Важнейшие открытия первобытных людей таблица 5 класс михайловский. Календарно-тематическое планирование 5 класс михайловский фгос
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Всемирная история. Важнейшие открытия первобытных людей таблица 5 класс михайловский


Trojden | От первобытности к цивилизации: Михайловский Ф. А.

1. Открытие металлов. В очаги первобытных людей иногда попадали самородки меди, которые плавились на сильном огне. Земледельцы и скотоводы использовали это открытие. Они заливали расплавленный металл в керамические формы, и получались топоры, наконечники копий и стрел, кинжалы, украшения.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся — переплавить. Медными орудиями было удобнее работать. Вскоре люди научились добавлять к меди олово. Так получилась бронза — сплав, не уступающий по твёрдости камню.

Около 5 тысяч лет назад каменный век закончился. Ему на смену пришёл бронзовый век.

После открытия металлов появились излишки продуктов питания. Работая металлическими орудиями, человек мог вырастить зерна, овощей, фруктов больше, чем ему самому было нужно для жизни. Труд одного обеспечивал сразу многих. В поселениях увеличивались стада домашних животных, больше стало ремесленных изделий.

1. Подумайте, почему собиратели и охотники не совершили открытие металлов. Почему это смогли только земледельцы и скотоводы?

2. Чем медные орудия труда были лучше каменных и деревянных? А в чём были их недостатки? В чём значение изобретения бронзы?

Медный топор и форма для его отливки. Современная реконструкция

2. Появление обмена и денег. Земледелие и скотоводство вначале существовали вместе, затем произошло разделение: одни племена стали земледельческими, другие — скотоводческими.

Между племенами земледельцев и скотоводов возник обмен продуктами их труда. Скотоводам требовались хлеб и овощи, а земледельцам — шерсть, шкуры, скот, которые в избытке имелись у скотоводов. В поселениях земледельцев появились ремесленники, живущие только за счёт своего ремесла. Они обменивали свои изделия на продукты питания.

Но простой обмен часто становился трудным делом. Людям приходилось по многу раз обменивать продукты, скот, вещи, чтобы наконец заполучить то, что им было нужно. Для удобства требовался такой товар, на который можно обменивать другие товары. Так появились деньги.

В качестве денег использовались редкие раковины, слоновая кость, перья птиц. Удобнее всего оказались кусочки золота и серебра. Металл был дорог, его удобно хранить и носить, он прочен и не портится от времени. Его можно делить на части. Расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть.

С появлением денег простой обмен превратился в торговлю. Появились и люди, которые занимались только этим, — торговцы и купцы.

Раковины, служившие деньгами

1. Подумайте, чем отличались скотоводческие племена от земледельческих.

2. Какими товарами могли обмениваться эти племена? Предположите, легко ли было человеку получить путём обмена нужную ему вещь.

3. Общинники и знать. Из родов выделялись большие семьи, которые переселялись на новые земли. Возникали посёлки, где жили уже не родственники, а просто соседи. Совместная работа была по-прежнему необходима — чтобы построить плотину или выкопать канал для орошения поля. Люди продолжали объединяться в общины, но теперь уже не родовые, а соседские.

Развалины Иерихона — первого в истории поселения, обнесённого стенами

В них входили не сородичи, а соседи-общинники.

Между людьми не было прежнего равенства. Одни семьи становились богаче, другие беднели. Старейшины забирали себе самые плодородные и большие участки земли. В кочевых племенах старейшинам принадлежали лучшие стада. Богатели искусные ремесленники, ещё чаще — торговцы их изделиями.

Между племенами начались столкновения и войны за лучшие поля, пастбища, скот, металлы. Большая часть добычи доставалась вождям и старейшинам. Захваченных на войне пленных они превращали в своих рабов и заставляли их трудиться на себя.

Вожди и старейшины становились знатью. Они передавали свои богатства и знатность по наследству. Теперь положение человека в общине и племени зависело от его происхождения и богатства.

Сравните родовую общину с соседской. В чём их отличия?

4. Что такое цивилизация. Благодаря применению металлов, развитию земледелия и скотоводства появились деньги, знать, общинники и рабы. Излишки зерна, овощей, скота, ремесленных изделий люди смогли делить, обменивать, захватывать в войнах.

Общины и племена развивались неодинаково. 7 тысяч лет назад только немногие человеческие коллективы научились выплавлять металл, а большинство жило по-прежнему, в каменном веке. Многие не знали даже земледелия и скотоводства и всё ещё занимались охотой и собирательством.

Около 5 тысяч лет назад в ряде районов мира произошли значительные перемены. Увеличилось неравенство между людьми. Вместо слабо укреплённых селений появлялись города. Вместо племенных вождей — могущественные цари, которые опирались на войско, чиновников, судей, надсмотрщиков. Так появляются первые государства. Возникают письменность и наука, развивается искусство. Все эти перемены означают, что на смену первобытности пришёл новый уровень развития общества — цивилизация.

Первые цивилизации возникли в Египте и Месопотамии (в переводе с греческого — Междуречье). Вскоре появились цивилизации в Индии и Китае.

1. Выделите основные признаки цивилизации.

2. Найдите на карте (см. с. 4—5) места возникновения древнейших цивилизаций.

1. Как вы считаете, открытие металлов можно назвать переворотом в жизни древних людей, подобным переходу к земледелию и скотоводству?

2. Придумайте рассказ «В гостях у людей бронзового века» и проиллюстрируйте его.



trojden.com

Календарно-тематическое планирование 5 класс михайловский фгос

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс

Наименование раздела и темы

Кол-во часов

Что пройдено на уроке.

Планируемые результаты

Дата

Домашнее задание

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт

1-2

Введение

Увлекательный

мир истории

2

Понятие «всеобщая история». Периодизация истории. Карта -как источник. Вспомогательные дисциплины: археология, этнография. Исторические источники.

Познавательный интерес к истории. Понимание важности исторических исследований для жизни человека и обществ

Познавательные УУД:умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, давать определения понятиям...Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и отвечать на вопросы. умение воспринимать информацию на слух,строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы

Усвоение понятия «всеобщая история». Знание периодизации истории Древнего мира. Первичные представления об археологии и вспомогательных исторических дисциплинах. Умение различать письменные и вещественные исторические источники. Знание структуры учебника и правил работы с ним

С.5-8

Проблем.беседа;

Раб.по карте;

3

Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей

Собиратели и охотники каменного века

Первые люди на земле.

7

Происхождение человека. Образ жизни древнейших людей. Овладение огнем.

Познавательный интерес к истории. Научные представления об эволюции человека

Познавательные УУД:умение работать с различными источникамиинформации, осуществлять смысловое чтение, устанавливать причинно-следственные связи.Личностные УУД: осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам.Регулятивные УУД: умение определять цель урока и организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух,отвечать на вопросы учителя

Знание основных этапов эволюции человека и ее причин. Умение давать характеристику предшественникам людей современного типа, их антропологическим особенностям и образу жизни. Умение устанавливать соответствие между орудиями труда и предками человека, которые их создавали

§1

Раб. с лентой вр.

4

Открытия и изобретения древних охотников

Происхождение человека. Первые люди. Эволюция человека. Орудия труда первобытного человека. Великое оледенение.

Понимание важности трудовой деятельности и коллективного опыта как необходимых факторов развития человеческого общества

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.Личностные УУД: осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам.Регулятивные УУД: умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результатыработы. Развитие навыков самооценки и самоанализа.Коммуникативные УУД:умение слушать учителя, грамотно формулировать вопросы

Знание условий жизни и основных занятий первобытных людей в условиях до и после Великого оледенения. Различение на рисунках и таблицах изображений орудий труда первобытного человека. Умение показывать на карте территории, заселенные первобытными людьми.

infourok.ru

Trojden | Счёт лет в истории: Михайловский Ф. А.

1. Годы, века, тысячелетия. При изучении истории важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, какое позже и сколько времени прошло между разными событиями. Для этого нужен счёт времени.

Люди издавна считают время по годам, наблюдая, как весна, лето, осень и зима сменяют друг друга. Один год — не так уж мало в жизни человека, но в истории человечества это очень маленький срок. В истории часто приходится пользоваться более длинными отрезками времени — сотнями и тысячами лет. 100 лет составляют столетие, или век. 10 веков составляют тысячелетие.

События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий тому назад. Например, земледелие и скотоводство возникли 10 тысяч лет назад. Иначе говоря, с того времени прошло уже 10 тысячелетий. 10 тысячелетий или 100 веков — это одно и то же. Проходит 100 лет. Это значит, что кончился один век и начался следующий. Проходит 10 веков. Это значит, что начинается следующее тысячелетие.

Последовательность событий, их удалённость от нашего времени удобно обозначать на линии времени. Начертим такую линию, поставим на ней отметку — это время, в которое мы живём. Всё, что было раньше, обозначается на линии времени влево от этой отметки.

1. Как вы думаете, почему для изучения истории важно знать, когда произошло то или иное событие?

2. Начертите в тетрадях линию времени. Отметьте на ней дату возникновения письменности, если каждый её отрезок равен 1000 лет.

2. Как считали время в древности. Счёт лет вовсе не обязательно вести от нашего времени. Годы, века, тысячелетия удобнее считать по порядку. Но для этого тоже нужна точка отсчёта. С какого года начинать счёт? Какой год считать первым?

Сооружения древних астрономов. Стоунхендж в Англии

Календарь древних египтян. Красными чернилами записаны даты, считавшиеся несчастливыми

Первобытные люди вели счёт лет от памятного события — от большого лесного пожара, сильного наводнения, войны с соседним племенем. Они так и говорили: «Это было на пятый год после Большого пожара» или «За восемь лет до войны».

В древних царствах счёт вели по годам правления царей. Городское население нередко вело счёт лет от основания своего города. В разных странах у разных народов был разный счёт лет, потому что у всех была своя точка отсчёта.

Почему люди с древности ведут счёт времени?

3. Наша эра. А какой счёт лет существует в наше время? Начертим линию времени и обозначим на ней 20 небольших отрезков. Пусть каждый из них считается одним веком. Получилось 20 веков. Все они составляют два тысячелетия. Этот период времени, с первого года до наших дней, называется нашей эрой.

У каждого года, века, тысячелетия нашей эры есть свой порядковый номер. Можно точно указать, в каком году, а значит, и в каком веке случилось то или иное событие.

Обозначение времени какого-либо события называется датой. Например, 988 год — крещение Руси, 1147 год — первое упоминание о Москве в летописи, 1380 год — Куликовская битва. Даты могут быть более точными, когда указываются число, месяц, год. 22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны. Можно указать точную дату своего рождения.

Глиняная табличка с записью о наблюдении кометы

Иисус Христос. Древняя фреска

Века принято обозначать особыми, римскими, цифрами. В учебнике. чтобы было понятно, указывается в скобках арабская, привычная вам цифра. Например, Великая Отечественная война была в XX 20) веке.

Счёт времени по годам, векам и тысячелетиям нашей эры принят в большинстве стран мира. Но какая точка отсчёта выбрана для начала нашей эры? Такой точкой отсчёта является рождение Иисуса Христа. (О жизни и учении Иисуса триста рассказывается в § 53.)

Напишите в тетради дату своего рождения и несколько других точных дат.

4. Счёт лет до нашей эры. Нетрудно заметить, что история человечества намного длиннее нашей эры. Например, земледелие и скотоводство возникли 10 тысячелетий назад. А наша эра началась только два тысячелетия назад. Значит, земледелие и скотоводство появились на 8 тысячелетий раньше. Они появились ещё до нашей эры. Теперь можно записать дату этого события: 5 тысяч лет до нашей эры (сокращённо пишется — до н. э.).

Письменность возникла 5 тысячелетий назад. А за сколько тысячелетий до нашей эры она возникла? Из 5 тысячелетий 2 тысячелетия приходятся на нашу эру. Значит, письменность возникла (5—2) за 3 тысячелетия до н.э.

Счёт лет до нашей эры тоже очень удобен, потому что все годы, века, тысячелетия, которые были до её начала, имеют твой порядковый номер. Вот только их нумерация на линии времени идёт в обратном направлении. Например, после 3 года до н.э. шёл 2 год до н.э., затем 1 год до н.э., после которого 1 год н.э. (нашей эры) и т.д. Это хорошо видно на линии времени, на которой каждый отрезок равен одному году.

Двуликий бог Янус, в честь которого назван месяц январь. Монета Древнего Рима

Придумайте и решите свою задачу с историческими датами.

Для того чтобы лучше разобраться в счёте лет, выполните задания.

1. I (1) век до н. э. начался в 100 году до н.э., а закончился в 1 году до н.э. Какой год был перед 100 годом до н.э.? К какому веку он относится? Какой год шёл перед 30 годом до н.э.? Какой год был следующим после него?

2. Какой век шёл после III (3) века до н.э.? А перед ним?

3. Какой год был раньше: 40 год до н.э. или 20 год н.э.? На сколько лет раньше?

4. Какой год был первым годом V (5) века до н.э.? Какой год был последним в этом веке?

5. Каменный век закончился около 5 тысяч лет назад. В каком тысячелетии до нашей эры это было?

Вопросы и задания к главе 2

1. Как занятия земледелием и скотоводством изменили жизнь первобытных людей?

2. Продолжите в тетрадях заполнение таблицы «Важнейшие открытия первобытных людей» (см. с. 26).

3. Заполните в тетрадях схему.

Вопросы и задания к разделу I

1. Что такое первобытность? Назовите основные признаки этого периода в истории человечества.

2. Начертите линию времени и отметьте на ней условными значками важнейшие события первобытности.

3. Объясните, в результате чего происходили изменения в образе жизни и занятиях людей, когда и почему закончился первобытный период.

4. Что такое цивилизация? Каковы её основные признаки?

5. Назовите открытия, сделанные первобытными людьми, укажите их примерные даты на линии времени. Как вы думаете, почему в начале истории человечества между важнейшими открытиями проходило много времени, а затем они стали совершаться всё чаще?

6. Узнайте, есть ли там, где вы живёте, или поблизости места стоянок первобытных людей и археологические памятники каменного и бронзового веков. Как были обнаружены? Чем они славятся? В каком состоянии они сейчас находятся?

7. Почему интерес к начальному периоду истории человечества не исчезает и в наши дни? Что ещё вы хотели бы узнать об истории первобытности?



trojden.com

Trojden | Первые люди на земле: Михайловский Ф. А.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Увлекательный мир истории

1. Что такое история. Слово история имеет несколько значений. С каждым случалась какая-нибудь история (происшествие, ряд связанных между собой событий). У всего на свете есть своя история (прошлое). Говорят, например, об истории Солнечной системы, истории нашей планеты Земля, истории растительного и животного мира, истории науки и техники, истории человечества, народов и отдельных людей. Наконец, историей называется наука, которая изучает жизнь и деятельность людей в прошлом.

История помогает понять, как развивалось человеческое общество, как изменялась жизнь людей и стала такой, как сейчас. Историю важно знать всем людям, чем бы они ни занимались в жизни. История — это память человечества. Что бы произошло с миром, если бы у людей отняли эту память? Мы бы не знали, кто мы такие, откуда всё произошло, и не понимали бы, что происходит вокруг нас. Без знания прошлого, без интереса к истории нельзя быть подлинным гражданином своей страны.

Придумайте предложения с различными значениями слова «история».

2. Всеобщая, или всемирная, история. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. Мы живём в самой большой на планете стране, расположенной сразу в двух частях света — Европе и Азии. Но как бы ни была велика Россия, весь мир намного больше. На земле шесть частей света, а стран — более двухсот. Их населяет множество народов. Все они говорят на разных языках, выглядят по-разному, ведут разный образ жизни. Прошлое народов всего мира с древнейших времён до наших дней называется всеобщей, или всемирной, историей. В 5 классе вы будете изучать её первую часть — историю Древнего мира. Каждый воспитанный, образованный и любознательный человек обязательно должен как можно больше знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии, помогать в беде.

Почему и зачем нужно знать всеобщую историю?

3. О чём рассказывает история Древнего мира. История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Её первый раздел — от появления на земле людей до возникновения первых государств — называется первобытностью.

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно. Человек выделился из царства животных, расселился по земле, сделал множество важных открытий. Всё это заняло несколько миллионов лет.

Второй раздел истории Древнего мира называется историей Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад началась история самых древних на земле государств, первые из которых образовались в долинах больших рек. На современной карте мира это большой район, протянувшийся широкой полосой от Египта (в Африке) до Китая (в Азии). Тысячи лет назад на этой территории существовали государства. Некоторых из них сейчас уже нет. Их история заняла несколько тысяч лет.

Археологические раскопки древнего города

Вещественные и письменные исторические источники

Определите, где на иллюстрации изображены вещественные, а где — письменные источники.

Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Её можно назвать историей Запада, потому что историческое развитие древних греков и римлян отличалось от развития народов Древнего Востока. Первые греческие государства возникли около 3,5 тысячи лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Римской империи в 476 году.

1. Рассмотрите карту на с. 4—5. Найдите на ней названия частей света, на которых обитали древнейшие люди.

2. Откройте оглавление учебника и выясните, историю каких древних государств вы будете изучать.

Геродот

4. Исторические источники. Как же можно узнать о том, что было многие тысячи и даже миллионы лет назад? Ведь время стирает следы прошлого. Ржавеет железо, истлевает, превращаясь в труху, дерево. Погибшие и покинутые людьми города заносит землёй, они зарастают травой и кустарником. Но учёные-археологи производят раскопки и находят остатки строений, обломки древней посуды, оружие, монеты, украшения, кости людей и домашних животных. Всё это — вещественные источники, по которым можно судить о жизни в прошлом.

Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а примерно 5 тысяч лет назад.

Две с половиной тысячи лет назад древнегреческий учёный Геродот написал книгу, в которой рассказал о жизни своего и многих других народов. Эту книгу назвали историей, что в переводе с древнегреческого значит «описание». Так появилось название науки о прошлом. Недаром Геродота называют отцом истории.

Итак, историки узнают прошлое человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь отделить правду от вымысла, установить точные исторические события, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран.

Какие исторические источники вы можете обнаружить в своём доме? О чём они могут рассказать?

5. Путешествие в прошлое. Как древние, так и современные народы имеют между собой много различий. Они живут в разных странах, говорят на разных языках, имеют свои обычаи, исповедуют различную веру. Поэтому для изучения прошлого очень важна ещё одна наука — этнография, или наука о народах (по-гречески — этносах).

Оказывается, и в наше время можно увидеть своими глазами, как жили люди в глубокой древности. В отдалённых, труднодоступных уголках земли всё ещё обитают небольшие народы, жизнь которых почти не изменилась за многие тысячи лет. У них нет письменности, они не знают металлов. Учёные-этнографы отправляются в далёкие экспедиции, изучают их быт, хозяйство, обычаи. Благодаря этому можно больше узнать о первобытности.

Кроме археологии и этнографии, существуют и другие научные дисциплины, помогающие работе историков. Например, нумизматика изучает монеты, хронология — историю счёта времени.

1. Найдите дополнительный материал и подготовьте рассказ о работе археологов или этнографов.

2. Лучше представить мир, окружавший людей в далёком прошлом, помогают исторические карты. На них указаны границы древних государств, территории расселения народов, торговые пути, отмечены города, памятники культуры, места сражений. Найдите на страницах учебника исторические карты. На примере одной из карт определите, какую информацию можно из неё получить.

1. Объясните, чем занимаются историки, что они изучают.

2. Почему археологию называют «наукой лопаты»? Расскажите, что вам известно о работе археологов.

РАЗДЕЛ I

Глава 1

В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей — Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что человечество формировалось постепенно, в результате длительного развития.

В основе этого представления лежат взгляды английского учёного Чарлза Дарвина (1809—1882). Он много лет изучал остатки ископаемых растений и животных и установил их родство с современной флорой и фауной. О том, как начиналась история человечества, вы узнаете из первой главы.

Какие версии происхождения человека вы знаете?

Почему вопрос о происхождении человека был и остаётся важным?

1. Происхождение человека. Изучая археологические находки и сравнивая строение организма человека и человекообразных обезьян, учёные доказали, что у людей и человекообразных обезьян был общий предок, а родиной человечества является Африка.

Древнейший, или первобытный, человек Как доказать, что это человек, а не животное?

Останки ближайших предков человека были обнаружены в Южной Африке в 1924 году, а позже — в Восточной и Центральной Африке. Это были существа ростом около метра, передвигавшиеся на двух ногах. Их мозг был невелик по объёму, говорить они не умели. Их назвали австралопитеками — «южными обезьянами». Австралопитеки жили 3—4 миллиона лет назад.

В 1960 году в ущелье Олдовай на востоке Африки были обнаружены останки древнейшего человека, который умел делать простейшие орудия труда, заостряя края камней. Первый человек получил название «человек умелый». Он появился около 2—2,5 миллиона лет тому назад.

Из поколения в поколение предки человека накапливали и передавали опыт, их мозг развивался. Более миллиона лет тому назад возник следующий после «человека умелого» вид древнейших людей — «человек прямоходящий». Он был выше ростом, имел больший мозг. Но самое главное — он умел изготовлять и совершенствовать различные орудия труда. Это выделило его из мира животных.

Стремление создавать новое, творить — важнейшее отличие человека от животных.

1. Что появилось раньше — прямохождение или трудовая деятельность и почему?

2. Опишите внешний вид древнейших людей (ил. на с. 12—13). В чём их главное отличие от животных?

2. Как жили древнейшие люди. Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.

1. Первобытные люди. Современный рисунок. 2. Палка-копалка и дубина Опишите жизнь и занятия людей по примерному плану: в каких природных условиях они обитали; чем они были заняты, какие орудия труда использовали.

Почему древнейшие люди не могли жить поодиночке?

Древнейшие люди жили небольшими группами. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством. Другим их важнейшим занятием стала охота.

Тем не менее это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.

1. Древнейшие орудия из гальки. 2. Ручные рубила

1. Предположите, что давала древнейшим людям охота.

2. Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

3. Овладение огнём. В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.

Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.

Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

1. Как древнейшие люди использовали огонь?

2. Предположите, как изменялся человек и условия его жизни в результате овладения огнём.

Добывание огня. Современные рисунки Какой способ появился раньше?

4. Появление «человека разумного». Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Мозг человека развился и увеличился. Все эти перемены заняли много времени.

На определённых этапах истории человечества разные типы др

trojden.com


Смотрите также