6. Являются ли утверждения о религии в древнем мире правдивыми.
Первым признаком появления религии стали захоронения человека;
Древние индийцы верили, что душа человека возрождается в новой жизни;
А)верно 1. Б)верно 2. В) оба не верны. Г)верны оба утверждения
7. Какие признаки из перечисленных относятся к понятию «колония». Выберите несколько вариантов ответа.
А) жители колоний мирно существовали с местным населением
Б) туда переселялись рабы, которых было слишком много;
В) жители принимали образ жизни своей прежней родины;
Г) Располагались на берегу моря (для осуществления торговли)
Д) первым народом, который стал основывать колонии были древние римляне;
8. Древнеегипетские сооружения, которые использовались для захоронения фараонов и вельмож назывались.
А) акрополи Б) пирамиды В) храмы Г) курганы
9. Сколько лет прошло с момента основания древнего Рима, если считается, что он основан в 753 году до н.э.
А) 2769 Б) 1236 В)2617
10. Расположите в хронологической последовательности события история первобытного периода. Расположите буквы вариантов по возрастанию (от раннего к позднему)
А) освоение огня Б) появление родовых общин В) зарождение искусства Г) обработка металла
11. Что из перечисленного не характеризует родовую общину. Один ответ.
А) все члены общины – родичи Б) общие жилища и очаг В) коллективный сбор пищи Г) свой запас пищи у каждого
12. О каком деятеле идет речь. Считался одним из лучших военноначальников своего времени. Продолжил дело своего отца и верил, что народы должны жить вместе и мирно. Создал империю, в которую вошли Вавилон, Египет, Сирия, Греция. После его смерти его назовут великим.
А) Тутмос III Б)Юлий Цезарь В)Александр Македонский Г) Тиберий Гракх
13. Кто автор законов отрывок из которых приведен ниже. Выберите один вариант. « Если человек повредит глаз кого-либо из людей, (то) должно повредить его глаз. Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость».
А) Солон Б) Тиберий Гракх В)Конфуций Г)Хаммурапи
14. Какое из перечисленных сооружений являлось чудом света
6. Являются ли утверждения о религии в древнем мире правдивыми.
1. Религия возникла из желания первобытного человека объяснить мир вокруг;
2. Древние греки были первым народом у которого возникло единобожие;
А)верно 1. Б)верно 2. В) оба не верны. Г)верны оба утверждения
7. Что из перечисленного относится к понятию «полис». Выберите несколько вариантов ответа.
А) один город – одно государство
Б) туда переселялись рабы, которых было слишком много
В) все жители принимают участие в управлении городом
Г) существует понятие гражданства
Д) первым народом, который стал основывать полисы были древние египтяне;
8. Для чего использовались Агора в древних Афинах и Марсово Поле в Риме.
А) для военных парадов Б)для решения государственных дел В)как рынок Г)как место захоронения
9. Сколько лет прошло с момента основания древнего Рима, и сожжением города Нероном, если считается, что город основан в 753 году до н.э, а Рим сгорел в 60 году.
А)813 Б) 693 В)512
10. Расположите в хронологической последовательности события история первобытного периода. Расположите буквы вариантов по возрастанию (от раннего к позднему)
А) освоение огня Б) первых государств В)появление религии Г)обработка железа
11. Что из перечисленного не характеризует племя. Один ответ.
А) все члены племени – родичи Б) у каждого свой очаг и дом В) коллективная защита границ Г) свой запас пищи у каждого
12. О каком деятеле идет речь. Считался одним из лучших военноначальников своего времени. Добился любви и признания жителей своего города. Изменил систему управления. Завоевал территории варварских племен. Будет убит политическими соперниками. После его смерти его именем станут называть всех правителей.
А) Тутмос III Б)Юлий Цезарь В)Александр Македонский Г)Тиберий Гракх
13. Кто автор законов отрывок из которых приведен ниже. Выберите один вариант. « Если человек повредит глаз кого-либо из людей, (то) должно повредить его глаз. Если он сломает кость человека, (то) должно сломать его кость».
А) Солон Б) Тиберий Гракх В)Конфуций Г)Хаммурапи
14. Какое из перечисленных сооружений являлось чудом света
А) Пирамида Хеопса Б)Агора В)Александрийская библиотека Г)Великая китайская стена
15. В каком сражении истории древнего мира проявили героизм царь Леонид и его спартанцы. Выберите один ответ.
А)сражение при Фермопилах Б)битва при Марафоне В) Битва при Каннах
16. Какому из нижеперечисленных крылатых выражений соответствует значение – принять решение, которое нельзя отменить
В 1. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту. Ответ запишите в таблицу.
1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;
2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
В 2. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент:
«Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары… Торговцы захватили и отплыли в Египет…»:
а) Палестина; б) Лидия; в) Финикия.
В3. . Выберите правильный ответ. В Афинах педагогами называли:
а) школьных учителей;
б) домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные принадлежности;
в) учёных, преподававших в гимнасиях;
В 4. Приведите в соответствие:
а) Зевс
1) владычествует на море
б) Посейдон
2) владычествует на небе
в) Аид
3) владычествует в царстве мёртвых
Часть С.
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«…В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… И вот теперь он мертв! … Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
Ответьте письменно на вопросы:
1) Что давал огонь первобытным людям?
2)Почему потеря огня считалась несчастьем?
infourok.ru
Итоговая контрольная работа по истории Древнего мира 5 класс
Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса
Вариант 1
Ф.И._______________________________
Класс______________________________
Дата_______________________________
Инструкция по выполнению итоговой контрольной работы
Тест содержит 15 заданий и состоит из 3 частей. На его выполнение отводится 40 минут.
Часть I состоит из 15 заданий к каждому заданию предложено 4 варианта ответа, один из которых верный. Выбранный вами верный ответ обведите.
Часть II состоит из 8 заданий на соответствие с кратким ответом, с указанием последовательности цифр, работой с контурной картой.
Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла.Желаем успеха!
Часть 1.
Назовите территорию расселения первобытного человека.
Южная Африка
Передняя Азия
Восточная Африка
Австралия
Благодаря чему древние люди смогли выжить в условиях наступления ледника?
Огня
Копья
Лука
Гарпуна
Из какого занятия людей возникло скотоводство?
Из земледелия
Из бортничества
Из собирательства
Из охоты
Какая страна располагалась на берегу Нила от первого до порога до Средиземного моря?
Нубия
Египет
Ассирия
Вавилон
Кто составлял самую многочисленную армию чиновников при фараоне?
Вельможи
Придворные
Писцы
Жрецы
Какой природный материал использовался как основной при строительстве в Двуречье?
Бетон
Дерево
Глина
Камень
Как называется вера в единого Бога?
Многобожие
Единобожие
Язычество
Атеизм
Как называются тропические густые, труднопроходимые леса?
Пампасы
Прерии
Джунгли
Тайга
Как китайцы называли свою страну?
Подлунной
Поднебесной
Лучезарной
Подзвездной
Какое царство, расположенное на полуострове Малой Азии, являлось военным и торговым соперником греков?
Лидийское царство
Мидийское царство
Троянское царство
Египетское царство
Кто автор поэмы «Одиссея»?
Софокол
Патрокол
Перикл
Гомер
Как назывался совет знати в Аттике?
Вече
Собрание
Дума
Ареопаг
Какой персидский царь задумал подчинить себе Грецию?
Дарий I
Дарий III
Кир
Дарий II
Какое слово в греческом языке означает «военачальник»?
Стратег
Архонт
Ареопаг
Фаланга
Какой народный трибун Римской республики выступал в защиту земледельцев Италии?
Тиберий Гракх
Октавиан
Гай Гракх
Лукулл
Часть 2
Установите соответствие между вопросами и ответами
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ
Пожизненный правитель в Древнем Риме.
Совет, в котором заседали старейшины.
Потомки древних жителей Рима.
Охрана, сопровождавшая царей в Риме.
Иноземцы, переселившиеся в Рим
преторианцы
Царь
Патриции
Сенат
5 плебеи
Объясните, что может быть общего между словами: Троя, Ахиллес, Гектор,
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
События
Дата
Участник(-и)
_____________(А)
3000 лет до н.э.
Фараон Южного Египта
Начало Олимпийских игр
_____________(Б)
Атлеты, мужчины древней Греции
Отмена долгового рабства в Аттике
594 г. до н.э.
______________(В)
________________(Г)
146 г. до н.э.
Римская армия
Пропущенные элементы:
Военные походы фараона Тутмоса
Перикл
Объединение Южного и Северного Египта
Разрушение Коринфа и Карфагена
556 г. до н.э.
Солон
776 г. до н.э.
Найдите лишнее имя в логическом ряду, объясните свой выбор:
Гай Юлий Цезарь, Марк Антоний, Хамураппи, Откован, Брут
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Почему потеря огня считалась несчастьем?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество баллов
____________________
Оценка
____________________
Учитель
____________________
Ассистент
____________________
Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса
Вариант 2
Ф.И._______________________________
Класс______________________________
Дата_______________________________
Инструкция по выполнению итоговой контрольной работы
Тест содержит 15 заданий и состоит из 3 частей. На его выполнение отводится 40 минут.
Часть I состоит из 15 заданий к каждому заданию предложено 4 варианта ответа, один из которых верный. Выбранный вами верный ответ обведите.
Часть II состоит из 8 заданий на соответствие с кратким ответом, с указанием последовательности цифр, работой с контурной картой.
Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или два балла.Желаем успеха!
Часть 1.
Как называют людей, живших до изобретения письма и первых государств?
Доисторическими
Первобытными
Древними
Примитивными
Когда согласно археологическим находкам, на Земле появились первые люди?
Более 2 млн лет назад
Более 1,5 млн лет назад
Более 1 млн лет назад
Более 3 млн лет назад
Кто занимался изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий?
охотник
земледелец
ремесленник
торговец
Когда произошло объединение Северного и Южного Египта?
2000 лет до н.э.
3000 лет до н.э.
4000 лет до н.э.
5000 лет до н.э.
Как назывались огромные гробницы фараонов?
Мастабы
Мавзолеи
Саркофаги
Пирамиды
Как называлось особое письмо Двуречья?
Клинопись
Иероглифы
Пиктограмма
буквы
Как называются правила, согласно которым должен жить еврейский народ?
Заповеди
Откровение
Поучение
наказ
Назовите одного из главных богов Индии:
Ганеша
Шамаш
Зевс
Ра
Какой мудрец заслужил особое почитание в Китае?
Будда
Мухаммед
Конфуций
Иисус
Какое чудовище имело туловище человека и голову быка?
Грифон
Сфинкс
Минотавр
Кентавр
Что означает выражение «ахиллесова пята»?
уязвимое место
часть ноги
способность быстро бегать
особую обувь
Как назывались города-государства в Древней Греции?
Департаменты
Полисы
Области
Домены
В каком году началось вторжение армии Ксеркса в Афины?
490 г. до н.э.
480 г. до н.э.
468 г. до н.э.
479 г. до н.э.
Царь Македонии, отец Александра Великого:
Дарий
Филипп
Перикл
Аристотель
Римский полководец, одержавший победу над Ганнибалом:
Помпей
Пирр
Сципион
Цезарь
Часть 2
Установите соответствие между вопросами и ответами
ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ
«Общественное дело»
Солдаты завершившие службу
Тесный сомкнутый ряд
Римское войско
Рабы сражавшиеся на потеху публики
Легионы
Республика
Гладиаторы
Фаланга
Ветеран
2 . Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту:
1. Палестина. а) храм в Иерусалиме;
2. Египет. б) пирамида фараона Хеопса;
в) аллея сфинксов;
г) царский дворец Соломона.
Какой из предложенных элементов относиться к истории Древней Греции? Укажи цифру и название выбранного элемента.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
— Почему потеря огня считалась несчастьем?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество баллов
____________________
Оценка
____________________
Учитель
____________________
Ассистент
____________________
Итоговая контрольная работа по истории для 5 класса.
Составитель: Гарастюк М.С., учитель истории и обществознания
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Итоговая контрольная работа составлена в соответствии с Законом «Об образовании», требованиями ФГОС и программой общеобразовательного учреждения на основании: пособия для учителей общеобразовательных организаций «История. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы» под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой М., «Просвещение», 2014.
Цель работы:
Определить уровень усвоения учащимися 5-х классов знаний по истории;
Выявить сформированность универсальных учебных действий на материале истории;
Выявить учащихся испытывающих трудности в обучении истории по итогам 5 класса и учащихся, показывающих высокий уровень интеллектуального развития.
Итоговая контрольная работа охватывает содержание курса истории Древнего мира и нацелена на выявление образовательных достижений учащихся 5 класса. Содержание материала представлено разделами: 1) Жизнь первобытных людей, 2) Древний Восток, 3) Древняя Греция и Рим.
Задания работы охватывают значительный пласт фактического материала. В то же время особое внимание уделяется проверке аналитических и информационно-коммуникативных умений учеников. Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (текстовый источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности. Все указанное выше позволяет качественно дифференцировать учащихся по уровню сформированности УУД.
Итоговая контрольная работа состоит из 3 частей, различающихся формой и уровнем сложности. 1 часть состоит из 15 заданий к каждому заданию предложено 4 варианта ответа, один из которых верный. Каждое задание 1 части оценивается 1 баллом. Всего – 15 баллов.
Часть 2 состоит из 8 заданий на соответствие с кратким ответом, с указанием последовательности цифр, работой с контурной картой. Максимальное количество баллов за ответ 2 балла. Всего – 16 баллов.
Часть III состоит из 1 задания с развернутым ответом, который оценивается 3 баллами.
Максимальное количество баллов за работу 34 балла.
Время выполнения работы – 40 минут.
Шкала пересчета первичного балла за тест
в отметку по пятибалльной шкале.
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»
60 – 80% - отметка «4»
40 – 60 % - отметка «3»
0 – 40 % - отметка «2»
Ключ:
№
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
3
3
4
3
3
4
3
2
2
2
5
1
1
4
1
6
1
3
1
3
7
2
2
1
2
8
2
3
1
2
9
3
2
3
2
10
1
3
3
1
11
4
4
1
4
12
2
4
2
2
13
2
1
2
1
14
4
1
2
4
15
2
1
3
1
Часть 2
1
24
13
24
24
2
3421
4132
4153
4132
3
Завоевания Александра македонского
Троянская война
Боги Древнего Египта
Завоевания Александра македонского
4
6
6
6
6
5
1235
3764
3764
1235
6
Марс (бог, остальные исторические персонажи)
Хаммурапи, царь Вавилона
Хаммурапи, царь Вавилона
Осирис
7
4,
Капитолийская волчица
1,
пирамида Хеопса
3,
Троянский конь
2,
Крылатый бык
Часть 3
1
Дал клятву разрушить Рим
Целеустремленность,
Желание быть первым во всем
В каждой статье возвеличивается брахман
Дал клятву разрушить Рим
multiurok.ru
Проверочные задания по истории Древнего мира для 5 класса
Проверочные задания по истории Древнего мира для 5 класса
1 ВАРИАНТ
1.Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества:
а) хронология; б) генеалогия; в) археология.
2. Какой год был раньше 2068 г. до н. э. или 2047г. до н. э.
в) желание человека отличаться от животных. 10. Столица Древнего Египта:
а) Мемфис; б) Фивы; в) Урук 11. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.
12.Оцените утверждение.
Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря: а) верно; б) неверно.
13.Выберите правильный ответ.
Пешее войско фараона:
а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;
б) создавалось на время войны;
в) было единственным родом войск в Египте.
14. Найдите лишнее.
Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:
а) иероглифы; б) бумага; в) папирус.
15.Определите понятие, которому соответствует данное описание.
Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мертвых. Для фараонов возводились особые гробницы. Они считаются первым из чудес света:
а) саркофаги; б) пирамиды; в) храмы.
16. Приведите в соответствие:
1) бог Солнца а) Хаммурапи
2) фараон, чья гробница сохранилась до наших дней в первозданном виде б) Амон-Ра
3) жилища для богов в) ростовщики 4) вавилонский царь, чьи законы были выдолблены на черном камне г) храмы 5) люди, которые давали имущество «в рост» д) Тутанхамон (запишите под цифрами в таблице соответствующие буквы
1
2
3
4
5
17. Из связки в три понятия выберите лишнее слово и выпишите его. Объясните почему оно лишнее? а) старейшина-вождь-рубило
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей.
Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных
приспособлений ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая
и скота – платили ____________.
19. Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.
Подчеркните соответствующие слова в тексте:
«Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте».
20. Прочитайте отрывок из книги и ответьте на вопросы:
«Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! Люди почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Как они его сохраняли?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2 ВАРИАНТ 1. Наука, занимающаяся изучением гербов, а также традициями и практикой их использования:
а) археология; б) нумизматика; в) геральдика.
2. Какой год был раньше 3040 год до н. э. или 2025 год до н. э.?
а) жрецы, б) совет старейшин, в) цари. 7. Из чего первобытные люди делали первую одежду?
а) из шёлка; б) из шкур диких животных; в) из хлопка. 8. Первое орудие труда первобытного человека:
а) б) в)
Ответ: ______________________________________
9. Что называется искусством?
а) творческое воспроизведение окружающего мира
б) стремление человека объяснить загадки природы
в) желание людей лучше охотиться. 10. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
а) объединение Южного и Северного царств;
б) союз богов неба и земли;
в) царство мёртвых или царство живых. 11. Из чего строили простые египетские дома?
а) из глины, б) из камня; в) из дерева.
12. Оцените утверждение.
Древнее Междуречье – это страна, которая располагалась между двумя большими реками — Евфратом и Тигром: а) верно; б) неверно.
13. Выберите правильный ответ:
Правители Египта носили титул:
а) царь; б) жрец; в) фараон.
14. Найдите лишнее:
Рассказывая о письменности Двуречья, мы обязательно назовем эти слова:
а) иероглифы; б) клинопись; в) глиняные таблички.
15. Египтяне заботились о сохранении тела умершего: в него должна, думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали тонкими бинтами, изготавливали:
а) саркофаг; б) мумию; в) гробницу.
16. Приведите в соответствие:
1) служители богов а) иероглифы
2) столица Древнего Двуречья б) Вавилон
3) бог Солнца в) жрецы
4) письменность Древнего Египта г) Шамаш
5) фараон, при котором Египет достиг наивысшего могущества д) Тутмос III
(запишите под цифрами в таблице соответствующие буквы)
1
2
3
4
5
17. Из связки в три понятия выберите лишнее слово и выпишите его. Объясните почему оно лишнее? а) собака-кошка-коза
Знатных египетских вельмож хоронили в _________________ , построенных ещё при ______________. Стены украшали рисунками, Египтяне верили, что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом ______________
19. Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.
Подчеркните соответствующие слова в тексте:
«Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше? Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте».
20. Прочитайте отрывок из книги и ответьте на вопросы:
«Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали люди, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! Люди почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».