Художественная культура первобытного мира конспект урока по мхк. Конспект урока по Мировой художественной культуре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока МХК по теме "Введение в предмет МХК". Художественная культура первобытного мира конспект урока по мхк


Конспект урока по Мировой художественной культуре

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Ломовка

Учитель Король Н. В.

Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.

Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

развитие умений анализировать и систематизировать информацию;

развитие умений анализировать различные информационные источники,

формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.

Материал

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова

Слайд №1 (текст стихотворения)

Здравствуйте.

Послушайте:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

(В.Брюсов)

Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое?

Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..

Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы…

Слайд № 2 («Культура Древнего Египта»)

Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Архитектура Древнего Египта».

А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? –

Работа в тетради

Слайд №3 (Карта Древнего Египта)

Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)

Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса»)

Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта»)

Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?

На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры.

За это время были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, ееее чем трехтысячелетюю историю были периоды расцвета (Древнеелетия до нашей эры. 00000000000000000000000000000000000000000эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, путешествуя по реке времени с Анубисом, пройдя в подземном мире суд Осириса, будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над ними.

- Кто такой Осирис?

- Кто такой Анубис?

. У египтян было желание продлить жизнь после смерти. Для этого нужно было сохранить тело умершего и снабдить его всем необходимым для загробного существования, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира, создать статую.

Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида…

Слушание лекции

Запись слова «Ра» - бог солнца

Запись в тетрадь:

Осирис- бог загробного мира и судья душ усопших. Изображался в виде мумии с зеленым лицом.

Анубис-проводник умерших в загробный мир, бог бальзамирования. Изображался с головой шакала и телом человека.

Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе)

Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера)

Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе)

Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий. Это не только самые древние, но и самые крупные из памятников. Воздвигнутых человечеством.

Пирамида – это особая форма гробницы, она начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все гробницы на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад? –

Запись слова «пирамиды»

Запись слова «мастаба»- надземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами, возведенными над подземной погребальной камерой.

Запись названий пирамид

ответы учеников – место захода солнца, место смерти

Слайд №13 (пирамида Хеопса)

Центром пирамиды был царский склеп с саркофагом. Снаружи туда вел узкий неудобный ход, тщательно охраняемый после погребения фараона опускающейся дверью. Сбоку внутри пирамиды находилось святилище, посвященное культу усопшего. Нередко святилище украшали изображениями умершего в виде статуй, высеченных из камня. Если пирамида служила семейной гробницей, в ней помещалось два или три саркофага.

теория

Слайд № 14, 15 (Великие пирамиды в Гизе)

Слайд «Архитектура древнего Египта»

- У вас на столах лежат статьи о построении пирамиды ( через парту), а остальные работают по учебнику (с. ). Прочитайте, чтобы ответить на вопросы.

1. Что произошло с формой пирамид?

2. При каком фараоне сложилась геометрическая форма пирамид?

3. Какую особенность имели стены?

4. Какая самая известная пирамида?

5. Сколько лет строилась площадка для пирамиды Хеопса?

6.Сколько человек ее строили?

7. Расскажите о ее строительстве?

8. сколько лет строили пирамиду?

9. Какова высота пирамиды?

10. Расскажите о саркофаге.

11. Что находится внутри пирамиды?

12. На какой высоте находится саркофаг?

13. Из чего сделан саркофаг?

14.какой факт не имеет объяснений?

15. Для чего в гробнице были ладьи?

16. Какое число содержалось в основании пирамиды? Почему?

-Олеся дополнит сведения о пирамиде Хеопса.

От ступенчатой к классической

При фараоне Снофру

46 градусов

Хеопса

10 лет

4 тысячи

20 лет

146,5 метров

4,5 м от основания пирамиды

Из красного гранита

Саркофаг ничем не украшен

Для путешествия в загробный мир

Число «пи», оно было священным

Доклад ученицы

- Но не только пирамида Хеопса является великим творением архитектуры Египта. Давайте познакомимся с 10-ю архитектурными памятниками.

Показ фотографий

Доклады учеников о храме Хатшепсут и сфинксе

Запись названий 10 лучших памятников архитектуры Египта

- А теперь посмотрим видео экскурсию по Луксору

видео

Итог

Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства: мавзолей на Красной площади, пирамида Лувра, памятные курганы… Все это формы из прошлого.

И последнее, «Есть много светлых дум» – сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре – идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам!

.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока МХК по теме "Введение в предмет МХК"

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Автор : Кашина Ольга Владимировна

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и:

Тип урока: вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

  1. Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы :

- Что такое культура?

- Что такое культурный человек?

- Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

- Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д: культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

  1. Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

  2. Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

  3. Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

  4. Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

  5. elite-home.narod.ru

  6. Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

doc4web.ru

Конспект урока МХК по теме "Введение в предмет МХК"

Здесь Вы можете скачать Конспект урока МХК по теме "Введение в предмет МХК" для предмета : МХК. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Автор : Кашина Ольга Владимировна

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и:

Тип урока: вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

  1. Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы :

- Что такое культура?

- Что такое культурный человек?

- Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

- Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д: культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

  1. Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

  2. Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

  3. Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

  4. Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

  5. elite-home.narod.ru

  6. Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

docbase.org


Смотрите также