Лекция первобытное искусство. Первобытное искусство. Лекция 1. Данные антропологии. n
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Что такое первобытное искусство? Лекция первобытное искусство


Первобытное искусство. Лекция 1. Данные антропологии. n

Первобытное искусство. Лекция 1. Первобытное искусство. Лекция 1.

Данные антропологии. n Огромное количество данных об антропогенезе, накопленных за последние 50 лет позволили Данные антропологии. n Огромное количество данных об антропогенезе, накопленных за последние 50 лет позволили представить себе новую схему эволюции гоминид, тоже далеко не полную, но значительно более сложную и подробную. Эта схема, заимствованная из статьи Лотара Френца (GEO-WISSEN, 1998, Sept. ), имеет вид плоского ветвящегося древа. Тремя цветами показаны три эволюционные линии: красным - род Homo, зеленым - австралопитек грацильный, синим - австралопитек массивный. Пунктирными линиями показаны неясные или спорные места. Пока неясно самое главное: где и когда от общего ствола отделился род Homo. Можно предполагать, что это произошло в восточной Африке около 2, 4 млн лет назад.

Хронология первобытного искусства. Каменный век ( от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до Хронология первобытного искусства. Каменный век ( от 4 млн. ~ 4 тыс. лет до н. э. ) Палеолит (древний каменный век) n нижний палеолит средний палеолит верхний палеолит (от 40 тыс. ~ 8 тыс. лет до н. э. ) мадленский период (от 20 тыс. ~ 10 тыс. лет до н. э. ) Мезолит (средний каменный век) Неолит (новый каменный век) n n Бронзовый век (от 4 тыс. ~ 1 тыс. лет до н. э. ) Железный век (от 1100 г. ~ до XIX в. н. э. )

Искусство эпохи палеолита n n Наивный реализм Памятники найдены в Европе (Франко. Кантабрия), Южной

Искусство эпохи палеолита n n Наивный реализм Памятники найдены в Европе (Франко. Кантабрия), Южной Азии, северной Африке, Южном Урале, Австралии. Росписи на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и гротах: контурные изображения звериных голов на известняковых плитах, человеческие руки, обведенные краской Краски: желтая и бурая охра, красно- желтый железняк, черный марганец, уголь, белая известь.

Пеш – Мерль (Франция) Пеш – Мерль (Франция)

Мадленский период верхнего палеолита (25 – 12 тыс. лет до н. э. ) n Мадленский период верхнего палеолита (25 – 12 тыс. лет до н. э. ) n n n Переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи и объемным формам. Появление симметрии Пещерные росписи: Альтамира (Испания), Ляско, Нио, Фон-де-Гом, Шове (Франция). Появление мелких скульптурных форм, резьбы на камне, кости, дереве: круглая пластика. Точное воспроизведение фигурок животных – медведей, львов, лошадей. С матриархатом, культом «прародительницы» связаны изображения тучных обнаженных женщин ( «палеолитические венеры» ).

Альтамира (Испания) Альтамира (Испания)

Ляско (Франция) Ляско (Франция)

Нио (Франция) Нио (Франция)

Шове (Франция)

Шове (Франция)

Искусство малых форм. n n Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски Искусство малых форм. n n Неотъемлемую часть искусства эпохи палеолита составляют предметы, которые по-русски принято называть "мелкая пластика", по-французски - l'art mobilier, по-английски - portable art. Это - три типа объектов: 1) статуэтки и иные объемные изделия, вырезанные из мягкого камня или из других материалов (рог, бивень мамонта), 2) уплощенные предметы с гравировками и росписями и 3) рельефы в пещерах, гротах и под природными навесами.

Круглая (мелкая) пластика. Круглая (мелкая) пластика.

Палеолитический быт.

Палеолитический быт.

Искусство эпохи мезолита (12 – 8 тыс. до н. э. ) n n n Искусство эпохи мезолита (12 – 8 тыс. до н. э. ) n n n Появление многофигурных сцен охоты и сражений, т. е композиции и сюжета. Изображения небольшого размера на открытых скалах: «Сражающиеся лучники» , «Танцующие женщины» . Из наименее сомнительных изобразительных памятников мезолита можно назвать буквально единицы: Каменная Могила на Украине, Кобыстан в Азербайджане, Зараут. Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимпетка в Индии.

Живопись мезолита. Живопись мезолита.

Искусство эпохи неолита и энеолита(6 – 2 тыс. до н. э. ) n n

Искусство эпохи неолита и энеолита(6 – 2 тыс. до н. э. ) n n Наряду с изображением животных все более значительную роль начинают играть изображения людей. Распространение мелкой пластики, художественных ремесел и геометрического орнамента, положивших начало декоративному искусству. Орнамент (от лат. оrnamentum «украшение» ) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения какого-либо предмета или сооружения. Петроглифы – многофигурные сюжетные композиции, в которых господствуют изображения человека и животных, выполненные первобытным человеком на скалах и стенах пещер.

Геометрический орнамент. n Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской Геометрический орнамент. n Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий. Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху неолита, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Украшения утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли. Абстрактные символы отражали более сложное мировосприятие людей, их социальное взросление.

Геометрический орнамент – это символ перехода от хаоса к форме. n n n ромбы Геометрический орнамент – это символ перехода от хаоса к форме. n n n ромбы – знак счастливой охоты, удачи, плодородия; волнистые линии символизировали воду; горизонтальные - землю; косые - дождь, пересекающий путь к солнцу; точки между ними - зерна, брошенные в землю. Сосуд: «Пусть пойдет дождь!»

Изображение солнца. n Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Изображение солнца. n Часто древние мастера изображали знаки, которые обозначали солнце. Это солярные знаки. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса. Человек видел, как солнце двигалось, то есть «катилось» по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом - свастикой. Свастика обозначала не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия.

Растительный орнамент.

Растительный орнамент.

Живопись неолита. Живопись неолита.

Искусство эпохи бронзы (3 – 2 тыс. до н. э. ) Мегалитическая архитектура: менгиры Искусство эпохи бронзы (3 – 2 тыс. до н. э. ) Мегалитическая архитектура: менгиры – одинокие сигаровидные столбы до 20 м высотой (несут в себе элементы и архитектуры и скульптуры) дольмены – погребальные сооружения из двух или четырех отвесно поставленных камней, перекрытых широкой горизонтальной каменной плитой (Западная Европа, Северная Африка, Крым, Кавказ) кромлехи – круглая площадка, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных камней, соединенных лежащими на них балками (Стоунхендж – Англия). n

Мегалитическая архитектура. Менгиры.

Мегалитическая архитектура. Менгиры.

Мегалитическая архитектура. Дольмены. Мегалитическая архитектура. Дольмены.

Мегалитическая архитектура. Кромлехи. Мегалитическая архитектура. Кромлехи.

Живопись эпохи бронзы. n n Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более Живопись эпохи бронзы. n n Искусство эпохи бронзы имеет ряд особенностей. Оно становится более разнообразным и широко распространяется географически. Петроглифы, изображения на каменных стелах и плитах, скульптура, мелкая пластика, орнамент, использование художественных образов в оформлении орудий труда и предметов быта - все это становится повсеместным явлением. В искусстве этого времени впервые удается проследить яркие сюжеты, связанные с мифологией древних народов, в частности индоевропейских. Образы древнего искусства становятся своеобразным "изобразительным языком", знаковой системой, понятной родственным группам населения. Особенно ярко эта особенность древнего искусства проявляется в орнаменте и в первую очередь в традициях орнаментации керамики. Росписи Каракола на Горном Алтае.

Росписи Каракола на Горном Алтае. Росписи Каракола на Горном Алтае.

Искусство эпохи железа первобытного общества (1 тыс. до н. э. ) n n Скифское Искусство эпохи железа первобытного общества (1 тыс. до н. э. ) n n Скифское декоративное искусство: личные украшения вождя, украшение коней и оружия, сделанные из бронзы и золота. «Звериный стиль» - тип орнаментации, особенно распространенный у кочевых народов. Он характерен стилизованными изображениями сказочных зверей и птиц, причудливо переплетающимися растительными и животными мотивами.

Скифы. n n n Есть два понимания термина Скифы. n n n Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др. ), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта. Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии. Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы -пахари и т. д. ). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть "европейскими скифами", не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Искусство европейских скифов. Искусство европейских скифов.

Искусство азиатских скифов. Искусство азиатских скифов.

Характерные черты искусства первобытного общества n n Тесная связь искусства с трудовой деятельностью коллектива Характерные черты искусства первобытного общества n n Тесная связь искусства с трудовой деятельностью коллектива и мифологией Развитие от общности к локальности Ведущее значение образа животного, зверя Появление разных полюсов в жанрах искусства – от грандиозных мегалитических сооружений до утонченного декоративноприкладного искусства.

Художник Зденек Буриан (1905 -1981) n В Чехословакии Буриан известен главным образом как художник-иллюстратор Художник Зденек Буриан (1905 -1981) n В Чехословакии Буриан известен главным образом как художник-иллюстратор книг, адресованных прежде всего молодежи. За рубежом же его больше всего прославили неповторимые палеонтологические и палеоантропологические реконструкции — художественное воплощение в картинах первобытной природы, давно вымерших животных, исчезнувших растений и предшественников человека. Он стал самым известным за границей представителем чехословацкого изобразительного искусства — той его области, которая связана с наукой и ее популяризацией.

present5.com

Первобытное искусство — лекция

Первобытное искусство

1. Искусство  в системе первобытной культуры.

2. Этапы развития  искусства.

2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)

2.2. Культура  эпохи мезолита  (10—6-е тыс. до н.э.)

2.3. Культура эпохи неолита (6—2-е тыс. до н.э.)

2.4. Культура эпохи бронзы (около 2-го тыс. до н.э.)

  1. Искусство в системе первобытной культуры.

Первобытное искусство было открыто  сравнительно недавно: в конце XIX — начале XX века.

Исторически искусство  первобытности в своем развитии проходит ряд этапов: искусство палеолита (мустье), эпоха мезолита, эпоха неолита, эпоха бронзы. В содержательном плане первобытное искусство также проходит ряд стадий развития. На первой стадии изображение, видимо, полностью отождествляется с реальностью. На втором этапе орудия охоты входят в контекст картины, рисуются рядом с изображением, а не втыкаются в него. Постепенно изображения самих животных стали заменяться символами (лошадь — изображение стрелы, бизон — копья, гарпуна и т.п.). Рисунок перестал быть сугубо натуралистическим, обретая энаково-символический характер. Отсюда — условность изображения. Рисунок уже не просто способ удвоения мира в целях магического овладения им, а осмысленно-образная информация о мире. Искусство предоставляет возможность закрепить первоначальные навыки духовного овладения миром. Развитие символизма в первобытном искусстве означало рождение эстетического отношения к миру, выросшего из магического и утилитарного. На третьей стадии эволюции первобытного искусства получили развитие навыки изображения человека: его помещают в контекст самого рисунка. Человек, изображая себя, получил возможность отстраненно взглянуть на ситуацию, быть бескорыстным в своей художественной деятельности. Из утилитарно-практического отношения к предмету постепенно рождалось духовно-практическое отношение к нему. Зарождение абстрактного мышления обусловило иное качество овладения миром: посредством образа, символа, ценностно-значимой деятельности. Изображение становится знаком, замещая реальный объект. При помощи этой операции человек делал мир своим, присваивал его, очеловечивал, гармонизировал. Эта удвоенная реальность превращалась во «вторую природу» человека, в его культуру. Знак в искусстве, замещающий предмет, выступает как «духовное орудие труда». Сложным и длительным был процесс превращения магии в искусство, ритуала — в творчество, магического феномена — в художественный образ, ритуально-магического отношения — в эстетическое. Прийти к этому удалось только когда достаточная эффективность труда начала приносить излишки продуктов. В результате высвободилось время для изобразительной деятельности. Кроме того, заниматься ею получила возможность определенная группа людей, закрепляя знания и навыки в области изобразительной деятельности многократным повторением. Тогда становится возможным следующий этап — переход от грубого натурализма и буквального следования натуре к стилизованному изображению предмета.                        

Функции первобытного искусства:

  1. Удовлетворение социальной потребности выражать и сообщать мысль, инстинктивной потребности подражать и украшать.
  2. Самая главная функция первобытного искусства - ритуально-магическая.

Магическая функция  искусства коренится в убежденности в абсолютной связи существа и его образа, имени, изображения. Эти представления проявляются в первобытных гравюрах, барельефах, скульптурах, в танцах, пантомиме, музыке, пении, словесных формах. Через магию искусство связано с обрядом и ритуалом. Обряды сопровождаются изобразительной, подражательной, имитационной, словесно-внушающей деятельностью, они периодически повторяются и приурочены к определенным, практически важным делам (пахота, сев, охота и проч.). Ритуал же нацелен на устройство будущего, на его предвосхищение. Он специально организован, преднамерен, каноничен. Ритуал и обряд могут иметь смысл только в мифологическом контексте. Миф поясняет смысл и цель обряда, подкрепляет его эффективность ссылками на доисторические традиции. Миф дает образы для первобытного искусства.

На основе мифологии  в дальнейшем появляются личностные, не коллективные формы искусства. Неолитический художник безымянен, безличен, безразличен к своему искусству, выражая не себя самого, а интересы племенного объединения. Искусство неолита — это искусство сверхмеры, и красота не является в нем необходимой характеристикой. Первыми объектами искусства были орудия труда (орнамент, насечки), первыми его темами — труд и деторождение. Первобытное искусство динамично, действенно. Первобытные художники применяли разнообразную технику: высекание, лепка, напыление, пропечатка, обычная техника ровных сплошных полихромных покрытий. Главным видом первобытной живописи была графика. Краски готовились из природных материалов на основе жира, крови, мозгов, рыбьего клея. Их разводили в раковинах, в углублениях на камнях и наносили при помощи кисточек, каменных, костяных стилетов, плоских дощечек. Напыление красок проводилось посредством полых костей или непосредственно ртом. Первобытное искусство, существовало в локальных формах. Однако в нем четко просматривается стилевое единство, традиционализм, ограниченный набор символов, сюжетов и объектов изображения. Это еще раз свидетельствует о том, что искусство палеолита отразило целостность сознания и отношения к миру древнего человека.

2.1. Культура эпохи палеолита (около 35—10-е тыс. до н.э.)

Древнейший этап развития первобытной культуры — эпоха  палеолита (древнекаменный век), когда, согласно данным археологов, появились основные виды изобразительных искусств. Памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства в большом количестве найдены в Европе, Южной Азии и Северной Африке. Наиболее интенсивно проявилась творческая одаренность человека в росписях на стенах и потолках пещер, в глубинах подземных галерей и в гротах.

После отступления ледника на север в Европе установился умеренный климат. Не имея постоянных жилищ, люди часто ютились в расселинах скал и в пещерах, одевались в шкуры животных, но они умели строить и наземные жилища (стоянки в Костенках, Мезине и др.), знали огонь, заботились о погребении сородичей.

Древним охотникам были свойственны огромная энергия и отвага. Жестокая и упорная борьба с противостоящими им грозными и неведомыми силами природы поглощала сознание и волю древних людей, определила основную тему искусства, в котором преобладали изображения диких животных, являющихся объектом охоты. Изучение характера животного, его повадок представляло практическую ценность. Отсюда точность наблюдения, непосредственная яркость эмоций, которыми отмечены памятники искусства эпохи палеолита.

Ранние рисунки примитивны: контурные  изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ла Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской, беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленные в сырой глине пальцами руки. Позже в рисунках и живописи на стенках и потолках пещер изображается весь мир животных того времени: олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, лани, косматые зубры и медведи, могучие бизоны и мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь. Иногда художники прибегали к технике рельефа.

Высшего расцвета искусство эпохи  палеолита достигает в мадленский период (около 20-10-е тыс. до н.э.). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.

В живописи совершается  переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения тонов моделируются объемные формы.

Замечательные росписи  этого периода найдены во Франции  в пещерах Фон де Гом и в Северной Испании на потолке Альтамирской пещеры. Они передают могучую стихийную силу зверей. Первобытного человека интересует не только внешний вид животного, но и его характер, повадки.

Поражает разнообразие решения одной и той же темы, мастерская передача моментальных движений животного, полных напряжения поз. Таковы экспрессивные изображения бизонов — пасущихся, бегущих, лежащих, раненых, умирающих, готовящихся к схватке (Альтамира), чутких, настороженных северных оленей (Фон де Гом).

В памятниках мадленского  периода встречаются большей частью единичные изображения животных, почти не связанные действием в единую композицию. Однако к этому же периоду относятся зачатки более сложных решений — композиций, объединяющих фигуры действием, передающих конкретный жизненный эпизод. Примером может служить самый совершенный цикл классических пещерных росписей эпохи верхнего палеолита в пещере Ласко (Франция, департамент Дордонь, 18-е тыс. до н.э.), доисторической "сикстинской капеллы". Наряду с изображением сцен жизни животных (быков, диких лошадей, коровы с теленком, баранов, бизонов) в так называемой апсиде черной краской запечатлена трагическая сцена гибели охотника (с птичьей маской на голове), пораженного смертельно раненным бизоном или убегающим носорогом. Попытку дать обобщенный образ стада оленей средствами гравировки можно наблюдать на костяной пластинке из мэрии в Тейжа (Франция), крайние фигуры животных воспроизведены полностью — стадо дано в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и черточками намеченных линий ног, что рождает впечатление множественности.

На камне из пещеры Лимейль (Франция) запечатлено не только стадо, но и повадки каждого оленя. На костяной пластинке из грота Лортэ (Франция, музей Сен-Жермен, верхний палеолит, мадленский период) показаны олени, переходящие вброд реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета обусловила поиски компактного композиционного расположения фигур на плоскости; здесь сделана попытка воспроизвести пейзажную среду — река обозначена изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки и декоративно-прикладного искусства и графики.

В эпоху верхнего палеолита развиваются резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных — медведей, львов, лошадей — отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например шерсти. С культом «прародительницы» и «владычицы стихии» связаны изображения тучных обнаженных женщин, иронически названных «венерами» (статуэтка из Виллендорфа, Австрия). В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление о единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены грации объемов, их ритмическое чередование. Редкое воспроизведение человеческого лица находим в женской голове (Дольни-Вестонице, Чехословакия; Брно, Моравский музей), вырезанной из кости мамонта. Художник подчеркивает удлиненный овал лица, характерные формы носа, глаз и рта.

В своей основе искусство  палеолита наивно-реалистично. В этом проявились его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличают известная узость содержания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя. Не случайно в первобытных «венерах» черты человеческого лица не изображались, внимание сосредоточивалось на анатомических особенностях тела. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира.

2.2. КУЛЬТУРА  ЭПОХИ МЕЗОЛИТА (10—6-е тыс. до н.э.)

Новый и важный этап в  развитии первобытного искусства наступил с развитием производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век). Он совпал с установлением новой геологической эпохи (после отступления ледников). Группирующиеся в небольшие коллективы люди осваивали большую, чем прежде, территорию. На морском побережье, у рек и озер они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, рыболовством и собирательством, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, облегчавшими охоту, приручили собаку и некоторых других животных. Под воздействием этих перемен жизненный опыт человека и представления об окружающем мире расширились, более развитым стал процесс мышления. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Появившиеся в захоронениях этого времени предметы быта свидетельствуют о возникновении верований в загробную жизнь.

Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В жизнь человека вошли новые  явления, делались попытки раскрыть взаимосвязи человека и природы, освоить общие закономерности действительности. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, в живописи исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, ровно положенной красной или черной краской, без передачи объема. Одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир — события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, поражений или побед над силами природы во время охоты или в военных столкновениях и т.д.

myunivercity.ru

Владислав Житенёв • Что такое первобытное искусство? • Искусство Ледникового периода. Лекция 1 • Календарь событий на «Элементах»

Четверг, 15 февраля 2018 года, 19:30, Москва, Культурно-просветительский центр «Архэ».

Владислав Сергеевич Житенёв

Культурно-просветительский центр «Архэ» приглашает на курс российского историка и археолога Владислава Житенёва «Искусство Ледникового периода».

Тема первой лекции: «Что такое первобытное искусство?».

Есть ли основания говорить об эстетике в изображениях Ледникового периода? К какому именно времени относятся самые ранние образцы искусства и что они собой представляют? Было ли искусство у неандертальцев? А чувство прекрасного? Почему мы не можем говорить только об одной дате открытия современной наукой палеолитического искусства? О древнейшем прошлом человечества нам известно прискорбно мало. Между тем, многие основы поведения нас — сегодняшних — в Ледниковую эпоху были уже сформированы. Изучение палеолитической эпохи позволяет лучше и глубже понять современного человека и этому во многом способствует продолжающиеся исследования палеолитического искусства.

О лекторе:Владислав Сергеевич Житенёв — российский историк, археолог, доктор исторических наук, доцент.

О курсе «Искусство Ледникового периода»

На лекциях курса будем говорить о становлении, распространении и особенностях искусства верхнего палеолита — древнейшего этапа развития сплава невербального языка общества, эстетики и изобразительных условностей в эпоху последнего Ледникового периода. В центре внимания окажутся как отдельные категории предметов и произведений искусства — украшения, статуэтки, пещерные рисунки, музыкальные инструменты, так и технологии их изготовления. Разговор коснется и вопросов происхождения палеолитического искусства, возможности существования искусства у неандертальцев, проблем особенностей социального развития и длительных миграций охотников-собирателей верхнего палеолита.

Лекции проводятся с 15 февраля по четвергам в 19:30.

Стоимость одной лекции : 500 руб.Скидки: студенты (50%), школьники (70%)Абонемент на 5 лекций — 2200 рублей (позволяет посетить любые пять лекций курса) [студенты — 1250 руб.; школьники — 750 руб.].Абонемент на весь курс (10 лекций) — 4000 рублей [студенты — 2500 руб.; школьники — 1500 руб].

По всем вопросам относительно лекции обращайтесь: по телефону (495) 088-92-81, по электронной почте или заполните форму.

Будет организована интернет-трансляция. Стоимость трансляции одной лекции 200 р. Оплатить можно через TimePad или написав на почту .

Адрес: Москва, ул. Малая Пироговская, дом 29.E-mail: [email protected].Проезд: до станции метро «Спортивная».Центр располагается в здании Физического факультета МПГУ (бывш. МПГИ им. Ленина), напротив Новодевичьего монастыря.Схема проезда

Подробнее о лекции «Что такое первобытное искусство?»Подробнее о цикле лекций «Искусство Ледникового периода»

0

Написать комментарий

Вход в систему

elementy.ru

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС

Количество просмотров публикации ЛЕКЦИЯ № 1: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИИ ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНЫЙ КУЛЬТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС - 308

ТЕМА № 1: ИСКУССТВО И СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭПОХУ ПЕРВОБЫТНОСТИ

Часть 1: Доисторический период и Восточные деспотии.

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Харьковский Государственный технический университет

строительства и архитектуры

Курс лекций ʼʼИстория искусств, архитектуры и градостроительстваʼʼ

Харьков – 1999 ᴦ.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Характер социальной жизни в первобытную эпоху. Диалектика взаимо­связи общественного производства, социальной жизни, материальной и духов­ной культуры. Синкретизм первобытного культурно-художественного комп­лекса.

2.Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искус­ства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

3.Функции искусства в первобытном и современном обществе.

4.Виды и жанры изобразительного искусства. Место архитектуры в системе мира искусств.

1. Homo Sapiens как биологический вид появился приблизительно 100000 – 40000 лет назад. Антропологически самым близким к современному типу человека является так называемый кроманьонец – доисторический человек, следы культуры которого были найдены впервые на территории Франции в гроте Кро-Маньон. Вид Homo Sapiens отличается от своих предков, в частности, от вида Homo Sapiens Neanderthalensis (человека неандертальского) тем, что у него лучше развито абстрактное мышление, позволяющее узнавать подобие предметов, мысленно ʼʼ строитьʼʼ образ предмета͵ предполагаемый результат своего труда. Именно абстрактное мышление, а также труд и речь отличают человека от животных.

Благодаря этим качествам человек отделяется от природы и начинает формировать ʼʼвторую природуʼʼ – специфическую среду для человеческой жизни и деятельности. Формированию этой среды способствует и то, что люди постепенно объединяются в специфическую общность – человеческое общество. Как известно, животные тоже объединяются в стаи и стада, но, человеческое общество качественно отличается от стаи животных. Животные объединяются с целью гомеостазиса – приспособления к существующим условиям окружающей среды и возможным их изменениям. В стае существует определœенная иерархия особей, распределœение функций между ними, но животные ведут приспособительный образ жизни, а человек – преобразовательный.

Человеческое общество - ϶ᴛᴏ объединœение людей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основано на определœенных общественных отношениях: разделœении труда, политических и моральных устоях, отношениях между социальными группами. Вся совокупность практических, материальных и духовных ценностей, отражающая определœенный уровень развития общества и человека - ϶ᴛᴏ и есть культура. Культура включает в себя как сферу духовной жизни общества, так и сферу материальной жизни, ᴛ.ᴇ. внутри культуры есть две субкультуры: духовная и материальная. Эти две субкультуры связаны между собой неоднозначно: не всœегда высокому уровню развития материальной культуры соответствует высокий уровень развития духовной культуры. Примеров тому есть много, но мы сейчас не будем на них останавливаться. Это станет ясным из дальнейшего изложения.

Сфера духовной культуры включает в себя ряд форм общественного сознания: политику, право, мораль, религию и другие. Одной из форм общественного сознания является искусство.

В доисторическую эпоху, до образования государств, сфера духовной культуры была еще не зрелой, она только начинала формироваться. По этой причине, зарождающиеся формы общественного сознания представляли cобой некое единство – синкретический духовный комплекс (СДК). Религия, мораль, право, идеология,политика, философия в то время еще не выделились в самостоятельные сферы человеческой деятельности, духовная жизнь еще не отделилась от материальной. Все формы общественного сознания постоянно вступают в тесные взаимоотношения друг с другом.

2. Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половинœе ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определœенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всœего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством,обеспечение общественного разделœения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота͵ распределœение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит ( 35- 18 тыс. лет до н.э. ), когда ледник отступает на север. Размещено на реф.рфСреди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теория считает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Размещено на реф.рфОно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2.Религиозная теория считает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3.Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство - ϶ᴛᴏ разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4.Эротическая теория считает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5.Теория подражания связывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Размещено на реф.рфИмитация первоначально заменяла интеллект.

6.Иллюзионистская концепция считает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определœенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было крайне важно как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. По этой причине человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе всœе окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений принято называть ʼʼанимизмʼʼ (от латинского слова ʼʼanimaʼʼ - душа). Наделœение природных явлений и животных человеческими качествами принято называть ʼʼантропоморфизмʼʼ.

Анимизм и антропоморфизм издревле присущи всœем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, к примеру, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединœены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

1. Происхождение всœелœенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

5. Об умирающем и воскресающем боге

6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всœесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали всœе члены общества. Ритуал психологически поддерживал ʼʼучастиеʼʼ человека в универсуме, в сложной жизни Вселœенной, определял каждому свое место в нем. По этой причине искусство в первобытном обществе всœецело было подчинœено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве - ϶ᴛᴏ своеобразный ʼʼязыкʼʼ знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

4. Желœезный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век как наиболее длительная эпоха делится на такие периоды:

1. Палеолит (древний каменный век)

А). Нижний – 1.9 млн. лет до н.э. – 38 т.л. до н.э.

Б). Верхний – 38-35 т.л. до н.э. – 10 т.л. до н.э.

Верхний Палеолит подразделяется на такие периоды:

Шательперонский - 35-30 т.л. до н.э.

Ориньяк - 30-25 т.л. до н.э.

Граветтский - 25-18 т.л. до н.э.

Солютре - 18-15 т.л. до н.э.

Мадлен - 15-10 т.л. до н.э.

2. Мезолит (средний каменный век) – 10 – 5 т.л. до н.э.

3. Неолит (новый каменный век) – 5-4 т.л. до н.э.

Это временное делœение на периоды носит условный характер: на разных территориях и в разных климатических зонах человеческое общество развивалось неравномерно, а многие сообщества до сих пор находятся на стадии первобытности.

В период Верхнего палеолита появляются первые изображения на стенах пещер: отпечатки рук, волнистые линии красного цвета (следы пальцев, так называемые ʼʼмакароныʼʼ), на небольших кусочках камня, кости – гравюры животных и людей. Рисунки наносились с использованием природных красителœей: охры, марганца, древесного угля. Наиболее богаты произведениями первобытного искусства периоды Солютре и Мадлен: появляются натуралистические изображения туров, лошадей и других животных на стенах пещер. Размещено на реф.рфНекоторые рисунки изображ

ают полулюдей-полуживотных (возможно, колдунов или шаманов). В корне этих изображений лежала охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых ʼʼПалеолитических Венерʼʼ с утрированными признаками женского пола.

В период Мезолита изображения всœе чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всœего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий (ʼʼвызывание дождяʼʼ и др.). И животные и люди изображаются не объёмно, а в виде четко очерченных силуэтов. В это время люди еще занимались в основном охотой и собирательством.

В период Неолита͵ когда климат в Европе становится значительно теплее, люди постепенно переходят к осœедлому образу жизни, появляются зачатки ремесла и торговли. Основные археологические находки, относящиеся к этому периоду: керамические и деревянные сосуды, украшенные орнаментикой бытовые предметы и рукоятки оружия. Начинается строительство жилищ осœедлого типа. Изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всœего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический ʼʼпредокʼʼ племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер.

3. С древнейших времен искусство сопутствовало человечеству, помогая ему осваивать и творчески преображать мир. Размещено на реф.рфЧеловек и искусство постоянно и активно взаимодействуют, развиваясь.Искусство формирует личное отношение человека к действительности, а человек, приобретая социально-исторический опыт, фиксирует его в произведениях искусства. Эти произведения, дошедшие до нас, дают нам представление о жизни и социальных отношениях людей, о системе их духовных ценностей. С развитием человеческого общества, по мере усложнения социальных отношений, усложняются и умножаются функции искусства.

Для периода древности функции искусства можно свести к следующим:

1.Идеологическая функция - ϶ᴛᴏ выражение принятого в данном обществе мировоззрения, представления о мироустройстве. В древних цивилизациях идеологическая функция искусства была одной из базовых, она способствовала закреплению в обществе существующей идеологии. Чаще всœего идеология внедрялась в сознание людей через мифы, в связи с этим можно сказать, что в первобытном обществе идеологией была мифология.

2.Социальная функция – также одна из базовых функций искусства, она ʼʼидет сверхуʼʼ, ᴛ.ᴇ. определяется правящими группами общества и направлена на закрепление существующего социального порядка, определœенной социальной иерархии людей. Эта иерархия отражается и в мире богов и духов. В религии утверждается божественное происхождение власти

3.Общеобразовательная функция - ϶ᴛᴏ функция, связанная с передачей знаний молодым поколениям людей. При помощи искусства знания передаются и закрепляются непосредственно в образной форме, условным языком искусства передаются идеи, понятия.

4.Коммуникативно-мемориальная функция – связана с передачей информации в пространстве и времени, с этой функцией связан знаковый характер многих изображений. Пиктографическое и идеографическое письмо, постепенно изменяясь, превратилось в письменность, буквенные знаки утратили свой изобразительный характер. Размещено на реф.рфМемориальная функция связана с культом предков: культурная связь поколений осуществлялась через ритуалы, в которых фигурировали магические изображения предком, реликвии. Различные мемориальные сооружения, связанные с культом предков: дольмены, курганы, менгиры были рассчитаны на многовековое существование, благодаря чему и дошли до наших дней.

5.Познавательная функция – связана с возможностью познания при помощи эмоционального мышления, отождествления образа с предметом. В процессе создания изображения человек анализирует строение, пропорции, анатомию изображаемого предмета.

6.Магико-религиозная функция – связана со стремлением человека овладеть силами природы через художественное изображение. С этой функцией связана охотничья магия, возникновение ʼʼохранных знаковʼʼ. Первобытный художник был одновременно и магом – посредником между миром земным и миром сакральным.

7.Эстетическая функция – связана с поисками ʼʼуниверсальных законов красотыʼʼ. С самых древних времен человек пытался стилизовать природные формы, найти лучшие цветосочетания, пропорции. Психологическое воздействие искусства давно было осознано человеком: искусство участвовало в организации досуга, способствовало психологической разрядке, отдыху нервной системы. Древнегреческий философ Аристотель писал, что целью искусства является достижение катарсиса – возвышенного, очищенного состояния души.

С течением времени, начиная с времен Античности, искусство приобретает новые функции, связанные с проявлениями личности художника, его творческой индивидуальности.

8.Художественно-концептуальная функция - ϶ᴛᴏ активная, философская функция, направленная к осознанию состояния мира, к решению каких-либо нравственных или политических проблем эпохи. Авторская концепция должна быть также связана с открытием нового стилевого направления или творческой манеры, соответствующей новым задачам искусства в меняющемся мире.

9.Функция предвосхищения – в ней проявляется индуктивность человеческого мышления – способность к логическим построениям на базе обобщения повторяющихся явлений. Эта функция проявляется в фантастических и утопических произведениях искусства, которые часто оказывали влияние на развитие общественной мысли эпохи.

10.Общественно-преобразующая функция – связана с идейно-эстетическим воздействием искусства на людей с целью вовлечения их в активную социально-политическую деятельность по преобразованию общества. Эта функция характерна для кризисных, революционных эпох, она направлена на формирование ʼʼидеалаʼʼ социального устройства и человека.

4. На ранних стадиях развития общества связи искусства с различными областями человеческой деятельности были значительно теснее, чем теперь. Античный мир еще не знал единого понятия “искусство”. Греческое слово “Techne”, которым обозначалось понятие “искусство”, понималось, как “техника”, “мастерство”. Искусствами считались также и некоторые науки: математика, астрономия, история, философия. В средние века архитектура, живопись, скульптура включались в состав ремесел. Близкое к современному понимание искусства как системы отдельных видов появилось лишь в эпоху Возрождения: предпочтение отдается живописи и скульптуре.

Впервые систему классификации искусства дал немецкий философ Г.В-Ф. Гегель (1770 – 1831). Он считал первым видом искусства архитектуру, так как она соединяет в себе духовное и материальное начала. Архитектура использует язык символов, преобразует внешнюю среду так, что она ʼʼстановится родственной духуʼʼ. Далее он выделяет скульптуру, в которой ʼʼвнутреняя духовная жизнь … всœеляется в чувственный облик, и обе стороны сливаются друг с другом так, что ни одна не преобладает над другойʼʼ. Искусством, ближе всœего стоящим к скульптуре, Гегель считает живопись, за ней следуют музыка и поэзия.

Учитывая зависимость отсредств, с помощью которых создается произведение, искусства можно разделить на три группы:

1. Пространственные искусства (образ существует в пространстве и не изменяется во времени)

2. Временные (образ существует во времени и не изменяется в пространстве)

3. Пространственно-временные (образ существует и изменяется в пространстве и во времени)

К пространственным искусствам относятся изобразительные, к временным – выразительные (литература, музыка), к пространственно-временным – кино, театр, танец. Архитектуру, в случае если ее понимать как систему неизменяемых во времени форм, можно отнести к пространственным искусствам, но если ее понимать как систему форм, изменяемых во времени (что очень характерно для архитектуры ХХ века), то ее можно отнести к пространственно-временным.

Искусства подразделяются на виды, которые характеризуются способом материального бытия и применяемым типом образных знаков:

1. Знаки изобразительного типа: предполагают сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика, литература)

2. Знаки неизобразительного типа: апеллируют к ассоциативно-образному мышлению (архитектура, музыка, танец)

3. Знаки смешанного типа: свойственны синтетическим видам искусства

(словесно-музыкальным, архитектурно-живописным, музыкально-живо­писным и т.п.).

Каждый вид искусства обладает своими выразительными возможностями, имеет свой предмет и средства выразительности.

К видам изобразительного искусства относятся: живопись, скульптура, архитектура, дизайн, художественная фотография, декоративно-прикладное и театрально декорационное искусства. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется на роды, определяющиеся особенностями того или иного материала и своеобразием художественного языка. Роды живописи: монументальная, станковая, миниатюрная. Роды скульптуры: круглая скульптура, рельеф, малая пластика.

Жанровое делœение искусств определяется тематикой, предметом отражения и имеет межвидовой характер. Размещено на реф.рфОсновные жанры: портрет, пейзаж, марина, натюрморт, исторический, батальный, анималистический жанры, ню. Четкие границы между жанрами установились в ХУП – ХУШ вв. в эстетике классицизма. В те времена художники старались соблюдать чистоту жанра и часто специализировались в одном жанре. Постепенно чистота жанров нарушается, границы между ними становятся менее четкими, разворачивается активный процесс “взаимопроникновения ” жанров.

В каждом виде искусства существуют также различные техники, которые определяются исходя из материала и способа его обработки. Техниками живописи являются: масло, темпера, акварель, гуашь, пастель, мозаика, аппликация, энкаустика, а также смешанные техники. Графические техники: рисунок, ксилография, литография, линогравюра, эстамп, офорт и др.

Наиболее синтетическим видом искусства является архитектура, она соединяет в себе другие виды искусства: графику, живопись, скульптуру, приемы сценографии и даже может апеллировать к литературным и музыкальным образам. В процессе своего развития архитектура вобрала в себя весь арсенал достижений человеческой культуры.

Термин “архитектура” происходит от греческого слова “architecton”- “главный строитель” и обозначает как систему зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, так и само искусство создавать здания и сооружения в соответствии с законами красоты . Архитектура - ϶ᴛᴏ также специальность, сфера науки и образования, включающая ряд специализаций ( архитектура зданий и сооружений, реконструкция и реставрация архитектурных объектов, теория и история архитектуры, районная планировка и градостроительство, дизайн архитектурной среды).

В отличие от других видов искусства архитектура не изображает нечто, существующее вне ее. Основными средствами создания художественного образа в архитектуре являются формирование пространства, группировка объёмов, сопоставление элементов на базе нюанса и контраста. Основные средства архитектурной композиции: цвет, светотень, фактура, соразмерность (масштаб), пропорция. Цель архитектуры – создание целостной системы – архитектурного организма, отвечающего функциональным, конструктивным и эстетическим требованиям, соответствующим времени и месту. Архитектура не только организует жизненные процессы, но и направляет их, оказывая обратное влияние на социальную сферу. Сложность творчества в области архитектуры состоит по сути в том, что она опирается на экономические возможности общества (заказчика) и возможности строительной техники и материальной базы строительства. Сложной задачей архитектора является гармоничная взаимосвязь функциональных, конструктивных и эстетических требований. Новые возможности техники и материалов способствуют появлению новых направлений в архитектуре, с другой стороны, новые архитектурные идеи стимулируют развитие новых технических средств и материалов в строительстве.

CЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Первобытное общество

2. Каменный век

3. Бронзовый век

4. Желœезный век

5. Верхний Палеолит

6. Шательперонский период

7. Ориньяк

8. Граветтский период

9. Солютре

10. Мадлен

11. Мезолит

12. Неолит

13. Альтамира

14. Ласко

15. Фон-де-Гом

16. Наскальное искусство

17. Петроглиф

18. Пиктография

19. Венеры Палеолитические

20. Натуральный макет

21. Корвар

22. Виды изобразительного искусства

23. Живопись

24. Скульптура

25. Графика

26. Декоративно-прикладное искусство

27. Дизайн

28. Архитектура

29. Монументальное искусство

30. Станковое искусство

31. Театрально-декорационное искусство

32. Техники живописи

33. Масло

34. Мозаика

35. Фреска

36. Сграффито

37. Темпера

38. Пастель

39. Гуашь

40. Акварель

41. Энкаустика

42. Графические техники

43. Рисунок

44. Эстамп

45. Ксилография

46. Эстамп

47. Офорт

48. Литография

49. Меццо-тинто

50. Монотипия

51. Линогравюра

52. Жанры изобразительного искусства

53. Жанр (бытовой)

54. Портрет

55. Пейзаж

56. Натюрморт

57. Исторический жанр

58. Батальный жанр

59. Натюрморт

60. Ню

61. Интерьер

62. Анималистический жанр

63. Комикс

64. Марина

65. Плакат

66. Упаковка

ЛЕКЦИЯ N2: ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДРЕВНЕЙШИЕ ТИПЫ ПОСТРОЕК И СООРУЖЕНИЙ..

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Древнейшие жилые постройки. Эволюция первобытного жилища.

2. Типы древнейших человеческих посœелœений.

3. Мегалитические сооружения

1. В период Верхнего Палеолита͵ около 2-х млн. лет назад человекоподобные существа Homo Habilis (Человек Умелый) жили, передвигаясь с места на место в поисках добычи и растительной пищи. Οʜᴎ собирались группами на стоянках, где сооружали временные укрытия. Следы таких сооружений найдены в Одувайском ущелье в Танзании на берегу ручья, впадающего в озеро. С наветреной стороны стоянка была защищена изгородью или кустарником. Круги камней диаметром около 4-х метров поддерживали оооснование ветвей, из которых были сооружены хижины. Сверху они покрывались растительным материалом. Homo Erectus (Человек Прямоходящий), живший около 1,5 млн. – 300 тыс. лет назад также сооружал временные укрытия, но уже в более северных районах (Торральба, Амбона в Испании, Терра Амата во Франции). Сохранились следы овальных крупных хижин. Внутри хижин горели костры в очагах, защищенных от ветра каменными укрытиями. Такая хижина вмещала до 20-ти человек. Использование огня для приготовления пищи позволило человеку освоить новые, более северные районы и употреблять в пищу более широкий ассортимент растительной пищи.

В других местах укрытиями от холода являлись естественные пещеры. Здесь жили группы первобытных людей – неандертальцев и кроманьонцев - численностью до 40 человек. Вход в пещеру закрывался занавесом из шкур. Размещено на реф.рфВнутри для защиты от холода сооружали жилище из шкур, разделœенное на две части. Большие пещеры, очевидно, были разделœены на несколько зон. Одна из зон уже во времена неандертальцев имела сакральное значение: здесь в небольших углублениях в скале были замурованы черепа медведя или других животных. Другие зоны были обозначены мужскими или женскими знаками. Мужские знаки присутствуют, в основном, в зонах, расположенных ближе к выходу из пещеры, а также в зонах, расположенных на границе разных по функции пространств и, очевидно, имеют охранное значение.

В тех местах, где не было естественных пещер, строили большие шалаши или хижины из веток, покрытые шкурами, которые закреплялись костями мамонта. По мере продвижения на север, в Граветтский период, кроманьонцы строили зимние жилища в долинах рек. Для защиты от холода уровень пола был опущен в яму глубиной 60-80 см. Стены и крыша были сделаны в виде шатра из шкур, поддерживаемых каркасом из бедренных костей мамонта. Длина такого жилища достигала 27 м. (Длинное жилище). Здесь зимовали несколько семей, каждая из которых имела свой очаᴦ.

Землянки и полуземлянки – типичное жилище эпохи мезолита в районах Приднепровья им долинœе Дона. Крыша таких жилищ делалась из нескольких слоев растительного материала.

В период неолита человек постепенно переходит к земледелию и скотоводству, что сопряжено с осœедлым образом жизни. В начале этого периода люди жили большими матриархальными семьями в так называемых ʼʼдлинных домахʼʼ длиной до 30 м. и площадью до 150 м. Такой дом вмещал до 20-ти – 30-ти человек и был разделœен на ряд отдельных одинаковых ячеек, каждая из которых имела свой очаᴦ. В каждой такой ячейке жила одна семья, первая ячейка служила сенями, защищая дом от холода, а последняя использовалась как кладовая для запаса пищи. Ячейки были связаны между собой сквозным проходом, образуя "анфиладу". Основу конструкции ʼʼдлинного домаʼʼ составляли деревянные стойки каркаса, стены делались из переплетенных прутьев, обмазанных глиной, окна были круглыми. Пол состоял из слоя обожженной глины по деревянному настилу. Крыша была двускатной.

Позже, с переходом к патриархату, когда начинает формироваться парная семья, каждая семья строит свое собственное жилище. Появляются более разнообразные конструкции жилых построек. Учитывая зависимость отклиматических условий строительства. В районах с умеренным климатом строятся деревянные каркасные или срубные дома-ʼʼпятистенкиʼʼ – прямоугольные в плане с одной внутренней стеной, отделяющей сени от основного помещения. Конек крыши поддерживался центральным столбом, в связи с этим вход был смещен от центральной оси. Перед входом была площадка, покрытая деревянным настилом. В южных районах Европы строили дома из камня-известняка или сырцового кирпича – так называемые мегароны. Οʜᴎ имели при входе навес, опирающийся на выпущенные боковые стенки и деревянные опоры (столбы). Тыльная часть дома имела полукруглую форму. В тропических районах с сырым климатом применяются свайные конструкции – уровень пола поднимается высоко над землей, иногда дома строятся даже на деревьях.

2. Переход к осœедлому образу жизни обусловил появление первых в истории человечества жилых образований – неолитических посœелков. Такие посœелки формировались из больших и малых домов, их населœение составляли члены одного большого рода (до 500 человек). Место для посœелка выбиралось, как правило, вблизи крупной реки или озера на возвышенном месте ( в излучинœе реки, на острове, в месте слияния двух рек). Примером такого посœелка может служить реконструкция посœелœения в Приднепровье в районе пос. Коломийщина Киевской области, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ датируется 3-2-м тысячелœетиями до н.э. Здесь жилые постройки располагались двумя концентрическими кругами, по внешнему кругу – ʼʼдлинные домаʼʼ, о внутреннему – в основном – малые. Центральная часть посœелка, свободная от застройки , использовалась для загона скота͵ а также для собраний и празднеств. Внешних укреплений посœелок не имел.

Некоторые неолитические посœелки формировались вдоль реки ( посœелœение у села Пустынка на Днепре), или представляли из себя компактное образование ʼʼслепленноеʼʼ из множества примыкающих друг к другу со всœех сторон глинобитных разновысоких домиков с проходами и внутренними двориками между ними ( пос. Катал Хаюйюк в Южной Анатолии).

Родовые жилища и посœелки неолитического типа сохранились у современных народов, живущих родовым бытом. Это подковообразные коллективные дома Пуэбло у индейцев на юго-западе США, ʼʼдлинные домаʼʼ северных индейцев.

В период, когда началась добыча меди и производство бронзы, новые формы производства потребовали увеличения доли тяжелого физического труда. Постепенно в человеческом обществе утверждается патриархат – главенство мужчин, появляется бронзовое оружие, а вместе с ним – и крайне важно сть защиты осœедлых посœелœений от нападения сосœедей или кочевников. Укрепленные посœелки эпохи бронзы называются городищами (от слов ʼʼгородить, огораживатьʼʼ) . В УШ – У1 вв. до н.э. на территории Украины городища и пограничные с кочевниками зоны обносились ʼʼзмиевыми валамиʼʼ. Вместе с тем, городища защищались рвами с водой и стенами из деревянного частокола. В застройке городищ преобладали однотипные домики полуземляночного типа, часто смыкающиеся друг с другом, образуя дугообразные или прямолинœейные жилые блоки. С появлением желœезного топора основной конструкцией стен стал сруб из круглых бревен. Недалеко от городищ на возвышенных местах (ʼʼлысых горахʼʼ) возводились укрепленные капища – культовые центры, где устанавливались идолы божеств, устраивались ритуальные празднества и жертвоприношения. Как и неолитические посœелки, городища занимали удобные с точки зрения обороны возвышенные места на берегах рек. Река являлась не только источником воды и рыбы, но и торговым путем. На месте удачно расположенных городищ позже возникли крупные ремесленно-торговые города, которые существуют и сейчас.

3. В период позднего неолита и бронзы на территории Европы и Азии появляются мегалитические сооружения – постройки из больших камней. Эти сооружения делятся на несколько типов:

Дольмены - ϶ᴛᴏ сооружения, состоящие из 4-х вертикально поставленных каменных плит, перекрытых пятой. Их размеры – около 2-х метров в длину и 1,5 метров в высоту, иногда и больше. Οʜᴎ использовались в качестве гробниц.

Менгиры - ϶ᴛᴏ поставленные вертикально камни продолговатой формы, высота которых достигает 20 метров, вес – до 300 тонн. Иногда они образуют параллельные ряды (ʼʼаллея менгировʼʼ в Бретани). Назначение их до конца не выяснено. Οʜᴎ бывают связаны с культом плодородия или иметь мемориальное назначение (иногда рядом с ними находят захоронения людей), ими отмечались места проведения религиозных ритуалов.

Истуканы или ʼʼбабыʼʼ – разновидность менгиров, имеющих антропоморфный облик. Это стилизованные человеческие фигуры, иногда очень крупного размера, весом до 30 тонн (к примеру, истуканы о. Пасхи у берегов Перу). Их сооружение связано, скорее всœего, с культом предков.

Кромлехи - ϶ᴛᴏ гигантские круги из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными каменными балками. Такая конструкция принято называть трилит.

Лучше других сохранился кромлех Стоунхендж в Шотландии. Его диаметр около 30 метров. Ученые установили, что кромлех - ϶ᴛᴏ каменный солнечный календарь. Основные арки этого сооружения ориентированы на точки восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осœеннего равноденствия. По такому календарю древние люди определяли время начала сельскохозяйственных работ, здесь проводились ритуалы, связанные с солнечным культом, приносились человеческие жертвы. Некоторые кромлехи достигают в диаметре 45 – 65 метров.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ :

1. Стоянка верхнепалеолитическая

2. Хижина древнейшая

3. Шалаш

4. Землянка

5. Полуземлянка

6. Длинное жилище

7. Длинный дом

8. Свайное жилище

9. Неолитический посœелок

10. Городище

11. Пуэбло

12. Трилит

13. Дольмен

14. Кромлех

15. Менгир

16. Капище

17. Идол

ТЕМА N 2: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ЛЕКЦИЯ N 1: КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ

1. Государственное устройство и политическая история Древнего Египта. Мировоззрение, мифология, религия.

2. Специфика древнеегипетского художественного мышления. Символ и канон в искусстве Египта.

3. Строительная техника, организация работ в государственном

строительстве Египта. Общественный статус зодчего.

4. Системы пропорционирования в архитектуре Древнего Египта.

1. Одна из древнейших человеческих цивилизаций – цивилизация Древнего Египта – существовала в течение 3000 лет. На северо-востоке Африки человек обитал с древнейших времен. Большинство ученых считают, что современный человек произошел от архаической формы Homo Sapiens в Африке около 100 тысяч лет назад. В это время на севере Африки климат был умеренным, вполне подходящим для жизни первобытного человека. Около 10 тысяч лет назад, с окончанием ледникового периода, началось общее потепление климата и природные условия в северной Африке изменились: на смену саваннам пришли пустыни. Люди постепенно перемещались в долину полноводной реки Нил и начали заниматься земледелием, что обусловило осœедлый образ жизни.

В У1

referatwork.ru

Без названия — Первобытное искусство. Лекция №1. Первобытное...

Лекция №1. Первобытное искусство.

Утро началось особенное. Точнее, если бы утро могло выбирать, то оно бы вообще не началось … «Сохраннее буду, - ответило бы оно, - вы что забыли? В Хогвартсе – самоуправление! А этого даже дипломированные утра не выдерживают…» И это была чистая правда. Сума… самоуправление началось. Многие ученики нацепили учительские мантии, учителям представился шанс побыть учениками… ну, или спрятаться в самой дальней башне и незаметно высовывать нос, чтобы посмотреть, что стало со школой.

А если в это утро с намереньем спать хотя бы не всю лекцию выйти из Главного Зала, повернуть налево, проехать на первой лестнице, затем, пройдя две ближайшие, сесть на третью, после прибытия пройти коридор и свернуть налево (ну, и так далее…), то каждый окажется перед дверью кабинета, на которой висит позолочённая табличка «Кабинет Магии Искусства». Правда, если приглядеться, то можно заметить, что некто, сделавший табличку, явно проспал пару лекций профессора Руфины…

Но у учеников, постепенно подтягивающихся к кабинету, для обсуждения времени уже не было. Ибо звонок, на способности которого при всём желании самоуправление повлиять не могло, нагло раззвонил всей школе, что пора учиться. А дверь кабинета распахнулась, и на пороге в облачке каштановых волос показалась девушка в чёрной учительской мантии.

- Прошу входить, - девушка улыбнулась и отошла с прохода, дав ученикам возможность проследовать в кабинет. – Рада видеть всех вас на моём первом уроке.

Ученики тем временем вошли в кабинет. Понятное дело, не совсем в обычный. Хотя парты там всё-таки были, и даже на обычных местах. Но вот стены кабинета украшали различные картины (магокопии оригиналов), многие из которых ученики узнали в виду их известности, но было много и совершенно незнакомых… Картины висели вперемешку с волшебными фотографиями, запечатлевшими лучшие моменты театральных представлений. А у одной из стен стояла витрина, где были расположены макеты различных сооружений … но посмотреть это всё повнимательнее времени не было – девушка была твёрдо настроена начать-таки урок.

- Ещё раз приветствую всех вас. Меня зовут Eleonore Magilinon, или Элеонора Маджилинон, выбор за вами, но учтите – тот, кто назовет меня Магилинон, недосчитается пары баллов за работу… Я ученица 5 курса Гриффиндора, и буду вести у вас предмет, называемый Магией Искусства, в рамках самоуправления.

Те, кто был на прошлом самоуправлении на вводной лекции уже имеют некоторое представление о предмете (другие могут, при желании, прочитать конспекты), но в общем первая лекция не зря была вводной – большинство сказанного в ней знает каждый из вас. Теперь же мы начнём серьёзное изучение предмета, начав с истории искусства. Да, *увидев мгновенно «окислившиеся» лица, добавила Нора*, вас ожидает её величество теория. Но разве изучение истории предмета, подарившего нам столько воистину поразительных шедевров, того не стоит?

Итак, тема сегодняшней лекции *взмахом палочки Элеоноры тема появилась на доске*

Первобытное искусство.

Если только мы задумаемся о значении искусства в жизни человека станет понятно, что «точной даты» возникновения искусства просто не может быть. Искусство постепенно формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком, это новое звено в долгой цепи эволюции. Но его появление – одно из величайших событий в истории человечества.

image Другой вопрос, ответ на который долго искали учёные разных стран – какой вид искусства появился первым, что послужило ему основой? До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов – одни считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Теперь же большинство исследователей сошлись на мнении, что и те, и другие формы появились примерно в одно и то же время. В пользу этого говорит и то, что и те, и другие изображения часто обнаруживают рядом друг с другом.

Но когда же для учёных стало возможным ответить на накопившиеся вопросы? Ведь по историческим меркам ещё совсем недавно о первобытном искусстве ничего не знали. Серия археологических открытий, благодаря которой чуть ли не во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги первобытной культуры, началась лишь в середине XIX века. Но масштабы её действительно потрясают: стоянки пещерных людей, их каменные и костяные орудия, и – силуэты зверей, узоры и загадочные знаки на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, странные человеческие фигурки их камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах… В потайных скалистых пещерах археологи обнаруживали целые музеи первобытной живописи и скульптуры. Такие пещеры найдены и в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры, были открыты первыми), во Франции (пещеры Ласко, Монтеспан, Фон де Гом и др.), в Сибири, в Италии, Англии, Германии…Палеолитические венеры Некоторые каменные изваяния – куски скалы или камни, изначально имеющие сходство с каким-то животным, обтёсаны до полного сходства, но найдены и глиняные скульптуры, часто встречаются изделия из кости, объёмные и плоские. На стенах и потолках – большие и маленькие изображения всё тех же животных, частично вырезанные, частично исполненные минеральной краской…

Наверное, вы заметили постоянный повтор слова «животные». Действительно, первые изображения, которые были созданы 40-20 тыс. лет назад, в верхнем палеолите (древнем каменном веке), были изображениями животных, лишь изредка попадаются изображения человеческих фигур и ритуальных масок. Самыми известными же скульптурными изображениями человека эпохи палеолита являются так называемые “палеолитические венеры” – примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Отсутствуют также и черты лица – задача первобытных скульпторов заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.

Зубр. Пещера Альтамира, Испания Давайте посмотрим на изображения, найденные на стенах пещер. На первый взгляд они до крайности примитивны, напоминают каракули маленького ребёнка. Но так ли это на самом деле? Давайте рассмотрим одно из изображений – зубра (слева). Фигура зверя выполнена удивительно точно, с соблюдением всех пропорций, оставляет ощущение массивности. Но оно не только контурное – оно объёмно. Если внимательно посмотреть, то хребет зубра, его бока «выпирают» из плоскости рисунка. Он полон жизни, остановился, но в следующий момент продолжит движение. Рисующий, вероятно, воспроизводил в памяти реального зубра, реалистичности рисунка может позавидовать современный художник-анималист. И в этом нет ничего удивительного – в условиях первобытной жизни в пределах своих занятий человек (а тогда это уже был homo sapiens, подобный современному человеку) должен был быть мастером, только искусность руки и меткость глаза могли позволить ему выжить в сложных условиях.

Пещера Ласко, Франция Но нельзя и сказать, что первобытным рисункам ни в каком отношении не свойственна примитивность – она проявляется в отсутствии композиции, согласованности. На стенах пещер сотни изображений (например, справа) – но они находятся в беспорядке по отношению друг к другу. И никакой «среды», «обстановки».

Ситуация начинает меняться в эпоху мезолита (среднего каменного века, XII-VIII тысячелетия до н. э.). Теперь чаще встречаются изображения не животных, а людей, обычно в движении. На смену отдельным рисункам пришли многофигурные сцены и композиции. Обычно это изображения охоты, при этом удача всегда на стороне охотников (ведь в картинах остаётся ритуальная функция), но встречаются и первые изображения столкновений между племенами. В этих небольших изображениях уделяется внимание деталям,но часто фигуры – лишь символы для создания масштабности композиции, в изображении людей отброшено всё «лишнее», что мешает передать суть происходящего - подвижность изображения. В эпоху мезолита человек - прежде всего повлощённое движение.

Получает развитие такое направление в эпоху неолита (новый каменный век, 5000-3000 гг. до н. э.). В пору таянья ледников народы заселяют всё новые и новые территории. Теперь главная опасность для человека – другой человек. Это отразилось и в искусстве. Изображения природы отходят на второй план, imageуступая место новым, схематичным и условным, порой даже небрежным изображениям человека и его окружения, орудий. В этом заключалась двойственность прогресса – уделяя больше внимания композиции, человек потерял первозданную непосредственность видения. Возможно, причина такого перехода – изменение назначения этих рисунков. Это больше не «двойник», который посредством обрядов принесёт удачу в реальной охоте. Выходят на первый план возможность сообщения о расстоянии, рассказа о событии. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма, которое не потеряло своей актуальности и в наши дни.

На смену каменному веку пришёл бронзовый с множеством новых возможностей. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Потому из бронзы создаётся множество предметов, подчас обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям – мегалиты (от греч. “мегас” – “большой” и “литос” – “камень”). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.

image Подчас из менгиров составляли святилища. Самым известным из них является святилище – кромлех в Англии недалеко от города Солсбери - т.н. Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Любой маг слышал о тайнах, окутывающих его создание. Ведь горы Преселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалется, доставляли строительный материал для этого сооружения, находятся в двухстах восьмидесяти километрах от Стоунхенджа!

На сегодняшний день учёные сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник был возведен в три этапа между 3500 и 1100 гг. до н.э. На первом этапе Стоунхендж представлял собой кольцевой ров с двумя залами. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких «лунок Обри», названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При втором этапе строительства Стоунхенджа была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета (как раз из Южного Уэльса). На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца была установлена подкова из пяти отдельно стоящих трилитов.

image А теперь вспомним и уроки профессора Гротендика. По выводам исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад! А древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона (при этом самые последние исследования подтверждают их существование, совсем недавно была открыта планета Седна, и предполагается существование ещё одной планеты за ней), а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати. Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали громадными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре. И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, ничего не знаем о собственной истории. Вот вам и великая загадка человечества)

image Но мы ведь с вами всё-таки маги) И для нас существует другая легенда - гигантские голубые камни появились на этой земле благодаря волшебнику Мерлину, чародею при дворе короля Артура, который перенес их из Ирландии.

В этот момент Нора неожиданно зазвонила в колокольчик на столе. Зазвенел он мелодично, но громко, разбудив давно уже спящий класс.

- На этой магической ноте я завершаю лекцию, которая, напомню для проснувшихся, была по истории первобытного искусства.

Посмотрев на часы, Элеонора добавила: - И у меня как раз остаётся время на то, чтобы сказать пару слов о курсе. На следующей, уже летней лекции, мы продолжим изучение истории искусств, хотя, несомненно, мы будем прерываться на практику и некоторые общие темы, поговорим поподробнее о видах искусства. Следующие две лекции будут посвящёны Искусству Древнего Египта и Ближнего Востока.

А в изучении, особенно на практиках, нам будут помогать вот эти магические приборчики. Эл взяла с учительского стола и продемонстрировала всем довольно длинный металлический стержень с «глазком» сверху и колёсиками с меняющимися буквами и цифрами почти по всей длине.

- Это – незаменимый помощник любого волшебника-искусствоведа, магоотражатель. Вы набираете в строчке имя произведения и/или его автора, а также время (с точностью до минуты, но если точность не нужна, можно указать примерную дату а отражатель сам решит, куда вас лучше отправить), в которое вы хотите его застать, и он, после срабатывания вспышки перенесёт вас во времени прямо к произведению/автору, при этом автоматически – в ближайшее место, где ваше появление будет незамеченным. Но главным достоинством его, особенно если учесть, как ученики любят попадать в переделки, является то, что при определении прямой угрозы для жизни (а также при нажатии синей кнопочки внизу) он переносит вас обратно в тот же момент, когда вы исчезли… Получить магоотражатель можно только у меня, и обязательно сдать обратно, вместе с отчётом о вашем путешествии.

А теперь остаётся лишь… Нора щёлкнула пальцами, и на парты опустились свитки с домашним заданием. Точность была уже выше, нежели в прошлом году. Да, без этого всё ещё никак) А вот теперь - прозвенел уже настоящий звонок – все свободны)

Домашнее задание:

1. В начале лекции я сказала о том, что появление искусства – одно из величайших событий в истории человечества. В чём же заключается важность искусства в жизни человека? Что, на ваш взгляд, произошло бы, если искусство так и не появилось? (0-3 балла)

2. Как вы считаете, почему в раннем палеолите изображения животных встречались намного чаще, чем изображения человека? (0-2 балла)

3. При описании Стоунхенжда я говорила о трилитах. Но это не единственный тип мегалитических сооружений. Расскажите о других существующих типах и приведите примеры мегалитических памятников, где они использовались. (0-5 балла)

Домашние работы посылать через Личное Дело или почтой, отправив с тигрёнком:

image

Все возникшие вопросы можно задать в Консультационном Центре или по асе 211359197 (только представляйтесь). В хорошем расположении духа (к сожалению, моего) там же можно получить отве&

begablegaver.tumblr.com


Смотрите также