Урок истории в 5 классе искусство и религия первобытных людей. Урок по истории на тему: "Возникновение искусства и религиозных верований" (5 класс)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок по истории в 5 классе.Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований». Урок истории в 5 классе искусство и религия первобытных людей


Урок истории для 5 класса «Зарождение искусства и религиозных верований»

История 5 класс.

Тема: Зарождение искусства и религиозных верований.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: показать, что возникновение искусства и религиозных верований, с одной стороны связано с проблемами жизнеобеспечения людей, с другой – отражает способность человека размышлять о мире, самом себе, своем прошлом и будущем.

Обеспечить эмоционально – ценностное восприятие жудожественных образов первобытного искусства.

Начать формирование умения составлять план текста и диагностировать уровень его освоения на данном уроке.

План урока:

1.Первые знания человека о мире.

2.Появление религиозных верований.

3. Возникновение искусства

4. Возникновение живописи, петроглифов.

5. Возникновение скульптуры.

Понятия урока: религиозные верования, магия, обряд, искусство, живопись, скульптура, петроглифы.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, изображения захоронений древнего человека, наскальная живопись

Преемственные связи: межпредметные: ИЗО.

Ход урока:

Фронтальный опрос:

1.какая тема изучалась на прошлом уроке?

2.Перечислите, что помогло людям выжить в условиях ледника?

3. Нанесите на ленту времени даты появления человека умелого и человека разумного

4. Почему люди жили коллективом, какие причины заставляла их объединяться?

5. Что такое родовая община? В чем заключалось управление ею?

6. Что такое племя?

Мини рассказ: Расскажите о жизни в родовой общине.

Физ минута.

Изучение нового материала.

1.Первые знания человека о мире. Вводное слово учителя о накоплении опыта животными, что помогает им в добывании пищи и об ограничении возможностей передачи опыта среди них. Акцентирует внимание учитель, что возможность передать накопленный опыт будущему поколению гораздо больше. Входе беседы учащиеся выясняют, какими возможностями человек передает свой опыт будущему поколению. Ученики выясняют в ходе данной беседы далее, что, несмотря на отсутствие письменности, передача опыта и знаний тоже возможно и что передает такие знания старшее поколение.

Формирование умения составлять план текста: учащиеся читают текст первого абзаца §3 и выделяют главную мысль. Учитель подчеркивает, что главные мысли формируются в называемой форме, кратко, своими словами.

Ученики делают соответствующий план и дают на проверку ученикам за соседними партами, которые выставляют им оценку.

Учитель: теперь закройте учебники и перечислите все пять видов знаний первобытных людей. При возникновении затруднения учитель предлагает воспользоваться двумя способами: или учебником или планом. Это помогает понять, для чего нужен план.

2. Возникновение религиозных верований.

Учитель: Религиозные верования возникли еще в далекие времена. Даже у неандертальцев были захоронения, что говорит о наличии представлений о загробной жизни. Обратите внимание на то, что религиозные верования постепенно усложнялись. Предложить ученикам прочитать соответствующую главу параграфа и составить план рассказа.

План выглядит примерно так:

1. Поклонение растениям и животным

2. Верования в духов

3. Вера в загробную жизнь

4. Вера в силу магических обрядов.

Учитель проверяет составленный план и указывает ученикам на их ошибки, если они совершены.

Учитель сообщает, что кроме религиозных верований в коллективе еще были шаманы(колуны), которые отправляли тот же религиозный культ. Показывая на иллюстрациях о древних религиозных культах и обрядах, учитель подводит учеников к тому, что возможности человека ограничены, а в те времена более чем когда либо, и для помощи он обращался к духам для защиты и помощи.

3. Возникновение искусства.

Учитель: искусство появилось примерно в то же время, когда и религия – 30-40000 лет назад. Предложить определить, какие виды искусства могли возникнуть в древнее время и почему. После этого учитель рассказывает, что памятники искусства древних людей стали известны лишь в XIX веке.

Предложить ученикам описать пещерную живопись и угадать, что, какие действие изображены на рисунках.

На примере изображения бизонов на стр.19 учебника учитель формирует у учеников ценностное отношение к произведениям искусства древнего человека.

Учащиеся обобщают результаты своей работы, и формулируют вывод: человек создал живопись еще до появления земледелия, скотоводства, письменности и городов.

Выставление оценок.

Д/З §3, вопросы 1, 5; рабочая тетрадь §3 .

xn--j1ahfl.xn--p1ai

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Урок по истории в 5 классе

Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Провела: учитель истории

Верхне –Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Богданова О.С.

2017 г.

История – 5 класс

Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.

Ход урока

I.Организационный этап.

II. Проверка знаний и умений.

Тестирование по теме «Жизнь первобытных людей»

III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»

Что для этого следует вспомнить?

1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?

1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?

2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

3. Как они изготавливали одежду?

Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы.

для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока? А какая цель урока

VI. Актуализация знаний.

В гроте Тешик- Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла -767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик- Таш?

работа с иллюстрацией с.17, презентацией

V.Первичное усвоение новых знаний.

План:

1.Пещерная живопись

2.Древнейшие рисунки

3.Человек «Заколдовывает зверя»

4.Зарождение веры в душу

Работа с учеником с с. 17-21

Записи:

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

VI. Первичная проверка знаний.

Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.

Работа в группах

Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования. Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.

Ученики составляют таблицу:

VII. Первичное закрепление.

Рассмотрим произведение древнего автора составим рассказ о нём. –работа в парах

Памятка

1. Автор и время создания

2. Что изображено на наскальной картине?

3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает?

4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?

5.С какой целью эта картина была создана?

6. Какие знания о животных помогали людям охотится?

Ученики предполагают связь искусства с религиозными верованиями.

Фронтальная работа.

2.Каким словом можно заменить следующее выражение:

Вера в богов и духов – (религия)

Изображения почитаемых богов и духов – (живопись)

Подарки богам и духам –  (жертвоприношение)

Поражение копьями нарисованное  животное –  (колдовской обряд)

Составление синквейна. «Религия»

VIII .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

П. 3

IX .Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.

Своей работой я:доволен…не совсем доволен…я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…научился...было интересно…было трудно…мои ощущения…этот урок дал мне для жизни…

multiurok.ru

"Возникновение искусства и религиозных верований" (5 класс)

Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Урок по истории в 5 классе

Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Провела: учитель истории

Верхне –Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Богданова О.С.

2017 г.

История – 5 класс

Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.

Ход урока

  1. Организационный этап.

II. Проверка знаний и умений.

Тестирование по теме «Жизнь первобытных людей»

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»

Что для этого следует вспомнить?

1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?

1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?

2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

3. Как они изготавливали одежду?

Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы, для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока? А какая цель урока

VI. Актуализация знаний.

В гроте Тешик- Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла -767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик- Таш?

работа с иллюстрацией с.17, презентацией

V.Первичное усвоение новых знаний.

План:

1.Пещерная живопись

2.Древнейшие рисунки

3.Человек «Заколдовывает зверя»

4.Зарождение веры в душу

Работа с учеником с с. 17-21

Записи:

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

VI. Первичная проверка знаний.

Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.

Работа в группах

Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования.

Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.

Ученики составляют таблицу:

VII. Первичное закрепление.

Рассмотрим произведение древнего автора составим рассказ о нём –работа в парах

Памятка

1. Автор и время создания

2. Что изображено на наскальной картине?

3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает?

4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?

5.С какой целью эта картина была создана?

6. Какие знания о животных помогали людям охотится?

infourok.ru

«Возникновение искусства и религиозных верований»

Верхне –Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской области

Урок по истории в 5 классе

Тема: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Провела: учитель истории

Верхне –Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Богданова О.С.

2017 г.

История – 5 класс

Тема урока: «Возникновение искусства и религиозных верований»

Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.

Ход урока

I.Организационный этап.

II. Проверка знаний и умений.

Тестирование по теме «Жизнь первобытных людей»

III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Ребята, давайте составим рассказ на тему «Борьба за существование научила людей всему»

Что для этого следует вспомнить?

1. как изменился климат Земли примерно сто тысяч лет назад? Как изменился животный мир?

1.какие приспособления для охоты придумали и использовали древние люди?

2.Какие жилища делали древние люди для того, чтобы укрыться от холода?

3. Как они изготавливали одежду?

Хотели бы вы жить в эту эпоху? Почему?

Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснить явления природы.

для того, чтобы не бояться человек должен был не только научиться многим полезным вещам, но и научиться объяснять всё, что происходит вокруг него и с ним. Что необходимо было создать для этого?

Как будет звучать тема сегодняшнего урока? А какая цель урока

VI. Актуализация знаний.

В гроте Тешик- Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 тыс. обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла -767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик- Таш?

работа с иллюстрацией с.17, презентацией

V.Первичное усвоение новых знаний.

План:

1.Пещерная живопись

2.Древнейшие рисунки

3.Человек «Заколдовывает зверя»

4.Зарождение веры в душу

Работа с учеником с с. 17-21

Записи:

Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение ему

Искусство - творческое отражение действительности.

Жанры первобытного искусства возникли в такой последовательности:

1. Каменная скульптура

2. Наскальная живопись

VI. Первичная проверка знаний.

Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.

Работа в группах

Докажем, что у древних людей действительно существовали религиозные верования. Для этого в тексте параграфа на с.17-18 найдём проявления названных нами признаков религии и составим таблицу.

Ученики составляют таблицу:

VII. Первичное закрепление.

Рассмотрим произведение древнего автора составим рассказ о нём. –работа в парах

Памятка

1. Автор и время создания

2. Что изображено на наскальной картине?

3. Кто является главными персонажами картины и что (кто) их окружает?

4. Насколько правдиво изображение, какие детали вызывают сомнение?

5.С какой целью эта картина была создана?

6. Какие знания о животных помогали людям охотится?

Ученики предполагают связь искусства с религиозными верованиями.

Фронтальная работа.

2.Каким словом можно заменить следующее выражение:

Вера в богов и духов – (религия)

Изображения почитаемых богов и духов – (живопись)

Подарки богам и духам –  (жертвоприношение)

Поражение копьями нарисованное  животное –  (колдовской обряд)

Составление синквейна. «Религия»

VIII .Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

П. 3

IX .Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.

Своей работой я:доволен…не совсем доволен…я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…научился...было интересно…было трудно…мои ощущения…этот урок дал мне для жизни…

multiurok.ru


Смотрите также