Конспект урока истории 5 класс искусство и религия первобытных людей. Конспект урока по Истории Древнего Мира в 5 классе на тему: "Возникновение искусства и религиозных верований"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Технологическая карта урока по истории на тему "Возникновение искусства и религиозных верований" (5 класс). Конспект урока истории 5 класс искусство и религия первобытных людей


«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ»

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МО СЕВЕРСКИЙ РАЙОНhello_html_21f57ca0.png

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49

СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙ

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ 5 КЛАСС ФГОС

НА ТЕМУ:

«ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА

И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ»

Урок разработала:

учитель истории обществознания

МБОУ СОШ№49

Лисицина Алла Анатольевна

Технологическая карта урока

Предмет – история

Класс – 5

Автор УМК – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

Тема урока – «Возникновение искусства и религиозных верований»

Тип урока – усвоение навыков и умений. Урок беседа

Цель урока: Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Планируемы результаты:

  1. Предметные результаты: готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

  2. Личностные результаты: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

  3. Метапредметные результаты: владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины:первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы:

  1. Учебник. Диск «История. Древнего мира.

  2. Учебные картины: «Особенности первобытного искусства», «Первобытный колдовской обряд», «Древний похоронный обряд», «Представления первобытных людей в «стране мертвых».

  3. Рабочая тетрадь № 1

Структура урока

Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует выступление учащихся с сообщениями, работу с хронологией:

  • 2 млн. лет назад,

  • 100 тыс. лет назад,

  • 40 тыс. лет назад

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Сообщение,хронология

Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

Усвоение новых знаний и способов действий.

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с

п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам:

  • Как была открыта пещерная живопись?

  • Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

  • Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей?

  • Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа с текстом, беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами:

  • колдовство,

  • оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный. Рассказ учителя,работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых».

Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

Контроль знаний и способов действий

Индивидуальная.

Практический. Работа по карточкам

Организует работу с компакт-диском. Комментирует задания по теме «Первобытные собиратели и охотники», контролирует выполнение

Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

Рефлексия

Фронтальная. Словесный.Беседа

  • Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

  • Смогли ли вы их достичь?

  • Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

  • О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять?

  • Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих, действий исамооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

Домашнее задание

Фронтальная.

Словесный.

Сообщениеучителя

Комментирует задание.

Сравнить древнейших людей и людей разумных.

Задание 12 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные:принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Письменный ответ. Задание в рабочей тетради

infourok.ru

"Возникновение искусства и религиозных верований"

Тема «Возникновение искусства и религиозных верований»

Педагогические цели

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описание первых произведений искусства, созданных человеком

Тип урока

Усвоение новых навыков и умений

Предметные результаты

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и и познания современного общества

Личностные результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основные понятия и термины

Первые произведения искусства древних людей, верования первобытных людей, существование души, зарождение веры в богов, оборотни, душа, «страна мертвых», искусство

Образовательные ресурсы

Учебник «История Древнего мира», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты

Организационная структура урока

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная,

Словестный,

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверят готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Быстро включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная,

Словестный,

Работа с хронологией

Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов.

Участвуют в обсуждении вопросов; раскрывают значения терминов

П.: оформляют свои мысли в устной и письменной; слушают и понимают речь

Хронология

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная,

Словесный,

Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Р.: принимают учебную задачу, сформулированную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действия.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная,

Словесный, исследовательский,

Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 параграфа 3 и беседу по вопросам:

- Как была открыта пещерная живопись?

- Почему первобытные художники плохо изображали человек аи хорошо передавали облик и характер зверя?

- Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Проводят поиски необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстрации картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий.

П.: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов

Р.: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи

К.: умеют работать в группе

Беседа по вопросам, работа с текстом

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная,

Объяснительно-иллюстративный,

Рассказ учителя, работа с иллюстрацией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами: колдовство, оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

П.: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Беседа по вопросам

Религиозные верования

Фронтальная,

Объяснительно-иллюстративный,

Рассказ учителя, беседа

Рассказывает о зарождение веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

П.: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

V. Контроль знаний и способов действия

Индивидуальная,

Практический,

Работа с карточками

Комментирует задание, контролирует выполнение

Выполняют работу по карточкам

П.: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

VI. Рефлексия

Фронтальная.

Словесный,

Беседа

- Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока?

- Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

- А что воспринималось легко?

- Какие навыки вы приобрели на уроке? Можно ли их использовать на других уроках?

Отвечают на вопросы

Р.: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание.

Параграф 3, письменно ответить на вопрос: «В чем различия между древнейшими людьми и людьми разумными?»

Воспринимают задание, уточняют

Р.: принимаю цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Вопросы, основные понятия, термины, задания в рабочей тетради

infourok.ru

Урок истории в 5 классе "Возникновение искусства и религиозных верований"

Урок истории в 5 классе

по теме: Возникновение искусства и религиозных верований

УМК Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

Учитель: Потапова С.И.

МБОУ «Шумковская ООШ»

Цели урока:

  1. Научить выявлять главное во взглядах на мир первобытных людей.

Научить объяснять значение религиозных верований и искусства для первобытных людей.

  1. Научить выделять истоки современных представлений и обычаев, зародившихся в первобытном мире.

  2. Научить давать и объяснять свои оценки представлений и обычаев

первобытных людей с позиции современного человека.

Обязательный минимум содержания: значение религиозных верований и искусства у первобытных людей. Душа, религия, искусство.

План урока:

I. Проблема урока: зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

II. Поиск решения проблемы:

1. Представления и верования первобытных людей.

Примерный вывод по проблеме: в мифах отражалось представление о происхождении мира и людей.

2. Первобытное искусство.

Примерный вывод по проблеме: первобытные люди создавали наскальные рисунки, совершали магические ритуалы, пытаясь воздействовать на сверхъестественные силы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 16 - 19 сделанные первобытными людьми. Какое ощущение у вас возникает, глядя на них?

– Давайте узнаем, какое впечатление

произвели эти рисунки на дочь археолога, работавшего на раскопках в пещере Альтамира.

Фиксирует на доске:

Первобытные люди создавали красивые рисунки.

-А вы хотели, чтобы такие красивые рисунки увидели все?

– Читаем дальше.

– Какие факты приведены в учебнике?

Фиксирует на доске:

Первобытные люди старались никому не показывать свои рисунки.

– Сравните ваши выводы и факты, приведённые в учебнике.

– В чём противоречие, какой возникает вопрос?

– Что нам сегодня предстоит выяснить?

Фиксирует на доске:

Зачем первобытные люди создавали произведения искусства?

Высказывают своё мнение.

Читают текст на с. 14-15

Художникам удавалось передавать характер и облик животных

Да, чтобы все восхищались.

– Первобытные люди старались создавать свои рисунки в труднодоступных местах.

Формулируют вопрос (учебную

проблему) в разных вариантах.

Регулятивные умения

Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.

II. Версии.

– Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Можно заострить внимание детей

на особенностях первобытных рисунков вопросом:

– Кого и как изображали первобытные художники?

Скорее всего, дети могут выдвинуть

такие версии:

– Люди верили в волшебную силу

рисунка.

– В рисунках пытались выразить свои представления о мире.

Выдвигать версии.

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

– Давайте с вами вспомним, что мы

уже знаем по этой проблеме.

– С помощью словаря объясните, что

такое религия, искусство. Выделите

главные (ключевые) признаки.

Фиксирует на доске:

Знаем:

Религия – вера.

Искусство – творчество.

– Какой период в истории человеческого общества мы изучаем?

– Что нам надо узнать, чтобы найти

решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать:

1) Во что верили первобытные люди?

2) Каким было первобытное искусство?

Индивидуально, самостоятельно

работают со словарём.

– Религия – это вера во что-либо.

– Искусство – это творчество, в котором с помощью образов выражены

чувства, представления человека.

– Первобытный мир.

– Во что верили первобытные люди?

– Какое было первобытное искусство?

– Что хотели передать в своём творчестве первобытные люди?

Познавательные умения

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию.

Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), используя ИКТ.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Представления и верования

первобытных людей.

– Как вы думаете, представления о

мире первобытных людей будут отличаться от взглядов наших современников?

– Сейчас проверим.

– Прочитайте п.3 и 4, с. 15-17, выделите

несколько отличий во взглядах на мир

первобытных и современных людей.

– Сделайте вывод по проблеме.

При проверке задания можно применить алгоритм самооценки (у ребят в тетради вложением).

– Где могли отразить свои верования, представления первобытные люди?

– Используя словарь, объясните, что называют

мифом.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Указывает на проблему, записанную на доске.

Высказывают своё мнение.

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника.

Примерный ответ:

– Первобытные люди верили в то, что животные и люди могут превращаться друг в друга, в деревья, камни. Что существует сверхестественная связь между живым животным и его изображением, что

у человека есть душа, продолжающая самостоятельное существование

в потустороннем мире после смерти

человека.

Человек верил в сверхъестественные силы, способные творить чудеса.

– В мифах.

– Мифы – это рассказы со сверхъестественными, вымышленными деталями.

Своё представление о мире первобытные люди отражали в мифах, считая себя частью природы и наделяя

сверхъестественными силами различные явления природы.

Анализировать (в т.ч. выделять главное).

Оценивать степень и способы достижения цели.

Излагать своё мнение (в монологе), аргументируя его.

2. Первобытное искусство.

– С помощью текста в учебнике на с. 17 оцените: вера ваших первобытных предков в магию, «чудеса» «колдунов» представляется вам смешной и глупой или нет?

Читают вслух пункт 4, применяя приём «диалог с автором».

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Умение вести диалог.

V. Выражение решения проблемы.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?

– Первобытные люди создавали

произведения искусства, в которых

выражали своё понимание мира, а

также с помощью магии пытались

воздействовать на сверхъестественные силы.

VI. Применение знаний.

– Выполните задания в учебнике стр. 17 в.3

При проверке можно применить алгоритм самооценки.

Работа в парах.

Коммуникативные умения

VII. Домашнее задание.

– Рассмотрите рисунки на с. 20-21.

– О чём мы будем говорить на следующем уроке?

– Дома проверьте свои предположения, прочитайте §4, а также подготовьте ответы на вопросы после параграфа

Высказывают свои предположения.

infourok.ru

Урок истории для 5 класса «Зарождение искусства и религиозных верований»

История 5 класс.

Тема: Зарождение искусства и религиозных верований.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: показать, что возникновение искусства и религиозных верований, с одной стороны связано с проблемами жизнеобеспечения людей, с другой – отражает способность человека размышлять о мире, самом себе, своем прошлом и будущем.

Обеспечить эмоционально – ценностное восприятие жудожественных образов первобытного искусства.

Начать формирование умения составлять план текста и диагностировать уровень его освоения на данном уроке.

План урока:

1.Первые знания человека о мире.

2.Появление религиозных верований.

3. Возникновение искусства

4. Возникновение живописи, петроглифов.

5. Возникновение скульптуры.

Понятия урока: религиозные верования, магия, обряд, искусство, живопись, скульптура, петроглифы.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения захоронений древнего человека, наскальная живопись

Преемственные связи: межпредметные: ИЗО.

Ход урока:

Фронтальный опрос:

1.какая тема изучалась на прошлом уроке?

2.Перечислите, что помогло людям выжить в условиях ледника?

3. Нанесите на ленту времени даты появления человека умелого и человека разумного

4. Почему люди жили коллективом, какие причины заставляла их объединяться?

5. Что такое родовая община? В чем заключалось управление ею?

6. Что такое племя?

Мини рассказ: Расскажите о жизни в родовой общине.

Физ минута.

Изучение нового материала.

1.Первые знания человека о мире. Вводное слово учителя о накоплении опыта животными, что помогает им в добывании пищи и об ограничении возможностей передачи опыта среди них. Акцентирует внимание учитель, что возможность передать накопленный опыт будущему поколению гораздо больше. Входе беседы учащиеся выясняют, какими возможностями человек передает свой опыт будущему поколению. Ученики выясняют в ходе данной беседы далее, что, несмотря на отсутствие письменности, передача опыта и знаний тоже возможно и что передает такие знания старшее поколение.

Формирование умения составлять план текста: учащиеся читают текст первого абзаца §3 и выделяют главную мысль. Учитель подчеркивает, что главные мысли формируются в называемой форме, кратко, своими словами.

Ученики делают соответствующий план и дают на проверку ученикам за соседними партами, которые выставляют им оценку.

Учитель: теперь закройте учебники и перечислите все пять видов знаний первобытных людей. При возникновении затруднения учитель предлагает воспользоваться двумя способами: или учебником или планом. Это помогает понять, для чего нужен план.

2. Возникновение религиозных верований.

Учитель: Религиозные верования возникли еще в далекие времена. Даже у неандертальцев были захоронения, что говорит о наличии представлений о загробной жизни. Обратите внимание на то, что религиозные верования постепенно усложнялись. Предложить ученикам прочитать соответствующую главу параграфа и составить план рассказа.

План выглядит примерно так:

1. Поклонение растениям и животным

2. Верования в духов

3. Вера в загробную жизнь

4. Вера в силу магических обрядов.

Учитель проверяет составленный план и указывает ученикам на их ошибки, если они совершены.

Учитель сообщает, что кроме религиозных верований в коллективе еще были шаманы(колуны), которые отправляли тот же религиозный культ. Показывая на иллюстрациях о древних религиозных культах и обрядах, учитель подводит учеников к тому, что возможности человека ограничены, а в те времена более чем когда либо, и для помощи он обращался к духам для защиты и помощи.

3. Возникновение искусства.

Учитель: искусство появилось примерно в то же время, когда и религия – 30-40000 лет назад. Предложить определить, какие виды искусства могли возникнуть в древнее время и почему. После этого учитель рассказывает, что памятники искусства древних людей стали известны лишь в XIX веке.

Предложить ученикам описать пещерную живопись и угадать, что, какие действие изображены на рисунках.

На примере изображения бизонов на стр.19 учебника учитель формирует у учеников ценностное отношение к произведениям искусства древнего человека.

Учащиеся обобщают результаты своей работы, и формулируют вывод: человек создал живопись еще до появления земледелия, скотоводства, письменности и городов.

Выставление оценок.

Д/З §3, вопросы 1, 5; рабочая тетрадь §3 .

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Технологическая карта урока по истории на тему "Возникновение искусства и религиозных верований" (5 класс)

ОУ: МБОУ Краснооктябрьская СОШ, пос. Десятуха

Базовый учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2016.

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Личностные: Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные: Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Предметные: Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2016;

Раздаточный материал: задания по теме ««Первобытные собиратели и охотники» (Приложение 1)

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

а)Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка.

2. Человек «заколдовывает» зверя

3. Религиозные

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формаконтроля

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует работу учащихся с хронологией:

  • 2 млн. лет назад;

  • 100 тыс. лет назад;

  • 40 тыс. лет назад;

Организует выступление учащихся с сообщениями.

Индивидуальная работа учащихся по формулировке вопросов. Коллективное обсуждение ответов.

Ожидаемый ответ обучающихся:

  • 2 млн. лет назад-Появление человека «Умелого», а также проживание людей «Человеческим стадом» произошло в каком году?;

  • 100 тыс. лет назад –Общее похолодание(Ледниковый период) на земном шаре началось в каком году?;

  • 40 тыс. лет назад - Появление человека «Разумного» , а также объединение людей в коллективы «Родовые общины» произошло в каком году?;

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России.

Познавательные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми

Хронология

Сообщение

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

- Сегодня нас ожидает знакомство с новым материалом. Мы проникнем в таинственные, труднодоступные пещеры, где древние люди скрывались от стихийных бедствий, жили и хранили свои сокровенные тайны. Тема сегодняшнего урока «Возникновение искусства и религиозных верований».

- Какие задачи мы ставим перед собой?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.

Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Дать представление об искусстве и о древнейших религиозных верованиях древних людей.

2.Сформулировать причины их возникновения.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное выделение и формулирование учебной проблемы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и еще неизвестного.

Личностные: самоопределение себя как представителя человечества как вида.

Беседа

IV. Моделирование

Фронтальная.

Запись на доске (после обсуждения)

Организует учебное взаимодействие учеников и следующее обсуждение составленных моделей.

-Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление об искусстве и религиозных верованиях древних людей?

Фиксирует план на доске

Учащиеся ,с последующим, обсуждением формулируют план решения проблемы:

1.Как была найдена пещерная живопись.

2.Загадки древнейших рисунков.

3.Человек «заколдовывает» зверя.

4.Религиозные верования древнего человека.

V.Усвоение новых знаний и способов действий.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский. Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 §3 по вопросам:

– Как и где была открыта пещерная живопись?

– В чём заключалось мастерство первобытных художников?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий.

Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Пещерная живопись была открыта дочкой испанского археолога Саутуола, в пещере Альтамира(Испания) в 1879 году.

Записывают в тетрадь.

2. Владели рисунком и красками; Владели объёмным изображением животных; Умели соблюдать пропорции; Умели детально воссоздать образы; Умели передавать индивидуальные особенности животных.

Записывают в тетрадь.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе.

Личностные:

жизненное самоопределение;

формирование представлений о ценностях коллективизма.

Работа с текстом

Беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Организует работу с ил. Стр. 18-19 и беседу по вопросам:

1.Почему художники помещали свои рисунки в глубине тёмных пещер, куда не проникают лучи солнца;

2.Для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей?

Раскрывает смысл понятия «колдовство»; Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины;

Первобытные охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей. У людей возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из этих краёв. Если изобразить раненое животное, то это поможет добиться успеха на охоте.

Слушают учителя, предлагают формулировки ответа на заданный вопрос.

Ожидаемый ответ обучающихся:

1.Чего-то боялись;

2.Хотели заколдовать зверя.

Слушают учителя. Анализируют полученную информацию. Делают вывод:Что такое и для сего был нужен колдовской обряд.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; извлечение необходимой информации из монологической речи.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная.Индивидуальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией,работа со схемой, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых».

Первобытные люди пытались понять, почему спящие видят сны. У них возникла вера, что в каждом человеке обитает душа. Люди верили, что души предков переселяются в далёкую страну «страну мёртвых». Там они так же живут родовыми общинами. Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых» и для жизни в этой стране: пищу, одежду, украшения и т.д.

Предлагает сформулировать определение термина «Религиозные верования».

Организует беседу по вопросу, рисует схему:

-Почему появились религиозные верования?

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий;

С помощью учителя формулируют определение термина «Религиозные верования», записывают определение в тетрадь.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Религиозные верования-верования в колдовство, в душ, в жизнь после смерти.

На основе рассказа учителя и своих предположений высказывают версии появления религиозных верований.

Ожидаемый ответ обучающихся:

2. Неудачи в хозяйственной деятельности человека.

3.Стремление человека объяснить причины явлений, связанных с ним самим: болезней, сна, смерти.

Зарисовывают схему в тетрадь.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Работа со схемой

VI.Решение частных задач

Групповая.Фронтальная. Словесный. Беседа

Предлагает разделиться обучающимся на две группы поровну.

Предлагает разгадать загадочные послания.

Загадочное послание наших предков №1.

В одной из пещер первобытный человек создал изображение убитого стрелами и камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь.

-Какую тайну хранит эта находка?

Загадочное послание наших предков №2.

В пещерах археологи находят захоронения древних людей, в которые были положены еда, оружие, предметы роскоши.

-Зачем это было сделано?

Делятся на две равные группы, по своему желанию.

Высказывают предположения, находят ответы на загадки.

Ожидаемый ответ обучающихся:

Если они изображали на стене пещеры раненое животное, то это по их мнению должно было принести успех на охоте.

Хороня сородича, люди клали в могилу всё необходимое для путешествия в далёкую «страну мёртвых»и для жизни в этой стране: пищу, одежду, украшения и т.д.

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи, в уме. Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Беседа по вопросам

VII.

Контроль

знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический.

Организует проверочную работу по карточкам.

Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

Уучащиеся выполняют тестирование с последующей проверкой в парах

Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

Ключ(Вариант 1):

1)а; 2)а-2, б-1; 3)б;

4)Религиозные верования; 5)охота, рыболовство; 6)а; 7)б.

Ключ(Вариант 2):

1)а; 2) в; 3)а-2,б-3,в-1; 4)Душа; 5)общие жилища, еда, орудия труда, коллективная охота, собирательство; 6)а; 7)б.

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Работа по карточкам.

Проверка в парах.

VIII. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Организует работу по вопросам:

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

– О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности .

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

IX. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Домашнее задание:

Учащиеся записывают домашнее задание.

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи

Коммуникативные:

умение слушать.

Приложение 1. (Проверочная работа: тест по главе «Первобытные собиратели и охотники»)

1. Оцените утверждение.  Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами:

2. Приведите в соответствие: 

3) умели использовать разумные предметы для добывания пищи

infourok.ru


Смотрите также