Как первобытный человек отражал время пространство и движение. Движение, пространство и время как атрибуты материи
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Первобытное пространство человека. Как первобытный человек отражал время пространство и движение


Первобытное пространство человека.

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Человек начинается с момента сомоосознания. А самоосознание включает определение своего места в пространстве обитаемого мира. Но при этом сам обитаемый мир должен быть осознан как обитаемый, т.е. как познанный, прожитый и присвоенный. В этом мире человек узнает себя и учится изменять свое окружение, т.е. постепенно занимает активную позицию.

Освоение и присвоение мира отражается в пространственном творчестве. Любое изображение есть акт организации космоса, внесение в него определенной структуры,которой изначально в нем не было. Эту структуру дает человек. Он создает не просто нечто, чего прежде не было, как, например, простейшие орудия труда, но вносит в независимо от него, человека, существующий мир видимое и длительное время сохраняющееся изменение, не несущее прямое утилитарное значение. К тому же, изображение есть "след" человека в пространстве. Человек будто расписывается во владении этим местом.

Первые изображения - изображения руки - негативные и позитивные. Негативные изначальнее. Контур руки создается с помощью красочного фона. Т.е., мир имеет активную позицию. Позитивные- напротив, указывают на доминирование "владельца" руки в мире. Он уже сам оставляет след, отпечатывается линии его руки. Кроме того есть изображение калеченых рук, которые говорят, что человек уже может осмелиться на изменение природы (своей) и на увековечение этого изменения.

Руки, изображенные поверх изображения животного, утверждают владение, победу над внешним и враждебным пространством, олицетворенным животным.

Образ животного - символ иного, внешнего, отличного. Животное - это внешний мир, источник опасности и жизни. Начало и конец. Рождение и смерть.

Стремление к простоте формы по свидетельству гештальтпсихологии, есть естественное стремление человека к устойчивости (изображения контурные). Нарушение простоты, усложнение свидетельствует о динамических процессах в жизни человека (изображения Альтамиры).

Изображения на плоскости - работа только в двух измерениях, в пределах которых нет развития и перспективного движения.

Использование естественного рельефа - отражение синкретической картины мира, неотделенность не только от живой природы, но и от неживой - ландшафта.

- достижение эффекта объема -попытка проникновения в третье измерение пространства, где возможно движение.

(Что не удивительно: бизоны Альтамиры созданы много позже, когда человек уже достаточно овладел активной позицией, о чем свидетельствуют ранние культы. Цель культа - обеспечение благоприятствования путем задабривания, запугивания или вступления в соглашение с могущественными силами природы, с духами, что предполагает веру в возможность активного управления этими силами.)

Изображение имеет четкий темный контур - Прием создания формы, отгороженной от бесформенного пространства вне рисунка (пространство вне освоено путем придания ему произвольной формы)

- Противопоставление "пространство - фигура", что свидетельствует о развитии предметного видения. Линия создает выпуклую форму, круглую форму, имеющую тенденцию к "захвату" пространства бесформенного, присвоение его космосом, оформленным пространством. Четко очерченная фигура воспринимается как плотное тело по сравнению с фоном стены - происходит отождествление с телом зверя. Следовательно, на это тело могут быть результативно направлены магические и ритуальные действия. Большие размеры позволяют приблизить фигуры к зрителю, что создает ощущение присутствия в центре табуна.

Это возбуждает аффекты охоты, а это необходимо при обряде инициации. Чувства, сопровождающие охоту не могут быть вызваны воображением при достаточно низком его развитии. Нужен "возбудитель". Реакция на возбудитель возникает при близком контакте. Это определено неосознанием пространства дали. К человеку непосредственно относится то, что близко, и оно наиболее эффективно на него воздействует.

Цвет - красный и его оттенки- способствуют тому же эффекту приближения, затем, придают ощущение телесности фигуре. К тому же цвет выражает модальность агрессии и активности, что присуще зверю.

Почти нет композиций, что свидетельствует о слабом развитии коммуникации. Человека еще не занимают сюжеты общения. Нет широкого охвата пространства, значимым является только локальное пространство жизни.

Изображение символов внешнего мира - животных- под сводами пещеры - расширение космоса. Но при этом изображения располагались в другом отсеке пещеры, т.к. привнесение внешнего могло "разгерметизировать" защищенное место интимной жизни.

Изображения животных "висят" без почвы под ногами. Возможно, это результат восприятия временного пространства жизни человека: он осознавал себя только в пределах одной жизни, если не одного дня.

Трудно определенно сказать о ценностной маркировке направлений, т.к. нет панорамных иллюстраций. Но пример Альтамиры с изображением животных на своде дает возможность предположить, что верх имел сакральное значение, что подтверждается и позднейшими культами небесной коровы. Возможно, позднейшая маркировка левой стороны как положительной, а правой как отрицательной также могут найти подтверждения.

Этапы развития первобытной художественной культуры соответствовали этапам развития цивилизации:

- палеолит (ок. 35 - 10-го тыс. до н. э.),

- мезолит (10-6 тыс. до и. э.),

- неолит (6-2 тыс. до н. э.),

- эпоха бронзы (ок. 2-го тыс. до н. э.)

megapredmet.ru

Первобытное пространство человека

Человек начинается с момента сомоосознания. А самоосознание включает определение своего места в пространстве обитаемого мира. Но при этом сам обитаемый мир должен быть осознан как обитаемый, т.е. как познанный, прожитый и присвоенный. В этом мире человек узнает себя и учится изменять свое окружение, т.е. постепенно занимает активную позицию.

Освоение и присвоение мира отражается в пространственном творчестве. Любое изображение есть акт организации космоса, внесение в него определенной структуры, которой изначально в нем не было. Эту структуру дает человек. Он создает не просто нечто, чего прежде не было, как , например, простейшие орудия труда, но вносит в независимо от него, человека, существующий мир видимое и длительное время сохраняющееся изменение, не несущее прямое утилитарное значение.

К тому же, изображение есть "след" человека в пространстве. Человек будто расписывается во владении этим местом.

Первые изображения - изображения руки - негативные и позитивные. Негативные изначальнее. Контур руки создается с помощью красочного фона. Т.е., мир имеет активную позицию. Позитивные - напротив, указывают на доминирование "владельца" руки в мире. Он уже сам оставляет след, отпечатывается линии его руки. Кроме того есть изображение калеченых рук, которые говорят, что человек уже может осмелиться на изменение природы (своей) и на увековечение этого изменения.

Руки, изображенные поверх изобрадения животного утверждают владение, победу над внешним ивраждебным пространством, олицетворенным животным.

Образ животного - символ иного, внешнего, отличного. Животное - это внешний мир, источник опасности и жизни. Начало и конец. Рождение и смерть.

Стремление к простоте формы по свидетельству гештальтпсихологии, есть естественное стремление человека к устойчивости (изображения контурные). Нарушение простоты, усложнение свидетельствует о динамическиз процессах в жизни человека (изображения Альтамиры).

Изображения на плоскости - работа только в двух измерениях, в пределах которых нет развития и перспективного движения.

Использование естественного рельефа - отражение синкретической картины мира, неотделенность не только от живой природы, но и от неживой - ландшафта.

- достижение эффекта объема - попытка проникновения в третье измерение пространства, где возможно движение.

(Что не удивительно: бизоны Альтамиры созданы много позже, когда человек уже достаточно овладел активной позицией, о чем свидетельствуют ранние культы. Цель культа - обеспечение благоприятствования путем задабривания, запугивания или вступления в соглашение с могущественными силами природы, с духами, что предполагает веру в возможность активного управления этими силами.)

Изображение имеет четкий темный контур - Прием создания формы, отгороженной от бесформенного пространства вне рисунка (пространство вне н освоено путем приданоя ему произвольной формы)

- Противопоставление "пространство - фигура", что свидетельствует о развитии предметного видения.

Линия создает выпуклую форму, круглую форму, имеющую тенденцию к "захвату" пространства бесформенного, присвоение его космосом, оформленным пространством.

Четко очерченная фигура воспринимается как плотное тело по сравнению с фоном стены - происходит отождествление с телом зверя. Следовательно, на это тело могут быть результативно направлены магические и ритуальные действия.

Большие размеры позволяют приблизить фигуры к зрителю, что создает ощущение присутствия в центре табуна.

Это возбуждает аффекты охоты, а это необходимо при обряде инициации. Чувства, сопровождающие охоту не могут быть вызваны воображением при достаточно низком его развитии. Нужен "возбудитель". Реакция на возбудитель возникает при близком контакте. Это определено неосознанием пространства дали. К человеку непосредственно относится то, что близко, и оно наиболее эффективно на него воздействует.

Цвет - красный и его оттенки- способствуют тому же эффекту приближения, затем, придают ощущение телесности фигуре. К тому же цвет выражает модальность агрессии и активности, что присуще зверю.

Почти нет композиций, что свидетельствует о слабом развитии коммуникации. Человека еще не занимают сюжеты общения.Нет широкого охвата пространства, значимым является только локальное пространство жизни.

Изображение символов внешнего мира - животных- под сводами пещеры - расширение космоса. Но при этом изображения располагались в другом отсеке пещеры, т.к. привнесение внешнего могло "разгерметизировать" защищенное место интимной жизни.

Изображения животных "висят" без почвы под ногами. Возможно, это результат восприятия временного пространства жизни человека: он осознавал себя только в пределах одной жизни, если не одного дня.

Трудно определенно сказать о ценностной маркировке направлений, т.к. нет панорамных иллюстраций. Но пример Альтамиры с изображением животных на своде дает возможность предположить, что верх имел сакральное значение, что подтверждается и позднейшими культами небесной коровы. Возможно, позднейшая маркировка левой стороны как положительной, а правой как отрицательной также могут найти подтверждения.

Нет перспективы т.к. в жизни человека нет движения.

Наслоениее друг на друга изображений имеет значения утверждения права на пространство и магическое значение.

Почему нет фронтальных композиций?

2. Мезолит

Фигуры теряют телесность - т.к. в жизнь человека приходит движение, которое "развоплощает" статичное тело. Изображения схематизируются.

Появляется изображение движения. Количество животных-кормильцев уменьшилось, что привело к увеличению активности охоты. К тому же откочевка стад на север привела в движение прежде оседлые группы людей. Пространство в изображениях получает ориентацию и организацию движением.

Композиции из нескольких сюжетно взаимосвязанных фигур животных и людей стали нормой в силу усиления коммуникативных связей, и возникновению пространства коммуникации.

3. Неолит.

Абстрактизация и символизация изображений свидетельствует об овладении формой пространства до свободной игры с нею. Человек свободно чувствует себя в пределах освоенного им и его предками мире.

mirznanii.com

7. Пространство, время, движение

Пространство, время, движение как атрибуты материи.

Пространство - универсальное свойство материи, характери­зующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие различных материальных систем.

Время - универсальное свойство материи, характеризующее длительность существования, последовательность смены состоя­ний в развитии всех материальных систем.

Пространство и время неразрывно связаны между собой, что и проявляется в движении материи и ее развитии.

Движение - универсальное свойство материального бытия, характеризующее процесс изменения и взаимодействия материаль­ных систем.

Развитие характеризует качественно необратимое и направ­ленное изменение системы. В свою очередь, направленность быва­ет трех видов: прогрессивной, регрессивной и адаптационной («плоскостной», одноуровневой).

Вплоть до XIX века движение рассматривалось в основном механистически, как простое пространственное перемещение тел. Однако философия показала, что даже механическое движение со­держит в себе ряд проблем. Древнегреческий философ и математик (Зенон Элейский сформулировал так называемые апории («апория» в переводе с греческого - «затруднение», «безвыходное положе­ние»), раскрывающие внутренне противоречивую природу движе­ния. В одной из своих апорий под названием «Летящая стрела» Зенон рассуждает следующим образом: для того, чтобы преодолеть некоторое расстояние, стрела должна сначала пролететь его поло­вину, затем половину половины, затем четверть половины и т.д. до бесконечности. В каждый конкретный момент времени стрела за­нимает определенное пространственное положение, равное ей по величине, т.е. она покоится. Следовательно, по мнению Зенона, ле­тящая стрела покоится, и движения не существует. Согласно ле­генде, один из учеников Зенона, желая его опровергнуть, стал мол­ча прохаживаться перед учителем, полагая, что тем самым он доказывает наличие движения. Однако Зенон остался при своем мнении, заметив, что логического доказательства движения нет, а полагаться на визуальное восприятие движения нельзя, ибо чувства всегда обманчивы.

Понимание движения как исключительно механического пе­ремещения тел в пространстве было преодолено в философской системе Гегеля, который впервые интерпретировал движение как атрибутивную характеристику бытия. Справедливо указывая на роль Гегеля в преодолении упрощенного механицизма в интерпре­тации движения, необходимо отметить и те научные открытия, ко­торые этому способствовали. В первую очередь, это закон сохра­нения и преобразования энергии, создание эволюционной теории Ч. Дарвина и теория клеточного строения организма.

В современной философии выделяют следующие формы дви­жения:

  • механическое,

  • физическое,

  • химическое,

  • биологическое,

  • социальное.

В рамках и философии, и науки сложились две основные мо­дели, описывающие характер взаимоотношений между простран­ством, временем и движением.

Субстанциальная модель трактует пространство и время как самостоятельные сущности, внешние условия существования и движения тел. В рамках субстанциальной модели, приверженцами кото­рой были Платон, Декарт, Ньютон, сложилось представление об аб­солютном пространстве и времени. Абсолютное пространство есть бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю и не зависящая от процессов, происходящих в ней. Абсолютное время есть текущая безотносительно к каким-либо изменениям равномер­ная длительность, в которой все возникает и все исчезает. В качестве одной из возможных гипотез данная модель существует в современ­ной физике, в частности в геометродинамике, которая утверждает, что в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства.

Реляционная модель, гипотетически осмысленная Г. Лейб­ницем и Г. Гегелем, а математически обоснованная А. Эйнштейном, обосновывает неразрывную связь пространства и времени как единой формы движущейся материи, устанавливает единство пространст­венно-временной и причинно-следственной структуры мира.

Перцептуальный анализ (перцепция - от лат. perceptio - представление, восприятие) фиксирует отражение объективной пространственно-временной структуры реальности в формах чув­ственно-образного восприятия. Становление концепции перцеп­тивного пространства и времени было положено И. Кантом, рас­сматривавшим пространство и время как всеобщие и необходимые условия чувственного созерцания. Именно Кант обосновал поло­жение, согласно которому способность человека структурировать и упорядочивать внешние ощущения проистекает из структуры про­странственно-временных отношений, внутренне присущих самой познавательности активности человека.

Перцептивное восприятие пространственно-временных отно­шений реализуется на двух уровнях: на уровне индивидуально- личностного восприятия и на уровне художественного образа.

Перцептивный анализ пространственно-временных отноше­ний на уровне индивидуально-личностного восприятия.

Современ­ная психология установила, что конкретно-чувственный образ про­странства и времени различен не только у разных людей, но может различаться и у одного и того же человека в зависимости от его эмоционально-психического состояния. Последнее явно заметно в таких речевых конструкциях, как «время бежит», «время останови­лось», «я ощущал данное место как зловещее, чуждое мне» и т.п. Естественно, приведенные фразы фиксируют не объективную изменчивость пространственно-временных параметров мира, а лишь их субъективно-личностную оценку индивидом. Однако данная оценка не является сугубо произвольной и, в свою очередь, зависит от таких параметров как:

  • психологический тип человека (время для холерика и флег­матика течет, в некоторой степени, по-разному),

  • наличие благоприятного или агрессивного окружения (фона),

  • количества информации, перерабатываемой мозгом в дан­ный момент времени. Психологи установили четкую зави­симость: восприятие времени как «остановившегося», «медленного» характерно для ситуаций низкой интеллек­туальной или эмоциональной активности человека.

Восприятие пространственно-временных отношений на уров­не художественного образа. Предмет искусства, в отличие от предметов реально-вещественного мира, представляет собой един­ство трех уровней, а, следовательно, и трех пластов пространственно-временных отношений. Предмет искусства существует:

а) в реальном физическом пространстве-времени,

б) в авторском пространстве-времени его создателя,

в) в пространстве времени его интерпретатора, т.е. зрителя.

В реальном пространстве-времени предмет искусства сущест­вует как обычный физический предмет, подверженный всем зако­нам материального мира - старению, порче холста, выцветанию красок и т.д. Но предмет становится носителем художественного образа, только выйдя за пределы реального пространства-времени и создав особый тип духовной реальности. В отличие от физического объекта, эстетический объект существует в знаково-символической реальности, поэтому в сфере искусства значимым является не только аспект содержания, но и способ выражения, художествен­ной подачи данного содержания. Соотношение этих двух аспектов в истории искусства может быть различным, от акцентирования содержательного аспекта и стремления к подобию в рамках реа­лизма, до провозглашения прав художника на полное и абсолютное изобретательство в неклассическом искусстве. Но в любом случае художественный образ потому и является образом, что осуществ­ляет личностную, субъективную интерпретацию реальности, в том числе и пространственно-временных отношений. Необходимым ус­ловием перцептивного пространства-времени как элемента худо­жественного образа является наличие в нем элементом фантазии, творческого воображения, авторского самобытного мировидения, при помощи которых Мастер и достигает проникновения в сущ­ность изображаемого объекта. Наоборот, стремление к полной ими­тации как, например, в театре восковых фигур оставляет данное явление за пределами искусства.

studfiles.net

Первобытное пространство человека

Первобытное пространство человека

Человек начинается с момента сомоосознания. А самоосознание включает определение своего места в пространстве обитаемого мира. Но при этом сам обитаемый мир должен быть осознан как обитаемый, т.е. как познанный, прожитый и присвоенный. В этом мире человек узнает себя и учится изменять свое окружение, т.е. постепенно занимает активную позицию.

Освоение и присвоение мира отражается в пространственном творчестве. Любое изображение есть акт организации космоса, внесение в него определенной структуры, которой изначально в нем не было. Эту структуру дает человек. Он создает не просто нечто, чего прежде не было, как , например, простейшие орудия труда, но вносит в независимо от него, человека, существующий мир видимое и длительное время сохраняющееся изменение, не несущее прямое утилитарное значение.

К тому же, изображение есть "след" человека в пространстве. Человек будто расписывается во владении этим местом.

Первые изображения - изображения руки - негативные и позитивные. Негативные изначальнее. Контур руки создается с помощью красочного фона. Т.е., мир имеет активную позицию. Позитивные - напротив, указывают на доминирование "владельца" руки в мире. Он уже сам оставляет след, отпечатывается линии его руки. Кроме того есть изображение калеченых рук, которые говорят, что человек уже может осмелиться на изменение природы (своей) и на увековечение этого изменения.

Руки, изображенные поверх изобрадения животного утверждают владение, победу над внешним ивраждебным пространством, олицетворенным животным.

Образ животного - символ иного, внешнего, отличного. Животное - это внешний мир, источник опасности и жизни. Начало и конец. Рождение и смерть.

Стремление к простоте формы по свидетельству гештальтпсихологии, есть естественное стремление человека к устойчивости (изображения контурные). Нарушение простоты, усложнение свидетельствует о динамическиз процессах в жизни человека (изображения Альтамиры).

Изображения на плоскости - работа только в двух измерениях, в пределах которых нет развития и перспективного движения.

Использование естественного рельефа - отражение синкретической картины мира, неотделенность не только от живой природы, но и от неживой - ландшафта.

- достижение эффекта объема - попытка проникновения в третье измерение пространства, где возможно движение.

(Что не удивительно: бизоны Альтамиры созданы много позже, когда человек уже достаточно овладел активной позицией, о чем свидетельствуют ранние культы. Цель культа - обеспечение благоприятствования путем задабривания, запугивания или вступления в соглашение с могущественными силами природы, с духами, что предполагает веру в возможность активного управления этими силами.)

Изображение имеет четкий темный контур - Прием создания формы, отгороженной от бесформенного пространства вне рисунка (пространство вне н освоено путем приданоя ему произвольной формы)

- Противопоставление "пространство - фигура", что свидетельствует о развитии предметного видения.

Линия создает выпуклую форму, круглую форму, имеющую тенденцию к "захвату" пространства бесформенного, присвоение его космосом, оформленным пространством.

Четко очерченная фигура воспринимается как плотное тело по сравнению с фоном стены - происходит отождествление с телом зверя. Следовательно, на это тело могут быть результативно направлены магические и ритуальные действия.

Большие размеры позволяют приблизить фигуры к зрителю, что создает ощущение присутствия в центре табуна.

Это возбуждает аффекты охоты, а это необходимо при обряде инициации. Чувства, сопровождающие охоту не могут быть вызваны воображением при достаточно низком его развитии. Нужен "возбудитель". Реакция на возбудитель возникает при близком контакте. Это определено неосознанием пространства дали. К человеку непосредственно относится то, что близко, и оно наиболее эффективно на него воздействует.

Цвет - красный и его оттенки- способствуют тому же эффекту приближения, затем, придают ощущение телесности фигуре. К тому же цвет выражает модальность агрессии и активности, что присуще зверю.

Почти нет композиций, что свидетельствует о слабом развитии коммуникации. Человека еще не занимают сюжеты общения.Нет широкого охвата пространства, значимым является только локальное пространство жизни.

Изображение символов внешнего мира - животных- под сводами пещеры - расширение космоса. Но при этом изображения располагались в другом отсеке пещеры, т.к. привнесение внешнего могло "разгерметизировать" защищенное место интимной жизни.

Изображения животных "висят" без почвы под ногами. Возможно, это результат восприятия временного пространства жизни человека: он осознавал себя только в пределах одной жизни, если не одного дня.

Трудно определенно сказать о ценностной маркировке направлений, т.к. нет панорамных иллюстраций. Но пример Альтамиры с изображением животных на своде дает возможность предположить, что верх имел сакральное значение, что подтверждается и позднейшими культами небесной коровы. Возможно, позднейшая маркировка левой стороны как положительной, а правой как отрицательной также могут найти подтверждения.

Нет перспективы т.к. в жизни человека нет движения.

Наслоениее друг на друга изображений имеет значения утверждения права на пространство и магическое значение.

Почему нет фронтальных композиций?

2. Мезолит

Фигуры теряют телесность - т.к. в жизнь человека приходит движение, которое "развоплощает" статичное тело. Изображения схематизируются.

Появляется изображение движения. Количество животных-кормильцев уменьшилось, что привело к увеличению активности охоты. К тому же откочевка стад на север привела в движение прежде оседлые группы людей. Пространство в изображениях получает ориентацию и организацию движением.

Композиции из нескольких сюжетно взаимосвязанных фигур животных и людей стали нормой в силу усиления коммуникативных связей, и возникновению пространства коммуникации.

3. Неолит.

Абстрактизация и символизация изображений свидетельствует об овладении формой пространства до свободной игры с нею. Человек свободно чувствует себя в пределах освоенного им и его предками мире.

globuss24.ru

Движение, пространство и время как атрибуты материи

Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.

Всякое изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время характеризует объектные пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.

С возникновением человека, возникают и формы отражения человеком в его сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Философское учение о пространстве и времени включают анализ всеобщих и особенных свойств пространства и времени. К всеобщим свойствам относят: объективность, универсальность, неисчерпаемое многообразие пространственно-временных форм в различных уровнях организации материи. К особенным свойствам относят: трехмерность реального пространства и одномерность, необратимость временных отношений. Реальное пространство трехмерно, т.е. для нахождения любого тела в пространстве необходимо и достаточно указать три его координаты. Время необратимо, однонаправлено. Все события, изменяясь во времени, развиваются от прошлого через настоящее к будущему. Невозможное абсолютное повторение событий.

Свойства пространства и времени специфически конкретизируются на различных уровнях организации материи.

С возникновением живой природы возникают биологическое пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов, популяций). Биологическое время Связано с биоритмами живых организмов, со сменой дня и ночи, и временем года и циклами солнечной активности.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время.

Социальное пространство - то пространство которое организуют люди в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Социальное пространство не сводится ни к физическому, ни к биологическому пространству. Оно создается людьми в каждую историческую эпоху, в зависимости от развития производственной, технико-технологической и социально-культурной сферы, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов Античности и Средневековья.

Социальное время зависит от интенсивности всех форм человеческой жизнедеятельности. В истории время может замедлять или «ускорять свой бег», события текут быстрее. Например в Средние века в Европе время отмечалось ударом монастырского колокола, оно текло медленно. Только в конце средних веков были изобретены часы - символ убегающего времени. С появлением часов, машинного производства, крупных городов люди стали жить совсем в другом времени, в другом ритме - в ритме машин. Времени стало не хватать - его стали занимать у будущего. Мы проживаем жизнь с такой интенсивностью, с таким количеством впечатлений, которых человеку прошлых эпох хватило бы на несколько жизней. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколений, время истории.

psyera.ru

Первобытное пространство человека

Человек начинается с момента сомоосознания. А самоосознание включает определение своего места в пространстве обитаемого мира. Но при этом сам обитаемый мир должен быть осознан как обитаемый, т.е. как познанный, прожитый и присвоенный. В этом мире человек узнает себя и учится изменять свое окружение, т.е.  постепенно занимает активную позицию.

Освоение и присвоение мира отражается в пространственном творчестве. Любое изображение есть акт организации космоса, внесение в него определенной структуры, которой изначально  в нем не было. Эту структуру дает человек. Он создает не просто нечто, чего прежде не было, как , например, простейшие орудия труда, но вносит в независимо от него, человека, существующий мир видимое и длительное время сохраняющееся изменение, не несущее прямое утилитарное значение.

К тому же, изображение есть "след" человека в пространстве. Человек будто расписывается во владении этим местом.

Первые изображения - изображения руки - негативные и позитивные. Негативные изначальнее. Контур руки создается с помощью красочного фона. Т.е., мир имеет активную позицию. Позитивные  - напротив, указывают на доминирование "владельца" руки в мире. Он уже сам оставляет след, отпечатывается линии его руки. Кроме того есть изображение калеченых рук, которые говорят, что человек уже может осмелиться на изменение природы (своей) и на увековечение этого изменения.

Руки, изображенные поверх изобрадения животного утверждают владение, победу над внешним ивраждебным пространством, олицетворенным животным.

Образ животного - символ иного, внешнего, отличного. Животное - это внешний мир, источник опасности и жизни. Начало и конец. Рождение и смерть.

Стремление к простоте формы по свидетельству гештальтпсихологии, есть естественное стремление человека к устойчивости (изображения контурные). Нарушение простоты, усложнение свидетельствует о динамическиз процессах в жизни человека (изображения Альтамиры).

Изображения на плоскости - работа только в двух измерениях, в пределах которых нет развития и перспективного движения.

Использование естественного рельефа - отражение синкретической  картины мира, неотделенность не только от живой природы, но и от неживой - ландшафта.

- достижение эффекта объема - попытка проникновения в третье измерение пространства, где возможно движение.

(Что не удивительно: бизоны Альтамиры созданы много позже, когда человек уже достаточно овладел активной позицией, о чем свидетельствуют ранние культы. Цель культа - обеспечение благоприятствования путем задабривания, запугивания или вступления в соглашение с могущественными силами природы, с духами, что предполагает веру в возможность активного управления этими силами.)

Изображение имеет четкий темный контур - Прием создания формы, отгороженной от бесформенного пространства вне рисунка (пространство вне н освоено путем приданоя ему произвольной формы)

- Противопоставление "пространство - фигура", что свидетельствует о развитии предметного видения.

Линия создает выпуклую форму, круглую форму, имеющую тенденцию к "захвату" пространства бесформенного, присвоение его космосом, оформленным пространством.

Четко очерченная фигура воспринимается как плотное тело по сравнению с фоном стены - происходит отождествление с телом зверя. Следовательно, на это тело могут быть результативно направлены магические и ритуальные действия.

Большие размеры позволяют приблизить фигуры к зрителю, что создает ощущение присутствия в центре табуна.

Это возбуждает аффекты охоты, а это необходимо при обряде инициации. Чувства, сопровождающие охоту не могут быть вызваны воображением при достаточно низком его развитии. Нужен "возбудитель". Реакция на возбудитель возникает при близком контакте. Это определено неосознанием пространства дали. К человеку непосредственно относится то, что близко, и оно наиболее эффективно на него воздействует.

Цвет - красный и его оттенки- способствуют тому же эффекту приближения, затем, придают ощущение телесности фигуре. К тому же цвет выражает модальность агрессии и активности, что присуще зверю.

Почти нет композиций, что свидетельствует о слабом развитии коммуникации. Человека еще не занимают сюжеты общения.Нет широкого охвата пространства, значимым является только локальное пространство жизни.

Изображение символов внешнего мира - животных- под сводами пещеры - расширение космоса. Но при этом изображения располагались в другом отсеке пещеры, т.к. привнесение внешнего могло "разгерметизировать" защищенное место интимной жизни.

Изображения животных "висят" без почвы под ногами. Возможно, это результат восприятия временного пространства жизни человека: он осознавал себя только в пределах одной жизни, если не одного дня.

Трудно определенно сказать о ценностной маркировке направлений, т.к. нет панорамных иллюстраций. Но пример Альтамиры с изображением животных на своде дает возможность предположить, что верх имел сакральное значение, что подтверждается и позднейшими культами небесной коровы. Возможно, позднейшая маркировка левой стороны как положительной, а правой как отрицательной также могут найти подтверждения.

Нет перспективы т.к. в жизни человека нет движения.

Наслоениее друг на друга изображений имеет значения утверждения права на пространство и магическое значение.

Почему нет фронтальных композиций?

2. Мезолит

Фигуры теряют телесность - т.к. в жизнь человека приходит движение, которое "развоплощает" статичное тело. Изображения схематизируются.

Появляется изображение движения. Количество животных-кормильцев уменьшилось, что привело к увеличению активности охоты. К тому же откочевка стад на север привела в движение прежде оседлые группы людей. Пространство в изображениях получает ориентацию и организацию движением.

Композиции из нескольких сюжетно взаимосвязанных фигур животных и людей стали нормой в силу усиления коммуникативных связей, и возникновению пространства коммуникации.

3. Неолит.

Абстрактизация и символизация изображений свидетельствует об овладении формой пространства до свободной игры с нею. Человек свободно чувствует себя в пределах освоенного им и его предками мире.

www.coolreferat.com


Смотрите также