • Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?

  • Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?

  • В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?

  • Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?

  • Что в криминологии понимается под состоянием преступности?

  • Что такое коэффициент преступности?

  • Что такое динамика преступности?

  • Что понимается под структурой преступности (преступников)?

  • Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.

  • Что такое география преступности? Какова география преступности в России?

  • Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.

  • В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.

  • Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?

  • Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?

  • Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

  • studfiles.net

    Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

    ТОП 10:

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

    Учебное пособие

    Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

    Практикум

    Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

    (занятия 1,2)

    Вопросы:

    1. Понятие криминологии.
    2. Предмет и метод криминологии.
    3. Система криминологии.
    4. Криминология и другие науки.
    5. Задачи криминологии на современном этапе.
    6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
    7. Антропологические концепции причин преступности.
    8. Социологические концепции причин преступного поведения.
    9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
    10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

     

    Задания:

    1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
    2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
    3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
    4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
    5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
    6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
    7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
    8. Охарактеризуйте методы криминологии.
    9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
    10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
    11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
    12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
    13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
    14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
    15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
    16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
    17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
    18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
    19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
    20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
    21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

     

    Тема 3. Преступность

    (занятие 3)

    Вопросы:

    1. Понятие преступности.
    2. Количественные признаки преступности.
    3. Качественные признаки преступности.
    4. Латентная преступность.
    5. География преступности.
    6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

     

    Задания:

    1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
    2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
    3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
    4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
    5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
    6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
    7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
    8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
    9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
    10. Что такое коэффициент преступности?
    11. Что такое динамика преступности?
    12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
    13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
    14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
    15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
    16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
    17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
    18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
    19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

     

    Тема 10. Коррупционная преступность

    (занятия 10)

     

    Вопросы:

    1. Понятие коррупционной преступности.
    2. Виды коррупционных преступлений.
    3. Общая характеристика коррупционной преступности.
    4. Личность преступника и причины коррупционной преступности.
    5. Специальные меры борьбы с коррупционной преступностью.

     

    Задания:

    1. Что следует понимать под коррупцией? Каково ее соотношение со взяточничеством, с организованной преступностью?
    2. Каково законодательное определение понятия «коррупция»? Проанализируйте его, выявите достоинство и недостатки.
    3. Какие виды гражданско-правовых коррупционных деликтов Вы знаете?
    4. Какие виды административных коррупционных проступков Вы знаете?
    5. Что понимается под коррупционной преступностью?
    6. На какие группы можно разделить коррупционные преступления?
    7. Дайте общую характеристику коррупционной преступности в РФ и в мире в современный период.
    8. Что понимается под индексом восприятия коррупции? Каково его значение в РФ?
    9. Охарактеризуйте структуру коррупции в РФ. Какие сферы государственного и муниципального управления, судебной системы наиболее коррумпированы?
    10. Что понимается под элитной коррупцией? Что составляет ядро коррупции?
    11. Что понимается под транснациональным взяточничеством? Какова степень его общественной опасности?
    12. Охарактеризуйте личность лиц, совершивших коррупционные преступления.
    13. Какие экономические детерминанты определяют коррупционную преступность?
    14. Каковы политические и организационные детерминанты коррупционной преступности?
    15. Назовите правовые детерминанты коррупционной преступности.
    16. Проанализируйте психологические детерминанты коррупционной преступности.
    17. Какие рекомендации по противодействию коррупции содержатся в Конвенции ООН против коррупции?
    18. Дайте характеристику специальных - правовых мер борьбы с коррупционной преступностью. Чем, по Вашему мнению, обусловливалось промедление в принятии антикоррупционного закона?
    19. Дайте характеристику специальных – организационных мер борьбы с коррупционной преступностью.
    20. Что такое антикоррупционная экспертиза? Назовите основания ее проведения.
    21. Какие, на ваш взгляд меры профилактики были бы эффективными для борьбы со взяточничеством в системе высшего образования?

     

    Конспект лекций

     

    Понятие криминологии.

    Термин «криминология» происходит от латинского слова “crimen”- преступление и греческого “logos” – учение и означает в буквальном переводе «наука (учение) о преступлении».Однако в данном случае слово «преступление» употребляется в собирательном понятии, им обозначается не конкретное преступление, а преступление, как определенное явление. Точнее, в этом случае слово «преступление» равнозначно термину «преступность». Следовательно, криминология, как вытекает из значения слова, это наука о преступности.

    Криминология является сравнительно молодой наукой. Хотя некоторые исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук, так как с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с ней. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Однако, как самостоятельное научное направление, она оформилась во второй половине 19 века. Сам термин ввел в 1879 году антрополог Топинард. Первая научная работа с таким названием была издана в 80—х годах 19 века (1885 году) Р. Гарофало.

    В целом криминологию можно определить как общетеоретическую, социально-правовую, комплексную науку о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.

    Криминологию необходимо рассматривать как социально-правовую науку.

    Комплексность криминологии как науки проявляется в том, что предметом ее изучения является как преступность в целом, так и отдельные виды преступности (например, женская преступность).

    При формировании понятия криминологии отдельные авторы различают криминологию как науку и как учебную дисциплину. В качестве учебной дисциплины в России криминология является неотъемлемым элементом обучения по специальности «юриспруденция».

     

    Система криминологии

    Система криминологии как науки и учебной дисциплины (курса) не совпадают.

    Система учебной дисциплины (курса) криминологии предполагает освещение в наиболее удобном для изучения порядке отдельных проблем науки, система науки криминологии предполагает перечень и порядок рассмотрения проблем от наиболее общих, основополагающих до конкретных.

    Криминология с момента ее восстановления в правах и выхода в свет первого отечественного учебника в 1996 году была разделена на Общую и Особенную часть, руководствуясь традицией, принятой в иных юридических науках, в которых система науки нередко совпадает с системой законодательства. Считается, что в Общую часть криминологии входят такие проблемы, как преступность, ее причины, личность преступника, предупреждение преступности, в Особенную часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступности. Такое деление является достаточно условным.

     

    Тема 3. Преступность

    1.Понятие преступности и ее признаки.

    2.Количественные характеристики преступности.

    3.Качественные признаки преступности.

    4.Латентная преступность.

    5.География преступности в России.

    6.Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

     

    Латентная преступность.

    Латентная преступность – это часть преступности, внешне выраженная в совокупности преступлений, не вошедших в систему государственного статистического учета, характеризующаяся определенными особенностями возникновения и развития, социальным и уголовно-правовым характером, общественной опасностью, имеющая свои качественные и количественные, временные и пространственные границы.

    Латентность преступности не следует смешивать с ее раскрываемостью. Латентная преступность – это такая, которая официально не зарегистрирована. Нераскрытые же преступления – это зарегистрированные преступления, виновные в которых не выявлены.

    Различают объективно существующую (оставшуюся неизвестной правоохранительным органам) латентную преступность (скрытую, естественно-латентную) и латентную преступность, субъективно обусловленную, то есть скрываемую правоохранительными и контрольными органами от учета (искусственно-латентную).

    В целом размер латентности, как правило, обратно пропорционален тяжести конкретных преступлений.

    Причины латентности многообразны.

    Искусственно-латентная преступность обладает большой степенью общественной опасности.

    Для определения уровня латентности применяется ряд методов.

    Основные направления предупреждения латентной преступности:

     

    1. Улучшение системы статистического учета преступлений.

    2. Повышение доверия населения к соответствующим органам.

     

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»

    Учебное пособие

    Гета, М.Р. Ювенальная юстиция: проблемы и перспективы: учеб. пособие / М.Р. Гета, Е.А. Писаревская; НФИ КемГУ.- Новокузнецк, 2013.-121с.

    Практикум

    Темы 1,2. Криминология как наука. История криминологии

    (занятия 1,2)

    Вопросы:

    1. Понятие криминологии.
    2. Предмет и метод криминологии.
    3. Система криминологии.
    4. Криминология и другие науки.
    5. Задачи криминологии на современном этапе.
    6. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.
    7. Антропологические концепции причин преступности.
    8. Социологические концепции причин преступного поведения.
    9. Структурно-функциональный анализ в криминологии.
    10. Криминология в России в дореволюционный период и в 20-е –30-е годы ХХ века. Возрождение криминологии в 60-х годах ХХ в. и ее современное состояние в России.

     

    Задания:

    1. Раскройте содержание термина «криминология» и понятие криминологии.
    2. Когда возникла криминология? Чем было вызвано формирование этой науки? Кто был первым автором книги под названием криминология?
    3. Раскройте содержание предмета криминологии. Назовите основные группы явлений, входящих в предмет криминологии. Какие дискуссии о предмете криминологии существуют? С чем это связано?
    4. Раскройте содержание понятие преступности и ее детерминант как основных частей предмета криминологии.
    5. Раскройте содержание личности преступника как составляющей предмета криминологии.
    6. Раскройте содержание предупреждения преступности как составляющей предмета криминологии.
    7. Входит ли проблема жертвы преступления в предмет криминологии?
    8. Охарактеризуйте методы криминологии.
    9. Какова система криминологии как науки и как учебной дисциплины (курса)? Раскройте содержание системы.
    10. Является ли обоснованным деление криминологии на Общую и Особенную часть? Является ли криминология на сегодняшний день чисто юридической наукой?
    11. Какие науки оказали влияние на становление криминологии? Какое место занимает криминология в системе наук?
    12. Какие задачи стоят перед криминологией на современном этапе? В заключается значение современной криминологии?
    13. Какие периоды выделяются в развитии криминологии как самостоятельной науки?
    14. В чем заключается сущность примитивно-рационалистической концепции причин преступности?
    15. Раскройте содержание антропологических концепций причин преступности. Какую роль в развитии криминологии сыграли исследования Ч. Ломброзо и его последователей?
    16. Какие социологические концепции преступного поведения Вы знаете? Раскройте их содержание.
    17. Что понимается под структурно-функциональным анализом в криминологии?
    18. Каким образом происходило развитие криминологии в России в дореволюционный период?
    19. Охарактеризуйте состояние криминологических исследований в СССР 20-30-ые годы 20 века.
    20. Раскройте, каким образом криминология развивалась в СССР в 60-х годах 20 века.
    21. Охарактеризуйте современное состояние российской криминологии.

     

    Тема 3. Преступность

    (занятие 3)

    Вопросы:

    1. Понятие преступности.
    2. Количественные признаки преступности.
    3. Качественные признаки преступности.
    4. Латентная преступность.
    5. География преступности.
    6. Развитие преступности в России во второй половине ХХ века и ее современная характеристика.

     

    Задания:

    1. Что такое преступность? Выделите признаки преступности.
    2. Проведите сравнение понятий «преступление» и «преступность» (какие признаки у них общие, в чем заключается различие)?
    3. Когда возникла преступность? Была ли преступность в первобытной общине?
    4. Как Вы считаете, исчезнет ли преступность, если будут сняты все уголовные запреты? Может ли право порождать преступность? Является ли преступность вечным спутником человечества? Возможно ли при каких-то условиях общество без преступности?
    5. Основывается ли преступность на биологических пороках человека и человечества?
    6. Есть ли что-либо в природе человека, что мешает эффективной реализации механизмов правового регулирования общественных отношений (что-то такое, что не позволяет человеку стать вполне управляемым)?
    7. В «Литературной газете» была опубликована статья о главе крупной местной криминальной группировки, который помогал пенсионерам, поддерживал в районе правопорядок, оказывал финансовую помощь местной футбольной команде. Можно ли, по Вашему мнению, говорить о социальной полезности преступности?
    8. Французский ученый Э. Дюркгейм сформулировал положение о том, что преступность – полезное для общества явление. Есть ли, по Вашему мнению, хоть какие-то основания для такого суждения?
    9. Что в криминологии понимается под состоянием преступности?
    10. Что такое коэффициент преступности?
    11. Что такое динамика преступности?
    12. Что понимается под структурой преступности (преступников)?
    13. Раскройте содержание такого качественного показателя, как характер преступности.
    14. Что такое география преступности? Какова география преступности в России?
    15. Осуществите криминологическую характеристику преступности в современной России.
    16. В городе в течение года были зарегистрированы следующие преступления: убийства- 20; причинение тяжкого вреда здоровью –70; разбойные нападения – 40; автотранспортные преступления, повлекшие гибель людей –18; кражи –5. Проанализируйте эти данные. Сделайте выводы.
    17. Каким образом соотносятся между собой преступность и судимость?
    18. Что такое латентная преступность, каковы ее масштабы? Чем можно объяснить наличие латентной преступности в наших городах?
    19. Раскройте основные направления выявления латентной преступности в Великобритании и США. Какие из данных направлений, по Вашему мнению, могут быть актуальными для РФ?

     

    

    infopedia.su


    Смотрите также