Установление родства по материнской линии в первобытном обществе. Ранний родовой строй (материнская община)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История психологии в первобытную эпоху. Установление родства по материнской линии в первобытном обществе


История психологии в первобытную эпоху

Историческая психология занимается преимущественно так называемыми историческими цивилизациями, т. е. такими, от которых дошли до нас письменные источники. С этим связана ее специализация в познании прошлого; на интерпретации документальных свидетельств построены ее методы.

Психическая эволюция гоминид до появления вида Человек разумный составляет предмет палеопсихологии; знания о человеке зрелой первобытности доставляла и доставляетэтнография. Однако совершенно исключить дописьменный период человечества из своего рассмотрения историческая психология не может. Во-первых, целостная картина психогенеза, разумеется, не может обойтись без самого продолжительного отрезка прошлого1; во-вторых, первобытность — первооснова исторического процесса, и она присутствует в ментальноcти всех последующих эпох вплоть до современной; в-третьих, устная передача информации — предшественница письменной и может интерпретироваться с точки зрения последней. Историческая психология ищет в первоначальной эпохе объяснение глубины культурной психики, основ человеческого общежития, коллектива, соседства и таких первобытных форм самовыражения, как живая речь, ритуал, магия, миф. Феномен человека выстраивается в триаду архаики (доистории), истории и современности. И задачей этого очерка является попытка охарактеризовать основные черты психологии первобытного общества.

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.

Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобытной общины, в каменном веке, у охотников и собирателей диких растений, самыми прочными связями родства были связи между матерью и детьми, счет родства велся по материнской линии. Коллектив таких родственников, имевших общих предков - матерей, называется материнским родом, время его преобладания - материнско-родовым строем. Иногда для обозначения этого времени употребляется термин "матриархат"(от лат. mater - мать и греч. arche - власть), но он не вполне точен, так как власть в первобытной общине принадлежала всем ее взрослым членам. Род в первобытном обществе был тесно связан с другими родами: он не только нуждался в их помощи, но и должен был регулировать отношения с ними, распределяя охотничьи угодья и т. п. Основными связями между отдельными родами были брачные связи: как правило, мужчины одного рода брали себе жен в другом роде - такие отношения называются экзогамией (от греч. ехо - вовне и gamos - брак). Таким образом, первобытная община состояла из членов двух или нескольких родов - мужей и жен, их детей. Два или несколько родов составляли племя. Все важнейшие вопросы хозяйственной и общественной жизни решались коллективно на собрании всех взрослых членов племени. Поэтомупервобытнообщинныйстрой называется такжеродо-племеннымстроем.

В ранней первобытной общине господствовало половозрастное разделение труда: женщины и помогавшие им дети занимались по преимуществу поиском съедобных растений (собирательство), мужчины - охотой. Эти занятия первобытной эпохи привели в конце каменного века - неолита - к открытию земледелия и скотоводства.

Распределение накопленных богатств зависело от глав родов - патриархов. Мужчины в эпоху производящего хозяйства (земледелия и скотоводства) стали занимать господствующее положение в обществе: наступила эпоха патриархата(от греч. - отец и - власть). Новые хозяйственные связи и обмен продуктами земледелия и скотоводства упрочили отношения между отдельными племенами, что привело к формированию союзов племен и больших общностей, говоривших на родственных языках. Богатства скапливались в племенных центрах - будущих городах; главы старших ("знатных") родов, составлявшие совет старейшин племени или союза племен. Из их среды выбирался и племенной вождь. Племенные объединения, управляемые таким вождем, были предшественниками первых государственных образований, их правители считались священными, власть вождя приближалась к царской власти.

Стремление завладеть имуществом, накопленным соседями, их землями и скотом приводило к постоянным войнам, выделению военных вождей и их войска - дружины. Выделение родоплеменной знати, сосредоточившей в своих руках богатства, созданные рядовыми общинниками, вождей и войска, а также освящающего их власть жречества знаменовало начало разложения первобытного равенства: на смену кровнородственным связям и отношениям равенства приходили иные общественные отношения.

Первобытное общество долго существовало на периферии древних и современных цивилизаций. До ХХ века сохранили первобытные традиции каменного века аборигены Австралии, бушмены Африки и некоторые индейские племена в джунглях Амазонки. Многочисленные исследования, проведенные этнографами у этих народов, наряду с данными археологии, позволяют восстановить историю первобытного общества, от которого не осталось письменных свидетельств.

studfiles.net

Ранний родовой строй (материнская община)

Из всей истории человечества первобытнообщинный строй был самым длительным по времени – более миллиона лет. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, так как во вновь обнаруживаемых костных остатках наших далеких предков большинство специалистов видит то предчеловека, то человека, и время от времени преобладающее мнение меняется. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное общество) возник 1,5 – 1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад. Верхняя грань первобытнообщинного строя колеблется в пределах последних 5 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые классовые общества и государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э., в других областях ойкумены – еще позднее.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XIX – начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Итак, каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяет эпохи раннего (нижнего), среднего и позднего (верхнего) палеолита.

Затем следует переходная эпоха среднекаменного века (мезолита), который иногда называют «послепалеолитом» (эпипалеолитом), или «преднеолитом» (протонеолитом), иногда же не выделяют вообще.

Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век (неолит). В конце его появляются первые орудия из меди, что дает основание говорить об особой стадии энеолита, или халколита.

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит – 45 - 40 тыс., верхний палеолит – 12 - 10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад. Бронзовый век длился до начала 1 тысячелетия до н. э., когда начался век железа.

Археологическая периодизация всецело основана на технологическом критерии и не дает полного представления о развитии производства в целом. В настоящее время археологическая периодизация превратилась из глобальной в совокупность региональных, но и в таком виде она сохраняет немалое значение.

Родовая община сменяет первобытное стадо, и представляет собой хозяйственное и общественное объединение кровных родственников на ранней стадии первобытно-общинного периода – матриархата. Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь – все это объединяло, сплачивало людей.

 Шло укрепление социальных связей, вызванных необходимостью совместной борьбы за свое существование. В отличие от животных человек уже заботился не только о самом себе и о своих собственных детях, но и о всей общине. Вместо того, чтобы съесть всю свою добычу на месте, охотники мустьерского периода несли ее в пещеру, где у пылающего костра оставались, занятые ведением родового хозяйства женщины, а также дети рода.

 Благодаря охоте и относительной оседлости жилища стали служить уже не только защитой от неблагоприятных условий природы и крупных хищников, но и становились хозяйственными базами, местами хранения продуктов, и их приготовления, местом для изготовления орудий труда и обработкой шкур и т.д.

Так возникли первые древнейшие формы родового общества, материнской родовой общины, при которой все ее члены были связаны узами родства. Вследствие существующих в то время форм брачных отношений хорошо известна была только мать ребенка, что вместе с активной ролью женщины в экономической жизни, как хранительницы очага определяло ее высокое общественное положение.

Дальнейшее развитие семьи пошло по линии сужения круга лиц, участвующих в брачном общении между поколениями родителей и детей, затем между единоутробными братьями и сестрами и т.д.

Возникновение семейной общины связано с развитием общественных отношений и орудий труда, усложнение технологий хозяйствования (переход к плужному земледелию, скотоводству и т.д.). Семейная община обычно включает в свой состав несколько поколений ближайших родственников – потомков одного отца с их женами и детьми, иногда с зятьями и прочими родными. Численность семейной общины могла достигать 100 и более человек. В основе семейной общины лежит коллективная собственность на землю и орудия труда общего пользования, коллективный характер труда и практически уравнительное потребление продуктов.

 На первых этапах развития семейной общины управление носило демократический характер, где главой семьи считался «старший» мужчина (не обязательно самый старый), нередко выборный (тот, кто больше других знал, умел, мог организовать других…). Власть «старшего» ограничивалась советом взрослых мужчин всей семейной общины.

Стадия позднепервобытной (позднеродовой) общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей — в других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытного и складыванию классовых обществ. Недаром за этим поворотным моментом, приходящимся в основном на время неолита, закрепилось название «неолитической (или аграрной) революции», предложенное английским археологом Г. Чайлдом по аналогии с введенным Ф. Энгельсом термином «промышленная революция». Высокоспециализированное хозяйство высших охотников, рыболовов и собирателей также открывало значительные возможности для дальнейшего развития. Но они были несравненно ограниченнее: его носители смогли подняться лишь до предклассового уровня, да и то только в немногих, особенно благоприятных районах ойкумены.

На стадии позднепервобытной общины главенство, как правило, еще не наследовалось. Лидер либо, как ирокезский сахем, избирался, либо, как папуасский бигмен, добивался как можно более широкого признания. Для этого он стремился отличиться, очень часто соперничая с другими претендентами, вербовал сторонников, устраивал престижные пиры, предпочитал дарообмен «с переплатой», старался привлечь к себе внимание на собраниях общинно-родовых групп, во время военных действий и т. п. Но предпосылки наследственного главенства уже складывались. Усложнившаяся на этой стадии производственная, социальная и идеологическая деятельность часто требовала от руководителя намного лучших, чем у других членов общинно-родовой организации, умений и знаний. Приобрести их легче было тому, кто чаще всех общался с лидером — сыну, племяннику и т. п. При этих условиях у него было больше шансов в свою очередь стать лидером. При главенстве типа бигменства сюда добавлялись материальные преимущества сыновей бигменов — возможность уже при жизни отца обзавестись несколькими женами и доставшиеся по наследству богатства. Это как бы давало им жизненный старт. Подсчитано: у тех же папуасов-мбовамб три четверти сыновей крупных и половина сыновей мелких бигменов также становились бигменами.

Другие статьи по истории: Протогосударственные формыВозникновение египетской цивилизации, античные полисыЭтапы истории Древнего РимаХозяйство, города Европы, реформацияХристианство в средневековьеВеликая французская революция, промышленный переворотНационально-освободительные движения на ВостокеОбразование Турецкой Республики в 1923 г.Экономический кризис 1929-1939 гг.Политическая, колониальная система после 2 мировой войныРазвитие социализма в КНР



biofile.ru

Возникновение общинно-родового строя

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

Крупные сдвиги в развитии производительных сил повлекли за собой не менее крупные изменения в организации общества. Возросшая техническая вооруженность человека в его борьбе с природой сделала возможным существование относительно постоянных хозяйственных коллективов. Но в то же время она требовала эффективного использования, преемственности и дальнейшего совершенствования усложнившихся орудий и навыков труда. Праобщине с ее относительно аморфной неустойчивой структурой эта задача была не под силу, поэтому она неизбежно должна была уступить место более прочной форме общественной организации.

[adsense]

Ряд обстоятельств определял характер этой организации. Во-первых, при крайне низком уровне развития раннепалеолитического общества, в условиях которого начала складываться новая организация, едва ли не единственно реальной основой для упрочнения социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Во-вторых, можно думать, что при неупорядоченности полового общения и, следовательно, отсутствии понятия отцовства отношения родства должны были устанавливаться только между потомками одной матери, т. е. строиться по материнской, женской линии. Наконец, в-третьих, наиболее стабильной частью тогдашних коллективов были женщины, игравшие крупную роль во всех областях хозяйственной жизни и исключительную роль в заботе о детях, поддержании огня, в ведении домашнего хозяйства. В силу всех этих обстоятельств первой упорядоченной формой организации общества, непосредственно сменившей праобщину, вероятно, был коллектив родственников, связанный общим происхождением по материнской линии, т. е. материнский род.

Многие зарубежные и некоторые советские исследователи считают, что первоначально счет родства (филиация) велся по отцовской линии, или же допускают параллельное зарождение материнского и отцовского счета родства. При этом они ссылаются на существование последнего у многих из наиболее отсталых племен и на представления о так называемом социальном отцовстве, т. е. о признании отцовства определенного круга мужчин. Однако такой точке зрения противостоят данные современной этнографии, которая не только не поколебала развитый Энгельсом тезис Моргана о историческом приоритете материнско-родовой организации, но и подкрепила его рядом новых аргументов. Это положение Э. Тайлора, обратившего внимание на то обстоятельство, что этнографии известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и ни одного факта обратного перехода. Соответственно этому в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода, обратная же картина никогда не наблюдалась. Это также постепенное обнаружение во все новых и новых отцовско-родовых обществах остатков материнско-родового строя, позволяющее полагать, что в дальнейшем такие остатки будут найдены и у многих из тех племен, у которых они в настоящее время не зафиксированы. Это, наконец, новейшие свидетельства приматологии о матрифокальности уже в стадах высших обезьян, из чего следует, что представления о материнском родстве должны были намного опережать представления о родстве отцовском. Другое дело, что у ряда наиболее отсталых племен материнский счет родства вследствие тех или иных конкретных причин очень рано сменился отцовским; это особый очень сложный вопрос, который не следует смешивать с вопросом о первоначальной форме рода.

Возникновение на стадии перехода от раннего к позднему палеолиту (а может быть, еще раньше) родового строя косвенно подтверждается некоторыми археологическими данными. На ориньякских стоянках СССРвскрыты остатки огромных, в несколько десятков, а иногда даже и сотен квадратных метров коллективных жилищ, строительство и использование которых могло быть связано только с деятельностью прочно спаянных производственных коллективов. Некоторые из этих жилищ (Костенки-1, Костенки-IV) в деталях напоминают известные этнографии обиталища материнских родовых коллективов, в частности так называемые длинные дома ирокезов. К этому же времени относятся многочисленные находки, дающие известные основания говорить о зарождении материнского счета родства. Это ориньякские и солютрейские женские статуэтки с подчеркнутыми признаками пола, так называемые верхнепалеолитические Венеры. Многие археологи вслед за П. П. Ефименко рассматривают их как свидетельство появления культа матерей-прародительниц. Другую трактовку дал им недавно С. А. Токарев, видящий в них не прародительниц, а хозяек и охранительниц домашне¬

Позднепалеолитические «Венеры». Гагарино

Позднепалеолитические «Венеры». Гагарино

го очага, олицетворяющих в себе это средоточие жизни родовой группы. Вторая точка зрения подкреплена многочисленными этнографическими параллелями и, вероятно, ближе к истине. Но кто бы ни был прав, позднепалеолитические фигурки говорят об особом месте женщины в жизни и мировоззрении общества и, возможно, действительно указывают на зарождение материнско-родового культа.

Наряду с однолинейным счетом родства другим важнейшим признаком рода был обычай экзогамии, т. е. запрещение брачного общения внутри рода. Происхождение этого обычая, а тем самым и конкретный механизм превращения праобщины в родовую общину все еще остается неясным.

По вопросу о происхождении экзогамии существует множество различных теорий, ни одна из которых не является общепринятой. Первая из них была предложена в 60-х годах XIX в. Мак-Леннаном, введшим в науку понятие экзогамии, но в то же время запутавшим его разделением всех первобытных племен на экзогамные и эндогамные. По мнению Мак-Леннана, истоки экзогамии лежали в обычаях «воинственных дикарей», убивавших бесполезных на войне девочек, а поэтому вынужденных искать себе жен на стороне.

Дарвин, обратив внимание на то, что самцы оленногонных собак предпочитают чужих самок самкам своей стаи, объяснял происхождение экзогамии взаимным отвращением к половому общению, которое должно было возникнуть у близких, повседневно общавшихся между собой родственников; в пользу этого предположения, возможно, в какой-то степени говорят данные современной демографической статистики по некоторым странам Юго-Восточной Азии, свидетельствующие о более высокой детности в семьях, основанных на неродственных браках. К теории Дарвина близка довольно распространенная теория «инстинктивного» отвращения к кровосмесительным половым связям. Еще один взгляд на происхождение экзогамии (Бриффолт, а среди советских ученых Б. Ф. Поршнев) представлен выведением ее из такого якобы свойственного праобщине порядка, при котором более подвижные охотники-мужчины постоянно отрывались от женщин и встречались с женщинами других праобщин, в свою очередь отстававшими от своих мужчин. Отметим также гипотезу Э. Дюркгейма, искавшего истоки экзогамии в боязни перед человеческой кровью вообще и дефлорационной и менструальной кровью женщин из своего рода в особенности.

Заметный след в истории вопроса оставил Морган, связывавший возникновение экзогамных запретов со стремлением избежать биологически вредных последствий кровосмешения. Это объяснение было воспроизведено Энгельсом в его труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», с той, однако, оговоркой, что подобное стремление могло проявляться лишь стихийно, без ясного сознания цели. Однако позднейшие данные науки показали, что теория Моргана не бесспорна. Во-первых, выяснилось, что вредоносность родственных браков при достаточно значительных размерах популяции, т. е. взаимобрачной группы, проблематична. Во-вторых, если даже такие браки и были вредоносны, это не могло быть принято во внимание формировавшимся родовым обществом, хотя бы потому, что мустьерский человек, вероятно, еще не вполне понимал связь между половым актом и деторождением, о чем свидетельствуют остатки некоторых верований австралийцев. В-третьих, в большинстве случаев родовое общество не только допускало, но и считало обязательными браки между определенными категориями близких родственников. Учитывая все это, большинство современных ученых считают «биологическую» теорию возникновения экзогамных запретов недостаточно обоснованной.

Разрабатывая сложную проблему происхождения экзогамии, советские ученые стремятся найти внутреннюю взаимосвязь между этой формой регулирования половых отношений и всем ходом развития производственной деятельности первобытных человеческих коллективов. Идя этим путем, некоторые исследователи (А. М. Золотарев, С. А. Токарев) связывают возникновение экзогамии со стремлением мустьерских праобщин преодолеть срою первоначальную замкнутость и установить хозяйственные контакты с соседними праобщинами. Однако одного этого объяснения, по-видимому, недостаточно. Тенденция к расширению хозяйственных связей в своем развитии должна была бы привести к появлению большого количества взаимосвязанных групп; между тем, как мы увидим дальше, первоначальной структуре родового общества было присуще наличие только двух экзогамных взаимобрачных коллективов. Другие советские исследователи (М. П. Жаков, С. П. Толстов, Ю. И, Семенов) объясняют возникновение экзогамии необходимостью упорядочения хозяйственной жизни внутри первобытных коллективов. Они исходят из того, что нерегулируемые половые отношения должны были сопровождаться непрерывными столкновениями на почве ревности и тем самым расшатывали праобщину как хозяйственную и общественную ячейку. Борясь с этим, общество постепенно вводило половые запреты, все более ограничивавшие и в конце концов сделавшие невозможным половое общение внутри данной группы. Но вынесение половой жизни за рамки коллектива, укрепляя его, должно было повести к учащению конфликтов с другими коллективами, причем понятно, что чем больше было бы таких взаимобрачных групп, тем шире была бы арена конфликтов. Поэтому простейший естественный путь устранения создавшихся противоречий вел к постепенному возникновению дуальной организации — сочетания только двух экзогамных групп в одно постоянное взаимобрачное объединение, зародыш эндогамного племени.

Ко времени первых этнографических описаний общественного строя наиболее отставших в своем развитии племен ни одно из них уже не сохраняло дуальной организации в ее первоначальном виде, т. е. не состояло только из двух родов. С ростом народонаселения последние поделились на несколько новообразований. Однако дочерние роды не порвали связи между собой и продолжали составлять две особые половины племени, названные Морганом фратриями. Остатки дуальной организации в виде деления племени на две экзогамные взаимобрачные фратрии широко прослежены в историческом прошлом многих племен и народов. Так, у австралийцев Западной Виктории существовали фратрии Черного и Белого какаду, у меланезийцев Новой Ирландии — Орла-рыболова и Сокола, у бразильских индейцев — Востока и Запада, у ирокезов-сенека — Медведя и Оленя, у селькупов — Кедровки и Орла и т. д. В некоторых случаях, как, например, у ирокезов-сенека, сохранились предания о происхождении всех дочерних родов от двух первоначальных, названия которых совпадают с названиями фратрий. У ряда народов (меланезийцы, индейцы, обские угры, буряты и др.) удалось обнаружить остатки былого хозяйственного, общественного и идеологического единства фратрий.

[adsense]

Еще шире прослеживаются явления, которые многие ученые считают отголосками дуальной организации, у племен и народностей, утративших древнее фратриальное деление, но, возможно, удержавших воспоминание о нем в «четности» своей родоплеменной или сменившей ее политической структуры, в генеалогических традициях, мифах и поверьях. Таковы, например, сведения о 4 филах древних афинян, 6 племенах мидийцев, 12 коленах древного Израиля, 24 племенах огузов, 24 старейшинах гуннов, сведения о 2 «странах» и Древних Египте и Перу, 2 правителях в Спарте, Риме и Карфагене и т. п. Таковы же многочисленные легенды о двух прародителях, или «культурных героях», — Ромуле и Реме у римлян, Санасаре и Багдасаре у армян, Эхирите и Булагате у бурят, Гету-Шабане и Баца-Какове у лезгин и пр. Однако следует иметь в виду, что пережиточная связь таких явлений с древней дуальной организацией все же проблематична. В ряде случаев «четность» социальной или иной структуры могла вызываться и различными другими причинами, в частности тем, что все, что делится, очень часто делится на две части.

Широкое распространение дуального деления, находимого у народов, совершенно различных по своей этнической принадлежности и уровню развития, свидетельствует о глубокой древности и универсальности дуальной организации. Оно показывает несостоятельность взглядов тех буржуазных исследователей, которые, пытаясь опровергнуть марксистскую концепцию универсальности родового строя, рассматривали дуальную организацию как один из частных первобытных институтов, связанных с существованием «двухклассового культурного круга» (В. Шмидт, В. Koппepcj, со случайным соединением двух племен (У. Риверс) или же со стремлением иметь двух слабых вождей взамен одного сильного (некоторые этнографы-функционалисты).

Таким образом, казалось бы, что гипотеза о связи экзогамии с упорядочением внутренней жизни праобщины более всего соответствует общим логическим соображениям и фактам этнографии. Однако и она уязвима для критики. В последнее время установлено, что даже в животных сообществах существует жесткая система доминирования, иерархия особей, оставляющая немного места внутренним столкновениям. Проблема возникновения экзогамии и родового строя остается открытой. Одна из причин этого состоит в том, что при ее решении за отсутствием прямых этнографических сведений приходится обращаться к косвенным данным, к анализу пережитков, а подчас даже ограничиваться чисто логическими доводами. Но возможно, что здесь есть и другая причина: стремление найти одно-единственное достаточное объяснение, в то время как во многих из существующих гипотез содержатся свои рациональные зерна. Так, допустимо предположить, что недостаточно многочисленные популяции пришли к экзогамии из-за отрицательных последствий близкородственных браков, тесно соседствующие между собой группы — для упрочения контактов, а группы с недостаточно эффективной системой доминирования — из-за внутригрупповых конфликтов. Во всех этих случаях установление экзогамии было, разумеется, не сознательным актом, а длительным стихийным процессом, в ходе которого пришедшие к экзогамии группы оказывались более жизнеспособными и вытесняли своих соседей. В то же время известную роль мог сыграть и лежащий на поверхности осознанный стимул к экзогамии — действительно широко распространенная табуация крови сородичей.

В отличие от праобщины родовая община была уже вполне сформировавшимся, «готовым», по выражению Энгельса, человеческим обществом. В нем достигли наивысшего развития начала первобытного коллективизма, тесное сотрудничество и спайка сородичей, причем, как об этом можно судить по этнографическим аналогиям, отношения естественного родства осознавались как экономические отношения, а экономические отношения — как отношения естественного родства. Тем самым признание родовых связей получило общественное значение, стало как бы основным конституирующим признаком пришедшего на смену праобщине нового производственного коллектива — родовой общины.

К содержанию учебника «История первобытного общества» | К следующему разделу

В этот день:
  • Дни смерти
  • 1984 Умер Игаэль Ядин — второй начальник Генерального штаба Армии Обороны Израиля, выдающийся израильский археолог и политический деятель, исследователь кумранских рукописей.
  • 2009 Умер Александр Николаевич Щеглов — российский археолог-антиковед, педагог, организатор, специалист по археологии Крыма.
Свежие записи

arheologija.ru

Словарь терминов и определений по дисциплине «Этнология» - Археология - Каталог статей

^ Словарь терминов и определений по дисциплине «Этнология»

Авункулат – широко распространенный в традиционном обществе социальный институт, предполагающий особую связь человека с его дядей по матери.

Авункулокальность – брачное поселение супругов у дяди по матери или в его родовой группе.

^ Агнатное родство – родство по отцовской линии, то же, что и патрилинейность.

Адат – название обычного права в странах мусульманского Востока.

Адопция, адоптация – форма установления искусственного родства, включение индивида или группы лиц в какую-либо родственную группу или семью.

Аккультурация – изменение культуры одного народа под воздействием другого.

Амбилинейность – определение родства либо по отцовской, либо по материнской линии.

Амбилокальность – брачное поселение супругов по выбору либо в родовой группе мужа, либо в родовой группе жены.

^ Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключенные в материальные тела (души) или существующие сами по себе (духи).

Антропогенез – процесс происхождения человека, а также учение о происхождении человека, один из разделов антропологии.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, растения, предметы; олицетворение.

Антропосоциогенез – параллельный процесс происхождения человека и человеческого общества.

^ Апополитейные общества – первобытные общества, существовавшие до возникновения первых цивилизации.

Ассимиляция этническая – частичная или полная утрата одной культуры в пользу другой, включая и смену этнической идентичности.

^ Аульная община – термин, установившийся в российской науке для обозначения соседской общины у кочевых и полукочевых скотоводов.

Аустрическая общность – реконструируемая первоначальная общность многих языков Южной Азии

Бигмены – тип лидеров, характерный для традиционных обществ, власть которых основывается на обладании богатством и не носит наследственного характера.

Билинейность – параллельное существование в одном обществе патри- и матрилинейного отсчета родства, которые охватывают непересекающиеся группы людей.

Билокальность – брачное поселение супругов поочередно как в группе мужа, так и в группе жены, то же, что и дуолокальность.

Биогеоценоз – сложная природная система, объединяющая на основе обмена веществ и энергии совокупность живых организмов (биоценоз) с неживыми компонентами-условиями обитания.

Вирилокальность – брачное поселение супругов у мужа. Вирилокальность одними авторами различается, другими не различается с патрилокальностью.

Вождество – форма территориальной организации общества, автономная политическая единица, состоящая из некоторого числа общин, управляемых верховным вождем .

Геронтицид – умерщвление стариков.

Геронтократия – власть старейших.

Доместикация – одомашнение растений или животных.

Дислокальность (дуолокальность) – норма брачного поселения, при котором супруги живут раздельно.

^ Дуальная организация – взаимобрачная организация двух родов или фратрий . В более широком смысле двоичная, или бинарная, организация общества, а также ее отражение в духовной культуре, универсальным образом распространенные в первобытном обществе.

^ Идеография (логография) – письменность, знаки которой (идеограммы или иероглифы) передают целые слова-понятия.

Иерархическое общество – принятое культурной антропологии обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами социального и имущественного расслоения.

Иероглифы – название, данное греками знакам египетской идеографии.

Избегание – совокупность запретов во взаимоотношениях между родственниками или свойственниками, характерная для традиционных обществ.

^ Избыточный продукт – общественный продукт, превышающий жизнеобеспечивающий, но еще не приведший к отношениям эксплуатации .

Инициации – разновидность обрядов перехода, формально закрепляющие изменение социального статуса индивида или группы людей. Наиболее распространены в традиционных обществах возрастные инициации -обряды приобщения подростков к категории взрослых, мужчин и женщин.

Инфантицид – умерщвление маленьких детей практикуемое в первобытном обществе в экстремальных условиях.

Каста – социальный институт , характерными признаками которого является эндогамия, замкнутость и наследственный характер статусного положения. Исторически восходит к профессиональной специализации, а нередко и особой этнической принадлежности.

Клан – в наиболее распространенном словоупотреблении то же, что и род. У некоторых авторов — только отцовский род или родовое ядро общины.

^ Когнатное родство – родство как по отцовской, так и по материнской линии, то же, что и билинейность.

Композиции – материальное возмещение за убийство или увечье как альтернатива кровной мести.

^ Кровная месть – обычай , требующий обязательного возмездия за убийство человека или нанесения ему увечий.

Кросскузенный брак (перекрестно-двоюродный) – брак с дочерью брата матери или дочерью сестры отца.

^ Кувада – совокупность обрядов, предполагающих демонстрацию отцом своей причастности к рождению ребенка.

Куначество – разновидность искусственного родства , предполагающее систематическое взаимное гостевание с установлением дружеских (квазиродственных) связей.

^ Левират – брак с двумя или более братьями одновременно, а позднее – обычай предписывающий женитьбу на вдове брата.

Линидж – внутриродовая группа близких родственников, ведущих происхождение от памятного предка. Различаются патрилинейные патрилиниджи и матрилинейные матрилиниджи.

^ Локальная группа – распространенное в российской этнографии обозначение раннепервобытной общины охотников, рыболовов и собирателей.

Магия – вера в возможность особыми, сверхъестественными способами воздействовать на людей, животных , явления природы и сами связанные с этим действия.

^ Матриархат (гинекократия, материнское право) – гипотетически реконструируемая стадия социальной эволюции, характеризующаяся господством женщины в семье и обществе. Современная наука не считает данную гипотезу обоснованной .

Матрилинейность – отсчет родства исключительно по линии матери.

Матрилокальность – брачное поселение супругов в родовой группе жены.

Матронимия – группа, именующая себя по общему матрилинейному предку; распространенное в российской этнологии обозначение матрилиниджа.

Моногамия – единобрачие.

Мононорма – обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции: права, нравственности, этикета.

Нагуализм – термин, часто служащий для обозначения веры в личных духов-покровителей.

Неолокальность – брачное поселение супругов отдельно от родни мужа или жены

Ноосфера – область существования разума, разумных существ.

^ Ностратическая общность – реконструируемая первоначальная общность большинства языков Старого Света.

Ойкумена – заселенная человеком часть земного шара.

Ордалии – в предклассовом и раннеклассовом обществе судебные испытания, во время которых, как считалось, высшие силы обнаружат виновного.

^ Ортокузенный брак (параллельно-двоюродный брак) – брак с дочерью брата отца или сестры матери.

Параистория – то же, что протоистория.

Патриархат – господство мужчины в семье и обществе, то же, что отцовское право.

Патрилинейность – отсчет родства по линии отца, то же, что и агнатное родство.

Патрилокальность – брачное поселение супругов в родовой группе отца мужа.

Патронимия – родственная или территориальная группа, именующая себя по общему патрилиненному предку; распространенное в отечественной этнологии обозначение патрилиниджа.

Пиктография – примитивное рисуночное письмо, предназначенное главным образом для запоминания

Пережитки – культурные реликты , остаточные явления в культуре, считающиеся перенесенными из ранних этапов в более поздние. Существует точка зрения, отрицающая существование пережитков.

Подшучивание – совокупность обычаев, предписывающих демонстративно шутливые взаимоотношения между свойственниками.

Полиандрия – многомужество.

Полигамия – собирательное обозначение для полигинии и полиандрии.

Полигиния – многоженство.

Популяция – группа людей, населяющих определенную территорию и связанных более тесным родством между собой, обусловленных эндогамией.

^ Потестарная организация – система властно-управленческих институтов в доклассовом и предгосударственном обществе..

Предистория – доистория, принятое в культурной антропологии обозначение истории первобытного общества, часто в отличие от протоистории.

^ Промискуитет (гетеризм) – ничем не ограниченная свобода отношений между полами. По мнению ряда ученых стадия, предшествующая возникновению брака.

Протоистория – предыстория, принятое в культурной антропологии обозначение истории тех первобытных обществ, которые могут исследоваться по письменным памятникам соседних цивилизаций.

^ Ранжированное общество – принятое в культурной антропологии обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами социального расслоения.

Раса – биологические подразделения человечества современного вида, различающиеся общими наследственными физическими особенностями, связанными с общим происхождением и определенной средой обитания.

Редистрибуция – перераспределение продукта между различными членами группы или слоями общества.

Реципрокальность – эквивалентный обмен материальными ценностями или услугами.

Родство – связь между людьми, обусловленная общностью их происхождения – одного лица от другого(прямая линия родства) или разных лиц от общего предка(боковые линии родства). Существует два основных вида родства: кровное (биологическое) и социально-санкционированное обществом, вне зависимости от биологического.

^ Родство искусственное – разновидность социального родства, распространенное в позднепервобытном обществе в виде адопции, аталычества, куначества.

Рэмидж (конический клан) – иерархизованная родственная общность, социальный статус в которой определяется генеалогической близостью к общему родоначальнику как по прямой, так и по боковой линии.

^ Сегментарная организация – система разделения рода или общины на подгруппы, которые, в свою очередь, делятся на еще меньшие звенья.

Семья – минимальное социальное объединение, основывающееся на связях по браку, кровному родству или каких-то иных отношения и существующее во всех человеческих обществах.

Сиблинги – родные братья и сестры. Различаются полнородные (имеющие общую мать и отца) и неполнородные (имеющие либо общую мать, либо общего отца).

^ Синполитейные общества – первобытные общества, сохранившиеся после возникновения первых цивилизаций.

Сорорат – брак с двумя или более сестрами одновременно, а позднее с сестрой умершей жены.

Социогенез – процесс возникновения человеческого общества.

^ Стратифицированное общество – принятое в культурной антропологии обозначение первобытного общества, уже затронутого процессами имущественного расслоения.

Тотем – какой-либо вид животных, реже растений, еще реже других предметов или явлений природы, считающийся кровным родственником, а позднее – предком. В дальнейшем развитии тотем становился только эмблемой рода.

Тотемизм – вера в существование сверхъестественной связи с тотемом.

Травестизм – совокупность обрядов, связанных с имитацией перемены пола, чаще всего практиковавшийся мужчинами в период становления патриархальных отношений.

Трибализм – собирательное обозначение таких отрицательных пережитков родоплеменной организации, как солидарность соплеменников в ущерб другим социальным связям.

Уксорилокальность – брачное поселение супругов у жены. Уксорилокальность одними авторами различается, другими не различается с матрилокальностью.

Унилинейность – отсчет родства только по одной, материнской или отцовской линии.

Унилокальность – совместное поселение супругов.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства определенных неодушевленных предметов.

Филиация – установление родства через одного из родителей.

Фратрия – группировка нескольких родов одного племени в результате разделения одного из родов, реже их искусственного объединения. Группировка родов только в две фратрии была наиболее распространенной формой дуальной организации.

^ Харизма – вера в особую сверхъестественную силу, ниспосланную человеку свыше.

Шаманизм – вера в сверхъестественную способность определенных людей в экстатическом

состоянии общаться с духами.

^ Эгалитарное общество – принятое в культурной антропологии обозначение первобытного общества, еще не затронутого процессами социального и имущественного расслоения.

Экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своей группы и предписание браков с членами другой или других групп.

Эндогамия – вступление в брак внутри определенной общности, может быть предписанной (нормативная эндогамия) или практикуемой в силу фактической частоты контактов женихов и невест (фактическая эндогамия). В первобытных обществах строе племя обычно эндогамно, а входящие в него роды экзогамны.

Эндоканнибализм – обрядовое поедание умерших родичей, вождей.

^ Эпоним – давший кому-либо имя, обычно предок-родоначальник

Этиология – объяснение причин, объяснение происхождения.

Этногенез – происхождение народов.

Этноистория – то же, что протоистория

^ Этнология (этнография, культурная антропология, социальная антропология) – наука изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и культурно-исторического взаимодействия.

^ Этноним – термин, обозначающий наименование народа.

Этнос (народ) – группа людей, связанная единством своего происхождения общностью материальной и духовной культуры, включая язык.

beast-wars.ucoz.ru


Смотрите также