ГлавнаяПервобытноеОсвоение людьми территории современного донбасса в первобытную эпоху
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху. Освоение людьми территории современного донбасса в первобытную эпоху
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Редкость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размывались дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или случайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиняных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).
В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.
Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка и не мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на территории нашего края напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.
Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.
Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.
site-to-you.ru
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху
Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Редкость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размывались дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или случайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиняных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).
В Донецкой области известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон. В 1968-1970 гг. донецкий археолог Д. С. Цвейбель исследовала стоянку этой эпохи в селе Белокузьминовка Константиновского района. Найдены нуклеусы, кремневые осколки, скребла и орудия с зубчатыми краями. Еще один памятник известен у поселка Курдюмовка недалеко от Артемовска. В древнем слое на глубине около 10 метров залегали кости древних бизонов и носорога, кремневые скребла и остроконечники.
Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens — человек разумный (латынь). Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка и не мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на юге Украины напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов. Остатки таких домов, в отличие от легких шалашеобразных жилищ охотников на бизонов, хорошо сохранились до наших дней. Они известны в Киеве, Черниговской области, на Среднем Дону.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов.
В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним — стоянку эпохи позднего палеолита. На склоне балки в маленьком овражке сохранились кости тысячи животных. Вместе с останками бизонов найдены обломки наконечников, кремневые вкладыши и ножи.
В более северных районах Украины в это время господствовал мамонт и северный олень. Охотники специализировались на добыче этих животных. В нашем регионе следы пребывания охотников на мамонтов найдены у села Пришиб Славянского района, на севере Луганской области.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались. С кремневых конкреций отбивалась меловая корка и неровности, из сердцевины делались заготовки нуклеусов, топоров, наконечников стрел и дротиков. В ходе обработки выбрасывались каменные отбойники, многочисленные отщепы и осколки кремня, неудавшиеся и сломавшиеся изделия. Такие места предварительной обработки кремня называют кремнеобрабатывающими мастерскими. Наиболее крупные скопления мастерских известны у сел Красное Артемовского района, Белая Гора Константиновского района, в окрестностях Краматорска и в других местах. Судя по огромному количеству отходов расщепления, мастерские функционировали много сотен лет.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой. По поверьям древних, красная охра символизировала очищение и возрождение после смерти. В древности над Мариупольским могильником находилось длинное шалашеобразное сооружение. Могильник являлся родовой усыпальницей общины, члены которой и после смерти продолжали оставаться вместе. Подобные поздненеолитические могильники известны в порожистой части Днепра, где проживали родственные племена.
Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.
Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.
В конце энеолита впервые появляется обычай возводить над погребением большую земляную насыпь. Такая насыпь называется курганом. Как правило, курганные могильники воздвигались на высоких местах и всегда видны издалека. Редко курганы содержат одно погребение, чаще их несколько — иногда до 25-30. Первые подкурганные энеолитические захоронения совершены в больших ямах и перекрыты сверху деревянным настилом. Погребенные густо посыпаны охрой. Таких погребений известно пока 20. В последующие периоды бронзового века (XXV-X вв. до н.э.) в донецких степях были насыпаны тысячи курганов. Сейчас их сохранилось около 6 тысяч. Научное исследование их началось более 100 лет назад. В начале XX в. выдающийся российский археолог В.А. Городцов провел раскопки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии (часть современного Артемовского и Славянского районов). В. А. Городцов заметил разницу в типах погребений и на этом основании выделил три археологические культуры бронзового века юга России. По конструкции погребальных сооружений он назвал их древнеямной, катакомбной и срубной. Такое деление культур сохраняет свое значение и по сей день. Древнеямные захоронения совершались в обычных ямах, катакомбные могилы имеют глубокий входной колодец и боковую камеру — подбой (она называется катакомбой), в срубных могилах сооружался невысокий прямоугольный бревенчатый сруб (часто он заменялся каменным ящиком).
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра. В Подонцовье на поселениях у Усова Озера, Лиманского Озера, села Ильичевки Краснолиманского района найдены жилища, возведенные с использованием дерева. В южных районах области в качестве основного строительного материала использовался камень. Срубные мастера были прекрасными гончарами. Больших успехов достигла обработка кости. Из рога и кости делались наконечники стрел и гарпуны, пряжки, спицы, украшения, различные орудия для обработки шкур животных. Особое значение в жизни срубных племен занимала металлургия бронзы. Донецкие срубники не только использовали изделия из привозного металла, но и научились выплавлять свою медь. Карьеры по добыче медной руды располагались у сел Выскривка, Пилипчатино, Клиновое в Артемовском районе. После добавления в медь олова получался прекрасный прочный и легкоплавкий металл — бронза. На долговременных поселках металлургов в Подонцовье (Усово Озеро и др.) из бронзы отливали разнообразные изделия: топоры, тесла, долота, ножи и кинжалы, украшения. Эта продукция распространялась не только в Подонцовье, но поступала в Приазовье и к северным племенам.
student2.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По курсу
«Отечественная история»
направление подготовки все направления
специальность все специальности
факультет все факультети
Рассмотрено
на заседании кафедры
истории и права
31 августа 2015 г.
протокол № _1__
Донецк, 2015 год
ЛЕКЦИЯ 1. ПРИАЗОВЬЕ И ПОДОНЬЕ В ДРЕВНОСТИ (до V в. н.э.)
План
1. Введение. Объект и предмет курса «Отечественная история».
2. Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
3. Экспансия восточных кочевых народов на земли Донбасса: киммерийцы, скифы, сарматы.
4. Земли Донбасса в период Великого переселения народов.
ЛЕКЦИЯ 2. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ПРЕДДВЕРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (VI –XVIIвв.).
План
1. Земли Подонцовья и Приазовья и Киевская Русь (VI – начало XIII вв.)
2. Приазовье и Подонцовье в Ордынский период (XIII – первая половина XIV вв.).
3. Роль козачества в борьбе с турецко-татарской агрессией.
4. Формирование централизованного Московского государства и усиление его юго-западных рубежей (XV – XVI вв.).
5. Начало заселения и хозяйственное освоение Подонцовья и Приазовья в XVII в.
ЛЕКЦИЯ 3. ДОНЕЦКИЙ РЕГИОН В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVIII в.)
План
1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья.
4. Развитие городов, торговли. Строительство дорог.
1. Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья
XVIII век прошёл в многочисленных войнах, которые вела Российская империя с Турцией за выход к южным морям. Войны привели к постепенному заселению Донбасса восточнославянским населением (крестьянами из центральной России, Правобережья Днепра и Слобожанщины), а также выходцами с Балкан (сербами и валахами), христианским населением Крыма (греками и армянами).
Неспокойная обстановка на южных рубежах Российской империи привела к необходимости укрепления границ. 2 февраля 1713 г. Петр I подписал указ, предписывавший усилить обороноспособность расположенных вдоль южной границы крепостей, прежде всего Бахмутской и Торской, которые после разорения по условиям Прутского договора Азовской и Троицкой (Таганрогской), оказались наиболее близкими к Крыму. Больше всего уделили внимания Бахмуту, разрушенному в начале июля 1708 г. На месте сожженной деревянной крепости в 1710 г. строится земляная. Посад города и соляные промыслы с трех сторон обводятся палисадом, а с четвертой – земляным валом. После разорения Азова и Таганрога в Бахмут перевезли часть пушек, а также и гарнизонов. На начало 1727г. гарнизон города насчитывал 503 человек, в том числе 14 штаб- и обер-офицеров, 474 унтер-офицеров и рядовых, 15 неслужащих. После административной реформы 1719 г., в связи с ликвидацией Азовской губернии на месте Бахмутского уезда создается Бахмутская провинция Воронежской губернии. В ее составе оказались следующие поселения: Райгородок, Сухарев, Ямполь, Краснянск, Боровск (два последние ныне Харьковской области), Старый и Новый Айдар (ныне Луганщина). Город Тор с окрестностями и Маяцкий остались в составе Изюмского полка Слобожанщины. Население провинции составляло 5103 мужских душ.
Важную роль в заселении и хозяйственном освоении края продолжали играть запорожцы, которым накануне войны с Турцией правительство разрешило возвратиться на старые места. В 1734г. запорожцы приступили к их упорядочению и заселению. Вся территория запорожских вольностей была поделена на паланки (уезды, округа). Две из них (Бугогардовская и Кодакская) находились на запад от Днепра, а Орельская, Самарская и Кальмиусская - на восток. Фактически южные границы этих паланок определялись российско-турецким договором, подписанным в Белграде в 1739 г., то есть после завершения войны 1735-1739 гг. Окончательное разграничение территории между Россией и Турцией произошло в 1742 г. От г. Азова до Миусского лимана граница проходила берегом Азовского моря.
Особо больших изменений претерпели восточные границы Кальмиусской паланки. Вызваны они были не только расширением созданного в 1708 г. Бахмутского уезда Азовской, а после ее ликвидации, Воронежской губернии, но и последующим расселением в Приазовье донских казаков, особенно во время русско-турецкой войны 1735-1739гг. Поддерживаемые царским правительством меры донских казаков в освоении Северного Приазовья привели к частым столкновениям между ними и запорожцами, в частности с побережья Азовского моря к востоку от Кальмиуса, где в первой половине 1740-х гг. находилась Еланецкая паланка. Сенатским указом 1746 г. границу между двумя казацкими вольницами устанавливался по г. Кальмиус.
Чтобы ускорить заселение и освоение южных рубежей Российской империи, в 1751 г. царское правительство принимает решение поселить здесь сербов и хорватов, перешедших на военную службу в Россию. Новая Сербия с центром в Новомиргороде была образована в 1752 году на территории современной Кировоградской области Украины. Её населили сербы с территории Воеводины, принадлежавшей тогда не Сербии, а Австрии. Воеводина в те времена была пограничным районом между Австрией и Османской империей. Австрийцы использовали сербов, вынужденных бежать к их границам на юге, для охраны своих рубежей от турок.
Вслед за созданием Новой Сербии в 1753 году в Россию переселились, приняв русское подданство, гусарские полки Ивана Шевича и Райко Прерадовича, поселённые на южном берегу Северского Донца между речками Бахмутом (Бахмуткой) и Луганью и образовавшие особую автономную область – Славяносербию, подчинённую непосредственно Сенату и Военной коллегии. В каждом полку было по 10 рот. Каждая рота образовывала шанец. Так был образован Серебрянский шанец, Крымский Брод, Подгорное, Нижнее и другие. Полк Прерадовича располагался на западе, в районе слияния Бахмутки и Донца, а Шевича – восточнее, гранича с областью Войска Донского. Кроме сербов, в полках служили валахи, венгры, молдаване, болгары, турки и даже евреи, принявшие православие. Административным центром области, общим с Новой Сербией, стал город Бахмут (при советской власти – Артемовск). В 1763г. население Славяносербии составляло более 10000 душ мужского пола. В целом по уезду с 1745 по 1762 гг. население возросло более чем в два раза и составило 13217 душ мужского пола. При Екатерине Славяносербия вошла во вновь созданную Новороссийскую губернию, а Славяносербия – в Екатерининскую провинцию, подчиненную Новороссийской губернии. Позднее новые земли вошли в состав Екатеринославской губернии.
Территория на запад от Бахмута в 1740 - 1760-х гг. в основном заселялась стихийно выходцами из Слобожанщины. На плане Бахмутского уезда в 1767 г. на правой стороне реки было нанесено 132 хутора и 8 слобод, в том числе слобода Никитовская. Таким образом, поселения в этом районе состояли из козацких зимовников, слобод и сел, которые принадлежали в большинстве случаев представителям местной администрации и офицерам. Так, комендант Бахмутской крепости при реке Ближние Ступки на месте городских хуторов основал село Ивановку в 6 тыс. десятин земли, а в начале 1780-х гг. ему принадлежали села Ивановка, Кременное и Шабельковка. К тому же он вел споры за землю с крестьянами Красной Луки и Ямполя.
План
1. Развитие Донбасса в условиях кризиса феодально-крепостнической системы.
2. Формирование Донецкого бассейна как нового крупного промышленного центра Российской империи (ХIХ - начало ХХст.).
3. Донбасс в период становления государственно-монополистического капитализма (начало ХХ ст.).
4. Общественно-политическая и хозяйственная жизнь в Донбассе в годы буржуазно-демократической революции в России и Первой мировой войны.
План
1.Развитие революционных событий в России и их влияние на общественно-политическую ситуацию в Донбассе (первая половина 1917 года)
2. Нарастание системного кризиса в обществе и приход большевиков к власти. Установление Советской власти в Донбассе.
3. Донбасс в годы гражданской войны.
4. Создание и деятельность Донецко-Криворожской республики.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВА
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По курсу
«Отечественная история»
направление подготовки все направления
специальность все специальности
факультет все факультети
Рассмотрено
на заседании кафедры
истории и права
31 августа 2015 г.
протокол № _1__
Донецк, 2015 год
infopedia.su
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Редкость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размывались дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или случайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиняных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).
В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.
Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка и не мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на территории нашего края напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.
Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.
Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.
Работы которые могут быть Вам интерессными
fragment-odnostvolnogo-alfavita.html
Освоение людьми территории современного Донбасса в первобытную эпоху.
Впервые на территории нашего края люди появились приблизительно 150 тыс. лет назад в эпоху среднего палеолита. Древнейший человек – архантроп (или питекантроп) отличался большой физической силой и выносливостью. Архантропы умели пользоваться огнем, сооружали примитивные жилища в виде навесов от дождя или заслонов от ветра, изготавливали каменные орудия труда. Главным занятием была охота на крупных животных. Важное место занимало собирательство съедобных растений. В горных условиях архантропы жили, в основном, в пещерах, в равнинных – на берегах рек и озер. На животных охотились при помощи рогатин- больших деревянных заостренных кольев, дубин и иногда пик с каменными наконечниками. Для прочности острие рогатины обжигалось на костре. Архантропы вели бродячий образ жизни и останавливались на несколько дней там, где удавалось добыть животное. На месте таких стойбищ оставались раздробленные кости съеденных животных, затупившиеся каменные орудия труда и осколки камня. Во время раскопок в пещерах находят очаги.
В Донбассе найдено несколько стойбищ древнейших людей. Все они располагаются в долинах рек недалеко от источников камня, из которого делали орудия труда. Находки на них крайне малочисленны. Такие стойбища под открытым небом существовали очень недолго. Редкость древних памятников объясняется также их плохой сохранностью. Следы деятельности архантропов размывались дождем и разливами рек. Найти древние каменные орудия можно только после специальных поисков или случайно в береговых обрывах рек и балок, в стенках глиняных карьеров. Почти все находки каменных орудий архантропов в Донбассе происходят из высоких глиняных обнажений или из размывов древних пород. Остатки стойбищ архантропов сохранились у города Амвросиевки на берегу реки Крынки, недалеко от Артемовска, в Макеевке, в Изюме, возле Луганска, у поселка Кирове Артемовского района. Все эти находки свидетельствуют о редком, но равномерном заселении края.
Около 100 тыс. лет назад архантропов сменили палеоантропы (древние люди, или неандертальцы). Ученые считают, что основная часть архантропов и палеоантропов пришла в Восточную Европу с запада. Палеоантропы были более совершенными предками современных людей. Они умели не только поддерживать огонь, но и разводить его. Их речь все еще оставалась неразвитой. Вместе с тем у палеоантропов появляются первые идеологические представления, обычай хоронить умерших сородичей. Палеоантропы были хорошо приспособлены к суровым условиям ледникового периода и успешно охотились на бизонов, сайгу, пещерных медведей, мамонтов, оленей и других животных. На стоянках Приазовья найдены кости оленей, лошадей, волков. Основным охотничьим оружием служили метательные копья с кремневыми наконечниками. Каменные орудия изготавливались с особой тщательностью. Скребла, ножи, остроконечники и другие инструменты имеют разнообразные формы. Большинство из них предназначалось для разделывания туш убитых животных. Палеоантропы умели изготавливать примитивную одежду из шкур животных и какие-то деревянные приспособления (древки копий, рукояти ножей, корзины, колотушки и пр.).
В Донбассе известно несколько десятков стоянок этого времени. По размеру и количеству бытовых отходов они гораздо больше стойбищ архантропов. В 1962-1965 гг. археологи тщательно раскопали две древних стоянки у села Антоновка Марьинского района. Здесь найдены кости бизона и множество орудий, обработанных с двух сторон.
Человек современного физического типа впервые сформировался на Ближнем Востоке около 40 тыс. лет назад. Его называют Homo Sapiens – человек разумный. Его называют также неоантроп. Этот человек обладал развитой речью, умел планировать свой труд на длительный срок. Появляется искусство, религиозные представления. Появление современного человека совпало с новой эпохой – поздним палеолитом (35-10 тыс. лет назад).
В позднем палеолите окончательно формируется родовая организация общества. Род включал несколько семей, ведущих совместное хозяйство. Родовой поселок в позднем палеолите состоял из 7-8 семей и насчитывал 30-40 человек. Браки внутри рода никогда не заключались. Образовать новую семью могли только представители разных родов. Роду принадлежали охотничьи угодья, добытые животные, поэтому каждый человек зависел от других жителей поселка и не мог жить в одиночку.
В позднем палеолите произошло самое сильное оледенение. В начале этого оледенения климат на территории нашего края напоминал климат современной Якутии. Человек вынужден был научиться шить теплую одежду и строить жилища. Они были различными в различных территориальных зонах. Люди научились строить круглые дома – полуземлянки – из костей мамонтов.
Люди научились по-новому колоть кремень и делать из него длинные и тонкие пластины. Из кремневых пластин изготавливали скребки, резцы, ножи, вкладыши в наконечники и другие инструменты. При получении пластин образовывались призматические нуклеусы. В Славянском районе у села Сидорово сохранилась древняя мастерская, где люди пополняли запасы кремневого сырья, делали из него заготовки нуклеусов и пластин. Подобная мастерская найдена у села Новоклиновка в Амвросиевском районе на берегу реки Крынка. Она возникла возле меловых выходов. В 1935 г. археолог-краевед В.М. Евсеев в балке Казенной у Амвросиевки обнаружил очень крупное скопление костей древних бизонов, а рядом с ним – стоянку эпохи позднего палеолита.
Последний период каменного века называется неолитом (VI-IV тыс. лет до н.э.). В неолите население увеличилось настолько, что охотничьей дичи стало не хватать и появилась необходимость дополнительно возделывать землю, выращивать зерно, заниматься скотоводством. К тому же продуктивность земледелия и скотоводства по сравнению с охотой и собирательством гораздо выше. Такой переход к новым формам хозяйства называют неолитической или аграрной (т.е. земледельческой) революцией.
Неолитическая революция – закономерное явление в экономическом и социальном (общественном) развитии древних обществ. Ее суть состоит в вынужденной резкой интенсификации труда, направленной на преодоление пищевого кризиса. Общества, основанные на производящей экономике, испытывают глубокую всестороннюю перестройку: складывается оседлость, развивается домостроительство, формируются новые культы и мифы о строении мира, происходят сдвиги в общественном устройстве. Многие неолитические племена полностью перешли к новым способам обеспечения себя пищей, другие (в основном в лесной зоне) по-прежнему занимались охотой и собирательством. Земледелие и скотоводство получили развитие прежде всего в теплых районах, где были условия для выращивать урожая и выпаса скота, в том числе и на юге Украины.
В неолите люди научились лепить и обжигать глиняную посуду. Первые горшки имели острое или круглое дно, богато орнаментировались различными вдавлениями и штампами, прочерченным орнаментом. Глиняная посуда получила широкое распространение в связи с земледелием, так как предназначалась, в основном, для приготовления различных каш из растолченных зерен проса, ячменя и пшеницы.
Неолитическое население Донбасса практиковало смешанную экономику - охота и собирательство сочетались с примитивным земледелием. Племена с такой экономикой селились в основном в долине Северского Донца, т.к. здесь сложилась очень благоприятная для жизни природная среда.
В неолите формируются крупные племена, объединяющие несколько больших родов. Племена контролировали территорию, на которой располагались их охотничьи угодья, обрабатываемые участки, озера, заросли съедобных растений. Чужое племя не имело права пользоваться этими землями без согласия хозяев. Роды и племя управлялись старейшинами из наиболее уважаемых людей.
В Подонцовье проживали в основном племена днепро-донецкой культуры. Они были сосредоточены в бассейне Северского Донца, в междуречье Днепра и Дона (археолгическая культура обозначает большую группу людей - несколько племен, которые жили на определенной территории, разговаривали на одном языке, вели одинаковое хозяйство и одинаковым образом строили дома, изготавливали посуду, каменные орудия и т.д.). На раннем этапе днепро-донецкой культуры керамика была еще неизвестна.
Помимо памятников днепро-донецкой культуры, в Подонцовье иногда встречаются поселки более северной ямочно-гребенчатой культуры лесных охотников. Такое название происходит от способа орнаментации глиняных сосудов.
Особой отраслью экономики донецких мезолитических и неолитических племен было изготовление кремневых орудий труда для своих нужд и специально для обмена. Залегающий в мелу кремень образует богатые месторождения вдоль правого берега Донца, по долинам рек Крынки, Бахмутки, Казенного и Сухого Торцов. Рост неолитического населения, увеличение размеров орудий и широкое распространение кремневых топоров в связи с вырубкой лесов заставляли древних мастеров осваивать новые месторождения кремня и организовывать его добычу. Собранные на меловых склонах или извлеченные из недр кремневые куски здесь же на месте или неподалеку предварительно обрабатывались.
Обычно мастерские посещались в теплое время года. На челнах и деревянных плотах кремневые изделия доставлялись в районы долговременных поселков. Часть изделий передавалась соседям в обмен на их богатства. Так кремневые орудия из Донецкого кряжа поступали в Приазовье, Поднепровье и другие области.
В конце неолита, в IV тыс. до н.э., в районе современного Мариуполя обитала сильная и большая община. Поселок этой общины не найден, но обнаружен родовой могильник. Раскопки проводились под руководством киевского археолога Н.Е. Макаренко. Мариупольский могильник представлял собой длинную прямоугольную яму, в которой находились 122 костяка, уложенных в четыре ряда. Погребенные мужчины и женщины были одеты в богатые одежды, обшитые костяными бусами, пластинами из клыков кабанов. Погребенных сопровождали каменные подвески, кремневые ножи, ожерелья из клыков животных, топоры, стрелы, каменная сверленая булава. Все погребения были густо засыпаны охрой.
Энеолит (медно - каменный век) начинается в середине IV тыс. до н.э. и заканчивается в середине III тыс. до н.э. Это было время полного перехода к земледелию и скотоводству. Производящие формы экономики вытеснили охоту и собирательство и оставили им место вспомогательных способов добычи продуктов питания. В юго-западных районах современной Украины и в Молдавии в энеолите формируется знаменитая трипольская земледельческая культура. К востоку от Днепра в степи и южной лесостепи в энеолите обитали племена, экономика которых основывалась на скотоводстве, в первую очередь на коневодстве. На немногочисленных энеолитических поселениях между Днепром и Доном находят кости животных, из которых более 50% принадлежат лошади. Это самая древняя прирученная лошадь в Европе. Судя по найденным деталям узды лошади уже использовались для верховой езды.
Немногочисленные еще медные изделия (топоры-тесла, шилья, украшения) ценились очень высоко. Медь поступала из Балкан через племена трипольской культуры или из Северного Кавказа. Основное количество орудий труда по-прежнему изготавливали из кости и кремня. В энеолите донецкий центр кремнеобработки достигает своего расцвета. Продолжают существовать старые мастерские у сел Красное и Белая Гора, появляются новые у поселка В. Пустошь близ Краматорска, возле сел Малиновка и Рай-Александровка Славянского района.
Древнеямная культура Донбасса сформировалась на основе местных энеолитических племен. Она датируется XXV-XXI вв. до н.э. Древнеямные поселения обнаружены в Подонье, Поднепровье и в Приазовье (у села Раздольное в Старобешевском районе). Древнеямники занимались в основном скотоводством, разводили лошадей, быков, коз, овец, свиней. Основная масса населения перекочевывала от одного пастбища к другому. Пастушество дополнялось земледелием. Удельный вес земледелия был невысок. Антропологически древнеямники были рослыми и хорошо сложенными людьми. Они являлись индоевропейцами. Индоевропейская общность сформировалась в энеолите и бронзовом веке и включает в себя предков многих современных народов Евразии.
К индоевропейцам относятся и племена катакомбной культуры. Племена этой культуры сменили древнеямников и существовали на обширных просторах Левобережной Украины в ХХП-ХVП вв. до н.э. В Приазовье древнеямные и катакомбные племена некоторое время сосуществуют. Хозяйство катакомбников было во многом такое же, как и у предшественников. Быт и образ жизни был таким же пастушеским. Редкие поселения известны только в лесостепи. Одно из них найдено в Славяногорске. В степи сохранились только подкурганные захоронения. В Донецкой области исследовано около 500 катакомбных могил. Особенно много их в Славянском и Артемовском районах. По погребальным сооружениям и инвентарю хорошо видна социальная и имущественная дифференциация общества. У некоторых воинов, погребенных в катакомбах, находят особые символы власти в виде сверленых булав из дорогого привозного камня. Выделяются также погребения ремесленников, мастеров-металлургов, скорняков и др.
В XV в. до н.э. ситуация в степи и лесостепи резко меняется. Из далекого Поволжья на Левобережную Украину и в Подонье пришли многочисленные ираноязычные племена так называемой срубной археологической культуры. Они полностью освоили донецкие земли. Экономика срубного общества была основана на комплексном земледельческо-животноводческом хозяйстве. Земледелие было преимущественно мотыжным. Основной сельскохозяйственной культурой был ячмень. Животноводство срубных племен было в основном придомным. В теплое время года скот свободно выпасался вокруг поселков, зимой содержался в загонах или в жилищах людей. Разводили в основном быков и овец. Часть продуктов давали охота и рыболовство. Земледельческо-скотоводческая экономика определила оседлый образ жизни срубных племен. Они проживали в больших поселках, расположенных на берегах рек и балок. Жилища имели вид полуземлянок и углублялись в грунт на 1,0-1,2 метра.