Правовые обычаи по сравнению с обычаями первобытного общества. Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи одобренные, обеспеченные и охраняемые государством
### - сложившееся вследствие длительного фактического применения и официально признаваемое государством правило поведения
+ правовой обычай
Задание {{275}} ТЗ 275 Тема 3-15-0
Государство признает правовыми обычаи только
- древние
- религиозные
- национальные
- отвечающие интересам всего общества
+ совпадающие с его интересами
Задание {{276}} ТЗ 276 Тема 3-15-0
Правовой обычай – основной источник права
- социалистического на первом этапе его развития
- родовой общины
+ раннеклассового
- феодального
Задание {{277}} ТЗ 277 Тема 3-15-0
Решение суда по конкретному делу как обязательный образец для других подобных дел – это прецедент
- общий
+ юридический
- административный
- частный
Задание {{278}} ТЗ 278 Тема 3-15-0
Основные виды правовых прецедентов
+ судебный
- правоохранительный
+ административный
- правовосстановительный
- правоисполнительный
- правоприменительный
Задание {{279}} ТЗ 279 Тема 3-15-0
Решение суда по конкретному делу – официально-: обязательный образец для всех подобных дел в дальнейшем – это ###
+ судебный прецедент
Задание {{280}} ТЗ 280 Тема 3-15-0
Устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права соглашение двух или более управомоченных субъектов – это форма права называется
- трудовой контракт
- брачный контракт
+ нормативно-правовой договор
- договор подряда
Задание {{281}} ТЗ 281 Тема 3-15-0
Свойства нормативно- правового договора
+ добровольность заключения, равенство сторон, взаимная ответственность
- непререкаемость и необратимость действия
+ установление, изменение или прекращение норм права
- санкционированность и принудительность
- исполнимость и безвозмездность
Задание {{282}} ТЗ 282 Тема 3-15-0
Источники права – это договоры
- между физическими лицами
- между юридическими лицами
+ нормативного характера
- любой разновидности
Задание {{283}} ТЗ 283 Тема 3-15-0
Международная конвенция – это
- нормативно-правовой акт
+ договор нормативного содержания
- решение по частному вопросу
- ненормативный акт
Задание {{284}} ТЗ 284 Тема 3-15-0
Коллективные договоры и соглашения в трудовом праве – это
- акты применения права
- ненормативные акты
+ договоры нормативного содержания
- нормативно-правовые акты
Задание {{285}} ТЗ 285 Тема 3-15-0
Контракт о приеме гражданина на работу – это
- нормативно-правовой акт
- форма реализации права
- договор нормативного содержания
+ акт реализации права
Задание {{286}} ТЗ 286 Тема 3-15-0
Научные юридические теории, системы взглядов ученых- юристов – это
- общие принципы права
+ правовая доктрина
- традиции науки
- прогресс науки
Задание {{287}} ТЗ 287 Тема 3-15-0
Доктрина как форма (источник) права наибольшее значение имеет в странах
- романо-германской правовой семьи
- общего права
+ мусульманского права
- социалистических
Задание {{288}} ТЗ 288 Тема 3-15-0
Правовая доктрина в современной России
- является официально признанной формой права
+ важна при правоприменении и толковании права
- всегда выступает обязательной основой правотворчества
+ не признается формой права
- не имеет значения для правотворчества и реализации права
Задание {{289}} ТЗ 289 Тема 3-15-0
Комментарии законодательства со стороны российских ученых- юристов – это форма
- права
- систематизации законодательства
+ толкования права
- применения права
Задание {{290}} ТЗ 290 Тема 3-15-0
Устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы письменный документ компетентного органа или лица – это акт
- применения норм права
- толкования правовых норм
+ нормативно-правовой
- правоустанавливающий
Задание {{291}} ТЗ 291 Тема 3-15-0
Нормативно- правовой акт – результат правотворчества
- ученых- юристов
- судов
+ органов государства
- общества
Задание {{292}} ТЗ 292 Тема 3-15-0
По юридической силе нормативно- правовые акты делятся на
- общего и ограниченного действия
+ законы и подзаконные акты
- временные и постоянные
- правоустанавливающие и правоотменяющие
Задание {{293}} ТЗ 293 Тема 3-15-0
Создаваемые и охраняемые российским государством общеобязательные правила поведения облекаются в форму
+ нормативно-правового акта
- правоприменительного акта
- судебного прецедента
- правового обычая
Задание {{294}} ТЗ 294 Тема 3-15-0
В современной России являются официально признанными формами права
- судебный прецедент
+ договор нормативного содержания
- правосознание
- административный прецедент
+ правовой обычай
- юридическая наука
- религиозное учение
Тема: Тема 14. СИСТЕМА ПРАВА
Задание {{295}} ТЗ 295 Тема 3-16-0
Регулирование крупной сферы общественных отношений – признак ### права как одного из элементов его системы
+ отрасли
Задание {{296}} ТЗ 296 Тема 3-16-0
### - совокупность правовых норм с задачей регулирования определенного участка (стороны) сферы однородных общественных отношений
+ отрасль
+ институт права
Задание {{297}} ТЗ 297 Тема 3-16-0
В систему права входят:
+ нормы права
- «правовые» законы
- подзаконные правовые акты
+ правовые институты
- правовые обычаи
+ отрасли права
- кодификационные акты
Задание {{298}} ТЗ 298 Тема 3-16-0
Компонентами системы российского права НЕ являются
- нормы права
+ законы
- правовые институты
+ статьи законов
+ главы кодексов
- подотрасли права
- межотраслевые институты
Задание {{299}} ТЗ 299 Тема 3-16-0
Критерии деления российского права на отрасли
- формы права
+ предмет правового регулирования
- функции права
- правовые гарантии
+ метод правового регулирования
- цель правового регулирования
- формы правовых актов
Задание {{300}} ТЗ 300 Тема 3-16-0
### правового регулирования – совокупность средств, приемов, способов воздействия права на общественные отношения
+ метод
Задание {{301}} ТЗ 301 Тема 3-16-0
Предмет правового регулирования – это
- цель воздействия на общественные отношения
- нормы определенной отрасли права, сгруппированные по отдельным институтам
+ обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права
- нормативно-правовые акты
Задание {{302}} ТЗ 302 Тема 3-16-0
Ныне действующая Конституция РФ принята в ### году
+ 1993
Задание {{303}} ТЗ 303 Тема 3-16-0
«Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации» - это - норма права
+ конституционного
- военного
- административного
- международного публичного
Задание {{304}} ТЗ 304 Тема 3-16-0
«Каждый имеет право на образование» - это норма права
+ материального
- процессуального
+ публичного
- гражданского
- образовательного
- административного
Задание {{305}} ТЗ 305 Тема 3-16-0
При социализме в России существовали отрасли частного права
- гражданское
- семейное
- предпринимательское
+ таковых вообще не было
Задание {{306}} ТЗ 306 Тема 3-16-0
В состав публичного права входят отрасли права
+ конституционное (государственное)
- семейное
- гражданское
- трудовое
+ уголовное
Задание {{307}} ТЗ 307 Тема 3-16-0
Приоритет международного права над российским признается
- всегда
+ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ
- при согласии Конституционного Суда РФ
- при согласии Президента РФ
Задание {{308}} ТЗ 308 Тема 3-16-0
Внутреннее строение законодательства и связи составляющих элементов
- это его ###
+ система
Задание {{309}} ТЗ 309 Тема 3-16-0
Совокупность нормативно- правовых актов как форм внешнего выражения содержания права – это ###
+ законодательство
Задание {{310}} ТЗ 310 Тема 3-16-0
Элементами системы законодательства являются
- норма права
+ статья закона
+ глава кодекса
+ подзаконный нормативный акт
- отрасль права
- институт права
- правовые обычаи
- судебные прецеденты
Задание {{311}} ТЗ 311 Тема 3-16-0
Система права и система законодательства
- совпадают полностью
- не могут совпадать
+ совпадают частично
Задание {{312}} ТЗ 312 Тема 3-16-0
Отрасли права и отрасли законодательства
- совпадают полностью
- не совпадают
+ совпадают некоторые
Тема: Тема 15. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
Задание {{313}} ТЗ 313 Тема 3-17-0
Понятия 1) «правовая система» и 2) «система права»
- тождественны
- первое – лишь часть второго
+ второе охватывается первым
- они вообще не связаны друг с другом
Задание {{314}} ТЗ 314 Тема 3-17-0
Право, законодательство, юридическая практика, господствующие правовые идеология, политика, культура – это компоненты ### общества
+ правовой системы
Задание {{315}} ТЗ 315 Тема 3-17-0
В основу классификации правовых систем Р.Давида положены критерии
- географическое расположение страны
+ особенности юридической техники
- способы толкования источников права
- особенности гражданского права
+ идеологический фактор (религия, философия, экономическая и социальная структуры)
- особенности уголовного права
Задание {{316}} ТЗ 316 Тема 3-17-0
Р.Давид выделяет основные правовые семьи
+ романо-германскую
+ англо-саксонскую
+ социалистическую
- японскую
- китайскую
- скандинавскую
- латиноамериканскую
- мусульманскую
Задание {{317}} ТЗ 317 Тема 3-17-0
Господство идеи примирения сторон наиболее характерно для правовых систем
+ традиционной (обычного права) и дальневосточной
- романо-германской и общего права
- российской и английской
- российской и китайской
Задание {{318}} ТЗ 318 Тема 3-17-0
Деление права на публичное и частное отсутствует в правовой системе
- романо- германской
+ англо- саксонской
- славянской
+ мусульманской
- скандинавской
- латиноамериканской
Задание {{319}} ТЗ 319 Тема 3-17-0
Историческое начало континентальной правовой семьи – право
- общее
- обычное
+ римское
- прецедентное
Задание {{320}} ТЗ 320 Тема 3-17-0
Исторической основой континентальной правовой системы является ### право
+ римское
Задание {{321}} ТЗ 321 Тема 3-17-0
Основной источник права в романо-германской правовой системе
- правовой прецедент
- доктрина
- правовой обычай
+ нормативно-правовой акт
Задание {{322}} ТЗ 322 Тема 3-17-0
В романо- германскую правовую семью НЕ входит право
+ США
- Испании
- Португалии
- Грузии
Задание {{323}} ТЗ 323 Тема 3-17-0
Иное название англо- саксонской правовой семьи – система права
- обычного
+ общего
- доктринального
- парламентского
Задание {{324}} ТЗ 324 Тема 3-17-0
К англо- саксонской правовой семье НЕ относится система права
- Канады
- Австралии
- США
+ Испании
Задание {{325}} ТЗ 325 Тема 3-17-0
В структуре английского права выделяют его разновидности: 1) прецедентное, 2) статутное, 3) ###
+ право справедливости
Задание {{326}} ТЗ 326 Тема 3-17-0
Статутное право в англо- саксонской правовой системе
- судебные прецеденты
+ парламентское законодательство
- административные прецеденты
- правовые обычаи
Задание {{327}} ТЗ 327 Тема 3-17-0
Сходство правовых систем США и Великобритании
- деление права на общее и право справедливости
- кодифицированность законодательства
- судебный контроль за соответствием законов Конституции
+ наличие прецедентного права
Задание {{328}} ТЗ 328 Тема 3-17-0
Совокупность норм английского права – решений лорда- канцлера по жалобам на решения обычных королевских судов называется ###
+ право справедливости
Задание {{329}} ТЗ 329 Тема 3-17-0
Доктрина является основным источником права в правовой системе
- континентальной (романо-германской)
+ мусульманского права
- общего права (англосаксонской)
- обычного права
- социалистического права
Задание {{330}} ТЗ 330 Тема 3-17-0
Не является отличием современной российской правовой системы от континентальной
+ использование нормативно- правового акта как основного источника
- самобытность правовой культуры общества
- отражение своеобразия экономического развития страны
- преобладание коллективистских элементов правосознания
- отсутствие жесткой разделенности государства и личности
+ контроль за соответствием законов Конституции
Задание {{331}} ТЗ 331 Тема 3-17-0
Современное российское право по основным признакам ближе к правовой системе
- общего права
- религиозно-традиционной
+ романо-германской
- скандинавской
Тема: Тема 15. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Задание {{332}} ТЗ 332 Тема 3-18-0
Юридическое воздействие на общественные отношения и поведение людей при помощи правовых средств – это ### регулирование
+ правовое
Задание {{333}} ТЗ 333 Тема 3-18-0
Подвергаемые юридическому воздействию сфера общественных отношений или ее часть – это ### правового регулирования
+ предмет
Задание {{334}} ТЗ 334 Тема 3-18-0
Понятия 1) правовое воздействие и 2) правовое регулирование
- совпадают: оба они означают одно и то же
+ не совпадают: первое шире второго и включает все формы влияния права на общественные отношения
- не совпадают: первое уже второго и охватывает лишь официальное установление правовых форм
Задание {{335}} ТЗ 335 Тема 3-18-0
Принцип «Запрещено все, что прямо не разрешено законом» относятся к деятельности и поведению
- граждан
- иностранцев
+ должностных лиц государственного аппарата
- собственников основных средств производства
Задание {{336}} ТЗ 336 Тема 3-18-0
Принцип «Разрешено все», что прямо не запрещено законом» характеризует тип правового регулирования
- разрешительный
- запретительный
- управомачивающий
+ общедозволительный
Задание {{337}} ТЗ 337 Тема 3-18-0
Принцип «Разрешено все, что прямо не запрещено законом» НЕ относятся к деятельности и поведению
- иностранцев
- граждан
- лиц с двойным гражданством
+ должностных лиц госаппарата
Задание {{338}} ТЗ 338 Тема 3-18-0
Принцип «Запрещено все, что прямо не разрешено законом» характеризует тип правового регулирования
- общедозволительный
+ разрешительный
- запретительный
- обязывающий
Задание {{339}} ТЗ 339 Тема 3-18-0
### правового регулирования – единая система используемых им правовых средств
+ механизм
Задание {{340}} ТЗ 340 Тема 3-18-0
Система юридических средств правового регулирования – это его
- метод
- способ
+ механизм
- тип
Задание {{341}} ТЗ 341 Тема 3-18-0
Не входят в структуру механизма правового регулирования
- юридические факты
- правоотношения
- нормы права
+ функции права
Задание {{342}} ТЗ 342 Тема 3-18-0
Дозволения, запреты, обязывания – это ### правового регулирования
+ способы
Задание {{343}} ТЗ 343 Тема 3-18-0
### метод правового регулирования предоставляет субъектам правоотношения возможность выбора варианта поведения
+ диспозитивный
Задание {{344}} ТЗ 344 Тема 3-18-0
Основные элементы механизма правового регулирования
- форма права, функции права, принципы права
- законность и правопорядок
+ нормы права, акты применения норм права, правоотношения
Задание {{345}} ТЗ 345 Тема 3-18-0
Не являются предметом правового регулирования отношения
- власти и подчинения
- обеспечения прав и свобод
+ обеспечения любви и дружбы
- охраны порядка
Задание {{346}} ТЗ 346 Тема 3-18-0
Эффективность правового регулирования – это
- широта прав и свобод, предусмотренных законодательством
- совершенство законодательства, его одобрение гражданами
+ достижение целей, во имя которых приняты правовые нормы
- использование демократических процедур правотворчества
Задание {{347}} ТЗ 347 Тема 3-18-0
Не является необходимым условием эффективности правового регулирования в современной России
+ полное соответствие норм права принципам права
- соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны
- совершенное законодательство
- высокая правовая культура общества
Тема: Тема16. ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Задание {{348}} ТЗ 348 Тема 3-19-0
### - деятельность уполномоченных государством субъектов по созданию, изменению, отмене юридических норм
+ правотворчество
Задание {{349}} ТЗ 349 Тема 3-19-0
Создание правового обычая – это правотворчество
+ санкционированное
- прямое (непосредственное)
- делегированное
- локальное
Задание {{350}} ТЗ 350 Тема 3-19-0
Результат санкционированного нормотворчества
- нормативно-правовой акт
+ правовой обычай
- Уголовный кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
Задание {{351}} ТЗ 351 Тема 3-19-0
Государственные органы исполнительной власти осуществляют правотворчество
+ подзаконное
- делегированное
- санкционированное
- несанкционированное
Задание {{352}} ТЗ 352 Тема 3-19-0
Деятельность парламента страны по разработке, обсуждению, принятию актов высшей юридической силы называется ###
+ законотворчество
Задание {{353}} ТЗ 353 Тема 3-19-0
Осуществление права законодательной инициативы означает
- разработку закона по инициативе граждан
- предложения общественных организаций о принятии закона
+ внесение в Государственную Думу предложения о необходимости принятия закона с включением его в План её работы
- передача принятого Государственной Думой закона в Совет Федерации
Задание {{354}} ТЗ 354 Тема 3-19-0
Право законодательной инициативы по Конституции РФ имеют
+ Президент РФ
+ депутаты Государственной Думы
- руководящие органы политических партий
- министр обороны РФ
- Генеральный прокурор РФ
- Совет безопасности
Задание {{355}} ТЗ 355 Тема 3-19-0
Принятые Государственной Думой законы направляются в Совет Федерации для
- подтверждения
+ одобрения
- дополнительного утверждения
Задание {{356}} ТЗ 356 Тема 3-19-0
Законы РФ вступают в силу (если иное не оговорено в законе) после их официального опубликования по истечении
+ 10 дней
- 7 дней
- 14 дней
- 1 месяца
Задание {{357}} ТЗ 357 Тема 3-19-0
Официальному опубликованию и предваряющей его государственной регистрации подлежат акты федеральных министерств и ведомств
+ межведомственного характера
+ затрагивающие права, свободы и обязанности граждан
- длительного действия
- все нормативные
- нормативные и ненормативные
- отменяющие ранее принятые акты
Задание {{358}} ТЗ 358 Тема 3-19-0
Порядок обнародования и вступления в силу общероссийских законов определяется
- Конституцией РФ
- конституционным федеральным законом
+ федеральным законом
- постановлением Государственной Думы
- указом Президента РФ
Задание {{359}} ТЗ 359 Тема 3-19-0
Не опубликованные официально законы действуют
- в чрезвычайных ситуациях
- как и опубликованные
- с определенного в них времени
+ ни в каких случаях
Задание {{360}} ТЗ 360 Тема 3-19-0
При отмене или смягчения им уголовной ответственности закон
обратную силу
+ имеет всегда, за исключением преступлений без срока давности
- имеет лишь при указании об этом в самом законе
- не имеет вообще
- не имеет без официальной отмены более строгого закона
Задание {{361}} ТЗ 361 Тема 3-19-0
Предоставляемое отдельным лицам (категориям лиц) юридическое право не подчиняться общим законам государства называется правовой ###
+ иммунитет
Задание {{362}} ТЗ 362 Тема 3-19-0
Согласно Конституции РФ (ч.2 ст. 85) Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов субъектов Федерации
- законов
+ правительственных
- судебных
- любых нормативных
Задание {{363}} ТЗ 363 Тема 3-19-0
Статья 91 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью» закрепляет его правовой ###
+ иммунитет
studfiles.net
Правовой обычай в первобытном обществе
ТОП 10:
· Обычное право (правовые обычаи) — это основанные на частом употреблении широко известные правила правового назначения, регулирующие в догосударственном (родоплеменном) обществе такие типичные отношения, как бракосочетание, обязанности мужчины и женщины, стариков и детей, главы рода и жрецов, права и обязанности родственников по линии мужа и жены, а также кары за обиды и причиненный вред. Самыми распространенными и типичными среди них были и остаются правовые обычаи и законы
Общие черты первобытного права. Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоустановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуистичность права, или регулирование по принципу «если — то — иначе», и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Обычное право поначалу — это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования. Первобытное право предполагает справедливое, чаще всего — мирное регулирование полезно-результативного общения, связанного с разрешением личных и социально-групповых конфликтов, смягчаемых с помощью соблюдения требований равенства, безопас- ности, взаимной обязательности. Вначале право существует в нерас- члененном виде в виде комплексной общей нормы или, по-другому, мононормы, включающей в себя требования не только юридического, но также морального, этического, эстетического, ритуального и иного культового, обрядового характера. И только впоследствии право обособляется от морали, но сохраняет с ней определенные взаимосвязи по принципу необходимой в социальном общении взаимной дополняемости. Области нормативной регуляции обычного права: • брачные обрядовые и внутрисемейные родственные отноше- ния; • поземельные отношения; • основанные на дружеском доверии договорные обязательствен- ные отношения; • преступления и наказания (запреты и дозволения). К основным мерам и санкциям в первобытном обществе можно отнести осуждение со стороны общественного мнения рода-племени в лице соплеменников. В случае измены человек превращался в изгоя, в человека «без роду, без племе- ни», и потому его можно было убить, как дикого зверя, по собствен- ной воле и безнаказанно. Существовали также месть и примирительные процедуры и, наконец, штрафы («тариф поранений»). Поскольку первобытное право выступает преимущественно в роли правил по примирению конфликтующих родов и семей, судейские функции в таких конфликтах чаще всего выполняли судьи из числа посредников, которых выбирали сами конфликтующие стороны. В описании обязанностей и процедуры суда посредников у горцев Кавказа (сванов) М. Ковалевский выделил следующие черты. Посредники-примирители (медиаторы) приносили клятву в том, что они отнесутся к делу, как к своему собственному. Эта клятва давалась в ответ на вопрошание родственника потерпевшего: «Клянетесь рассмотреть дело по справедливости, не отвлекаясь родством, не искажая смысла фактов, точь-в-точь, как если бы оно было вашим собственным? В случае же нарушения вами этой клятвы пусть род ваш будет несчастным до светопреставления и идет затем в ад». Затем
выслушивалась присяга сторон уже в ответ на требование судей: «Мы заставляем вас принять присягу в том, что наше решение будет исполнено вами: если вы не подчинитесь ему и не выполните его в точности, пусть падет на вас ответственность за нарушение присяги, как за себя, так и за нас». Приговор посредников был окончательным и обжалованию или пересмотру не подлежал. Ковалевский обратил также внимание на еще одну характерную особенность обычного права горцев — множественность культурных влияний, которые получили отражение в обычном праве. Он перечисляет восемь различных семейств религиозных и культурных влияний, среди которых упоминает древнеиранское влияние, греческие и римско-византийские влияния, «влияние христианства, канонического и Моисеева права», влияние арабов и принесенного ими шариата, а также — из наиболее поздних — русское влияние (Закон и обычай на Кавказе. Т. II. М., 1890). Законы, как и правовой обычай, служат преградой для произвола держателей власти и соотечественников в их взаимных правовых притязаниях и необходимом общении. Они являются также средством защиты слабых (вдов, сирот) против сильных, соплеменников (сограждан) против чужеземцев и т. д. Уже на стадии родообщинных отношений большое значение придавалось первоначалам (истокам) обычаев, ритуалов и других коллективных человеческих установлений. По мнению современных антропологов, изучающих эти процессы и явления, концепция сверхъестественной власти и связанные с ней правила этикета выполняли функцию санкционирования власти и освящения происходящего социального расслоения первобытного общества. Этой же цели содействовали первичные обязательные правила поведения, в которых еще не дифференцированы различные заповеди социального регулирования, такие как правовые, нравственные, моральные, религиозно-культовые, процедурные и иные нормы и правила. Таковы, например, некоторые нормы Свода законов Хаммурапи о морально предосудительных и общественно опасных преступлениях, направленных против нравственности и нормального проведения су дебного разбирательства (нормы о наказаниях за лжесвидетельства). С возникновением крупных надплеменных общностей и затем государства отношения кровного родства ослабевают, однако и в этих условиях миф об общем происхождении длительное время удерживается, особенно в небольших и замкнутых го родах-государствах. С упрочением государственной власти, с новым упорядочением отношений зависимости и подчинения в расслаивающемся родоплеменном сообществе (расслоение на знать и незнатных соплеменников, разделение функций вождя на периоды мира и войны, обособление функций жреца-целителя от функций пророка-мистика и др.) происходит интенсивная разработка правил распределения и пользования землей и продуктами совместного либо раздельно-группового труда (собиратели, охотники, скотоводы, земледельцы). Надлежащее регулирование получает имущественное положение членов семьи, в особенности женщин и детей, а также имущественный и сакрально-начальственный статус носителей общественных обязанностей — организационных, распределительных, воинских, судебных, культово-обрядных. Видоизменяются или уточняются санкции за отклонение от требований обычая, закона, административного распоряжения чиновного представителя государственной власти. Изменяется система принуждения. В родообщинных коллективах оно опиралось на моральные санкции, поддержанные обычаем и ри- туалом (высмеивание, предостережение, угроза сверхъестественной карой, общественное осуждение и нередко изгнание из племени). Роль физического наказания повысилась позднее, с появлением специального аппарата насилия и потребности в увеличенном наборе приемов и средств принуждения. Большое значение имело также возвеличение сакрального авторитета общинного и надобщинного лидера (старейшины, вождя), которое стало благоприятным сопутст- вующим фактором в переходе от родообщинных связей к административно-территориальным и в переработке традиционных социальных и моральных норм в духе
новых, надплеменных религиозно- этических доктрин, которые оправдывали приспособление старых норм к новой социально-политической обстановке. Преобладание традиционных, опирающихся на обычай и авторитет давности социальных, моральных и правовых норм вело к устойчивой солидарности участников родообщинной жизни даже в конфликтных ситуациях. Сакральное возвеличение правителя позволяло искусственно возвысить его авторитет в одном или сразу нескольких племенах, усилить его посреднические возможности при разрешении конфликтов, поскольку его слово и решение преподносились как непосредственное выражение высшей воли, которую уже нельзя было оспорить
infopedia.su
§ 1.5. Происхождение права. Проблемы теории государства и права: Учебник.
§ 1.5. Происхождение права
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства, и процесс этот имеет исторические параллели. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи возникновение права связано с "национальными", то есть индивидуальными, особенностями каждого народа, однако общие закономерности в значительной мере совпадают в истории большинства народов мира.
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношений, а также в управлении обществом. Такая урегулированность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм.
В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях, тесно переплетенных с религиозными и нравственными устоями. С расслоением общества на касты и классы обычаи, нравственные и религиозные нормы родового строя не могли сделать условия производства, распределения и обмена товаров обязательными для всех, прежде всего, потому, что единства интересов членов общества уже не существовало, примирить же противоположные интересы различных групп населения обычаи не могли. В силу этого экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал особой формы регулирования в виде обязательных норм, установленных или санкционированных и охраняемых государством, то есть особым аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью производственные, политические, семейные, трудовые, управленческие и иные отношения приобретают форму правовых отношений, сообразуемых с интересами тех или иных сословий, классов или других слоев общества, господствующих в производстве, политике и иных сферах жизни общества.
Основоположники марксизма отстаивали закономерность зависимости права и правовых отношений от экономики, от господствующих производственных отношений. "Как политическое, так и гражданское законодательство, - писал К. Маркс, - только выражает, протоколирует требования экономических отношений"[108]. В целом история цивилизации подтверждает такой вывод, который делали не только марксисты. Однако это не означает, что право не воздействует на экономику. Оно закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения (право собственности, имущественные обязательства, организация и условия труда). В то же время обратное воздействие право может оказывать на экономику лишь в пределах объективных законов ее развития. Поэтому и правовое регулирование имущественных отношений, подчиняясь общим закономерностям, отражает конкретные условия производственных, политических и иных отношений, складывающихся по-разному в древнейший период становления первых цивилизаций Старого и Нового Света, в период античности и в ходе развития феодальных отношений народов Европы и Азии. Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые эпохи, испытывал различные внешние влияния, "приливы и отливы", обусловленные борьбой родового строя с нарождавшимися отношениями цивилизации. Поэтому общетеоретическое схематичное изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый и защищаемый как жречеством, так и государством.
Коренной задачей сменявшего родовые обычаи регулирования было стремление создать единый, общий порядок отношений между людьми, соответствующий потребностям производящего хозяйства. Наиболее сложившейся идеологической силой такого объединения выступала религия. Поэтому первоначально становление нового порядка земледельческих племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. Естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца, которая известна у всех древнейших народов Месопотамии, Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейцев племен Месоамерики и Г орного Перу. Принятие такой новой веры в Солнце как высшее божество содействовало усилению роли племенных обычаев по сравнению с обычаями и тотемистическими верованиями отдельных родов, а значит, и упрочению веры в единый для всего народа порядок, установленный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, владевшие передовыми для того времени знаниями движения небесных тел, выработали критерии представлений о временах года (и об исчислении времени), воплотившиеся в агрокалендарях, известных по дошедшим до нас памятникам культуры (агрокалендари Шумера и Аккада, Древнего Египта, первых государств майя и инков в Месоамерике и Горном Перу), а также по ритуалам племен, сохранивших родоплеменной строй до эпохи великих географических открытий (XIV-XVI вв.).
Религиозные обряды поклонения Солнцу требовали обязательного исполнения работ сельскохозяйственного цикла. Оно поддерживалось властью первых городов-государств, где руководство общими ирригационными работами поливного земледелия сосредоточивалось в руках царской власти, военной верхушки и бюрократии, объединявших сельские общины для ведения общих работ и защиты от внешнего врага.
У древних греков и римлян, у славянских народов, кельтов и германцев, у которых не было развито поливное земледелие, сельскохозяйственные работы находились в ведении сельской общины, календарь природы и поклонение Солнцу, дарам земли оставались религиозными ритуалами и не получили столь яркого "огосударствления". Тем не менее, религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получали своеобразное обычно-правовое значение. Такими, например, стали ритуальные торжества в Древней Г реции и Риме в честь Диониса и Вакха, литургии в Афинах (празднества для афинян, устраиваемые богатыми землевладельцами), использование клятв, других ритуальных действий по Законам XII таблиц, толкование законов понтификами (до конца IV в. до н.э.), процедура манципации - ритуально-правового обряда приобретения в собственность вещей, в том числе земли и рабов в Древнем Риме.
В Древней Индии основным источником права были в общинном быту религиозные книги - веды (Ригведа), драхмасутры и драхмашастры (в том числе Законы Ману), создаваемые брахманами и защищаемые государством.
Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления древних цивилизаций, привела к созданию одного из важнейших источников права древних государств - правового обычая и обычного права. В них, как правило, сохранялись остатки обычаев родового строя и одновременно закреплялись нормы патриархального быта сельской общины с ее неравенством членов "большой семьи", кастовые (освящаемые религией) привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель и другого имущества, прежде составлявшего общинную собственность, жестокие наказания для низших каст и сословий при допущении выкупа или ритуального действия для высших каст и для богатых.
Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.
Эти обычаи сохранили свое значение и в становлении юридического права у народов античных государств - Древней Греции и Рима, а также у народов, переходивших к цивилизации феодального типа - германцев, кельтов, славян, на Востоке - арабов. В античных государствах прежние родовые обычаи (квиритов - в Риме, афинян - в Греции) сменились правовыми обычаями военной демократии в результате развития рабовладения, перехода к наследственному семейному владению землей, вызвавшему первое расслоение на богатых и бедных, продававших землю за долги. Однако в афинской, а также римской истории главное значение сравнительно быстро приобрели законы демократического государства (Законы Солона - в Греции, Законы XII таблиц - в Риме). В Спарте, напротив, пережитки родового строя длительное время сохранялись для обеспечения власти спартиатов (объединенных ахейских и дорийских племен), покоривших другие племена, ставшие рабами (илотами) или неполноправными гражданами. Эти пережитки выражались, главным образом, в сохранении быта и обычаев военной демократии (суровый быт, ограничения землевладения, общественные трапезы и т.п.).
В развитии германских и славянских народов правовые обычаи, тесно связанные с военным бытом и сохранением язычества, долгое время главенствовали. Это нашло свое отражение в древнейших памятниках права - "варварских правдах" (Салическая Правда - у германцев, Русская и Польская Правда - у славян), возникших как записи правовых обычаев предков.
Большую роль в становлении новых правовых норм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего, интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.
Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежали верховному правителю (царю, королю) и назначаемым им судебным органам, которые были приспособлены к защите интересов нарождающейся господствующей верхушки общества, привилегированных сословий или господствующего класса в целом. Все это способствовало созданию правовых норм судами, то есть возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.
Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа, где главенствующее положение занимали представители высших сословий - родовая знать, духовная аристократия, военная и торгово-промышленная верхушка.
Первые законы государств закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых и знати, бесправное положение рабов, повинности и ограниченные права низших эксплуатируемых слоев населения.
Нормы о наказаниях были ориентированы, прежде всего, на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником вплоть до долговой кабалы. В законах многих древних государств политические права соизмерялись с имущественным положением или принадлежностью к знатной фамилии, дружине князя и т.д.
В правовых памятниках древнейших государств зафиксировано развитие норм, регулирующих торговый обмен, при этом купцы, ремесленники получали фактические выгоды. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств: Законах царя Хаммурапи, Законах XII таблиц, Законах Ману, а в более поздние эпохи - в варварских правдах германских и славянских государств. В них закреплялась частная собственность семьи, замена кровной мести выкупом (вира, вергельд). При этом более высокий выкуп платился за жизнь королевского дружинника, княжьего мужа, богатого общинника.
Охрана публичного интереса ("мира" у славян) включала уже преследование таких преступлений, как бунт, неуплата долга, отказ от повинности, разбой, кража, то есть таких деяний, которых не было и не могло быть в первобытном обществе.
В судебном рассмотрении споров, как отмечалось выше, древние средства доказывания (ордалии, поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам богатых и знати: допускались выкуп от ордалия или поединка, привилегии богатых при поединке. Присягнуть за богатого или знатного всегда могли зависимые люди.
Так возникшее право постепенно закрепляло интересы господствующей верхушки общества за счет низших сословий, неимущих и эксплуатируемых масс. Оно опиралось при этом на принудительную силу публичной власти и без ее поддержки не могло бы вытеснить родовые обычаи, нормы родовой демократии.
Однако роль права нельзя свести только к закреплению классового (кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации разных народов такое закрепление, несомненно, существовало. Наряду с социально-классовыми различиями и подчинением зависимых людей господам нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого для всего населения страны порядка общественных отношений, для обеспечения единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного быта в сельской общине, а также для обеспечения единой власти в государстве.
Важным следствием формирования единого для разных племен права на территории возникающего государства явилось то, что с его помощью стало возможным разрешение споров между сельскими общинами, отдельными лицами, принадлежавшими к разным племенам и родам, и благодаря этому преодоление возникающих междоусобиц, имевших зачастую губительные последствия. В древнейших обществах Востока и Месоамерики установление общего порядка определялось победой сильнейшего племени, вождь которого узурпировал власть вождей других племен и вводил единый порядок, существенно отличавшийся от родоплеменного. Так происходил процесс становления правового порядка в Египте в результате покорения "Верхним царством" (IV тысячелетие до н.э.) Среднего и Нижнего, в Шумере и Аккаде с установлением династии Саргона (III тысячелетие до н.э.), в империи инков, подчинившей другие кечванские племена (XIII-XV вв. н.э.), у скифских племен, объединенных царем Атеем (конец V в. до н.э.).
В Древней Греции объединение племен Аттики также сопровождалось межплеменной борьбой, но завершилось не путем установления деспотической власти, "дарившей" народу право, а установлением демократических порядков, распространенных на все свободное население. Такой же общий порядок для населения Лациума был установлен Законами XII таблиц для квиритов и плебеев. В русской истории летописное сказание о призыве варягов "володеть нами" также связано с преодолением междоусобиц между родовыми общинами, не имевшими общего "наряда", то есть правительственного начала для всех родов[109].
Наконец, государственное объединение племен способствовало и правовой защите их интересов во внешнеполитических связях с населением других государств. Издревле вырабатывались способы дипломатических церемониалов, представительства соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и сборов и т.д. Чем шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мира вытесняли военные набеги и угрозу завоеваний. Поэтому с процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают, пока зачаточные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.
Контрольные вопросы
1. Какие формы организации общества Вы знаете? Охарактеризуйте их.
2. Что такое первобытная общинная демократия? Как осуществлялась общественная власть при родовом строе?
3. Как проходило развитие общественного производства? В чем суть неолетической революции?
4. Какое название получили нормы первобытного общества? Почему?
5. Какое условие являлось важнейшим при переходе от родового строя к государству?
6. Раскройте влияние религии на процесс возникновения государственности?
7. Какие подходы к объяснению государства Вы знаете?
8. Назовите источники древнего прав.
9. Какую роль играли судебные органы в становлении новых правовых норм?
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи одобренные, обеспеченные и охраняемые государством
Основными сторонниками и идеологами историко-материалистической (классовой) теории происхождения государства и права были (*ответ*) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин Л. Петражицкий, Э. Дюркгейм, З. Фрейд Л. Гумплович, К. Каутский Г. Гроций, Т. Гоббс Первые государства, которые пришли на смену первобытной организации общества, были (*ответ*) раннеклассовыми городами-государствами родовыми поселениями правовыми буржуазными Первые излишки продуктов жизнеобеспечения появились в связи с (*ответ*) отделением земледелия от скотоводства появлением торговцев и рынка появлением частной собственности и классов отделением ремесла от земледелия и скотоводства Перечисленные этапы - 1) появление мононорм; 2) возникновение обычаев; 3) возникновение раннеклассовых государств - можно перечислить в логической последовательности следующим образом: (*ответ*) 2, 1, 3 1, 3, 2 2, 3, 1 1, 2, 3 Позитивное право - это (*ответ*) право, исходящее от государства в виде законов, юридических прецедентов и т.д. право (возможность), принадлежащее конкретному субъекту право, олицетворяющее безусловный разум и справедливость естественное право, присущее каждому человеку от рождения Познание и осмысление сущности, содержания и форм государства и права, а также других государственно-правовых явлений и процессов - в этом проявляется такая функция теории государства и права, как (*ответ*) теоретическая воспитательная прогностическая идеологическая Право в качестве средства защиты государственного строя, собственности и т.д. в раннеклассовом обществе, осуществляет такую функцию, как (*ответ*) охранительную воспитательную идеологическую регулятивную Право в раннеклассовом обществе, закрепляя представления о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях, выполняет тем самым такую свою функцию, как (*ответ*) идеологическую гуманистическую воспитательную охранительную Право в раннеклассовом обществе, смягчая социальное напряжение, противоречия и остроту классовой борьбы путем закрепления компромиссов, выполняет тем самым такую свою функцию, как (*ответ*) гуманистическую регулятивную идеологическую охранительную Право на жизнь, свободу, собственность и прочее, принадлежащее человеку от рождения и заложенное в самой его сущности - это право (*ответ*) естественное положительное объективное позитивное Правовые обычаи, по сравнению с обычаями, существовавшими при родовом строе, - это обычаи, (*ответ*) одобренные, обеспеченные и охраняемые государством существующие в правовом государстве отражающие идеи справедливости, добра и правды сложившиеся в области правовой практики