Причины появления неравенства у первобытных людей. Жизнь первобытных людей. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. 5 класс. История Древнего мира.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по истории на тему: "Появление неравенства и знати". Причины появления неравенства у первобытных людей


Появление неравенства и знати

Вопросы занятия

 

·        Появление ремесла

·        Возникновение торговли

·        Зарождение неравенства

 

Cреди скотоводов и земледельцев появились люди, которые не занимались ни земледелием, ни скотоводством. Они были ремесленниками – людьми, которые занимаются изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Первые ремесленные мастерские для изготовления орудий труда появились еще около ста пятидесяти тысяч лет назад. Они располагались в поселениях или на территории, где было много камня, пригодного для обработки.

Но полное выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности произошло, очевидно, тогда, когда были изобретены гончарный круг и ткацкий станок. Впервые они появились в Месопотамии и Египте в III тысячелетии до нашей эры.

Гончарный круг и ткацкий станок сделали возможным в более короткий срок выпускать продукцию лучшего качества и в большем количестве.

В V – IV тысячелетиях до нашей эры люди научились плавить металл и использовать его при изготовлении орудий труда. Это открытие, по-видимому, произошло случайно. В печь для обжига глиняной посуды попали самородки меди. Под воздействием высокой температуры металл размягчался и легко менял форму при ударе.

Путем ковки из меди изготавливали топоры, тесла, кинжалы, наконечники копий и стрел, посуду. Но медь мягкая, и она не могла найти широкого применения.

Вторым металлом, который научился выплавлять человек, была бронза – сплав меди и олова. Она обладает значительно большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, достаточной прочностью и более легкоплавка. Более подробно свойства этих металлов вы будете изучать на уроках химии. А мы лишь отметим, что открытие бронзы сыграло огромную роль в освоении металлов человеком.  Это произошло в III тысячелетии до нашей эры все в той же Месопотамии. Расцвет бронзовой металлургии почти повсеместно приходится на II тысячелетие до нашей эры. Бронзу получали в больших кострах. При ее изготовлении слой руды чередовался со слоем дров.

Из бронзы делались самые разнообразные изделия: мечи, наконечники копий и стрел, топоры, серпы, сошники, пряжки и украшения, посуда и многое другое.

Хотя бронза прочнее меди, но по твердости и она не могла сравниться с кремнем. Поэтому и в эпоху бронзы каменные орудия сохраняли свое значение, преобладали над бронзовыми.

Но настоящий переворот в хозяйстве был достигнут с открытием металлургии железа. Предположительно первыми выплавлять железо начали хетты около 1800 года до нашей эры. Долгое время железо не находило широкого применения, так как температура его плавления крайне высока – 1530 градусов Цельсия. Получить такую температуру в древних кострах не могли.

Великим изобретением человечества стал сыродутный горн, в котором стали выплавлять железо при температуре девятьсот градусов Цельсия. Металл получался не в жидком, а в размягченном состоянии.

Из железа научились ковать оружие (мечи, наконечники копий и стрел), разнообразные орудия труда (топоры, плужные лемеха, сошники, серпы, скобели, напильники, ножницы) и много другое. Благодаря своим качествам железо быстро вытеснило камень.

Железным топором можно было высвободить от леса значительные массивы. Более совершенные плуги и сохи из железа позволяли качественнее обрабатывать землю и получать лучшие урожаи. В земледелии все чаще стала использоваться сила животных.  По долинам крупных рек особенно усиленно развивалось земледелие с использованием искусственного орошения.

По мере развития ремесла, земледелия и скотоводства у людей возникает потребность обмениваться между собой произведенной ими продукцией: шкурами животных, шерстью, мясом, зерном, посудой, тканью, орудиями труда и так далее.

Возможно, именно тогда у людей возник вопрос: а сколько топоров нужно отдать, чтобы взамен получить мешок зерна? Так появилась потребность в предметах, которыми люди могли бы пользоваться в качестве мерила стоимости товара, как мы сейчас пользуемся деньгами. Такими деньгами для древних людей стал скот, редкие раковины, слитки металлов. Обмен был первым шагом к возникновению торговли.

Изготовление металлических орудий труда и оружия, развитие скотоводства и земледелия были связаны с деятельностью мужчин. Женщина постепенно утрачивает свое почетное положение не только в семье, но и в обществе. Многие вопросы, имеющие общественное значение, уже решаются на собрании мужчин, без участия женщин. Материнские родовые общины превращаются в патриархальные.

Усовершенствование орудий труда привело к изменению положения и роли отдельного человека в обществе. Более ловкие и сильные лучше и быстрее работали. Их труд стал поощряться при распределении продуктов. Так, например, у многих народов охотник, убивший зверя, получал лучший кусок мяса или – дополнительно к одинаковой порции – шкуру животного.

Теперь не было необходимости в совместном труде всей общиной. У земледельцев складывается новый порядок. Община теперь состоит из больших семей.

В такой семье могло проживать три – пять, а иногда и больше поколений ближайших родственников.

Земля, как и раньше, принадлежала всей общине. Сохранялся общий выгон для выпаса скота, общим был и лес. Члены общины совместно расчищали поле для посева, рыли канавы для его орошения, охраняли всходы.

Каждая семья имела в пользовании участок родовой земли – надел. Кроме этого семье принадлежали дом, орудия труда, утварь. Появляется самостоятельное хозяйство отдельной большой семьи. Муж, глава семьи, стремится закрепить богатства за своими детьми.

Уже не большой коллектив родственников, а одна семья способна обеспечить себя всем необходимым и даже накопить излишки продуктов, которые обменивались на другие товары.

Продукты обмена, равно как и продукты труда, получаемые сверх необходимого для жизни отдельной семьи, стали накапливаться в виде богатств.

Имущественное положение семей было неодинаковым. Оно могло зависеть от целого ряда причин. Ранняя смерть, болезнь отца семьи, «кормильца», ставили вдову с малыми детьми в тяжелое положение. Наличие в семье достаточного количества земли и рабочих рук создавало благополучие и достаток. Появляются бедные и богатые семьи.

На смену родовой общине приходит соседская община. Теперь людей объединяют только хозяйственные интересы на определенной территории. Членами соседской общины могли быть не только родственники, но и выходцы из других семейных общин.

Разделение на богатых и бедных происходит не только между отдельными семьями, но и между родами. Роды, обладавшие лучшими землями, становились богатыми. Между бедными и богатыми родами возникают военные столкновения с целью обогащения. Военной добычей становятся земли, скот, имущество, рабы. Все делится между семьями, члены которых принимали участие в походе.

Захваченных в плен людей теперь не убивали, а превращали в рабов. Пользование рабским трудом стало выгодным, так как один человек мог произвести больше продуктов, чем ему нужно для поддержания жизни. Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве родовых владык: обрабатывали землю, пряли и ткали, были пастухами. Рабы могли иметь в собственности некоторые вещи, могли иметь семью, а за хорошую работу могли получить свободу.

В связи с войнами повышалось значение военного вождя. Теперь вожди стали выделяться своими богатствами, приобретенными путем грабежа во время войн, приобретали известность. Их прославляли как знаменитых, знатных людей.  Они управляли племенем, распоряжались запасами пищи, судили соплеменников.

Вожди и старейшины составляли родовую знать, которая начала передавать свое имущество и должности по наследству своим сыновьям. Положение человека в племени стало зависеть не от его опытности и заслуг, а от того, из какой семьи он происходил.

Крупные поселения постепенно превращались в города, где жила знать. В услужении знати были лучшие ремесленники.  Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

videouroki.net

Жизнь первобытных людей. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. 5 класс. История Древнего мира. - Появление неравенства и знати.

Комментарии преподавателя

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины.

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

Продолжало развиваться земледелие. С увеличением населения возникла необходимость расширить территорию, отданную под пашню. Теперь в зону посадки попала не только мягкая земля вдоль устья рек и на берегах озер и болот, но и твердая почва засушливых районов. Людям пришлось отказаться от утомительного мотыжного земледелия. Как предполагают ученые, у людей появилась идея брать большое суковатое бревно, запрягать в него быков или лошадей и протаскивать по полю, вспахивая его. Со временем, благодаря усовершенствованию такого способа вспашки, появился

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники. Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Со временем появился избыток ремесленных товаров, мало востребованных внутри общины, но очень необходимых за ее пределами. Возможность обменивать одни товары на другие способствовало появлению еще одного вида деятельности – торговли.  И новый слой населения – торговцев.

Новое разделение труда, а так же возросшая роль земледелия и скотоводства, привели к тому, что большие родовые общины стали распадаться. Появилась новая форма организации – соседские общины. Некогда единый род разделился на отдельные семьи, поделив стада животных и пашни.

Очень скоро произошло разделение семей на бедные и богатые. Одни трудились более прилежно, засевая большую площадь, собирая большой урожай. Другие семьи были хуже организованы, ленивы. С другой стороны, семьи нуждались в помощи друг друга, чтобы вырыть пруд, выкорчевать лес и т.д.

Постепенно племена превратились в военные организации. Кражи внутри племен жестоко карались, но напасть на другое племя и отобрать их урожай считалось доблестью. Так стала появляться особая категория людей (воины), занимавшаяся набегами или отражением чужих набегов.

Теперь в качестве главы племени избирался вождь. Это был преимущественно военный лидер. В его задачу входило собрать воинов для набега, продумать его план, захватить максимально возможную добычу и вернуться домой. Большая часть захваченной добычи доставалась воинам и вождю, остальное раздавалось другим членам племени. Захваченные на войне люди принадлежали вождям и войнам и становились рабами.

Удачный поход приносил богатую добычу. Постепенно стали появляться настолько сильные племена, что умудрялись подчинить себе племена соседей, заставляя их платить дань. Такие объединения получили название племенных союзов.

Вожди племен, их соратники и старейшины приобрели известность, стали знаменитыми и знатными людьми. Знатность передавалась по наследству. Сыновья вождей сами становились вождями, сыновья старейшин – старейшинами. Эта особая категория людей – знать, стала управлять племенами. Им отводились самые лучшие участки земли, доставалась большая часть добычи.

Внутри племен возникло неравенство. Одни люди вошли в состав правящей элиты, были богатыми. Им доставались все материальные блага. Другие люди (а их было большинство) были беднее и были вынуждены подчиняться.

Дальнейшее развитие племен шло двумя путями:

Одни племена продолжили оседлый образ жизни, строили крупные поселения, постепенно превращающиеся в города, окруженные валами и стенами. В городах проживала знать, которых обслуживали лучшие ремесленники. Торговцы доставляли в города ценные зарубежные товары, востребованные знатью. В городах находились храмы, посвящённые богам. Потомки вождей превращались в царей – правителей государств.

Другие племена оставили оседлую жизнь, стали разводить скот, перегоняя его с одного места на другое в поисках сочной травы. Эти племена совершали набеги на поселки оседлого населения, грабя и убивая людей. Они стали называться кочевниками.

В итоге длительной эволюции людей и человеческих коллективов, сформировались государства, которые, сменяя друг друга, с ходом времени меняли внешний облик нашего мира. Образование государств, стало возможным благодаря появлению пашенного земледелия, которое создало предпосылки для появления новых профессий: ремесленников, создающих орудия труда и предметы быта, торговцев, занимающихся покупкой и перепродажей этих товаров, а так же воинов, защищавших своих соплеменников от набегов соседей и сами совершавшие набеги с целью захвата добычи. Не последнюю роль в победе одних племен над другими сыграло изобретение металлургии и создание оружия. Постепенно в племенах сформировалась военная элита, которая обеспечила дальнейшее процветание человеческого общества.

К занятию прикреплены файл  «К уроку. Презентация.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

http://www.youtube.com/watch?v=MBBz4Wgh0O0

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Poyavlenie-neravenstva-i-znati

www.kursoteka.ru

Презентация по истории по теме "Появление неравенства и знати"

Основные вопросы урока: Что такое неравенство ? Как и почему оно появилось? Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

Основные вопросы урока:

  • Что такое неравенство ?
  • Как и почему оно появилось?
  • Что произошло в обществе в результате появления неравенства?
Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей. Задачи: 1.Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
  • Цель: Сформировать представление о неравенстве у первобытных людей.
  • Задачи:
  • 1.Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе.
  • усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство».
Новые слова: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
  • Новые слова:
  • плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е Совместим - повторим 1. Чем первые земледельцы вспахивали землю? А. Серп 2. Чем срезали колосья первые земледельцы? Б. Западная Азия 3. На чем земледельцы растирали зерно? В. Посуда 4. Где зародилось земледелие и скотоводство? Г. Мотыга 5. Какую утварь делали из глины древние люди? Д. Зернотёрка 6. Кто управлял родовой общиной? Е. Племя 7. Как называется объединение нескольких родов? Ж. Старейшины

1-Г, 2-А, 3-Д, 4-Б, 5-В, 6-Ж, 7-Е

Совместим - повторим

1. Чем первые земледельцы вспахивали землю?

А. Серп

2. Чем срезали колосья первые земледельцы?

Б. Западная Азия

3. На чем земледельцы растирали зерно?

В. Посуда

4. Где зародилось земледелие и скотоводство?

Г. Мотыга

5. Какую утварь делали из глины древние люди?

Д. Зернотёрка

6. Кто управлял родовой общиной?

Е. Племя

7. Как называется объединение нескольких родов?

Ж. Старейшины

Повторение пройденного О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

Повторение пройденного

О каких занятиях древнейших людей даёт представление этот рисунок?

Основные занятия первобытных людей: собирательство и охота земледелие и скотоводство

Основные занятия первобытных людей:

собирательство и охота

земледелие и скотоводство

Как управлялся коллектив первобытных людей? СОВЕТ СТАРЕЙШИН ПЛЕМЯ СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА РОДОВАЯ ОБЩИНА РОДОВАЯ ОБЩИНА РОДОВАЯ ОБЩИНА

Как управлялся коллектив первобытных людей?

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

ПЛЕМЯ

СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА СТАРЕЙШИНА

РОДОВАЯ ОБЩИНА

РОДОВАЯ ОБЩИНА

РОДОВАЯ ОБЩИНА

ТЕМА УРОКА: ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

ТЕМА УРОКА:

ПОЯВЛЕНИЕ НЕРАВЕНСТВА И ЗНАТИ

ПЛАН Обработка металлов и совершенствование орудий труда. Переход от родовой общины к соседской. Появление неравенства и знати.

ПЛАН

  • Обработка металлов и совершенствование орудий труда.
  • Переход от родовой общины к соседской.
  • Появление неравенства и знати.
РЕМЕСЛЕННИК – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ СОСУДОВ, ОРУДИЙ ТРУДА, ТКАНЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ.

РЕМЕСЛЕННИК –

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАНИМАЕТСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЕМ СОСУДОВ, ОРУДИЙ ТРУДА, ТКАНЕЙ ИЛИ ДРУГИХ ИЗДЕЛИЙ.

Развитие ремёсел. Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.

Развитие ремёсел.

  • Люди заметили, что попавшие в очаг самородки меди размягчаются в огне и меняют форму при ударе. Это свойство позволило выковывать из меди разные предметы. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда.
Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ. Мастера научились работать и с драгоценными металлами – ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них изготавливали украшения.

Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии появилось новое занятие – обработка металлов. Первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда была МЕДЬ.

Мастера научились работать

и с драгоценными металлами –

ЗОЛОТОМ, СЕРЕБРОМ. Из них

изготавливали украшения.

Изобретение плуга Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

Изобретение плуга

Изобретение деревянного плуга положило начало плужному земледелию. Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость о совместном труде всей общины на полях.

У каждой семьи своё хозяйство На смену родовой общине пришла соседская Пахота на полях Применение медных орудий труда Появление большего количества продуктов

У каждой семьи своё хозяйство

На смену родовой общине пришла соседская

Пахота на полях

Применение медных орудий труда

Появление большего количества продуктов

Управление обществом Родовая община Соседская община ВОЖДЬ – глава племени. Руководил военными действиями племени.

Управление обществом

Родовая

община

Соседская

община

ВОЖДЬ – глава племени. Руководил военными

действиями племени.

Появление неравенства Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.). Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

Появление неравенства

Соседская община – коллектив людей, не являющиеся родственниками, но совместно выполняющими ряд работ (осушение болот, расчистка леса под пашню, выкапывание пруда, вода из которого используется для полива и т.д.).

Разное отношение к труду, непредвиденные природные явления приводили к имущественному неравенству.

Н Е Р А В Е С Т В О – деление общества на богатых и бедных

Н Е Р А В Е С Т В О –

деление общества

на

богатых и бедных

К Л А С С Ы – ЭТО БОЛЬШИЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕ ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ, ТО ЕСТЬ ПО ТОМУ, ЧТО ОНИ ИМЕЮТ.

К Л А С С Ы –

ЭТО БОЛЬШИЕ ГРУППЫ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕ ПО ИМУЩЕСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ, ТО ЕСТЬ ПО ТОМУ, ЧТО ОНИ ИМЕЮТ.

 ЗНАТЬ — БОГАТЫЕ И ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ГОСУДАРСТВА

ЗНАТЬ —

БОГАТЫЕ И ВЛИЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ ГОСУДАРСТВА

СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ПОЯВЛЕНИЕ РЕМЕСЛА НОВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА ИЗЛИШКИ НЕРАВЕНСТВО ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ К СОСЕДСКОЙ Г О С У Д А Р С Т В О

СХЕМА ЗАРОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ПОЯВЛЕНИЕ РЕМЕСЛА

НОВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА

ИЗЛИШКИ

НЕРАВЕНСТВО

ПЕРЕХОД ОТ РОДОВОЙ ОБЩИНЫ К СОСЕДСКОЙ

Г О С У Д А Р С Т В О

КРОССВОРД ПО ГОРИЗОНТАЛИ: Первый металл, освоенный человеком. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. Род занятия человека. Богатые, влиятельные люди. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: появление в обществе богатых и бедных людей. 3 4 1 5 2

КРОССВОРД

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  • Первый металл, освоенный человеком.
  • Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку.
  • Род занятия человека.
  • Богатые, влиятельные люди.
  • Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО:

появление в обществе богатых и бедных людей.

3

4

1

5

2

КРОССВОРД 3 4 1 5 2 Г Н М К О Е Р С Д Р Л Е У Ь А Д В М С А З Е С Р Н Ы Н С С Л А С Т Т О В Ь В О

КРОССВОРД

3

4

1

5

2

Г

Н

М

К

О

Е

Р

С

Д

Р

Л

Е

У

Ь

А

Д

В

М

С

А

З

Е

С

Р

Н

Ы

Н

С

С

Л

А

С

Т

Т

О

В

Ь

В

О

videouroki.net

Конспект урока по истории на тему: "Появление неравенства и знати"

5 класс

Урок №

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

Цель: научить определять причины появления неравенства между людьми, дать определения понятиям «соседская община», «неравенство», «знать», «ремесленник», дать характеристику изменениям, произошедшие с поселениями; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, родовую и соседскую общину, выделять на элементарном уровне причины исторических событий; воспитывать интерес к историческим процессам прошлого.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесленник, плуг, неравенство, классы, знать, государство.

Оборудование: компьютерная презентация урока , учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение. 2016 г.

Ход урока

  1. Организационный момент

(учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга, проверяется готовность к уроку)

  1. Актуализация

1. Чем занимались древние люди? (земледелием и скотоводством).

2. Когда появилось земледелие? (10 тыс. лет назад)

3. Чем очищали участок для посева? (каменным топором).

4. На какое свойство растений обратили внимание женщины, занимаясь собирательством? (упавшие зерна дают всходы).

5. Какие орудия труда они использовали при обработке земли? (деревянную мотыгу – палка с острым сучком).

6. Чем убирали урожай? (серпом, сделанным из кости с каменным вкладышем).

7. Как поступали с детенышами убитых животных? (они оставляли их в своем жилище.

8. Каких животных первобытные люди стали разводить? (собака, овцы, козы, свиньи, коровы)

9. Давайте сделаем вывод, что дали человеку скотоводство и земледелие? (Появление скотоводства и земледелия дали человеку продукты питания).

(ученики отвечают на вопросы)

  1. Мотивация

Земледелие и скотоводство дали, дополнительные продукты питания для человека. Получение их в большей степени зависело от него самого.

Поэтому человек совершенствует свои умения в этих занятиях. Появляются среди людей отдельные мастера, которые лучше чем другие что-то делают. Их называют ремесленниками, а чем они занимаются, - ремеслом. Появление ремесленников (профессионалов своего дела) вызовет изменения в орудиях труда человека, а это приведет к появлению неравенства среди людей.

(учащиеся высказывают предположения)

  1. Изучение нового материала

План:

1. Обработка металлов.

2. Изобретение плуга.

3. Распад родовых общин.

4. Появление неравенства и знати.

1. Обработка металлов.

Очень давно люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и застывая приобретают новую форму.

Ремесленник – человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

(ученики записывают определение в тетради)

  • Догадались ли вы что за эти камни? (самородки меди, Их можно было плавить и изготавливать орудия труда, которые были прочнее, чем деревянные.)

Так и поступил древний человек. Он научился из камня делать форму, заливать ее расплавленной медью и изготавливать металлические орудия труда. Это произошло около девяти тысяч лет назад в Западной Азии. Так началось освоение металлов человеком.

(ученики отвечают на вопросы)

(Орудия труда и оружие из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было качественное обрабатывать землю.)

2. Изобретение плуга

  • Прочитать текст на странице 26 пункт 2 §5

  • Выяснить, как появился плуг. Какое значение имело появление плуга?

  • Сравните мотыгу и плуг.

(ученики отвечают на вопросы)

(Примерный ответ: урожаи стали лучше, обрабатывать землю стало легче. Теперь одни люди могли работать в поле, а другие заниматься ремеслом. Поэтому они могли обмениваться своей продукцией)

3. Распад родовых общин.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор».

(ученики решают задачу)

Земледельцы с изобретением плуга стали зажиточнее, они делали запасы. Но ведь каждый по-прежнему должен был делиться со всеми многочисленными сородичами. Так стоит ли особенно стараться, если полученный урожай все равно поделят поровну?

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела скот, орудия труда и вела собственное хозяйство на своем участке земли. Урожай уже не шел в «общий котел» - им целиком распоряжался глава семьи. Люди понимали, что они могут рассчитывать только на себя, и старательнее работали.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли, например, договориться и выкопать общий пруд, из которого они брали воду для полива, или осушить болото. Но при этом уже было неважно, сородичи они между собой или нет. Главное – то, что они соседи и потому должны держаться вместе. В больших поселениях людей объединяло не столько родство, сколько жизнь на одной территории.

Соседская община – община, состоявшая из больших семей, не связанных родственными связями.

4. Появление неравенства и знати.

Если каждая семья самостоятельно ведет хозяйство и распоряжается своим имуществом, то некоторые из них со временем становятся богаче, а другие беднее. Появляется неравенство.

Легко возникал соблазн увеличить свое богатство не изнурительным трудом, а грабежом. В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков скот, украшения или собранный с полей урожай считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его. Поэтому поселения стали ограждать земляными валами и стенами, чтобы уберечь себя от внезапных набегов.

Для ведения военных действий избирался глава племени – вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для походов на соседние племена.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что они имеют.

(ученики записывают в тетради)

Вождь племени, его друзья и соратники приобретали известность – их прославляли как знаменитых, знатных людей. Знатность передавалось по наследству – дети вождей и старейшин пользовались почетом, даже если сами не отличались особой доблестью и умом. Из их числа стали выбирать вождей племен. На знатных людей работали лучшие ремесленники. Ведь не могло быть тогда у каждого оружия из меди, тонких одежд и золотых украшений. Все это принадлежало только знати. Захваченных на войне пленников вождь и знатные люди делали своими рабами.

Крупные поселения понемногу превращались в города, окруженные крепостными стенами.

Государство – организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов.

В городах этих жила, знать, которую обслуживали ремесленники и рабы. Здесь находились места, где стояли идолы. Вождь приобретал власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями – правителями государств.

  1. Закрепление изученного материала

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку (классы).

5. Род занятия человека (ремесло).

6. Богатые, влиятельные люди (знать).

7. Организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов (государство).

  1. Подведение итогов

(учитель говорит заключительное слово и выставляет оценки)

  1. Домашнее задание

§5 прочитать, ответить на вопросы стр. 29 № 2-4

multiurok.ru

Урок. Появление неравенства и знати

Тема урока: «Появление неравенства и знати»

Цели урока:

~ дидактическая: определить причины появления неравенства в первобытном обществе, установить последствия данного процесса;

~ развивающая: развитие умения анализировать и обобщать различные источники информации;

~ воспитательная: воспитание ценностного отношения к труду.

Задачи:

~ личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;

~ метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, составлять при помощи анализа схемы;

~ предметные: выделить причины перехода людей от родовой общины к соседской.

Ожидаемые результаты:

~ личностные: учащиеся смогут грамматически верно читать записи терминов, раскрывающих смысл понятий, развивать умения ясно, четко и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

~ метапредметные: учащиеся смогут осуществлять контроль по образцу, уметь работать в паре, в группе, выдвигать гипотезы при решении исторических задач;

~ предметные: учащиеся смогут объяснять причины появления неравенства, признаки, знать признаки родовой общины, уметь работать с картой и атласом, описывать иллюстрации и составлять устный рассказ к ним, самостоятельно работать с текстом, сравнивать родовую и соседскую общину, находить сходство и отличие между ними, работать с хронологией.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

Необходимое оборудование:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку

  • Раздаточный материал: контурные карты, задания по теме «Возникновение земледелия и скотоводства».

План урока:

I Вводная часть

  1. Актуализация имеющихся знаний

  2. Постановка учебных задач

  3. Совместное исследование проблемы

  4. Моделирование

II Основная часть (информационно-аналитический блок)

  1. Формирование новых знаний и умений по вопросам

              1. Что такое неравенство?

              2. Как и почему оно появилось?

              3. Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

  1. Решение частных задач

III Заключительная часть

  1. Контроль на этапе окончания учебной темы

  2. Инструктаж домашнего задания

  3. Рефлексия

Ход урока

        1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

        1. Актуализация имеющихся знаний

Цель: закрепление и углубление знаний по предмету

Задание классу: Как управлялся коллектив первобытных людей?

Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.

Задание классу: Как возникли земледелие и скотоводство?

Задание классу: Какие перемены произошли в жизни людей в результате земледелия и скотоводства?

Задание классу:

Индивидуальные карточки для проверки. (Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

2. Постановка учебных задач

Цель: создание проблемной ситуации; фиксация новой учебной задачи

Решение творческой задачи.

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения.

В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Задание классу: Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? (в обществе были богатые и бедные, существовало неравенство)

Вы сделали правильный вывод

Теперь скажите, о чем пойдет речь у нас сегодня на уроке?

Вот о появление неравенства и знати и будем сегодня говорить: сформулируйте тему урока.

Формулировка темы: «Появление неравенства и знати».

3. Совместное исследование проблемы.

Цель: поиск решения учебной задачи.

? ? Как вы думаете, что вы должны сегодня узнать? На какие вопросы ответить?

?? Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

?? Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

4. Моделирование

Цель: фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

?? Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о причинах появления неравенства?

  1. Что такое неравенство?

  2. Как и почему оно появилось?

  3. Что произошло в обществе в результате появления неравенства?

5. Формирование новых знаний и умений

Цель: формирование новых знаний и умений.

Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определенную работу: изготовляли посуду, или занимались ткачеством.

Организует работу с иллюстрациями учебника (с.24)

Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство.

Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности.

Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием?

Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду

Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? Ремесленник.

Как называется такое занятие человека? (ремесло)

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твердый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл - медь.

Произошло это в Западной Азии около 9 тыс. лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Задание классу: рассмотрите иллюстрацию учебника «Отливка топора» с. 25

- как происходила отливка медного топора?

Какое значение имело для человека освоение меди?

Задание классу: работа с текстом учебника. § 5 п.2

Задача: выяснить, как появился плуг.

Как появился плуг?

Какое значение имело появление плуга?

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром и золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали лучше жить. У них появились излишки.

К чему это привело? (дни люди стали богатыми, другие бедными)

В обществе появляется неравенство, т.е. деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами. Большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют.

В результате появления неравенства изменяется и форма жизни людей.

Задание классу: Рассмотрите иллюстрации, изображение родовой и соседской общины.

Что изображено на этих рисунках?

Чем занимаются люди?

Чем отличаются их занятия?

Как вы думаете, на второй картинке так ли важен признак родства?

Что оставалось общим у этих людей?

Задание классу: сравнить родовую и соседскую общину.

- Что значит сравнивать? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия.

Родовая община

Соседская община

Родичи

Сообща трудились

Сообща жили

Общее имущество (орудие труда, скот, урожай)

Земля в общей собственности

Равенство

Соседи

Жили семьями

Трудились семьями

Имущество принадлежало отдельной семье

Семья владеет своим наделом земли

Неравенство

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы, защита от врагов, в общей собственности лес, пастбища, река.

6. Переход к этапу решения частных задач.

Цель: первичный контроль за усвоением знаний и умений.

Задание классу: выписать новые понятия и термины, поработать со словарем урока.

Ремесленник, вождь, город, знать, царь, неравенство.

7. Применение имеющихся знаний для решения частных задач.

Цель: закрепление и углубление знаний

Составление схемы «Зарождение государства».

Человек научился обрабатывать металл. Благодаря этому он освоил новое занятие – ремесло. Произошло усовершенствование и изобретение новых орудий труда. У некоторых людей появляются излишки. В обществе возникает неравенство. Этот процесс указывает на зарождение государства.

8. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Цель: контроль.

Задание классу: отгадывание кроссворда в рабочих тетрадях

По горизонтали

1.Первый металл, освоенный человеком. Медь

2. большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку. Классы

3. род занятия человека. Ремесло.

4. богатые, влиятельные люди. Знать

5. организация общества, в которой существуют границы, власть, законы и сбор налогов. Государство.

Ключевое слово по вертикали: появление в обществе богатых и бедных людей. Неравенство.

9. Инструктаж домашнего задания

Цель: постановка учебных задач.

Домашнее задание:

  • Поработайте с вопросами и заданиями к §5

  • Задание 17 на с. 16

  • Повторить параграфы 2и3

10. Рефлексия.

Цель: создание условий для осмысления обучающимися своих действий

Сегодня на уроке я повторил….

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился….

infourok.ru

План-конспект урока "Появление неравенства и знати"

Класс: 5

Дата:

Тема: Появление неравенства и знати

Цель:

  • подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе;

  • обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство»;

  • продолжить формирование умений: давать полный ответ на вопрос; сравнивать, анализировать различные исторические процессы; выделять на элементарном уровне причины исторических событий.

Коррекционная цель:

  • развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;

  • развитие произвольного внимания на всех этапах урока;

  • изучение степени утомляемости учащихся на уроке.

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия и термины:  плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.

Образовательные ресурсы:  Учебник «История Древнего мира. 5 класс» под ред. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.; атлас «История Древнего мира. 5 класс», компьютер, проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями для работы в группах; выдержки из документов

Методы и приемы: составление синквейна, кластера, корзинка идей, метод

«6 Шляп», работа в группах, работа в парах.

Формы контроля: фронтальный опрос, беседа по вопросам, составление схем (таблиц), самостоятельная работа, написание эссе по темам, исторический диктант.

Структура урока:

  1. Организационный момент

Взаимное приветствие учащихся и учителя. Психологический настрой на урок. Проверка готовности учащихся (наличие тетрадей, спецтетрадей, учебников, атласов, дневников, ручек, карандашей).

Проверка отсутствующих детей на уроке. Наличие средств коррекции (очки, лупы, рамка) у учащихся на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

  2. Актуализация знаний

  3. Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка

  4. Первичная проверка понимания Динамическая пауза

  5. Первичное закрепление

  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Решение творческой задачи

Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных? 

(В обществе существовало неравенство)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».

  • Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.

  • Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)

  • Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).

  • Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)

Вставьте пропущенные слова:

Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).

Работа с классом. Проверка  знания терминов

  1. Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка

Обработка металлов и совершенствование орудий труда

Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.

Работа с иллюстрациями учебника 

  • Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство)

  • Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности)

  • Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду)

  • Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник)

  • Как называют такое занятие человека? (Ремесло)

Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь. Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.

Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 26)

  • Как происходила отливка медного топора?

  • Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю)

Работа с текстом учебника § 5 п.2 (стр.26 – 27)

  • Как появился плуг?

  • Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом)

Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.

Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.

К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)

В обществе появляется неравенство.

Появление неравенства и знати

Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.

Позже эти группы людей стали называть классами.

Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому,  что они имеют. В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.

Переход от родовой общины к соседской

От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.

Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.

Знать – богатые и влиятельные люди государства.

Появление неравенства – первый признак зарождения государства.

  1. Первичное закрепление

«Корзинка идей»

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    1. Проработать материал учебника § 4, стр.21– 25.

    2. Выучить новые термины

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

infourok.ru

Введение. Жизнь первобытных людей. 5 класс. История Древнего мира. - Появление неравенства и знати.

Комментарии преподавателя

Быт людей со временем усложнился на столько, что жить лишь выращиванием и сбором урожая стало невозможно. Появились социальные потребности. Их удовлетворения потребовало от людей по-новому перераспределить обязанности. В общинах сохранялись профессии земледельцев и пастухов, благодаря которым люди получали продукты питания, а так же появились новые специальности – ремесленники, торговцы и воины.

Существует предположение, что внутри племени за каждой общиной могли закрепляться какие-то специфические обязанности. Например, в одной общине были прекрасные пахари, и они занимались обработкой земли с последующим сбором урожая; другой род занимался скотоводством, третий – ремеслом. Специальностью одного или нескольких родов могло стать военное дело – охрана своих соплеменников от внешних врагов.

Продолжало развиваться земледелие. С увеличением населения возникла необходимость расширить территорию, отданную под пашню. Теперь в зону посадки попала не только мягкая земля вдоль устья рек и на берегах озер и болот, но и твердая почва засушливых районов. Людям пришлось отказаться от утомительного мотыжного земледелия. Как предполагают ученые, у людей появилась идея брать большое суковатое бревно, запрягать в него быков или лошадей и протаскивать по полю, вспахивая его. Со временем, благодаря усовершенствованию такого способа вспашки, появился

деревянный плуг. Появилось пашенное земледелие. Теперь, с появлением плуга, отпала необходимость участвовать в обработке земли всем членам общины.

В начале, когда все люди находились в равном положении, каждый изготавливал для себя необходимые предметы утвари и орудия туда. Но со временем стала выделяться особая категория людей – ремесленники. Они занимались изготовлением сосудов, орудий труда, тканей и других изделий, обеспечивая свою общину, а порою и все племя. Появлялись новые средства производства. Так, труд гончара облегчался использованием гончарного круга и специальных печей для обжига сосудов.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии научились изготавливать металлические предметы. Первым металлом, широко использовавшимся в первобытных общинах, стала медь. Из меди изготавливали ножи и топоры. Медь – мягкий металл, орудия из него были менее прочными, по сравнению с орудиями из заостренного камня, но при этом обладали гораздо более острой режущей кромкой. Опыт показал, что если необходимо свалить дерево, медный топор будет более эффективен. У медных орудий было и другое преимущество. Если медный топор становился тупым, его можно было заточить, а затупившийся или сломавшийся каменный топор приходилось выбрасывать.

Люди довольно быстро научились добывать и обрабатывать драгоценные металлы – золото и серебро. Основными изделиями, получавшимися из этих металлов, были украшения.

Со временем появился избыток ремесленных товаров, мало востребованных внутри общины, но очень необходимых за ее пределами. Возможность обменивать одни товары на другие способствовало появлению еще одного вида деятельности – торговли.  И новый слой населения – торговцев.

Новое разделение труда, а так же возросшая роль земледелия и скотоводства, привели к тому, что большие родовые общины стали распадаться. Появилась новая форма организации – соседские общины. Некогда единый род разделился на отдельные семьи, поделив стада животных и пашни.

Очень скоро произошло разделение семей на бедные и богатые. Одни трудились более прилежно, засевая большую площадь, собирая большой урожай. Другие семьи были хуже организованы, ленивы. С другой стороны, семьи нуждались в помощи друг друга, чтобы вырыть пруд, выкорчевать лес и т.д.

Постепенно племена превратились в военные организации. Кражи внутри племен жестоко карались, но напасть на другое племя и отобрать их урожай считалось доблестью. Так стала появляться особая категория людей (воины), занимавшаяся набегами или отражением чужих набегов.

Теперь в качестве главы племени избирался вождь. Это был преимущественно военный лидер. В его задачу входило собрать воинов для набега, продумать его план, захватить максимально возможную добычу и вернуться домой. Большая часть захваченной добычи доставалась воинам и вождю, остальное раздавалось другим членам племени. Захваченные на войне люди принадлежали вождям и войнам и становились рабами.

Удачный поход приносил богатую добычу. Постепенно стали появляться настолько сильные племена, что умудрялись подчинить себе племена соседей, заставляя их платить дань. Такие объединения получили название племенных союзов.

Вожди племен, их соратники и старейшины приобрели известность, стали знаменитыми и знатными людьми. Знатность передавалась по наследству. Сыновья вождей сами становились вождями, сыновья старейшин – старейшинами. Эта особая категория людей – знать, стала управлять племенами. Им отводились самые лучшие участки земли, доставалась большая часть добычи.

Внутри племен возникло неравенство. Одни люди вошли в состав правящей элиты, были богатыми. Им доставались все материальные блага. Другие люди (а их было большинство) были беднее и были вынуждены подчиняться.

Дальнейшее развитие племен шло двумя путями:

Одни племена продолжили оседлый образ жизни, строили крупные поселения, постепенно превращающиеся в города, окруженные валами и стенами. В городах проживала знать, которых обслуживали лучшие ремесленники. Торговцы доставляли в города ценные зарубежные товары, востребованные знатью. В городах находились храмы, посвящённые богам. Потомки вождей превращались в царей – правителей государств.

Другие племена оставили оседлую жизнь, стали разводить скот, перегоняя его с одного места на другое в поисках сочной травы. Эти племена совершали набеги на поселки оседлого населения, грабя и убивая людей. Они стали называться кочевниками.

В итоге длительной эволюции людей и человеческих коллективов, сформировались государства, которые, сменяя друг друга, с ходом времени меняли внешний облик нашего мира. Образование государств, стало возможным благодаря появлению пашенного земледелия, которое создало предпосылки для появления новых профессий: ремесленников, создающих орудия труда и предметы быта, торговцев, занимающихся покупкой и перепродажей этих товаров, а так же воинов, защищавших своих соплеменников от набегов соседей и сами совершавшие набеги с целью захвата добычи. Не последнюю роль в победе одних племен над другими сыграло изобретение металлургии и создание оружия. Постепенно в племенах сформировалась военная элита, которая обеспечила дальнейшее процветание человеческого общества.

К занятию прикреплены файл  «К уроку. Презентация.» и файл  «Тест». Вы можете скачать файлы  в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

http://www.youtube.com/watch?v=MBBz4Wgh0O0

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/Poyavlenie-neravenstva-i-znati

www.kursoteka.ru


Смотрите также