На смену первобытному строю пришла история 5 класс. Самостоятельная работа по истории Древнего мира на тему "Цивилизации Древнего Востока"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Большая Энциклопедия Нефти и Газа. На смену первобытному строю пришла история 5 класс


Trojden | Переход от родовой общины к соседской: Кошелев В. С. - 5 класс

Вспомните. Как изменилась жизнь людей в связи с переходом к земледелию и животноводству?

1. Начало использования металлов. Первым металлом, который человек научился обрабатывать и плавить, стала медь. Медь встречается в природе и в самородках, и в составе руды. Расплавить ее можно в обычном костре. Люди заметили это и постепенно стали использовать медь для изготовления топоров, наконечников мотыг, копий и стрел. Медный наконечник мотыги, топора или копья был прочнее и долговечнее костяного и рогового. Кроме того, медные части можно было быстро заточить или переплавить заново.

Бронзовые орудия труда

Кроме меди, в обычном костре можно было выплавить олово и свинец. Но олово и свинец более мягкие, чем медь. Поэтому человек в древности знал о них, но использовал гораздо реже меди. В результате сплава меди и олова получалась бронза. Бронзовые изделия были прочнее медных.

Золото и серебро встречались в самородках.

2. Возникновение обмена и торговли. Использование мотыги с металлическим наконечником позволило человеку увеличивать урожай на полях. Глиняные горшки дали возможность лучше сохранять продукты земледелия и животноводства. Ткачество обеспечило человека добротной одеждой. Но металлы умели выплавлять не везде. Хорошую посуду и ткани могли делать только обученные ремесленники. Так возникла необходимость в обмене между земледельцами, животноводами и ремесленниками.

Сначала зерно, молоко и мясо просто меняли на горшки, одежду и изделия из металла. Со временем за каждое изделие стали давать определенное количество продуктов. Такой обмен называют торговлей. В качестве денег первоначально выступали морские раковины, шкуры животных, зерна пшеницы и других злаков.

3. Образование союзов племен. Как вы уже знаете, в результате развития земледелия и животноводства образовались племена. Каждое племя состояло из нескольких родов. Сородичи часто вели общее хозяйство. Они жили по соседству, обрабатывали общие земли, пасли общий скот. Такая община называется соседской.

Во время войны или стихийного бедствия во главе племени становились отважные и умелые воины — вожди. Их избирали на собрании всех взрослых мужчин.

Место собрания союза племен

Старейшины и вожди пользовались особым почетом и уважением. Им отдавали самую лучшую одежду, лучших животных, лучшие земли. Они должны были управлять племенем, распоряжались запасами пищи, имели право судить соплеменников. Все эти особые права обычно называют словом «власть». Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество, а затем и должности по наследству. Знатные люди становились богаче других соплеменников. Так возникло неравенство.

Со временем некоторые племена стали столь многочисленны, что разделились. Но они по-прежнему знали о своем родстве. Так появились племенные союзы. Каждый такой союз имел свои пашни и пастбища. Люди, которые входили в племенной союз, назывались «свои». Те, кто не входил в союз, назывались «чужие». Когда разные племенные союзы ссорились, начиналась война. Во время такой войны каждый человек должен был защищать «своих» и бороться против «чужих».

Появление неравенства и необходимость защищать земли своего племени привели к возникновению государства как системы власти на определенной территории.

Таким образом, важнейшими событиями в истории человечества были: открытие металлов, появление соседских общин, образование племен и племенных союзов, возникновение неравенства и появление государства.

1. Назовите металл, который человек научился обрабатывать и плавить раньше других металлов.

2. Какими преимуществами обладали медные и бронзовые орудия труда?

3. Почему возникла необходимость в обмене продуктами труда между земледельцами, животноводами и ремесленниками? Какой обмен называют торговлей?

4. Какими коллективами жили сородичи и как среди общинников выделилась знать?

5. С чем связано появление племенных союзов и возникновение между ними войн?

6. Что способствовало возникновению неравенства в древнем обществе? Назовите причины возникновения неравенства.

7*. Как вы думаете, кто был особенно заинтересован в развязывании войн между племенами? Свое мнение поясните.

Для любознательных

Задолго до меди человек научился использовать метеоритное железо. Украшения и амулеты из него делали еще около 12 тысяч лет назад. Конечно, метеориты человек не обрабатывал и не плавил. Но от других камней метеориты отличались тем, что падали с неба и долго были горячими. Поэтому в древности люди часто называли метеориты «небесными камнями» и считали небо очень твердым и очень горячим. Со временем «небесными камнями» стали называть руды и самородки всех металлов.

Вопросы к документу. Каким образом люди могли познакомиться с первым металлом? Почему они считали небо очень твердым и горячим?

Обобщение к разделу «От первобытности к цивилизации»

Трудно представить, что сотни тысяч лет коллективы первобытных людей бродили по земле, меняя места охотничьих стоянок в зависимости от времени года и изменений климата. Вооруженные дубинами и камнями, они шли вслед за дичью, осваивали все новые земли в поисках съедобных растений, а также дерева и материалов, необходимых для изготовления орудий труда и охоты. Первые люди были беспомощны перед природой, их жизни постоянно грозила опасность от нападений хищных зверей, от голода, от наводнений, лесных пожаров и извержений вулканов. Но проходили тысячелетия. Человек улучшал условия своей жизни. Он научился использовать, а затем и добывать огонь. Научился обрабатывать камень — сначала грубо, а затем все совершеннее.

Охота первобытных людей пошла успешнее, когда у них появился лук, так как стрелой из лука можно было убивать зверя или птицу на значительном расстоянии.

Поскольку люди трудились вместе, то добытые и выращенные продукты ими использовались сообща. Совместный труд людей вызывал потребность передавать друг другу свои мысли. Так совершенствовалась человеческая речь как средство общения людей друг с другом.

Не понимая многих явлений природы, боясь и в то же время почитая их, человек думал, что они вызываются высшими, сверхъестественными силами — богами. Это было началом зарождения религии.

Постепенно накопив в области собирательства и охоты много полезных сведений, люди перешли к земледелию и животноводству.

Возникновение земледелия и животноводства внесло в жизнь людей большие изменения. Теперь человек гораздо меньше зависел от случайностей. Люди стали реже переходить с места на место, они научились строить постоянные жилища, а излишки продуктов откладывали про запас. Жизнь первобытных людей улучшилась.

На смену родовой общине пришла соседская община. Появились богатые и бедные, возникло неравенство. Для поддержания порядка и для защиты от внешней угрозы в земледельческих общинах было создано государство. На этом закончилась история первобытности, и началась эпоха цивилизаций.

Цивилизация характеризуется более высоким уровнем развития по сравнению с первобытным периодом, наличием оседлого образа жизни, письменности, городов и государства, развитых ремесел и культуры.

Результатом длительного развития земледельческих общин стало появление государства. Государство — это система власти, которая осуществляет управление обществом на определенной территории, обеспечивает в нем порядок и стабильность. Первые государства возникли в долинах великих рек Передней Азии и Древнего Египта.

1. Как историки назвали начальный этап истории человечества?

2. На какие периоды делится история Древнего мира и какие события охватывает каждый из них?

3. Заполните пробелы в календаре исторических событий этого периода. (Таблицу начертите в тетради.)

Когда?

Что произошло?

 

Выделение человека из животного мира и появление первых каменных орудий труда

1,5 млн лет назад

 
 

Появление неандертальца

Более 40 тысяч лет назад

 
 

Отступление ледника

10 000 — 8000 лет до н. э.

 

4. Как вы поняли, что такое государство и что привело к его появлению?

5. Какими изобретениями и открытиями древних людей пользуются современные жители нашей планеты?



trojden.com

Первобытно-общинный строй - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Первобытно-общинный строй

Cтраница 2

В силу этого в работах Д. И. Менделеева отсутствует научная классификация основных общественных формаций: первобытно-общинный строй рабовладельческий, феодальный, буржуазный строй, социалистическое и коммунистическое общество. Это приводит его к противоречивым суждениям. Россия переросла земледельческий период ( стр. С другой стороны, не может не вызвать возражений, в частности, его стремление отделить вопрос о развитии капитализма от вопроса о развитии фабрик и заводов и тем самым отделить ту сторону единого общественного способа производства, которая характеризует производственные отношения, от той стороны способа производства, которая выражает производительные силы общества.  [16]

Башкирская празднично-обрядовая культура на протяжении многих веков отражала те общественные отношения, которые возникли у кочевников-скотоводов в недрах первобытно-общинного строя.  [17]

Некоторые металлы, такие, как железо, золото, медь и свинец, люди узнали еще при первобытно-общинном строе.  [18]

На заре истории человек начал с одной и той же стартовой позиции независимо от региона проживания, которую принято называть первобытно-общинным строем. Этот строй характеризовался необычайным сходством на всей территории обитания человека: однотипность социальных структур, приемов трудовой деятельности, верований, бытовой культуры и т.п. Но на протяжении истории человечество пришло к поразительно неодинаковым результатам.  [19]

Образование государства Русь ( Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути из варяг в греки. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.  [20]

Открытие отдельных химических превращений громадной практической значимости - таких, как горение ( па выражению Энгельса, первая победа человека над природой), выплавка металлов из руд и практическое овладение этими превращениями произошло еще при первобытно-общинном строе.  [21]

В то время как в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли еще в период бронзового века получили развитие рабовладельческие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Индии, Китая, к северу и югу от них жили народы, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя.  [22]

Следовательно / говоря о поступательном развитии человечества, мы имеем в виду главное, магистральное направление исторического процесса в целом, его результирующую применительно к основным ступеням развития. Первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, эпоха социализированных общественных отношений в формационном срезе истории; первобытная доцивилизационность, земледельческая, индустриальная и информационно-компьютерная волны в ци-вилизационном срезе истории выступают основными блоками исторического прогресса, хотя по каким-то своим конкретным параметрам последующая формация и ступень цивилизации могут уступать предыдущим.  [23]

Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы - рабовладельцы и рабы и первое государство - рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.  [24]

Восходит к первобытно-общинному строю.  [25]

Так, в недрах разлагающегося первобытно-общинного строя возникло первое разделение общества на два класса: господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых. На смену разрушающемуся первобытно-общинному строю пришло рабовладельческое, классовое общество, возникло государство как орудие насилия над эксплуатируемыми классами.  [26]

В южных районах разложение первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье.  [27]

Натуральное хозяйство является исторически первым типом хозяйственной организации общества. Оно возникло в период становления первобытно-общинного строя, когда появились отрасли производства: земледелие и скотоводство. В наиболее чистом виде натуральное хозяйство существовало только у первобытных народов, когда они не знали общественного разделения труда и обмена продуктами между разными хозяйствами.  [28]

Она выясняет законы, управляющие производством и распределением необходимых предметов потребления, как личного, так и производительного потребления, в человеческом обществе на различных ступенях его развития. История знает пять основных типов производственных отношений, пять способов производства: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.  [29]

Побережье от Вислы до восточного берега Балтийского моря было заселено славянскими, балтийскими ( литовские и латышские) и финно-угорскими ( эсты, карелы и др.) племенами. В конце XII - начале XIII в у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытно-общинного строя и складывания раннеклассового общества и государственности. Наиболее интенсивно эти процессы протекали у литовских племен.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Самостоятельная работа по истории Древнего мира на тему "Цивилизации Древнего Востока"

Итоговая контрольная работа по истории за 1 полугодие 5 класс

  1. Объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землей – это:

А) соседская община В) племя

Б) родовая община Г) союз

2. В какое время появились скотоводы и земледельцы:

А) более 10 тыс. лет назад Б) более 50 тыс. лет назад В) более 100 тыс. лет назад

3. Что такое пашенное земледелие?

А) использование плуга и животного В) обработка земли с использованием машин

Б) ручное обрабатывание земли Г) коллективная уборка урожая

4. Родовую общину сменила _ _ _ _ _ _ _ _ _ община

Для ведения военных действий избирался _ _ _ _ _ племени

Захваченных на войне племенных _ _ _ _ _ превращали в своих _ _ _ _ _.

Около 5 тыс. лет назад вместо селений появляются первые _ _ _ _ _ _, а вместо вождей _ _ _ _, управляющие целыми _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

На смену первобытному строю пришла _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

5. В результате чего в Египте образовался единый царь?

А) царь Верхнего Египта завоевал Нижний Египет В) царь Нижнего Египта завоевал Верхний Египет

Б) произошло мирное объединение земель Г) в Египте с начала истории правил один царь

6. Что было знаком власти фараона:

А) трон В) скипетр и плеть

Б) корона Г) царский полосатый платок

7. Кого фараон считал своими слугами:

А) вельмож В) крестьян

Б) писцов Г) всех вышеперечисленных

8. Кто в Древнем Египте знал молитвы для обращения к богам и обряды богослужения:

А) фараоны В) писцы

Б) жрецы Г) вельможи

9. _ _ _ _ _ _ _ _ - гробницы фараонов

_ _ _ _ _ _ - фантастические существа с телом льва и головой человека

10. _ _ _ _ и _ _ _ _ _ _ - реки между которыми лежит Междуречье

11. Как назывались жители Междуречья:

А) египтяне В) междуреченцы

Б) шумеры Г) индейцы

12. Что такое зиккурат?

А) письменность В) храм-башня в виде ступенчатой пирамиды, расположенный в центре города

Б) система счисления Г) глиняная книга

13. В связи с чем Ассирийская держава стала могущественной:

А) в связи с дисциплиной в армии В) в связи с использованием железа в изготовлении оружия

Б) в связи с хитрыми способами атаки при войнах

14. Какая священная книга была главным символом Иерусалимского храма в Израиле:

А) законы Хаммурапи В) Коран

Б) Библия Г) Зиккурат

15.Какой город стал столицей Персии при Дарии I

А) Персеполь В) Мемфис

Б) Сузы Г) Вавилон

16. Что такое варна?

А) деревня в Индии В) сословная группа населения в Древней Индии

Б) ткань из хлопка Г) жертва богам

17. Кто общался с богами и владел ведами:

А) шудры В) брахманы

Б) ваишьи Г) кшатрии

18. В связи с чем появилось выражение «темные века» в истории Греции:

А) в результате неизвестного исчезновения

Б) в результате нападения дорийцев

В) в результате запустения и оттока жителей

Г) в результате климатической катастрофы

19. Какие поэмы поэта Гомера тебе известны?

infourok.ru


Смотрите также